Кто такой фаталист в романе герой нашего времени?

9 ответов на вопрос “Кто такой фаталист в романе герой нашего времени?”

  1. Bolar Ответить

    «Фаталист» – пожалуй, самая загадочная часть романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
    Многие читатели склонны видеть фаталиста в Вуличе, соглашаясь в этом с Печориным. Примечательно другое: Григорий Александрович предсказывает гибель героя (говоря, что видит печать смерти на его лице).
    Одна из главных идей Ф.М. Достоевского – идея двойника – впервые прозвучала именно в знаменитом лермонтовском романе. В Печорине словно живут три человека: Вернер, Вулич и он сам. Интеллектуальный двойник – Вернер. Эмоциональные двойники – Грушницкий и Вулич, но Грушницкий – двойник комический, пародия. Вулич – трагический двойник. Именно идея двойника отличает сюжетное действие «Фаталиста» от других частей романа. Впервые здесь главным героем является не Печорин, не он в центре событий.
    Новелла «Фаталист» начинается очень похоже на «Пиковую даму» А.С. Пушкина. Разговор идет о судьбе и предназначении жизни. Некоторые люди думают, что этого предопределения нет и быть не может, иначе зачем даны воля и рассудок?! И поэтому Вулич решается на свой поступок. А ведь это нелегко – поднести к виску заряженный пистолет и выстрелить. Далеко не каждый на подобное способен. Печорин с Вуличем похожи решительностью и прямотой. Подлинный фаталист верит в судьбу безоговорочно, безо всяких сомнений.
    Печорин, нимало не задумываясь, бросает вызов Вуличу, не боясь последствий. Он не любит людей, похожих на него самого, зато любит противоречить и доказывать что-либо сам себе. Главный герой романа – натура деятельная, он экспериментатор. Вулич тоже экспериментирует, причем сам на себе. Если бы он был истинным фаталистом, в нем не было бы признаков тайного страха и внутренней борьбы. Едва Печорин говорит ему о смерти, как тот смущается. М.Ю. Лермонтов использует разные формы анализа, чтобы лучше раскрыть характеры героев. Человек в понятии автора в принципе неоднозначен, однако в портрете Вулича мы видим определенное сходство с Печориным. Он, как и Григорий Александрович, мучается отчаянием и усталостью от жизни. Если у человека нет смысла жизни, он не может жить…
    Вулич по складу характера – типичный скептик. Позже Л.Н. Толстой докажет, что, как правило, скептиками люди бывают чаще всего в возрасте 13-14 лет. Скептицизм – своего рода форма защиты до тех пор, пока человек не определится со смыслом своей жизни. Видимо, поэтому Вулич и играет, спасаясь от пустоты и жуткого вопроса о необходимости смысла существования. Играть нужно с увеличением риска, а иначе неинтересно. Чем выше ставка, тем выше наслаждение. Так что поступок Вулича – тоже игра, но уже игра со смертью. Герою доставляет неизъяснимое удовольствие как бы выиграть это пари.
    Но ключевой момент повествования – пророческое чувство у Печорина. Он видел печать смерти на лице Вулича и, как стало ясно позже, не обманулся в своих предчувствиях. Правда, непонятно, как человек может распознать чувства другого, да еще и предсказать тому неминуемую гибель…
    В экстремальных ситуациях (скажем, в сражении) человек покоряется инстинкту самосохранения. Но даже у сильных людей могут быть минуты беспомощности и страха. И тогда человек погибнет, если вовремя не опомнится. Именно это угадал главный герой еще до того, как Вулич решился выстрелить в висок. В минуту той самой слабости Вуличу важно было проверить, есть ли расположение свыше, есть ли роковое предопределение? Печорин четко осознает, что люди, неоднократно рисковавшие жизнью и верящие в судьбу, были счастливы, чувствуя «неизменную» поддержку фортуны. А нынешнее поколение не способно не только реально мыслить, но и просто бороться с судьбой. Нет, Вулич не фаталист. Жажда жизни есть в нем, как и в Печорине, он так же боится смерти. Самодовольство – первый признак поражения лермонтовских героев. Как и в случае с Грушницким, напряжение вокруг Вулича возрастает после слов о его самодовольстве. Один неверный шаг – и смерть. В гибели Вулича можно заметить как трагедию человека, оставшегося без Бога, так и трагедию игры, а не жизни.
    Печорин смертельно рискует, даже узнав о смерти Вулича. Возможно, он бросается в окно, руководствуясь жалостью к матери убийцы, так как ему было очень ее жаль. Но что-то, воля ваша, это не укладывается в образ героя… Печорин действовал не из жалости! Это все-таки не то чувство, которое побуждает людей всерьез рисковать своей жизнью. По сути, Печорин, как и Вулич, решает испытать свою судьбу.
    Новелла «Фаталист» дает почву для размышлений, в очередной раз подчеркивая неразгаданную философскую суть романа. По окончании «Княжны Мери» некоторые читатели могут назвать Печорина подлецом. А Лермонтову явно не хотелось, чтоб его героя осудили бы так однозначно. Своим мужественным – не сказать «добрым» —  поступком Печорин как бы оправдывает себя за все причиненное зло. Именно таким образом автор хочет снять с Печорина всю личностную ответственность, пытаясь защитить Печорина за счет поколения…
    Как следует из рассуждений, изложенных выше, ни герой нашего времени, ни его литературный родитель истинными фаталистами не являются. Печорин неоднократно задумывается о смысле своей жизни, искушая судьбу едва ли не при всяком удобном случае. Да и Лермонтов, при всем своем трагическом мироощущении, неоднократно испытывал расположение госпожи удачи – роковая дуэль была для него последней, но не единственной…
    «Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? С тех пор, как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!» Своего рода комплекс Бога, видимо… Проверка терпения высших сил.
    Каково значение «Журнала Печорина» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?
    Тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

  2. Nightcliff Ответить

    Роман Лермонтова «Герой нашего времени» по праву называют не только социально-психологическим, но и нравственно-философским. Вопрос о свободе воли и предопределении, о роли судьбы в жизни человека так или иначе рассматривается во всех час­тях романа. Но развернутый ответ на него дается лишь в заключи­тельной части — философской повести «Фаталист», которая играет роль своеобразного эпилога.
    Фаталист — человек, верящий в предопределенность всех собы­тий в жизни, в неотвратимость судьбы, рока, фатума. В духе своего времени, подвергающего пересмотру коренные вопросы человеческо­го существования, Печорин пытается решить, предопределено ли высшей волей назначение человека или он сам определяет законы жизни и следует им.
    По мере развития действия повести Печорин получает троекрат­ное подтверждение существования предопределения, судьбы. Офицер
    Вулич, с которым герой заключает рискованное пари, не смог застрелиться, хотя пистолет был заряжен. Затем Вулич все-таки погибает от руки пьяного казака, и в этом Печорин не видит ничего удивительно­го, поскольку еще во время спора заметил «печать смерти» на его ли­це. И наконец, сам Печорин испытывает судьбу, решаясь разоружить пьяного казака, убийцу Вулича. «…У меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу», — говорит Печорин.
    Каков же ответ «героя времени», а вместе с ним и самого писате­ля, на этот сложнейший вопрос? Вывод Печорина звучит так: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает реши­тельности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда сме­лее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». Как видим, несо­стоявшийся фаталист обернулся своей противоположностью. Если он и готов признать, что предопределение существует, то отнюдь не в ущерб активности поведения человека: быть просто игрушкой в руках судьбы, по мнению Печорина, унизительно.
    Лермонтов дает именно такое толкование проблемы, не отвечая однозначно на мучивший философов того времени вопрос. Кажется, в повести, завершающей роман, нет решения проблемы судьбы. Но по­казав, что герой, высказывающий мысли о возможности существова­ния предопределения, во всех ситуациях предпочитает действовать как человек, наделенный свободой воли, Лермонтов, по сути, показы­вает путь решения.

  3. супер няша тв Ответить

    Весь роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать фатальным. Но только последняя глава называется «Фаталист» . Вообще, не одна из глав всего произведения не связана с другой, и в этом тоже можно усмотреть некую фатальность. Печорин проживает как будто множество жизней: в «Бэле» похищает Бэлу, в «Княжне Мери» убивает Грушницкого, а в «Фаталисте» сам оказывается на волосок от смерти. Но эта несвязанность видна только на первый взгляд. Замысел всего романа таков, что показывает нам Печорина в разных ситуациях и в разных местах, во взаимоотношениях с разными людьми. Где-то он находит себе подобных, где-то полных антиподов.
    В «Фаталисте» Лермонтов сталкивает Печорина с Вуличем. Вулич – страстный игрок, немногословен и «никому не поверяет своих душевных тайн» . Мы видим, что даже в пылу сражения он не изменяет своей страсти и продолжает играть, как будто сидит за карточным столом. Печорин – это «лишний человек» , так условились называть его литературоведы, это и понятно, он скитается по свету и нигде не находит себе пристанища. В «Фаталисте» чувства отверженности его проявляются наиболее остро. Непонятно, кого здесь считать фаталистом, самого Печорина или Вулича, решившего поставить ужасный эксперимент и проверить правильность мусульманского поверья. В чем-то они, эти два фаталиста, похожи. Каждый волен иметь свою точку зрения на предмет фатальности тех или иных событий. Нас же больше занимает вопрос, уже обозначенный вначале: кто больший фаталист, Печорин или Вулич? Думается, что все же Печорин. Вулич принес смерть только себе, Печорин, как уже упоминалось, погубил множество жизней; он – не фаталист, он – сам фатум, рок, судьба. Он знал, что столкнется с Грушницким на узкой дорожке, знал, что умрет Вулич, и в этом мы снова видим романтические черты лермонтовского романа. Печорин – прагматик, но, вместе с тем, и романтик, и чувства ему не чужды. Его фатальная любовь к Вере, тоже своего рода предопределение.

  4. Aralhala Ответить

    Место личности в обществе всегда волновали писателей и поэтов разных эпох. Множество произведений посвящено этой теме. Примеры поиска ответа на поставленный вопрос прослеживаются в творчестве М.Ю.Лермонтова. Роман «Герой нашего времени» не исключение.
    Главный герой романа Печорин ищет смысл жизни, он постоянно испытывает судьбу и никак не может определиться со своим местом в обществе. Роман состоит из пяти частей, последняя из которых Фаталист подводит итог всего повествования. Все главы романа представляют собой отдельную сюжетную линию их можно рассматривать как самостоятельные произведения. Объединяют их всех главное действующее лицо.
    К завершающей части романа Лермонтов последовательно приводит читателя предыдущими главами, в которых дается возможность понять характер и нравственный образ героя. Логическим завершением повествования стало философский-нравственные рассуждения Печорина о смысле жизни и оправданием его поступков. На первый взгляд умный человек, герой полностью полагается на судьбу. Он считает, что жизненный путь человека продиктован роком и изменить его нельзя.
    Глава состоит классически из экспозиции, основной части и финала. Начинается она со спора между офицерами о закономерности судеб. Условно спор ставит перед автором задачу показать предопределен ли судьбой смертный час человека, ответственен ли герой за свои безрассудные поступки, играя со смертью. Вулич пытается доказать Григорию о реальном существовании фатума, на спор он выхватывает первый попавшийся пистолет и стреляет себе в голову. Пистолет дал осечку, что , по его мнению, ясно доказывает существование рока. Печорин же в выстреле увидел приближающуюся смерть Вулича, но тот выстрелил еще раз, тем самым показав напрасные предостережения героя.
    Когда же Печорин узнает о гибели офицера от руки пьяного казака, он вновь подтверждает свое убеждение о существовании знаков судьбы, независимо от поведения человека и его поступков. Отличие главного героя от погибшего друга –это не без цельная его игра со смертью.
    Основная часть главы «Фаталист» – проверка главным героем своей судьбы. Он , находясь на волоске от смерти, под прицельными выстрелами убийцы друга смог обезвредить преступника. Вот опять фортуна повернулась лицом в Григорию, который стал задумываться над тем стоит ли рисковать жизнью без причин и все ли зависит от судьбы.
    Финальная часть романа- размышление героя о своей жизни, которая прошла без цели и разменивалась по пустякам. Печорин оказался лишним человеком для общества того времени , он это понимает, душа его пустота.
    Интересен кольцевой прием , используемый М.Ю.Лермонтовым в идейно-сюжетной линии произведения. Роман заканчивается там же где начинался в крепости. Автор словно подчеркивает возможность повторного развития события.
    Глава «Фаталист»- посвящение новому поколению. В ней Лермонтов показывает свое отношение к герою, мастерски выстраивая сюжет и поводя его к философской теории Печорина. Возможно неоднозначное отношение читателя к главному герою, но ясно одно Лермонтов – психолог души человеческой.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *