Можно ли есть яблоки до яблочного спаса ответ священника?

16 ответов на вопрос “Можно ли есть яблоки до яблочного спаса ответ священника?”

  1. Manakelv Ответить

    Помните, в известной поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» одна из крестьянок – несчастная мать, похоронившая маленького сына – говорит: «Молюсь о нем, в рот яблочка до Спаса не беру». Этим женщина дает понять, что она заботится о своем ребенке, пусть даже он и находится на том свете.
    Дело в том, что на Руси существовало жутковатое поверье, что если мать покойного малыша позволит себе съесть этот фрукт до православного праздника Преображение Господне, который отмечается 19 августа, то в Раю сам Бог не даст ее ребенку яблока. Не желая невольно навредить детям, ушедшим в мир иной, православные старались вообще не есть никаких плодов до установленной даты.
    Народные традиции во многом раскрывают суть представлений жителей той или иной страны о высших силах. Видимо, русские крестьяне считали Бога и ангелов, раздающих угощение, крайне мстительными и жестокими созданиями. Мысль о том, что невинные дети могут быть обижены и обделены едой (которой в Раю неограниченное количество) в наказание за поступки их родителей, отражает отношение простого народа к высшим силам, прежде всего, как к карающим структурам.
    Запрет на поедание яблок распространялся не только на несчастных матерей, скорбящих о своих покойных детях, но и на всех женщин в целом. Говорят, что это связано с библейской историей о грехопадении Адама и Евы. Поскольку наша прародительница нарушила указание, данное самим Богом, соблазнившись плодами, то и русская крестьянка, съев яблоко, якобы тем самым возьмет на душу грех самой Евы. Так считали на Руси.

  2. Anakelv Ответить

    Ну а какие могут быть реальные рассуждения о мелкой пустой суетности, которая даёт нам звание “православнутых” ?
    Православие это удивительно ясная, разумная, открытая, чистая и простая вера, в которой категорически нет места всяким постыдным для разумного человека, как образа Божия, проявлениям языческого магизма и суеверия. Суеверие – это есть суетная вера – вера в пустое, непонятное, суетное. Исходит суеверие от лукавого научения бесов, которые этим пытаются унизить человека, выставить его неким пустым дурачком, поклоняющимся выдуманным глупостям и тем самым опорочить венец творения Божия. Сам себя человек унижает такими суевериями как – нельзя мусор выносить из дома и брать деньги из рук вечером, нельзя свечку в храме передавать через левое плечо, нельзя арбузы, яблоки и прочие круглые плоды есть в день усекновения главы Иоанна Предтечи, нельзя мыться по воскресным и праздничным дням… Вы знаете какие иудеи законники праведные? – Они на кануне Шабата лампочки из холодильника выкручивают потому, что в субботу работать нельзя, а когда ты открываешь холодильник, что бы достать еды и поесть, то зажигается свет в нём… Зажигаешь свет – совершаешь работу…
    Мы вот ближних своих поедом едим мало об этом задумываясь, и при этом не вкушение яблок до спаса у нас злободневная тема. Был такой святой юродивый блаженный Николай Саллос Псковский. Иоанн Грозный вошёл в вольнолюбивый и непокорный Псков усмирять и жестоко карать горожан за вольность. А был в то время пост. Тогда Николай Саллос Псковский вышел на встречу царю и предложил ему от почивать с ним. В древней Руси юродивые блаженные почитались особо и народом и высшими властями, ни кто не смел их обижать. Блаженный Николай дал царю кусок мяса. Царь в удивлении даже возмутился – “Я христианин – в пост мяса не ем!” На что блаженный Николай ему ответил – “Христианин говоришь, мясо в пост не ешь? А кровь человеческую однако ж пьёшь.”
    Для монашествующих не вкушение определённых продуктов в определённое время особого подвижничества серьёзная и обоснованная тема. Но мы же не монахи – куда нам Заповеди Блаженства для себя в строгие законы возводить, когда мы не одной Заповеди Закона не соблюдаем? Получается срам и конфуз – “без порток, но в шляпе”.

  3. evgen Ответить

    В этом году многие культуры созрели раньше положенного срока. Жаркая погода и обильный полив поспособствовали этому. Созрели и яблоки. От некоторых верующих можно услышать вопрос, можно ли есть созревшие яблоки, не дожидаясь Яблочного Спаса? Давайте разберемся.

    Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением.
    Смысл освящения в день Преображения Господня (Яблочного Спаса) состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая, плоды своих трудов, таким образом, прославляя Господа, Подателя всех даров и благ.
    В нашем регионе освящают яблоки, как самую распространенную плодовую культуру.
    В Палестине, например, праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии.
    Основной смысл – принести Богу все первое и лучшее.
    Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок только до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять.
    В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.
    Митрополит Антоний
    управляющий делами Украинской Православной Церкви
    АиФ Украина

  4. Lantrius Ответить

    С 14 августа Святая Церковь вступает в Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост праздником Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, центр его – Преображение Господне и заканчивается праздником Успения Божией Матери.
    Праздник Успения – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

    Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», говорит: «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил 1.21 ). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…» – напоминает церковное песнопение.
    Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.
    Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь.

    Питание во время Успенского поста


    Успенский пост – почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на Преображение Господне (19 августа).
    Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил.
    К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего Креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.
    Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов — всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным.
    Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе  в Церковном Уставе): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.
    Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.

    Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа.
    Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай.
    В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.
    В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление «любимых» грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.
    Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».
    И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.
    По материалам православных сайтов: Православие и мир, Православие точка ру, Азбука Православия
    (959)

  5. Борода Ответить

    Добрый день
    Скажите, пожалуйста, почему запрещается есть яблоки до “яблочного спаса” 19 августа? Где написано, что яблоки есть запрещено или это домыслы и суеверия. Ведь Если не есть яблоки до 19 числа человек пропускает несколько вкусных сортов, которые потом уже отходят. Почему арбузы и дыни можно есть всегда равно как и другие фрукты (сливы, абрикосы).
    Как и зачем можно было придумать такое правило?
    Петр
    Уважаемый, Петр!
    В Православной Церкви не запрещается вкушать каких бы то ни было плодов, в какое бы то ни было время!!!
    В своих посланиях апостол Павел говорит:”Мне все можно, но не все полезно. Мне все можно, но ничто не должно обладать мною.”
    Обычай освящать плоды — древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. правиле (срав.: 28-е правило VI Вселенского Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием».
    В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей (плодов)».
    Освящение плодов 6/19 августа имеет еще и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.
    http://days.pravoslavie.ru/Days/20110806.htm
    Что касается обязательности следования традиции не вкушать плодов (в типиконе не говорится “яблоки”, но “овоща” в смысле плоды вообще) до их освящения, то пусть каждый определит для себя сам.
    Например так: “Господи! Знаю, что входящее в уста не приближает и не удаляет меня от спасения. Но приими от меня ничтожную жертву в виде воздержания от вкушения плодов нового урожая до их освящения в славный праздник Твоего Преображения. Чтобы и мне недостойному иметь надежду на обновление и преображение греховного моего естества, подобно Твоему Преображению. Лишаю себя вкушения плодов этих, которые взрастила десница Твоя, да не лишиши меня окаянного быти причастным Твоего нетварного света, которым просиял Ты на Фаворе”
    Или так: “Господи! Не могу спокойно смотреть, как множество плодов, определенных сортов, остается не оприходованными. Славный “Белый налив” и прочая вожделенная снедь, могущая накормить такое множество людей истлевает ( впрочем подавляющее большинство этого множества людей даже и не подозревает, что в Церкви Твоей есть такая традиция – воздерживаться от плодов нового урожая до Преображения) – бессмысленно совершая оборот вещества в природе. Прости мне мою хозяйственность и не вмени мне во грех, такого моего попечения о плодах Тобою произведенных. Жаль Господи, что я не могу съесть их все сам, а то ведь все равно много пропадет”
    Прошу, Вас Петр, простить меня за иронию, в ней ни в коем случае нет сарказма. Но попытайтесь найти своему желанию не хозяйственно-бытовой, а духовный смысл.
    Правил к отлучению от церковного общения за это “преступление” нет. Есть предписание типикона, которое можно считать обязательным только для монашествующих, наказывать братию преступившую данное правило – не вкушать плодов до освящения – запрещением их вкушения во весь август месяц.
    Миряне же придерживаются этой традиции подражая в меру своих сил образцовому монашеству, равно с ними ожидая преображения своей природы в Вечной Жизни.
    архим. Иннокентий

  6. devochka s xarakterom Ответить

    Яблочный Спас выпадает на период Успенского поста, однако это никак не объясняет запрета на употребление плодов. В период воздержания не дозволяется вкушать пищу животного происхождения, а фрукты и овощи, напротив, становятся основным рационом верующих.
    Тем не менее, все еще живо мнение, что есть новый урожай до наступления Яблочного Спаса нельзя. Народная традиция объясняет это очень необычно: на Руси в древние времена бытовало поверье, что если мать, потерявшая дитя, съест яблоко до Спаса, душа ребенка не получит райского яблочка, которые раздает Ангел в честь праздника. Священнослужители заверяют, что никакого отношения к действительности это поверье не имеет.

    Церковь поясняет появление такого странного запрета. Изначально он касался винограда, а запрет на яблоки — это «адаптация» к природным условиям средней полосы. Запрет был указан в церковном уставе: монахам, вкусившим виноград до наступления Спаса, воспрещалось есть его на протяжении всего августа. Кроме того, на Преображение Господне — церковный праздник, к которому и приурочен Яблочный Спас — существует обычай освящать собранный урожай и только потом употреблять его в пищу. Христиане старались не вкушать даров природы до освящения в церкви — это было своеобразной благодарностью Господу за ниспосланный урожай. Потому и родилось негативное отношение к употреблению яблок до момента освящения в церкви. Да и собирали плоды ближе к 19 августа: считалось, что яблоки наливаются и обретают наилучшие вкусовые свойства именно к этому времени.

  7. Umthis Ответить

    Матушки, давайте разбираться, можно ли до Яблочного спаса яблочки есть. Я вот до сегодняшнего дня не знала, что нельзя. Все время ела. А сегодня один батюшка ругал женщину за то, что она до освящения ребенку яблочко дала. Только не подумайте, что я собираюсь батюшек судить, просто прошу поделиться опытом.
    Отправлено спустя 56 секунд:
    Вот один батюшка мне такую информацию скинул.
    Суеверия на церковном пороге
    …К сожалению, традиция благословения плодов со временем претерпела изменения. В какой-то мере это объясняется тем, что современная культура отошла от крестьянства, уклада жизни земледельца; но в большей мере виновато духовное невежество человека, утратившего свои корни в результате глубочайшей атеистической вытравки. Сейчас благословение плодов свелось на благословение яблок, меда, мака и еще нескольких видов плодов, которые после благословения забираются домой как некая святыня. Их едят чаще натощак, ждут от них чуда, мучаются тем, куда девать кочерыжки. Встречаются случаи, когда остатки от «священных яблок» хранятся в баночке рядом со святой водой и маслом.
    И действительно, что делать с этими кочерыжками: закопать в безлюдном месте или сжечь и пепел выбросить в реку? Можно просто выбросить. Как выбрасываем негодные остатки пищи после обеда, пищи, о которой мы перед едой молились и которую благословляли. Настоящая ревность о Боге и. глубокое благочестие рождается не столько из благоговейного отношения к яблоку, унесенному из храма, сколько из яблока, принесенного в храм, из добродетелей, которые понудили человека на эту маленькую жертву веры, надежды, любви, благодарности.
    Чин благословения яблок, приведенный в Требнике, — лишь пример. В примечании к молитве сказано, что виноград благословляется там, где он произрастает (В Греции, откуда к нам пряшла традиция, виноград — один из самых главных продуктов хозяйства). На Руси, за неимением винограда, подставили в молитву, как пример, яблоки, “ко и ино овощие да приносится коеждо во свое время (т.е. когда созреет — В.С.) ко храму на благословение, и молитва о приносящих начатки овощей глаголется над ними”. Из последних слов видно, что предметом благословения, опять же, были не столько плоды, сколько сам человек. Молитва читалась «о приносящих», о чем свидетельствует и ее текст.
    Приблизительно в эту пору в Греции поспевал виноград. А так как люди жили по церковному календарю — от праздника к празднику, — то и приурочили благословение урожая к определенному дню, а именно к празднику Преображения. Это доказывается и тем, что даже в Греции благословение плодов совершалось не в одно время: где раньше достигались плоды, там они приносились в церковь на праздник Преображения, а где плоды созревали позже, они благословлялись на праздник Успения Богородицы. Об этом указывается в греческом Николо-Касулянском Типиконе, Синайском Типиконе, Афонском Типиконе Лавры св. Афанасия. В русском служебнике, напечатанном в Супрасле в 1727 году, содержится кроме обычного чина благословения фруктов на Преображение, чин благословения злаков, овощей и фруктов в день праздника Успения Богородицы.
    «Несмотря на прямое указание Служебника благословлять плоды по мере созревания, многие люди уверены, что яблоки, к примеру, нельзя есть до праздника Преображения. В целом же, Церковь не знает поста на яблоки. Ей просто важно научить своих детей быть благодарными Богу за Его дары. Неужели Господь хочет того, чтобы из года в год гнили ранние сорта яблок, созревающих задолго до Преображения? Нет, Он хочет, чтобы его дары принимались «яве яко времена их», но принимались с благословением и благодарностью. Кстати, во многих приходах так и делают: освящают яблоки, впрочем как и другие виды плодов, раньше, применительно к климату, так как это и было задумано церковным уставом.
    «Седмица» (Винницкая Епархия) Выпуск N0133
    Священник Вадим Семчук
    руководитель Православного просветительского центра г. Нововолынска

  8. Doomstalker Ответить

    С августа начинается активный сбор яблок, но при этом есть примета, что нельзя кушать яблоки до Яблочного Спаса, но почему возник этот запрет, знают единицы. Этот праздник по церковным канонам принято называть Преображением Господнем. Начинается он с богослужения, где люди могут освятить как яблоки, так и другие фрукты. Несмотря на то, что это старинный праздник, до сих пор не утихают споры по поводу того, можно ли есть до него яблоки или нет, поэтому попробуйте расставить все точки над «и».

    Можно ли есть яблоки до Яблочного Спаса?

    Хоть и есть различные споры по этому поводу, но запрет на употребление этих плодов все-таки существует. К тому же стоит заметить, что если человек нарушает табу, то его непременно будет ожидать наказание.
    С древних времен считалось, что человек, приносящий в храм на освящение яблоки, показывает тем самым Господу результаты своей работы и просит благословения. Только после подобного обряда верующий получает разрешение на вкушение плодов. При этом сначала нужно угостить яблоками нуждающихся людей и только потом уже можно есть самостоятельно. Кстати, съедая первое яблочко, необходимо загадать заветное желание, которое непременно сбудется благодаря помощи Высших сил.

  9. Rainsinger Ответить

    иерей Георгий,ошиблась по поводу Типикона, там написано для монашествующих, что братии нельзя вкушать неблагословленные плоды урожая. Это писалось, для того, чтоб ратия несла послушание и не ела неблагословленную пищу.
    Но находила ссылки по поводу того, что если ранее 19 августа поспели плоды нового урожая, то их надо принести в храм и освятить и потом только после этого вкушать.
    Ведь сам праздник Преображения Господня не сводится к тому, что в этот день освящаются яблоки (кстати, очень сейчас актуальная проблема на многих приходах). Мы подменяем сам праздник именно освящением яблок и винограда и при этом забываем сам праздник.
    Ведь Типикон писался в 8 веке и там написано, что приносится на освящение виноград и колосья, которые относятся к самой Евхаристии.
    Но уже по российскому менталитету, в России установлено, не вкушать яблок и прочих плодов (кроме огурцов). \если не ошибаюсь….
    Но опять таки – отцы церкви дают ссылку на то, если плоды уже созрели, то тогда их надо принести в храм для освящения и благодарения Господа за посланный урожай и спокойно вкушать в пищу плоды нового урожая. Не дожидаясь 19 августа.
    Это так?
    Ну а по поводу того, давать нуждающемуся или нет – думаю для любого христианина вывод один – поделись с ближним своим.

  10. ЭльвирочкаLOVE Ответить

    Праздник Преображения Господня отмечают 19 августа. С детства так люблю этот праздник! Бабушка всегда брала меня с собой в церковь, мы несли корзину, полную яблок, ярких цветов и пышных яблочных пирогов. Бабушкины подружки всегда норовили угостить меня чем-то вкусным, мы с другими детьми играли на территории невероятно красивого храма, и это чудесные воспоминания…
    Про Яблочный Спас любят говорить в народе: это почитаемый праздник. Столько традиций, столько обычаев связано с ним! Сегодня ты узнаешь кое-что новое об этом церковном торжестве.

    Почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса

    На Руси не употребляли в пищу яблок до этого праздника. Особенно этот запрет касался женщин: если женщина попробует яблоко до наступления священного дня, она принимает на себя грех Евы, вкусившей запретный плод.
    Строго следовать этому правилу должны были также родители, потерявшие детей, и женщины, у которых были нерожденные дети. В народе верили: если родители поступят правильно и не станут есть плоды до освящения, дети на небесах получат гостинцы…
    В этот день нельзя убивать мух. Запрещена любая работа по дому: «Кто на Спас шьет — тот всё время слезы льет». После наступления праздника уже нельзя купаться в открытых водоемах: «Яблочный Спас — ушло лето от нас».

Добавить комментарий для Umthis Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *