Кто такой it специалист и чем он занимается?

18 ответов на вопрос “Кто такой it специалист и чем он занимается?”

  1. vovan0ltd Ответить

    К разработке информационных технологий ученые приступили еще в середине двадцатого века, когда возникла потребность в автоматизации обработки, систематизации и хранении информации, поскольку классические источники (библиотека, периодические издания) уже не справлялись с этой задачей в полной мере.
    Кстати, в настоящее время библиотечное дело тоже не обходится без использования технического обеспечения: расширяется сеть электронных библиотек, древние рукописи и архивы заносятся в электронные картотеки и дублируются в цифровом варианте. Это делает редкие издания более доступными для широких масс, в то время как доступ к оригинальным источникам по-прежнему остается очень ограниченным.

    Первые ЭВМ (электронно-вычислительные машины), появившиеся в конце шестидесятых годов прошлого века, уже канули в прошлое. Эта техника записывала информацию на перфоленты, длинные полосы бумаги с точечным рисунком. Но такую информацию тоже необходимо было как-то хранить. С начала 60-х годов человечество начало активно использовать магнитные записи, сотовую связь, а к концу 90-х годов появились жесткие диски, записывающие информацию на языке цифр. Для обработки информации потребовались люди, умеющие создавать команды (программы) для машин, а также специалисты, создающие искусственный интеллект.
    Так появилось целое семейство профессий, которые объединены одним названием IT-специалист: программист, системный аналитик, системный архитектор, специалист по системному администрированию, специалист по информационным системам, специалист по защите информации, оператор ПК, менеджер информационных технологий, администратор баз данных, Web-мастер и т.д.
    Сегодня информационные технологии широко используются для коммуникации, в сфере управления, банковском деле, на их основе разрабатываются и внедряются образовательные программы, георазведка и добыча ресурсов, высокие технологии необходимы в современной промышленности, медицине, обеспечении безопасности. Сферы применения информационных технологий в самых разных отраслях постепенно расширяются, и это прямо указывает на постоянную и увеличивающуюся потребность в услугах IT-специалистов, а значит можно смело говорить, что это профессия будущего.

    Какими личностными качествами должен обладать IT-специалист?

    Чтобы стать востребованным IT-специалистом, необходимо иметь, прежде всего, высокий базовый уровень подготовки по таким дисциплинам как математика и английский язык. Такое требование обусловлено тем, что все компьютерные программы записаны на языке цифр, при этом для их создания используется международный язык, английский.

    Также будущий IT-специалист должен:
    обладать хорошей памятью;
    уметь находить логическую взаимосвязь;
    проявлять нестандартные подходы к решению различных задач;
    быть усидчивым и внимательным;
    иметь склонность к самоорганизации;
    уметь работать в команде;
    проявлять инициативу.
    Подчеркнем, что перечисленные требования – это только “программа “Минимум”.
    Чтобы реализовать себя в одном из профильных направлений информационных технологий, нередко требуются и определенные творческие способности: художественный вкус, способности к творчеству, увлеченность той сферой деятельности, для которой разрабатывается программа.

    Преимущества профессии IT-специалист

    Считается, что у каждой работы должно быть, как минимум, три преимущества, которые и являются стимулом для того, чтобы заняться ею. Профессия IT-специалист имеет такие преимущества:
    Каждый человек стремится идти в ногу со временем, занимаясь саморазвитием, повышением образования, расширением кругозора. Но для этого, чаще всего, требуется специально выделять свободное от работы время. IT-специалист имеет возможность повышать свой интеллектуальный уровень без отрыва от производства, поскольку это является и его прямой обязанностью.
    Поскольку трудовая деятельность IT-специалиста является интеллектуальной, то, благодаря тем же технологиям, он может осуществлять ее, находясь на большом расстоянии от непосредственного места работы (то есть, удаленно).
    Нельзя не отметить востребованность профессии и достаточно высокий уровень зарплат (причем как в частном бизнесе, так и в государственной системе). Согласно статистическим данным, эта профессия отмечается ежегодным приростом заработной платы на 10-16%, которая часто выплачивается в долларовом эквиваленте.
    Кроме того, все еще сохраняющийся дефицит кадров в области ИТ-технологий позволяет легко решать вопросы с трудоустройством, в то время как у специалистов других профессий поиск свободных вакансий связан с большими сложностями. Такая тенденция будет сохраняться достаточно долго, потому что подготовка специалистов в сфере обеспечения технологий пока заметно отстает от возрастающего спроса на их услуги.

    Недостатки профессии IT-специалист

    Не секрет, что даже самые умные машины иногда выходят из строя и требуют вмешательства человека, который способен наладить их работу – ИТ-специалиста. Ну а поскольку машины пока еще не научились определять, рабочее сейчас время или выходной, то ломаются они в любое время суток. А это значит, что такая профессия чаще всего связана с ненормированным рабочим графиком, что, конечно же, часто нарушает личные планы.
    К недостаткам профессии ИТ-специалист также можно отнести постоянные и высокие умственные нагрузки, что отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии и нормальных функциях нервной системы. Поэтому, выбирая профессию, человек должен уметь правильно организовать режим труда и отдыха, несмотря на ненормированный график.
    Не стоит забывать и о негативном влиянии профессиональной деятельности на здоровье: постоянные и очень высокие зрительные нагрузки требуют внимательного отношения к органам зрения, а “сидячий” образ жизни часто приводит к проблемам с лишним весом и опорно-двигательным аппаратом.

    Где можно получить профессию IT-специалист?

  2. s2r Ответить

    Профессия «IT-специалист» на рынке труда России

    По статистике популярных сайтов работы за последние 30 дней в России открыты 80 978 вакансий по 31 должности профессии «IT-специалист» с указанием заработной платы.
    Заработная плата
    Средняя – 72 000
    Минимальная – 19 600
    Максимальная – 516 100
    Максимальное количество вакансий по должностям
    Консультант 1с (7 844 вакансии)
    Консультант sap (7 844 вакансии)
    Консультант по внедрению (7 844 вакансии)
    Системный администратор (7 193 вакансии)
    Web администратор (4 686 вакансий)
    Менеджер по it (3 877 вакансий)
    Менеджер информационного отдела (3 877 вакансий)
    Системный инженер (3 395 вакансий)
    Программист стажер (2 859 вакансий)
    Специалист по it (2 752 вакансии)
    Web инженер (2 210 вакансий)
    Директор по it (2 131 вакансия)
    Программист (1 967 вакансий)
    Системный программист (1 967 вакансий)
    Программист java (1 967 вакансий)
    Программист c# (1 967 вакансий)
    Программист php (1 967 вакансий)
    Программист c (1 967 вакансий)
    Программист oracle (1 967 вакансий)
    Ведущий инженер программист (1 224 вакансии)
    Ведущий программист 1c (1 224 вакансии)
    Инженер программист (1 195 вакансий)
    Инженер программист 1с (1 195 вакансий)
    Программист sql (1 195 вакансий)
    Программист 1c (1 195 вакансий)
    Senior developer (1 195 вакансий)
    Программист sharepoint (1 195 вакансий)
    Системный аналитик (586 вакансий)
    Тестировщик по (431 вакансия)
    Web мастер (54 вакансии)
    Системный архитектор (8 вакансий)
    Еще 26

  3. SizorCloud Ответить

    Интернет не атакует, он давно завоевал планету. Глобальная сеть не накрыла разве что самые отдалённые уголки Земли, но и им недолго держать оборону. Развитие IT-технологий затронуло и профессиональную деятельность, породив множество профессий, имеющих непосредственное отношение к информационным технологиям. Предлагаем ознакомиться со списком профессий в IT сфере. Возможно, что-то идеально подходит именно вам.
    Для удобства указываем IT-профессии 21 века с разбивкой по направлениям, а не единым списком. Хотя, конечно, разделение довольно условное, многие профессии могут относиться сразу к нескольким сферам, а некоторые функции разных специалистов настолько тесно связаны друг с другом, что вполне могут выполняться одним и тем же человеком.

    Продвижение, оптимизация, маркетинг

    В разделе представлены наиболее распространённые и востребованные профессии в сфере интернет-маркетинга, а также продвижения продуктов IT-индустрии.

    Web-программист отвечает за разработку интернет-ресурса. Это одно из главных лиц интернет-маркетинга, без его знаний и умений было бы невозможно воплотить в жизнь идеи создателей проекта. В отличие от маркетологов и дизайнеров, которые должны придумать, что должен представлять собой сайт, web-программисту необходимо продумать, как это можно осуществить и, собственно, воплотить идеи в жизнь.
    SEO-специалист отвечает за оптимизацию сайта с целью его продвижения в поисковых системах. Результатом хорошей работы сеошника является высокое место в поисковой выдаче, рост количества внешних переходов, улучшение поведенческих факторов и всё то, что в конечном счёте приводит к росту прибыльности проекта за счёт продвижения в Сети.
    SMM-специалист прикладывает усилия для раскрутки бренда или продукта в социальных сетях, привлекая различными средствами подписчиков и пассивных распространителей информации посредством репостов и лайков. Он же отвечает за активное взаимодействие с пользователями социалок.
    Контент-менеджер — редактор сайта в широком смысле, отвечающий за наполнение и информационную составляющую ресурса. Курирует работу копирайтеров, редакторов, корректоров, взаимодействует с дизайнерами и верстальщиками. В задачи контент-менеджера входит оперативное отслеживание изменений пользовательских интересов, а также новых веяний в информационном пространстве.
    Копирайтер — автор текстового контента, работающий в связке с контент-менеджером. Тексты должны отвечать ряду требований: соответствовать заданной тематике, характеру целевой аудитории, содержать ключевые фразы, быть уникальными и отвечать технических параметрам, установленным заказчиком.
    Линкбилдер формирует ссылочный профиль сайта, отвечая за рост трафика.
    Link-менеджер специализируется на покупке, продаже и обмене ссылками с целью эффективного продвижения интернет-ресурсов.
    Web-аналитик собирает и анализирует данные о поведении посетителей интернет-сайта, полученная с его помощью информация позволяет внести коррективы в работу ресурса с целью повышения эффективности продвижения. По сути, этот специалист оценивает качество действий SEO-специалиста и других участников команды, которые трудятся на благо владельца сайта.
    Юзабилист делает жизнь пользователя на сайте максимально комфортной. С его помощью качество ресурса и отдача от его функционирования увеличиваются за счёт проработки наиболее удобного интерфейса.
    Верстальщик воплощает в реальность идеи по внешнему гармоничному наполнению сайта контентом.
    Модератор (форума, сайта, группы в социальных сетях) следит за корректным общением посетителей, соответствующим утверждённым правилам площадки или группы, отвечает за блокировку и разблокировку аккаунтов, удаление комментариев и постов, нарушающих правила взаимодействия между пользователями.
    Таргетолог привлекает внимание пользователей к бренду или продукту с помощью грамотной настройки таргетинговой рекламы за счёт показа информации целевой аудитории.
    Контекстолог — специалист контекстной рекламы, работа которого основана на формировании семантического ядра, составлении рекламных объявлений и настройки кампании по продвижению.
    IT-евангелист занимается активным продвижением IT-продуктов в широкие массы. Его задача — эффективное пропагандирование решений из мира информационных технологий с целью повсеместного внедрения их в нашу жизнь и создание. Такой проповедник религии IT.

    Разработка, проектирование

    В раздел включены специалисты, которые занимаются разработкой различных программ, ПО, систем и т. д.

    Тимлид — руководитель команды разработки IT-продукта. Взаимодействует с заказчиком и конечными исполнителями, являясь связующим звеном между ними. Отвечает за весь процесс разработки.
    Front-end разработчик — специализируется на разработке интерфейса пользователя. Продуктом его деятельности является та часть сайта, которую пользователи видят в браузере.
    Back-end разработчик — антипод front-end разработчика, занимается разработкой внутренней части сайта или приложения.
    Embedded-программист — осуществляет разработку, создание и внедрение ПО, включая тестирование на каждом этапе.
    QA-инженер — специалист, проводящий тестирование проекта на всём этапе его разработки с целью оперативного обнаружения ошибок и отклонений от заданного курса и своевременной корректировки процесса разработки.
    Тестировщик программного обеспечения контролирует соответствие готового решения предварительному плану, проверяет качество продукта после реализации проекта.
    Разработчик баз данных, помимо непосредственно разработки, внедряет, обслуживает и модернизирует их.
    Системный аналитик автоматизирует процессы, связанные с разработкой программного обеспечения с момента технической постановки задачи до устранения ошибок, выявленных в процессе тестирования на этапе разработки.
    Гейм-девелопер, или gamedev — гуру игрового мира. В его компетенцию входит разработка и создание игровой вселенной: написание кода, разработка визуальной составляющей, утверждение концепции, управление всем процессом создания игры и проч.
    Программист разрабатывает программное обеспечение для операционных систем, которое отвечает определённым требованиям и задачам, установленным заказчиком. В зависимости от узкой специализации, используемых алгоритмов в работе и языка программирования выделяют программистов Ruby, Java, C#, 1C и т. д.
    Мобильный разработчик
    Android-разработчик ведает всей кухней приложений и ПО устройств на Android. Специалист осуществляет разработку, тестирование, внедрение, модернизацию, исправление ошибок, обновление продуктов.
    iOS-разработчик — разрабатывает, тестирует, внедряет, корректирует и обновляет ПО и приложения для гаджетов на платформе iOS.

    Дизайн, графика, анимация

    Раздел включает список творческих профессий в IT.

    Game-дизайнер держит ответ за всю внешнюю составляющую компьютерной игры. Удобный и функциональны интерфейс, уникальные персонажи, локации, артефакты — всё это создаёт гейм-дизайнер.
    3D-аниматор – создатель изображений (как статичных, так и динамичных) в технике 3D-анимации, который не только «рисует», но и оживляет 3D-мир.
    Flash-аниматор — художник, который «рисует» анимированные игры, ролики, заставки и другие объекты с помощью Macro Media Flash — программы для создания анимации.
    Художник компьютерной графики занимается созданием изображений с использованием средств электронных графических редакторов.
    Продуктовый дизайнер отвечает не только за красоту, но и удобство сайта, программы или приложения. Его задача заключается в том, чтобы продукт был привлекательным и функциональным одновременно.
    Web-дизайнер — художник интернет-проекта, отвечает за привлекательность его «интерьера». Работает в тесной связке с web-разработчиками и службами интернет-маркетинга.
    UX-дизайнер создаёт удобный для пользователей дизайн, упрощающий процесс использования сайта.

    Администрирование на предприятии

    В той или иной мере к администрированию имеют отношение многие специалисты. Перечислим наиболее распространённые профессии, задействованные в компаниях с целью эффективного функционирования систем автоматизации.

    ERP-программист создаёт систему управления ресурсами компании, занимается её внедрением, модернизацией в соответствии с особенностями конкретного предприятия или бизнеса, следит за корректным функционированием. С помощью ERP-систем весь процесс взаимодействия между отделами и сотрудниками компании автоматизируется и объединяется в рамках единого решения. Зачастую ERP-программист выступает и в качестве ERP-консультанта, но изначально это разные специалисты.
    Корпоративный архитектор разрабатывает структуру корпоративного ПО с момента проектирования до контроля процесса установки и эксплуатации. Специалист отвечает за полное соответствие готового продукта и его функционирования изначальному проектному плану.
    Архитектор баз данных отвечает за выбор, внедрение и доработку программного продукта в соответствии с поставленной задачей, следит за выполнением процессов, связанных с функционированием баз данных, осуществляет планирование и контроль деятельности команды, работающей с БД. В его же обязанности входит обеспечение безопасности баз данных.
    Администратор баз данных обслуживает эти самые базы и отвечает за их корректное наполнение и использование.
    Администратор сайта ведёт оперативный контроль за работой ресурса, отслеживая возможные ошибки, сбои в системе, а также попытки кибератак, отвечая за безопасность сайта и его пользователей.
    Специалист по кибербезопасности несёт ответственность за своевременное проведение профилактических мер по защите системы в целом и её отдельных продуктов или эффективное оперативное устранение последствий взлома.
    Системный администратор отвечает за бесперебойную работу всех компьютеров и сетей, функционирующих внутри компании, своевременное обновление систем и установленного ПО.
    Системный инженер разрабатывает системные решения, отвечает за их успешное внедрение, развитие, функционирование, а также проводит подготовку персонала для корректной и эффективной работы с системой.
    Системный программист прописывает системный софт и занимается разработкой системного ПО.

    Прикладные технологии в сфере IT

    В список профессий, связанных с IT-технологиями и другими, обычно научными, дисциплинами входят такие, как агроинформатик, биоинформатик, специалист в области нейролингвистического программирования. Перечислять можно бесконечно, новые профессии, возникающие на стыке IT и других сфер деятельности, призванные облегчить жизнь узких специалистов в той или иной области за счёт средств информационных технологий, появляются чуть ли не ежедневно.

    Стоит отметить, что мир IT — весьма обширен и разнообразен. Кроме того, он активно развивается, подчиняя себе едва ли не всё вокруг. Тенденция к развитию робототехники и искусственного интеллекта повлияла и на профессиональную среду, регулярно создавая новые профессии, связанные с IT-технологиями, так что их список будет пополняться регулярно. Выбирая сферу деятельности, в которой вы планируете достичь карьерных вершин и достойного заработка, рекомендуем выбрать одну из IT-профессий. Совершенно точно, что в ближайшие десятилетия сфера продолжит активно развиваться, предоставляя неплохие возможности IT-специалистам различных направлений.
    А в какой профессии вы планируете развиваться, чтобы быть востребованным и высокооплачиваемым специалистом?

  4. RomanGeorg Ответить

    Если проанализировать ситуацию на рынке труда, которая наблюдается в последние несколько лет, то стоит отметить, что специалисты в сфере программного обеспечения и компьютерных технологий востребованы всегда. И почти со сто процентной гарантией можно сказать, что такая ситуация и останется на рынке труда в ближайшие несколько десятилетий. Так как сфера информационных технологий относится к числу наиболее стабильных сфер.
    Ну, а чтобы быть конкурентоспособным, работнику необходимо осваивать одновременно несколько направлений. Например, это программист с навыками работы web-дизайнером.
    Хотелось бы отметить, что основным плюсом профессии IT-специалист является довольно высокий уровень оплаты труда.

    Где обучают IT-специалистов?

    Сегодня освоить профессию можно на факультетах информационных и компьютерных технологий, которые имеются практически во всех технических ВУЗах. Но в высших учебных заведениях предложат следующие специализации и направления:
    Компьютерная инженерия;
    Программная инженерия;
    Безопасность информационных и коммуникационных систем и средств;
    Системный анализ, управление и обработка информации, прочие специализации.

    Чем занимается сотрудник?

    Все вышеуказанные направления можно отнести к профессии IT-специалист. Обращаем ваше внимание, что в зависимости от сферы деятельности компании, определяются и с должностными обязанностями, которые будет  выполнять конкретный IT-специалист.
    Например, многие современные компании нуждаются в специалистах, которые привлекаются для организации эффективной работы всех компьютерных систем, создания электронного документооборота. К числу такого рода специалистов относят и операторов 1С, которые осуществляют техническую поддержку работы всех компонентов и конфигураций вышеуказанного программного обеспечения.
    А вот в компаниях, которые работают в сфере web-дизайна, создания и продвижения сайтов, IT-специалисты занимаются разработкой и технической поддержкой конкретного интернет-ресурса, модерируют его, структурируют и наполняют его, прочее.

  5. d_mikhaylov Ответить


    На современном этапе развития промышленной разработки программного обеспечения можно наблюдать многообразие производственных ролей. Их число растет, классификация усложняется с каждым годом, и, естественно, усложняются процессы подбора специалистов и работы с кадровым потенциалом. Информационные технологии (ИТ) – это сфера высококвалифицированных трудовых ресурсов и кадрового дефицита. Здесь процесс выращивания кадров, необходимость планомерной работы с кадровым потенциалом бывают значительно эффективнее прямого подбора с помощью интернет-ресурсов.
    В статье рассматриваются вопросы, актуальные для специалистов по работе с персоналом ИТ-компаний: причинно-следственные связи в эволюции производственных ролей, последствия неверного толкования содержания ролей для кадровой работы в целом, а также возможные варианты повышения эффективности подбора специалистов.

    ИТ-производство для непосвященных

    Кто есть кто в ИТ – эта тема для дискуссий на разных площадках. Она существует столько же, сколько вообще вся ИТ-индустрия, то есть с появления на потребительском рынке первых компаний-разработчиков софта в начале 90-х годов прошлого века. И столько же времени отсутствует единый взгляд на этот вопрос, что создает затруднения и снижает эффективность кадровой работы. Попробуем в нём разобраться.
    Для меня тема производственных ролей в ИТ-сфере стала актуальна и интересна с момента моего прихода в ИТ-компанию. Мной было потрачено много времени и нервной энергии на то, чтобы разобраться в производственном процессе. Эти затраты превысили мои ожидания и затраты на адаптацию к процессам в других сферах: образовании, материальном производстве, малом бизнесе. У меня было понимание, что процессы сложны и непривычны, так как, в целом, человек более адаптирован к материальному миру, чем к виртуальному. Но было интуитивное сопротивление: казалось, что что-то тут не то, так не должно быть. Процесс адаптации занял, наверное, год, что, в моем понимании, просто космическая величина. В итоге у меня сложилось достаточно чёткое представление о ключевых ролях в ИТ-производстве.
    В настоящее время я продолжаю работать над этой темой, но уже на другом уровне. В роли руководителя центра разработки ИТ-компании мне часто приходится общаться со студентами, преподавателями вузов, абитуриентами, школьниками и другими желающими поучаствовать в создании ИТ-продукта в целях продвижения бренда работодателя на рынке труда новой территории (г. Ярославль). Это общение дается непросто в силу низкой информированности собеседников о том, как организован процесс разработки программного обеспечения (ПО), и, как следствие, непонимания ими предмета беседы. Через 5 – 10 минут диалога перестаешь получать обратную связь и начинаешь чувствовать себя иностранцем, речь которого требует перевода. Как правило, среди собеседников находится кто-то, подводящий черту в диалоге и озвучивающий народный миф из 90-х: «Всё равно, все айтишники – программисты». Источники возникновения мифа таковы:
    ИТ-отрасль бурно развивается, в этих условиях все основополагающие смыслы и принципы находятся на стадии формирования;
    в условиях неопределенности существовать сложно, поэтому человек старается облегчить себе понимание неизвестного, создавая мифы;
    человек более привычен к восприятию материального мира, нежели виртуального, в связи с чем ему сложно давать определение понятиям, находящимся за пределами его восприятия.
    Попытки борьбы с этим мифом иногда напоминают бой с ветряными мельницами, поскольку есть несколько аспектов проблемы, нуждающихся в проработке. Кадровому специалисту необходимо, во-первых, иметь четкую картину производственных ролей в ИТ-компании в идеальном и реальном воплощении, во-вторых, понимать, как и когда может быть наиболее эффективно задействован внутренний ресурс компании, в-третьих, какие реальные методы помогут повысить информированность участников рынка труда и будут способствовать развитию бренда работодателя. Рассмотрим эти аспекты подробнее.

    Жизненный цикл ПО как основа производственных ролей

    Не секрет, что в целом все производственные роли в любой ИТ-компании имеют в качестве источника жизненный цикл программного обеспечения. Поэтому, если ставить концептуальную задачу договориться о единстве восприятия этого вопроса в рамках всей ИТ-отрасли, надо опираться именно на жизненный цикл ПО как на принимаемую и однозначно понимаемую всеми смысловую основу. Обсуждение конкретных вариантов реализации вопроса о производственных ролях лежит в плоскости нашего творческого отношения к жизненному циклу программного обеспечения.
    Итак, рассмотрим этапы, которые включает в себя жизненный цикл ПО, на примере RUP-методологии. Они являются достаточно сформировавшимися звеньями в части содержания и терминологии. Производственный процесс всегда и везде начинается с бизнес-моделирования и формирования требований, а завершается (условно, конечно) консультированием пользователей и доработками программного обеспечения на основе «хотелок» пользователей.

    Если совершить исторический экскурс в конец прошлого века (как известно, это был период «островковой автоматизации»), то можно увидеть, что всем процессом создания ПО занимался программист-разработчик. Здесь корни мифа о том, что каждый айтишник – это программист.
    С усложнением производственных процессов, появлением интегрированных платформ и переходом к комплексной автоматизации предметных областей, с реинжинирингом бизнес-процессов становится неизбежным появление специализированных ролей, привязанных к этапам жизненного цикла. Вот так появляются аналитик, тестировщик и специалист техподдержки.

    Многообразие должностей на примере роли аналитика

    Аналитик (он же инженер-аналитик, он же постановщик, методолог, бизнес-аналитик, системный-аналитик и т.д.) помогает «подружиться» бизнес-задачам и технологиям их реализации. Описание постановки задачи для разработчика – так можно охарактеризовать основную функцию абстрактного аналитика. Он выступает связующим звеном между клиентом и разработчиком в процессах формирования требований, анализа и проектирования ПО. В реальных производственных условиях перечень функций аналитика определяется способом организации производства, квалификацией специалиста, спецификой моделируемой предметной области.

    Часть аналитиков находится ближе к клиенту. Это бизнес-аналитики (Business Analyst). Они глубоко понимают бизнес-процессы предметной области и сами являются экспертами автоматизируемых процессов. Очень важно наличие таких специалистов в штате предприятия, особенно при автоматизации методологически сложных предметных областей. В частности, для нас как автоматизаторов бюджетного процесса государства просто необходимо, чтобы среди аналитиков были эксперты предметной области. Это высококвалифицированные сотрудники с хорошим финансово-экономическим образованием и опытом работы в финансовых органах, желательно в роли ведущих специалистов. Крайне важен опыт работы не в ИТ-сфере, а именно в предметной области.
    Другая часть аналитиков более приближена к разработчикам. Это системные аналитики (System Analyst). Их основная задача — выявление, систематизация и анализ требований клиента на предмет возможности их удовлетворения, подготовка технических заданий и описание постановок задачи. Они разбираются не только в бизнес-процессах, но и в информационных технологиях, хорошо представляют возможности поставляемого клиенту программного обеспечения, обладают навыками проектирования и, соответственно, понимают, как лучше донести разработчику интересы клиента. Эти сотрудники обязательно имеют образование в сфере ИКТ и инженерно-технический склад ума, желательно — опыт работы в ИТ. При подборе таких специалистов явным плюсом будет наличие навыков проектирования с использованием современных инструментов.

    Еще одна разновидность аналитиков – технические писатели (Technical Writer). Они занимаются документированием в рамках процессов разработки программного обеспечения, готовят руководства пользователя и администратора, технологические инструкции, обучающие видеоматериалы и т.д. Их основаная задача – суметь донести до пользователей и других заинтересованных лиц информацию о работе программы, описать технически сложные вещи лаконично и понятно. Технические писатели, в своей массе, прекрасно владеют русским языком, при этом имеют техническое образование и аналитический склад ума. Для таких специалистов наибольшее значение имеют навыки составления понятных, грамотных, подробных технических текстов в соответствии со стандартами, а также знания и владение инструментами документирования.
    Таким образом, мы видим одну и ту же роль (и, кстати, должность в штатном расписании) – аналитик, но в разных ее конкретно-прикладных воплощениях. Поиск специалистов для каждого из них имеет свои особенности. Важно знать, что эти разновидности аналитиков должны обладать зачастую несовместимыми в одном человеке навыками и знаниями. Один – гуманитарий, склонный к аналитической работе с большими объемами текстовых документов, с развитой речью и коммуникабельностью, другой – «технарь» с инженерным мышлением и интересами в сфере ИТ.

    Берём со стороны или растим?

    Для крупного представителя ИТ-индустрии эффективность прямого подбора с интернет-ресурсов снижается по мере роста проектов. Происходит это, в частности, по следующим причинам: невозможна быстрая адаптация к сложным процессам внутри компании, скорость освоения специфических инструментов оказывается ниже скорости развития проекта. Поэтому HR-специалисту важно знать не только кого искать снаружи, но и как можно задействовать внутренние ресурсы компании, из кого и как вырастить специалиста.
    Для бизнес-аналитиков очень важен опыт работы внутри реальных процессов предметной области, поэтому их подбор «со стороны» более эффективен, нежели выращивание внутри компании. При этом HR-специалисту важно знать перечень организаций, которые могут быть источниками этого кадрового ресурса, и при подборе сосредоточиваться на поиске резюме из них.
    Для закрытия таких вакансий, как системный аналитик и архитектор ПО, напротив, процесс подготовки кадров внутри компании имеет огромное значение. Эти специалисты должен сформироваться в условиях действующей производственной среды и специфики конкретной организации. Системные аналитики (System Analyst) развиваются из бизнес-аналитиков (Business Analyst), технических писателей (Technical Writer) и инженеров техподдержки (Technical Support Engineer). Архитекторы ПО (Software Architect) — из проектировщиков (System Designer) и разработчиков ПО (Software Developer) по мере накопления опыта и расширения кругозора. Это обстоятельство позволяет HR-специалисту эффективно задействовать внутренние ресурсы компании.

    Пересечение, объединение и эволюция производственных ролей

    Есть еще один непростой с точки зрения реализации в производственном процессе вопрос – установление четких границ между ролями. На первый взгляд может показаться, что все очевидно: закончилось внедрение, подписали документы о вводе программного обеспечения в промышленную эксплуатацию и передали все в техподдержку. Все верно, однако часто возникают ситуации, когда клиент, по привычке находясь в тесном контакте с аналитиком и видя в нем «палочку-выручалочку», продолжает активно общаться с ним, несмотря на то, что и система уже внедрена, и формально идет этап сопровождения. Однако, с точки зрения клиента, кто же лучше и быстрее, чем аналитик, который вместе с ним ставил задачу, ответит на вопросы по работе с системой. И вот здесь встает вопрос о частичном дублировании ролей инженера техподдержки и аналитика. С течением времени все налаживается, клиент привыкает общаться со службой техподдержки, но в самом начале эксплуатации ПО такой «внутренний переход» не всегда получается выполнить без стрессов с обеих сторон.

    Пересечение ролей аналитика и инженера техподдержки возникает еще и тогда, когда поток требований на разработку идет в рамках этапа сопровождения. Возвращаясь к жизненному циклу ПО, мы видим несоответствие реальных производственных условий и формальных установок на то, что анализ требований и постановка задачи могут быть выполнены исключительно аналитиком. Специалисту по кадровой работе, безусловно, надо понимать идеальную картину ролей в рамках жизненного цикла ПО, они имеют четкие границы. Но в то же время обязательно следует иметь в виду, что возможно пересечение. При оценке знаний и навыков соискателя следует обращать внимание на наличие смежного опыта, то есть при поиске инженеров техподдержки вполне могут быть рассмотрены кандидаты с опытом аналитика и наоборот.
    Помимо пересечения часто наблюдается объединение производственных ролей. Например, бизнес-аналитик и технический писатель могут существовать в одном лице. Наличие архитектора ПО (Software Architect) обязательно в крупной промышленной разработке, в то время как совсем небольшие проекты могут обойтись без этой роли: там функции архитектора выполняют разработчики (Software Developer).
    Смена исторических периодов в подходах и технологиях разработки неизбежно приводит к тому, что жизненный цикл ПО тоже эволюционирует. Глобально, конечно, основные его этапы остаются неизменными, но происходит их детализация. Например, с переходом на Web-решения и ростом возможностей удаленной настройки появилась роль специалиста по настройке ПО. На раннем историческом этапе это были внедренцы, то есть инженеры, которые большую часть рабочего времени проводили на рабочих местах клиентов. Возросшие объемы и сложность ПО привели к появлению роли архитектора ПО (Software Architect). Требования к ускорению выпуска версий и повышению качества ПО способствовали развитию автоматизированного тестирования и появлению новой роли – QA-инженера (Quality Assurance Engineer) и т.д. Эволюция ролей на всех этапах организации производственного процесса значительным образом связана с развитием методов, технологий и инструментов.
    Итак, мы рассмотрели некоторые интересные моменты, касающиеся распределения производственных ролей внутри компании-разработчика ПО в контексте жизненного цикла ПО. Очевидно, что это взгляд изнутри, который специфичен для каждой компании. Для нас всех как участников рынка труда ИТ-отрасли и ответственных за продвижение бренда работодателя особенно важен будет и взгляд снаружи. И вот здесь существует большая проблема не только в поиске смыслов, но и в донесении этой информации до целевой аудитории.

    Чем плох «зоопарк» ИТ-должностей?

    Путаница в сознании HR-специалистов, организаторов производства и многообразие подходов приводят к очень широкому разнообразию, прямо «зоопарку» ИТ-должностей. Опыт собеседований и просто профессиональных контактов показывает, что часто у людей не бывает однозначного понимания смысловой нагрузки, которая должна следовать из названия должностей. Например, в нашей организации должности, включающие понятие «инженер-аналитик», предполагают, что это постановщик задач. Однако оказывается, что не везде это так: есть организации-разработчики, где инженер-аналитик – это внедренец. Совсем другое понимание, согласитесь?
    Во-первых, «зоопарк» ИТ-должностей, несомненно, снижает эффективность подбора персонала. Каждый работодатель при развитии и продвижении своего бренда хочет в краткой форме донести все смыслы, которые существуют в его производстве. И если он сам зачастую не может четко сказать, кто есть кто, естественно, что он будет транслировать во внешнюю среду неопределённость.
    Во-вторых, «зоопарк» ИТ-должностей создает огромные проблемы при подготовке и развитии ИТ-кадров. Каждая серьезная ИТ-компания, нацеленная на то, чтобы формировать и развивать кадровый потенциал, а не просто «доить» работные сайты, рано или чуть позднее встречается с необходимостью взаимодействия с учебными заведениями. Для высококвалифицированных ИТ-кадров, это сегмент вузов, притом лучших, как минимум находящихся в рейтинге ТОП-100.
    Проблема интеграции с вузами при выстраивании непрерывного процесса подготовки ИТ-специалистов состоит примерно наполовину в отсутствии у вузов понимания того, кто есть кто внутри ИТ-компании. Они имеют об этом очень поверхностное представление. Как правило, у вузов есть несколько специальностей со словом «информатика» в названиях, и часто бывает так, что при проведении ими приемной кампании опора делается на тезис о том, что все специальности по сути про одно и то же. И это выглядит так же, как если опираться на народный миф о том, что все айтишники – программисты.
    Опыт нашего тесного сотрудничества с вузами показывает, что специальность «Прикладная информатика (по отраслям)» поставляет нам кадры для отделов методологии и техподдержки, но никак не разработки. В то время как «Фундаментальная информатика», «Программная инженерия» готовят отличный кадровый ресурс для разработчиков. Чтобы не направить абитуриента изначально по непригодному для него пути, необходимо «рассеивать туман», который окружает ИТ-производство.

    Можно ли привести всё к общему знаменателю?

    Можно ли унифицировать производственные роли и прийти к единому пониманию их изнутри и снаружи компании?
    Конечно, можно и нужно, потому что накопленный коллективный опыт всех предприятий-разработчиков демонстрирует наличие общих, объединяющих концепций организации производственного процесса. Это следствие того, что все-таки есть однозначно всеми трактуемое понятие жизненного цикла ПО, и вновь появляющиеся производственные роли (DataScientist, QA-Engineer, MachineLearning Engineer и т.д.) являются следствием уточнения и развития жизненного цикла ПО как такового, происходящих с совершенствованием технологий и инструментов, а также с развитием и укрупнением бизнес-задач.
    В то же время, затруднительно унифицировать производственные роли, потому что ИТ – одна из самых молодых и бурно развивающихся отраслей экономики. В некотором смысле это хаос, из которого возникла вселенная. Четкая организационная структура здесь невозможна и неуместна, потому что ИТ – это интеллектуальная, но очень творческая сфера. С одной стороны, айтишник – это «физик»-интеллектуал с развитым алгоритмическим и математическим мышлением, с другой стороны, это «лирик»-творец, носитель и продвигатель идей. Он так же, как и художник, не имеет четкого плана написания картины, не может разложить образ на части, так как последний перестанет существовать. Он повелитель информационных процессов, которые сами по себе абстрактны, неосязаемы, трудноизмеримы, но стремительны.

    Пути построения эффективной кадровой работы в ИТ-производстве

    Итак, что важно знать HR-специалисту для построения эффективной кадровой работы в условиях многообразия ролей ИТ-производства.
    Во-первых, любой специалист по кадрам ИТ-компании должен иметь представление о той ситуации, которая характерна именно для его предприятия: кто и чем занимается, кто и как называется, и главное – какой смысл вкладывается в эти роли в условиях конкретного производства.
    Во-вторых, HR-специалист должен иметь гибкое представление о производственных ролях. То есть изначально у него формируется о них идеальное понимание, которое позволяет ему самому разобраться во всем. Затем обязательно должна быть реальная картина производства: где и в чем роли пересекаются, объединяются, какое восприятие этих ролей существует у производственных руководителей. Сложность для кадрового специалиста состоит в том, чтобы совместить в сознании реальную и идеальную ситуации, не пытаться насильно перестраивать процессы под идеальное их понимание, а помогать производству в удовлетворении потребности в ресурсах.
    В-третьих, обязательно следует иметь представление о возможных траекториях развития тех или иных специалистов: в каком случае может быть эффективен внешний подбор, а когда лучше вырастить сотрудника в своем коллективе, предоставив ему возможности для развития, какие качества кандидатов позволят им развиваться в конкретном направлении, какие из качеств не могут быть совместимы в одном человеке, что изначально важно для выбора траектории развития.
    В-четвертых, вернемся к тезису о том, что ИТ – это сфера высококвалифицированных кадров, где для более эффективной кадровой работы неизбежна ранняя интеграция с вузовской образовательной средой. В этой ситуации каждый HR-специалист должен развивать не только навыки прямого поиска, работы с анкетами и интервьюирования, но и обязательно ориентироваться в среде вузовской подготовки специалистов: какие вузы готовят кадры для компании, какие специальности внутри конкретных вузов закрывают кадровые потребности, и, что важно, кто за этим стоит, кто руководит и осуществляет подготовку специалистов в вузах.
    Таким образом, если целенаправленно развенчивать миф о том, что все айтишники – это программисты, необходимо проделать целый ряд шагов в этом направлении и обратить особое внимание на наши вузы, где закладываются основы восприятия будущей профессии. Другими словами, нужно постоянное взаимодействие с образовательной средой, например, с использованием современного формата совместной работы в коворкинг-центрах, «точках кипения», участия в образовательных интенсивах. Это позволит разрушить неверные представления об ИТ-предприятии, повысит эффективность кадровой работы и создаст условия для совместной деятельности при подготовке разных специалистов нашей отрасли.
    Выражаю благодарность коллегам, принявшим участие в подготовке и поддержке актуальности этой статьи: Валентине Вершининой и Юрию Крупину.

  6. [NGB]$T€N Ответить

    руководитель проектов. Обеспечивает слаженную работу верстальщиков, веб-дизайнеров, копирайтеров и их взаимодействие с заказчиком.
    разработчики приложений. Создают программы для мобильных устройств.
    специалисты по сетевым технологиям. Обеспечивают сетевое взаимодействие компьютеров компании, а также работает с подключением к внешним источникам информации, с облачными сервисами и т.п.
    специалисты технической поддержки. Решают проблемы работы компьютеров и пользователей, обеспечивает взаимодействие компьютеров с оргтехникой.
    бизнес-аналитики. Занимаются обработкой данных, составлением прогнозов, разработкой программ для накопления и анализа информации.

    Перспективы востребованности профессии IT-специалиста

    Перспективы роста
    Сфера IT-технологий показывает стабильный рост, несмотря на любые финансовые кризисы. Причем в этой сфере наблюдается самый высокий рост зарплат, поэтому работники обладающие знаниями и навыками в сфере информационных технологий в ближайшее время без работы не останутся.
    Однако, выбирая сегодня профессию IT-специалиста для получения образования, нужно понимать, что времена, когда любой разбирающийся в компьютере человек был востребован, прошли. Сегодня отрасль хочет специалистов, обладающих уникальными навыками и знаниями, желательно в нескольких вопросах одновременно. Например, программист и 3D-дизайнер, менеджер проектов и верстальщик и т.д.
    Также отрасль хочет получать специалистов, которые могут выполнять новейшие обязанности, например, создавать продукты для смартфонов или работать с высоконагруженными сайтами. Большие перспективы открывают социальные медиа, поэтому еще какое-то время будут требоваться SMM-менеджеры, IT-евангелисты, контент-менеджеры.
    Растет количество запросов на специалистов в области обработки и анализа данных, поэтому сфера Big Data (большие данные и бизнес-аналитика) – это перспективная область обучения и переподготовки. Также сфера информационных технологий нуждается в специалистах, готовых работать с AR (дополненная реальность), над конкретными платформами и кроссплатформенными продуктами. Большую перспективу открывают IT-технологии для специалистов по интернет-маркетингу.

  7. Juicy737 Ответить

    Специалист в области информационных технологий.
    Данное направление разделено на группы, а группы на должности, а должности распределяются по критериям используемого ПО или направлению работы.
    Группы:
    Разработка ПО
    Тестирование ПО
    Внедрение ПО
    Техподдержка
    Системное администрирование
    Бизнес-анализ
    Должности: Программист (подразделяется по языкам программирования и технологиям, которые использует в работе или которыми владеет)
    Тестировщик (бывает ручное тестирование и автоматическое тестирование, а также тестирование black-box и white-box)
    Специалист по внедрению ПО (занимается настройкой и внедрением ПО, а также возможно доработкой конфигураций и т. д. ПО уже готовое, например ERP-системы, задача – грамотно настроить его у клиента. )
    Специалист по техподдержке – осуществляет поддержку клиентов по вопросам настройки и работы с ПО, выдает лицензии, отвечает на вопросы)
    Системный администратор, руководитель ИТ-отдела (разделяется по областям применения на Windows-администратора, Linux -админа и т. д. , и по сути работы – работа с пользователями, работа с серверами и т. д. )
    Бизнес-аналитик – занимается анализом бизнес-процессов. Может быть связующим звеном между клиентом (заказчиком) и группой разработки. Занимается постановкой задач вместе с менеджером проекта.

  8. StalkeRR33 Ответить


    IT-менеджер компании – сотрудник, управляющий информационными процессами. Он разбирается не только в технических аспектах IT-среды, но и в вопросах ее взаимодействия с другими сферами: финансовой, кадровой, рыночной. Задача менеджера внутри фирмы: знать цели развития бизнеса компании, уметь представить бизнес-процессы для их автоматизации, осуществить правильный выбор информационной системы и рассчитать эффект от ее применения. Его внешние цели – обеспечить клиентам получение качественных ИТ-услуг или организовать продажу информационных продуктов.

    Особенности профессии

    IT-менеджер – относительно новая профессия. В некоторых организациях к ней долгое время относились пренебрежительно, а иногда должность менеджера по ИТ, наоборот, вводили ради соответствия модным веяниям. Нередко такой сотрудник имел техническое образование, но ничего не знал о менеджменте, или был менеджером широкого профиля, и слабо разбирался в информационных системах. На этот пост порой назначали бывшего системного администратора или оператора call-центра. Но его функция уже была определена четко – служить посредником между техническими специалистами и внутренними пользователями или внешними клиентами. Часть такая должность называется менеджер ИТ услуг.
    В 2014 году существование профессии признали официально – в России был утвержден профессиональный стандарт
    Менеджер по информационным технологиям (Утвержден Приказом Минтруда России №716н от 13.10.2014).
    Согласно этому документу, IT-менеджером считается сотрудник, в обязанности которого входит управление информационными ресурсами, сервисами, средой или инновациями. Это и директор ИТ-отдела, и начальник службы поддержки пользователей, и глава вычислительного центра – вплоть до государственного чиновника, отвечающего за развитие компьютерных технологий в регионе.
    В небольшой организации все перечисленные задачи могут быть сосредоточены в руках одного руководителя. В крупной IT-компании каждым вопросом занимается отдельный департамент.

    Трудовые обязанности

    Работа ИТ-менеджером предполагает исполнение следующих задач:
    управление персоналом;
    расчет бюджета информационной среды;
    анализ удовлетворенности потребителей и клиентов;
    разработка и обеспечение качественных ИТ-услуг;
    переговоры с клиентами и поставщиками оборудования;
    поиск и оценка инновационных технологий, предложение их внедрения;
    определение сроков работы над IT-проектами;
    реализация ИТ-стратегии компании;
    планирование эффективной реализации IT-проектов;
    организация взаимодействия ИТ-специалистов с другими работниками.

    Как стать IT-менеджером: обучение в ВШБИ

    До недавних пор вузы предлагали обучение лишь отдельно в области IT или менеджмента. Однако скоро стало понятно, что компаниям нужны комплексные специалисты, обладающие междисциплинарными знаниями.
    Информационные технологии все больше стали влиять на коммерческую деятельность.
    Человек, отвечающий в компании за ИТ, должен знать, как рационализировать расходы и увеличить прибыль. Это обязывает сотрудников ИТ-отделов разбираться в вопросах менеджмента и финансах, управления персоналом и управления проектами.
    ИТ-специалисты должны уметь говорить на «одном языке» с другими функциональными менеджерами.
    В начале 21 века появилось новое образовательное направление подготовки бакалавров и магистров «Бизнес-информатика». Открытие этого направления обусловлено значительным влиянием информационных технологий на эффективность бизнеса. Наиболее востребованными стали именно ИТ-менеджеры, управленцы, обеспечивающие связь с потребителями, руководством через разработку ИТ-стратегии и оказание ИТ-услуг. Такие специалисты должны знать экономику, финансы, методики формирования команды, стратегического планирования и иметь хорошие базовые знания в сфере информационных технологий.
    Люди, имеющие высшее образование, могут без отрыва от работы повысить квалификацию и пройти подготовку ИТ-менеджера в ВШБИ НИУ ВШЭ на программе профессиональной переподготовки «Управление ИТ и ИТ-проектами», программе МВА-CIO или второго высшего образования «Управление ИТ в бизнесе».
    При этом для карьерного роста, по-прежнему многое решает имеющийся практический опыт работы кандидата на повышение. Откликнувшись на вакансию, надо быть готовым рассказать о своих достижениях на прежних местах.

    Профессиональные навыки

    IT-менеджер ориентируется в компьютерной технике и программах, в принципах построения сетевой архитектуры, в основах программирования и создания информационных баз. Одновременно ему должно быть известно, как составить договор, подготовить отчет, рассчитать бюджет. Также он свободно чувствует себя при ведении деловых переговоров с партнерами и собеседований с соискателями.
    Менеджер ИТ услуг обязан быстро вникать в потребности аудитории, с которой ему предстоит взаимодействовать. Он должен переводить пожелания клиентов или руководства на язык, понятный техническим экспертам. Именно менеджер первым обязан понимать, как некая идея может работать на практике, и как этого достичь. Если менеджер координирует действия нескольких IT-команд – его цель свести их усилия в единое целое и позаботиться об успехе общего проекта.
    ИТ-менеджеру необходимы такие личные качества, как способность к лидерству, коммуникабельность, готовность постоянно учиться новому. Он должен профессионально оценивать риски, следить за достижениями ИТ-рынка, интересоваться новостями в своей сфере.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *