Кто такой руслан в поэме руслан и людмила?

20 ответов на вопрос “Кто такой руслан в поэме руслан и людмила?”

  1. Rockyrok Ответить

    Руслан – красивый молодой князь. В описании Пушкина он предстает в максимально красивых эпитетах. Ветер ласкает его златокудрые волосы. Сам Пушкин описывает его так: «А князь красавец был не вялый». Но приятная красивая внешность Руслана полностью соответствует его внутреннему миру. Руслану не чужды слова «честь», «достоинство», «подвиг». Он знает, что такое искренняя любовь, готов бороться с обманом и предательством, способен противостоять даже магическим силам.

    Характер Руслана

    Характеристика Руслана из поэмы «Руслан и Людмила» описывает смелого, честного, но вспыльчивого человека. Он не будет долго размышлять, когда надо быстро действовать и наоборот, способен рассуждать и предаваться думам, когда к этому располагает время и ситуация. Он честен себе и верен своей любви. Но и в силе Руслану нет равных. Ни хитростью, ни силой, ни даже магией обойти его не удается никому. Он чудесный воин, гордый витязь, сильный по духу и смелый человек. Руслан – великодушен. Он не мстительный и способен прощать своих обидчиков. Руслан достоин долгой и счастливой жизни со своей возлюбленной, которую в итоге получает после геройских сражений и бравых подвигов.

  2. sanea680 Ответить

    Характеристика Руслана из поэмы «Руслан и Людмила» включает анализ поведения персонажа во время его поисков своей невесты, которую украл злой волшебник Черномор.

    В пути он раскрывается читателю с новой стороны. Так, именно ему доверяет Финн свою страшную тайну, поскольку видит в нем честного и порядочного воина. Молодой витязь сумел противостоять гигантской фантастической голове, перед которой до сих пор никто не смог остаться целым и невредимым. Наконец, он один из всех четверых претендентов на руку княжны сумел добраться до того места, где она была спрятана колдуном.

    Поединки

    Характеристика Руслана из поэмы «Руслан и Людмила» важна для понимания всего произведения в целом, так как именно вокруг его образа автор построил все основные сюжетные линии. Особенно важна сцена боя с Рогдаем. Именно в ней поэт мастерски сыграл на контрасте, показав подлость противника главного героя, который хотел исподтишка его убить. Не менее важен эпизод с его противостоянием голове. Эта сцена ценна не только тем, что в ней Пушкин показал твердость, мужество и упорство своего героя, но и его великодушие к побежденному противнику. Он победил страшного врага, однако в последний момент сжалился над ним, за что получил меч, помогший ему победить злого карлика.

  3. SergjS Ответить

    Стихотворное сказочное произведение выдающегося русского классика русской литературы Александра Сергеевича Пушкина, поэма «Руслан и Людмила», была написана в период с 1818 по 1820 год. Автор, впечатленный красотой, многообразием и самобытностью русского фольклорного творчества (былин, сказаний, сказок и лубочных повестей) создает уникальное поэтическое произведение, ставшее классикой мировой и русской литературы, отличающееся гротескным, фантастическим сюжетом, использованием просторечной лексики и наличием некоторой доли авторской иронии.
    По мнению некоторых литературоведов, поэма была создана как пародия на рыцарские романы и поэтические баллады в романтическом стиле модного в то время Жуковского (основой послужила его популярная баллада «Двенадцать дев»), который после выход в свет поэмы подарил Пушкину свой портрет со словами благодарности от побежденного учителя для ученика-победителя.
    Содержание:
    История создания
    Анализ произведения
    Сюжетная линия
    Главные герои:
    Руслан
    Людмила
    Цитаты
    Композиционное построение

    История создания


    (Первое издание «Руслан и Людмила» А.С. Пушкин, СПб. Типография Н. Греча, 142 с., 1820 год)
    По некоторым данным Пушкин задумал написание этой сказочной поэзии с «богатырским духом» еще во время своего лицейского обучения. Но приступил он к работе над ним значительно позже, уже в 1818-1820 годах. Стихотворная поэма создавалась под влиянием не только исключительно русского фольклорного творчества, здесь еще явственно чувствуются мотивы произведений Вольтера, Ариосто. Имена для некоторых персонажей (Ратмир, Фарлаф, Рагдай) появились после прочтения Пушкиным «Истории государства российского».
    Подробнее: А.С. Пушкин “Руслан и Людмила”: история создания поэмы

    Анализ произведения


    (У Лукоморья дуб зеленый Златая цепь на дубе том.., Хромо-литография А.А. Абрамова. Москва, 1890 год)
    В данном поэтическом произведении автор искусно соединил старину, моменты русской истории и время, в котором жил поэт. Например, образ Руслана у него сродни образу легендарных русских богатырей, он такой же храбрый и мужественный, а вот Людмила благодаря своей некоторой беспечности, кокетливости и легкомыслию, наоборот ближе к барышням именно пушкинской эпохи. Самым важным для поэта была показать в произведении торжество добра над злом, победу светлого начала над темными, мрачными силами.
    После появления в 1820 году поэмы в печати, она практически сразу принесла поэту заслуженную славу. Отличаясь легкостью, ироничностью, возвышенностью, грациозностью и свежестью она являлась глубоко оригинальным произведением, в котором были талантливо перемешаны различные жанры, традиции и стили, сразу покорявшие умы и сердца читателей того времени. Некоторые критики осуждали использование в поэме нарочито простонародных оборотов речи, не всем была понятна необычная техника автора и непривычная позиция его как рассказчика.

    Сюжетная линия


    Поэма «Руслан и Людмила» поделена на шесть частей (песен), начинается она со строк, где автор говорит о том, кому посвящено данное произведение, а предназначено оно для девиц-красавиц, в угоду которым и написана эта сказка. Затем идет всем хорошо известное описание волшебной страны Лукоморье, зеленого дуба там произрастающего и мифических существ там обитающих.
    Первая песня начинается рассказом о пире во дворце киевского князя Владимира Красного Солнышка, посвященного свадьбе его дочери, прекрасной Людмилы, и храброго молодого богатыря Руслан. Там же присутствует легендарный былинный певец, и сказитель Баян, а также три соперника Руслана Ратмир, Рагдай и Фарлаф, которые тоже влюблены в Людмилу, они злы новоявленного жениха, полны зависти и ненависти к нему. Тут случается несчастье: злой колдун и карлик Черномор похищает невесту и уносит в свой зачарованный замок. Руслан и трое соперников выдвигаются из Киева на её поиски, в надежде, что тот, кто найдет княжескую дочь, получит её руку и сердце. По дороге Руслан встречает старца Финна, рассказывающего ему историю о своей несчастной любви к девушке Наине и показывающего ему дорогу к страшному колдуну Черномору.
    Вторая часть (песня) рассказывает о приключениях соперников Руслана, о его столкновении и победе над напавшим на него Рагдаем, а также описываются подробности пребывания Людмилы в замке Черномора, её знакомство с ним (Черномор приходит к ней в комнату, Людмила пугается, визжит, хватает его за колпак и он в ужасе убегает).
    В третьей песне описывается встреча старых друзей: волшебника Черномора и его приятельницы колдуньи Наины, которая является к нему и предупреждает его о том, что к нему идут богатыри за Людмилой. Людмила находит волшебную шапку, которая делает её невидимой и прячется по всему дворцу от старого и противного колдуна. Руслан встречает гигантскую голову богатыря, побеждает её и завладевает мечом, которым можно убить Черномора.
    В четвертой песне Радмир отказывается от поисков Людмилы и остается в замке с юными прелестницами, и только один верный воин Руслан упорно продолжает свое путешествие, которое становится все опаснее, дорогою он встречается с ведьмой, великаном и другими врагами, они пытаются его остановить, но он твердо идет к своей цели. Черномор обманным путем ловит Людмилу, одетую в шапку-невидимку, в волшебные сети и она в них засыпает.
    Пятая песня повествует о прибытии Руслана в чертоги волшебника, и о тяжелом сражении богатыря и злодея-карлика, который три дня и три ночи носит Руслана на своей бороде, и, в конце концов, сдается. Руслан его пленяет, отрезает волшебную бороду, кидает колдуна в мешок и идет искать свою невесту, которую подлый карлик хорошо спрятал, надев на неё шапку-невидимку. Наконец он находит её, но не может разбудить, и в таком сонном состоянии решает вести в Киев. На ночной дороге на него исподтишка нападает Фарлаф, тяжело ранит и забирает Людмилу.
    В шестой песне Фарлаф привозит девушку к отцу и всем говорит, что это он её нашел, но разбудить её он так и не может. Старец Финн спасает и оживляет Руслана живой водой, тот спешит в Киев, на который как раз напали печенеги, храбро сражается с ними, снимает колдовство с Людмилы и та просыпается. Главные герои счастливы, устраивается пир на весь мир, карлика Черномора, потерявшего волшебную силу оставляют во дворце, в общем, добро пообедает зло и справедливость торжествует.
    Поэма заканчивается пространным эпилогом, в котором Пушкин рассказывает читателям, что своим произведением он славил преданья старины глубокой, говорит о том, что в процессе работы он забывал обо всех обидах и прощал своих врагов, в чем ему очень помогла дружба, имеющая для автора огромное значение.
    Подробнее: А.С. Пушкин “Руслан и Людмила”: сюжет и краткое содержание по песням поэмы

    Главные герои

    Руслан

  4. Random_Hero Ответить

    Руслан, в отличие от остальных претендентов на руку и сердце Людмилы, не сворачивает со своей дороги. Ему не помеха ни погода, ни люди. Три бурных воздыхателя Людмилы по ходу пути находят себе других женщин. Значит, не настолько сильно они любили девушку. Возможно, им была нужна не столько Людмила, сколько они мечтали через неё свергнуть Владимира и завладеть Киевом.
    Руслан знает, что Людмила любит и ждёт от него помощи. Эта мысль, как путеводная звезда, указывает ему верную дорогу.  Она ведёт его через снега и пустыни. А его доброе смелое сердце помогает ему найти в пути помощников и единомышленников – доброго волшебника Фина. Даже поверженная Голова признаёт его превосходство и в знак уважения отдаёт ему свой волшебный меч.

    Сочинение про Руслана

    Золотой век русской поэзии ассоциируется с именем великого поэта Александра Сергеевича Пушкина и его известной на весь мир сказочной поэмой «Руслан и Людмила». Главные персонажи поэмы полностью укоренились в сознании людей, а сюжетные линии много раз экранизировались. Поэма «Руслан и Людмила» – настоящее достояние русского народа.
    После прочтения поэмы многие молодые ассоциирует себя с главными героями. И это не удивительно. На примере, образа Руслана хотелось бы показать важность этой личности. Сказочность сюжета не только позволяет лучше раскрыть героев, но и показать истинный русский народ.
    Руслан – это великий богатырь всея Руси со всеми присущими чертами характера. Он и сильный, и умный, и выносливый, и изобретательный, и порядочный. По его подвигам можно заметить, что есть общие черты с Ильей Муромцем. А.С. Пушкин при написании поэмы изучал русское народное творчество и черпал образы из известных былин. Но при помощи индивидуальной подачи и воображения создал неповторимый шедевр мировой литературы.
    Из основных подвигов Руслана можно выделить эпизод с освобождением красавицы Людмилы от Черномора при помощи меча, который отобрал у гигантской головы богатыря после его поражения. Но Руслан не только освобождает возлюбленную из рук злодея, но и защищает русскую землю от набегов кочевников. Он верный красавице княжной Людмиле и своему народу, поэтому ради них он готов умереть.
    Эпизод после воскрешения еще раз доказывает храбрость Руслана и его любовь к Людмиле. По дороге в Киев он узнает об осаде города печенегами. Храбрый воин побеждает своих противников и направляется к возлюбленной, чтобы пробудить ее от вечного сна.
    Пушкинский Руслан имеет обыкновенную богатырскую внешность. У него белокурые волосы, острые черты лица и глубокие глаза. А душа богатыря также светла, как и его голова. Одежда у него всегда чистая и он в любой момент готов сразиться со злодеем.
    Руслан – это пример храброго воина, который готов положить голову в бою, но защитить безвинных людей. При этом он всегда остается верным своим убеждениям и княжной Людмиле.

  5. sergeypetrakevich Ответить

    Руслан – храбрый герой. Это отмечают другие герои произведения. Не зря Людмила из всех четырех влюбленных в нее любит именно Руслана. Старец отмечает храбрость, смелость героя, а также его верность к возлюбленной. Даже Ратмир, один из соперников главного героя, считает Руслана храбрым воином, а затем вообще называет его другом. Все отрицательные герои не любят Руслана, потому что понимают, что они не смогут его победить и совершить свои злые деяния. Печенеги, которых смог победить только Руслан, подтверждают факт силы и смелости героя. Он настоящий богатырь, способный самостоятельно победить целый народ.
    Помимо характеристики героя другими персонажами Руслана описывает и сам автор. Он даёт ему свои характеристики: “красавец”, “храбрый”, “неистовый” в боях, “могучий богатырь”. Возможно, все свои лучшие черты характера А.С. Пушкин поместил в данного героя. Все авторские характеристики подчёркивают силу и мощь Руслана. Именно поэтому он не может найти подходящий себе меч, потому что все они малы для него и его силы. Он противопоставлен другим борцам, он намного выше по характеру и сильнее их по силам.
    Руслан показывает свой характер своими поступками. Никогда герой не шел в бой первым. Он боролся только с теми, кто шел против него: Рогдай, Голова, Черномор. Руслан защищает свою честь и достоинство, он не способен нарушить свои принципы и первым пойти в неравный бой.
    Руслан жесток, но справедлив к своим противникам. К людям же, которые помогают герою, он относится с почтением и уважением. Так, он глубоко благодарен Финну, который мотивировал его на поход против Черномора.
    О том, что Руслан – положительный герой произведения А.С. Пушкина говорит и сюжетная линия. Благополучный финал произведения показывает, что автор на стороне главного героя. За храбрость и смелость он получает счастливую жизнь со своей возлюбленной. Хотя в тексте прямо это не показано, читатель сам способен догадаться, что Руслан и Людмила будут жить счастливо в браке.
    Таким образом, в образе Руслана Александр Сергеевич Пушкин показал все самые лучшие качества: смелость, храбрость, благородство, верность, справедливость, милосердие.

  6. Jack_77 Ответить

    На ложе она дрожит от страха, и тут со свитой является карлик. Людмила – отважная. Она сорвала колпак с головы злодея, и тот с позором удалился. А утром, любопытная, как всякая девушка, она примерила этот колпак и стала невидимкой. Так дополняется ее образ поэтом. Невидимая в волшебной шапке, она безмерно тоскует и льет слезы по Руслану и отчему дому.
    Преданность и верность – это характеристика Людмилы из поэмы «Руслан и Людмила». Когда ее поймали в сети, то девушка погрузилась в глубокий сон, из которого ее смог вывести только спаситель Руслан, получивший от Финна волшебное кольцо. Подводя итоги, назовем основные качества Людмилы: красота, скромность, стыдливость, бесстрашие, любовь к ближним, юное легкомыслие, неподкупность.

    Характеристика Финна из поэмы «Руслан и Людмила»

    Мудрец и отшельник, он проводит время за чтением древних книг и дает наставления Руслану, когда тот ищет пропавшую невесту.

    Он умеет утешить витязя, не приоткрывая завесы тайны будущего. Он был юным пастухом, когда встретил прекрасную девушку, и она отвергла его любовь. Потом он стал воином и сложил к ногам гордой избранницы богатства. «Я не люблю тебя, герой», – такой он получил ответ.
    Тогда Финн решил изучить магию и колдовством привлечь властительницу его души. Он научился нужным заклинаниям, и на его зов явилась страшная горбатая старуха-колдунья, которая изнывала от любви. Финн ужаснулся и сам отверг ее и получил злейшего врага. Вот какими чертами наделил автор Финна: верностью и терпением, мудростью и знанием магии, умением исцелять мертвых.

    Красавица-злодейка Наина

    Ее читатель, гордую и прекрасную, узнает из рассказов Финна. Время уничтожило ее красоту и принесло ей взамен черные мысли и действия.

    Она подруга колдуна Черномора. В его замок она влетает в образе крылатого змея с железной чешуей, и они заключают союз против Финна и Руслана. Обернувшись кошкой, она потребовала , чтобы соперник Руслана Фарлаф следовал за ней, и привела его к месту, где спал герой, отдыхая на пути в Киев. Фарлаф, мелкая душонка, убил Руслана во сне. Наина торжествовала: она победила оскорбившего ее Финна. Непомерная гордость, самолюбие, знакомство с черной магией и ее применение во вред хорошим людям – это и есть характеристика Наины из поэмы «Руслан и Людмила».

  7. Scragga Ответить

    В русской литературе много женских образов, которые символизируют большую и искреннюю любовь. Не исключением стала и главная героиня поэмы «Руслан и Людмила», красавица Людмила.
    Людмила — дочь великого князя Владимира, которая умна собой, красива и очень находчива, как потом выяснит читатель. Людмиле семнадцать лет, и она вот-вот выйдет замуж, причём по любви, за своего милого и любимого Руслана. Но на сердце Людмилы претендует и другой мужчина — злой колдун Черномор, который крадёт Людмилу из её дворца и отвозит жить к себе. Черномор окружает красавицу кучей слуг, дарит ей дорогостоящие подарки, пытается всячески задобрить милую ему девушку, но та не хочет видеть ничего, кроме своих любимых людей, своего дворца и родины. В плену у неё даже появляются мысли покончить с собой, но она вовремя обретает контроль над собой, потому что понимает, какую сильную боль причинит отцу и Руслану, которые её безмерно любят.
    После многочисленных даров и слуг, которые были приставлены к Людмиле, Черномор собирается и сам наведаться к своей пленнице. Рядом с ним всегда много слуг, потому что его борода огромная, и чтобы она не тащилась по полу, её необходимо нести в руках, этим и занимаются слуги. Стоит также упомянуть, что Людмила — девушка с юмором, она любит забавляться и потешаться. Когда Черномор входит в покои Людмилы, она снимает с его головы колпак и очень сильно кричит, потому что увидела там лысину. Своим криком Людмила напугала Черномора и тот обронил шапку-невидимку. Заметив это, Людмила пользуется случаем и подбирает эту шапку, тем самым скрываясь от чародея, находящегося до сих пор в ступоре.
    Тем не менее Черномор обманом возвращает шапку, и Людмила сдаётся, а хитрый Черномор колдует сон для Людмилы. Доблестный Руслан уже мчится на помощь к своей любимой, он с достоинством проходит все опасности и освобождает Людмилу.
    Образ Людмилы олицетворяет в поэме сильную духом и верную женщину, которая не променяла своего любимого мужчину на дары, слуг и жизнь в благе. Она терпит все беды, которые сваливаются на неё, она выживает даже в ненавистных ей условиях ради только того, чтобы увидеть ещё хотя бы раз близких ей людей — отца и Руслана. Поэма построена на большой любви и на том, что для того, чтобы два человека стали счастливыми, порой им необходимо совершать подвиги ради друг друга, терпеть жизненные невзгоды и искренне любить, быть преданным, тогда судьба вознаградит такую любовь.

  8. Ghost-46 Ответить

    Александр Сергеевич за всю свою жизнь услышал от няни Арины Родионовны немало сказок. Под впечатлением от них поэту пришла в голову мысль написать большое произведение в жанре поэмы о Руслане и его возлюбленной Людмиле. В ней он показал противостояние добра и зла, и в результате добро традиционно победило.

    Идея создания

    Над знаменитой поэмой Пушкин начал работать еще в 1817 году — в период его учебы в Лицее. Это прекрасное произведение было написано благодаря многочисленным сказкам, рассказанным его няней. Помимо того, в свое время автора вдохновили такие книги, как:

    «Неистовый Роланд» (Л.Ариосто);
    «Илья Муромец» (Н. Карамзин);
    «Алеша Попович» (Н. Радищев).
    Толчком к началу работы для Пушкина стал выход в свет в 1818 году первого тома Н. Карамзина «Истории государства Российского». Из этого произведения Александр Сергеевич позаимствовал имена героев поэмы: Фарлаф, Рогдай, Ратмир, а также некоторые эпизоды. Кроме того, в свое творение автор включил несколько элементов, пародирующих балладу «Двенадцать спящих дев», написанную В. А. Жуковским.
    С помощью иронии знаменитый поэт сумел вставить в сюжет шутливые эротические фрагменты, а также гротескную фантастику. Тем самым ему удалось понизить возвышенные образы, созданные Жуковским. Автор стремился к сочинению новейшего типа поэмы, не уступающему по своему содержанию и смыслу героическому произведению. Интересным является тот факт, что большую часть этого творения автор написал в период своей болезни.
    В мае 1820 года впервые вышли в свет первые выдержки из этого произведения, они были опубликованы в издании «Сын отечества», считающемся в то время очень популярным. Отрывки из поэмы тотчас вызвали шквал возмущения и недовольства со стороны литературных критиков. Работа автора была названа безнравственной и непристойной. Несмотря на это, большинство современников выразило удивление и пришло в восторг от прочитанного. «Руслан и Людмила» начала вытеснять со сцены героическую эпопею, занимая там главное место, тем самым сломав рамки классицизма.

    Внесение изменений

    История создания поэмы «Руслан и Людмила» длилась с 1818 по 1820 год. Эпилог к произведению был написан автором через некоторое время после его первого издания, это произошло в июле 1820 года, в период нахождения Пушкина в кавказской ссылке. В журнале эпилог был опубликован отдельно, поскольку его содержание было прямо противоположно шутливому тону, заданному в основной части поэмы. Такой контраст стал началом знаменательного перехода автора от романтизма к новейшему в литературном творчестве художественному течению.

    В 1828 году произведение «Руслан и Людмила» издавалось второй раз. Пушкин переработал его, внеся существенные изменения, главным из них являлось включение пролога «У лукоморья дуб зеленый». Это знаменитое вступление было написано автором в селе Михайловском в 1825 году, в нем собраны в одно целое русские народные сказочные мотивы и образы. Александр Сергеевич сделал из поэмы одну из сказок, повествующуюся ученым котом. Начало «Руслана и Людмилы» можно смело расценивать как самостоятельное произведение.
    Во втором издании заметно изменение стиля поэмы. Пушкин вырезал несколько лирических отступлений, не имеющих особого значения. Также автор переделал ряд эпизодов, в которых им были допущены элементы некой развязности. В произведении поэт не раз прибегал к просторечиям, стараясь избежать светской поэзии, которая была в моде у всех его предшественников.

    В 1820 году Пушкин окончательно завершил написание поэмы, длившееся с 1818 года. Принято считать, что непосредственно работа «Руслан и Людмила» принесла Александру Сергеевичу бессмертную всероссийскую славу.
    После блестяще спародированных эпизодов баллады «Двенадцать спящих дев» автор этого произведения Жуковский подарил Пушкину свой портрет. На нем он сделал пометку: «победителю-ученику от побежденного учителя».
    После такого поступка известный поэт пожалел, что в «угоду черни» делал подобные пародии, так как очень трепетно относился к Жуковскому. Об этом он написал в одном из своих дневников.

    Пересказ и анализ текста

    Народом во все времена были любимы хорошие и добрые сказки. Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» не является исключением. Каждому известно, что произведение начинается со строк, в которых автор указывает, что посвящает свое сочинение девицам-красавицам. После идут с детства всем знакомые строки о лукоморье, красивом зеленом дубе, ученом коте и т. п. , вслед за этим идет само произведение.

    Описание первых двух песен

    В своей поэме автор назвал главы песнями, всего их шесть. Дочь киевского князя Владимира Людмила полюбила храброго Руслана. Мужчина ответил ей взаимностью, и молодая пара решила пожениться. Рассказывая об их веселой свадьбе, автор старался использовать красоту слова. На этом празднике находились в печали лишь три гостя, их звали:
    Рогдай;
    Фарлаф;
    Ротмир.

    Эти люди были тоже влюблены в красавицу Людмилу, поэтому являлись соперниками Руслана. После того как закончился пир, молодожены остались наедине. В этот момент раздался гром, затем погасла лампада, и вокруг все начало дрожать. Через некоторое время жених с отчаянием обнаружил исчезновение невесты.
    Владимир тотчас приказал разыскать дочь, пообещав, что выдаст девушку замуж за того, кто ее найдет. Все молодые люди занялись поисками, среди них был Руслан и, конечно же, три влюбленных в его жену противника. Однажды в одной из пещер Руслан повстречал старца по имени Финн, который поведал молодому человеку историю своей любви. Будучи юным, он безумно любил некую девушку Наину и был готов свернуть для нее горы. Однако красавица отвергла парня.

    Ему пришлось уехать и в течение 40 лет твердить магические слова, направленные на то, чтобы Наина смогла его полюбить. По своему возвращению мужчина увидел неприятную старуху. В нее превратилась его любимая Наина за годы его отсутствия. Пожилая женщина наконец-то воспылала к нему чувствами, однако ее бывший воздыхатель Финн сбежал от этой любви. Теперь он предпочитает находиться в пещере в уединении. Старец сказал Руслану, что его жена была похищена отвратительным волшебником Черномором.

  9. ramdy Ответить

    “Тогда он встретил под горой
    Старушечку чуть-чуть живую,
    Горбатую, совсем седую.
    Она дорожною клюкой
    Ему на север указала.
    «Ты там найдешь его», — сказала.
    Рогдай весельем закипел
    И к верной смерти полетел.” (колдунья Наина указывает Рогдаю дорогу к Руслану)
    Вскоре мстительный Рогдай сталкивается с Русланом и готовится убить его, но силы изменяют ему. Храбрый Руслан побеждает Рогдая и сбрасывает его в реку Днепр, где тот погибает:
    “Он вдоль днепровских берегов
    Искал соперника следов;
    Нашел, настиг, но прежня сила
    Питомцу битвы изменила,
    И Руси древний удалец
    В пустыне свой нашел конец.” (о битве Рогдая с Русланом и гибели первого)
    “«Стой!» — грянул голос громовой.
    Он оглянулся: в поле чистом,
    Подняв копье, летит со свистом
    Свирепый всадник, и грозой
    Помчался князь ему навстречу.
    «Ага! догнал тебя! постой! —
    Кричит наездник удалой, —
    Готовься, друг, на смертну сечу;
    Теперь ложись средь здешних мест;
    А там ищи своих невест».
    Руслан вспылал, вздрогнул от гнева;
    Он узнает сей буйный глас…”
    Богатырь Рогдай тонет в Днепре. Согласно легенде, когда он падает в реку, молодая русалка увлекает его на дно, а после призрак Рогдая бродит у берега и пугает рыбаков:
    “И слышно было, что Рогдая
    Тех вод русалка молодая
    На хладны перси приняла
    И, жадно витязя лобзая,
    На дно со смехом увлекла,
    И долго после, ночью темной
    Бродя близ тихих берегов,
    Богатыря призрак огромный
    Пугал пустынных рыбаков.” (о призраке Рогдая)
    Таков цитатный образ и характеристика Рогдая в поэме “Руслан и Людмила” А. С. Пушкина: описание героя в цитатах.

    Смотрите:
    Краткое содержание поэмы “Руслан и Людмила”
    Все материалы по поэме “Руслан и Людмила”

  10. Vadimiq Ответить

    Счастлив уж я надеждой сладкой,
    Что дева с трепетом любви
    Посмотрит, может быть украдкой,
    На песни грешные мои.
    В чем выражается чувственная сторона поэмы? Что символизируют соперники Руслана и само похищение Людмилы? Была ли Людмила девой или княжной и чем, кроме похищения, увенчалась их с Русланом брачная ночь? Почему Пушкин сделал акцент именно на чувственных подтекстах «Руслана и Людмилы»? Об этом далее.

    Подумалось мне перечитать эту известную поэму (вроде как детскую сказку, так хорошо всем знакомую). И какие же открытия меня подстерегали! Не удержалась и написала целый разбор (полетов).
    Во-первых, «Руслан и Людмила» – вовсе не сказка, а самая настоящая быль. Да еще и очень чувственная, воспевающая страстную любовь и земные наслаждения. Можно сказать, что эта поэма- пушкинский вариант «Песни Песней». И, как и Царь Соломон (который, кстати, упоминается в тексте поэмы), Пушкин не видит в чувственном ничего плохого. Напротив, именно в этом то поэт и зрит залог счастья и венец любви земной. И с ним трудно не согласиться (как невозможно спорить и с необоримой прелестью «Песни»). Так живо, так трепетно, так просто и гармонично написана поэма «Руслан и Людмила», что не проникнуться ее искрящейся жизненной силой просто невозможно. А уж сколько параллелей можно увидеть между этим произведением и, например, знаменитыми древнегреческими образцами – подвигами Одиссея, Геракла или Ясона. Определенно, перед нами не просто сказочная поэма, а глубокомысленное сказание о вещах самых разных, не всегда созвучных только лишь любви.
    «Руслан и Людмила»- одна из сильнейших и прелестнейших вещей Пушкина. Как я уже отмечала ранее, любовь в ней – живая и страстная, абсолютно земная, с превосходным и всегда уместным юмором и чувственность в ней играет важное значение. И для Руслана, и для его соперников Людмила становится символом не небесным, не божественным, а земным ( символом любви, наслаждений и власти). Это не значит, что Руслан не любит свою жену, это значит, что Пушкин не считал чувственную любовь зазорной, а напротив, восхвалял и пыл сердечный, и утехи, которые являются наградой за терпение и подвиги.
    Людмила.
    Моей причудливой мечты
    Наперсник иногда нескромный,
    Я рассказал, как ночью темной
    Людмилы нежной красоты
    От воспаленного Руслана
    Сокрылись вдруг среди тумана.
    Несчастная! когда злодей,
    Рукою мощною своей
    Тебя сорвав с постели брачной,
    Взвился, как вихорь, к облакам
    Значение имени Людмила – «милая людям».
    Пушкин описывает Людмилу классической идеальной возлюбленной. У этой девушки есть все, чтобы воспалить любовь в мужчине, но при всей своей прелести, она всегда остается верна избраннику, тоскует о нем и ждет, когда он ее спасет и освободит. Людмила в этой поэме – воплощение роли женщины в природе, женщины как части земного мира, как спутницы мужчины, несущей в его жизнь свет, красоту, прелесть чувственных наслаждений и искусство.
    Описание внешности.
    Внешности Людмилы уделено огромное значение. Описываются и ее прелестные ножки, и косы, и бледная кожа, а уж сколько раз Пушкин будет упоминать вздымающуюся грудь… Совершенно ясно, что данное произведение, в котором эротический аспект играет немаловажную роль, уделяет большое значение физическим данным героев. Автор делает акцент на красоте и сексуальности Людмилы, на небывалой удали и силе Руслана и на немощи и уродстве Черномора.
    Тогда неслышными шагами
    Одна поближе подошла;
    Княжне воздушными перстами
    Златую косу заплела
    С искусством, в наши дни не новым,
    И обвила венцом перловым
    Окружность бледного чела.
    За нею, скромно взор склоняя,
    Потом приближилась другая;
    Лазурный, пышный сарафан
    Одел Людмилы стройный стан;
    Покрылись кудри золотые,
    И грудь, и плечи молодые
    Фатой, прозрачной, как туман.
    Покров завистливый лобзает
    Красы, достойные небес,
    И обувь легкая сжимает
    Две ножки, чудо из чудес.
    Княжне последняя девица
    Жемчужный пояс подает.
    Меж тем незримая певица
    Веселы песни ей поет.
    Увы, ни камни ожерелья,
    Ни сарафан, ни перлов ряд,
    Ни песни лести и веселья
    Ее души не веселят;
    Напрасно зеркало рисует
    Ее красы, ее наряд:
    Потупя неподвижный взгляд,
    Она молчит, она тоскует.
    В этом отрывке мы видим, как Пушкин любит свою Людмилу.
    Ax, как мила моя княжна!
    Мне нрав ее всего дороже:
    Она чувствительна, скромна,
    Любви супружеской верна,
    Немножко ветрена… так что же?
    Еще милее тем она.
    Руслан.
    Я еду, еду, не свищу,
    А как наеду, не спущу!
    Значение имени- «лев».
    Руслан описан классическим героем. Он – храбрый витязь, красавец, сильный и смелый воин. При этом, Руслан вовсе не чрезмерно горяч и несдержан (в отличии от Рогдая). Он способен проявить терпение, когда нужно (например, ожидая первой брачной ночи с Людмилой), хотя это ему очень нелегко дается, что Пушкин весьма забавно обыгрывает. Может Руслан и пуститься в дальнее путешествие, будучи верным супругом и желая спасти возлюбленную. Очевидно, что автор показывает свое сопереживание именно этому герою, не единожды указывая на его превосходство в самых разных качествах перед соперниками.
    Соперники Руслана – Рогдай, Фарлаф и Ратмир.
    То три соперника Руслана;
    В душе несчастные таят
    Любви и ненависти яд.
    Один — Рогдай, воитель смелый,
    Мечом раздвинувший пределы
    Богатых киевских полей;
    Другой — Фарлаф, крикун надменный,
    В пирах никем не побежденный,
    Но воин скромный средь мечей;
    Последний, полный страстной думы,
    Младой хазарский хан Ратмир:
    Все трое бледны и угрюмы,
    И пир веселый им не в пир.
    Значение имен: Рогдай- «мудрый», Фарлаф- «радостный свет», Ратмир- «ратующий за мир».
    Людмила становится символом власти для соперников, обладать ею- значит одержать окончательную победу. И противники Руслана рады, что герой потерял свою жену, теперь они снова вступают в бой, в котором Людмила для них- просто трофей. Руслан же относится к своей возлюбленной иначе, что в дальнейшем станет одной из причин его победы.
    Наина.
    Значение имени- «невинная».
    В поэме помимо Людмилы, символизирующей образ классической, доброй и верной возлюбленной, присутствует еще и образ роковой красавицы, несущей горе и боль своим обожателям. Это – неприступная Наина. В рассказе старика мы видим трогательную историю его любви к прекрасной чаровнице, которая в итоге обернулась для несчастного настоящим проклятием.
    Обожатель Наины положил всю жизнь ради того, чтобы добиться руки своей возлюбленный и все ради тех же чувственных ласк. Пошел и на подвиги, и на колдовство, а в финале его рассказа мы видим, что Наина в облике старухи уже не прельщает взора и не вызывает желаний, она не нужна. Любовь в «Руслане и Людмиле» -это именно чувственное явление, в ней нет подтекста вечности. И именно в этом поэма очень созвучна «Песне Песней», она – гимн любви страстной, наслаждениям плотским, но гимн завуалированный, спрятанный под сказку с вполне типичным сказочным сюжетом и вполне обычным подвигом героя ради спасения своей возлюбленной.
    Можно ли в рассказе старика увидеть насмешку над пылкими влюбленными, готовыми на все ради долгожданной победы? Вот цена вашим желаньям, вашей трепетной любви, вашим подвигам и вашим стремлениям – всему виной лишь жажда чувственных наслаждений, а чуть угаснет красота, то жажды не уж и следа. (Как бы говорит нам Пушкин). А мы слушаем и думаем: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
    Черномор.
    А вот как описано юморное знакомство Людмилы с «грозным колдуном» Черномором. Замечательно, что Пушкин не стал превращать Черномора в типичного злодея – жуткого, сильного, могучего и опасного. Тут своего рода «родственник» Кощея Бессмертного.
    И Людмила, между прочим, не собирается, сдаваться без боя. Она и за бороду схватит и шапки разные примеряет по ходу дела. Деятельная девушка.
    Появление Черномора.
    Чувственное в поэме «Руслан и Людмила».
    Остановимся подробнее на эротическом аспекте поэмы, о котором мы уже немного говорили ранее.
    Нижеследующие строки показывают, насколько чувственна эта история, страсти играют в ней важную роль. Брачные утехи, а также сама по себе традиционная концепция первой брачной ночи ( когда влюбленный получает невинность своей жены), утоление распаленной страсти – все это показано Пушкиным ярко и имеет немаловажное значение в поэме.
    Но, страстью пылкой утомленный,
    Не ест, не пьет Руслан влюбленный;
    На друга милого глядит,
    Вздыхает, сердится, горит
    И, щипля ус от нетерпенья,
    Считает каждые мгновенья.
    И вот невесту молодую
    Ведут на брачную постель;
    Огни погасли… и ночную
    Лампаду зажигает Лель.
    Свершились милые надежды,
    Любви готовятся дары;
    Падут ревнивые одежды
    На цареградские ковры…
    Вы слышите ль влюбленный шепот,
    И поцелуев сладкий звук,
    И прерывающийся ропот
    Последней робости?.. Супруг
    Восторги чувствует заране;
    И вот они настали… Вдруг
    Гром грянул, свет блеснул в тумане,
    Лампада гаснет, дым бежит,
    Кругом всё смерклось, всё дрожит,
    И замерла душа в Руслане…
    Всё смолкло. В грозной тишине
    Раздался дважды голос странный,
    И кто-то в дымной глубине
    Взвился чернее мглы туманной…
    И снова терем пуст и тих;
    Встает испуганный жених,
    С лица катится пот остылый;
    Трепеща, хладною рукой
    Он вопрошает мрак немой…
    О горе: нет подруги милой!
    Хватает воздух он пустой;
    Людмилы нет во тьме густой,
    Похищена безвестной силой.
    Далее же описываются вполне понятные переживания Руслана, который волнуется о том, как бы его жена не досталась Черномору именно в сексуальном плане. И тут же мы видим, что ясно и четко волнения Руслана развеивает старик, который уточняет, что Черномор в данном плане не опасен (по причине физической немощи). Все это крайне любопытно. Зачем давать такие уточнения? На мой взгляд, причина именно в том, что поэма изначально задумывалась Пушкиным как гимн чувственной любви, но по понятным причинам поэт спрятал все самое интересное под сказочную обертку.
    На вспыхнувшем лице кручина…
    «Ясна тоски твоей причина;
    Но грусть не трудно разогнать, —
    Сказал старик, — тебе ужасна
    Любовь седого колдуна;
    Спокойся, знай: она напрасна
    И юной деве не страшна.
    Он звезды сводит с небосклона,
    Он свистнет — задрожит луна;
    Но против времени закона
    Его наука не сильна.
    Ревнивый, трепетный хранитель
    Замков безжалостных дверей,
    Он только немощный мучитель
    Прелестной пленницы своей.
    А вот какой комментарий дается по поводу наряда Людмилы в первую брачную ночь. Казалось бы, зачем такие уточнения в детской сказке, а между тем, они очень хорошо формируют общее игривое и сладострастное настроение поэмы.
    Вы знаете, что наша дева
    Была одета в эту ночь,
    По обстоятельствам, точь-в-точь
    Как наша прабабушка Ева.
    Наряд невинный и простой!
    Наряд Амура и природы!
    Как жаль, что вышел он из моды!
    Любопытнейший отрывок, в котором Пушкин нашел нужным пояснить, почему Людмила зовется девой и княжной. И тут все далеко не так то просто. Как же Людмила может быть одновременно и девой, и княжной? Была ли близость в первую брачную ночь у них с Русланом или не успели? Пушкин отвечает на эти вопросы «молчанием и смиренной кротостью», упоминая Климену ( а есть ведь стихотворение «Красавице, которая нюхала табак»), которую он называет «жертвой скучного Гимена» (а гимен- это как раз девственная плева). Видимо, такие уточнения даются, чтобы было лучше понятно, о чем именно идет речь. Но точного ответа Пушкин не дает, думайте сами, было или нет.
    Вот этот отрывок.
    Напрасно вы в тени таились
    Для мирных, счастливых друзей,
    Стихи мои! Вы не сокрылись
    От гневных зависти очей.
    Уж бледный критик, ей в услугу,
    Вопрос мне сделал роковой:
    Зачем Русланову подругу,
    Как бы на смех ее супругу,
    Зову и девой и княжной?
    Ты видишь, добрый мой читатель,
    Тут злобы черную печать!
    Скажи, Зоил, скажи, предатель,
    Ну как и что мне отвечать?
    Красней, несчастный, бог с тобою!
    Красней, я спорить не хочу;
    Довольный тем, что прав душою,
    В смиренной кротости молчу.
    Но ты поймешь меня, Климена,
    Потупишь томные глаза,
    Ты, жертва скучного Гимена…
    Я вижу: тайная слеза
    Падет на стих мой, сердцу внятный;
    Ты покраснела, взор погас;
    Вздохнула молча… вздох понятный!
    Ревнивец: бойся, близок час;
    Амур с Досадой своенравной
    Вступили в смелый заговор,
    И для главы твоей бесславной
    Готов уж мстительный убор.
    Далее приведу отрывок о приключениях Ратмира у прекрасных дев, тоже очень любопытный.
    Проснись — твоя настала ночь!
    Проснися — дорог миг утраты!..
    Она подходит, он лежит
    И в сладострастной неге дремлет;
    Покров его с одра скользит,
    И жаркий пух чело объемлет.
    В молчанье дева перед ним
    Стоит недвижно, бездыханна,
    Как лицемерная Диана
    Пред милым пастырем своим;
    И вот она, на ложе хана
    Коленом опершись одним,
    Вздохнув, лицо к нему склоняет
    С томленьем, с трепетом живым,
    И сон счастливца прерывает
    Лобзаньем страстным и немым…
    Но, други, девственная лира
    Чувственные соблазны знакомы даже Черномору и в поэме присутствует очень эмоциональный отрывок на эту тему о Черноморе, ласкающем Людмилу. Кроме того, нижеследующий отрывок скорее всего говорит о том, что Руслан и Людмила в первую брачную ночь все же ничего не успели. Потому Руслан и волнуется так сильно и столь торопится спасти возлюбленную.
    О страшный вид! Волшебник хилый
    Ласкает сморщенной рукой
    Младые прелести Людмилы;
    К ее пленительным устам
    Прильнув увядшими устами,
    Он, вопреки своим годам,
    Уж мыслит хладными трудами
    Сорвать сей нежный, тайный цвет,
    Хранимый Лелем для другого;
    Уже… но бремя поздних лет
    Тягчит бесстыдника седого —
    Стоная, дряхлый чародей,
    В бессильной дерзости своей,
    Пред сонной девой упадает;
    В нем сердце ноет, плачет он,
    Но вдруг раздался рога звон…
    Далее отрывок о мучениях несчастного Руслана уже по дороге домой (после того, как он спас Людмилу). Девушка спит волшебным сном и будет спать до самого дома и Руслану нельзя ее трогать, а ему страсть как хочется. Но он терпит. Вот это я понимаю – герой: ))
    Тема сексуального воздержания вообще имеет огромное значение в этой поэме и во многом чувственная сторона строится именно на ней. Что хотел сказать этим Пушкин? Что порою ожидание праздника лучше самого праздника?
    Меж тем, по долам, по горам,
    И в белый день, и по ночам,
    Наш витязь едет непрестанно.
    Еще далек предел желанный,
    А дева спит. Но юный князь,
    Бесплодным пламенем томясь,
    Ужель, страдалец постоянный,
    Супругу только сторожил
    И в целомудренном мечтанье,
    Смирив нескромное желанье,
    Свое блаженство находил?
    Монах, который сохранил
    Потомству верное преданье
    О славном витязе моем,
    Нас уверяет смело в том:
    И верю я!
    Упорство и стойкость Руслана.
    В этой поэме помимо эротической стороны акцент сделан еще и на том, какими именно качествами должен обладать мужчина, чтобы заполучить приглянувшуюся ему девушку. У Пушкина таким образцом, бесспорно, является только Руслан. Фарлан ленив, жалок и труслив и в итоге решает, что оно ему вообще не надо. Любовь Людмилы этому герою не слишком то нужна, в бою он не искусен, рисковать жизнью не намерен, зато поразить врага в втихаря (пока тот спит) – это в духе подлого Фарлафа. Рогдай- коварный убийца и злодей был побежден в бою Русланом и отправился «на корм» русалкам. Ратмир же попал под власть чаровниц Девьего Царства и обрел любовь, забыв о прелестях Людмилы. И только Руслан остался верен своей возлюбленной, был упорен, тверд , стоек и не отступал.
    Кстати, приключенческая сторона поэмы также великолепна. Сцены с огромной головой брата Черномора и приключениями Ратмира в Девьем Царстве оказывают впечатление.
    Бесстрашный витязь невредим;
    В его душе желанье дремлет,
    Он их не видит, им не внемлет,
    Одна Людмила всюду с ним.
    А финал? Это же настоящий эпик! Бедный Руслан! Как можно было такое допустить и еще от какого-то там Фарлафа?
    Фарлаф с боязнию глядит;
    В тумане ведьма исчезает,
    В нем сердце замерло, дрожит,
    Из хладных рук узду роняет,
    Тихонько обнажает меч,
    Готовясь витязя без боя
    С размаха надвое рассечь…
    К нему подъехал. Конь героя,
    Врага почуя, закипел,
    Заржал и топнул. Знак напрасный!
    Руслан не внемлет; сон ужасный,
    Как груз, над ним отяготел!..
    Изменник, ведьмой ободренный,
    Герою в грудь рукой презренной
    Вонзает трижды хладну сталь…
    И мчится боязливо вдаль
    С своей добычей драгоценной.
    Всю ночь бесчувственный Руслан
    Лежал во мраке под горою.
    Часы летели. Кровь рекою
    Текла из воспаленных ран.
    Поутру, взор открыв туманный,
    Пуская тяжкий, слабый стон,
    С усильем приподнялся он,
    Взглянул, поник главою бранной —
    И пал недвижный, бездыханный.
    Это же надо было убить Руслана! Какой стресс для юных и трепетных читательниц, Александр Сергеевич! Но, слава поэту, Руслан успешно воскрешен. Людмила так никому и не досталась, потому что спит волшебным сном (как это удобно для Руслана в такой ситуации). Счастливый финал и лишь об одном может сожалеть читатель – вишенка на торте в виде подробного описания первой настоящей брачной ночи Руслана и Людмилы отсутствует, ибо сказка. Но, она итак хороша: ))
    В эпилоге Пушкин признается, что для него было настоящим праздником петь о влюбленных, их милых чувствах, их трепетных надеждах и в итоге даровать им счастливый финал. Поэт, столь часто погруженный в тягостные думы, находил отдых для своей души в подобных легких произведениях, которые в итоге стали бессмертным достоянием русской литературы. И, как это всегда и бывает у Пушкина, даже сказка далеко не так проста, как кажется.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *