Могут ли родственники работать в одной бюджетной организации?

13 ответов на вопрос “Могут ли родственники работать в одной бюджетной организации?”

  1. Sinsinger Ответить


    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Прием на работу в государственное бюджетное учреждение здравоохранения субъекта РФ родственников заместителя руководителя учреждения на должности, в том числе находящиеся в его прямом подчинении, возможен. В законодательстве отсутствуют нормы, устанавливающие запрет на совместную работу родственников в таком бюджетном учреждении.
    Обоснование вывода:
    Согласно ст. 3 ТК РФ какие-либо ограничения в трудовых правах и свободах или преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, в том числе в зависимости от семейного положения, могут быть квалифицированы как незаконная дискриминация, за исключением тех случаев, когда различия, исключения, предпочтения, а также ограничение прав работников определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
    В некоторых случаях законодательством установлен ряд ограничений в отношении совместной работы лиц, состоящих в родстве или свойстве. Так, гражданин не может быть принят на гражданскую (муниципальную) службу, а гражданский (муниципальный) служащий не может находиться на гражданской (муниципальной) службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским (муниципальным) служащим, если замещение такой должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации”). На работников государственных учреждений субъекта РФ, не являющихся государственными либо муниципальными служащими, эти нормы не распространяются.
    Помимо этого, часть первая ст. 349.2 ТК РФ распространяет определенные ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, на работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Во исполнение названной нормы Правительством РФ принято постановление от 05.07.2013 N 568, устанавливающее категории работников, которые не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства с работником соответствующего фонда или иной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
    Однако в связи с тем, что названные ограничения распространяются только на строго определенные категории работников различных фондов, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий (федеральных казенных предприятий), а работодателем в изложенной ситуации является государственное бюджетное учреждение здравоохранения субъекта РФ, полагаем, что в отношении работников такого учреждения они не действуют.
    Отдельной нормы, ограничивающей совместную работу в таких государственных учреждениях родственников, в том числе при условии подчинения одного из этих лиц другому, трудовое законодательство не содержит*(1). Об отсутствии запрета на совместную работу родственников смотрите также решения Арбитражного суда Кировской области от 12.07.2013 по делу N А28-1786/2013, Арбитражного суда Республики Коми от 24.02.2011 по делу N А29-9015/2010, Арбитражного суда Томской области от 25.12.2012 по делу N А67-6349/2012, Арбитражного суда Тульской области от 13.06.2012 по делу N А68-799/2012.
    Таким образом, лица, состоящие в родстве, могут занимать в государственном бюджетном учреждении здравоохранения субъекта РФ любые должности без каких-либо ограничений, в том числе, при условии прямого подчинения одного из этих лиц другому. Аналогичного мнения придерживаются и специалисты Роструда (вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3, вопрос 4, вопрос 5, размещенные на информационном портале Роструда “Онлайнинспекция.РФ”).
    Соответственно, работа лиц, состоящих в родстве, в государственном бюджетном учреждении здравоохранения субъекта РФ законодательству не противоречит.
    В заключение отметим, что бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, а согласно ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”, если заместитель руководителя некоммерческой организации состоит в близких родственных отношениях с гражданином, в отношении которого организация совершает те или иные действия (например, повышает заработную плату), предполагаются заинтересованность и, соответственно, конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации. Поэтому, если заместитель руководителя государственного бюджетного учреждения не будет совершать в отношении работающих в учреждении своих родственников те или иные действия, приводящие к конфликту интересов заинтересованных лиц (повышать ему одному заработную плату, выплачивать одному ему премии и пр.), возникновение конфликта интересов представляется маловероятным.
    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Наумчик Иван
    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Кудряшов Максим
    19 ноября 2018 г.
    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
    ————————————————————————-
    *(1) Ранее ст. 20 Кодекса законов о труде РФ, действовавшего до вступления в силу Трудового кодекса РФ, был установлен запрет на совместную службу на одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Однако Трудовой кодекс РФ, вступивший в силу 1 февраля 2002 года, ограничений на совместную работу родственников не устанавливает.

  2. РэЙк_БеЗ_ФэЙк Ответить

    Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации N 568 устанавливает запрет работникам, замещающим должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее — фонд или иная организация), назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности в фонде и иной организации, включенные в перечни, установленные нормативными актами фонда, локальными нормативными актами организации, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов (далее — работники), а также гражданам, претендующим на замещение указанных должностей, на совместную трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником фонда или иной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
    Общим исключением, предусмотренным пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации N 568, из данного запрета являются работники, замещающие должности в федеральных государственных учреждениях или в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и граждане, претендующие на замещение указанных должностей.
    Вместе с тем, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации N 568 для работников, замещающих должности руководителей, главных бухгалтеров и должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий, в федеральных государственных учреждениях и в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и граждан, претендующих на замещение таких должностей, устанавливается запрет работы в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего учреждения или предприятия, замещающим одну из указанных должностей, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
    Исходя из вышеуказанных положений постановления Правительства Российской Федерации N 568, запрет на совместную работу родственников и свойственников в федеральных государственных учреждениях и в федеральных государственных унитарных предприятиях, федеральных казенных предприятиях (далее — организации) распространяется на работников указанных организаций, замещающих должности, включенные в перечень должностей, предусмотренный пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации, при условии, что данные работники являются близкими родственниками или свойственниками, замещают должности руководителя, главного бухгалтера или иные должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий в одной организации в условиях непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому.
    Таким образом, данный запрет не распространяется на вышеуказанных работников, в случаях:
    если финансово-хозяйственные полномочия работниками — близкими родственниками (свойственниками) осуществляются вне условия непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому;
    если один из работников осуществляет непосредственно деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к основным видам деятельности организации, например, в сфере науки, культуры, здравоохранения, социальной защиты, образования, спорта (ученый, искусствовед, балерина, актриса, практикующий врач, учитель, спортсмен, юрист и т.п.).
    Исходя из положений Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), содержащих определение понятий «трудовые отношения» (статья 15), «трудовой договор» (статья 56), «рабочее место» (статья 209), работники, заключившие трудовой договор с работодателем, обязаны лично выполнять определенную этим договором трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя. Таким образом, все работники подконтрольны работодателю. О непосредственном подчинении может свидетельствовать ситуация, когда руководитель в соответствии с должностным регламентом, положением о структурном подразделении, является прямым (непосредственным) начальником работника и имеет в отношении него право давать обязательные для исполнения поручения, контролировать их выполнение, вносить предложения о повышении в должности, об изменении круга должностных обязанностей, о принятии мер поощрения и дисциплинарного взыскания и пр.
    Под осуществлением финансово-хозяйственных полномочий, по нашему мнению, понимается постоянно, временно или по специальному полномочию исполнение трудовых обязанностей, связанных с принятием решений по следующим вопросам реализации финансово-хозяйственной деятельности организации:
    финансовое планирование и финансовое обеспечение расходов учреждения (предприятия);
    осуществление расчетов и платежей, формирование финансовой и бюджетной отчетности;
    распоряжение имуществом учреждения (предприятия);
    осуществление внутреннего финансового контроля;
    осуществление государственных закупок;
    заключение сделок от имени учреждения (предприятия);
    управление деятельностью филиала, представительства иного обособленного структурного подразделения.
    Данный перечень не является исчерпывающим.

  3. Shardin Ответить

    В настоящее время никаких ограничений по совместной работе родственников нет за исключением государственных и муниципальных служащих. Почему вообще встает вопрос об ограничении по приему родственников? Это происходит потому, что, когда трудовые отношения регулировались КЗОТом,  в нем было ясно указано, что запрещается совместная работа лиц, имеющих родство, в подчинении одного из них другому. Современное же законодательство, представленное трудовым кодексом, гласит, что никакой дискриминации по семейному положению, расе, полу, национальности, языку и т.д. быть не может.  И любое нарушение данного законодательства будет наказано.
    Важно! Трудоустройство граждан, близких по родству, во всех структурах, кроме государственных, является обычным делом, не противоречащим норме закона.
    Исключение — Федеральные государственные учреждения и Федеральные государственные унитарные предприятия
    Откуда взялись эти исключения ведь про них в трудовом кодексе ничего не сказано? Эти исключения прописаны в Законе «О противодействии коррупции», а также в  в Постановлении Правительства от 5 февраля 2017 года и в некоторых других локальных актах. В данных законодательных документах описываются случаи, когда лица, имеющие кровное родство не могут работать вместе. Это случаи касаются работников, когда выполняются все три условия:
    Занятых в государственной и муниципальной сферах, в частности к ним относятся все наши Российские чиновники;
    При наличии близкого родства, если один работник подконтролен другому. Попросту сказать, один подчиняется другому.
    При осуществлении такими сотрудниками-близкими родственниками финансово-хозяйственной деятельности.
    Еще у нас есть Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации” , в котором в статье 21 указано: «Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях: 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
    Важно! Работа близких родственников при подконтрольности одного лица другому запрещена в Пенсионном Фонде, Фонде социального страхования, Федеральном Фонде ОМС, Центральном Банке Российской Федерации.
    Читайте также статью ? Испытательный срок для работника в 2019.

    Близкие родственники — кто такие?

    Понятие близких родственников есть как в семейном кодексе РФ, так и в некоторых российских законах. К примеру в Постановлении Правительства от 5 февраля 2017 года говорится, что близкими родственниками признаны:
    родители,
    супруги,
    дети,
    братья,
    сестры,
    а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей.

    Выводы

    Итак, прием на работу близких родственников разрешен Трудовым кодексов РФ, более того за ущемление прав человека исходя из его семейного положения при устройстве на работу предусмотрена административная ответственность. Исключением является работа лиц, имеющих близкое родство, занятых в государственных и муниципальных предприятиях. Работа родственников ограничена в данных учреждениях при подконтрольности одного лица другому.
    Читайте также статью ? Прием работника на постоянную работу.

    Часто задаваемые вопросы

    Вопрос: Могу ли я быть принят на работу на должность исполнительного директора, если моя супруга работает главным бухгалтером на данном предприятии?
    Ответ: Да, если данное предприятие не является государственным или муниципальным.
    Вопрос: У нас на предприятии выяснилось, что дочь работает бухгалтером подконтрольно у своего отца главного бухгалтера. По закону о противодействии коррупции такого быть не должно, потому как мы являемся ФГУП. Нужно ли нам уволить одного из них и на каком основании это сделать?
    Ответ: При возникновении подобного рода ситуации мы рекомендуем перевести дочь в какое-то другое подразделение, чтобы не было проблем при проверке.
    Вопрос: Я работаю воспитателем в детском саду, в котором моя мама работает заведующей. Могут ли при проведении проверки потребовать, чтобы меня уволили? На каком основании?
    Ответ: Нет, в данной ситуации Вы не осуществляете финансово-хозяйственную деятельность и не попадаете под действие Закона «О противодействии коррупции».
    Вопрос: Может ли индивидуальный предприниматель оформить на работу своих мать и отца? Не будет ли это выглядеть странным в глазах трудовой инспекции?
    Ответ: Никаких ограничений на прием родственников не существует (исключение — государственная и муниципальная служба)

  4. Terisar Ответить

    Я думаю, Вы ошибаетесь. Библиотека является юридическим лицом. Обязанности в сфере противодействия коррупции возложены, в числе прочих субъектов, на все организации (юридических лиц).
    Статья 13.3 Закона устанавливает, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать:
    1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
    2) сотрудничество с правоохранительными органами;
    3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
    4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
    5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
    6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
    ———-
    А по моему вопросу нашла такую информацию от 04.04.2017г.:
    Запрещена или нет на законодательном уровне совместная работа близких родственников?
    Моя супруга работает заместителем начальника муниципального учреждения, но не является при этом муниципальным служащим. В учреждении есть вакантная должность специалиста, которая также не относится к муниципальной служб. На имя начальника учреждения я подал заявление о приеме на работу и получил отказ в трудоустройстве. Аргументирован отказ тем, что я буду находиться в прямом подчинении своей супруги, а это запрещено действующим законодательством, так как провоцирует возникновение конфликта интересов.
    Я знаю, что совместная работа близких родственников ограничена для чиновников, но почему эти ограничения применяют к обычным работникам?
    Работодатель не прав, совместная работа близких родственников ограничена федеральными законами для определенных категорий работников. Распространять данные ограничения на всех работников подряд неправомерно.
    Статья 3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) устанавливает, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах в зависимости от семейного положения. Ограничения трудовых прав допускаются исключительно в интересах государства и устанавливаются ТК РФ или федеральными законами. Отказ работнику в трудоустройстве связан не с его деловыми качествами, а с его семейным положением. Сам факт прямого подчинения на работе супругов не может быть препятствием для их трудоустройства. Данное обстоятельство должно быть прямо предусмотрено действующим законодательством.
    Например, совместная работа близких родственников ограничена:
    государственным служащим (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”);
    муниципальным служащим (п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации”).
    Мнение о том, что совместная работа близких родственников в одном учреждении запрещена, очень распространено и часто становится причиной отказа соискателям в трудоустройстве. Полагаем, что работодатели неверно трактуют действующее законодательство и проводят аналогии закона, а это неправильно. Но для построения объективной картины необходимо сказать, что возможно такие ограничения рано или поздно придут в государственные и муниципальные учреждения.
    Еще в январе 2015 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен проект федерального закона, предлагающий внесение изменений в Федеральный закон «О противодействии коррупции». Закон предлагалось дополнить статьей о запрете совместной работы близких родственников в одной и той же государственной, муниципальной организации или его обособленном подразделении. Изменения предполагали запретить работу физических лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
    Данный законопроект второй год находится на рассмотрении, будут или нет приняты изменения, покажет время. Но даже в случае их принятия будут действовать исключения из правил.
    Совместная работа близких родственников будет возможна в учреждениях социальной направленности (образование, медицина, культура), расположенных в сельской местности. Связано это, видимо, из-за скудности кадров на селе.

  5. Kathriswyn Ответить

    ОБОСНОВАНИЕ
    В соответствии со ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Также в данной статье указано, что запрещается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
    Понятие “деловые качества работника” в Трудовом кодексе РФ не раскрывается, однако его определение дал Верховный Суд РФ (см. Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации”). Верховный Суд РФ разъяснил, что под деловыми качествами работника следует понимать, в частности, способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом:
    – имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, определенных профессии, специальности, квалификации);
    – личностных качеств работника (например, состояния здоровья, наличия определенного уровня образования, опыта работы по данной специальности, в данной отрасли).
    В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
    “…5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому”.
    Однако на работников коммерческих структур действие этого Закона не распространяется. Более того, отказ в трудоустройстве из-за родственных связей, согласно положениям Трудового кодекса РФ, является дискриминацией (ст. 3 ТК РФ).
    В ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.
    Одним из способов борьбы с коррупцией является законодательное закрепление запрета совместной работы близких родственников в одной и той же государственной, муниципальной организации или ее обособленном подразделении, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 “О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом “О противодействии коррупции” и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции”).
    Таким образом, считаем, что работодатель не вправе отказать соискателю в трудоустройстве по причине наличия родственных связей с одним из сотрудников коммерческой организации, в том числе на должность, предусматривающую прямое подчинение одного из них другому.
    Близкие родственники на работе не должны иметь ни преимуществ, ни ущемлений. Работники должны приниматься на работу и получать вознаграждение в зависимости от их квалификации и производительности труда. Аналогичная позиция содержится в Конституции РФ и Трудовом кодексе РФ.

  6. Kelegamand Ответить

    В целях обеспечения соблюдения антикоррупционного законодательства Российской Федерации Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Министерство) сообщает.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2016 г. N 594 (пункт 4 постановления) внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 “О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом “О противодействии коррупции” и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции” (далее – постановление N 568).
    Постановлением N 568, с учетом изменений, предусмотрена обязанность подведомственных Министерству организаций по принятию локального нормативного акта организации, определяющего порядок сообщения работниками подведомственной организации о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
    При подготовке локального нормативного акта организации необходимо руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 650 “О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации” и Положением, утвержденным данным Указом, а также приказом Министерства от 4 июня 2015 г. N 344н “Об утверждении Порядка уведомления работодателя (его представителя) работниками организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов”.
    Информацию о принятии локального нормативного акта организации, определяющего порядок сообщения работниками подведомственной организации о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и копию данного локального нормативного акта представить в Министерство до 5 августа 2016 года.
    Кроме того, постановление N 568 дополнено запретом на осуществление трудовой деятельности работниками подведомственных Министерству организаций, должности которых предусмотрены перечнем, утвержденным приказом Министерства от 27 мая 2013 г. N 223н, в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с иными работниками данной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
    Данный запрет означает, что в организации не могут работать родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей руководителя организации независимо от непосредственной подчиненности, поскольку все работники организации подконтрольны руководителю организации.
    Также же, например, в организации не могут работать родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей заместителя руководителя (главного бухгалтера, руководителя филиала и др.) организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
    Учитывая изложенное, руководителям подведомственных Министерству организаций необходимо обеспечить в возглавляемых ими организациях соблюдение вышеуказанного запрета.
    О принятых мерах по обеспечению вышеуказанного запрета сообщить в Министерство до 15 октября 2016 года по прилагаемой форме.
    Обращаем внимание, что в случае непринятия руководителем подведомственной Министерству организации мер по соблюдению вышеуказанного запрета, в том числе и в отношении иных работников организации, трудовой договор с руководителем подведомственной Министерству организации будет расторгнут в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    М.А. Топилин
    Форма
    Информация
    о принятых в ________________________________________ мерах по обеспечению запрета на осуществление трудовой
    (наименование подведомственной организации)
    деятельности работниками организации, должности которых предусмотрены перечнем, утвержденным приказом
    Минтруда России от 27 мая 2013 г. N 223н, в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети,
    братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с иными работниками
    организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или
    подконтрольностью одного из них другому
    ФИО работника организации
    Замещаемая должность
    Информация о лицах (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) находящихся в непосредственной подчиненности или подконтрольности у работника
    Принятые меры
    ФИО
    Замещаемая должность
    Степень родства или свойства

  7. LoJIita Ответить


    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
    Работники муниципального образовательного учреждения (руководитель и главный бухгалтер), состоящие в свойстве, могут осуществлять трудовую деятельность в этом учреждении.
    Обоснование позиции:
    Согласно ст. 3 ТК РФ какие-либо ограничения в трудовых правах и свободах или преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, в том числе в зависимости от семейного положения, могут быть квалифицированы как незаконная дискриминация, за исключением тех случаев, когда различия, исключения, предпочтения, а также ограничение прав работников определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
    Для определенных случаев законодательством установлен ряд ограничений в отношении совместной работы лиц, состоящих в родстве или свойстве. Так, например, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”). Аналогичная норма содержится и в п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации”.
    На работников государственных (или муниципальных) учреждений, не являющихся государственными либо муниципальными служащими, эти нормы не распространяются. Специальных же норм, устанавливающих запрет на совместную работу родственников, либо лиц, состоящих в свойстве в государственных (или муниципальных) учреждениях, в том числе при условии прямого подчинения одного из этих лиц другому, законодательством не установлено. Об отсутствии запрета на совместную работу родственников смотрите также решения Арбитражного суда Кировской области от 12.07.2013 по делу N А28-1786/2013; Арбитражного суда Республики Коми от 24.02.2011 по делу N А29-9015/2010; Арбитражного суда Томской области от 25.12.2012 по делу N А67-6349/2012; Арбитражного суда Тульской области от 13.06.2012 по делу N А68-799/2012.
    Кроме того, для определенных случаев подобные ограничения установлены частью первой ст. 349.2 ТК РФ, которая распространяется на работников ПФР, ФСС, ФОМС, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. Однако, так как в рассматриваемой ситуации работодателем является муниципальное образовательное учреждение, полагаем, что положения ст. 349.2 ТК РФ на работников данного учреждения не распространяются.
    Таким образом, лица, состоящие в свойстве, могут занимать в муниципальном образовательном учреждении любые должности без каких-либо ограничений, в том числе при условии прямого подчинения одного из этих лиц другому. Такого же мнения придерживаются и специалисты Роструда*(1).
    Соответственно, работа лиц, состоящих в свойстве в муниципальном образовательном учреждении, в том числе на должностях руководителя учреждения и главного бухгалтера, законодательству не противоречит.
    В заключение отметим, что муниципальное учреждение является некоммерческой организацией, а согласно ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”, если руководитель некоммерческой организации состоит в близких родственных отношениях с гражданином, в отношении которого организация совершает те или иные действия (например, повышает заработную плату), предполагаются заинтересованность и, соответственно, конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации. Поэтому, если руководитель муниципального учреждения не будет совершать в отношении работающего в учреждении лица, состоящего в близких родственных отношениях, те или иные действия, приводящие к конфликту интересов заинтересованных лиц (повышать ему одному заработную плату, выплачивать одному ему премии и пр.), возникновение конфликта интересов представляется маловероятным.
    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Верхова Надежда
    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Воронова Елена
    10 марта 2017 г.
    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
    ————————————————————————-
    *(1) Смотрите ответы на: Вопрос: На работе работают мать и дочь…, информационный портал Роструда “Онлайнинспекция.РФ”, июнь 2016 г.; Вопрос: Я работаю в государственном учреждении, в котором у начальника в прямом подчинении работает его жена…, информационный портал Роструда “Онлайнинспекция.РФ”, сентябрь 2015 г.

  8. Beaze Ответить

    Разработаны новые механизмы борьбы с коррупцией в государственных и муниципальных организациях. Соответствующий законопроект1, подготовленный депутатами Сергеем Мироновым, Николаем Левичевым и Виктором Шудеговым, внесен в Госдуму.
    Предлагается обязать государственные и муниципальные организации и их обособленные подразделения не допускать перечисления финансовых средств таких организаций организациям, руководители (их заместители) или главные бухгалтеры которых состоят в близком родстве с руководителями (их заместителями) или главными бухгалтерами организации, перечисляющей средства. При этом к близкими родственникам отнесены родители, супруги, дети, братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также братья, сестры, родители, дедушки, бабушки, дети супругов и супруги детей.
    Кроме того, предполагается законодательно закрепить запрет совместной работы близких родственников в одной и той же государственной, муниципальной организации или ее обособленном подразделении, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Такой запрет планируется ввести в действие по истечении одного года со дня официального опубликования федерального закона. При этом запрет не будет распространяться на лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, в период их совместной работы в государственных или муниципальных образовательных организациях, библиотеках, организациях культуры, медицинских и фармацевтических организациях (или их обособленных структурных подразделениях), расположенных в сельских населенных пунктах.
    В случае одобрения законопроекта нарушение указанных запретов будет приводить к увольнению руководителя государственной или муниципальной организации или ее обособленного подразделения в связи с утратой доверия.
    Необходимость внесения предлагаемых поправок авторы проекта связывают с широким распространением на практике коррупционных схем с участием близких родственников руководства государственных и муниципальных организаций. “Такие условия способствуют развитию коррупции и формированию на базе государственной или муниципальной организации и за счет бюджетных средств “коррупционного семейного бизнеса”, – подчеркивают парламентарии.

  9. Люблю тебя ... Ответить

    О совместной работе родственников в бюджетных учреждениях
    Новый виток интереса в новом году получила тема запрещения совместной работы родственников в одной и той же государственной или муниципальной организации.
    Показать полностью…
    Изначально проект федерального закона № 700152-6 “О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии коррупции” (в части усиления мер противодействия коррупции в государственных и муниципальных организациях) был внесен на рассмотрение в ГосДуму в январе 2015 года, где до сей поры и пребывает на стадии подготовки к 1 чтению (последнее событие – от 6 октября 2016 г. – назначить ответственным Комитет ГД по безопасности и противодействию коррупции).
    Этот проект был подготовлен депутатами партии “Справедливая Россия” VI созыва в целях усиления борьбы с коррупцией в государственных и муниципальных организациях. Одним из способов борьбы с коррупцией депутаты считают законодательное закрепление запрета совместной работы близких родственников в одной и той же государственной, муниципальной организации или ее обособленном подразделении, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (за исключением соответствующей работы в сельских населенных пунктах).
    В качестве меры ответственности за нарушение запрета предлагается увольнение руководителя организации в связи с утратой доверия.
    Мотив для принятия данного законопроекта, по мнению депутатов – широкое распространение на практике коррупционных схем с участием близких родственников руководства государственных и муниципальных организаций – “коррупционный семейный бизнес на базе государственной или муниципальной организации и за счет бюджетных средств” – подчеркивают парламентарии.
    По мнению правового управления ГД, проектируемое положение требует внесения корреспондирующих изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации.
    С 1918 года “родственный фильтр” был нормой трудового права СССР.
    Впервые степень родства, препятствующая “семейному подряду”, была конкретизирована в Декрете СНК в 1922 году. До 1 февраля 2002 года КЗоТ РФ запрещалась совместная служба на одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) , если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
    Нарушение правил приема или оставления на службе в разное время влекло различные наказания вплоть до уголовного преследования, в т.ч. лишения свободы.
    Часть ограничений из советского перешла в российское законодательство: недопустимость непосредственной подчиненности и подконтрольности родственников по службе предусмотрены в ряде федеральных законов, в том числе о муниципальной и государственной гражданской службе, полиции, прокуратуре, СКР, а также о статусе судей РФ.
    В настоящее время ТК РФ не содержит каких-либо ограничений по совместной работе родственников в одной организации.
    http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgen..
    http://v2.clj.ru/news/12769/

  10. Nalmern Ответить

    1.Трудовой кодекс Российской Федерации – Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017 с изменениями, вступившими в силу с 01.10.2017).2.Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017 с изменениями, вступившими в силу с 10.08.2017).3.Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 07.06.2017 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2018).4.Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2017 с изменениями, вступившими в силу с 06.08.2017).5.Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 03.04.2017 с изменениями, вступившими в силу с 28.06.2017).6.Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» (ред. от 15.02.2017 с изменениями, вступившими в силу с 25.02.2017).7.Приказ Минобрнауки России от 28.10.2015 № 1227 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей».8.Приказ Минздрава России от 31.07.2015 № 508н «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством здравоохранения Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей».9.Письмо Минтруда России от 16.05.2017 № 18-2/В-297 «По вопросу применения отдельных положений постановления Правительства РФ от 08.07.2013 № 568».

  11. BEAVISE Ответить

    Здравствуйте!
    Ознакомьтесь со статьей Министерства труда и социальной защиты РФ:
    Предлагается ввести послабления для профессиональных династий, работающих в одной организации бюджетной сферы
    6 ОКТЯБРЯ 2016
    В настоящее время существует запрет, касающийся работы близких родственников, в случае если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому*.
    При этом запрет совместной работы родственников распространяется только на работников, которые замещают должности, назначение на которые осуществляется Президентом России или Правительством России, и должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами федеральных государственных органов. В то же время каких либо исключений и изъятий для отдельных сфер деятельности организаций в законодательстве не содержится.
    Вместе с тем деятельность в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты имеет особенности, связанные с исторически сформировавшимися творческими или профессиональными династиями. Таким образом, действующий запрет на осуществление совместной трудовой деятельности с близкими родственниками не способствует сохранению и преемственности поколений.
    С целью сохранения традиций и исторической преемственности поколений в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты Минтруд России подготовил изменения в действующее законодательство.
    Проектом постановления Правительства РФ предусмотрено, что в исключительных случаях, связанных с особенностями выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами в указанных сферах деятельности, по решению руководителя федерального государственного органа допускается осуществление трудовой деятельности в одной организации работниками, которые являются близкими родственниками, в условиях непосредственной подчиненности и подконтрольности одного из них другому. Принятие данного решения должно быть обосновано, содержать перечень превентивных мер по недопущению нарушения запретов, ограничений, неисполнения обязанностей работником и его родственником.
    В настоящее время проект постановления Правительства РФ проходит общественное обсуждение.
    *Справочно: Соответствующая норма введена Федеральным законом от 5 октября 2015 г. № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов».
    Случаи и порядок распространения ограничений, запретов и обязанностей на работников определены Постановлением Правительства Российской Федерации 5 июля 2013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции».
    http://www.rosmintrud.ru/labour/public-service/141

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *