Можно ли пересекать сплошную линию при завершении обгона?

16 ответов на вопрос “Можно ли пересекать сплошную линию при завершении обгона?”

  1. Fordrefyn Ответить

    Произошла следящая ситуация (привожу текст из объяснения для мирового судьи)
    19.03.2011 г. около 13 час. 45 мин. я, управляя автомобилем,
    БМВ 520 г/н ХХХХХrus , двигался по трассе А 192 из г. Калининграда по
    направлению к г. Светлогорск, в районе 21-го километра трассы А 192 выполнил
    обгон в соответствии с Правилами дорожного движения (ПДД). Перед обгоном,
    помимо прочего, убедился в отличной видимости и отсутствии встречных
    транспортных средств (ТС). Начал обгон, выехав на полосу для встречного
    движения через прерывистую линию разметки 1.5, а завершил его через сплошную
    линию разметки 1.1, вернувшись в занимаемую ранее полосу движения при первой
    возможности, руководствуясь ПДД и не создавая при этом помех попутному
    транспорту. В результате обгон был выполнен безопасно для всех участников
    движения.
    Примерно через 1км. я был остановлен инспектором ДПС.
    Последний, после проверки документов сообщил, что я, управляя транспортным
    средством, выехал на сторону проезжей части дороги, предназначенную для
    встречного движения, обгоняя впереди идущие транспортные средства. При этом, по
    мнению инспектора, я выехал на полосу встречного движения, которая определена
    дорожной разметкой 1.1, разделяющей транспортные потоки противоположных
    направлений, пересекать которую запрещено Правилами дорожного движения РФ, чем
    нарушил пункты 1.3 и Приложение 2 дорожной разметки 1.1 Правил дорожного
    движения РФ. Мои действия были квалифицированы по ч. 4 ст. 12.15 Кодекса
    административных правонарушений РФ.
    В качестве доказательства он продемонстрировал мне видеозапись, сделанную на
    камеру, установленную на обочине шоссе. На видеозаписи видно только окончание моего маневравозвращению на ранее занимаемую полосу движения ( в соответствии с
    требования пункта правил дорожного движения)
    через разметку 1.1. Я указал
    на это инспектору, однако он остался при своей точке зрения и составил протокол
    об АПН 39 КН № 035575, в котором я письменно указал свое несогласие. При этом я
    был ознакомлен со схемой (протоколом осмотра места совершения административного
    правонарушения), составленной ИДПС л-том Ивановым
    В.И. и приложенной к протоколу, в которой я также письменно указал свое
    несогласие, однако копия этой схемы (протокола осмотра места совершения
    административного правонарушения) не изготавливалась и на руки мне не
    выдавалась в нарушение ч.9 ст.28.1.1
    КоАП РФ.
    В свою очередь я внес в качестве свидетеля – мою супругу ХХХХХХХ., ехавшую вместе со мной. Инспектор данный факт проигнорировал, не опросив
    свидетеля. Подписывая протокол, я не мог соотнести указанное инспектором место
    обгона с истинным, поскольку для этого требуются специальные измерения.
    Считаю, что данный Протокол составлен в отсутствие признаков, квалифицирующих
    административное правонарушение по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. В обоснование этого
    заявления я привожу следующие доводы:
    1. Схема дорожной обстановки, предоставленная ИДПС, составлена в нарушение
    пунктов 16, 17 и приложения № 4 к «Методическим рекомендациям по организации
    деятельности подразделений Госавтоинспекции при производстве по делам об
    административных правонарушениях в области дорожного движения», утвержденных
    Письмом МВД РФ № 13/ц-72 от 18.06.2003г. и противоречит выводам, сделанным в
    Протоколе и рапорте ИДПС.
    В Протоколе АПН 39 КН № ХХХХХХ содержится следующая квалификация моих действий:
    «…при обгоне попутно движущихся т/c совершил выезд на сторону дороги,
    предназначенную для встречного движения там, где это запрещено ПДД, нарушил
    дорожную разметку 1.1, разделяющую транспортные потоки противоположных
    направлений»
    Однако при составлении схемы инспектор руководствовался данными, полученными с
    видеокамеры это объясняется тем, что ИДПС с места своего расположения (место
    стоянки патрульной машины), согласно особенностям дороги (изгиб и расстояние в
    1км от предполагаемого места совершения правонарушения), вообще не имел обзора
    на участок дороги, имеющий прерывистую разметку и разрешающую обгон, где я его
    и совершил. Поэтому момента выезда на встречную полосу он видеть не мог и не
    видел, несмотря на это, он отразил в своей схеме, что я начал обгон на
    прерывистой линии разметки 1.6, что не соответствует действительности, и фактов
    доказывающих обратное нет и быть не может.
    Поскольку часть 4 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях
    предусматривает ответственность за ВЫЕЗД в нарушение Правил дорожного движения
    на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, то схема ИДПС, не
    содержащая признаков такого выезда, противоречит выводам, сделанным в
    Протоколе.
    Кроме того, в Протоколе указано, что я нарушил п.1.3 ПДД и требования дорожной
    разметки 1.1. И нарушение этих двух пунктов ИДПС квалифицируется по ч.4
    ст.12.15 КоАП РФ.
    Однако пункт 1.3 ПДД гласит: «Участники дорожного движения обязаны знать и
    соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и
    разметки …» То есть, этот пункт не содержит прямого запрета выезда на встречную
    полосу движения.
    Между тем, только ВЫЕЗД в нарушение ПДД (а это нарушение пп. 9.2, 9.3, 11.5 и
    15.3 ПДД), является обязательным квалифицирующим признаком ч. 4 ст. 12.15 КоАП
    РФ.
    А, значит, нарушение п.1.3 ПДД само по себе не может быть квалифицировано по
    статье 12.15 ч.4. То же самое касается и пересечения линии разметки 1.1. Само
    по себе пересечение линии 1.1 влечет за собой квалификацию нарушения по ч.4
    ст.12.15 КоАП РФ лишь только в том случае, если она пересекается для ВЫЕЗДА на
    полосу встречного движения, а не наоборот, когда она пересекается для возврата
    в свою полосу.
    Таким образом, из нарушений п.1.3 и Приложения 2 п.1.1 ПДД, указанных в
    Протоколе, никак не следует автоматически их квалификация по ч.4.ст.12.15 КоАП
    РФ. Эти пункты (1.3 ПДД и Приложение 2 Требования дорожной разметки 1.1) ни по
    отдельности, ни в совокупности не могут быть квалифицированы как
    административное правонарушение ч.4 ст.12.15 КоАП РФ в отсутствие
    дополнительных доказательств, указывающих на место нарушения разметки при ВЫЕЗДЕ
    на встречную полосу. А таких доказательств на предоставленной видеозаписи нет.
    2. Считаю необходимым обратить внимание суда на то обстоятельство, что на
    схеме, составленной инспектором, не отображается,
    что я совершил обгон 2-х транспортных средств, двигаясь по встречной полосе при
    наличии сплошной линии разметки 1.1 справа от меня. В связи со всем
    вышесказанным я прилагаю составленную мною схему (Приложение 1).
    В данном случае мною был совершен обгон двух автомобилей, двигавшегося со
    скоростью примерно 50-60 км
    в час при разрешенной скорости на этом участке до 70 км в час. Вследствие этого
    между обгоняемым автомобилем и впереди идущими машинами образовался разрыв.
    Убедившись, что полоса свободна на достаточном для обгона расстоянии, и этим
    маневром я не создам помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным
    средствам (ст.11.1 ПДД), я выехал через прерывистую разметку для обгона, как
    указано на прилагаемой схеме (Приложение 1). Однако обгоняемый автомобиль,
    двигающийся первым, в нарушение п.11.3 ПДД внезапно стал увеличивать скорость,
    препятствуя мне совершению обгона, вследствие чего мне не удалось завершить
    маневр обгона до начала сплошной линии разметки 1.1. Поэтому для безопасного
    завершения маневра (встречные автомобили отсутствовали), мне пришлось для
    возврата в свою полосу пересечь линию разметки 1.1. Другим вариантом было
    применить резкое торможение, однако даже в этом случае, что запрещено ПДД ст.
    10.5, я все равно был бы вынужден пересечь появившуюся линию 1.1, но в
    результате такого маневра мой автомобиль неожиданно появился бы для сзади
    идущих автомобилей и создал бы для них опасность (ст.1.5 ПДД). Поэтому вариант
    завершения обгона при отсутствии встречных автомобилей был более безопасен.
    Таким образом, я предпринял все возможные действия к незамедлительному
    возвращению в ранее занимаемую полосу, выполнив п.11.4 ПДД.
    Однако, поскольку выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного
    движения, я совершил в разрешенном для этого месте, то квалифицирующий признак,
    предусмотренный ч. 4 ст. 12.15. КоАП РФ, в моих действиях отсутствует. Умысла
    на то, чтобы нарушить Правила дорожного движения, у меня не было.
    Пункт 11.4 ПДД обязывает вернуться на свою полосу движения после обгона, без
    оговорок на соблюдение разметки. Таким образом, отсутствует объективная сторона
    правонарушения по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ.
    Отсутствие нарушения в этом случае также подтверждается разъяснениями
    Департамента Обеспечения Безопасности Дорожного Движения МВД РФ, данными в п. 4
    Письма «О квалификации правонарушений» № 13/П-1724 от 25.07.2008г. «Водитель
    транспортного средства, начавший выполнение обгона через разметку 1.5 или 1.6,
    при приближении к разметке 1.1 должен предпринять все возможные действия к
    незамедлительному возвращению в ранее занимаемую полосу (в том числе через сплошную линию разметки)», что и было мной
    выполнено. Копия письма прилагается (Приложение 2).
    Пересечение разметки 1.1 при завершении обгона было вынужденным еще и потому,
    что разметка на данном участке дороги нанесена не в соответствии с ГОСТ Р
    52289-2004 “Технические средства организации дорожного движения. Правила
    применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и
    направляющих устройств”.
    После совершения предполагаемого правонарушения и ознакомления с материалами
    дела об административном правонарушении мною в присутствии ХХХХХ были
    проведены измерения длин линий разметки 1.6 предшествующей линии 1.1 на участке
    выполнения мною обгона.
    ГОСТ Р 52289-2004 “Технические средства организации дорожного движения.
    Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и
    направляющих устройств” гласит, что на данном участке дороги разметку 1.6
    наносят на расстоянии не менее 100 м перед разметкой 1.1 (п. 6.2.8). Однако
    разметка 1.6 перед разметкой 1.1 имеет длину менее 80 м.
    Я подготовил четыре фотографий данного участка дороги, снятых при движении
    по данному участку дороги в том же направлении, в котором был совершен обгон.
    Ходатайством прошу их приобщить к материалам дела.
    В связи с выше изложенным ПРОШУ:
    Производство по делу прекратить за отсутствием состава административного
    правонарушения.


    На судебном заседании судья слушая мои объяснения и доводы сочувственно кивала головой. Минут через 15 после моей дискуссии меня попросили дождаться решения в коридоре, после недолгого раздумья мне вручили постановление о лишении права вождения сроком на 4 мес. (Текст постановления выложу позже) Буду подавать апелляцию но честно говоря надежды вернуть права уже не осталось.
    Если кто-то может что-то дельное посоветовать с вниманием выслушаю!

  2. Alsari Ответить

    Всем известная ситуация при движении по узкой дороге за транспортным средством с более медленной скоростью. Выбор момента для начала совершения обгона очень не простой, а если дорога еще и извилистая, то найти участок на котором разрешен обгон еще сложнее.
    И вот наконец виднеется знак 3.21 «Конец зоны запрещения обгона», мы начинаем искать «пробел» во встречном потоке, находим, и начинаем обгон. И все бы хорошо, но во время обгона перед нами прерывистая линия «удлиняется» и в конце концов превращается в сплошную. В итоге для завершения обгона нам приходится пересекать сплошную линию разметки.
    С 12 июля 2017 года в связи с изменениями ПДД движение слева от сплошной линии разметки по встречной полосе прямо запрещено новым пунктом 9.1.1 Правил дорожного движения. Продолжать обгон при появлении сплошной запрещено.

    Организация дорожного движения

    Рассмотрим организацию дорожного движения на проезжей части данного участка:
    Дорожная разметка 1.5
    Дорожная разметка 1.6
    Дорожная разметка 1.1
    1.5 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении;
    1.6 — предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений;
    1.1 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;
    Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.
    Линии 1.2.2, 1.5-1.8 пересекать разрешается с любой стороны.
    Таким образом прямого запрета совершать обгон на данном участке нет, есть только запрет пересечения сплошной линии разметки, а пересечение не обязательно связанно с обгоном (это может быть объезд препятствия, поворот, разворот, то есть маневры никак не связанные с обгоном). И функция сплошной линии в данном случае никак не запрет обгона, а разделение транспортных потоков противоположных направлений.
    Похожая статья: Перестроение в пробке. Часть 3

    Совершение обгона

    Теперь детально разберем маневр, совершаемый на данном участке.
    «Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
    Из определения мы видим, что маневр обгон состоит из трех этапов:
    Выезд из занимаемой полосы на встречную полосу (Начало обгона)
    Опережение (Фактический обгон)
    Возврат в полосу попутного направления (Завершение обгона)
    Маневр на иллюстрации полностью подходит под определение «Обгон»
    Проверим наш маневр на соответствие требованиям Правил дорожного движения, мы выяснили, что обгон на данном участке не запрещен
    11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
    Требование выполнено.
    11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
    транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
    транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
    следующее за ним транспортное средство начало обгон;
    по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
    Требования выполнены.
    11.4. Обгон запрещен:
    на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
    на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
    на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
    на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
    в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
    Нарушения данных требований нет.
    Похожая статья: Приоритет при изменении направления главной дороги
    То есть в нашей ситуации правила обгона не нарушены, однако для завершения обгона мы вынуждены пересечь сплошную линию, так как в противном случае придется двигаться по встречной полосе до окончания сплошной линии разметки. Это опасно и не разумно.
    Вот так выглядит теоретическая часть данного маневра — обгон разрешен, но завершение обгона происходит вынуждено через сплошную линию с нарушением Правил дорожного движения.
    Еще раз хочу обратить внимание, что требования разметки однозначны — сплошную линию 1.1 пересекать запрещается, прерывистые линии 1.5 и 1.6 пересекать разрешается.
    Сплошная линия 1.1 в данном случае разделяет транспортные потоки, она не запрещает обгон, она прямо не запрещает движение по встречной полосе, нет требования, чтобы транспортное средство находилось справа от нее, но водитель знает, что выезд на встречную полосу на этом участке дороге запрещен.
    Прерывистая линия 1.6  предупреждает о приближении к сплошной линии, никаких прямых требований к водителю разметкой 1.6 не предъявляется.
    Важно! Данный материал отражает только теоретическую часть и указывает на недоработку Правил дорожного движения. На практике завершение обгона через сплошную линию запрещено равно, как и движение по встречной полосе на участке дороги со сплошной линией разметки, расположенной по середине проезжей части.
    Никогда не продолжайте обгон, и тем более не начинайте, если началась разметка 1.6, а примите все меры, чтобы вернуться в свою полосу до начала участка со сплошной линией 1.1. В противном случае вы будете привлечены к ответственности по части 4 статьи 12.15 в виде лишения права управления.
    Дорог вам без препятствий!

  3. LuckyDay Ответить

    В итоге получается, что обгон, заканчивающийся пересечением сплошной линии, это довольно спорный манёвр, совершать который стоит только в самых крайних случаях, когда другого выхода просто нет. Из-за своей неоднозначности он и по сей день вызывает много споров как в кругах автолюбителей, так и в юридических сообществах.
    Даже если водителю может показаться, что в каком-нибудь конкретном случае подобный обгон будет уместен, его мнение может не совпасть с мнением инспектора ДПС, который без проблем может выписать постановление о наложении штрафа за совершение подобного действия. И штраф – это меньшее, чем можно отделаться.
    Но если следовать следующим советам, то шанс попасть в неприятную ситуацию заметно уменьшается:
    Нельзя пересекать линии 1.1. и 1.2.1. Последнюю только в том случае, если нужно остановиться или припарковаться на обочине. И делать это можно только там, где такие действия разрешены.
    Если нет полной уверенности в том, что обгон не завершится пересечением сплошной линии, то не стоит его начинать вообще.
    Такой обгон может привести к печальным последствиям самого разного характера: от банального наложения штрафа или лишения прав до угрозы жизни и здоровью пассажиров и других участников движения.
    Запись с камеры видеорегистратора – лучшее доказательство.
    Обжаловать постановление инспектора в суде можно в течение 10 дней с момента его выдачи.
    Иногда можно доказать, что обгон, завершённый пересечением сплошной линии, был вынужденным манёвром, вызванным каким-либо препятствием или помехой на дороге.
    И конечно же, самый верный способ избежать любых проблем, которые могут возникнуть при завершении обгона по сплошной линии разметки — нужно не совершать его. Лучше выбирать такие участки трассы и такие моменты в транспортном потоке, когда не будет создаваться абсолютно никакого риска и тем более аварийной ситуации.
    Да, в городе такой момент подгадать зачастую сложнее по вполне объективной причине: длинные свободные участки, на которых разрешён обгон, встречаются в провинциальны и губернских городах довольно редко (естественно, в крупных центрах, типа Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Екатеринбурга таких проблем нет) по той причине, что в самих городах не так много места для свободного манёвра подобного типа.

  4. blak_boy Ответить

    На автострадах общего пользования в наше время находится большое количество транспортных средств. Все они двигаются с различной скоростью, поэтому периодически возникает необходимость совершить опережение или обгон. К большому сожалению, текущие автомобильные правила движения неидеальны, а поэтому часто возникают спорные вопросы, например, можно пересекать сплошную или нет.
    Естественно, что решение подобных конфликтных ситуаций интересует автолюбителей, так как в случае выявления пересечения сплошной линии разметки на дороге предусматривается лишение водительских прав.

    Разрешено ли заканчивать обгон по сплошной?

    Ежегодная статистика количества ДТП гласит, что количество последних постоянно растет. Государство пытается наложить ряд запретов, которые сохранят жизни водителям на дорогах, но необходимость в быстром достижении пункта назначения порой стоит острее чувства самосохранения. Именно по этой причине сплошная линия (в т.ч. двойная) периодически пересекается при завершении обгона. Пересечение сплошной линии разметки при завершении обгона – это одно из самых строго наказуемых нарушений, поэтому стоит особо его избегать.
    Порой водители начинают обгон в разрешенном месте, но заканчивают его с заездом на сплошную. Многие уверены, что за подобное нарушение ответственность не наступает, но это не так. Сегодня за это предусматривается денежное взыскание или лишение прав управления ТС.

    Если сотрудники полиции пытаются наложить на Вас ограничения из-за подобного правонарушения, то стоит знать способы ухода от подобного наказания. Во-первых, данное действие может трактоваться двояко – оно допущено и запрещено одновременно, но от водителя не зависит практически ничего. Исход подобной ситуации во многом зависит от сотрудников транспортного надзора, от их совестливости и понимания.
    Одним из способов доказательства собственной невиновности является учет факта, что разметка нанесена без учета современных ГОСТов.
    Согласно ПДД перед сплошной линией должны быть нанесены символы специализированной продольной разметки, которые покажут водителю, что впереди его ждет изменение дорожной ситуации и обгон следует отложить. Перед сплошной линией прерывистая должна удлиняться, а интервалы между отдельными элементами – уменьшаться.
    Итак, единственным способом избежать наказания во время разговора с сотрудниками ГИБДД является указанием того, что разметка нанесена с нарушениями, поэтому наложение штрафа является незаконным. К данному приему стоит обращаться лишь тогда, когда разметка действительно не соответствует ГОСТу.

    Нарушение сплошной – наказание в 2016—2017 годах

    В последние годы Верховный Суд РФ значительно ужесточил наказание за пересечение сплошной линии разметки, штраф за которое стал поистине огромным, но также были оставлены способы оправдания водителей, если ошибку допустили дорожные службы.
    При нарушении данного правила на водителя оформляется протокол об административной ответственности, которые на данный момент прописаны в статье 12.15 КоАП РФ. В связи с этим сотрудники службы ГИБДД зачастую предпочитают лишать прав нерадивых водителей, чем выписывать денежное взыскание.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *