Можно ли нравственность считать частью культуры общества?

11 ответов на вопрос “Можно ли нравственность считать частью культуры общества?”

  1. page_of_desert Ответить

    2. Общезначимость моральных принципов. Именно развитое моральное сознание, преодолевающее узость рамок групповой морали, достигающее уровня общенародного, общегосударственного и, в современных условиях, международного, позволяет существовать современному человечеству. Это достигается, во-первых, тем, что простые нормы морального сознания оказываются понятными и признанными, и, во-вторых, тем, что эти нормы включены в основополагающие законы разных стран. Благодаря этим обстоятельствам они становятся для человека само собой разумеющимися, внутренне принятыми и естественными для любого воспитанного человека.
    3. Сходное внешнее выражение повседневных норм морального сознания: улыбка, поклон, рукопожатие, есть подчеркивание доброжелательства, готовности к контакту (то, что называют «коммуникативностью» морального сознания). Однако в отличие от первых двух особенностей в данном случае уже необходимо учитывать и разнообразие, связанное с национальными традициями, особенностями духовного склада, обычаями. Отсюда необходимость изучения этикета, отнюдь не только для дипломатов, но и для любого человека, которому предстоит поездка в ту или иную страну. Знание внешних правил поведения есть признак того, что человек овладел современной нравственной культурой.
    Поле нравственной культуры безгранично, ее проявления многообразны. Она и массовидна и уникальна. Нравственная культура общества каждое мгновение отражается, проявляется, воплощается в миллионах миллионов человеческих контактов всюду и всегда, когда встречаются два человека или собираются массы людей. Исторически сложившаяся нравственная культура современного общества проявляется в том, как ведут себя люди во всех этих контактах: умеют ли учитывать особенности подобных контактов в условиях мегаполиса, небольшого города или деревушки. Темп жизни большого города влияет на способы и характер моральных регулятивов. И оказывается, что при общности принципов нравственной культуры существует их «аранжировка», приспособление к конкретным условиям.
    Каковы возможности общества воздействовать на тех, кто нарушает существующий уровень нравственной культуры? Самый непосредственный – воздействие общественного мнения: от замечания, выражения неодобрения до требования исправить оплошность или попросить извинения. Но общественное мнение оказывается действенным, когда члены общества реализуют его во вполне конкретных ситуациях. Поэтому одним из важнейших показателей нравственной культуры общества оказывается степень нетерпимости к нарушениям принятых норм нравственной культуры.
    Разумеется, нет таких норм морального сознания, которые никогда и никем не нарушались. Однако частота нарушения в значительной мере связана с бытующим в обществе отношением к тем или иным нарушениям.
    Например, конституции государств – членов ООН и Всеобщая декларация прав человека категорически осуждают дискриминацию личности по национальной принадлежности. Однако проявления национальной или расовой нетерпимости (национализм, шовинизм, фашизм) не исчезли после разгрома германского и итальянского фашизма. Позорнейшее явление ХХ в. и сегодня имеет место не только в Германии, но и во Франции, во многих европейских государствах, в США. В нашей стране такой позорной «традицией» являлся и является бытовой антисемитизм, поддерживавшийся властью и в Российской империи, и в Советском Союзе. В последние годы к нему добавилась расовая ненависть к «цветным», от представителей кавказских народов до любых «не наших».
    В межчеловеческих отношениях нет и не может быть явлений, нейтральных к моральному сознанию и нравственному поведению членов общества. В определенных ситуациях общество обязано использовать как моральные, так и правовые санкции. Иное отношение аморально и преступно. Необычайно опасно равнодушие и тем более прямое попустительство, создающее благоприятный моральный климат для распространения и укрепления подобных взглядов.
    Поскольку нравственная культура общества развивается и укрепляется людьми, составляющими это общество, очевидна непосредственная связь нравственной культуры общества с нравственной культурой личности, что отнюдь не подразумевает их тождества, поскольку нет тождества группового (общественного) и индивидуального морального сознания.

  2. Yozshusida Ответить

    Этот вид культуры является одним из главных оснований духовной жизни общества. Наряду с правом, сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека, создавая образцы «неписаных», стихийно сложившихся (в отличие от права) норм и правил поведения.
    Нравственная культура есть практическое воплощение морали — особой формы общественного сознания, регулирующей отношения между людьми с помощью системы норм, принципов, идеалов и ценностей.
    Нравственные (моральные) нормы — это правила поведения, нарушение которых, по мнению общества (группы), несет зло. Они формулируются как конкретные правила поступков: уступай место старшим, здоровайся при встрече, не обижай младших, не опаздывай, не употребляй нецензурные выражения, носи паранджу, не убей, не укради.
    Нравственные (моральные) принципы (эгоизм, альтруизм, гуманизм, коллективизм, индивидуализм, подвижничество, самоотверженность, требовательность) задают направление нравственной деятельности.
    Нравственные (моральные) идеалы создают образ нравственно совершенной личности и выражают конечную цель поступков. Так, христианский моральный идеал воплощен в образе Христа — учителя справедливости и великомученика. Нравственная культура — явление историческое. Каждая эпоха и каждый народ создают свои представления о добре и зле и свои механизмы функционирования морали. Так, в традиционных обществах моральные нормы и ценности рассматриваются как неизменные, причем принятие их происходит фактически без личного выбора (нет альтернативы). Нравственная культура функционирует на уровне общества в целом, различных субкультурных образований и отдельной личности. В нравственной культуре личности отражается степень освоения человеком морального опыта общества, способность последовательно осуществлять в поступках нравственные ценности и принципы, готовность к самосовершенствованию. Формирование нравственной культуры общества включает в себя закрепление стихийно сложившихся норм поведения и идеалов в их теоретическом обосновании, соответствующем духу времени. Нравственное воспитание осуществляется в нескольких направлениях:
    – формирование связи с обществом, согласование личного поведения с его нормами;
    – ознакомление с нравственными идеалами и нормами общества;
    – усвоение внешней культуры поведения;
    – формирование приемлемых в обществе нравственных привычек;
    – формирование устойчивых моральных чувств (совесть, долг, достоинство, стыд) и качеств (честность, принципиальность);
    – превращение знаний в нравственные убеждения. Формирование нравственной культуры в современном белорусском обществе имеет свои особенности. Происшедшие в годы «перестройки» и после нее социальные трансформации привели к разрушению прежних духовных устоев, моральных норм и принципов. Эта ситуация явилась источником морального нигилизма, пренебрежения нормами нравственностиВсе эти факторы привели к тому, что в современном белорусском обществе стала актуальной задача духовного возрождения. Ее решение связано как с возвращением к общечеловеческим ценностям, включающим гуманизм, христианскую мораль и др., так и с развитием исторически сформированных нравственных устоев белорусского общества, основанных на взаимопомощи, добросовестности, порядочности, надежности, осознании своего долга перед обществом, честности и доброжелательности. Эти качества, вошедшие в структуру ментальность белорусского народа, думается, рмогут выступить в качестве духовно-нравственной основы создания сильной и процветающей Беларуси.

  3. Dougul Ответить

    Меняются нравственно-психологический климат общества, система мотивации нравственных поступков и ценностных моральных ориентаций и т. д. Все это не может не влиять и на деятельность юриста.
    Последний, представляя подлинные интересы большей части общества, не должен идти на поводу рыночной конъюнктуры. Ситуация, когда как бы законно вершится несправедливость, не может быть терпима, если мы действительно желаем оставаться в русле общественного прогресса и уважения достоинства множества людей.
    Раскрывая структурно-содержательные уровни нравственной культуры, можно отметить их иерархические этажи. «Первый этаж» включает два взаимосвязанных блока. Один из них составляет сферу нравственных предписаний и требований (то есть нравственная необходимость), определяющую чувства, переживания и поступки людей, а второй — нравственно-психологический климат, сложившийся в обществе, а также в конкретных социальных группах различного масштаба.
    Определяясь в своих типологических спецификах социально-экономическими факторами, эти блоки реальным для них взаимодействием порождают «второй этаж» нравственной культуры личности. К нему относится область мотивации нравственных поступков и ценностных ориентаций. Этот уровень является весьма сложным структурным образованием нравственной культуры. Своими многообразными связями и переплетениями он тесно взаимодействует как с «низшими этажами» нравственной культуры, так и с возвышающимися над ним. Этот уровень культуры, что немаловажно, пронизывает и нравственные знания, и волевые устремления, и эмоции, и повседневные поступки социума.
    Совокупность названных первых трех компонентов и составляет следующий «этаж» в структуре нравственной культуры личности. Причем каждый из выделенных компонентов достаточно сложен и своеобразен по своему внутреннему содержанию. Первый компонент — этические знания. Они включают: а) глубокие знания личностью основных принципов и норм морали; б) понимание взаимосвязи нравственной свободы индивида с его гражданским и профессиональным долгом; в) знание и понимание гражданами своих моральных прав и обязанностей, нравственной ответственности за свои поступки и поведение; г) знание требований и правил этикета, а также их выполнение.
    Второй компонент данного уровня — эмоциональная сфера нравственности. Она включает: а) нравственные чувства личности; б) эмоционально-нравственное одобрение или осуждение определенных социальных действий, поступков и жизненных ориентаций индивидов или социальных групп ит. д.; в) нравственную интуицию личности.
    Третий компонент данного уровня нравственной культуры — волевая сфера. Она побуждает индивида к нравственным поступкам, конкретному поведению в разнообразных ситуациях и включает: а) добрую волю; б) нравственные установки; в) нравственные устремления и т. п.
    Все отмеченные компоненты в реальном взаимодействии в принципах нравственного сознания претворяются в духовном мире личности в своеобразную форму — нравственный опыт. Он возникает как особое духовно-практическое чувственно-рациональное образование, развивающееся на основе активной социальной деятельности людей и характеризующее степень освоения ими общественных, прежде всего нравственных, отношений.
    Нравственный опыт тесно связан с моральным выбором, который обусловлен совокупностью социально-экономических, политических, духовно-идеологических факторов, развитостью нравственного сознания и богатством (или бедностью) чувств, способностью и волей людей выбирать вполне определенный поступок, конкретную линию своего поведения.
    Нравственный опыт и моральный выбор составляют следующий «этаж» в структурно-содержательной характеристике нравственной культуры. Между тем нравственный опыт и моральный выбор людей, взятые в их идеально-духовном виде, еще не составляют всей совокупности нравственной культуры. Таковой они становятся при условии, когда из субъективно-идеальной формы существования перейдут в объективную форму, практически деятельную. Только объективация в практике нравственных отношений способна превратить нравственный опыт и моральный выбор из потенциальной нравственной культуры в культуру действительную и актуальную. Когда это происходит, нравственная культура приобретает в личности качество моральной надежности. Она представляет собой возможность прогнозирования устойчивости линии поведения личности, характеристику, означающую целостность и определенность ее нравственной сущности, итог критически осуществляемого единства слова и дела.
    В теоретическом плане это означает соединение нормативного содержания принципов морали, категории долга с практически поведенческой стороной личности, активной природой ее нравственного самоутверждения. Понятийное содержание «нравственная надежность» индивида вытекает из: а) понимания сущности специфики нравственной области духовной жизни; б) различие подлинной и мнимой нравственной позиции индивида; в) сущности категории «надежность», которая применительно к конкретной личности означает характеристику человека, на которого молено положиться.
    В целом нравственную надежность личности можно определить следующим образом. Во-первых, по безусловной преданности осознанному и избранному профессиональному делу; во-вторых, по степени овладения культурой нормативной регуляции поведения; в-третьих, по знанию духовного потенциала всей системы должного и добра, выработанной в процессе становления и развития культуры общества; в-четвертых, по комплексу таких характеристик индивида, как идейность, активность, принципиальность, добросовестность, честность, ответственность.
    Нравственная надежность подчеркивает уровень глубины поведения личности. Основу же нравственного поведения составляет моральный поступок. Он образует следующий «этаж» структурной организации нравственной культуры людей и позволяет определить степень их нравственной развитости, а также способность реализовывать свои нравственные знания, чувства, волю, установки в реальное практическое действие. Вместе с тем один и тот же нравственный поступок (примерное выполнение служебных обязанностей, социальная активность, помощь коллеге по работе, поддержка того или иного государственного деятеля и т. д.) может иметь различные мотивы. Они могут совершаться в силу гуманных моральных убеждений личности или ее карьеристских, эгоистичных и иных индивидуалистических устремлений. Показная, двойная мораль — свидетельство низкого уровня нравственной культуры, опасное социальное явление, так как оно предстает в виде потенциальной питательной среды для деформации сознания и аморального поведения.
    Нравственный поступок во многом зависит от осознания и степени свободы личности. Подлинно нравственный человек совершает те или иные поступки свободно, действует в силу собственных убеждений, а не из-за возможного наказания или осуждения общественным мнением. Именно у такого человека, как правило, нравственная культура действительно на высоте. Свои поступки и поведение в целом он сверяет глубоким осознанием долга перед обществом, оценивает взвешенным судом собственной совести. Последний как раз и является своеобразным гарантом и собственно правового суда, если речь идет, к примеру, о судье или присяжных заседателях.
    Следует иметь в виду, что единичный поступок вряд ли может объективно характеризовать уровень нравственной культуры социального субъекта. Вот почему при ее оценке на передний план выдвигается система поступков, в которой взаимно переплетаются нравственные знания, чувства, мотивы действий и их результаты [18]. Система поступков предстает как практическая нравственная позиция людей, составляя интегративный результат свободного действия всех других компонентов нравственной культуры, ее высший уровень.
    Естественно, что уровень нравственной культуры личности трудно определить через конкретные социологические, функциональные показатели. Вместе с тем можно отметить ряд качественных показателей. К ним следует отнести, в частности, знание и усвоение основных моральных норм и принципов конкретного общества, причем с точки зрения их оценки как социально справедливых, способствующих общественному прогрессу и духовному развитию личности. Это также реализация таких норм и принципов в нравственной практике человека, в различных видах его деятельности; ценность мотивов и внутренняя корректировка нравственных аспектов поведения индивида чувством долга и велением совести.
    Все это создает основу для свободного соблюдения развивающихся норм морали и ее принципов в различных условиях, в том числе с учетом экстремальных обстоятельств. Деятельность юриста зачастую как раз и связана с последними, что требует от него особой выдержки, последовательности в намерениях и действиях.
    Нравственная культура людей проявляется во всех сферах жизнедеятельности, в их отношениях к своей родине, социальной группе, семье, отдельным людям. В соответствии с этим можно выделить ряд основных нравственных качеств, которые характеризуют уровень нравственной культуры личности.
    Во-первых, это такие качества, в которых отражается отношение индивида к своему отечеству, своему народу, народам других государств (патриотизм, любовь к своему народу и глубокое уважение народов других стран, готовность оказать помощь, милосердие и доброжелательность к людям и др.). Во-вторых, это качества, которые проявляются в межличностном общении людей (товарищеская взаимопомощь, коллективизм, гуманизм, взаимное уважение друг к другу). Далее, в-третьих, речь идет о таких слагаемых культуры, которые связаны с индивидуальными качествами духовного мира человека (честность, скромность, правдивость, чувство собственного достоинства, умение вести себя в коллективе и др.). И, наконец, в-четвертых, это элементы нравственной культуры, проявляющиеся в экстремальных ситуациях: смелость, мужество, отвага, выдержка, самообладание, дисциплинированность, готовность к самопожертвованию. Эти качества, как уже было отмечено выше, особенно ценны для юриста, работника правоохранительных органов.
    Развитие нравственной культуры в обществе связано, во-первых, с улучшением условий быта, труда, общественно-политической и культурной среды жизнедеятельности людей; во-вторых, с целеустремленным воздействием позитивного образца поведения, объективной и качественной духовно-нравственной информации, продуманной и научно обоснованной системы обучения и воспитания. Значительную роль при этом играет усвоение приоритетных духовных ценностей общества, в том числе таких, как добро, справедливость, милосердие, долг.

  4. Darkdragon Ответить


    Человек – творец и носитель культуры
    Основы
    духовно-нравственной
    культуры





    Обсудим вместе
    Когда выдающему английского учёного Исаака Ньютона поздравляли с великим научным открытием, он скромно заметил: «Я подобен карлику, который встал на плечи гигантов-предшественников и только потому смог заглянуть чуть дальше, чем они».
    Оцени слова Ньютона. Какое условие, по его мнению, определяет успешность творчества человека? Сравни свои суждения с текстом.

    Вне культуры жизнь человека невозможна. По отношению к культуре человек выступает в двух качествах. С одной стороны, он творит культуру: создаёт материальные ценности, совершает научные открытия, устанавливает традиции и обычаи.
    С другой стороны, он усваивает созданную ранее культуру: использует различные материальные ценности, приобщается к принятым в обществе традициям, обычаям, нормам поведения. Человек- одновременно и творец, и носитель культуры. С самого раннего детства мы начинаем познавать культуру своего народа- слушаем сказки, песенки, играем с пирамидками матрёшками, участвуем в народных праздниках. Став взрослыми, мы своим трудом можем обогащать культуру общества – писать книги, сочинять музыку, возводить памятники, совершать научные открытия. Так постепенно культура общества становится богаче и разнообразнее.
    Вклад каждого человека различен. Это зависит от его таланта, способностей, упорства.


    Можно ли нравственность считать частью культуры общества?

    Великая княгиня Елизавета Фёдоровна.


    Работа с текстом учебника (чтение)

    Обсудим вместе



    Один водитель сбил человека насмерть и уехал. Никто происшествия не видел, свидетелей не было. Прошло достаточно много времени. И этот человек пришел в милицию и сдался. Он сказал: «Я не могу так больше жить».




    Сравните двух по возрасту мальчиков
    Каким ты видишь будущее этих мальчиков?
    Что необходимо сделать, чтобы будущее мальчика с картины «Опять двойка» стала достойной?
    Какой бы вы дали ему совет?
    Как вы считаете, человек обязан думать о том, что правила жизни людей в обществе необходимы для сохранения культуры народа.

    Пословицы и поговорки народов России

    Проанализируйте пословицы и поговорки и определите, какие нравственные правила в них заложены.
    Не тот друг, кто на празднике гуляет, а тот, кто в беде помогает. ( Осетинская пословица );
    Друг в лицо смотрит, а враг – в спину. ( Татарская пословица );
    Не ройся на дне мешка – не вспоминай прежних обид. ( Татарская пословица );
    Скрывай ошибки других, а на собственные смотри ( Татарская пословица );
    Богач не насытится, а богатырь не отступиться. ( Бурятская поговорка);
    В глубоком месте нет брода, в клевете нет путного слова. (Бурятская поговорка).

    Живительные воды нравственности



    Уже многие тысячелетия воды озера утоляют жажду человека в красоте и гармонии, доброте и справедливости, любви и сострадании. Множество рек питают это озеро, не давая ему пересохнуть, но две из них делают его более глубокими и прекрасными. Имя одной из них – Нравственные традиции, другой Религиозная вера.Живительные воды этих рек составляют подлинное богатство духовно-нравственной культуры, они не позволяют иссякнуть источнику человеческих добродетелей.

    Апостол Павел
    Носил еврейское имя Савл. В юности он даже учасв гонениях на христиан, но встрева с воскресшим Иисусом Христом изменила его жизнь. Он покаялся и стал одним из наиболее ярких проповедников новой веры, основателем многих христианских общин. Его послания христианам составляют значительную часть Нового Завета.
    Апостол Павел пострадал за Христа, приняв мученическую смерть в Риме.

    Справедливы ли для нашего времени слова апостола Павла: Любовь да будет непритворна; отвращайтесь от зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте…»

    Рефлексия

    Вывод:
    Мир культуры богат и разнообразен. Человек не только является творцом культуры, но и сам изменяется в процессе оздания и восприятия культурных ценностей. Неотъемлемой частью культуры являются законы нравственности. Разобраться в том, что такое нравственность, помогает наука этика.

    Домашнее задание

  5. MolorikPlay Ответить

    Этот вид культуры является одним из главных оснований духовной жизни общества. Наряду с правом, сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека, создавая образцы «неписаных», стихийно сложившихся (в отличие от права) норм и правил поведения.
    Нравственная культура есть практическое воплощение морали — особой формы общественного сознания, регулирующей отношения между людьми с помощью системы норм, принципов, идеалов и ценностей.
    Нравственные (моральные) нормы — это правила поведения, нарушение которых, по мнению общества (группы), несет зло. Они формулируются как конкретные правила поступков: уступай место старшим, здоровайся при встрече, не обижай младших, не опаздывай, не употребляй нецензурные выражения, носи паранджу, не убей, не укради.
    Нравственные (моральные) принципы (эгоизм, альтруизм, гуманизм, коллективизм, индивидуализм, подвижничество, самоотверженность, требовательность) задают направление нравственной деятельности.
    Нравственные (моральные) идеалы создают образ нравственно совершенной личности и выражают конечную цель поступков. Так, христианский моральный идеал воплощен в образе Христа — учителя справедливости и великомученика.
    Высшие нравственные (моральные) ценности выступают личными ориентирами жизни, предельно общими целями нравственной деятельности каждого человека. Речь идет о таких ценностях, как счастье, смысл жизни, свобода. Именно высшие моральные ценности являются верховным регулятором морального поведения, чувств и мыслей.
    Нравственная культура, основанная на морали как форме общественного сознания, реализует себя в идеях, чувствах и поступках. Мораль функционирует на уровне теоретического обоснования нравственных норм, ценностей, идеалов, а также в форме субъективного понимания человеком нравственных ценностей, оценок, мотивов поведения.
    Нравственная культура — явление историческое. Каждая эпоха и каждый народ создают свои представления о добре и зле и свои механизмы функционирования морали. Так, в традиционных обществах моральные нормы и ценности рассматриваются как неизменные, причем принятие их происходит фактически без личного выбора (нет альтернативы). В современном обществе моральные ценности часто выглядят как сотворенные самим человеком, без участия в этом других, т.е. они имеют характер индивидуального выбора. Однако и в первом, и втором случае в системе нравственных идеалов и норм есть устойчивое ядро, которое состоит из общечеловеческих нравственных норм и ценностей.
    Нравственная культура функционирует на уровне общества в целом, различных субкультурных образований и отдельной личности. В нравственной культуре личности отражается степень освоения человеком морального опыта общества, способность последовательно осуществлять в поступках нравственные ценности и принципы, готовность к самосовершенствованию. Внешне культура нравственного поведения проявляется в соответствии поступков и слов тем нормам, которые выработало общество. Но собственно нравственными они будут являться только в том случае, если совершаются исходя из моральной мотивации и в соответствии с моральными принципами, т.е. когда этические знания совпадают с нравственными мотивами и поступками. Говорить о том, что нравственная культура стала внутренней составляющей личности можно только тогда, когда моральные нормы и ценности общества превращаются в убеждения. Нравственная культура личности предполагает способность человека разобраться в чувствах и мотивах своих поступков, умение соотносить их с интересами других людей.
    Формирование нравственной культуры общества включает в себя закрепление стихийно сложившихся норм поведения и идеалов в их теоретическом обосновании, соответствующем духу времени. Необходимой составляющей процесса формирования нравственной культуры является распространение и внедрение имеющихся моральных знаний и требований в сознание людей через обучение, воспитание, традиции, обычаи, организацию массовых форм общения и т.д. В процессе формирования нравственной культуры каждое общество создает определенные механизмы воспроизводства моральных ценностей через общественное мнение, различные формы контроля, пример и т.д.
    Регулирование и управление моральными процессами в обществе осуществляется через систему нравственного воспитания, которая сегодня не является единой по содержанию, т.к. в социально дифференцированном обществе на основе общепринятой морали существуют разные ее типы: светская, религиозная, обывательская, профессиональная.
    Нравственное воспитание осуществляется в нескольких направлениях:

    – формирование связи с обществом, согласование личного поведения с его нормами;
    – ознакомление с нравственными идеалами и нормами общества;
    – усвоение внешней культуры поведения;
    – формирование приемлемых в обществе нравственных привычек;
    – формирование устойчивых моральных чувств (совесть, долг, достоинство, стыд) и качеств (честность, принципиальность);
    – превращение знаний в нравственные убеждения.
    Для реализации этих задач используются различные методы. Основные методы нравственного воспитания: убеждение, положительный пример, одобрение (от жеста и тона до объявленной признательности), осуждение, организация нравственно положительной деятельности, самовоспитание.
    Формирование нравственной культуры в современном белорусском обществе имеет свои особенности. Происшедшие в годы «перестройки» и после нее социальные трансформации привели к разрушению прежних духовных устоев, моральных норм и принципов. Эта ситуация явилась источником морального нигилизма, пренебрежения нормами нравственности.
    Следует отметить, что ослабление механизмов нравственной регуляции обусловлено в целом особенностями современной культуры. Культ техники в XX веке привел ко все большему развитию технократического мышления, в котором нравственные ориентации уходят на второй план.
    Процессы урбанизации привели к возрастанию анонимности жизни. В большом городе механизмы социального контроля (осуждение безнравственного поведения, бойкот, общественное мнение и др.) все более ослабевают, а на первый план выходит правовое регулирование отношений между людьми.
    Все эти факторы привели к тому, что в современном белорусском обществе стала актуальной задача духовного возрождения. Ее решение связано как с возвращением к общечеловеческим ценностям, включающим гуманизм, христианскую мораль и др., так и с развитием исторически сформированных нравственных устоев белорусского общества, основанных на взаимопомощи, добросовестности, порядочности, надежности, осознании своего долга перед обществом, честности и доброжелательности. Эти качества, вошедшие в структуру ментальность белорусского народа, думается, рмогут выступить в качестве духовно-нравственной основы создания сильной и процветающей Беларуси.

  6. Gat Ответить

    Эволюция современного человека продолжается и в настоящее время, поскольку социально-биологическая среда как агент отбора постоянно изменяется. В обществе действует основные формы отбора: стабилизирующий, деструктивный, сбалансированный и направляющий. Превращение в ходе эволюции человека биологических предпосылок в зависимую от социального процесса форму не устраняет природные основания человека.
    Становление будущей личности начинается с раннего детства и детерминируется сложнейшим и взаимодействиями обстоятельств, способных не только содействовать её развитию, но и активно препятствовать естественному и органическому становлению, предопределяя трагичность бытия личности.
    Игры, которые навязывают детям родители, считаются средством для их социального развития, актуализируют проблему – «игры, которые выбирает ребёнок, и игры, которые выбирают ребёнка».
    Нравственность, нравственная культура современного общества основана на простых принципах:
    1) Разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей.
    2) Права всех людей равны.
    Нравственные ценности современности заметно отличаются от традиционных. Например, из 10 библейских заповедей не работают пять: три, посвященные Богу (т.к. вступают в противоречие со свободой совести), о субботе (противоречие со свободой распоряжаться своим временем), и “не прелюбодействуй” (противоречие со свободой личной жизни). И наоборот, некоторые необходимые заповеди в религии отсутствуют. Аналогичная картина не только с Библией, но и с установками других религий.
    В современной нравственной культуре есть свои важнейшие ценности, которые в прежние времена были далеко не на первом месте (и даже порой рассматривались как отрицательные):
    – “не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему”;
    – “саморазвивайся, учись, становись умнее”;
    – “стремись к развитию общества, содействуй прогрессу”;
    – “не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого”.
    Основной акцент делается на саморазвитии, что приводит, с одной стороны, к достижению личных целей (например, карьерному росту), а с другой стороны, – к “непотребительскому” отношению к другим людям (т.к. главный ресурс – свои способности – за счет других увеличить невозможно).
    Разумеется, сохраняются (а точнее – усиливаются) все классические нравственные императивы: “не убивай”, “не воруй”, “не лги”, “сочувствуй и помогай другим людям”. И эти базовые установки уже не будут нарушаться во имя Бога, чем грешат большинство религий (особенно по отношению к “иноверцам”).
    Причем в наибольшей степени усилится самая проблемная заповедь – “не лги” – что радикально повысит уровень доверия в обществе, а значит и эффективность общественных механизмов, включая уничтожение коррупции. Ведь человек, который постоянно развивает себя, всегда уверен в собственных силах и ему незачем лгать. Ложь ему не выгодна – она может подорвать его репутацию профессионала. Более того, ложь не нужна, потому что многие вещи перестают быть “стыдными” и их не нужно скрывать. Кроме того, установка на саморазвитие означает, что свой главный ресурс человек видит внутри себя и ему незачем эксплуатировать других.
    Важным нравственным императивом Современного общества является уважение к закону и праву, т.к. только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого, унизить чье-либо достоинство являются самыми постыдными вещами.
    Общество, где все эти ценности работают в полном объеме, было бы, пожалуй, самым эффективным, сложным, быстроразвивающимся и богатым в истории. Оно было бы и самым счастливым, т.к. предоставляло бы человеку максимум возможностей для самореализации.
    Если говорить о приоритетности ценностей, то главное для Современного общества – это свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. В отличие от религии, где возможно оправдание насилия во имя Бога, современная мораль отвергает любое насилие и нетерпимость (хотя и может применять государственное насилие в ответ на насилие).
    Необходимо отметить, что все вышеперечисленное – не есть придуманная, искусственная конструкция. Это лишь описание того, чему уже следуют миллионы людей – Современных людей, которых становится все больше и больше. Это и есть мораль человека, который упорно учился, который с помощью собственных усилий стал профессионалом, который ценит свою свободу и терпимо относится к другим людям. Мы – большинство в развитых странах, скоро мы будем большинством и в России.
    Однако, современная нравственность – это не потакание эгоизму и “низменным инстинктам”. Она предъявляет к человеку больше требований, чем когда-либо ранее в человеческой истории. Традиционная мораль давала человеку четкие правила жизни, но не требовала от него ничего сверх того. Жизнь человека в традиционном обществе была регламентирована, достаточно было просто жить по заведенному веками порядку. Это не требовало душевых усилий, это было просто и примитивно.
    Современная мораль требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Но она не говорит, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному поиску, преодолению себя и напряжению своих сил. Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной машины, придуманной неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и всего этого мира. Кроме того, саморазвитие, повышение профессионализма приводит и к обретению материального богатства, дает достаток и процветание уже “в этой жизни”.
    Вне всякого сомнения, в современном мире нравственная культура уничтожает многие бессмысленные правила и запреты (например, в сфере секса) и в этом смысле делает жизнь легче и приятнее. Но одновременно современная нравственность жестко предъявляет к человеку требование быть именно человеком, а не идти на поводу собственных животных инстинктов либо стадного чувства. Эта нравственность требует проявлений разума, а не примитивных эмоций вроде агрессии, мести, желания подчинять других людей или подчиняться авторитету, который “все за нас устроит и решит”. И далеко не просто стать толерантным, перебороть в себе личные и общественные комплексы.
    Но главное – Современная нравственность делает упор не на “ублажении себя любимого” и не на самоотверженном (точнее самоуничижительном) достижении “великих целей”, но на самосовершенствовании и совершенствовании всего, что окружает Современного человека.
    В результате людям нечего делить – никому не нужно что-либо отнимать у других, чтобы сосредоточить у себя больше ресурсов (неважно – ради “великих целей” или собственных прихотей, что часто в реальности одно и то же). Ведь невозможно развить себя за счет других – это можно сделать лишь в результате собственных усилий. Поэтому отпадает потребность приносить ущерб другим в любой форме, в частности, лгать и т.д.
    Но, с другой стороны, в современном мире все чаше поднимаются вопросы о нравственной культуре общества в целом и личности в частности. Значит ли это, что наше общество теряет свою нравственность? К сожалению, приходится констатировать, что все больше и больше отношения между людьми регулируются личной выгодой, эгоистическими интересами, стремлением к примитивному удовлетворению своих желаний. Все меньше и меньше людей прислушиваются к голосу своей совести, не руководствуются чувством чести, принципами честности и порядочности, что влечет за собой негативные последствия во многих областях жизни.
    Современное общество изменилось, и мы находимся в процессе перестройки нравственной культуры личности. В 20 веке человечество сделало огромный скачок в общем развитии, поэтому нравственное развитие просто не успело за прогрессом. В наше время традиционное общество просто переполнено безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и детям (когда они отказываются подчиняться), ко всем инакомыслящим и “нарушителям традиций” (зачастую нелепых), высокий градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т.п.
    Все это говорит о том, что человек оказался неподготовленным к столь стремительному прогрессу. И сейчас наше общество пытается сделать упор на нравственную культуру. Нормы уже есть, осталось каждой личности в отдельности их принять, осознать и следовать им.

  7. Злой Мага Ответить

    Мнение читателя
    Я полагаю, практически всем хотелось бы, чтобы наше общество было более нравственным. Я считаю, что в принципе этого можно добиться, если государство будет поднимать уровень культуры общества. Первый путь для этого – нравственная цензура на телевидении, радио и в кинотеатрах. Второй путь – борьба с потреблением алкоголя и других наркотиков, поскольку алкоголь и наркотики разрушают нравственные ценности [1, 2]. Третий путь – предоставлять гражданам максимальную возможность читать хорошие книги, смотреть хорошие фильмы и слушать хорошую музыку.
    Я уверен, что хорошие книги могут как минимум сделать человека более образованным. Не зря детям в школе преподают литературу. Может быть, было бы правильно ввести курс литературы и в вузах.
    На сайте vkontakte.ru есть группа, посвященная творчеству довольно известных писателей (не буду называть фамилий). Я тоже очень уважаю творчество этих писателей. Я считаю, что некоторые (хотя не все) из их произведений могут сделать читателя более нравственным. Я провел опрос в этой группе: “Считаете ли вы, что книги этих писателей делают человека более нравственным?”. Из 149 человек участвовавших в опросе 73% ответили на этот вопрос положительно, 16% отрицательно и 11% ответили “не знаю” (как мне подсказали, правильнее было бы сформулировать вопрос “могут ли эти книги сделать человека более нравственным?”).
    Таким образом, государство должно стремиться к тому, чтобы население смотрело хорошие фильмы и читало хорошие книги. Для этого должна существовать специальная комиссия, просматривающая издаваемые фильмы и книги и выбирающая из них лучшие. Конечно, очень трудно объективно оценивать фильмы и книги. Но я думаю, если комиссия будет состоять в основном из более-менее порядочных и культурных людей, эффект от ее работы будет. Для большей объективности оценок можно было бы попробовать провести социологическое исследование, показывающее какие книги читают и какие фильмы смотрят порядочные, нравственные люди. Я думаю, провести такое исследование вполне возможно: степень порядочности человека можно оценить по отзывам знакомых. Я представляю это так: в крупных вузах в каждой группе 5-го курса всем учащимся будут выданы две анкеты. В первой анкете учащийся дает характеристику каждому из своих одногруппников (насколько он добрый, порядочный и трезвомыслящий). Такие анкеты выдаются также преподавателям. Во второй анкете учащийся пишет, какие книги и фильмы ему лично нравятся (должен быть большой список книг и фильмов, для каждого нужно будет указать, знаком ли учащийся с этим произведением; кроме того, учащийся сможет добавить в список другие, знакомые ему произведения). Далее можно будет построить корреляцию между степенью порядочности и предпочтениями в книгах и кино.
    Если удастся более-менее объективно отобрать лучшие произведения, нужно будет “продвигать” их для массового читателя и кинозрителя. Можно будет создавать специализированные “социальные” книжные магазины, в которых будут продаваться только хорошие книги; кроме того, можно будет обязать кинотеатры часть сеансов показывать “социальные” фильмы, отобранные комиссией. Возможно, со временем у населения войдет в моду покупать книги в социальных магазинах и ходить на социальные сеансы в кинотеатрах.
    Я не думаю, что было бы правильным заставлять граждан читать нравственные книги и смотреть нравственные фильмы. Наверно, невозможно насильно изменить человека в лучшую сторону. Но если позволит экономика, то, как я думаю, было бы очень полезно ввести такую практику: за прочтение нравственных книг выплачивать читателю некоторое денежное вознаграждение. Возможно, это позволит реально поднять уровень образованности и нравственности общества.
    Недостатком современного кинематографа я считаю то, что фильмы создаются только относительно узким кругом лиц, которым повезло стать режиссерами (для этого в первую очередь нужны большие деньги), но далеко не всегда талантливых. Сейчас почти все режиссеры гонятся за спецэффектами, а сценарию фильма уделяют относительно мало внимания. Поэтому, как я считаю, было бы очень правильно предоставить возможность каждому жителю страны написать сценарий фильма. Должна работать специальная кинематографическая группа, которая просматривает сценарии, пришедшие от разных людей (по электронной почте), выбирает из них наилучший и на его основе снимает фильм (на государственные деньги). Должен отбираться не самый коммерчески перспективный сценарий, а имеющие наибольшее смысловое наполнение. Автор удачного сценария должен получить достаточно большое денежное вознаграждение; некоторое поощрительное награждение можно также выплачивать авторам менее удачных и не принятых к экранизации, но все же относительно талантливых сценариев.
    Кроме фильмов и книг, на нравственность человека, возможно, влияет музыка. Какой-то композитор говорил: “мне недостаточно доставлять своей музыкой людям удовольствие, моя задача – сделать этих людей лучше”. Я не помню фамилии этого композитора. Может быть это Юрий Антонов, но я не нашел в интернете его высказываний на эту тему. Можно было бы провести аналогичное социологическое исследование, показывающее какую музыку слушают хорошие, порядочные люди. Далее можно было бы учредить музыкальный телеканал, показывающий только хорошую, культурную музыку (с учетом этого социологического исследования). На канале должна быть одна музыка, без программ и рекламных вставок (это должен быть федеральный канал, финансируемый государством). Можно показывать на канале не только видеоклипы, но и музыку без видео (видео для такой музыки можно заменить текстами). Я думаю, на таком канале должна быть представлена и классическая музыка. Нужно будет выплачивать денежное довольствие исполнителям, чьи песни показываются на этом телеканале.
    Я полагаю, на нравственность человека может повлиять песня на языке, который он понимает, если текст этой песни наполнен смысловым содержанием. Таких песен весьма мало, но они есть. Так, я думаю, некоторые песни группы “Любэ” могут повысить у русского человека уровень патриотизма (патриотизма в хорошем смысле этого слова, без национализма и шовинизма).
    На нравственность человека также влияет то, как его воспитывали родители в детстве. Может быть, когда-нибудь в будущем психологи выработают систему рекомендаций, как правильно воспитывать ребенка, и книжка с этими рекомендациями будет бесплатно выдаваться всем родителям (надо сказать что сейчас такие книги уже существуют, но им не хватает авторитета, мало кто из родителей им доверяет (все правильно?)).
    Должен сказать, что я не знаю, насколько действенными будут все эти меры, если не удастся победить первичную проблему России и Украины – всеобщую коррупцию и беззаконие. Будем надеяться, что когда-нибудь наши власти смогут справиться с этим злом. У меня есть свои идеи как победить коррупцию в России, но я пока не готов писать отдельную статью на эту тему.
    Разрушающее действие беззакония на нравственность подтверждает так называемая “Теория разбитых окон”. Согласно этой теории, условно говоря, если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародёрство [3]. Или, например, если на улице видны следы беспорядка, нарушения принятых норм, то это провоцирует прохожих на еще большее нарушение порядка (люди начинают мусорить и пр.). Эта теория неоднократно подтверждалась экспериментально [3].
    Один из старых, но эффективных методов борьбы с крысами основан на разрушении их нравственности (строго говоря, термин “нравственность” неприменим к животным, но я все же буду здесь им пользоваться). Крысы – очень социальные животные, они всегда помогают друг другу, защищают друг друга, забирают с собой раненых и т.д. Для избавления от крыс поступают следующим образом: берут крупную и сильную крысу, долго морят ее голодом, а потом бросают к ней только что убитую крысу. Поскольку подопытная крыса голодная, она пожирает эту мертвую крысу, переступая таким образом через первый порог безнравственности. Во второй раз ей подбрасывают полуживую крысу. Подопытная крыса пожирает ее, переступая через второй порог. В третий раз ей бросают вполне живого и здорового крысенка. Подопытная крыса съедает и его, окончательно разрушая свою нравственность этим поступком. В дальнейшем ей подбрасывают еще крыс, и подопытная крыса уже не раздумывает, пожирать их или не пожирать – она сразу на них набрасывается.
    После этого подопытную крысу выпускают обратно в сообщество, откуда она была взята. Крысы сообщества не знают о переменах в характере этой крысы, и полностью ей доверяют. Очень быстро она приходит к мысли: зачем искать где-то пищу, если она уже есть рядом. И эта крыса начинает пожирать членов своего сообщества. Очень быстро она понимает, что лучше делать это тайно, заманивая свою жертву в укромное место и там пожирая. Когда крысиное сообщество понимает, что среди них завелся волк в овечьей шкуре, они уходят из этого места [4, 16].
    Нечто схожее может произойти и в человеческом обществе. Приведу здесь одну буддийскую притчу. Буддийский монах сбился с дороги. Началась непогода. Он добрел до избушки и попросился к хозяину на ночлег. Тот недолюбливал монахов и сказал, что пустит его, если тот совершит один из трех грехов: выпьет вина, или убьет барана, или переспит с девушкой. Монах выбрал самый легкий грех – выпить вина. Он выпил вина, а потом убил барана, а потом переспал с девушкой [17, 18].
    Как я понимаю, смысл этой притчи заключается в том, что когда человек под влиянием обстоятельств совершает безнравственный поступок (грех), он переступает через свой порог безнравственности и становится черствее внутренне, подобно подопытной крысе. Главный вывод из всего этого, на мой взгляд, заключается в том, что законы должны работать, и не позволять людям совершать безнравственные поступки. Другими словами, беззаконие порождает безнравственность (или массовый эгоизм). Что касается эксперимента с крысами, то из него также можно сделать вывод, что, возможно, нужно жестко бороться с насилием среди детей, с ситуациями когда сильный избивает слабого (сильный либо физически, либо имеющий высокий социальный статус, много друзей). Может быть, необходимо жестко искоренять дедовщину в армии, ввести уголовное наказание за насилие над сослуживцем, и проводить расследования таких случаев в частях.
    Далее я предложу еще одну идею. Современные законы защищают общество от серьезных безнравственных поступков: убийства, изнасилования, грабежи и кражи и пр. В то же время очень многие виды плохих поступков никак не наказываются: ложь, всевозможные формы предательства, разврат, оскорбления, садизм и пр. Может быть, стоит провести в отдельном городе уникальный эксперимент: полностью запретить любые аморальные поступки, а нарушивших этот запрет выселять из города (все жители города будут обязаны сообщать властям обо всех безнравственных поступках, совершенных другими жителями). Чтобы выселить человека из города, будет достаточно, допустим, трех заявлений от разных людей, что этот человек совершал плохие поступки.
    Для того чтобы все это работало, необходимо разработать свод правил, какие поступки следует считать безнравственными. Как я понимаю, это прежде всего любые поступки, которые приносят страдания другим людям (а также животным), когда человек делает другим то, что те не хотят. Убивать людей безнравственно, поскольку практически никто не хочет умирать. Изнасилование отличается от обычных интимных отношений только тем, что жертва этого не хочет; поэтому изнасилование является безнравственным поступком. Также безнравственно предавать других людей (особенно друзей), поскольку никто не хочет, чтобы его предавали. Ложь в большинстве случаев является безнравственным поступком (т.к. почти никто не хочет чтобы ему лгали), но иногда может являться формой защиты от какого-либо насилия, подобно тому как убийство, совершенное только в целях самообороны, не является безнравственным поступком.
    Напишу ещё одну простую идею. Я считаю, что образование делает человека немного более нравственным. Поэтому, может быть, было бы правильно ввести обязательное для всех высшее образование (хотя надо сказать, что у такой меры есть и серьезные недостатки). Кроме того, как я считаю, было бы очень правильно ввести школьную стипендию, аналогичную вузовской (величина этой стипендии будет зависеть от среднего балла, полученного школьником).
    В заключение я приведу еще оду идею, которая кому-то, может быть, покажется бредовой, но на мой взгляд является весьма интересной.
    Многие люди верят в жизнь после смерти. Это уберегает их от плохих поступков, от нарушения библейских заповедей. В принципе эта вера подтверждается опытом людей, переживших клиническую смерть (околосмертные переживания) [10]. Тем не менее, в наше время далеко не все в это верят.
    Свидетели Иеговы, которые считают себя христианами, не верят в жизнь после смерти, но верят что в будущем на земле наступит царство Бога, когда Бог станет непосредственно управлять человечеством. Они считают, что тогда Бог станет воскрешать людей из мертвых. Эта вера основывается на некоторых фрагментах из Библии, в частности участке из Нового Завета (евангелие от Иоанна), где рассказывается как Иисус Христос воскресил Лазаря из Вифании (тело которого уже разложилось и издавало гнилой запах) [5, 6]. Свидетели Иеговы верят, что Бог будет воскрешать всех людей, за исключением нечестивых (тех, кто знает законы Бога, но сознательно их нарушает). (у мусульман сходная точка зрения?)
    Подчеркну, что лично я не принадлежу к Свидетелям Иеговы и очень сомневаюсь в этой точке зрения. Но я считаю очень вероятным, что в будущем, рано или поздно, наука достигнет таких высот, что люди смогут сами воскрешать других людей из мертвых, даже тех, кто умер тысячи лет назад. Уже сейчас медицина может делать то, что раньше казалось совершенно невозможным: например, можно пришить человеку потерянную руку или ногу [7, 8], или вырастить из стволовых клеток орган и пересадить его пациенту [9]. Современная медицина успешно лечит многие душевные болезни [11].
    Мне кажется, можно ввести какое-то правило на будущее, может быть даже прописать его в конституции страны: если в когда-нибудь в будущем медицина научится воскрешать людей из мертвых, можно будет воскрешать тех людей из прошлого, которые вели праведный образ жизни (не нарушали сознательно нравственных норм). Это даст атеистам надежду на жизнь после смерти и позволит укрепить в обществе нравственные нормы.
    Может быть, я слишком углубляюсь в эту тему, и мои взгляды могут не понравиться религиозным людям. И все же я напишу, что на мой взгляд можно сделать, чтобы сделать возможность возрождения более реальной. Рано или поздно наука научится клонировать человека. Можно будет предоставить каждому гражданину сдать образцы тканей и крови, содержащие его ДНК, чтобы в будущем можно было вырастить клона этого человека. Будут созданы государственные банки тканей, где в замороженном или засушенном виде будут храниться эти образцы. Но клон умершего человека будет лишен его памяти, поэтому главная задача – научиться восстанавливать и память.
    Известно много случаев, когда дети в возрасте 2-5 года вспоминали о том, что уже жили раньше, вспоминали факты и события из своей прошлой жизни (и во многих случаях удавалось найти доказательства этих фактов и событий) [12, 15, 19]. Для многих эти факты подтверждают точку зрения о существовании реинкарнации (переселения душ). Это значит, что память умершего человека в принципе может быть полностью восстановлена. Может быть, можно будет восстановить память с помощью клонирования: многие знают, что между однояйцевыми близнецами возможна телепатия [13, 14], а значит возможна и общая память на подсознательном уровне. Когда медицина научится клонировать умершего человека и восстанавливать его память, воскрешение умерших станет реальностью.
    Чтобы будущее поколение могло узнать, стоит ли воскрешать того или иного человека, сдавшего при жизни образцы ДНК (иными словами, вел ли этот человек праведный образ жизни), нужно будет предоставить всем гражданам возможность писать в государственные органы письма (в том числе по электронной почте) с информацией о своих знакомых. В этих письмах можно будет пожаловаться на плохой поступок другого человека, или, наоборот, похвалить его за хороший поступок. Конечно, у такой схемы есть свои недостатки: некоторые люди будут писать в письмах неправду, чтобы специально очернить какого-то знакомого. Но общий процент таких писем будет достаточно невысок, и если, например, 10 человек независимо друг от друга напишут, что какой-то их общий знакомый совершал плохие поступки, то это будет достаточным основанием, чтобы не воскрешать этого человека.
    Есть еще один способ достичь “второй жизни”: глубокая заморозка тела человека в жидком азоте. Такая заморозка позволяет сохранить тело человека до времени, когда медицина научится омолаживать человека. К сожалению, этот способ слишком дорогой. В США возможность глубокой заморозки предоставляется несколькими компаниями и стоит около 150 тысяч долларов [20].
    Если у вас есть замечания, конструктивная критика по содержимому данной страницы, вы можете писать нам на email или на наш форум.
    Ссылки
    [1] http://vkontakte.ru/video-21092667_154405954 (Алкогольный эксперимент. Часть 2. Фильм о подростковом алкоголизме).
    [2] http://www.uglov.tvereza.info/pub/metod/piloa.html
    [3] http://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_разбитых_окон
    [4] http://agaroza.com/comment_1245153987.html
    [5] http://ru.wikipedia.org/wiki/Лазарь_из_Вифании
    [6] http://mystudies.narod.ru/library/t/taushev/4evangel/131.html
    [7] http://medportal.ru/mednovosti/news/2009/06/04/replantation
    [8] http://kp.by/daily/23742/142207
    [9] http://www.membrana.ru/lenta/?8877
    [10] http://ru.wikipedia.org/wiki/Околосмертный_опыт
    [11] http://magazine.mospsy.ru/nomer1/dobro1.shtml
    [12] http://x-files.org.ua/articles.php?article_id=2134
    [13] http://www.1001twins.com/twinworlds4.html
    [14] http://bddb.narod.ru/teletwins.html
    [15] http://ru.wikipedia.org/wiki/Инкарнация
    [16] http://www.newsland.ru/News/Detail/id/449839/cat/42
    [17] http://www.vgoru.org/modules.php?name=News&file=article&sid=4998
    [18] http://pmr-med.com/index.files/mif.html
    [19] http://www.theravada.ru/Life/Real/past-life-3-new-cases.htm
    [20] http://www.cryonics.chat.ru/db/trud.htm

  8. JonaH Ответить

    Оценим слова Ньютона. Какое условие, по его мнению, определяет успешность творчества
    человека? Сверим свои суждения с текстом.
    Вне культуры жизнь человека невозможна. По отношению к культуре
    человек выступает в двух качествах. С одной стороны, он творит
    культуру: создаёт материальные ценности, совершает научные открытия,
    устанавливает традиции и обычаи. С другой стороны, он усваивает
    созданную ранее культуру: использует различные материальные
    ценности, приобщается к принятым в обществе традициям, обычаям,
    нормам поведения. Человек — одновременно и творец, и носитель
    культуры.
    С самого раннего детства мы начинаем познавать культуру своего
    народа — слушаем сказки, песенки, играем с пирамидками и
    матрёшками, участвуем в народных праздниках. Став взрослыми, мы
    своим трудом можем обогащать культуру общества — писать книги,
    сочинять музыку, возводить памятники, совершать научные открытия.
    Так постепенно культура общества становится богаче и разнообразнее.
    Вклад каждого человека в развитие культуры различен. Это зависит
    от его таланта, способностей, упорства.
    Можно ли нравственность считать частью культуры общества? Сверь свои
    суждения с текстом.
    Законы нравственности — часть культуры общества
    Тысячелетиями создавались правила жизни людей в обществе. Они
    передавались из поколения в поколение в процессе повседневной
    жизни — труда, праздников, общения. Постепенно складывались
    представления о том, каким должен быть человек, какие нравственные
    качества помогают ему жить в коллективе, правильно строить
    отношения с людьми, а какие качества наносят вред ему самому и
    окружающим его людям. Так со временем появилась наука этика,
    которая помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким
    путём она достигается. Как приучить себя совершать только добрые
    поступки? Как не делать зла? На эти вопросы отвечает этика. Часто мы
    можем услышать выражение «светская этика». Под ним понимаются
    мирские (не церковные) правила нравственности.
    Законы этики, нравственности, пополнялись из разных источников:
    традиций, обычаев, религии. Житейские этические представления
    отразились в фольклоре — пословицах и поговорках, сказках и былинах.
    Религия дала человечеству священные книги, они учат любви, доброте,
    милосердию, терпению, состраданию.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *