Кто такой ван хельсинг на самом деле?

9 ответов на вопрос “Кто такой ван хельсинг на самом деле?”

  1. JoJoshakar Ответить

    Главная » Тайны истории
    25.08.2015
    : 5579
    : 0
    Источник ©
    Профессор Абрахам Ван Хельсинг – ученый-антрополог и специалист по оккультным наукам – известен, в первую очередь, как литературный персонаж ирландского писателя Брэма Стокера из его известного произведения «Дракула», опубликованного в 1897 году.
    Если в качестве основы для образа главного персонажа романа, графа Дракулы, послужило реальное историческое лицо (князь Валахии Влад Цепеш), то почему же тогда для образа Ван Хельсинга автор также не мог использовать реальный прототип? Если да, то кто именно мог выступить в этой роли?
    До сих пор был известен лишь один кандидат, предложенный Дж. Гордоном Мэлтоном в своей книге “Энциклопедия вампиров”, – Арминиус Вамбери, венгерский историк, который был лично знаком с Брэмом Стокером и чьим трудом по истории Венгрии пользовался писатель во время работы над “Дракулой”. Но при этом сам Мэлтон указывает, что в романе литературный Ван Хельсинг упоминает своего “друга Арминиуса” из университета в Будапеште. Версия слабая, но все же версия.
    В 2015 году вышла книга польского журналиста Адама Венгловского “Очень польская история всего” (“Bardzo polska historia wszystkiego”), которая посвящена поиску следов “польского” в широком круге исторических личностей, событий, мифов и легенд.
    И вот среди рассматриваемых персоналий автор предложил свою оригинальную версию, согласно которой персонаж Брэма Стокера все же имел польские корни, а именно в лице лютеранского пастора Хельвинга, жившего на переломе XVII и XVIII веков.
    Пастор Хельвинг и его статья 1722 года о польских упырях

    Ежи Анджей Хельвинг, или Georg Andreas Helwing (1666-1748), родился в мещанской семье в нынешнем польском городе Венгожево (Варминьско-Мазурское воеводство), который во времена жизни пастора назывался по-польски Венгоборком или по-немецки Ангеборком.
    Мать Хельвинга была дочерью местного священника, а его отец перенял эту должность после смерти своего тестя. В его семье родным языком был немецкий, но знали также и польский, так как большая часть прихода была польскоязычной.
    С детства Хельвинг проявлял интерес к естественным наукам. Получив неплохое образование и степень магистра, он предпринял научное путешествие по Европе, продолжая совершенствоваться в теологии и различных научных дисциплинах (ботанике, астрономии, истории, литературе, философии и математике).
    После смерти своего отца в 1705 году Хельвинг становится его преемником на должности настоятеля протестантского прихода, также передав этот пост после себя своему сыну.
    Хельвинг, в первую очередь, был известен в научном мире своими ботаническими исследованиями, которые вылились в несколько монографий и создание ботанического сада. Также известно о том, что пастор интересовался прусскими древностями и даже проводил археологические раскопки древнего некрополя с захоронениями по обряду трупосожжения и городищ.
    Но если еще более углубиться в биографию этого неординарного человека, то можно обнаружить и его публикации на тему народного фольклора. В частности, мы имеем в виду его статьи об оборотнях и польских упырях, опубликованные на страницах научного периодического издания “Breslaunische Sammlungen von Natur- und Medizin geschichten”.
    Под упырями Хельвинг, согласно местной народной традиции, понимал “такой тип мертвых человеческих тел, которые сами себя в гробу пожирают”, что становится причиной распространения эпидемий, которые прекращаются лишь после того, как упыря обезглавят. Пастору довелось лично стать свидетелем практической реализации данного поверья, когда в 1709-1710 годах по Мазурам и Вармии прошлась эпидемия чумы, в одном только Венгожеве выкосившая около 13 тысяч человек.
    Хельвинг описал ситуацию, имевшую место в деревне Харш, жители которой занялись раскопками могил в поисках “самопожирающихся трупов”, отсекая головы наиболее подозрительным. Правда, эта акция никак не помешала дальнейшему распространению болезни.
    Ван Хельсинг в одноименном фильме 2004 года
    Пастор Хельвин не был “охотником на вампиров”, но он пытался трезво взглянуть на эти суеверия и предрассудки, не принимая их за истину, но все же тщательно описав.
    Что же может его объединять с литературным Ван Хельсингом? Тема вампиров, схожесть фамилий, образованность и эрудиция, глубокая вера, знание немецкого, пребывание в Голландии и так далее.
    Адам Венгловский считает это более чем достаточным, чтобы предложить Хельвинга в качестве прототипа персонажа из романа Брэма Стокера.
    В конце концов, Арминиус Вамбери мог быть знаком с научными публикациями пастора из Ангеборка и вполне мог сообщить о них писателю.
    Автор: Виктор Гайдучик
    Источник: Уфоком

  2. Bufym Ответить

    Абрахам Ван Хельсинг, легендарный доктор, философ и метафизик, специалист по оккультной магии. Личность настолько харизматичная, что многие до сих пор считают его реальным персонажем, как в свое время Шерлока Холмса. На самом деле не существовал, являясь литературным персонажем, героем романа Брэма Стокера «Дракула».
    Наиболее ярко образ доктора на экране воплотил сэр Энтони Хопкинс в монументальной саге Фрэнсиса Форда Копполы 1992 года, который считается лучшим Ван Хельсингом. Весьма недурно охотника за нечистью сыграл и Хью Джекман в одноименном кино-комиксе 2004 года, но не классического, а некоего Габриэля Ван Хельсинга. При этом состоят ли они в родстве с Абрахамом, либо это сам Абрахам в молодости действовал под псевдонимом Габриэль, зрителю остается додумывать самому.
    Но все-таки те, кто считают Ван Хельсинга реальным персонажем, отчасти парвы. Знаменитый доктор – не стопроцентная выдумка Брэма Стокера. Сам автор вложил немного себя в образ охотника на Дракулу: Брэм – это сокращение от Абрахам, таким образом автор дал герою свое имя. Но главным прототипом Ван Хельсинга, по одной из версий, стал агент британской разведки и историк Арминиус Вамбери (Arminius Vambery). Помимо своих прямых шпионских обязанностей, он прославился еще тем, что шантажировал своих работодателей требованиями о пожизненной пенсии. Как сообщает лондонская Times, эти и другие факты из его биографии стали известны после раскрытия секретных документов, хранящихся в национальном архиве Великобритании.
    Арминиус Вамбери родился в Щердакели, около Прессбурга в Венгрии. Он от рождения был хромым. Еще в молодости он занялся изучением иностранных языков и к 16 годам, в основном благодаря своим усилиям, свободно говорил на большинстве европейских языков, включая латинский и греческий. В возрасте 22 лет он предпринял путешествие в Константинополь и впервые применил на практике знание языков. В 1858 году он опубликовал свою первую книгу — немецко-турецкий словарь, единственный в своем роде доступный в течение многих лет. Он также начал переводить турецкие истории, которые передавали события в Венгрии, за что к 1861 году был удостоен звания члена-корреспондента Венгерской Академии. Имея стипендию от Академии он в течение нескольких лет много путешествовал по Ближнему Востоку. В 1864 году он переехал и Англию, где его приветствовали как исследователя-путешественника и оказывали поддержку пока он писал свою книгу «Путешествия но Центральной Азии», которая была быстро переведена на английский, французский и венгерский языки. Затем он поселился в Венгрии, преподавал, будучи профессором восточных языков при университете в Пеште. В течение последующих двух десятилетий он был одним из наиболее плодотворных и знаменитых венгерских ученых и литераторов. Через переписку он поддерживал связь с большинством ведущих центров Европы и свободно комментировал политические вопросы своего времени. В 1883 году он написал автобиографическую работу «Арминиус Вамбери: его жизнь и путешествия». Вскоре после выхода книги он столкнулся с волной антисемитизма в Венгрии и был вынужден вернуться в Англию. Там он продолжал писать и читать лекции. Он написал одну из своих самых популярных книг, огромный труд, озаглавленный «Венгрия в древности, в средние века и в современности» (1886), которая выходила несколько раз под различными названиями. Этот труд был одной из книг,которыми пользовался Стокер во время работы над первыми главами «Дракулы».
    Возможно, впервые Вамбери встречался с Брэмом Стокером в 1890 году в момент начала работы над «Дракулой». Он был в списке гостей, приглашенных Стокером на вечер в Бифстик Рум, где люди собирались после показа спектакля в театре Лицея. Вамбери оказал влияние на Стокера и своими рассказами, и своей книгой о Венгрии. Раймонд Т. Макнелли и Раду Флореску ставят Вамбери в заслугу то, что он повернул интерес Стокера, ранее обращенный к Австрии (что отражено в его рассказе «Гость Дракулы») к Трансильвании — месту действия в начальных и завершающих главах «Дракулы». К сожалению ничего из переписки Стокера и Вамбери не сохранилось. Есть основание полагать, что Вамбери был одним из тех людей, с которых Стокер писал персонаж Абрахама Ван Хельсинга. Может быть, Вамберн рассказал Стокеру о Владе-Протыкателе — историческом Дракуле. Стокер выражал свою признательность Вамбери в романс мимолетным упоминанием его, вложенным в уста Ван Хельсинга:
    “Я попросил своего друга Армиииуса из университета Буда Пешта написать свой отчет и из всего, что имеется. Он (Вамбери) сказал мне о том, кто он (Дракула) был. Он, должно быть, действительно был воеводой Дракулой, который получил это имя в борьбе против турок…”
    Однако примечательно, что ни в одной из книг Вамбери нет ни одного упоминания имени Дракулы. Последней работой Вамбери был другой библиографический труд – «История моей борьбы» (1904).
    С 1865 по 1905 годы Вамбери являлся профессором кафедры восточных языков Будапештского университета. Он много путешествовал и имел хорошие связи, поэтому его отчеты читали даже члены кабинета министров. Более того, его имя было известно и в Букингемском дворце – резиденции королевы Виктории. Считается, что он был вхож к султану Оттоманской империи и к персидскому шаху.
    В 1890 году во время одного из визитов в Лондон он познакомил Брэма Стокера с легендой о Дракуле. Писатель был очень впечатлен рассказом и, как считается, приписал Ван Хельсингу многие черты Вамбери.
    Однако, согласно архивным данным, Вамбери гораздо больше интересовали деньги и положение в обществе, чем добыча сведений в интересах Британии. Спустя 20 лет работы на разведку он потребовал от своих начальников назначить ему соответствующую его заслугам пенсию. В противном случае он грозился передать в руки врагов Британии имеющиеся у него документы, которые касались закулисных аспектов внешней политики Лондона.
    В результате прошение Вамбери было удовлетворено, и в январе 1911 года – за два года до своей смерти – он передал документы генеральному консулу Британии в Будапеште. Взамен он стал получать ежегодное пособие в размере 140 фунтов.

  3. Warlock Ответить

    О «реальном» Ван Хельсинге.
    Абрахам Ван Хельсинг – по книге Брэма Стокера – пожилой философ и медик – впервые появляется на страницах романа «Дракула» (1897). Его вызывает в Англию из Амстердама его старый знакомец доктор Джон Сьюард, который никак не может справиться с загадочной болезнью Люси Вестенра, еженощно кусаемой в шею. Ван Хельсингу удается определить причину болезни, и вскоре он открывает сезон охоты на Дракулу .
    Прототипами этого персонажа послужили несколько человек.. .
    Первый – сам автор (Брэм – сокращенный вариант имени Абрахам) ,
    второй -упомянутый в 18-й главе «Дракулы» друг Ван Хельсинга Арминиус Вамбери (или в иной транскрипции -Вамбрай) – реальное историческое лицо, профессор Будапештского университета (именно он впервые рассказал Стокеру о валашском господаре Владе Цепеше, известном еще как Влад Дракула) . Третий – знаменитый оксфордский востоковед Макс Мюллер.
    Повторюсь, что по книге – Абрахам Ван Хельсинг – пожилой философ и врач ( у Копполы, к примеру, его играет Энтони Хопкинс) . В фильме у Стивена Соммерса Ван Хельсинг переименован в Габриэля, он молод, владеет всеми классическими приемами, которым обучают десантников, и работает на тайный орден в Ватикане, воюющий с “силами зла”…
    Немного подробнее – о втором и самом известном прототипе Ван Хельсинга.
    Тайный агент, работавший в британских спецслужбах 100 лет назад, был кровососом и в прямом, и в переносном смысле: путем шантажа он заставил своих работодателей платить себе пожизненную пенсию и стал прототипом охотника на вампиров в романе Брэма Стокера “Дракула”. Арминиус Вамбрай, профессор восточных языков Будапештского университета с 1865 по 1905 годы, был настолько важной фигурой, что его отчеты о выполнении секретных заданий британских спецслужб читали министры правительства Британской империи, и даже королева знала о нем, пишет The Times.
    В 1890 году, во время одного из своих визитов в Лондон, Арминиус Вамбрай рассказал Брэму Стокеру о легенде про Дракулу. На писателя и легенда, и человек, ее рассказавший, произвели очень сильное впечатление, и считается, что Вамбрай стал прототипом для охотника на вампиров Абрама Ван Хельсинга в романе “Дракула”, который написал Стокер.
    Между тем документы спецслужб, обнародованные накануне британским национальным архивом, свидетельствуют о том, что человек, который развлекал публику рассказами о злодеях-вампирах из Трансильвании, больше всего интересовался тем, чтобы получить больше денег и добиться положения в обществе. Интересы Великобритании его как сотрудника спецслужб не особенно интересовали. Подробнее о нем в источнике №1..
    Удачи.

  4. Г@Л@В@ломка Ответить

    РЕЦЕНЗИЯ №1
    Европа, конец 19 века. Охотник за нечистью Габриэль Ван Хелсинг (Хью Джекман) отправляется в Трансильванию, чтобы убить графа Дракулу (Ричард Роуксбург) – одного из самых могущественных монстров на планете…
    Стивен Соммерс сейчас один из самых влиятельных режиссеров в Голливуде и общепризнанный специалист по развлекательному приключенческому кино. Десять лет назад сняв глуповатый детский фильм «Книга джунглей», современную адаптацию не то классической истории Киплинга, то ли очередную версию «Тарзана», Соммерс уже тогда работал в своей собственной стилистике – бери известную историю и выкидывай из нее все что можно! К счастью, такой подход себя оправдывает, потому что у Соммерса, в отличие от подавляющего большинства сценаристов в Голливуде, фантазия работает на полную катушку. К сожалению блистательный в творческом плане боевик про монстров на корабле «Подъем с глубины» провалился в прокате, но следующим проектом Сомммерса стал «как бы римэйк» классического фильма «Мумия», сделанный по вышеуказанному принципу. Результат себя оправдал – 400 миллионов долларов кассовых сборов это не шутка. Сиквел «Мумия возвращается» получился еще более драйвовым и прибыльным. Однако вместо того, чтобы начать готовить съемки заключительного фильма трилогии Соммерс решился на еще более лихую авантюру – снять фильм с участием самых известных монстров мирового кино и литературы – Дракулой, монстром доктора Франкенштейна и Оборотнем, до общей кучи добавив доктора Джекила в образе мистера Хайда. Но монстры – это злодеи, и поэтому нужно было срочно изобрести (или позаимствовать) Героя – именно так, с большой буквы.
    Далеко ходить не пришлось – главный антагонист Дракулы в романе Брэма Стокера доктор Абрахам Ван Хелсинг, волей режиссера сбросил три десятка лет и для верности сменил имя на Габриэл. Впрочем, знатоки укажут и еще одного прототипа нашего Героя – широкополая шляпа, длинные волосы, черный плащ, схожий род «занятий». Ди – охотник на вампиров – персонаж не столь известный, но поклонники анимэ его знают прекрасно. Всем остальным искренне рекомендую посмотреть замечательный фильм «Ди, охотник на вампиров: Жажда крови».
    Что нужно правильному Герою? Правильно – Героиня! И не простая, а чтобы и мечом могла помахать, и глазки построить, про дежурный поцелуй так же забывать не стоит (не большее не рассчитывайте – фильм для детей). Анну Валериос (Кейт Бэкинсейл) просто выдумали, для полноты картины сделав ее последней из рода борцов с Дракулой.
    А без кого наш орел не ступит и шага? Без Помощника. Таким «Q» для Ван Хелсинга стал послушник Карл, изобретатель прибамбасов вроде автоматического арбалета, световой гранаты и замечательных вращающихся фрез, которыми очень удобно кромсать в фарш монстров.
    После того, как герои обведены по контуру, специально для этой кучи-малы придумывают историю. Доктор Франкенштейн собрал своего монстра, но трагически погиб от рук местных крестьян, а монстр выжил. Дракула, живущий неподалеку, и финансировавший изыскания доктора пытается найти монстра, который нужен ему для оживления легионов своих мертворожденных детей. Именно в этот переломный момент в Трансильванию пребывает Ван Хелсинг, что бы сорвать злодейские планы Дракулы, раскрыть тайну его смерти, заодно и вспомнить свое прошлое. Короче, история получилась навороченнее некуда.
    Но именно эта излишняя навороченность и вредит фильму – стоило сделать проще и естественней. Самый непродуманный момент – связь Ван Хелсинга и Дракулы. Оказывается, именно Ван Хелсинг убил Дракулу в первый раз – 400 лет назад. При этом кто же такой сам Ван Хелсинг и как его угораздило промотаться столько лет по белу свету, мы так и не узнаем. Тут уместно провести параллель с другим персонажем в исполнении Хью Джекмана – Росомахой, так же потерявшим память и нежелающим вспоминать свое темное прошлое. Разница в том, что Брайну Сингеру, режиссеру «Людей Икс» хватило ума и вкуса психологически обосновать отказ Росомахи, а вот отказ вспомнить свою жизнь из уст Ван Хелсинга звучит не оправданно глупо с точки зрения зрителя.
    Сюжет подкреплен просто неслыханным бюджетом – фильмы стоимостью в 200 миллионов долларов, потраченные в основном на спецэффекты, а не на гонорары звезд пока что редкость. Тем более удивительно, что фильм снят не на полный экран – с боков лишь черные полосы экрана. Картинка впечатляет – более удачного с точки зрения дизайна фильма вы не увидите.
    «Ван Хелсинг» получился настоящим «летним блокбастером» – красивым, шумным, богато снятым, отличным развлекательным фильмом. Но до уровня лучших фильмов об охотниках за чудовищами ему далеко. Не хватает брутальности «Вампиров Джона Карпентера», изысканности и чувственности «Братсва волка», драматичности «Ди, охотника на вампиров». Но можно ли его за это винить? Каждый решает сам для себя.
    (c) Павел Украинцев
    РЕЦЕНЗИЯ №2
    Как ни странно, этот вампирический старикашка граф Дракула (Ричард Роксбург) не только ухитрился прожить более 400 лет, что при его не сильно здоровом режиме питания более чем странно, но и даже неплохо сохранился к XIX веку – веку просвещения и постепенного выведения всякой вампирской нечисти на чистое серебро и осиновые дровишки. Времена – они меняются. Если раньше вампирам противостояли бойцы-одиночки, как следует освоившие методику орудования осиновыми дрынами, серебряными пулями, чесночным отваром и святой водицей, то теперь, в современную девятнадцативековую эпоху, с вампирами борются… все они же, бойцы-одиночки, но уже ведомые ласковой дланью Тайной Службы Его Католического Величества. Нет, с Дракулой отправили сражаться вовсе не Джеймса Бонда, но его прототипа – Ван Хельсинга. Ему примерно столько же лет, сколько и Бонду, – под шестьсот, однако этот man apart выглядит так, что комар носа не подточит, а сломает весь хоботок к чертовой матери.
    Потому что Габриэль Ван Хельсинг (Хью Джекман) – один в один иксанутая Росомаха, причем страдающий все той же живительной амнезией, как будто он родился в Санта-Барбаре, а вовсе не в садах Эдема. Хельсинг смутно помнит, что он кого-то там где-то там замочил лет четыреста назад, но кого и за что – выкинуто из закоулков памяти за давностью лет. Да и стоит ли грустить о прошлом, патетически вопрошает Хельсинга его padrone кардинал Анубис шестнадцатый, когда перед тобой открываются такие блестящие перспективы – замочить Владика Дракулу быстрее, чем кролики трахаются, ибо Дракула – он, откровенно говоря, достал своим эмпирическим вампиризмом!
    Не знаю, как у вас, дорогие читатели, но в Нашем Деле не принято спорить с начальством, особенно когда нижайшая просьба несет характер строгого приказа, а ее неисполнение чревато тазиком, причем, как вы сами понимаете, если и с водой, то это только для того, чтобы быстро затвердел цемент. Поэтому Хельсинг, не задавая личных вопросов, взял себе в подручные послушника Карла (Дэвин Уэнхам), который собственными глазами наблюдал налет сверхзвуковых назгулов, поэтому ему не страшны даже турбореактивные невесты Дракулы, и отправился в Трансильванию, штат Пенсильвания, где местные жители стонут под пятой коварного графа Монти Дракулы и его летающего цирка, потому что до принятия Декларации Независимости От Дракулы осталось еще много-много лет.
    Справится ли один Хельсинг с этим зловещим, хотя и неплохо сохранившимся старикашкой? В одиночку – нет! Но ему помогают верные друзья! Во-первых, монашески-смиренный послушник Карл, который на самом деле совершеннейший непослушник, а кроме того – самый настоящий Кулибин, которому что блохе аппендикс вырезать, что создать автоматический арбалет на бензиновом затворе – пара пустяков. Карл снабдит Хельсинга всеми гаджетами, которые только могут родиться в изрядно воспаленном после зловещего убийства мумифицированного Имхотепа воображении Стивена Соммерса, в результате чего Хельсинг возьмет верх над Дракулой с помощью высоких технологий. Во-вторых, к Габриэлю присоединится красотка Анна – отпрыск древнего и изрядно проклятого местного рода, чьих братьев подло из-за угла покусал негодяйский Дракула, в результате чего они опошлились и овампирились. А один из братьев даже и вовсе умер, потому что в те времена был плохой урожай чеснока.
    В-третьих, на сторону Хельсинга встанет достаточно монстрообразное создание Франкенштейна, которое на лицо, конечно, просто не ходи купаться, но зато доброе внутри, поэтому встанет на сторону Добра, которое прочно ассоциируется с Ван Хельсингом – просто потому что в данном фильме он выступает посланцем Доброй Воли Тайной Службы.
    Однако на самом деле логика поступков Ван Хельсинга и его padrone не сильно понятна. Ведь Дракула – он, собственно, никому не угрожает. Более того, господин граф занят вполне милым и даже сентиментальным делом – размножением. Господин граф уже лет пятьсот не размножался, но, попробовав на старости лет этот процесс, Дракула понял, что все эти годы жил неправильно. Поэтому сейчас граф со своими летающими русалками принимает картинные позы, изображая Валерия Меладзе в окружении Лекарства, а в свободное от позирования время занимается процессом самовоспроизведения. (Не волнуйтесь, мамаша, секса нету, только мочат всех, как мудро заметила одна зрительница.)
    За несколько сотен лет граф изрядно поднакопил мужскую силушку, поэтому отпрыски господина Дракулы напоминают передовой инкубатор, переживший взрыв атомной электростанции где-то неподалеку. Такого там нарожал господин граф с помощью своих реактивных подружек, что хоть стой, хоть высиживай, потому что сразу эти дракончики не вылупились. У них электричества не хватило. И теперь граф занимается довольно рискованными физическими экспериментами, чтобы подогреть свой инкубатор до нужной температуры, после чего на свете разведется столько графинчиков-дракул, что под тяжестью фильмов о вампирах мы все истечем кровью.
    Уф, все изложил. Ах, да, надо же спойлер какой-нибудь запустить, чтобы жизнь медом не казалась. Внимание, СПОЙЛЕР! Одна из этих летающих мерзавок зашвырнет корову на крышу сарая. Честное слово! Вот такой сволочизм! Этого Соммерсу мы никогда не простим! Корову-то за что?!! Она же молоко дает, в отличие от этого графа Дракулы, от которого, если подумать, один дискомфорт!
    ***
    Когда товарищ Соммерс снял провалившийся ужастик “Подъем с глубины”, я подумал, что появился еще один режиссер, который может снимать только штамп на штампе. Когда Соммерс снял первую и вторую “Мумию”, я подумал, что этот режиссер небезнадежен, потому что даже все те же штампы об оживших мумифицированных имхотепчиках он умеет разбавить юморком и весьма неплохими актерскими работами. И вот теперь – “Ван Хельсинг”.
    Сразу скажу, это кинцо мне не сильно понравилось. Нет, конечно, Соммерс старался со страшной силой, пыхтел, как паровоз, старательно напихивая в эту дорогущую поделку все находки и штампы, которые он смог выковырять из нескольких десятков фильмов различного уровня новизны или древности. Но нельзя строить фильм на одних штампах, рассчитывая, что “небось, прокатит” только за счет ученически-старательного нагромождения всевозможных спецэффектов и компьютерной графики. И дело вовсе не в так называемом crossover’е – когда одних литературных или комиксоидных героев сводят с другими в одном произведении. Подобные вещи бывают удачными, а бывают неудачными. Чаще все-таки выходит неудачно, потому что соединять разных известных персонажей – нужно еще уметь.
    В данном случае с точки зрения сценарной основы фильм – полный ноль. Некоторые зрители говорят, мол, а что ты хотел, это же комикс, блокбастер… Друзья мои! И комикс может быть интересным, и блокбастер может быть не тупым. Примеры были. Но не в данном случае. Потому что у Соммерса была четкая цель – поток спецэффектов, а уж что под это набузолить – ему было все равно, и это прекрасно заметно. Поэтому все и выглядит так натужно. Не бывает чистых и незамутненных ни одним проблеском мысли спецэффектов. Точнее, бывают, но это не то, что нужно нам с котом Бубликом. Мы откровенно скучали. Даже несмотря на весь этот поток вампиров, летающих теток и стреляющих хельсингов. В середине фильма мы даже ненадолго заснули. Невероятно, но это факт! Я заснул от этого бесконечного мельтешения, которое, по идее, должно было создавать бешеную динамику, а вместо этого навевало тоску зеленую, а Бублик… Бублик просто пригрелся. Ему-то, в общем, кинцо понравилось. А что, бегают, мельтешат. И латаный-перелатаный монстр Франкенштейна ему понравился, потому что напомнил бывшего главу администрации одного южного городка…
    Об актерских работах говорить трудно. Но нужно. Джекман мне нигде не нравился – и здесь ничем не поразил. Ходит, делает сосредоточенно-мужественное выражение на лице. Девушкам, насколько я понимаю, Хью нравится – иногда до истерики, – но я же не девушка, поэтому могу спокойно относиться к его мужественной красоте. Кейт Бэкинсейл делает все то, что полагается делать Кейт Бэкинсейл, играя в киношном комиксе. Корсетик у нее прикольный. Более ничего о ее актерском мастерстве сказать не могу.
    Зато порадовал послушник-хакер Карл в исполнении Дэвина Уэнхама. Вполне яркая и прикольная роль, хороший актер. Но колоритнее всех – граф Дракула в исполнении Ричарда Роксбурга. Вот это стиль, вот это стать! Дракула очень классно выглядел. И вовсе он не похож на Меладзе – это пусть Бублик не злословит. Да, его тетки похожи на “Виагру”, тут все точно. Но Дракула – полный блеск! Если бы он замочил этого никчемного Хельсинга – я бы Соммерсу все простил. Но Соммерс не допер до такого нетривиального финала – значит, получи, фашист, наше суровое осуждение. Мы знаем, что ты с этим Хельсингом снимешь еще штуки три продолжений, штук пять мультфильмов и десяток телесериалов. Камеру тебе в руки, Стив, и “Оскара” в петлицу. Мы на Хельсинга больше не пойдем. Он нас еще со времен иксанутых людей замучил. Мы лучше еще раз “Мумию” пересмотрим. “Мумия”, Стив, это классно. Потому что легко и забавно. В отличие от этого натужного блокбастера…
    Резюмирую. Фильма вовсе не отстойная – со среднестатистической точки зрения. Дети будут в восторге, хотя секса, конечно, нет. Даже многие взрослые сказали, что хорошо провели время, хотя тупизна, конечно, страшенная. А что мы с Бубликом придираемся – так наше мнение можно спокойно не принимать во внимание, ведь правильно?
    (c) Alex Exler
    РЕЦЕНЗИЯ №3
    Крупнобюджетный проект в любом случае – стресс. В 1980 году находившаяся в глубоком кризисе студия United Artists поставила все на исторический колосс «Врата рая» – фильм провалился, крупнейшая некогда кинокомпания встала на колени. В 1997 году «Титаник» мог утащить с собой на дно Paramount – но в результате обеспечил компании несколько относительно беззаботных сезонов. Небезоблачно нынче и на Universal – а ведь мегахит типа «Инопланетянина» или «Парка юрского периода» мог бы гарантированно обезопасить одну из древнейших студий Голливуда…
    Хочешь жить – умей вертеться. Запуская в производство «Ван Хельсинга», там посчитали, что зрителя выгоднее сводить не в художественную галерею, а на американские горки. Что в итоге получилось? Сюжетом новый блокбастер являет собой чистый спинномозговик, который составил бы честь производителю низкобюджетного смотрива. Разница в том лишь, что авторитет студии позволил ей потратить на низкобюджетный флик 180 миллионов.
    В «Ван Хельсинге» решительно нет ничего своего – все позаимствовано, даже актеры. Хью Джекман импортирован из «Людей на букву Х», Кейт Бекинсэйл – из вампирско-лайконского «Другого мира». Дракулу сыграл Ричард Роксбург, главный злодей из «Лиги выдающихся джентльменов». Хайда – Робби Колтрейн, поттеровский Хагрид. Дэвид Уэнэм aka мужественный Фарамир щеголяет здесь в шутовском колпаке, с которым мог бы не расставаться по ходу всего фильма, – этакий гибрид Санчо Пансы и Q из бондианы. А франкенштейновский монстр, в котором здесь появилось что-то от Терминатора, выполняет миссию, совершенно отличную от той, которой наделила его Мэри Шелли.
    Кстати, фильм-то о ком? Авраам ван Хельсинг был второстепенным стоукеровским персонажем – в копполовской постановке его сыграл Энтони Хопкинс. Тут голландский профессор значительно омолодился, вышел на передний план и стал Гэбриэлом, левой рукой господа – архангелом, то бишь («Служил Гаврила спецагентом, Гаврила нечисть изводил»).
    Принцип «выдающейся лиги» – примитивное смешивание любых компонентов независимо от их свойств. Соответствует ему и представленная в «Ван Хельсинге» религиозная спецслужба: тибетские ламы кланяются кардиналам, кто-то неподалеку кричит «Во имя Аллаха!» Выдавать оптом всю литературную эпоху стало модно. Путаница привела к тому, что уже и критики приписывают доктора Джекилла и мистера Хайда Артуру Конан Дойлу. Когда и этих персонажей будет не хватать, на подмогу наверняка придут Халк, Горо, Кинг-Конг, Годзилла и прочие фрейдистские объекты. Кстати, из «Годзиллы» Эммериха (точнее, из «Чужих» Кэмерона) кровушку попить тоже не побрезговали: герои идут по залу, сплошь усеянному яйцами, которые ОТЛОЖИЛ Дракула со своими Невестами. Тут даже обидно стало за всемогущего короля вампиров, тщетно пытающегося решить проблему вампирского воспроизводства.
    Похоже, компиляция была здесь самоцелью. Режиссер и сценарист Стивен Соммерс («Подъем с глубины», обе «Мумии») напичкал действо «осовремененными» штампами из старых ужастиков. Это называется «соблюсти атмосферу». А когда вампирша высматривает жертву взглядом Хищника – это уже от элементарного недержания: есть чужая находка, надо ее куда-нибудь приткнуть. Потом, глядишь, ее ему припишут.
    Соммерсу удалось выдержать бешеный темп на всем протяжении фильма – боялся, видимо, что после паузы действо уже не заведется. Посему пауз нет, а есть экшн, экшн и еще раз экшн. Для тех, кто не млеет от компьютерных прибамбасов, высидеть эти два с лишним часа не так-то просто. Сейчас Соммерс, делясь впечатлениями от революционности своего подхода, наезжает на «Матрицу» и вовсю нахваливает своих техников: гении, не иначе. А между тем, компьютерное происхождение трюков слишком уж очевидно. Такие спецэффекты уже через пару лет будут вызывать усмешку.
    Слабоумие, когда оно торжествует, тоже к сочувствию не располагает. Кинишко-то получилось редкостно бестолковое. Для кого оно снималось? – вот в чем вопрос. Для малых детей – жестковато. Для взрослых – утомительно. Да и далеко не всякий тинейджер подобным аттракционом соблазнится. Но кое-кто пойдет обязательно. Зритель этот, разглядывая постер «Трои» в фойе кинотеатра, начинает исступленно ржать от фамилии Крюгер (подсмотрено лично). В кинозале он болтает без умолку, не находя нужным хотя бы уменьшить громкость. Потом он идет домой (в клуб, на работу), садится за компьютер, залезает на сетевые форумы и там несет околесицу. «Ван Хельсинг – это су-у-у-упер, это отпа-а-ад!!!!!!»
    На фоне творимых в этом фильме чудес он вправе почувствовать себя гением. У вампиров – никакой дипломатии, никакого коварства. Они не дают вампироборцам спокойно поубивать друг друга, не дают даже спокойно разбиться. Лошадки, выстроенные в три ряда, как по команде, синхронно делают рывок и перепрыгивают через пропасть. Умные лошадки. Или же первых двух лошадиных сил оказалось достаточно для того, чтобы перекинуть всю процессию. Электричество, фотография, нефтепереработка (автоматический арбалет ван Хельсинга работает на… бензине) уже в ту пору переживали свой расцвет. Карл, тот, который шут, в одной из сцен говорит Гавриле: «Я связался с Римом». Уж не по мобильнику ли? Под конец следуют точечные попадания летающим творением Франкенштейна и просто-таки гениальная фраза: «Уж если собралась убивать – убивай, а не болтай попусту». Так оно и есть: большинство диалогов в фильме – пустая болтовня.
    Чуть более башковитый и чуть менее масштабный «Халк» в первый уикенд собрал в Штатах 62 миллиона, но потом быстро сдулся и остановился в итоге на 132. Дутый «Ван Хельсинг» за премьерную неделю стряс с инфантильных американцев 55. Кажется, опять не вышло.
    (c) Георгий Герасимов
    А знаете ли вы, что…
    – После съемок «Мумии» друзья постоянно подшучивали над Стивеном Соммерсом, спрашивая, когда он приступит к работе над «Дракулой». В конце концов Соммерс решил, что сможет раз и навсегда избавиться от насмешек, собрав всех монстров студии Юниверсал – Дракулу, Мумию, Вервольфа и Франкенштейна – в одном фильме.
    – Оружейный арсенал Ван Хельсинга Стивен Соммерс любовно называл «монстробойками».
    – Соммерс с самого начала планировал взять на роль Ван Хельсинга именно Хью Джекмэна. «Женщины его полюбят, а мужчины ему поверят», – говорил режиссер.
    – Над созданием великолепных ландшафтов и пейзажей работала команда художников, которую составляли ровно 1 тысяча человек.
    – Самая большая декорация была построена при создании интерьеров замка Дракулы. Коридор ведущий в замок, вкупе с башнями и подвесным мостом, оказался настолько огромен, что не поместился в павильоне. Установив декорацию на улице съемочная группа была вынуждена работать по ночам, ведь согласно сценарию, все события в замке происходят после заката.
    – Сцену бала у Дракулы снимали в соборе Св. Николаса в Праге. Съемки в помещении, представляющем историческую ценность, накладывали определенные обязательства на съемочную группу. В частности, в соборе было необходимо поддерживать стабильно низкую температуру. «Я была удивлена, обнаружив, что на экране мы вовсе не выглядели посиневшими,» – вспоминает Кейт Бекинсейл.
    – Съемочная группа подчеркивает, что корова, уничтоженная одной из невест Дракулы, состоит не из мяса, а из килобайт.
    Максим Якушев

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *