Можно ли поминать 40 дней на пасху?

17 ответов на вопрос “Можно ли поминать 40 дней на пасху?”

  1. FanDopTV Ответить

    Здравствуйте! Если вы не знаете точно был или не был крещен Ваш муж (погружение также является крещением), то де факто он считается крещенным. За него можно подавать записки, ставить свечки, совершать молитву.
    Вопрос в другом — был ли совершенно над Вашим мужем чин отпевания? Если нет, то Вам следует заказать заочное отпевание в Православной Церкви. Важно при совершении отпевания присутствие родственников и друзей. Ваша совместная со священником молитва необходима для умершего. Если не удается собрать людей, на отпевании будьте хотя бы Вы сами. Священник и без Вас может совершить отпевание, но для него имя Вашего мужа, есть просто одно из имен людей, которых он лично не знал. Совсем другое дело, если на заупокойной службе будут присутствовать близкие, тогда и служба будет более значимой, проповедь батюшка скажет, утешит Вас словом, даст важные советы.
    На Пасху панихиды не служат и поминальных столов не накрывают, поэтому Вам, ради чести Священных для всякого христианина дней, также стоит воздержаться от поминок, перенеся их на Радоницу (вторник Фоминой недели). В этот день Церковью поминаются все усопшие и впервую очередь те, чьи поминальные даты выпали на Страстную и Пасхальную недели.
    Мир Вам! С уважением, иерей Николай Дьяков.

  2. I am God Ответить

    Здравствуйте! Если вы не знаете точно был или не был крещен Ваш муж (погружение также является крещением), то де факто он считается крещенным. За него можно подавать записки, ставить свечки, совершать молитву.
    Вопрос в другом — был ли совершенно над Вашим мужем чин отпевания? Если нет, то Вам следует заказать заочное отпевание в Православной Церкви. Важно при совершении отпевания присутствие родственников и друзей. Ваша совместная со священником молитва необходима для умершего. Если не удается собрать людей, на отпевании будьте хотя бы Вы сами. Священник и без Вас может совершить отпевание, но для него имя Вашего мужа, есть просто одно из имен людей, которых он лично не знал. Совсем другое дело, если на заупокойной службе будут присутствовать близкие, тогда и служба будет более значимой, проповедь батюшка скажет, утешит Вас словом, даст важные советы.
    На Пасху панихиды не служат и поминальных столов не накрывают, поэтому Вам, ради чести Священных для всякого христианина дней, также стоит воздержаться от поминок, перенеся их на Радоницу (вторник Фоминой недели). В этот день Церковью поминаются все усопшие и впервую очередь те, чьи поминальные даты выпали на Страстную и Пасхальную недели.
    Мир Вам! С уважением, иерей Николай Дьяков.
    Ответ на этот вопрос прочитали 6584 посетителей
    Вернуться к списку вопросов
    Найти ответ
    Задать свой вопрос

  3. JullianaLafe Ответить

    Здравствуйте! Если вы не знаете точно был или не был крещен Ваш муж (погружение также является крещением), то де факто он считается крещенным. За него можно подавать записки, ставить свечки, совершать молитву.
    Вопрос в другом — был ли совершенно над Вашим мужем чин отпевания? Если нет, то Вам следует заказать заочное отпевание в Православной Церкви. Важно при совершении отпевания присутствие родственников и друзей. Ваша совместная со священником молитва необходима для умершего. Если не удается собрать людей, на отпевании будьте хотя бы Вы сами. Священник и без Вас может совершить отпевание, но для него имя Вашего мужа, есть просто одно из имен людей, которых он лично не знал. Совсем другое дело, если на заупокойной службе будут присутствовать близкие, тогда и служба будет более значимой, проповедь батюшка скажет, утешит Вас словом, даст важные советы.
    На Пасху панихиды не служат и поминальных столов не накрывают, поэтому Вам, ради чести Священных для всякого христианина дней, также стоит воздержаться от поминок, перенеся их на Радоницу (вторник Фоминой недели). В этот день Церковью поминаются все усопшие и впервую очередь те, чьи поминальные даты выпали на Страстную и Пасхальную недели.
    Мир Вам! С уважением, иерей Николай Дьяков.
    Ответ на этот вопрос прочитали 543 посетителей
    Вернуться к списку вопросов

  4. ROTANO Ответить

    Умер человек. Что делать? Как хоронить? Какие обряды похорон? Что делать на 40 день?
    Когда близкие люди покидают нас навсегда в голове крутиться множество вопросов, ответы на которых мы ищем везде в книгах, в интернете, в различных символах. В данной статье Вы найдете ответы на наиболее популярные вопросы.
    Как выдержать горе при смерти близкого человека?
    «Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь. С упокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (Сир. 38:20, 21, 23)

    Надо ли завешивать зеркало, если кто-то из родных умер?
    Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, частично происходит изповерья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет.«Зеркальных» суеверий много, некоторые из них связаны с гаданиями на зеркалах. А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются страх и суеверия. Завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа.

    Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?
    Прощальное целование умершего происходит после его отпевания в храме. Целуют венчик, положенный на лоб покойного или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.

    Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?
    После отпевания умершего икону можно взять домой, а можно оставить в храме. В гробу икону не оставляют.

    Что положено употреблять в пищу на поминках?
    По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и молитвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения принесенной из храма кутии. Кутия или коливо – это вареные зерна пшеницы или риса с медом. Также вкушают блины, сладкий кисель. В постный день и пища должна быть постной. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добрыми словами о почившем. К сожалению, укоренился плохой обычай поминать за этим столом усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это грешно и постыдно со стороны христиан – совершать такое поминовение, приносящее невыразимую скорбь новопреставленной душе, которой в эти дни выносится решение Божьего Суда, и она жаждет особенно усердной молитвы к Богу.

    Как помочь усопшему?
    Облегчить участь усопшего вполне возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. Хорошо ради усопшего потрудиться для Церкви или в монастыре.

    Что читать по усопшему на Пасхальной неделе?
    О смерти, погребении и поминовении усопших Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон.
    Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов.

    Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ничего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?
    Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. После смерти, когда душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия. Надо делать добро за усопшего: жертвовать в монастырь, в церковь, раздавать вещи умершего, покупать священные книги и дарить верующим со дня его смерти до сорокового дня и после него. В сороковой день душа определяется в то место (блаженства или мучения), в котором она будет пребывать до Страшного Суда, до второго Пришествия Христова. До наступления Страшного Суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней.
    Для чего нужна смерть тела?
    «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем.1:13,14). Смерть появилась в результате грехопадения первых людей. «Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем.1:15,16). Для многих людей смерть является средством спасения от духовнойгибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха. Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы-Каины, предающие Господа Иуды и другие им подобные? Поэтому смерть тела не «нелепа», как про нее говорят люди мира, а необходима и целесообразна.

    Для чего совершается поминовение усопших?
    Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддверии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников – вплоть до их полного оправдания.

    Какое поминовение усопших является самым важным?
    Святые отцы Церкви учат, что самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией – поминание их на Литургии. Необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Бескровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой об отпущении грехов новопреставленного. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.

    Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины человека? Что необходимо делать в эти дни?
    Святое Предание благовествует нам со слов святых подвижников веры и благочестия о тайне испытания души после отшествия ее от тела. Первые два дня душа преставившегося пребывает еще на земле и с сопровождающим ее Ангелом ходит по тем местам, которые притягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему – Богу всяческих. В этот день благовременно церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пребывает шесть дней – от третьего до девятого. В 9-й день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Милосердного Судию о водворении со святыми души преставившегося. После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Божию. Теперь решается ее участь – ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни совершаются панихиды и литии.

    Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося.
    Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что сорокадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пустыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками. Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подав записки на Литургию и (или) панихиду.

    Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он католик?
    Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усопшем не запрещается – можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадлежал к Православной Церкви: католиков, протестантов, иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви. Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники еще дальше отстоят от нее после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины.
    Можно ли заказать панихиду по усопшему некрещеному?
    Некрещеных Церковь не может поминать по той причине, что они жили и умерли вне Церкви – не были ее членами, не были возрождены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, которые Он обещал любящим Его. Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома (читают канон) святому мученику Уару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика Уара известно, что он своим ходатайством избавил от вечных мук родственников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были язычниками.
    Кто такой новопреставленный, приснопоминаемый?
    В течение сорока дней после кончины усопшего называют новопреставленным. В памятные для усопшего дни (кончины, именин, рождения) он именуется приснопоминаемым или приснопамятным.
    Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?
    Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды.
    Молятся ли за нас усопшие?
    Если усопший праведен, то сам он, находясь перед Престолом Божиим, ответит на любовь молящихся о нем и своей горячей молитвой. Надо ли служить панихиду по младенцу?
    Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в молитвах просят не о прощении грехов (так как у младенцев нет сознательно совершенных грехов), а просят сподобить их Царства Небесного.
    Можно ли молиться о упокоении самоубийц и поминать их в храме?
    В основе самоубийства лежит неверие в Промысл Божий и отчаяние – это смертные грехи. Смертные потому, что не дают места покаянию, удаляют от человека спасающую Божию благодать. Человек добровольно и всецело отдает себя во власть диавола, преграждает к себе все пути для благодати. Как же для него будет возможно воздействие этой благодати? Вполне естественно, что Церковь не может приносить за таких людей умилостивляющей Бескровной Жертвы и никакой молитвы вообще. Если человек, лишивший себя жизни, был душевнобольным или был доведен досамоубийства издевательствами и притеснениями (например, в армии или местах лишения свободы), то его отпевание может быть благословлено правящим архиереем.Для этого надо подать письменное прошение. Частная, домашняя молитва об упокоении самоубийц не запрещается, но это надо делать с благословения духовника.
    Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?
    Если погибший был крещеным, то его можно заочно отпеть, а полученную после заочного отпевания землю надо крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище. Традиция совершать заочное отпевание и появилась в ХХ веке в России в связи с большим количеством погибших в войне, и так как часто бывало невозможно совершить последование отпевания над телом умершего по причине отсутствия храмов и священников, по причине гонения на Церковь и преследования верующих. Бывают и случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело погибшего. В таких случаях допустимо заочное отпевание.

    Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трех храмах, либо в одном, но последовательно три службы?
    Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней – до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и потом каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговременное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай – заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет значения). Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.

    Можно ли заказать панихиду по не отпетому усопшему?
    Если он был крещен в Православной Церкви, не был богоборцем и не покончил жизнь самоубийством, то можно заказать панихиду, можно и отпеть заочно.
    Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц?
    Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?
    За самоубийц Церковь не молится никогда. Надо покаяться в содеянном на Исповеди и больше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам.

    Что такое родительская суббота?
    В определенные дни года Церковь поминает всех почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы во время Литургии поминаются все усопшие христиане. После Литургии бывают и общие панихиды.

    Когда бывают родительские субботы?
    Почти все родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем празднования Пасхи. Суббота мясопустная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские субботы бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриевская родительская суббота.

    Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?
    Молиться о упокоении можно и нужно всегда. Это долг живых перед усопшими, выражение любви к ним, так как сами усопшие уже не могут за себя молиться. Все субботы года, на которые не выпадают праздники, посвящаются поминовению усопших. Но молиться об усопших, подавать записки в храме и заказывать панихиды можно в любой день.

    Какие еще есть дни поминовений усопших?
    Радоница – через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».
    Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 9 мая, в праздник Победы над фашистской Германией. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября по новому стилю).

    Зачем надо приносить в храм продукты?
    Верующие приносят в храм различную снедь для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью – помянуть усопших.
    Что такое канун?
    Канун (или канунник) – это специальный стол (квадратной или прямоугольной формы), на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь ставят свечи и можно положить продукты для поминовения усопших.

    Какие продукты можно положить на канун?
    Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар – все то, что не противоречит посту. Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор. Запрещается приносить в храм мясную пищу.
    Если человек умер в сплошную седмицу перед Петровым постом, это что-либо означает?
    Ничего не означает. Господь только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление. «Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших» (Прем.1:12). «Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл.7:17).
    Какая душа не проходит мытарств после смерти?
    Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоляла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божественные руки. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти и все делать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, ивсе тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл.12:13,14).

    Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?
    Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (Еккл.11:5) Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался ипричащался – тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности и независимо от времени кончины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедовался и не причащался, но умер на Светлой седмице, как можно утверждать, что он получил Царствие Небесное?

    Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?
    Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники почившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаявшись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, простят ему все обиды и сами испросят прощение.

    Сколько дней носят траур по усопшему?
    Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку, так как на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можноиметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.

    Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?
    Главными днями памяти усопшего являются годовщины кончины и тезоименитства. День кончины – это день второго рождения, но уже для новой – не земной, а вечной жизни. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы и подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии).

    Можно ли кремировать усопших?
    Кремация – это чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культов. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положительные указания христианского вероучения на иной и единственно допустимый способ погребения тел – это предание их земле (см.: Быт.3:19; Ин.5:28; Мф.27:59,60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существования и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью – верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по мирскому – покойником) до воскресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет христианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии. Если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту предсмертную волю не грешно. Кремация может быть допустима лишь в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.

    Можно ли в году смерти матери выходить замуж?
    Специального правила на этот счет нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значительным жизненным вопросам надо советоваться со священником.

    Что делать, если снится умерший человек?
    На сны не надо обращать внимания. Однако не стоит забывать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва (в храме и дома) за усопших близких – долг каждого православного христианина.

    Что делать, если после смерти близкого человека мучает совесть онеправильном отношении к нему при жизни?
    Для умершего человека живущий может сделать гораздо больше, чем когда тот был жив. Усопшие очень нуждаются в молитве и подаваемой за них милостыне. Поэтому надо все свои силы отдать молитве: читать дома Псалтирь, подавать в храме записки о поминовении, кормить нищих и бездомных, помогать старым и больным и просить их поминать усопшего. А чтобы успокоилась совесть, надо пойти в храм на Исповедь и искренне рассказать священнику все, в чем она обличает.

    Что делать при посещении кладбища?
    Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочитать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.

    Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?
    Кроме освященной в храме кутии на кладбище не стоит ничего есть и пить. Особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными. Не надо оставлять на могиле еду – лучше отдать ее нищему или голодному.

    Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?
    Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших – родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.

  5. Umgas Ответить

    Версия для печати
    23.10.2008 21:52:36 Вера. Москва. Россия.
    Можно ли отмечать 40 дней по умершему,если он попадает на праздник Казанская?

    Уважаемая Вера!
    Никаких препятствий для совершения поминок в этот день не существует. Поэтому, без всякого сомнения, поминайте и молитесь за своего умершего родственника.
    Существует у христиан благочестивый обычай за трапезой поминать умерших. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.
    Перед трапезой следует совершить литию – краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву “Отче наш”. Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед – сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.
    Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты – не есть скоромного.
    От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино – символ земной радости, а поминки – повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что “пьяные” поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название – поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба “для усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
    Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.
    Так как после смерти человек уже не может за себя молиться, и мы должны это делать за него. Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших очень полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание – милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им – это поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. Именно поэтому в Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших.
    Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.
    “Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод – был он совсем без одежды. Говорю ей: «А осталась ли какая его одежда?» – «Да, конечно». – «Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится».
    Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек – друзей и знакомых Миши – поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.
    В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: «Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает». Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим”.
    Особенно хорошо говорит о том, что мы можем сделать для умерших, Архиепископ Иоанн (Максимович): «Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: “Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих”.
    Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.
    О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.
    Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба».
    Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7).
    Молитва об усопшем христианине
    Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
    Молитва детей об усопших родителях
    Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим {родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) – , душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  6. Maswyn Ответить

    40 дней после смерти — важная веха в прощании с Почившим. В этот день заказывают заупокойную службу в Церкви. Собирают поминальный стол. Читают молитвы об усопшем келейно. К сожалению, существует очень много суеверий и мирских традиций, которые часто приписывают Церкви. Часто задаются вопросы: «Можно ли убираться до 40 дня после смерти? Можно ли раздать вещи покойного». Церковный устав не запрещает уборку и нет особых предписаний о том, как поступать с вещами покойного, потому что все, относящееся к материальному миру уже не имеет значения для человека, который перешел в Вечную жизнь. Главное, что мы можем сделать — это молиться и не осквернять память о человеке воспоминаниями о его дурных поступках или о прошлых обидах на него.
    Читайте также — О поминовении усопших: панихида, поминальная молитва, родительские субботы

    Какие молитвы читать до 40 дней после смерти

    Чин литии (усердной молитвы), совершаемой мирянином дома и на кладбище
    Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
    Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
    Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
    Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
    Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
    Господи, помилуй. (Трижды.)
    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
    Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
    Господи, помилуй. (12 раз.)
    Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
    Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
    Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)

    Псалом 90
    Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
    Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).
    Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
    В покоище Твоем, Господи, идеже вей святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой.
    И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.
    Кондак, глас 8:
    Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
    Икос:
    Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
    Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
    Господи, помилуй (трижды), благослови.
    Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
    Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.
    Вечная память (трижды).
    Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

    Панихида на 40 дней

    Существуют молитвы, которые могут произносить за душу покойного миряне и молитвы, которые совершаются на 40 день после смерти в храме. Панихида читается и на 3, и на 9 день после смерти. Такая служба начинается вечером и продолжается всю ночь. Эта служба переходит в заутреню. За некоторых усопших, к сожалению, можно молиться только келейно. Церковь не может молиться за тех, кто сам при жизни не желал этой молитвы, так как вера — это акт доброй воли. Нельзя заказать панихиду по человеку, который не был крещен, за богохульников и за людей, которые окончили жизнь самоубийством, не страдая при этом психическим заболеванием.
    Даже, если Церковь по каким-то причинам не может молиться за покойного, близкие всегда могут молится в домашней молитве и надеяться на милость Господа.

  7. ITEVIWULEV Ответить

    40 дней после смерти что делать на кладбище?

    Считается, что в этот день близкие обязательно должны посетить могилу усопшего. Делать это желательно утром, но можно и после поминальной трапезы. На место захоронения привозят цветы (парное количество) или венки, зажигают свечи и лампады. Если есть такая возможность, можно посадить небольшое деревце, которое станет символом вечной жизни почившего. При необходимости на могиле наводится порядок, убираются сорняки, убираются старые венки, которые были возложены в день похорон. На могиле можно прочесть молитву. Поминальная трапеза не должна устраиваться на могиле, тем более, с распитием спиртного. Не стоит оставлять спиртное и  на самой могиле. Обычно на могиле в виде милостыни оставляют сладости, но все же лучше их раздать. Нельзя шумно разговаривать или спорить. Поминание на могиле должно пройти тихо и умиротворенно.

    Посещение церкви

    40 дней после смерти как провести? Обязательно посетите в этот день храм. В этот день заказывается панихида на 40 дней. Это будет самой лучшей помощью, которую близкие в силах оказать душе. Стоит помнить, что заказываться она может только по крещенному.

    Как помянуть усопшего на 40 дней в церкви:

    Возьмите с собой из дома продукты, которые нужно оставить в храме на специальном поминальном столике. Они станут милостынею. Желательно, чтобы это было растительное масло, вино (красное), сладости, сахар, мука. Не стоит брать мясо или мясные продукты (особенно в пост).
    Посетите церковную лавку и отдайте там записку «Об упокоении», где необходимо указать имя представившегося. Под его именем можно упомянуть других близких крещеных усопших. Панихиду нужно заказывать именно на этот день (исключение делается для Пасхи и Страстной недели).
    Поставьте за преставившегося свечу, и помолитесь за него, прося у Господа милосердия и прощения его прегрешений.
    Не покидайте храм до конца панихиды. В ее ходе держите в руках свечу и молитесь за упокой души близкого.
    После похорон можно заказать в церкви сорокоуст, а этом случае просить Бога за вашего родственника будут до сорокового дня.

    Поминальный обед

    Как проводят поминки на 40 дней? На поминальный обед так же накладываются свои правила. Родственники должны приготовить поминальную трапезу и позвать близких.

    Что приготовить на поминальный обед?

    Меню не должно быть разнообразным, желательно обойтись без алкоголя. Главная цель трапезы — вспомнить умершего, неуместны за поминальным столом громкие разговоры или песни. Меню должно быть скромным и не столь разнообразным, как на праздники. Собрать близких можно дома, либо в кафе. В заведении вам предложат специальное поминальное меню.
    Если планируется готовить дома, обычно делается три главных блюда: горячее (щи или борщ), второе (например, лапша с мясом) и сладкое (блины, булочки, пирожки). Дополнительно можно поставить закуски и напитки (соки, компоты, морсы). Но главным блюдом должны быть кутья с рисом. Если поминальный обед приходится на пост, воздержитесь от мясного. Замените его рыбными блюдами или овощными, например, овощным рагу.

    Поминальная речь

    Перед началом поминальной трапезы, необходимо произнести речь. Это нужно доверить близкому человеку, хорошо знавшему усопшего. В речи необходимо упомянуть добрые дела почившего. В конце читается «Отче наш» (молитву можно заменить 90 псалмом) и объявляется минута молчания, чтобы почтить память. В течение минуты молчания родственникам можно молиться про себя за душу близкого человека.

  8. Dule Ответить

    В чине отпевания усопших на святую Пасху нет привычного скорбного, как люди говорят, заунывного напева. Умерев он сошел во ад. Христос Воскрес! Воскреснув он совоскресил с собою всех усопших, как говорят святые книги “тамо спящих”
    Поэтому, в последовании пасхального отпевания и нет мотива скорби. Звучит Пасхальный Канон и стандартная молитва об усопших “Боже духов и всякия плоти…”, читаемая духовенством. До праздника Вознесения так и отпевают просто количество песен Пасхального Канона (может быть или нет – по указанию священника) становится различным. Это если вкратце объяснять.
    Что же касается домашних поминок, то все можно делать как обычно. Обязательно стоит пропеть (если никто не умеет – прочесть) усопшему “Тропарь Пасхи”

    Тропарь этот весь полностью поется нараспев не прерываясь 3 раза потом обычные молитвы за усопших из обычного мирского молитвослова. Потом приступаете к обычной поминальной трапезе. Если это прямо вот вообще Светлая седмица, то могут быть пасхальная еда, куличи, и пасха, яйца и пр. После трапезы снова привычные домашние заупокойные молитвы и завершаем все пением (чтением) Тропаря.
    Если за трапезой присутствует священник, то обычно он все необходимое поет и читает сам, предложив присутствующим просто поучаствовать в общей молитве. У Бога ведь, мертвых не бывает, а живы все. Христос Воскресе!

  9. Flameweaver Ответить

    Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря, председатель редакционного совета сайта «Православие и мир» :
    Пасха – это самый главный праздник в году. Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших.
    Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды. Если кто–то умрет, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.
    Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.

    Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю. Кладбище как бы заменило посещение храма. А сейчас, когда храмы открыты, поэтому эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище.
    Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия.
    Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.
    Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»( Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18 ). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка.

    Как поминают усопших в дни Пасхи?

    Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.
    Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.
    Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой — разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

    Как правильно поминать усопших?

    Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
    По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.
    Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
    Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.
    Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
    Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
    После Литургии нужно отслужить панихиду.
    Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
    Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

    Как вести себя на кладбище?

    Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в «Полном православном молитвослове для мирян» и в брошюре «Как вести себя на кладбище», выпущенных нашим издательством).
    Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
    Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
    Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.
    с использованием материалов сайта zavet.ru

  10. Darkfang Ответить

    Многих православных христиан волнует вопрос, можно ли помянуть человека раньше или позже. В ответ церковь говорит, что сделать это возможно при наличии уважительных причин. Желательно провести поминание в ближайшую к точному сроку дату и, если есть выбор, не отмечать годовщину смерти заранее.
    Весомым поводом отложить заупокойное собрание является:
    Церковный праздник: время Пасхи, Великого поста, Страстной недели. В православии общепоминальным днём признана Радоница.
    Рождественский Сочельник. Если помины приходятся на канун Рождества, лучше перенести их и отметить после 8 января.
    Рождение или крестины ребёнка. Суть этих обрядов – возрадоваться и приветствовать ниспустившуюся душу. Поэтому, траур переносят на другой день.
    Уважительной причиной также является плохое самочувствие или невозможность уйти с работы. Главное – это желание вспомнить умершего человека, а день, в который это делается, не столь важен.
    Отвечая на вопрос, нужно ли устраивать поминки строго через 40 дней после смерти день в день или можно раньше/позже, следует помнить ряд церковных ограничений. Так, панихиды и другие служения в храме не проводят заранее. Если нет возможности посетить службу, допустимо кратко помолиться за покойного человека дома.
    Трапезу же можно перенести на любой удобный собравшимся день. Следует помнить, что сам обед не столь важен ушедшему человеку, как добрые слова о нём. Чтобы облегчить душе отхождение в мир иной, следует до сорокового дня раздать вещи усопшего нуждающимся. Подаяния и ежедневные молитвы помогут убедить высшие силы вынести положительный вердикт.
    Ответ на вопрос о том, можно ли поминать годовщину смерти раньше или позже, зависит от ситуации и намерений. Несмотря на церковные правила, связанные с определёнными датами, можно найти подходящее решение. Даже если не делать общий стол или служение в храме, а только мысленно помянуть покойника молитвой и благими словами, – этого будет достаточно.

  11. Kigis Ответить

    Священник Валентин Уляхин, доктор экономических наук, доцент, преподаватель кафедры Священного Писания Ветхого и Нового Завета ПСТГУ,  рассказал сайту «Православие и мир» о поминовении усопших на Страстной и Пасхальной седмицах.
    Записал Александр Филиппов
    Перефразируя слова Господа Иисуса Христа, можно сказать, что «усопших всегда имеете, а Меня не всегда». Мы усопших всегда имеем, а Страстная и светлая седмицы бывают один раз в году. Церковь это единое Тело Христово и мы едины со всеми христианами в пространстве, но также и во времени. Мы молимся за усопших, потому что мы их любим и мы едины с ними во Христе. Любовь — это подвиг самоотвержения и Устав, руководствуясь любовью, налагает такой подвиг, ограничение, общую епитимию, на поминовение усопших в этот период. На Страстной седмице мы вспоминаем Его Тайную вечерю, суд Пилата, крестные страдания, и должны все   свои мысли посвящать этому. А на Пасху мы радуемся тому, что Христос воскрес и победил смерть, и эта радость тоже заменяет нам собой все.

    Как молиться за усопших на пасхальной неделе?

    Есть три уровня молитвы: келейная, общецерковная и молитва священника перед престолом. Что касается келейного правила, христианин может всегда молиться за усопших, даже на Пасху, сколько просит сердце. Второй уровень – общецерковные молитвы- здесь мы самоограничиваемся и в эти дни не поминаем усопших. И, наконец, священник за престолом поминает усопших и читает все записки вовремя литургии. В первые три дня Страстной седмицы совершается Литургия преждеосвященных даров, на которой не читается анафора и молитвы за усопших, поэтому не совершается поминовение усопших. Хотя после службы можно совершить краткую литию об усопших.
    Если же человек умер во время Страстной седмицы, то новопредставленного можно отпевать и на Страстной, но кроме Великого Пятка.
    На Пасху и Светлую седмицу действует тот же принцип: священник за литургией читает молитвы за усопших, которые находятся в чине литургии, и читает записки об усопших. Келейно христианин может помолиться за своих усопших, и совершать земные поклоны, когда хочет, даже на Пасху, священник молится за литургией за усопших, а Церковь по уставу не молится за усопших.
    Если же человек умер на светлой седмице, то отпевание его совершается, но особым Пасхальным чином и   отпевание мирского человека мало чем отличается от отпевания священника и епископа.   В Требнике сказано, что если кто преставится на Святую Пасху, то на отпевании «мало что поется от обычного пения по усопшим, величия ради и чести светлого праздника Воскресения: веселия бо и радости, а не сетования есть праздник; и яко вси о Христе воскресшем, в надежде воскресения и жизни вечной умирающий. Христовым воскресением от печальных мира сего, на веселая и радостная проставляются, воскресным пением над усопшим Церковь возвещает» .

    В советское время появился обычай на Пасху ходить на кладбище, возможно из-за того, что были гонения и пойти в храм было подвигом, а кладбище рядом с храмом и на него можно пойти. Но это не правильно, на кладбище нужно идти после светлой седмицы, потому что Пасха — праздник живых. В русской Церкви народ идет первый раз на кладбище на Радоницу. Радоница — поминовение умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели. По Иерусалимскому Уставу (Русская Церковь, как и все остальные православные Церкви, служат по Иерусалимскому уставу) в этот день не положено особых молитв за умерших. В этот день совершается поминовение усопших по обычаю Русской   Церкви. Возможно, этот обычай появился сразу после крещения Руси, то есть очень древний. После вечернего богослужения служится полная панихида с Пасхальными песнопениями.
    Люди иногда считают, что поминки это трапеза за столом. На самом деле главное поминовение совершается Церковью. Родные и друзья могут молиться за своих усопших, а застолье, которое считается «поминовением», усопшим не нужны, это нужно оставшимся в живых, как и надгробие, которое является памятью для живых. Главное в чем нуждается его душа, это молитва Церкви.
    Что касается суеверия, что если человек умер на Пасху, то он попадет в рай, то это заблуждение. В России рождается несколько человек в минуту, а умирает больше, чем рождается. На Пасху, получается, умирает много людей. А если человек не верующий умрет, то он тоже попадет в рай? Но по молитвам Церкви, даже если человек попал в ад, то Господь может его помиловать и взять в рай.

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *