Можно ли нравственность считать частью культуры общества 5 класс?

10 ответов на вопрос “Можно ли нравственность считать частью культуры общества 5 класс?”

  1. landscape Ответить

    Методическая разработка
    Урок обществознания на тему «Человек-творец и носитель культуры»
    Автор: Корнева Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания
    МАОУ СОШ 3 УИОП г. Усинска
    Программное содержание. Человек не может жить вне культуры. В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества.
    Основные методы и приемы:
    Беседа по иллюстративному материалу «Есть ли связь между фотографиями, расположенными слева (учёный, художник, композитор) и слева (учащиеся школы искусств, ученики, выполняющие лабораторную работу)».
    Конструирование схем: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец культуры» (на основе иллюстративного материала).
    Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника (с.13-14)
    Проблемное задание: обсуждение притчи «Божья коровка»
    5.   Работа в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов».
    6.Просмотр и обсуждение видеофильма о великой княгине Елизавете Фёдоровне Романовой (
    Цель: Формирование представления о человеке – творце и человеке-носителе культуры. Определение места нравственности в культуре общества.
    Тип урока: открытие новых знаний.
    Задачи:
    Образовательные:
    помочь детям усвоить новые понятия: нравственность, этика
    дать знания о подвижнической деятельности великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой
    сформировать представление о значимости духовно-нравственной культуры.
    Развивающие:
    развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;
    развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
    развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
    Воспитательные:
    содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
    углубить раскрытие понятия внутренний мир человека, духовность;
    формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
    Планируемые результаты:
    Личностные УУД:
    формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве;
    формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
    воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
    вносить своего вклада в работу для достижения общих результатов;
    быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
    Метапредметные УУД.
    Регулятивные УУД:
    совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
    после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
    прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;
    оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
    сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
    выполнять корректировку своей деятельности.
    Познавательные УУД:
    ориентироваться в своей системе знаний;
    извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
    извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, видеофильм, иллюстрация);
    перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
    Коммуникативные УУД:
    доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
    оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
    слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
    совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
    осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
    Предметные УУД:
    уметь объяснять значение понятия «нравственность», «этика»;
    расширить знания о соотечественниках, прославившихся подвижнической деятельностью, благородством.
    Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
    Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
    Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
    учебник Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс; презентация; видеофильм
    Технологическая карта урока
    Этап урока
    Деятельность учителя
    Деятельность учеников
    Организационный момент. Психологический настрой
    Здравствуйте ребята. Займите свои места, усаживайтесь удобней. Мы отправляемся в увлекательное путешествие в мир культуры. Нам предстоит знакомство с удивительными людьми – творцами, преобразующими окружающую действительность, людьми, чей пример вдохновляет стать лучше, добрей.
    Приветствуют учителя, садятся
    Актуализация опорных знаний
    Побуждает учащихся самостоятельно сформулировать тему урока и цель урока.
    Беседа с учащимися:
    – Что такое культура?
    – К какой сфере общественной жизни относится понятие «культура?»
    А кто является творцом культуры?
    Давайте рассмотрим иллюстрации на стр. 12. Объясните, есть ли связь между фотографиями, расположенными слева и справа. Какая логическая цепочка выстаивается? Свою позицию аргументируйте.
    Скажите, ребята, какая из ролей: человек-творец или человек-носитель культуры представляется вам более важной?
    Для того, чтобы точно ответить на этот вопрос, что нам нужно узнать?
    А сейчас попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишите её в тетрадь.
    Отвечают на вопросы, вспоминают, что такое культура (например, культура – результат интеллектуальной и физической деятельности людей, другие трактовки), культура – составная часть духовной сферы. Предполагают, что творец культуры – человек
    Рассматривая иллюстрации в учебнике, определяют, что слева на иллюстрации изображены люди, создающие, преображающие культуру (музыканты, учёные), а справа – те, кто её воспроизводит (школьники, студенты). Конструируют схему и переносят в тетрадь: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец культуры».
    Обсуждают, аргументируют. Вероятно, что мнения разойдутся.
    Учащиеся задаются вопросами: Какое влияние оказывает культура на общественную жизнь, традиции, моральные нормы? Какими нравственными качествами должен обладать творец культуры?
    Предлагают свои варианты, которые могут отличаться от предложенной авторами учебника, сравнивают с авторской, записывают в тетрадь.
    Изучение нового материала
    Когда выдающегося английского учёного Исаака Ньютона поздравляли с великим научным открытием, он скромно заметил: «Я подобен карлику, который встал на плечи гигантов-предшественников и только потому смог заглянуть чуть дальше, чем они». Какое условие, по его мнению, определяет успешность творчества человека?
    Ребята, давайте сверим свои суждения с текстом учебника на стр. 13. Работаем в парах.
    Предполагают, что Ньютон говорил об опыте предшественников, достижениях других учёных, подготовивших базу для его открытия. Положительный результат – плод работы многих людей.
    Работают с учебником, обмениваются мнениями, отвечают на вопросы, выясняют, что человек выступает в двух качествах. С одной стороны создаёт культуру, с другой – усваивает созданную ранее, т. е. люди – творцы и носители культуры. Их вклад может быть различен, в зависимости от таланта, способностей и усердия.
    На уроках ОРКСЭ в 4 классе вы уже знакомились с притчами – небольшими мудрыми рассказами. Послушайте ещё одну. Она называется «Божья коровка».
    Посреди прекрасного, яркого Божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней.
    Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром её погладил по спинке солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу-ка листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей:
    «Спасибо, ты спасла нас!» Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!
    С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили её и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «Божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим!
    (притчу можно инсценировать)
    Ребята, как вы оцените поступок божьей коровки? Есть ли в вашем окружении люди, бескорыстно совершающие добрые поступки? Можно ли назвать их деятельность нравственной, созидательной?
    Молодцы, ребята. Вы отлично работаете. Давайте немного передохнём. Переключим внимание с интеллектуальной на физическую деятельность.
    Физкультминутка.
    Давайте продолжим. Как приучить себя совершать только добрые поступки? Как не делать зла? На эти вопросы отвечает этика. Часто мы можем услышать выражение «светская этика». Под ним понимаются мирские (не церковные) правила нравственности.
    Законы этики, нравственности, пополнялись из разных источников: традиций, обычаев, религии. Житейские этические представления отразились в фольклоре – пословицах и поговорках, сказках и былинах. Религия дала человечеству священные книги, они учат любви, доброте, милосердию, терпению, состраданию. Законы этики не зависят от принадлежности человека к религии или национальности. Нравственный человек, будь он верующим или неверующим (атеистом), всегда честен, справедлив, милосерден. Нравственный человек совестлив. Совесть – это внутренний голос, который предупреждает человека о безнравственности тех или иных поступков, будит чувство стыда за плохое поведение.
    Какие качества характеризуют нравственного человека?
    Сейчас давайте разделимся на группы и выполним задания (время работы 6-8 минут).
    Скажите ребята, как вы оцениваете работу своей группы? Других групп?
    Отличная работа, друзья. История России знает немало примеров замечательных женщин отличавшихся благородными качествами. Одной из них была великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова, жена родного брата российского императора Александра III. Одним из главных её качеств была любовь к ближнему. Давайте ближе познакомимся с этой удивительной женщиной.
    Просмотр отрывка из документального фильма «Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова».
    Давайте обсудим, какие личные качества и поступки княгини вызывают у вас уважение? Почему, уходя из камеры убийцы своего мужа, Елизавета Фёдоровна оставила там Евангелие и иконку?
    Чтобы понять всю глубину и значение духовно-нравственной культуры, представим её в виде живописного озера с чистейшей водой. Уже многие тысячелетия его воды утоляют жажду человека в красоте и гармонии, доброте и справедливости, любви и сострадании. Множество рек питают озеро, но две из них делают его глубже и прекраснее. Имя одной из них – Нравственные традиции, другой – Религиозная вера. Живительные воды этих рек составляют подлинное богатство духовно-нравственной культуры, они не позволяют иссякнуть источнику человеческих добродетелей.
    Рассуждают, приходят к выводу, что божья коровка бескорыстно совершила доброе дело. Проводят аналогии, рассуждают, приводят примеры из повседневной жизни. Делают вывод о связи нравственности и добродетели.
    Качества нравственного человека: совестливость, справедливость, порядочность, благородство и др. (принимаются и обсуждаются все варианты)
    Задания для групп:
    Проанализируйте пословицы и поговорки и определите, какие нравственные правила в них заложены.
    1 группа:
    Не тот друг, кто на празднике гуляет, а кто в беде помогает (осетинская пословица)
    Друг в лицо смотрит, а враг в спину (татарская пословица)
    Не ройся на дне мешка – не вспоминай прежних обид (татарская пословица)
    Рана от языка не заживёт (татарская поговорка)
    2 группа:
    Скрывай ошибки других, а на собственные смотри (татарская пословица)
    В глубоком месте нет брода, в клевете нет путного слова (бурятская поговорка)
    Оставленный в тундре запас – и для нас, и для вас (ненецкая поговорка)
    Дружные люди под одной бараньей шкурой помещаются (бурятская пословица)
    3 группа:
    Мучайся за людей, борись за народ (бурятская поговорка)
    Чем неправду говорить, лучше молчать (дагестанская пословица)
    Лучше человека ничего не бывает (дагестанская поговорка)
    Кто соврёт, тот и украдёт (дагестанская поговорка)
    Заслушиваются выступления представителей групп, ребята говорят, что в пословицах и поговорках речь идёт о взаимовыручке, дружбе, честности, терпимости, щедрости, патриотизме. Называют различные варианты, обсуждают, принимаются любые (по мере необходимости корректируются)
    Краткое обсуждение, самооценка.
    Высказывают своё мнение, упоминают. Что княгиня была великодушна, скромна, заботлива, добра. Могут назвать её сострадательной. Вспоминают, что она продала свои драгоценности, купила усадьбу, при которой открыла больницу, бесплатную аптеку, приют для детей.
    Первичная проверка понимания.
    Первичное закрепление знаний.
    Как, по-вашему, какое общество может считаться нравственно здоровым?  Можно ли нравственность считать частью культуры?
    Приведите примеры нравственных поступков.
    Предлагают разные варианты. Например, что  обществ, где дурные поступки вызывают осуждение, большинство людей добродетельны, понимают сущность нравственности, и живут в соответствии с этим понятием, может считаться нравственно здоровым. Нравственные законы – неотъемлемая часть культуры.
    Приводят примеры из истории, общественной жизни. При затруднении можно использовать материалы учебника стр. 17 (текст про Апостола Павла)
    Подведение итогов
    Итак, ребята, наше путешествие в мир культуры сегодня завершается. В начале урока вы задались вопросами: «Какое влияние оказывает культура на общественную жизнь, традиции, моральные нормы? Какими нравственными качествами должен обладать творец культуры?». Как вы ответите на них сейчас, после нашего путешествия?
    Учащиеся делают вывод о том. Что мир культуры богат и разнообразен. Человек не только является творцом культуры, но и сам изменяется в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Обе эти роли одинаково важны.  Неотъемлемой частью культуры являются законы нравственности. Творец и носитель культуры должен быть честным, высоконравственным человеком.  Разобраться в том, что такое нравственность помогает наука этика.
    Информация о домашнем задании
    1 уровень: Используя книгу В. Даля «Пословицы и поговорки русского народа» и материалы Интернет-ресурсов, подберите пословица и поговорки на темы «Честность», «Доброта», «Справедливость»
    2 уровень: подбери русские аналоги пословиц и поговорок из перечня, предложенного в групповой работе (любой из трёх по выбору)
    3 уровень: Проект. Подготовь сообщение или презентацию на тему: «Путь добродетели на примере жизни православных святых и великомучеников»
    Записывают выбранное задание, по необходимости консультируются с учителем.
    Рефлексия
    Ребята, предлагаю вам продолжить предложения:
    “На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…”
    “На этом уроке меня порадовало…”
    «Во время групповой работы я….»
    «Работа в паре стала для меня…»
    “Я похвалил бы себя…”
    “Особенно мне понравилось…”
    “После урока мне захотелось…”
    Спасибо, мне было очень интересно с вами на сегодняшнем занятии.
    По очереди отвечают на вопросы.

  2. BupTyo3 Ответить


    Человек – творец и носитель культуры
    Основы
    духовно-нравственной
    культуры





    Обсудим вместе
    Когда выдающему английского учёного Исаака Ньютона поздравляли с великим научным открытием, он скромно заметил: «Я подобен карлику, который встал на плечи гигантов-предшественников и только потому смог заглянуть чуть дальше, чем они».
    Оцени слова Ньютона. Какое условие, по его мнению, определяет успешность творчества человека? Сравни свои суждения с текстом.

    Вне культуры жизнь человека невозможна. По отношению к культуре человек выступает в двух качествах. С одной стороны, он творит культуру: создаёт материальные ценности, совершает научные открытия, устанавливает традиции и обычаи.
    С другой стороны, он усваивает созданную ранее культуру: использует различные материальные ценности, приобщается к принятым в обществе традициям, обычаям, нормам поведения. Человек- одновременно и творец, и носитель культуры. С самого раннего детства мы начинаем познавать культуру своего народа- слушаем сказки, песенки, играем с пирамидками матрёшками, участвуем в народных праздниках. Став взрослыми, мы своим трудом можем обогащать культуру общества – писать книги, сочинять музыку, возводить памятники, совершать научные открытия. Так постепенно культура общества становится богаче и разнообразнее.
    Вклад каждого человека различен. Это зависит от его таланта, способностей, упорства.


    Можно ли нравственность считать частью культуры общества?

    Великая княгиня Елизавета Фёдоровна.


    Работа с текстом учебника (чтение)

    Обсудим вместе



    Один водитель сбил человека насмерть и уехал. Никто происшествия не видел, свидетелей не было. Прошло достаточно много времени. И этот человек пришел в милицию и сдался. Он сказал: «Я не могу так больше жить».




    Сравните двух по возрасту мальчиков
    Каким ты видишь будущее этих мальчиков?
    Что необходимо сделать, чтобы будущее мальчика с картины «Опять двойка» стала достойной?
    Какой бы вы дали ему совет?
    Как вы считаете, человек обязан думать о том, что правила жизни людей в обществе необходимы для сохранения культуры народа.

    Пословицы и поговорки народов России

    Проанализируйте пословицы и поговорки и определите, какие нравственные правила в них заложены.
    Не тот друг, кто на празднике гуляет, а тот, кто в беде помогает. ( Осетинская пословица );
    Друг в лицо смотрит, а враг – в спину. ( Татарская пословица );
    Не ройся на дне мешка – не вспоминай прежних обид. ( Татарская пословица );
    Скрывай ошибки других, а на собственные смотри ( Татарская пословица );
    Богач не насытится, а богатырь не отступиться. ( Бурятская поговорка);
    В глубоком месте нет брода, в клевете нет путного слова. (Бурятская поговорка).

    Живительные воды нравственности



    Уже многие тысячелетия воды озера утоляют жажду человека в красоте и гармонии, доброте и справедливости, любви и сострадании. Множество рек питают это озеро, не давая ему пересохнуть, но две из них делают его более глубокими и прекрасными. Имя одной из них – Нравственные традиции, другой Религиозная вера.Живительные воды этих рек составляют подлинное богатство духовно-нравственной культуры, они не позволяют иссякнуть источнику человеческих добродетелей.

    Апостол Павел
    Носил еврейское имя Савл. В юности он даже учасв гонениях на христиан, но встрева с воскресшим Иисусом Христом изменила его жизнь. Он покаялся и стал одним из наиболее ярких проповедников новой веры, основателем многих христианских общин. Его послания христианам составляют значительную часть Нового Завета.
    Апостол Павел пострадал за Христа, приняв мученическую смерть в Риме.

    Справедливы ли для нашего времени слова апостола Павла: Любовь да будет непритворна; отвращайтесь от зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте…»

    Рефлексия

    Вывод:
    Мир культуры богат и разнообразен. Человек не только является творцом культуры, но и сам изменяется в процессе оздания и восприятия культурных ценностей. Неотъемлемой частью культуры являются законы нравственности. Разобраться в том, что такое нравственность, помогает наука этика.

    Домашнее задание

  3. Vishakar Ответить

    . Предмет ОДНКР основы духовно-нравственной культуры народов России
    Раздел 1. В мире культуры.
    Урок № 2 Тема: Человек-творец и носитель культуры.
    Основные методы и приемы:
    Беседа по иллюстративному материалу «Есть ли связь между фотографиями, расположенными слева (учёный, художник, композитор) и слева (учащиеся школы искусств, ученики, выполняющие лабораторную работу)».
    Конструирование схем: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец культуры» (на основе иллюстративного материала).
    Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника (с.13-14)
    Проблемное задание: обсуждение притчи «Божья коровка»
    5. Работа в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов».
    Цель: Формирование представления о человеке – творце и человеке-носителе культуры. Определение места нравственности в культуре общества.
    Тип урока: открытие новых знаний.
    Задачи:
    Образовательные:
    помочь детям усвоить новые понятия: нравственность, этика
    дать знания о подвижнической деятельности великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой
    сформировать представление о значимости духовно-нравственной культуры.
    Развивающие:
    развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;
    развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
    развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
    Воспитательные:
    содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
    углубить раскрытие понятия внутренний мир человека, духовность;
    формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
    Планируемые результаты:
    Личностные УУД:
    формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве;
    формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
    воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
    вносить своего вклада в работу для достижения общих результатов;
    быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
    Метапредметные УУД.
    Регулятивные УУД:
    совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
    после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
    прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;
    оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
    сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
    выполнять корректировку своей деятельности.
    Познавательные УУД:
    ориентироваться в своей системе знаний;
    извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
    извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, видеофильм, иллюстрация);
    перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
    Коммуникативные УУД:
    доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
    оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
    слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
    совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
    осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
    Предметные УУД:
    уметь объяснять значение понятия «нравственность», «этика»;
    расширить знания о соотечественниках, прославившихся подвижнической деятельностью, благородством.
    Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
    Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
    Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
    учебник Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс; презентация; видеофильм
    Технологическая карта урока
    Этап урока
    Деятельность учителя
    Деятельность учеников
    Организационный момент. Психологический настрой
    Здравствуйте ребята. Займите свои места, усаживайтесь удобней. Мы отправляемся в увлекательное путешествие в мир культуры. Нам предстоит знакомство с удивительными людьми – творцами, преобразующими окружающую действительность, людьми, чей пример вдохновляет стать лучше, добрей. Человек не может жить вне культуры. В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества.
    Приветствуют учителя, садятся
    Актуализация опорных знаний
    Побуждает учащихся самостоятельно сформулировать тему урока и цель урока.
    Беседа с учащимися:
    Что такое культура?
    – К какой сфере общественной жизни относится понятие «культура?»
    А кто является творцом культуры?
    Давайте рассмотрим иллюстрации на стр. 12. Объясните, есть ли связь между фотографиями, расположенными слева и справа. Какая логическая цепочка выстаивается? Свою позицию аргументируйте.
    Скажите, ребята, какая из ролей: человек-творец или человек-носитель культуры представляется вам более важной?
    Для того, чтобы точно ответить на этот вопрос, что нам нужно узнать?
    А сейчас попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишите её в тетрадь.
    Отвечают на вопросы, вспоминают, что такое культура (например, культура – результат интеллектуальной и физической деятельности людей, другие трактовки), культура – составная часть духовной сферы. Предполагают, что творец культуры – человек Рассматривая иллюстрации в учебнике, определяют, что слева на иллюстрации изображены люди, создающие, преображающие культуру (музыканты, учёные), а справа – те, кто её воспроизводит (школьники, студенты). Конструируют схему и переносят в тетрадь: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец культуры».
    Обсуждают, аргументируют. Вероятно, что мнения разойдутся.
    Учащиеся задаются вопросами: Какое влияние оказывает культура на общественную жизнь, традиции, моральные нормы? Какими нравственными качествами должен обладать творец культуры?
    Предлагают свои варианты, которые могут отличаться от предложенной авторами учебника, сравнивают с авторской, записывают в тетрадь.
    Изучение нового материала
    Когда выдающегося английского учёного Исаака Ньютона поздравляли с великим научным открытием, он скромно заметил: «Я подобен карлику, который встал на плечи гигантов-предшественников и только потому смог заглянуть чуть дальше, чем они». Какое условие, по его мнению, определяет успешность творчества человека?
    Ребята, давайте сверим свои суждения с текстом учебника на стр. 13. Работаем в парах.
    Предполагают, что Ньютон говорил об опыте предшественников, достижениях других учёных, подготовивших базу для его открытия. Положительный результат – плод работы многих людей.
    Работают с учебником, обмениваются мнениями, отвечают на вопросы, выясняют, что человек выступает в двух качествах. С одной стороны создаёт культуру, с другой – усваивает созданную ранее, т. е. люди – творцы и носители культуры. Их вклад может быть различен, в зависимости от таланта, способностей и усердия.
    На уроках ОРКСЭ в 4 классе вы уже знакомились с притчами – небольшими мудрыми рассказами. Послушайте ещё одну. Она называется «Божья коровка».
    Посреди прекрасного, яркого Бо­жьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней.
    Маленькая букашечка очень горе­вала. Но однажды утром её погладил по спинке солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу-ка листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очи­стила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей:
    «Спасибо, ты спасла нас!» Се­ренькая букашечка была так рада и смущена, что покрасне­ла. Это было так красиво!
    С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили её и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «Бо­жья», и она точно знает, что каждый может стать счастли­вым, нужно просто делать до­бро другим!
    (притчу можно инсценировать)
    Ребята, как вы оцените поступок божьей коровки? Есть ли в вашем окружении люди, бескорыстно совершающие добрые поступки? Можно ли назвать их деятельность нравственной, созидательной?
    Молодцы, ребята. Вы отлично работаете. Давайте немного передохнём. Переключим внимание с интеллектуальной на физическую деятельность.
    Физкультминутка.
    Давайте продолжим. Как приучить себя совершать только добрые поступки? Как не делать зла? На эти вопросы отвечает этика. Часто мы можем услышать выражение «светская этика». Под ним понимаются мирские (не церковные) правила нравственности.
    Законы этики, нравственности, пополнялись из разных источников: традиций, обычаев, религии. Житейские этические представления отразились в фольклоре – пословицах и поговорках, сказках и былинах. Религия дала человечеству священные книги, они учат любви, доброте, милосердию, терпению, состраданию. Законы этики не зависят от принадлежности человека к религии или национальности. Нравственный человек, будь он верующим или неверующим (атеистом), всегда честен, справедлив, милосерден. Нравственный человек совестлив. Совесть – это внутренний голос, который предупреждает человека о безнравственности тех или иных поступков, будит чувство стыда за плохое поведение.
    Какие качества характеризуют нравственного человека?
    Сейчас давайте разделимся на группы и выполним задания (время работы 6-8 минут).
    Скажите ребята, как вы оцениваете работу своей группы? Других групп?
    Отличная работа, друзья. История России знает немало примеров замечательных женщин отличавшихся благородными качествами. Одной из них была великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова, жена родного брата российского императора Александра III. Одним из главных её качеств была любовь к ближнему. Давайте ближе познакомимся с этой удивительной женщиной.
    Просмотр отрывка из документального фильма «Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова».
    Давайте обсудим, какие личные качества и поступки княгини вызывают у вас уважение? Почему, уходя из камеры убийцы своего мужа, Елизавета Фёдоровна оставила там Евангелие и иконку?
    Чтобы понять всю глубину и значение духовно-нравственной культуры, представим её в виде живописного озера с чистейшей водой. Уже многие тысячелетия его воды утоляют жажду человека в красоте и гармонии, доброте и справедливости, любви и сострадании. Множество рек питают озеро, но две из них делают его глубже и прекраснее. Имя одной из них – Нравственные традиции, другой – Религиозная вера. Живительные воды этих рек составляют подлинное богатство духовно-нравственной культуры, они не позволяют иссякнуть источнику человеческих добродетелей.
    Рассуждают, приходят к выводу, что божья коровка бескорыстно совершила доброе дело. Проводят аналогии, рассуждают, приводят примеры из повседневной жизни. Делают вывод о связи нравственности и добродетели.
    Качества нравственного человека: совестливость, справедливость, порядочность, благородство и др. (принимаются и обсуждаются все варианты)
    Задания для групп:
    Проанализируйте пословицы и поговорки и определите, какие нравственные правила в них заложены.
    1 группа:
    Не тот друг, кто на празднике гуляет, а кто в беде помогает (осетинская пословица)
    Друг в лицо смотрит, а враг в спину (татарская пословица)
    Не ройся на дне мешка – не вспоминай прежних обид (татарская пословица)
    Рана от языка не заживёт (татарская поговорка)
    2 группа:
    Скрывай ошибки других, а на собственные смотри (татарская пословица)
    В глубоком месте нет брода, в клевете нет путного слова (бурятская поговорка)
    Оставленный в тундре запас – и для нас, и для вас (ненецкая поговорка)
    Дружные люди под одной бараньей шкурой помещаются (бурятская пословица)
    3 группа:
    Мучайся за людей, борись за народ (бурятская поговорка)
    Чем неправду говорить, лучше молчать (дагестанская пословица)
    Лучше человека ничего не бывает (дагестанская поговорка)
    Кто соврёт, тот и украдёт (дагестанская поговорка)
    Заслушиваются выступления представителей групп, ребята говорят, что в пословицах и поговорках речь идёт о взаимовыручке, дружбе, честности, терпимости, щедрости, патриотизме. Называют различные варианты, обсуждают, принимаются любые (по мере необходимости корректируются)
    Краткое обсуждение, самооценка.
    Высказывают своё мнение, упоминают. Что княгиня была великодушна, скромна, заботлива, добра. Могут назвать её сострадательной. Вспоминают, что она продала свои драгоценности, купила усадьбу, при которой открыла больницу, бесплатную аптеку, приют для детей.
    Первичная проверка понимания.
    Первичное закрепление знаний.
    Как, по-вашему, какое общество может считаться нравственно здоровым?  Можно ли нравственность считать частью культуры?
    Приведите примеры нравственных поступков.
    Предлагают разные варианты. Например, что обществ, где дурные поступки вызывают осуждение, большинство людей добродетельны, понимают сущность нравственности, и живут в соответствии с этим понятием, может считаться нравственно здоровым. Нравственные законы – неотъемлемая часть культуры.
    Приводят примеры из истории, общественной жизни. При затруднении можно использовать материалы учебника стр. 17 (текст про Апостола Павла)
    Подведение итогов
    Итак, ребята, наше путешествие в мир культуры сегодня завершается. В начале урока вы задались вопросами: «Какое влияние оказывает культура на общественную жизнь, традиции, моральные нормы? Какими нравственными качествами должен обладать творец культуры?». Как вы ответите на них сейчас, после нашего путешествия?
    Учащиеся делают вывод о том. Что мир культуры богат и разнообразен. Человек не только является творцом культуры, но и сам изменяется в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Обе эти роли одинаково важны. Неотъемлемой частью культуры являются законы нравственности. Творец и носитель культуры должен быть честным, высоконравственным человеком. Разобраться в том, что такое нравственность помогает наука этика.
    Информация о домашнем задании
    1 уровень: Используя книгу В. Даля «Пословицы и поговорки русского народа» и материалы Интернет-ресурсов, подберите пословица и поговорки на темы «Честность», «Доброта», «Справедливость»
    2 уровень: подбери русские аналоги пословиц и поговорок из перечня, предложенного в групповой работе (любой из трёх по выбору)
    3 уровень: Проект. Подготовь сообщение или презентацию на тему: «Путь добродетели на примере жизни православных святых и великомучеников»
    Записывают выбранное задание, по необходимости консультируются с учителем.
    Рефлексия
    Ребята, предлагаю вам продолжить предложения:
    “На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…”
    “На этом уроке меня порадовало…”
    «Во время групповой работы я….»
    «Работа в паре стала для меня…»
    “Я похвалил бы себя…”
    “Особенно мне понравилось…”
    “После урока мне захотелось…”
    Спасибо, мне было очень интересно с вами на сегодняшнем занятии.
    По очереди отвечают на вопросы.

  4. Cordalsa Ответить

    Этот вид культуры является одним из главных оснований духовной жизни общества. Наряду с правом, сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека, создавая образцы «неписаных», стихийно сложившихся (в отличие от права) норм и правил поведения.
    Нравственная культура есть практическое воплощение морали — особой формы общественного сознания, регулирующей отношения между людьми с помощью системы норм, принципов, идеалов и ценностей.
    Нравственные (моральные) нормы — это правила поведения, нарушение которых, по мнению общества (группы), несет зло. Они формулируются как конкретные правила поступков: уступай место старшим, здоровайся при встрече, не обижай младших, не опаздывай, не употребляй нецензурные выражения, носи паранджу, не убей, не укради.
    Нравственные (моральные) принципы (эгоизм, альтруизм, гуманизм, коллективизм, индивидуализм, подвижничество, самоотверженность, требовательность) задают направление нравственной деятельности.
    Нравственные (моральные) идеалы создают образ нравственно совершенной личности и выражают конечную цель поступков. Так, христианский моральный идеал воплощен в образе Христа — учителя справедливости и великомученика.
    Высшие нравственные (моральные) ценности выступают личными ориентирами жизни, предельно общими целями нравственной деятельности каждого человека. Речь идет о таких ценностях, как счастье, смысл жизни, свобода. Именно высшие моральные ценности являются верховным регулятором морального поведения, чувств и мыслей.
    Нравственная культура, основанная на морали как форме общественного сознания, реализует себя в идеях, чувствах и поступках. Мораль функционирует на уровне теоретического обоснования нравственных норм, ценностей, идеалов, а также в форме субъективного понимания человеком нравственных ценностей, оценок, мотивов поведения.
    Нравственная культура — явление историческое. Каждая эпоха и каждый народ создают свои представления о добре и зле и свои механизмы функционирования морали. Так, в традиционных обществах моральные нормы и ценности рассматриваются как неизменные, причем принятие их происходит фактически без личного выбора (нет альтернативы). В современном обществе моральные ценности часто выглядят как сотворенные самим человеком, без участия в этом других, т.е. они имеют характер индивидуального выбора. Однако и в первом, и втором случае в системе нравственных идеалов и норм есть устойчивое ядро, которое состоит из общечеловеческих нравственных норм и ценностей.
    Нравственная культура функционирует на уровне общества в целом, различных субкультурных образований и отдельной личности. В нравственной культуре личности отражается степень освоения человеком морального опыта общества, способность последовательно осуществлять в поступках нравственные ценности и принципы, готовность к самосовершенствованию. Внешне культура нравственного поведения проявляется в соответствии поступков и слов тем нормам, которые выработало общество. Но собственно нравственными они будут являться только в том случае, если совершаются исходя из моральной мотивации и в соответствии с моральными принципами, т.е. когда этические знания совпадают с нравственными мотивами и поступками. Говорить о том, что нравственная культура стала внутренней составляющей личности можно только тогда, когда моральные нормы и ценности общества превращаются в убеждения. Нравственная культура личности предполагает способность человека разобраться в чувствах и мотивах своих поступков, умение соотносить их с интересами других людей.
    Формирование нравственной культуры общества включает в себя закрепление стихийно сложившихся норм поведения и идеалов в их теоретическом обосновании, соответствующем духу времени. Необходимой составляющей процесса формирования нравственной культуры является распространение и внедрение имеющихся моральных знаний и требований в сознание людей через обучение, воспитание, традиции, обычаи, организацию массовых форм общения и т.д. В процессе формирования нравственной культуры каждое общество создает определенные механизмы воспроизводства моральных ценностей через общественное мнение, различные формы контроля, пример и т.д.
    Регулирование и управление моральными процессами в обществе осуществляется через систему нравственного воспитания, которая сегодня не является единой по содержанию, т.к. в социально дифференцированном обществе на основе общепринятой морали существуют разные ее типы: светская, религиозная, обывательская, профессиональная.
    Нравственное воспитание осуществляется в нескольких направлениях:

    – формирование связи с обществом, согласование личного поведения с его нормами;
    – ознакомление с нравственными идеалами и нормами общества;
    – усвоение внешней культуры поведения;
    – формирование приемлемых в обществе нравственных привычек;
    – формирование устойчивых моральных чувств (совесть, долг, достоинство, стыд) и качеств (честность, принципиальность);
    – превращение знаний в нравственные убеждения.
    Для реализации этих задач используются различные методы. Основные методы нравственного воспитания: убеждение, положительный пример, одобрение (от жеста и тона до объявленной признательности), осуждение, организация нравственно положительной деятельности, самовоспитание.
    Формирование нравственной культуры в современном белорусском обществе имеет свои особенности. Происшедшие в годы «перестройки» и после нее социальные трансформации привели к разрушению прежних духовных устоев, моральных норм и принципов. Эта ситуация явилась источником морального нигилизма, пренебрежения нормами нравственности.
    Следует отметить, что ослабление механизмов нравственной регуляции обусловлено в целом особенностями современной культуры. Культ техники в XX веке привел ко все большему развитию технократического мышления, в котором нравственные ориентации уходят на второй план.
    Процессы урбанизации привели к возрастанию анонимности жизни. В большом городе механизмы социального контроля (осуждение безнравственного поведения, бойкот, общественное мнение и др.) все более ослабевают, а на первый план выходит правовое регулирование отношений между людьми.
    Все эти факторы привели к тому, что в современном белорусском обществе стала актуальной задача духовного возрождения. Ее решение связано как с возвращением к общечеловеческим ценностям, включающим гуманизм, христианскую мораль и др., так и с развитием исторически сформированных нравственных устоев белорусского общества, основанных на взаимопомощи, добросовестности, порядочности, надежности, осознании своего долга перед обществом, честности и доброжелательности. Эти качества, вошедшие в структуру ментальность белорусского народа, думается, рмогут выступить в качестве духовно-нравственной основы создания сильной и процветающей Беларуси.

  5. eye_of_dark Ответить

    2. Общезначимость моральных принципов. Именно развитое моральное сознание, преодолевающее узость рамок групповой морали, достигающее уровня общенародного, общегосударственного и, в современных условиях, международного, позволяет существовать современному человечеству. Это достигается, во-первых, тем, что простые нормы морального сознания оказываются понятными и признанными, и, во-вторых, тем, что эти нормы включены в основополагающие законы разных стран. Благодаря этим обстоятельствам они становятся для человека само собой разумеющимися, внутренне принятыми и естественными для любого воспитанного человека.
    3. Сходное внешнее выражение повседневных норм морального сознания: улыбка, поклон, рукопожатие, есть подчеркивание доброжелательства, готовности к контакту (то, что называют «коммуникативностью» морального сознания). Однако в отличие от первых двух особенностей в данном случае уже необходимо учитывать и разнообразие, связанное с национальными традициями, особенностями духовного склада, обычаями. Отсюда необходимость изучения этикета, отнюдь не только для дипломатов, но и для любого человека, которому предстоит поездка в ту или иную страну. Знание внешних правил поведения есть признак того, что человек овладел современной нравственной культурой.
    Поле нравственной культуры безгранично, ее проявления многообразны. Она и массовидна и уникальна. Нравственная культура общества каждое мгновение отражается, проявляется, воплощается в миллионах миллионов человеческих контактов всюду и всегда, когда встречаются два человека или собираются массы людей. Исторически сложившаяся нравственная культура современного общества проявляется в том, как ведут себя люди во всех этих контактах: умеют ли учитывать особенности подобных контактов в условиях мегаполиса, небольшого города или деревушки. Темп жизни большого города влияет на способы и характер моральных регулятивов. И оказывается, что при общности принципов нравственной культуры существует их «аранжировка», приспособление к конкретным условиям.
    Каковы возможности общества воздействовать на тех, кто нарушает существующий уровень нравственной культуры? Самый непосредственный – воздействие общественного мнения: от замечания, выражения неодобрения до требования исправить оплошность или попросить извинения. Но общественное мнение оказывается действенным, когда члены общества реализуют его во вполне конкретных ситуациях. Поэтому одним из важнейших показателей нравственной культуры общества оказывается степень нетерпимости к нарушениям принятых норм нравственной культуры.
    Разумеется, нет таких норм морального сознания, которые никогда и никем не нарушались. Однако частота нарушения в значительной мере связана с бытующим в обществе отношением к тем или иным нарушениям.
    Например, конституции государств – членов ООН и Всеобщая декларация прав человека категорически осуждают дискриминацию личности по национальной принадлежности. Однако проявления национальной или расовой нетерпимости (национализм, шовинизм, фашизм) не исчезли после разгрома германского и итальянского фашизма. Позорнейшее явление ХХ в. и сегодня имеет место не только в Германии, но и во Франции, во многих европейских государствах, в США. В нашей стране такой позорной «традицией» являлся и является бытовой антисемитизм, поддерживавшийся властью и в Российской империи, и в Советском Союзе. В последние годы к нему добавилась расовая ненависть к «цветным», от представителей кавказских народов до любых «не наших».
    В межчеловеческих отношениях нет и не может быть явлений, нейтральных к моральному сознанию и нравственному поведению членов общества. В определенных ситуациях общество обязано использовать как моральные, так и правовые санкции. Иное отношение аморально и преступно. Необычайно опасно равнодушие и тем более прямое попустительство, создающее благоприятный моральный климат для распространения и укрепления подобных взглядов.
    Поскольку нравственная культура общества развивается и укрепляется людьми, составляющими это общество, очевидна непосредственная связь нравственной культуры общества с нравственной культурой личности, что отнюдь не подразумевает их тождества, поскольку нет тождества группового (общественного) и индивидуального морального сознания.

Добавить комментарий для landscape Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *