Можно ли обвенчаться без регистрации брака в церкви?

18 ответов на вопрос “Можно ли обвенчаться без регистрации брака в церкви?”

  1. vch30 Ответить

    Сегодня нередко встречаются такие пары, которые не считают нужным регистрировать семейные отношения в ЗАГСе, но, вместе с тем, живут по законам православия и хотели бы обвенчаться в церкви.
    На любопытные вопросы знакомых и родственников они обычно отвечают, что «штамп в паспорте – это формальность», «счастья это не приносит» и т. п.
    По их мнению, именно церковный обряд венчания – и есть священный брак, Таинство, совершаемое на небесах, и к этому они стремятся.
    Возможно ли обвенчаться в церкви без регистрации брака в ЗАГСе?

    Что такое церковный брак?

    Венчание, или церковный брак – это обряд, который производится священнослужителем в храме.
    Считается, что это священное Таинство объединяет души влюблённых, позволяет закрепить отношения мужа и жены на небесах и получить одобрение всевышнего на рождение детей.
    Венчаться в церкви молодожёнов никто не обязывает. Совершать данный обряд или нет – решают будущие супруги, ведь с юридической точки зрения официальным, законным браком считается лишь процедура регистрация брака в органах ЗАГСа.
    Более 2 столетий назад ситуация была иной. До 20 века в России именно церковный брак считался единственно законным, имел все юридические последствия.
    Церковная практика брачного заключения была весьма строгой: помимо венчания, молодожёны проходили процедуру обручения, после чего иногда годами могли ждать священного Таинства. Сейчас эти 2 обряда соединены в одном чинопоследовании венчания.
    Важно! Венчание — очень серьёзный и ответственный шаг. Решение молодожёнов о совершении священного обряда должно быть обоюдным и обдуманным.

    Можно ли обвенчаться без регистрации брака в ЗАГСе?

    Православная религия не запрещает венчание в церкви без регистрации отношений в органах ЗАГСа.
    Однако, согласно современным правилам Русской Православной Церкви (РПЦ), обряд венчания должен проводиться только после заключения брака в органах ЗАГСа.
    Именно поэтому первоначальным шагом в создании любой семьи считается союз, заключенный в ЗАГСе.
    Известно немало случаев, когда женатые мужчины приходили в церковь венчаться с ненастоящими супругами.
    Поскольку православие не допускает многожёнства, то подобный церковный союз невозможен. Священник же не может проверить людей на наличие другого брака, церковь такими сведениями просто не владеет.
    В связи с этим между государством и церковнослужителями существует договорённость о том, что благословение на обряд венчания может быть получено от священника только после предъявления молодожёнами свидетельства о регистрации брака.

    Как обвенчаться в церкви без регистрации брака в ЗАГСе?

    Если штампы в паспортах супругов отсутствуют, но пара всё же очень хочет обвенчаться, то это возможно, но только при одном условии.
    Мужчина и женщина должны доказать священнослужителю абсолютную искренность своих чувств. Влюблённые молодые люди могут обвенчаться, если они являются прихожанами церкви, где планируют заключить священный брак, а настоятель храма знает их уже много лет и видит их отношение другу к другу.
    Благословляя такую пару на совершение обряда Таинства без заключения брака в органах ЗАГСа, он, таким образом, берёт на себя всю ответственность за их союз.
    Примером подобного брака в России может служить звёздная супружеская пара, обвенчавшаяся без росписи в ЗАГСе — Антон Макарский и Виктория Морозова. Однако этот случай является, скорее, исключением из правил.
    По сути венчание не имеет юридических последствий и правового статуса в законодательной основе РФ.
    Кроме того, молодых людей могут обвенчать без предварительной регистрации органами ЗАГСа при наличии особых, экстремальных условий, угрожающих жизни одного из супругов.
    К примеру, это может быть жизненно опасная операция либо отбывание на работу, угрожающую жизни. В подобном случае возможность проведения церковной церемонии решается в индивидуальном порядке.
    Если церковнослужители высшей иерархии дают своё разрешение, то обряд венчания проведут и без свидетельства о браке. Для всех исключительных случаев нужно получить допуск к венчанию у епархиального архиерея.
    Обратите внимание! Обряд венчания может проводиться в тот же день, что и роспись в ЗАГСе.
    В том случае, если процедура заключения брака назначена позже, священника нужно предупредить заранее, а ещё лучше предъявить документ из ЗАГСа, подтверждающий данный факт.
    В соответствии с законодательством РФ, церковный брак не обладает юридической силой.
    Но в исключительных ситуациях церковное свидетельство может доказать существование брачных отношений (гражданского брака) по факту. Это касается в основном вопросов имущественного и наследственного характера, а также прав детей.
    Важно понимать, что со стороны закона церковный союз не считается браком, поэтому государство, в частности судебная инстанция, не может гарантировать соблюдение прав и обязанностей членов такой семьи, поскольку данной «ячейки общества» по документам просто не существует.

    Что надо для венчания в 2020 году?

    Обряд венчания по правилам начинается задолго до дня церемонии. Вначале молодожены приходят в храм для беседы со священнослужителем.
    Это необходимо для того, чтобы решить организационные вопросы и получить ответы на волнующие будущую чету вопросы о семейных отношениях с точки зрения духовенства.
    Сначала священник задаст несколько обязательных вопросов, на которые влюблённые обязаны ответить максимально искренне.
    Святой отец непременно спросит о наличии свидетельства о заключении брака или о том, когда молодожёны собираются узаконить свой союз.
    Если выяснится, что они хотят обвенчаться без регистрации брака в органах ЗАГСа, то настоятель может расценить это как несерьёзное и безответственное отношение к семье и браку. Если же пара желает венчаться в день бракосочетания, то священник благословит их на священное Таинство.
    Молодожёнам также будет задан вопрос о том, по обоюдному ли согласию и своей ли воле они пожелали совершить обряд венчания. Если святой отец из разговора поймёт, что кто-то из пары пришёл в храм по принуждению, то может отказать в совершении церковного обряда.
    Так, если один из супругов крещёный, но не верит в Бога и соглашается на венчание только для того, чтобы угодить своей второй половине, то это может быть расценено как принуждение.
    Часто настоятель церкви задаёт паре вопросы о будущей семейной жизни, например:
    планируют ли они иметь детей;
    собираются ли воспитывать их по слову Божию;
    как молодожёны относятся к измене, разводу;
    попросит рассказать о предыдущем браке (в том случае, если таковой был), какими были те отношения, почему не сложились и т. д.
    Всё это нужно священнику, чтобы убедиться в серьёзности и осознанности решения молодых людей вступить в духовный брак.
    Молодожёны также могут задать священнику свои вопросы и прояснить для себя все непонятные моменты.
    Часто их интересует, как будет производиться обряд Таинства, сколько по времени длится процедура венчания, какие наряды можно надеть, возможна ли фото- и видеосъёмка процесса.
    Не стоит стесняться или бояться спрашивать, поскольку всё должно быть предельно ясно.
    После того как молодожёны и священник договорились о дате и времени проведения венчальной церемонии, прояснили все интересующие их моменты, они должны подготовить предметы, необходимые для совершения обряда:

    свидетельство о заключении брака;
    свечи;
    рушник;
    обручальные кольца;
    2 иконы (Богородицы и Спасителя).
    За несколько дней до Таинства молодожёны должны некоторое время подержать пост, затем причаститься и исповедаться перед святым отцом. Считается, что молодые люди таким образом очищаются перед вступлением в церковный брак.
    Обряд венчания состоит из 2 частей:
    Обручение.
    Собственно венчание.
    Как уже отмечалось, ранее это было 2 отдельных обряда, которые проводились в разные дни. Сегодня это – единый неразрывный обряд.
    По окончании венчальной церемонии супругам вручается Свидетельство о заключении церковного брака.
    Свидетельство о венчании, которое выдаётся в церкви после совершения Таинства, не имеет никакой правовой силы, в отличие от свидетельства о регистрации брака, выданного органами ЗАГСа.
    Оно лишь подтверждает духовный союз молодожёнов, заключённый перед Богом на небесах.

    Отношение церковнослужителей к гражданскому браку

    Регистрируя свой союз в ЗАГСе, молодые люди показывают всю серьёзность отношений, чего нельзя сказать о парах, проживающих в гражданском браке без росписи в Книге актов гражданского состояния.
    Церковь чтит законы государства и отрицает подобное сожительство, считая такой союз греховным. Гражданские пары, по церковным канонам, не могут быть крёстными родителями, так как они ведут распутную бездуховную жизнь и не способны привить крестнику правильного духовного воспитания.
    Помимо того, такие пары не допускаются к причастию до тех пор, пока они не покаются и не прекратят «жить во грехе».
    Итак, венчание в церкви и государственная регистрация в органах ЗАГСа идут рука об руку. И если вступление в законный брак вполне допускается без венчания, то обратная ситуация совершенно не типична для современного общества.
    Венчание в стандартных ситуациях всегда следует после росписи в Книге актов гражданского состояния. Исключения делаются церковнослужителями только в редких случаях.

  2. dimon tex Ответить


    Церемония венчания требует прохождение определенной процедуры, которая начинается с откровенного и максимально честного общения с церковным служителем. Благодаря этому, будут решены некоторые бытовые и духовные вопросы. Ведь обращаясь к церкви, нужно понимать, что духовная жизнь будет не менее важной, чем плотская.
    Как упоминалось выше, для обряда необходимо предъявить действующую регистрацию в ЗАГСе, для выяснения наличия законного брака.
    Логично будет и то, что принимать участие в церемонии, могут лишь крещеные пары. Однако, если крещеный супруг идет на венчание ради своей второй половинки, то подобный жест будет расцениваться, как принуждение и священнослужитель может отказать паре в проведении обряда. Таким образом, венчание возможно лишь при условии взаимного согласия.
    Священник нередко интересуется:
    отношением молодоженов к разводу, блуду;
    есть ли в планах ребенок;
    будет ли дитя обучен Божьим принципам;
    прошлыми отношениями, причина развода.
    Как можно выяснить, вопросы будут касаться не только будущих отношений, но и прошлых, эта информация поможет священнику оценить серьезность намерений. Священнослужитель также ответит на все интересующие вопросы и проведет небольшое учение, где будет затрагивать моменты главенства, послушания и прочего.
    Узнать стоит и о видео-сопровождении, возможно ли оно, сколько длится церемония венчания и как именно он пройдет. Все это потребуется в будущем, чтобы не произошло неловких моментов.
    По происшествие данной процедуры, необходимо собрать соответствующие документы и утварь:
    свечи;
    иконы Христа и Марии;
    кольца;
    свидетельство о заключении брака;
    рушник.
    Перед скреплением брачных уз церковным обрядом, молодая пара должна соблюсти пост, после чего принять причастие.
    Порядок венчания:
    помолвка;
    обручение;
    венчание.
    Каждый из пунктов проводится в отдельный день. По окончании всего на руки выдается Свидетельство о заключении церковного брака.

    Обязательно ли венчаться?

    Христианство всегда уважает государство и принимает почти все законы. Отчего церковный брак без штампа в паспорте считают греховным. Пары, живущие подобным образом, нарушают «духовный» закон. Так, семьям, живущим подобным образом, запрещается принимать причастие до тех пор, пока они не примут покаяние и не зарегистрируются в органах ЗАГСа.

    Вывод

    Как выяснилось в статье, Таинство венчания лучше проводить после свадьбы, имея официальный документ. Церемония требует четкого соблюдения правил. Имеются исключения, которые определяет служитель церкви. Отсюда следует, что обвенчаться без регистрации в ЗАГСе все-таки можно, но случается подобное довольно редко.

  3. Garyshev Ответить

     Церковь и государство по формальному признаку не связаны между собой и действуют независимо. Однако венчание без регистрации в ЗАГСе допускается на уровне благословения епархиального протоиерея в исключительных случаях. Почему не венчают без регистрации брака по государственным законам или неохотно идут на церемонию священнослужители?
    Основная причина – отсутствие статистической информации о заключённых браках граждан, их количестве, семейном положении и проверке родственных уз. Данные проверяются государственными службами, поскольку церковь отстранена от ведения учёта и контроля. Часто обращению сопутствует наличие преград, препятствующих заключению союза по морально-этическим нормам. Но священнослужители на узаконивание нестандартных отношений не идут, предъявляя требования выше общественных и гражданских.
    Заключение брака исключает наличие одновременных семейных уз с другим партнёром и косвенно подтверждает серьёзность отношений, а наличие духовного союза требует церемонии развенчания, для проведения которой церковью выдвигаются серьёзные основания.  Паспорта «со штампом» может потребовать священнослужитель.
    Можно ли венчаться до регистрации в ЗАГСе зависит от даты назначенной церемонии вступления в брак. Если процедура назначена на один день с опережением венчания во времени, то церковь вряд ли будет чинить препятствия. Хотя венчание до свадьбы вызывает больше вопросов, чем церемония после заключения брака. Интервал времени между событиями расценивается позитивно, как прохождение проверки чувствам и подтверждения серьёзности намерений.

    Церковный и гражданский брак

    Брак, зарегистрированный в церкви, не имеет юридической силы при возникновении правовых вопросов, как и союз, заключённый в государственном органе, церковного благословения. Но венчание без регистрации брака в ЗАГСе негативно расценивается священнослужителями в силу превышения морально-этических требований, выдвигаемых церковью по ряду ключевых позиций, представленных в таблице:

  4. spbdnp Ответить

    Во времена наших прабабушек регистрировать отношения не только на законодательном уровне, но и в церкви, было распространённой практикой. Сейчас же многие пары считают это пережитком прошлого и не считают необходимым.
    Несмотря на это религия всё ещё играет важную роль в жизни нашего общества и для некоторых венчание — это неотъемлемый этап «признания» взаимоотношений.
    Отношение к этому у православной церкви жёсткое: практически всегда священники отказываются проводить венчание без предоставления документа, подтверждающего брак.
    Интересный факт: Гражданский брак церковь не признаёт, а интимная связь между партнёрами считается блудом.

    Почему нельзя?

    Такая политика стала вводиться церковью после революции.
    Раньше венчание приравнивалось к заключению брака в рамках государства, которое его полностью признавало и такой союз считался законным. В то время служители церкви могли проверить, является ли союз единственным и легальным.
    Сейчас церковь не ведёт официального учёта заключаемых браков и нет никакой централизованной системы для проверки информации, которую предоставляют прихожане.
    Случаются ситуации, когда повенчаться хотят любовники (состоящие в браке с другими официально), кровные родственники и другие — те, кому по церковным обычаям брак запрещён.
    Поэтому для того, что бы всё соответствовало закону государства и церкви, брачующиеся вынуждены предоставлять документ для подтверждения официальности брака. Это первая причина.

    Вторая — венчание стало массовым явлением и пары не относятся к нему серьёзно, особенно молодые.
    Священники всегда обращают внимание будущих супругов на то, что эта процедура для православных важнее, чем роспись. Жениться и разводиться можно бесконечно, но настоящее единение душ происходит лишь один раз. Развод не имеет место быть для обвенчавшихся — это является грехом, при совершении которого человек теряет часть самого себя.
    «Что рождение для ребёнка, то венчание для супруг. Обратного пути нет.»

    Когда лучше венчаться

    Мнения расходятся, но суть сводится к одному: венчаться нужно только в случае полной уверенности в своём избраннике.
    Этот человек будет связан с вами священными узами и с ним вам предстоит пройти не только сквозь жизненные преграды, но и быть вместе на небесах.

    Некоторые венчаются сразу же в день росписи, кто-то спустя время. Если для вас эта процедура не несёт развлекательного характера и вы относитесь к ней со всей серьёзностью — время даст возможность вашим отношениям пройти проверку на прочность и принять взвешенное решение.
    С другой стороны — служители церкви советуют венчаться вскоре после официальной свадьбы и не ждать долго. Но, как говорилось ранее, перед этим нужно снять розовые очки и трезво оценить, насколько ваши отношения крепки для таинства венчания.

    Есть ли исключения?

    Бывают ситуации, когда люди настроены категорически и хотят обвенчаться без регистрации в ЗАГСе. Что делать в таком случае?
    В теории это возможно, но решение будет зависеть от представителей церкви, а конкретно — епархиального архиерея. В этом случае он берёт на себя полную ответственность за проведение обряда вместо вас. Паре придётся убедить его в чистоте отношений и доказать, что семейный союз — это серьёзный и обоснованный шаг для обоих партнёров. Только в таком случае священник даст своё разрешение и благословение.
    Но служители церкви редко идут на это. Такое исключение делается в основном для постоянных прихожан церкви, которых священники хорошо знают и уверенны в крепости их союза.

    Часто люди говорят о том, что такие условия слишком сложные и доставляют больше проблем, что штамп в паспорте — просто очередная ничего не значащая пометка.
    Назревает вопрос: зачем противится его появлению, если он не важен? Разве взаимоотношения между супругами от этого изменятся? — нет. Да, законный брак — это ответственно, но в этом и заключается его суть. Живущие в «гражданском браке» таковой почти не несут, а пожить друг с другом можно и без венчания.
    Интересно: Пара, живущая в «гражданском браке» не может быть крестными родителями. По церковным канонам, они открыто ведут безнравственную жизнь и не могут стать восприемниками от купели крещения. Помимо этого такие люди не допускаются до причастия, пока не покаются в своих грехах.
    Государственное регулирование отношений начинается только после регистрации брака в органах ЗАГСа. Государство, санкционируя конкретный брак, обязуется защищать новообразовавшуюся семью, взаимоотношения внутри неё касательно каждого её члена.
    Регистрация дает возможность членам семьи иметь права и требовать исполнения обязанностей, возникающие у них в связи с заключением брака, а также охранять личные и имущественные права супругов.
    Это не может быть обеспеченно в «гражданском браке». Никакой суд не будет защищать права и свободы, условленные в Семейном кодексе и нарушенные в «гражданском браке».
    Со стороны закона «гражданский брак» не является браком, поэтому государство в лице судебной инстанции не сможет гарантировать соблюдение прав и обязанностей членов семьи в несуществующем союзе.
    Главная
    После свадьбы
    Венчание в церкви

  5. Max Proker Ответить

    Так вот вы если к вам приходил кто-то в виде лукавого, надо поисповедоваться перед священником об этом случае тоже. И обязательно. Самость в таких делах – не приветстуется. Про “советский режим” – если Вы хотите венчаться в православной церкви, тогда вам нужно принять и её отношение к этому вопросу.
    Советоваться нужно со священником в любом случае. Он выяснит правилен ли у вас подход (вижу, что не просто для традиции-это очень хорошо) к совершению Венчания. Таинство венчания не дает автоматически гарантию того, что союз не распадется.
    есть вот такая ссылка:
    священник Константин Слепинин
    “Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в таинстве брака.
    Церковью не допускается четвертый и пятый браки; запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Нельзя венчаться некрещеным.
    Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.
    Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой).
    Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.”

  6. DCLXVI_666 Ответить


    Таинство венчания становится все более популярным. Современная молодежь возвращается в лоно церкви. Венчальный обряд совершается для того, чтобы получить одобрение от Бога на совместную жизнь и рождение детей. Данное действие традиционно для православных христиан.
    Однако не все, кто идут в церковь, идут туда с чистой душой. Некоторые просто отдают дань традиции или моде. А некоторые люди хотят хоть как-то оформить свои отношения, не имея возможно сделать это официально.
    Например, люди живут вместе (так называемый гражданский брак), а расписаться официально не имеют возможности, так как у одного из них или у обоих уже есть штамп в паспорте. И церковь для них остается единственной возможностью соединить свои судьбы.
    Но дело в том, что не по духовным, не по юридическим законам такое невозможно. В юридическом плане подобный брак будет признан недействительным в судебном порядке. Со стороны православной церкви это немыслимо. По мнению церковников, брак должен быть один и на всю жизнь.
    Если вы решили повенчаться, то должны знать, в православии развод это больная тема. Да, есть такой термин «развенчаться», но вам придется представить неоспоримые доказательства, что вы в этом нуждаетесь. Получить согласие от священнослужителей на подобное действо практически невозможно.
    И многоженство (или наличие нескольких мужей) запрещается. Кроме того, современные священники настаивают на гражданском послушании и соблюдении современных законов. Поэтому на вопрос, обязательно ли регистрировать брачные узы в официальном порядке в органах ЗАГСА для того чтобы обвенчаться в церкви, священник вам, скорее всего, скажет, да.

    Юридическая подоплека


    Еще одна причина, наверно, самая главная, по которой венчание без регистрации брака в ЗАГСе невозможно, это юридическая сторона вопроса. Для чего люди женятся или выходят замуж? Чтобы создать семью, родить и воспитать детей.
    Официально зарегистрированный брак это не только подтверждение взаимной любви, но и средство правовой защиты каждого члена семьи (а в первую очередь детей). Что дает человеку так называемый штамп в паспорте:
    имущество – официально зарегистрированные отношения дают возможность права собственности на совместно нажитое имущество, при этом неважно на кого оно было оформлено (на мужа или жену), главное, чтобы было куплено после того, как люди зарегистрировались;
    автоматическое признание отцом своего ребенка – в случае с гражданским браком (а венчание этого статуса не изменит), чтобы это сделать необходимо будет пройти процедуру установления отцовства;
    семья, как социальная ячейка имеет больше возможностей в плане получения государственных субсидий и льгот;
    тяжелые жизненные ситуации – если у вашей второй половинки начнутся проблемы со здоровьем, допуск в медицинское учреждение (посещение, получение информации и т.п.) разрешается только близким родственникам, к которым в первую очередь относится официальный супруг;
    право наследования – первоочередный наследник имущества умершего – его супруг/супруга и дети;
    в случае развода у супругов есть возможность настаивать на алиментах не только на детей, но и на второго супруга (в ситуациях, предусмотренных законодательством) и т.д.
    Когда венчают в церкви, выдают соответствующее свидетельство, подтверждающее факт совершения священного таинства. Вот только юридической силы оно не имеет.

    Духовная сторона вопроса

    Если посмотреть на ситуацию с точки зрения Божьих законов, то ответ на вопрос, можно ли венчаться без регистрации будет положительный. Еще раз повторимся, было время, когда лишь священник мог объявить молодых мужем и женой, и подтверждением брака являлась не отметка в удостоверении личности, а запись в церковном журнале.
    Почему же сейчас венчают только после посещения государственных органов регистрации гражданского состояния? Время идет, идет и развитие государственных устоев, в юридическом плане. Что не может не внести и изменений в традиции церкви. Но сейчас немного не об этом.
    Раньше таинство брака считалось священным. Люди, заключавшие союз, должны были быть чисты и телом и душой. Плотские связи до заключения брака считались страшным грехом. В православии ничего не изменилось до сих пор.
    Это в наше время с точки зрения гражданской позиции совместное проживание без оформления считается естественным. С точки зрения церкви подобная связь считается «грязной». Настаивающие на венчании люди должны доказать священнослужителю свою серьезность и понимание, какую ответственность они возлагают на себя (как с правовой точки зрения, так и с моральной).
    Сразу стоит оговориться, что взаимоотношения в гражданском браке и нежелание узаконить свои отношения в первую очередь показывает безответственность брачующихся. Кроме того, гражданские супруги не допускаются к таинству крещения в качестве крестных родителей. Крестные дают обещание заботиться о своих крестниках и прививать им православную веру.
    А чему может научить ребенка человек, сам живущий в страшном грехе? Так же как и не смогут дать духовного воспитания своим детям «подобные грешники». К сожалению, практически каждый второй брак в нашей стране распадается. И служители Бога, прежде чем давать свое благословление, должны быть уверены в серьезном настрое и чистоте намерений молодой пары.

    Венчальный обряд


    Чтобы обвенчаться в церкви, влюбленные должны пройти определенную подготовку. Для начала – это заключение официального брака в органах ЗАГСА. Хотя обвенчаться и расписаться можно в один и тот же день, но сначала в ЗАГС, а потом в Церковь.
    Как происходит венчание? Подготовка к таинству начинается заранее. Первое, что необходимо сделать, это выбрать Храм Божий и обратиться к священнику. Для чего необходимо предварительно пообщаться со священнослужителем? Батюшка ознакомит вас с организационной стороной вопроса и поможет подготовиться к таинству венчания с точки зрения духовности.
    Для начала необходимо будет убедить священника в серьезности своих намерений. Ответить на несколько вопросов (о вере, любви, детях, изменах и т.п.).
    Если жених и невеста будут замечены в «православной неграмотности», обязанность батюшки объяснить им священные каноны.
    Не стоит путать венчание с католическими или языческими обрядами. Кроме того будущим молодоженам расскажут, как необходимо будет одеться, что принести с собой и т.п. необходимо заранее подготовить необходимые для церемонии предметы:
    обручальные кольца;
    икона пресвятой Богородицы;
    икона Спасителя;
    рушник;
    церковные свечи.
    Перед священным браком, влюбленные должны очиститься. Для этого необходимы следующие действия:
    воздержание от интимной близости (не меньше трех дней);
    пост;
    исповедь;
    причастие.
    Святой отец будет поддерживать своими советами влюбленных на всем протяжении подготовки к церемонии венчания. Он же примет исповедь и причастит будущих мужа и жену.
    Раньше венчание сопровождалось еще одним событием – молодые люди должны были предварительно обручиться. На сегодняшний день, оба обряда проводятся одновременно и последовательно. Сначала обручение, потом венчание. По окончанию, теперь уже муж и жена получат церковное свидетельство.
    В заключение необходимо отметить, что венчание – это заключение священного союза перед богом, объединение двух душ в единое целое. Но юридически ничего не значимое действо. Для спокойной и счастливой жизни лучше всего зарегистрировать свой союз на небесах и на земле, перед богом и людьми.
    Источник

  7. angam Ответить

    В наше время молодожены стремятся не только узаконить свой брак в государственных органах, но и, отдавая дань традициям предков, обвенчаться.

    Что такое церковный брак?

    Церковный брак или венчание – это обряд (иначе его еще называют священное таинство), который производится служителем церкви в храме. Это духовный момент единения влюблённых. Венчание позволяет закрепить отношения на небесах перед богом и получить его одобрение на рождение детей.
    Молодожены сами принимают решение венчаться им или нет, так как с юридической точки зрения законным браком считается лишь тот, который зарегистрирован в органах ЗАГС.
    В прошлом ситуация была иной. До 1900-х годов церковный брак в России был единственно законным и имел все юридические последствия брака в нашем понимании. Так как венчание — очень ответственный момент, с духовной точки зрения равноценный государственной регистрации брака, решение должно быть хорошо продуманным и обоюдным. Дня за три до самого процесса невеста и жених должны начать поститься, затем причаститься и исповедоваться. После обряда выдается свидетельство о венчании.

    Возможно ли венчание без регистрации брака?

    Теперь рассмотрим вопрос возможности вступления в церковный брак без государственной регистрации. Русская Православная Церковь (РПЦ), согласно современным правилам, чтит и соблюдает законы государства. Именно поэтому отправной точкой в создания семьи любой священнослужитель будет считать союз, заключенный в ЗАГСе.
    Известны многие случаи, когда люди уже состоящие в браке, но не имеющие печати в паспорте, приходили венчаться с ненастоящими супругами. А так как православие не допускает многоженства, церковный брак был невозможен.
    В связи с этим, если вы решились на обряд венчания, будьте готовы предъявить священнику свидетельство о регистрации брака. Если же хотите совершить эти два действия в один день, и время венчания назначено на более раннее время чем, государственная регистрация, то это также возможно. Главное — не забыть сообщить в церкви об этом факте при записи на церемонию.
    Есть также редкие исключения из правил. Так, если священник хорошо знает обоих молодоженов, (например, они являются его прихожанами), то он может пойти на такой шаг. Яркий пример этого – венчание без росписи в ЗАГСе артистов Антона Макарского и Вики Морозовой.

    Юридические последствия

    В соответствии с законодательством Российской Федерации церковный брак не имеет никакой юридической силы. Но, в исключительных случаях, он может иметь правовые последствия для доказательства существования фактических брачных отношений (гражданский брак). Это касается проблем имущественного и наследственного характера, а также прав детей.
    Разберем следующую ситуацию в качестве примера. Некий священнослужитель обвенчал пару, которая не состояла в браке, зарегистрированном в органах ЗАГС. После смерти одного из супругов законные наследники выселяют второго из квартиры, так как он (она) юридически не является супругом (супругой). Тем не менее, если живой супруг докажет, что брачные отношения имели место (на основании свидетельства о венчании), то он автоматически становится наследником первой линии.
    Но рассмотренный случай является редким исключением из правил, в основе своей венчание юридических последствий не имеет, равно как и правового статуса в законодательной базе РФ.

    На что влияет свидетельство о таком союзе?

    Свидетельство о венчании, которое выдается в церкви после совершения обряда, не имеет никакой юридической силы. В отличии от свидетельства о регистрации брака, выданного государственными органами. Оно лишь подтверждает для самих духовных молодоженов то, что они заключили союз перед богом на небесах, за исключением отдельных случаев (один из которых описан выше).
    В следующем видео священнослужитель рассказывает о возможности вступления в церковный брак без официальной регистрации:

  8. Ed0308 Ответить

    Батюшка, я хочу у Вас спросить следующее: можно ли повенчаться в церкви, не расписываясь в ЗАГСе? Мне сказали, что венчают только после предоставления свидетельства о браке из ЗАГСа. Почему так? Что, например, если я не хочу расписываться в ЗАГСе, а хочу венчаться перед Богом, а не стоять на коврике в Дворце бракосочетания перед людьми? И ещё вопрос: признаёт ли церковь брак зарегистрированный в ЗАГСе, но не венчаный? Моя мама прожила с отцом 25 лет в таком браке, и когда пришла к вере, один батюшка на исповеди ей сказал, чтобы они с папой повенчались, потому что прожили жизнь в блуде. Так что они повенчались). Мой отец, правда, до сих пор не совсем понимает, что сие таинство означает, но пошёл с мамой венчаться, т.к. она его попросила. Правильно ли это? Для венчания люди должны быть обязательно оба воцерковлённые? Или это не принципиально? Я знаю, что венчаясь, молодые должны потом стараться создать из семьи “малую церковь”, но у меня помимо этого, присутствуют в душе ещё какие-то свои представления об этом. Ну, например, мне кажется, что если повенчаться, то Господь благословит нас, что тогда наша любовь станет ещё крепче, и почему-то, мне кажется, что если я здесь на Земле буду венчана со своим мужем, то после смерти (в вечной жизни) мы тоже будем всегда вдвоём. Понимаю, что может быть это звучит несколько смешно и наивно, и может я не права, но так хочется…
    И если нельзя венчаться, не расписавшись в ЗАГСе, то почему нельзя? Вот раньше, скажем в 18-19 веке, “пожениться” – перво-наперво означало “обвенчаться”, вот не знаю, регистрировали ли тогда где-то брак в документах (кроме тех, что в церкви). Конечно, есть закон гражданский (государственный), но почему я должна на 1-ом месте ставить закон государства, а не закон Божий? Почему нельзя обвенчаться без росписи в ЗАГСе?

  9. Mat0379 Ответить

    Христианский брак — это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания — в статье священника Дионисия Свечникова.
    Продолжение. Смотрите Часть 1. – Венчание.  Почему брак – таинство
    Существуют ли какие-либо препятствия для совершения Таинства венчания?
    Препятствия, конечно же, существуют. Вопрос, сразу скажу, довольно обширный и вместе с тем очень интересный. Правда, задают его обычно несколько иным образом: «Кто может (не может) быть допущен до венчания?» . Еще чаще описывают конкретную ситуацию и спрашивают, есть ли возможность для вступления в брак. Тем не менее, суть от этого не меняется. Поэтому расскажу обо всем по порядку. Здесь мне придется максимально приближенно цитировать церковное право, чтобы у читателя не возникало разночтений.
    Согласно церковному брачному праву существуют абсолютные и условные препятствия к браку. Абсолютными считаются те препятствия к браку, которые одновременно являются расторгающими его. Условными же препятствиями к браку являются пре­пятствия, запрещающие брак между определенными лицами в силу родственных или духовных их связей. Итак, абсолютными препятствиями к заключению церковного брака следует считать следующие:
    1.                   Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый, ибо христианский брак — безусловно моногамный, т.е. единобрачный. Это правило распространяется не только на венчанные браки, но и на зарегистрированные государством. Здесь было бы уместным озвучить позицию Церкви по отношению к гражданскому браку. Церковь с уважением относится к гражданскому браку, т.е. заключенному в ЗАГСе, не считая его незаконным. Приведу цитату из Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви: «Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключенного в гражданском порядке, в тех случаях, когда церковный брак был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям. Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь…
    Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

    Однако не стоит понимать подобное отношение Церкви к гражданскому браку как благословение православным супругам не вступать в брак церковный, довольствуясь лишь гражданской регистрацией. Церковь настаивает на необходимости освящения брака христианских супругов в Таинстве венчания. Только в Таинстве брака может быть достигнуто духовное единение супругов в вере, продолжаемое в вечности. Только в Таинстве брака союз мужчины и женщины становятся образом Церкви. Только в Таинстве брака супругам преподается Божия благодать для решения конкретной задачи – стать именно христианской семьей, островком мира и любви, где царствует Господь Иисус Христос. Гражданский же брак в этом отношении является ущербным.
    Стоит озвучить и позицию Церкви к так называемому «гражданскому браку», который вообще нельзя назвать браком. С точки зрения Церкви «гражданский брак», не зарегистрированный государством, является блудным сожительством. Причем и с позиции гражданских законов это сожительство также не названо браком. Подобные отношения не брачные, не христианские, поэтому Церковь не может освятить их. Над людьми, живущими в «гражданском браке» не может быть совершено Таинство венчания.
    2.                   Церковь возбраняет вступать в брак духовным лицам, т.е. принявшим священный сан (6-ое правило Трулльского собора). Заключение брака возможно только до рукоположения, т.е. до посвящения в священный сан. У священника может быть только одна супруга, если это женатый священник. Ну а у монаха жены и вовсе быть не может в силу данных им обетов. Поэтому измена этому правилу грозит лишением священного сана.
    3.                   Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18 и 19-му правилам святого Василия Вели­кого, монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов.
    4.                   В соответствии с церковным законом, вдовство по­сле третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Иначе это правило можно сформулировать таким образом: «Возбраняется вступление в четвертый церковный брак». Церковь также не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний.
    Т.е. не может быть совершено Таинство венчания над теми, кто хочет вступить пусть и в первый церковный, но уже в четвертый гражданский брак. Однако это не стоит понимать, что Церковь одобрительно смотрит на второбрачие или троебрачие. Церковь не одобряет ни одного, ни другого, а настаивает на пожизненной верности друг другу, основываясь на словах Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9).
    Церковь видит во втором браке предосудительную уступку чувственности, однако, допускает его, ибо, по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7, 39-40). А на третий брак взирает как на при­нимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, основываясь на 50-м правиле святого Василия Великого: «на троебрачие нет закона; по­сему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взи­раем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние».
    5.                   Препятствием к вступлению в брак является винов­ность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбоде­янии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравст­венного учения и практики Древней Церкви. Данная норма отра­жена и в церковном законодательстве («Номоканон» 11, 1, 13, 5; «Кормчая», гл. 48; «Прохирон», гл. 49. Эта же норма повторена в 253-й статье устава Духовных Консисторий). Однако не только прелюбодеяние может послужить причиной для распадения брака.
    В таком случае, согласно «Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви», лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.
    6.                   Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, ли­шающая человека, возможности свободно проявлять свою волю). Однако, физическую неспо­собность к брачному сожитию не следует смешивать с неспособно­стью к деторождению, которая не является препятствием к браку и не может служить причиной для развода. Нет в действующих церковных правилах и запрета на венчание глухонемых и слепых. Церковные законы также не запрещают венчать лиц, если они больны и сами желают вступить в брак. Но венчание таковых должно быть совершено в храме.
    7.                   Для вступления в брак существуют определенные воз­растные границы. Указом Святейшего Синода от 19 июля 1830 г . запрещено было венчать, если жениху нет 18 лет, а невесте 16. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения Таинства венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе.   В церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак. Святитель Василий Великий указывает такой предел для женщин — 60 лет, для мужчин — 70 лет (правила 24-е и 88-е).
    8.                   Препятствием к браку является и отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты. Этот вид препятствия стоит рассматривать только в том случае, если родители будущих супругов являются православными христианами. Дети православных родителей не могут вступать в брак своевольно, без согласия родителей. Этим предусматрива­ется серьезное и рассудительное отношение к браку, ибо родители, имея большой жизненный опыт и полученный от Бога дар ответ­ственности за детей, стоят на страже их благополучия. Браки не должны совершаться по одному только произволу брачующихся, по легкомыслию молодости и неразумному увлечению, в силу которых зачастую в их семейную да и общественную жизнь входят челове­ческие и моральные беспорядки.
    Однако в современном обществе многие люди стоят далеко от Бога и даже будучи крещенными в детстве, ведут явный богоборческий образ жизни, как это было, к примеру, в СССР. В связи с этим, во многих случаях искренне верующим детям этих людей совершенно невозможно заручиться благословением родителей на освящение брака в Церкви. Более того, родители не только противостоят желанию детей венчаться, но и всячески препятствуют любым походам детей в храм. Это порой приводит к венчанию втайне от родителей.
    Думается, что в подобных случаях, когда получение благословения родителей в силу указанных мной причин невозможно, стоит просить благословения епископа на заключение церковного брака без разрешения родителей. Безбожие родителей не должно мешать искреннему желанию верующих детей освятить свой брак в Церкви. Епископ вправе благословить брак не только в том случае, если родители брачующихся неверующие и противостоят церковному браку детей.

    Если родители не соглашаются на брак детей по незаконным причинам, то после дознания и тщетных попыток увещевания родителей, епископ вправе дать благословение на совершение Таинства венчания. Русские законы издревле ограждали детей от произвола родителей в вопросах о браке. По Уставу Ярослава Мудрого, родители, винов­ные в принуждении детей к браку или в насильственном удержа­нии от брака, подвергались суду.
    В основе родительского благословения лежит уважение ими свободного согласия на вступление в брак со стороны жениха и не­весты. И даже гражданские законы запрещают родителям и опекунам принуждать детей, вверенных их попечению, к вступлению в брак против их желания. Поэтому в «Книге о должностях пресвитеров приходских» (§123) говорится о том, что священник, видя слезы или нечто иное, указывающее на недобровольное вступление в брак, должен остановить браковенчание и выяснить ситуацию. В своде законов есть положение, согласно которому брак, заключен­ный с применением насилия над одним из брачующихся, следует считать незаконным и подлежащим расторжению.
    Все вышеуказанное относится к тем, кто только собирается вступить в брак. Однако, порой приходится венчать супругов, уже проживших в зарегистрированном браке какое-либо время, порой десятки лет. Очевидно, что испрашивать благословение на брак этим людям уже не требуется. Ибо оно уже давно получено, еще при заключении гражданского брака.
    Этим списком ограничиваются абсолютные препятствия к браку. Теперь имеет смысл рассказать об условных препятствиях.
    1.                   Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой — необходимое условие при вступлении в брак. Это правило относится не только к законным, но к внебрачным детям. Близость кровного родства измеряется степеня­ми, а степени устанавливаются по числу рождений: между отцом и сыном, между матерью и сыном — одна степень кровного родст­ва, между дедом и внуком — две степени, между дядей и племян­ником — три. Ряд степеней, следующих одна за другой, составля­ют родственную линию. Родственные линии бывают прямыми и бо­ковыми. Прямая линия считается восходящей, когда идет от дан­ного лица к его предкам, и нисходящей, когда идет от предков к потомкам.
    Две прямые линии, происходящие от одного родоначаль­ника, связаны боковыми линиями (например, племянник и дядя; двоюродные и троюродные братья). Для определения степени кровного родства следует установить число рождений, связывающих двух лиц: троюродных братьев и се­стер связывает родство в 6-й степени, троюродного дядю с племян­ницей — родство в 7-й степени. Закон Мо­исея запрещал браки до 3-й степени кровного бокового родства (Лев. 18, 7—17, 20). В Христианской Церкви браки между лицами, связанными кровным родством по прямой линии, строго запрещались. 19-е Апо­стольское правило гласит: «Имевший в супружестве двух сестер или племянницу не может быть в клире».
    Значит, брак между ли­цами, находящимися в 3-й степени бокового родства, рассматри­вался в Древней Церкви как недозволительный. Отцы Трулльского Собора постановили расторгать браки между двоюродным братом и сестрой (прав. 54). В «Эклоге» императоров Льва Исаврянина и Константина Копронима содержится также запрещение браков между троюродным братом и сестрой, т.е. находящимися в 6-й сте­пени бокового родства. Константинопольский Собор 1168 г ., состо­явшийся при Патриархе Луке Хрисоверге, повелел безусловно рас­торгать браки между лицами, состоявшими в 7-й степени бокового кровного родства. В
    России эти позднейшие греческие нормы хотя и признавались законными, но не соблюдались буквально. 19 января 1810 г . Свя­тейший Синод издает указ, согласно которому безусловно запреща­лись и подлежали расторжению браки, заключенные между лица­ми, состоящими в 4-й степени бокового кровного родства. Браки между родственниками в 5-й и 7-й степенях не только не растор­гались, но даже могли быть заключены по разрешению епархиаль­ного архиерея.
    2.                   Помимо отношений кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кров­ному родству, ибо муж и жена — одна плоть. Свойственниками яв­ляются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шу­рин и зять. Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой, связывающими их, степени не существует. Таким образом, теща и зять состоят в 1-й степени свойства, невестка и деверь — во 2-й, племянник мужа и племянница жены — в шестой степени свойства; двоюродный брат жены и тетка мужа — в 7-й степени. Такое свойство называется двухродным.
    Но церковное право знает и трехродное свойство, т.е. когда через два брака соединяются три рода. Например, между конкретным лицом мужского пола и женою его шурина вторая сте­пень трехродного свойства; между этим лицом и второй женой его тестя (не матерью его жены) — 1-я степень трехродного свойства. Трулльский Собор запретил браки не только между лицами, со­стоящими в 4-й степени родства, но и в 4-й степени бокового свой­ства (прав. 54). В соответствии с этим правилом, Указом Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1810 г . безусловный запрет браков между двухродными свойственниками распростра­нился лишь до 4-й степени. Кроме этого, указами Святейшего Синода от 21 апреля 1841 г . и от 28 марта 1859 г . строго запрещены браки между лицами, состоящими в 1-й степени трехрод­ного свойства, а относительно последующих степеней (вплоть до чет­вертой) предусмотрено, что епархиальные архиереи могут разрешать такие браки «по уважительным причинам.
    3.                   Препятствием к браку является также и наличие ду­ховного родства. Духовное родство возникает вследствие восприя­тия новокрещенного от купели Крещения. Степени духовного родства исчисляются таким образом, что между восприемником и воспринятым первая степень духовного родства, а между восприемником и родителями воспринятого – вторая степень. 53 правило Трулльского собора запрещает брак между восприемниками (крестными) и родителями воспринятых (крещаемых). Указом от 19 января 1810 года Святейший Синод Русской Православной Церкви, согласуясь с этим правилом, ограничил браки духовного родства только двумя степенями, то есть, возбранил браки между восприемниками, воспринятыми и их родителями.
    Достаточно часто задают вопрос о возможности брака между восприемниками, т.е. между крестным и крестной. Этот вопрос достаточно сложный и ответить на него однозначно невозможно. Я постараюсь высказать свое мнение по этому вопросу. Строго канонических правил, регулирующих этот вопрос нет. Вышеуказанное правило 6-го Вселенского собора не отвечает на поставленный вопрос, ибо говорит только об одном восприемнике.
    Ведь два восприемника – это более поздняя традиция. Именно традиция, а не каноническое предписание. Поэтому в источниках древней Церкви мы не находим ответа на данный вопрос. В древней Церкви, как правило, практиковалось наличие восприемника того же пола, что и крещаемый. Однако, это правило не было безусловным. Достаточно обратить внимание на указ императора Юстиниана, запрещающего брак восприемника с воспринятой: «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установлять столь правомерного препятствия к браку, как этот союз, через который, при Божием посредничестве, соединяются их (т.е. восприемника и воспринятой) души».
    Видно, что восприемник может быть и иного пола, чем крещаемый. Об одном восприемнике указано и в Требнике, содержащим чинопоследование крещения. По сути, второй восприемник становится пусть и традиционным, но не обязательным. Указание Требника об одном восприемнике легло в основу указа Святейшего Синода от 1810 года: «восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола». Причем, в своем указе Синод уже строго конкретизирует пол крещаемого и крестного, предписывая мужчине быть восприемником у мужчины (мальчика), а женщине – у женщины (девочки).
    Позднее, видимо в силу непрекращающихся споров об этом вопросе, Святейший Синод повторяет свой указ, но делает добавку о том, что такие браки допустимы лишь с благословения епархиального архиерея (епископа): «Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак… только нужно предварительно испрашивать разрешения епархиального начальства (архиерея)». Известно, что святитель Филарет Московский, первенствующий член Святейшего Синода, и современник вышеуказанных указов, ныне прославленный нашей Церковью, в своей практике запрещал браки между собой восприемников одного ребёнка. Причем ссылался он на практику Русской Церкви, издавна сложившейся, а также на мнение святоотеческих канонов.
    Более того, митрополит Филарет не отвергал двух восприемников при крещении, ссылаясь на 53 правило Трулльского собора: «Два восприемника при крещении почему «противны правилам церковным»? При младенце или возрастном лице женского пола крещаемом должно быть восприемнице. Но посмотрите в 53 правило Вселенского шестого собора: в нём вы увидите при младенце женского пола и восприемника. Следовательно, правило допускает двух, хотя довольно и одного.
    Греки употребляют одного восприемника, чтобы избежать духовного родства, которое после может препятствовать браку: пусть делают тоже и наши; никто им не препятствует, а запретить другого восприемника было бы противно 53 правилу Шестого Вселенского Собора». Почему тогда примечание Требника, как видим Синод ставит выше традиции и святоотеческих канонов? Проф. Павлов так объясняет ситуацию: «В позднейшем гражданском законодательстве значительно сокращено было число принятых Церковью препятствий к браку, в особенности тех, которые выводились в кормчей книге из понятия о различных видах родства. То же самое законодательство уже в 18 столетии начинает устанавливать новые нормы и по бракоразводному праву, сокращая число поводов к расторжению брака».
    В таком случае, учитывая спорность указов Святейшего Синода, и предполагая, что тот период русской церковной жизни был в некотором смысле переломным и обильным на нововведения, то имеет смысл обратиться к более поздним источникам уже установившейся традиции. Можно сказать, что официальное мнение Русской Православной Церкви выражено в «Настольной книге священнослужителя», где говорится, что «Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно» («Настольная книга священнослужителя», М., 1983г., т. 4, с. 234-235).
    Для сравнения можно также предложить тот факт, что в Румынской Православной Церкви браки между восприемниками запрещены. Есть и решение Второго Предсоборного Всеправославного Совещания 1983 года, также отражающего суть этого непростого вопроса: «В наше время в РПЦ редко кто знает, что, согласно древней церковной традиции, второго восприемника или восприемницы при крещении не должно быть. Однако уже на протяжении многих веков у нас существует обычай иметь при Крещении двух восприемников: мужского и женского пола, то есть крестного отца и крестную мать. Брак крестника с необязательной крестной матерью, так же как и брак крестницы с необязательным крестным отцом, может смущать верующих. По этой причине в РПЦ вышеупомянутые браки являются нежелательными» (О решениях Второго Предсоборного Всеправославного Совещания. ЖМП, 1983г, №10). Думается, на основании всего вышеизложенного, было бы вполне логичным прислушаться к более позднему церковному мнению и не искушать народ браками между восприемниками, тем более, что даже последний указ Святейшего Синода предписывает решать данный вопрос только епископу.
    4.                   Препятствие к браку возникает также из отношений так называемого гражданского родства — усыновления. Совершенно очевидно, что, как отмечал проф. Павлов «уже простое нравственное чувство запрещает усыно­вителю вступать в брак с усыновленной дочерью или усыновленно­му сыну с матерью и дочерью усыновителя».
    5.                   Взаимное согласие вступающих в брак является непре­менным условием законности и действительности брака. Это отражено в чино­последовании венчания, куда внесены вопросы о том, вступают ли жених и невеста в брак свободно и непринужденно. Поэтому бра­ки, заключенные по принуждению, признаются недействительны­ми. Причем препятствием к браку считается не только физическое, но и нравственное принуждение, например, угрозы, шантаж и т.д.
    6.                   Важное условие для признания действительности церковного бра­ка — единство религии. Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16, 5; Флм. 1, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7, 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.
    Однако, порой приходится видеть гражданские браки, заключенные между православными христианами и нехристианами. Причем приход к сознательной вере православного христианина (крещенного, например, в детстве) зачастую происходит уже после заключения брака. Вот и вопрошают эти люди о том, законен ли их брак с точки зрения Церкви. Ответ на их вопрос озвучен еще ап. Павлом: «…если какой брат имеет жену неверую­щую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)…» (1 Кор. 7, 12-14).
    На этот текст Священного Писания ссылались и отцы Трулльского собора, признавшие действительным союз между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком», если впоследствии один из супругов обратился к вере (правило 72). На эти же слова ап. Павла ссылается и Священный Синод Русской Православной Церкви, выражая уважительное отношение Церкви к гражданскому браку.
    Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в «Основах Социальной Концепции» утвердил данное правило: «В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве». Этими словами вполне четко очерчена позиция Церкви к бракам между православными и нехристианами. Подводя итог в вопросе о браке между православными и нехристианами стоит еще раз напомнить о том, что такой брак не может быть освящен в Церкви и поэтому лишен благодатной силы, получаемой в Таинстве венчания. Таинство венчания может быть совершено только над христианами – членами Церкви.
    В равной степени все вышесказанное может быть отнесено и к тем бракам, в которых православному супругу приходится жить в законном гражданском браке с атеистом (пусть даже крещенным в детстве). И в этом случае брак не может быть освящен в Церкви. И даже, если богоборчески настроенный супруг, крещенный в детстве, идя на уступку верующему супругу или родителям (в таком случае и оба супруга могут быть неверующими), соглашается «просто постоять на венчании», то браковенчание не может быть совершено.
    Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь, как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере.
    Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей. Примером смешанных браков являлись многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в Православие не был обязательным (за исключением брака наследника Российского престола). Так, преподобномученица великая княгиня Елисавета вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь членом Евангелическо-Лютеранской Церкви, и лишь позднее, по собственному волеизъявлению, приняла Православие.
    Таким образом, возможно благословение в Церкви брака православных с инославными христианами. Но благословение на заключение такого брака может дать только епархиальный архиерей (епископ). Для получения такого разрешения нужно обратиться к нему с соответствующим прошением. Как это сделать, может подсказать любой грамотный приходской священник.
    Этим заканчивается список препятствий к совершению Таинства венчания. Помимо этого не во все дни года может быть совершено Таинство венчания.
    Как пережить измену?

  10. urnik Ответить

    Венчание, или церковный брак – это обряд, который производится священнослужителем в храме.
    Считается, что это священное Таинство объединяет души влюблённых, позволяет закрепить отношения мужа и жены на небесах и получить одобрение всевышнего на рождение детей.
    Венчаться в церкви молодожёнов никто не обязывает. Совершать данный обряд или нет – решают будущие супруги, ведь с юридической точки зрения официальным, законным браком считается лишь процедура регистрация брака в органах ЗАГСа.
    Более 2 столетий назад ситуация была иной. До 20 века в России именно церковный брак считался единственно законным, имел все юридические последствия.
    Церковная практика брачного заключения была весьма строгой: помимо венчания, молодожёны проходили процедуру обручения, после чего иногда годами могли ждать священного Таинства. Сейчас эти 2 обряда соединены в одном чинопоследовании венчания.
    Важно! Венчание — очень серьёзный и ответственный шаг. Решение молодожёнов о совершении священного обряда должно быть обоюдным и обдуманным.

    Можно ли обвенчаться без регистрации брака в ЗАГСе?


    Православная религия не запрещает венчание в церкви без регистрации отношений в органах ЗАГСа.
    Однако, согласно современным правилам Русской Православной Церкви (РПЦ), обряд венчания должен проводиться только после заключения брака в органах ЗАГСа.
    Именно поэтому первоначальным шагом в создании любой семьи считается союз, заключенный в ЗАГСе.
    Известно немало случаев, когда женатые мужчины приходили в церковь венчаться с ненастоящими супругами.
    Поскольку православие не допускает многожёнства, то подобный церковный союз невозможен. Священник же не может проверить людей на наличие другого брака, церковь такими сведениями просто не владеет.
    В связи с этим между государством и церковнослужителями существует договорённость о том, что благословение на обряд венчания может быть получено от священника только после предъявления молодожёнами свидетельства о регистрации брака.

    Как обвенчаться в церкви без регистрации брака в ЗАГСе?

    Если штампы в паспортах супругов отсутствуют, но пара всё же очень хочет обвенчаться, то это возможно, но только при одном условии.
    Мужчина и женщина должны доказать священнослужителю абсолютную искренность своих чувств. Влюблённые молодые люди могут обвенчаться, если они являются прихожанами церкви, где планируют заключить священный брак, а настоятель храма знает их уже много лет и видит их отношение другу к другу.
    Благословляя такую пару на совершение обряда Таинства без заключения брака в органах ЗАГСа, он, таким образом, берёт на себя всю ответственность за их союз.
    Примером подобного брака в России может служить звёздная супружеская пара, обвенчавшаяся без росписи в ЗАГСе — Антон Макарский и Виктория Морозова. Однако этот случай является, скорее, исключением из правил.
    По сути венчание не имеет юридических последствий и правового статуса в законодательной основе РФ.
    Кроме того, молодых людей могут обвенчать без предварительной регистрации органами ЗАГСа при наличии особых, экстремальных условий, угрожающих жизни одного из супругов.

    Если церковнослужители высшей иерархии дают своё разрешение, то обряд венчания проведут и без свидетельства о браке. Для всех исключительных случаев нужно получить допуск к венчанию у епархиального архиерея.
    Обратите внимание! Обряд венчания может проводиться в тот же день, что и роспись в ЗАГСе.
    В том случае, если процедура заключения брака назначена позже, священника нужно предупредить заранее, а ещё лучше предъявить документ из ЗАГСа, подтверждающий данный факт.
    В соответствии с законодательством РФ, церковный брак не обладает юридической силой.
    Но в исключительных ситуациях церковное свидетельство может доказать существование брачных отношений (гражданского брака) по факту. Это касается в основном вопросов имущественного и наследственного характера, а также прав детей.
    Важно понимать, что со стороны закона церковный союз не считается браком, поэтому государство, в частности судебная инстанция, не может гарантировать соблюдение прав и обязанностей членов такой семьи, поскольку данной «ячейки общества» по документам просто не существует.

    Что надо для венчания в 2019 году?

    Обряд венчания по правилам начинается задолго до дня церемонии. Вначале молодожены приходят в храм для беседы со священнослужителем.
    Это необходимо для того, чтобы решить организационные вопросы и получить ответы на волнующие будущую чету вопросы о семейных отношениях с точки зрения духовенства.
    Сначала священник задаст несколько обязательных вопросов, на которые влюблённые обязаны ответить максимально искренне.
    Святой отец непременно спросит о наличии свидетельства о заключении брака или о том, когда молодожёны собираются узаконить свой союз.
    Если выяснится, что они хотят обвенчаться без регистрации брака в органах ЗАГСа, то настоятель может расценить это как несерьёзное и безответственное отношение к семье и браку. Если же пара желает венчаться в день бракосочетания, то священник благословит их на священное Таинство.
    Молодожёнам также будет задан вопрос о том, по обоюдному ли согласию и своей ли воле они пожелали совершить обряд венчания. Если святой отец из разговора поймёт, что кто-то из пары пришёл в храм по принуждению, то может отказать в совершении церковного обряда.
    Так, если один из супругов крещёный, но не верит в Бога и соглашается на венчание только для того, чтобы угодить своей второй половине, то это может быть расценено как принуждение.
    Часто настоятель церкви задаёт паре вопросы о будущей семейной жизни, например:
    планируют ли они иметь детей;
    собираются ли воспитывать их по слову Божию;
    как молодожёны относятся к измене, разводу;
    попросит рассказать о предыдущем браке (в том случае, если таковой был), какими были те отношения, почему не сложились и т. д.

    Молодожёны также могут задать священнику свои вопросы и прояснить для себя все непонятные моменты.
    Часто их интересует, как будет производиться обряд Таинства, сколько по времени длится процедура венчания, какие наряды можно надеть, возможна ли фото- и видеосъёмка процесса.
    Не стоит стесняться или бояться спрашивать, поскольку всё должно быть предельно ясно.
    После того как молодожёны и священник договорились о дате и времени проведения венчальной церемонии, прояснили все интересующие их моменты, они должны подготовить предметы, необходимые для совершения обряда:

    свидетельство о заключении брака;
    свечи;
    рушник;
    обручальные кольца;
    2 иконы (Богородицы и Спасителя).
    За несколько дней до Таинства молодожёны должны некоторое время подержать пост, затем причаститься и исповедаться перед святым отцом. Считается, что молодые люди таким образом очищаются перед вступлением в церковный брак.
    Обряд венчания состоит из 2 частей:
    Обручение.
    Собственно венчание.

    По окончании венчальной церемонии супругам вручается Свидетельство о заключении церковного брака.
    Свидетельство о венчании, которое выдаётся в церкви после совершения Таинства, не имеет никакой правовой силы, в отличие от свидетельства о регистрации брака, выданного органами ЗАГСа.
    Оно лишь подтверждает духовный союз молодожёнов, заключённый перед Богом на небесах.

    Отношение церковнослужителей к гражданскому браку


    Церковь чтит законы государства и отрицает подобное сожительство, считая такой союз греховным. Гражданские пары, по церковным канонам, не могут быть крёстными родителями, так как они ведут распутную бездуховную жизнь и не способны привить крестнику правильного духовного воспитания.
    Помимо того, такие пары не допускаются к причастию до тех пор, пока они не покаются и не прекратят «жить во грехе».
    Итак, венчание в церкви и государственная регистрация в органах ЗАГСа идут рука об руку. И если вступление в законный брак вполне допускается без венчания, то обратная ситуация совершенно не типична для современного общества.
    Венчание в стандартных ситуациях всегда следует после росписи в Книге актов гражданского состояния. Исключения делаются церковнослужителями только в редких случаях.
    Источник: http://semeinoe-pravo.net/mozhno-li-venchatsya-bez-registratsii-v-zagse/

    Полезно знать: можно ли венчаться без регистрации в загсе – правила и исключения

    Обряд венчания является одним из семи таинств христианской церкви. Первые подобные церемонии начали проводиться еще в I веке нашей эры, а формирование целостного чина венчания относится к IV столетию. Разрешает ли церковь обвенчаться без официальной росписи с загсе, и если да, то при каких условиях?

    Значение венчания


    Обряд венчания знаменует собой соединение двух человеческих душ. Согласно христианским взглядам, после венчания мужчина и женщина становятся «малой церковью». Их дальнейшая совместная жизнь освящается благодатью, благословляется на рождение и воспитание детей.
    Венчание, за редкими исключениями, возможно единственный раз в жизни, поэтому выбор будущих супругов должен быть осознанным актом добровольной любви. Церемонии предшествует длительная подготовка, которая включает в себя посещение предбрачных курсов, пост, чтение молитв, участие в таинстве исповеди и евхаристии.

    Обвенчают ли в церкви без брака?

    До 1917 года, когда церковь и государство не были разделены, церковный брак обладал абсолютной полнотой законности и юридической силы. Любой супружеский союз заключался в стенах храма. Во время существования СССР на церковные традиции наложили вето и сформировали специальные органы власти.
    В настоящее время официальная регистрация брака в государственном учреждении (загсе) – обязательное условие для проведения священнослужителем обряда венчания.
    Христианская церковь определяет законопослушность как разновидность добродетели, поэтому предварительное получение свидетельства о браке подтверждает серьезность намерений молодых.
    В противном случае венчание может быть просто данью семейной традиции или его проведение вызвано желанием лишь одного из супругов.

    Предварительное заключение официального брака, с точки зрения церкви, также необходимо для исключения возможности повторного брака, многоженства и многомужества, союзов между кровными родственниками и т.д.
    Венчание является последним шагом в подтверждении взаимной любви, который невозможно отменить в отличие от государственного или, так называемого, гражданского брака.
    Важно! Многолетнее сожительство не становится аргументом в пользу проведения таинства. Напротив, церковь воспримет отношения как безнравственные: такие пары не будут допущены до причастия, пока не покаются, что жили во грехе.
    То, что в современном обществе принято называть гражданским браком, с религиозной точки зрения, браком не является вовсе. Гражданским церковь называет брак, заключенный в государственных органах власти.

    Проживание мужчины и женщины вместе, ведение ими общего хозяйства и даже наличие совместных детей «без штампа в паспорте» являются обыкновенным сожительством, которое священнослужители относят к блудному греху – одному из семи смертных грехов, которые искупить труднее всего.

  11. Sk33boox Ответить

    Спасибо за адекватную реакцию. Я все это понимаю, просто просила поделиться опытом, было ли такое у других, т.е. венчание без регистрации, а не обсуждение моей семейной жизни и релегиозных мотивов (как вылелось в сообщениях выше). Если мы к этому пришли, значит это наше осознанное решение, нам не по 20 лет, к сожалению))).
    Ну конечно тараканы, вернее один “таракан”. В принципе он не против регистрации как таковой и она будет, но не в ближайщее время. Все банальное просто, так исторически сложилось в нашей семье существует разделение обязанностей: он добыдчик и создатель материальной основы и будующего семьи, я помогаю и обеспечиваю настоящее детей. Мы все время в больших долгах, так как любимый увеличивает постепенно квадратные метры нашей недвижимости,все деньги вкладывает (буквально до копейки). Я около 5 лет не работала (двое детей с разницей в 2 года), да еще частоболеющие. Сейчас на госслужбе, зарплата не большая и 90% отдаю долг за машину. Я настаиваю сделать ему передышку, так как считаю, что вкладывать в детей сейчас тоже необходимо, надо свозить детей на юг (это для примера, есть и другие нужды конечно,\иногда бывает просто пустой холодильник,и т.д )(мы за 12 лет вместе и не отдыхали). У меня такой возможности просто нет (2 прошлых года я ездила с детьми на деньги родителей). В общем в этом мы расходимся сильно во мнениях, а для совершения крупных сделок нужно согласие супруги))). Собственно и все. Встретились два барана))).
    Только не надо (для особо сердобольных) высказываний, типа он себе копит, а потом женится и в случае развода делить не придеться. У меня все есть, и живу я с ним не из-за недвижимости.

  12. RADIOM1951 Ответить

    TAM.BY — поиск компаний и услуг
    Probusiness.io — портал о бизнесе
    hoster.by — хостинг и регистрация доменов
    Rebenok.by — энциклопедия для родителей
    Ты можешь им помочь — благотворительность
    tutby.com — реклама на TUT.BY
    Новости
    42
    Погода
    Финансы
    Афиша
    Почта
    Недвижимость
    Поиск
    Карты
    Спорт
    Магазины
    Форумы
    Авто
    Работа
    Промокоды
    Леди
    ТВ-программа
    Платежи онлайн
    Все разделы

  13. andrypolzovatel Ответить

    Совершение таинства до государственной регистрации брака допускается исключительно по благословению епархиального архиерея.

    Церковь разрешает совершать венчание до государственной регистрации брака, если одному из супругов предстоит участие в военных или каких-либо иных действиях, связанных с риском для жизни. Об этом сказано в документе «О канонических аспектах церковного брака», принятом Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви на заседании 1 декабря 2017 года, сообщает Ria.ru.
    «Совершение венчания до государственной регистрации брака допускается исключительно по благословению епархиального архиерея и в особых случаях, например, по причине подтвержденного медицинскими документами тяжелого заболевания, могущего привести к скорой кончине, или ввиду предстоящего участия в военных, а также иных действиях, связанных с риском для жизни, и при условии, что государственная регистрация брака в желаемые сроки невозможна», – сказано в документе.
    В ситуациях, требующих безотлагательного решения о венчании до государственной регистрации брака, священник может «самостоятельно принять таковое решение с последующим докладом о том епархиальному архиерею».
    Церковь не разрешает венчать «лиц, ранее состоявших в трех браках (учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие государственную регистрацию), в которых желающий вступить в новый брак состоял после принятия им святого крещения». В документе указан еще ряд случаев, когда не разрешается венчание, в том числе в случае недостижения брачного возраста или осуществления «так называемой смены пола».
    Архиерейский Собор обратил также внимание на «недопустимость практики лишения причастия лиц, живущих в невенчанном браке, и отождествления такового брака с блудом».
    О канонических аспектах церковного брака

  14. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *