Можно ли рыбу в среду и в пятницу?

15 ответов на вопрос “Можно ли рыбу в среду и в пятницу?”

  1. Sevil Kurbanova Ответить

    «Не поститесь с лицемерами»

    Женщина в платке и длинной юбке уже долго мучила продавщицу кондитерского отдела: «Покажите мне, пожалуйста, еще эту коробку конфет. Вот жалость, и они не подходят – в них тоже сухое молоко». «Простите, у Вас непереносимость этого компонента?» – тактично спросила сотрудница магазина. «Да нет, иду в гости на день рожденья, а сегодня среда – постный день; ведь мы, православные, среду и пятницу свято чтим», – гордо ответила женщина, глубоко поглощенная анализом химического состава сладостей…
    Иерей Владимир Хулап, кандидат богословия,
    клирик храма св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска,
    референт Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП
    Пост среды и пятницы – одна из традиций Православной Церкви, к которой мы настолько привыкли, что большинство верующих просто никогда не задумывалось о том, как и когда он возник.
    Действительно, практика эта очень древняя. Несмотря на то что она не упоминается в Новом Завете, о ней свидетельствует уже раннехристианский памятник «Дидахи», или «Учение двенадцати апостолов», возникший в конце I – начале II вв. в Сирии. В 8 главе этого текста мы читаем интересное предписание: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой».
    Перед нами – традиционный ветхозаветный счет дней недели, соответствующий порядку творения в 1 главе книги Бытия, где каждую седмицу завершает суббота.
    Если перевести текст на язык известных нам календарных реалий (первый день недели в «Дидахи» – следующее за субботой воскресенье), то мы увидим четкое противопоставление двух практик: пост в понедельник и четверг («во второй и пятый день недели») против поста среды и пятницы («в четвертый и шестой»). Очевидно, что вторая из них – это наша сегодняшняя христианская традиция.
    Но кто такие «лицемеры» и почему было необходимо выступать против их поста на самой заре церковной истории?

    Пост лицемеров

    В Евангелии мы неоднократно встречаем слово «лицемеры», грозно звучащее из уст Христа (Мф.6:2,5,16, 7:5, 15:7, 16:3 и др.). Он использует его, говоря о религиозных лидерах израильского народа той эпохи – фарисеях и книжниках: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф.23,13-15). Более того, Христос прямо осуждает их практику поста: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф.6,16).
    В свою очередь, «Дидахи» – древний иудео-христианский памятник, отражающий литургическую практику раннехристианских общин, состоявших преимущественно из обратившихся ко Христу иудеев. Он открывается популярным иудейским «учением о двух путях», полемизирует с иудейскими предписаниями о ритуальных качествах воды, использует в качестве евхаристических молитв христианскую переработку традиционных иудейских благословений и т. д.
    Очевидно, в предписании «Посты же ваши да не будут с лицемерами» не было бы нужды, если бы не существовало христиан (и, судя по всему, значительного числа), которые придерживались постной практики «лицемеров» – очевидно, продолжая следовать той самой традиции, которую они соблюдали до своего обращения ко Христу. Именно на нее обращен огонь христианской критики.

    Долгожданный дождь

    Общеобязательным постным днем для иудеев в I в. Р. Х. был День Очищения (Йом Киппур). К нему добавлялись четыре однодневных поста в воспоминание национальных трагедий: начала осады Иерусалима (10 тевета), завоевания Иерусалима (17 тамуза), разрушения Храма (9 ава) и убийства Годолии (3 тишри). В случае наступления тяжелых бедствий – засухи, угрозы неурожая, эпидемии смертельных болезней, нашествия саранчи, угрозы военной атаки и т. д. – могли объявляться особые периоды поста. В то же время существовали и добровольные посты, рассматривавшиеся как дело личного благочестия. Еженедельный пост понедельника и четверга возник в результате соединения двух последних категорий.
    Основная информация об иудейских постах находится в талмудическом трактате «Таанит» («Посты»). Помимо прочего, в нем описывается одно из самых страшных для Палестины природных бедствий – засуха. Осенью, в месяце мархешван (начало периода дождей в Израиле, октябрь – ноябрь по нашему солнечному календарю), назначался особый пост о даровании дождя: «Если дожди не пошли – отдельные люди начинают поститься, и постятся три поста: в понедельник, четверг и следующий понедельник». Если ситуация не менялась, то точно такая же схема поста предписывалась в течение двух следующих месяцев кислева и тебета (ноябрь – январь), однако теперь его должны были соблюдать все израильтяне. Наконец, в случае продолжения засухи, строгость поста усиливалась: в течение следующих семи понедельников и четвергов «сокращали торговлю, строительство и посадки, число обручений и бракосочетаний и не здоровались друг с другом – как люди, на которых разгневался Вездесущий».

    Образец благочестия

    Талмуд говорит, что «отдельные люди», упоминающиеся в начале данных предписаний, – это раввины и книжники («те, кого можно поставить руководителями общины»), либо особые аскеты и молитвенники, чья жизнь рассматривались как особо угодная Богу.
    Некоторые благочестивые раввины продолжали соблюдать обычай поститься в понедельник и четверг в течение всего года, независимо от погодных реалий. Этот широко распространившийся обычай упоминается даже в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю…» (Лк.18,11-12). Из этой молитвы следует, что подобный пост не был общеобязательной практикой, именно поэтому фарисей и хвалится им перед Богом.
    Хотя евангельский текст и не говорит о том, что это за дни, не только иудейские, но и христианские авторы свидетельствуют, что ими были именно понедельник и четверг. К примеру, св. Епифаний Кипрский († 403 г.) говорит, что в его время фарисеи «постились два дня, во второй и пятый день по субботе».

    Два из семи

    Ни талмудические, ни раннехристианские источники не сообщают нам о том, почему были выбраны именно два еженедельных дня поста. В иудейских текстах мы встречаем попытки позднейшего богословского обоснования: воспоминание восхождения Моисея на Синай в четверг и схождения в понедельник; пост о прощении грехов, вызвавших разрушение Храма и для предотвращения подобного несчастья в будущем; пост за плавающих в море, путешествующих в пустыне, за здоровье детей, беременных женщин и кормящих матерей и т. д.
    Внутренняя логика такой схемы становится более ясной, если мы взглянем на распределение этих дней в рамках иудейской недели.
    Само собой разумеется, что пост в субботу был запрещен, поскольку она считалась днем радости о завершении творения мира. Постепенно святость субботы начали ограничивать с двух сторон (пятницей и воскресеньем): во-первых, чтобы кто-то случайно не нарушил постом субботней радости, не зная точного времени ее наступления и завершения (оно варьируется в зависимости от географической широты и времени года); во-вторых, для отделения периодов поста и радости друг от друга хотя бы одним днем.
    Об этом ясно говорит Талмуд: «Не постятся накануне субботы из-за чести, подобающей субботе и не постятся в первый день (т. е. в воскресенье), чтобы тем самым резко не переходить от отдыха и радости к труду и посту».
    Иудейский пост той эпохи был очень строгим – он длился либо с момента пробуждения до наступления вечера, либо с вечера до вечера, поэтому его продолжительность могла достигать 24 часов. В течение этого времени была запрещена любая еда, а некоторые отказывались и от употребления воды. Понятно, что два таких следующих друг за другом постных дня были бы слишком тяжелым испытанием, как говорит еще один талмудический текст: «Посты эти… не следуют друг за другом подряд, каждый день, потому что такое предписание не в состоянии выполнить большинство общества». Поэтому понедельник и четверг стали равноудаленными друг от друга постными днями, которые вместе с субботой были призваны к еженедельному освящению времени.
    Постепенно они приобрели и литургическое значение, став наряду с субботой днями общественного богослужения: многие благочестивые иудеи, пусть даже и не соблюдавшие пост, старались прийти в эти дни в синагогу на особую службу, во время которой читалась Тора и произносилась проповедь.

    «Мы» и «они»

    Вопрос об обязательности ветхозаветного наследия стоял в ранней Церкви очень остро: для решения вопроса о том, нужно ли обрезывать принимающих христианство язычников, даже потребовался созыв Апостольского собора (Деян.15). Апостол Павел неоднократно подчеркивал свободу от иудейского церемониального закона, предупреждая о лжеучителях, «запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил» (1Тим.4:3), а также опасности «наблюдения дней, месяцев, времен и годов» (Гал.4,10).
    Противостояние с еженедельным иудейским постом начинается не в «Дидахи» – возможно, о нем говорится уже в Евангелии, когда окружающие не понимают, почему не постятся ученики Христа: «почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?» (Мк.2:18). Едва ли можно предположить, что речь здесь идет об одном из общеобязательных ежегодных иудейских постов – мы видим, что Христос исполняет Закон, выступая против позднейших ритуальных раввинистических предписаний, «предания старцев» (Мф.15:2). Поэтому речь здесь, судя по всему, идет именно об этих еженедельных постах, соблюдение которых рассматривалось в качестве важной составляющей благочестивой жизни.
    Спаситель ясно отвечает на этот вопрос: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк.2:19-20).
    Вполне возможно, что некоторые палестинские верующие понимали эти слова Христа таким образом, что после Вознесения наступило время соблюдать традиционные иудейские посты. Поскольку эта традиция была популярна среди вчерашних выходцев из иудаизма, более эффективным путем борьбы представлялась ее христианская модификация. Поэтому, не желая уступать в уровне благочестия, христианские общины установили свои еженедельные постные дни: среду и пятницу. «Дидахи» ничего не говорит нам о том, почему были выбраны именно они, однако текст ясно подчеркивает полемическую антииудейскую составляющую: «лицемеры» постятся два дня в неделю, христиане не отказываются от этой практики, которая, очевидно, сама по себе не плоха, но устанавливают свои дни, рассматривающиеся как характерная и отличительная особенность христианства по сравнению с иудаизмом.
    В христианстве высшей точкой недельного круга становится воскресный день, поэтому естественным образом меняется и его внутренняя структура. В воскресенье, как и в субботу, ранняя Церковь не постилась. Если исключить иудейские постные дни, оставались две возможности: «вторник и пятница» или «среда и пятница». Вероятно, чтобы еще более обособиться от «лицемеров», христиане не просто передвинули оба поста на один день вперед, но первый из них был смещен на два дня.

    Богословие традиции

    Любая традиция рано или поздно требует богословского истолкования, особенно если ее истоки с течением лет предаются забвению. В «Дидахи» пост среды и пятницы обосновывается исключительно в рамках противопоставления «нашего» и «их» поста. Однако это толкование, актуальное и понятное для живших в иудейском окружении христиан I в., с течением времени требовало переосмысления. Мы не знаем, когда начался этот процесс рефлексии, но первые свидетельства о его завершении мы имеем в начале III в. «Сирийская дидаскалия» вкладывает в уста воскресшего Христа, обращающегося к апостолам, следующие слова: «Итак, не поститесь по обычаю прежнего народа, но согласно Завету, который Я заключил с вами… Вы должны поститься за них (т. е. за иудеев) в среду, ибо в этот день они начали губить души свои и решили схватить Меня… И вновь вы должны поститься за них в пятницу, ибо в этот день они распяли Меня».
    Этот памятник возник в той же самой географической области, что и «Дидахи», но через столетие богословская перспектива меняется: христиане, живущие рядом с иудеями, еженедельно постятся «за них» (очевидно, соединяя с постом молитву об их обращении ко Христу). В качестве мотива поста называются два прегрешения: предательство и распятие Христа. Там, где подобный контакт был не настолько тесным, постепенно выкристаллизовываются только темы предательства Христа Иудой и Крестной Смерти. Традиционное истолкование, которое сегодня можно найти в любом учебнике Закона Божьего, мы встречаем в «Апостольских Постановлениях» (IV в.): «В среду же и в пятницу Он повелел нам поститься – в ту, потому что Его тогда предали, а в сию потому, что тогда Он пострадал».

    Церковь на посту

    Тертуллиан († после 220 г.) в своем труде «О посте» обозначает среду и пятницу латинским термином «statio», буквально означающим «воинский караульный пост». Такая терминология понятна в рамках всего богословия этого североафриканского автора, который неоднократно описывает христианство в военных терминах, называя верующих «воинством Христовым» (militia Christi). Он говорит о том, что этот пост был исключительно добровольным делом, продолжался до 9 часа дня (до 15 часов по нашему времяисчислению), и в эти дни происходили особые богослужения.
    Выбор 9 часа глубоко оправдан с богословской точки зрения – это время смерти Спасителя на Кресте (Мф.27,45-46), поэтому именно оно рассматривалось как наиболее подобающее для окончания поста. Но если сейчас наши посты носят качественный характер, т. е. состоят в воздержании от того или иного вида пищи, пост Древней Церкви был количественным: верующие полностью отказывались от пищи и даже воды. Мы встречаем в описании мученичества испанского епископа Фруктуоза († 259 в Таррагоне) следующую деталь: «Когда некоторые по братской любви предложили ему для телесного облегчения принять чашу из вина, смешанного с травами, он сказал: “Еще не наступил час прекращения поста”… Ибо была пятница, и он стремился радостно и уверенно завершить statio с мучениками и пророками в раю, который Господь уготовал им».
    Действительно, в такой перспективе постящиеся христиане уподоблялись солдатам, находящимся на боевом посту, которые также ничего не вкушали, посвящая все свои силы и внимание несению своей службы. Тертуллиан использует ветхозаветные военные сюжеты (1Цар.7,5-12, 14:24), говоря о том, что эти дни – период особой напряженной духовной борьбы, когда истинные воины, конечно, ничего не едят. У него же мы встречаем и «военизированное» восприятие молитвы, которая в христианской традиции всегда была неразрывна связана с постом: «Молитва – крепость веры, наше оружие против врага, который осаждает нас со всех сторон».
    Важно, что этот пост был не только личным делом верующего, но включал в себя диаконическую составляющую: та трапеза (завтрак и обед), которые не съедали верующие в постный день, приносились в церковное собрание предстоятелю, и он распределял эти продукты среди нуждающихся бедных, вдов и сирот.
    Тертуллиан говорит о том, что «statio должно прекращаться принятием Тела Христова», т. е. либо совершением Евхаристии, либо причащением Дарами, которые верующие в древности хранили дома для ежедневного приобщения. Поэтому среда и пятница постепенно становятся особыми богослужебными днями, как свидетельствует, к примеру, св. Василий Великий, говоря, что в его время в Каппадокии существовал обычай причащаться четыре раза в неделю: по воскресеньям, средам, пятницам и субботам, т. е. очевидно совершать в эти дни Евхаристию. Хотя в других областях существовала и другая практика неевхаристических собраний, о которой говорит Евсевий Кесарийский († 339 г.): «В Александрии в среду и пятницу читается Писание и учителя истолковывают его, и здесь происходит все, что относится к собранию, за исключением приношения Тайн».

    От добровольного к обязательному

    В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане.
    Мы видели, что пост фарисеев был личным выбором человека, и, вероятно, такой же подход господствовал и в ранней Церкви. Так, в Северной Африке Тертуллиан говорит, что «можно соблюдать его (пост) по своему собственному усмотрению». Более того, еретиков-монтанистов обвиняли в том, что они сделали его общеобязательным.
    Однако постепенно, прежде всего на Востоке, степень обязательности этого обычая постепенно начинает возрастать. В «Канонах Ипполита» (IV в.) мы читаем следующее предписание о посте: «К постам относятся среда, пятница и четыредесятница. Кто помимо этого соблюдает другие дни, получит награду. Кто же, за исключением болезни или нужды, уклоняется от них, преступает правило и противостоит Богу, Который постился за нас». Последнюю точку в этом процессе поставили «Апостольские Правила» (кон. IV – нач. V в.):
    «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен».
    Из слов св. Епифания Кипрского видно, что пост среды и пятницы не соблюдался в период Пятидесятницы, как противоречащий праздничному характеру этих дней: «В течение всего года в святой кафолической Церкви соблюдается пост, а именно в среду и пятницу до девятого часа, за исключением только всей Пятидесятницы, во время которой не предписаны ни коленопреклонения, ни пост». Однако постепенно монашеская практика изменила и эту традицию, оставив лишь несколько «сплошных» седмиц в течение года.
    Итак, длительный процесс рецепции иудейской практики и ее трансформации в новую христианскую традицию завершился богословской рефлексией и, наконец, канонизацией среды и пятницы.

    Средство или цель?

    Глядя на пост среды и пятницы в сегодняшней церковной жизни, вспоминаются слова св. Ефрема Сирина: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, возбудить и развить чувство, подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объеданием, пьянством и заботами житейскими, а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий».
    Действительно, в среду и пятницу можно наесться постной картошкой, упиться постной водкой и в очередной раз провести весь вечер перед постным телевизором – ведь ничего из этого наш Типикон не запрещает! Формально предписания поста будут выполнены, но цель его не будет достигнута.
    Воспоминание в христианстве – это не листок календаря с той или иной годовщиной, но причастность к событиям священной истории, которые некогда сотворил Бог и которые должны актуализироваться в нашей жизни.
    Каждые семь дней нам предлагается глубокая богословская схема освящения повседневности, возводящая нас к высшей точке священной истории – Распятию и Воскресению Христа.
    И если они не отразятся в нашей душе, в наших «малых Церквях» – семьях, в наших отношениях с окружающими, то тогда нет никакой принципиальной разницы между нами, не вкушающими «некошерные» мясомолочные продукты в среду и пятницу, и теми, кто много столетий назад в далекой Палестине проводил в полном воздержании от пищи каждый понедельник и четверг.
    Вода Живая

  2. Mazushicage Ответить

    Рождественский пост в 2019 году начинается за 41 день до Рождества – 27 ноября. Его также еще называют Филиппов пост, так как он начинается сразу после дня памяти апостола Филиппа.
    Во время Рождественского поста по церковному монастырскому уставу (типикону) следует воздерживаться от продуктов животного происхождения (мясо, яйца, молоко). До дня памяти святителя Николая (19 декабря) в понедельник можно есть горячую пищу без масла, в среду и пятницу – строгий пост (сухоядение – овощи, фрукты, хлеб). Во вторник, четверг, субботу и воскресенье – рыба, грибы, крупы с растительным маслом и т.п.
    Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы попадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти святителя Николая и до предпраздненства Рождества (2-6 января) рыба разрешается только в субботу и воскресенье, становится строже пост в другие дни. В предпраздненство – строгий пост: нельзя есть рыбу во все дни, а пища с маслом употребляется только в субботу и воскресенье.
    В сочельник – самый строгий пост, сухоядение. Существует традиции ничего не есть до появления первой звезды, после чего принято подавать на стол сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом и другими сухофруктами (смотрите рецепты здесь). При этом все готовящиеся причаститься на ночной рождественской Литургии ничего не едят за несколько часов до Литургии.
    Вышеперечисленные правила – это строгий устав по Типикону. Миряне (не монахи), как правило, постятся мягче. Например, традиционно мирянами не практикуется сухоядение (или практикуется только в дни строгого поста с 2-го по 6-е января), рыба исключается из пищи только в среду и пятницу (и со 2-го по 6-е января). 
    Но так как все эти изменения носят во многом индивидуальный характер, мы публикуем календарь, соответствующий уставу. Он дает представление о степени строгости того или иного постного дня в церковной традиции. А уже вы сами, в зависимости от своих жизненных обстоятельств и вместе с духовником, сможете определить, что для вас в настоящий момент будет являться постом – “пустая гречка” или доеденная за ребенком каша на молоке.

    Календарь рождественского поста по дням

    Дополнительно можно учесть, что, если среда или пятница праздничный день – разрешается пища с растительным маслом. Типикон (богослужебный устав) назначает праздничными те дни, когда совершается полиелейный или бденый праздник (т.е. накануне него служится Всенощное бдение). В Рождественский пост 2019-2020 это – 19 декабря, 26 декабря и 2 января (смотрите упоминание праздников ниже).28 ноября, четверг,
    Разрешается рыба
    29 ноября, пятница, апостола и евангелиста Матфея 

    Сухоядение.
    30 ноября, суббота

    Разрешается рыба
    1 декабря, воскресенье

    Разрешается рыба
    2 декабря, понедельник. Свт. Филарета, митрополита Московского
    Горячая пища без масла
    3 декабря, вторник.

    Разрешается рыба
    4 декабря, среда. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

    Разрешается рыба.
    5 декабря, четверг

    Разрешается рыба
    6 декабря, пятница

    Сухоядение.
    7 декабря, суббота. Вмчц. Екатерины

    Разрешается рыба.
    8 декабря, воскресенье, Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

    Разрешается рыба.
    9 декабря, понедельник

    Горячая пища без масла
    10 декабря, вторник. Иконы Божией Матери, именуемой “Знамение”

    Разрешается рыба.
    11 декабря, среда. сщмч. Серафима (Чичагова)

    Сухоядение.
    12 декабря, четверг

    Разрешается рыба.
    13 декабря, пятница, апостола Андрея Первозванного
    Сухоядение.
    14 декабря, суббота

    Разрешается рыба.
    15 декабря, воскресенье

    Разрешается рыба.
    16 декабря, понедельник. Прп. Саввы Сторожевского (Звенигородского)
    Горячая пища без масла
    17 декабря, вторник. Вмц. Варвары

    Разрешается рыба.
    18 декабря, среда. Прп. Саввы Освященного 
    Сухоядение.
    19 декабря, четверг. Святителя Николая Чудотворца

    Разрешается рыба.
    20 декабря, пятница

    Сухоядение.
    21 декабря, суббота

    Разрешается рыба.
    22 декабря, воскресенье. Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери, именуемой “Нечаянная Радость”
    Разрешается рыба.
    23 декабря, понедельник. Свт. Иоасафа, еп. Белгородского
    Горячая пища без масла
    24 декабря, вторник
    Пища с растительным маслом.
    25 декабря, среда Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца

    Сухоядение.
    26 декабря, четверг Мч. Евстра?тия, Авксе?нтия, Евге?ния, Марда?рия и Оре?ста
    Пища с растительным маслом.
    27 декабря, пятница

    Сухоядение.
    28 декабря, суббота Сщмч. Илариона, архиеп. Верейского

    Разрешается рыба.
    29 декабря, воскресенье

    Разрешается рыба.
    30 декабря, понедельник

    Горячая пища без масла
    31 декабря, вторник

    Пища с растительным маслом.
    1 января, среда. Мч. Вонифатия, покровителя трезвости

    Сухоядение.
    2 января, четверг. Прав. Иоанна Кронштадского, чудотворца

    Горячая пища без масла
    3 января, пятница.
    Сухоядение.
    4 января, суббота. Вмц. Анастасии Узорешительницы

    Пища с растительным маслом.
    5 января, воскресенье

    Пища с растительным маслом.
    6 января, понедельник. Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)

    Строгий пост

    Распечатать Календарь питания Рождественского поста

  3. Mosida Ответить

    Великий Пост в 2020 году

    С 2 марта по 18 апреля в 2020 году.
    Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя, Страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
    С особой строгостью соблюдается пост в первую и Страстную седмицы.
    В Чистый Понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
    Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную Пятницу нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы.
    Читайте также — Православные посты в 2019 году

    Петров пост в 2020 году

    Петров пост еще называют Апостольским постом
    С 15 июня по 11 июля в 2020 году.
    С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
    Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
    Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

    Успенский пост в 2020 году

    С 14 по 27 августа в 2020 году.
    Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
    Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
    В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

    Рождественский пост в 2020 году

    С 28 ноября 2020 года по 6 января 2021 года.
    Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
    Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
    Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
    Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
    В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

    Сплошные седмицы в 2020 году

    Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
    Сплошных седмиц пять:
    Святки – с 7 по 17 января,
    Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого поста
    Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (без мяса)
    Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи
    Троицкая – неделя после Троицы.

    Пост в среду и пятницу

    Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
    Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

    Однодневные посты

    Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
    Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
    Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
    Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

    Православные праздники. О трапезе в праздники

    По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

    Когда не совершается браковенчание

    Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.
    Вы только что прочитали статью Церковный православный календарь на 2019 год. Если Вы хотите знать больше о православных постах, тогда обратите внимание на статью Православные посты: правила для тех, кто постится впервые.
    Мы постимся, чтобы быть счастливыми

  4. Ararn Ответить


    Можно ли в постные дни – среду и пятницу – есть рыбу? Или это дни строгого
    поста?
    Мария

    Здравствуйте, Мария!
    Церковный пост в среду, установлен в воспоминание предательства
    Иисуса Христа Иудой на страдание и смерть, а в пятницу – в
    воспоминание самих страданий и смерти Его.
    В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским
    постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница
    – дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до
    Великого поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и
    пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни
    выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня,
    Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой
    Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла,
    апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и
    Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни
    отменяется.
    Сплошные седмицы (седмицей называется неделя – дни с понедельника по
    воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу.
    свящ. Стефан Домусчи.


    Можно ли читать дома акафисты святым во время поста?
    Татьяна

    Здравствуйте, Татьяна! Хотя в народном сознании
    действительно существует определенное смущение по поводу чтения
    акафистов в пост, ничем в действительности оно не обосновано. Чтение
    акафиста в пост, как и в любое другое время, регламентируется только
    желанием самого молящегося.
    свящ. Стефан Домусчи.


    У меня не получается поститься по типикону. Как определить для себя
    меру поста?
    Екатерина

    Здравствуйте, Екатерина!
    Думаю, что как именно должен поститься тот или иной человек, лучше
    всего выяснять в личном общении со священником.
    свящ. Стефан Домусчи.


    Почему в разных календарях правила о постах довольно значительно
    отличаются? И разные священники тоже предъявляют разные требования. Может
    каждый сам может выбрать степень поста?
    Людмила

    Здравствуйте, Людмила! Действительно, к сожалению, многие сегодняшние
    календари содержат ошибки, и не только в том, что касается постов.
    Что же касается священников, чаще всего они исходят из конкретной
    ситуации. Во многих календарях не случайно пишут: “по монастырскому
    уставу сегодня разрешается…”, особенно это касается периодов
    строгого поста. Пост не ценен сам по себе, мы постимся всегда с
    какой-то целью. Поэтому когда человек подходит к священнику и
    спрашивает как ему поститься, священник при ответе учитывает и
    здоровье спрашивающего и меру его воцерковленности. Иногда человек
    болен, и он не может обходиться без определенной пищи, или он только
    начинает входить в церковную жизнь и для него полное соблюдение
    поста будет непосильным бременем, так что он может надорваться и
    перестать поститься совсем – все это учитывается и ответ дается
    лично человеку. Самому же назначать себе меру поста не верно, ведь
    со временем можно совершенно расслабиться и все себе позволить. Еще
    апостол Павел писал: “К свободе призваны вы, братия, только бы
    свобода ваша не была поводом к угождению плоти…” (Гал.5:13)
    свящ. Стефан Домусчи.


    Можно
    ли во время поста есть халву,
    карамель, варенье, мармелад?

    Во время поста разрешается вкушение
    этих продуктов. Но, постясь, мы должны
    помнить, что пост – это не только отказ
    от скоромной пищи и ограничение в
    постной, но прежде всего борьба со
    страстями: осуждением, завистью,
    злоречием, строптивостью – всем тем,
    что осуждает Святая Церковь. Пост
    телесный без поста духовного ничего
    не приносит для спасения души. Без
    молитвы и покаяния пост становится
    всего лишь диетой.
    Если
    день рождения, именины падают на пост,
    как их отмечать?
    И еще: когда
    угощают скоромным во время поста,
    можно ли отказываться?

    Как объяснить, что постишься?
    – Прежде всего, в день рождения или
    ангела надо причаститься Святых
    Христовых Таин. Что же касается
    праздничного стола – лучше всего это
    мероприятие провести после поста.
    Если нет такой возможности, то
    угощение следует подавать постное.
    Если в пост вас угощают скоромным, то
    святые отцы советуют принять такую
    трапезу, чтобы не обидеть того, кто вас
    пригласил. Но чтобы сохранить
    душевный мир, лучше будет для вас
    избежать такого искушения.
    Объяснять же, что вы поститесь, никому
    не стоит – это дело ваше и Божие.
    Как
    поминать во время поста?

    Во время поста поминать усопших
    следует постным. Если мы христиане, то
    не должны отходить от установлений
    Церкви в этом вопросе. Поминовение
    усопших за трапезой является
    продолжением церковной молитвы, и
    идти на нарушение поста ради
    угождения людям, далеким от Церкви,
    неразумно.

    У нас в семье никто не постится, кроме
    меня, и я готовлю для остальных
    членов семьи скоромное. Грех ли это?

    Не грех готовить в пост скоромное для
    тех, кто не постится, так как пост
    дело добровольное, и принуждать к
    нему мы не можем. Но хорошо бы помнить
    евангельские слова: “Сей же род
    изгоняется только молитвою и постом”
    (Мф., 17, 21), и назидание оптинских
    старцев: “Не хотите поститься
    добровольно, будете поститься
    невольно”.
    Отличается
    ли Рождественский пост от других
    постов?

    Суть каждого поста не меняется и
    остается прежней – борьба со
    страстями. Поститься – значит учиться
    подчинять свою плоть духу, учиться
    управлять своими желаниями. А это не
    так легко и требует от нас много
    усилий. В посте мы воздерживаемся от
    того, к чему привыкли и что нам
    нравится, – от скоромной пищи, от
    удовольствий и развлечений.
    По строгости
    Рождественский пост приближается к
    апостольскому (Петрову посту). По
    уставу этим постом разрешается
    вкушение рыбы в воскресные дни, в дни
    полиелейных служб, если они не
    приходятся на среду или пятницу. За
    пять дней до Рождества Христова
    вкушение рыбы вовсе прекращается.
    Надо
    ли соблюдать пост ребенку 3–5 лет?

    Цель поста заключается в
    борьбе со страстями посредством
    воздержания от скоромной пищи и
    удовольствий. Младенцы еще не имеют
    явных страстей и пороков, от которых
    им надо освобождаться, но и не
    свободны от греха. Поэтому Церковь
    допускает детей до семилетнего
    возраста к причащению Святых
    Христовых Таин без исповеди. Следует
    разумно подходить к соблюдению поста
    младенцами, чтобы своей чрезмерной
    ревностью не навредить ребенку.
    В
    чем смысл поста?

    Пост не есть
    голод. Голодает и диабетик, и факир, и
    йог, и заключенный в тюрьме, и просто
    нищий. Нигде в службах Великого поста
    не говорится о посте изолированном в
    нашем обычном смысле, то есть как о
    неядении мяса и прочего. Всюду один
    призыв — «постимся, братие, телесне,
    постимся и духовне». Следовательно,
    пост только тогда имеет религиозный
    смысл, когда он соединен с духовными
    упражнениями. Пост равен истощению,
    утончению. Нормальный, зоологический,
    благополучный человек недоступен
    влияниям высших сил. Пост
    расшатывает это физическое
    благополучие человека, и тогда он
    делается доступнее воздействиям
    иного мира, идет духовное его
    наполнение.
    Я
    недавно вернулся из монастыря, где
    работал во славу Божию. Несмотря на
    тяжелый физический труд, мяса нам не
    давали ни до поста, ни после. Может,
    Церковь ввела ограничение на
    употребление мяса потому, что из-за
    этого мяса надо убить животное,
    причинить ему боль, cтрадания?

    Обычай русского монашества – не только
    во время поста, но и в другие дни не
    вкушать мяса. Это связано с тем, что
    всякая биологически активная пища
    способствует горячению крови. Если
    человек сытно поел, то ему труднее с
    нечистыми, похотливыми помыслами
    справляться. Цель человека, который
    уходит в монастырь, – не хорошо и
    благополучно себя чувствовать, сытно
    и сонно, а наоборот, спасать свою душу.
    На Афоне, например, в понедельник,
    среду и пятницу вообще один раз едят.
    Тот, кто приезжает в монастырь, должен
    принимать его порядок. Если человек
    привык спать до 11 часов дня, а в
    монастыре встают в 5 часов утра, нужно
    вставать разом со всеми. Колокольчик
    звонит, всех поднимает. Быстро-быстро
    умываемся – и скорее на службу.
    Сейчас и в большинстве других
    монастырей – греческих и болгарских –
    монахи мяса не едят, за редким
    исключением.
    А с убийством животного это ни в коем
    случае не связано, потому что Господь
    нам все в пищу благословил. В
    некоторых районах земного шара, кроме
    мясной пищи, почти ничего нет,
    например в районе Крайнего Севера, где
    полгода зима и никакой зелени. Мы не
    считаем, как буддисты, что убивать
    животное для еды является грехом. Для
    забавы – это делать грешно. А если с
    целью поддержать свою жизнь –
    необходимо.

  5. ))))) Ответить




























































  6. Vilkis Ответить

    ПОСТНЫЕ ДНИ СРЕДА И ПЯТНИЦА ПО ТИПИКОНУ.
    После окончания Петрова поста возобновляется ПОСТ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ. Пост в эти дни установлен в воспоминание того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: «Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа». В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница — дни строгого поста.
    ПО ТИПИКОНУ в непостное время и в непостные дни, т.е.все дни недели кроме среды, пятка (а в монастырях к постным дням относится также и понедельник), положено вкушать дважды в день без ограничения в качестве пищи. В Воскресные дни и в Господские двунадесятые праздники на обед полагается три перемены блюда, на ужин – два. В остальные непостные дни – на обед два блюда, на ужин – одно. Блюда на обед и ужин полагается вкушать одинаковые. Готовить специально для вечерней трапезы Типикон не разрешает. Однако вкушать вечернюю трапезу полагается в теплом виде. Вино полагается на трапезе только в Воскресные и праздничные дни. В другие, даже непостные дни его употребление без особой нужды или немощи возбраняется.
    В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ (в монастырях к ним приравнен и понедельник) – пищу принимают один раз в день «в 9-й час» (около 15.00). По 69-му правилу Святых апостолов, на которое ссылается Типикон, пост среды и пятницы во весь год приравнен к Великому посту. Это означает, что положено вкушать один раз в день сухоядение, «кроме немощи и праздника» (глава 33). За нарушение этого поста, как и Великого поста, мирянин подвергается отлучению от Причастия на время, священник же извергается из сана.
    ТИПИКОН, глава 33. О РАЗРЕШЕНИИ ВСЕГО ЛЕТА.
    Подобает ведати: яко аще случится Христова рождества праздник, и святых богоявлений, в среду, или пяток, разрешаем на сыр и яица: миряне же на мясо. Аще ли случится рождество Богородицы, или сретение, или успение, в среду, и пяток, разрешаем на рыбу и вино. Праздник же преображения и введения, в кой день ни случится, разрешаем на рыбу и вино, и ядим дважды днем. Благовещение же, в кой убо день будет святаго поста до недели цветоносныя, разрешаем на рыбу и вино, ядим же единою днем, кроме субботы, и недели. В великую же неделю, аще случится до великаго четвертка, разрешаем на елей и вино. В великий же пяток, на вино точию. Праздник же предтечев, рождество и святых апостол Петра и Павла, и возлюбленнаго Иоанна богослова, аще случится в среду и пяток, ядим рыбу, и пием вино, дващи днем. На воздвижение честнаго креста, и на усекновение Предтечи не ядим рыбы, но елей и вино пием, и в вечер ядим без рыбы же, овощие от гроздия, или что Бог дарует от таковых. В дванадесятих же днех по рождестве христове, и в седмице пред мясопустом, и седмицу светлую и седмицу 8-ю, разрешают монаси на сыр и яица, мирстии же на мясо. В седмицу же сырную, разрешают монаси и мирстии на сыр и яица. В среду же и пяток, в девятый час, единою днем. В средах же и пятцех, всея пятьдесятницы, елей и вино, кроме среды преполовения, и среды отдания пасхи: В та бо два дни разрешаем на рыбу и вино. Нецыи же разрешают и в прочия.
    [Смотри] Подобает ведати: яко в пост святых апостол, и Христова рождества, во вторник, и четверток, рыбы не ядим, но елей и вино точию. В понедельник, в среду и пяток ни елеа вкушаем, ни вина, но постимся до 9-го часа, и ядим в тыя дни сухоядение. В субботы же и недели, ядим рыбы. Аще случится святый во вторник, или в четверток имеяй славословие, ядим рыбу: Аще в понедельник, подобне. Аще среда и пяток, разрешаем на елей и вино точию: ядим же единою днем. Аще ли святый имеяй бдение, в среду, или пяток, разрешаем на елей и вино и рыбу. Аще ли случится память святаго, егоже есть храм, в среду, или пяток, творим подобне.
    О ПОСТЕ Пресвятыя Богородицы подобает ведати:
    В пост святыя владычицы нашея Богородицы успения, 15 дней кроме преображения Христова, постимся до 9-го часа дне: понедельник, среду и пяток, сухо ясти: и творим коленопреклонение, даже до причащения. Во вторник и четверток, варение без елеа. В субботу же и неделю, варение со елеем, и вино пием: рыбы же не ядим, до успения пресвятыя Богородицы: но токмо на преображение христово, ядим рыбу, дважды днем.
    о взаконеных постех, яже соборная церковь предаде православным христианом, (святых апостол правило 69.)
    Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец или певец, святыя великия 40-цы не постится, и всякия среды и пятка всего лета, кроме немощи, да извержется, людин же да отлучится. ???
    Сказание. Зри, яко правило святых апостолов, святую четыредесятницу, и всякую среду и пяток всего лета, равно законоположи пост, якоже во святую 40– цу ядим, такожде и в среду и пяток всего лета, кроме немощи и праздника. Глаголет бо правило: яко не постяйся в сих, священник убо извергается, мирский же отлучается от причащения на время.
    ПОЯСНЕНИЕ к гл.33.
    В праздники пост среды и пятницы послабляется следующим образом:
    Если на среду или пятницу (в монастыре – и на понедельник) выпадет праздник Рождества Христова или Богоявления, то пост отменяется, вкушается две трапезы без ограничения качества пищи. Если на эти же дни выпадают двунадесятые Богородичные праздники (Рождество Богородицы, Успение, Сретение) или великие свв. Апп. Петра и Павла, Рождества Иоанна Предтечи, Покрова, бденных святых, то поставляется две трапезы в день и разрешается вкушение рыбы. Пост на молочную и мясную пищу сохраняется.
    Если на постные дни выпадает средний праздник (полиелейные и со славословием), то совершается две трапезы, причем на первую положено сухоядение, а вечером – вареная пища с елеем.
    В малые праздники, выпавшие на среду или пятницу (в монастыре – и понедельник) Типикон назначает вкушать одну трапезу в 9-й час (15.00), но разрешает, «егда беда душевная не зрится», вкушать вареную пищу без елея или даже с елеем (глава 36).
    По уставу, если на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых (полиелейные праздники), разрешается растительное масло, а в большие праздники, такие как Покров, – рыба. Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

    Служба «Елицы.Записки»: Заказать молебны и молитвы на всякую бытовую и духовную потребу к достопочитаемым Православным Святыням России и мира:
    zapiski.elitsy.ru/special/ozdravii?partner=Posts_Elitsy_1704749

  7. VNIkaю В AlKogolь Ответить

    Добрый день. Мера православного поста — это очень важный вопрос духовной жизни каждого христианина. С одной стороны, посты чрезвычайно важны для борьбы со страстями, для общего духовного настроя человека. С другой — сегодняшний ритм жизни никак не способствует соблюдению поста по Уставу. Часто бывает, что чрезмерно ревностные христиане пытаются до последней буквы следовать пощению по Уставу, исключают растительное масло из рациона, устраивают дни сухо- или сыроядения. Все это заканчивается упадком сил, ухудшением здоровья, и человек решает, что пост ему не подходит. Это очень неверный подход.
    Православный пост — это, прежде всего, навык самоограничения. Конечно, работающему мужчине совершенно не подходит питание одной сырой морковкой, он просто не сможет тогда работать. Поэтому мера поста должна быть строго индивидуальной, с учетом образа жизни каждого постящего человека. Понятно, что для женщины средних лет, сидящей дома с внуками, и молодого мужчины, занятого физическим трудом, мера поста будет принципиально отличаться.
    Лучше всего с этим вопросом подойти к духовнику или опытному священнику, который поможет правильно выстроить рацион, исходя не из формальных правил, а из потребностей человека. К тому же, на послабление поста всегда желательно взять благословение. Но, если такой возможности у вас нет, не будет грехом и самолично определить свою меру.
    Так, каши, о которых вы спрашиваете, сами по себе являются постной пищей, разрешенной в пост. Обычно в посты, а также дни среды и пятницы из рациона убираются все продукты животного происхождения — мясо, яйца, молочная продукция, иногда рыба. Если у вас повышена потребность в питательных веществах, то священник, вероятнее всего, может благословить вам и творог, и яйца, и рыбу в постный день. Решить этот вопрос можно только индивидуально с благословения священника.
    Интересный ответ на подобный вопрос дал один священник молодой женщине ожидающей ребенка. Беременным крайне трудно соблюдать пищевой пост, поскольку питание должно быть разнообразным и полноценным. Батюшка ответил этой женщине так: «Вы можете кушать абсолютно все, что нужно для здоровья вас и вашего малыша. Только пусть ваша еда будет максимально простой — если это творог, то ешьте его чистым, а не делайте из него вкусную выпечку. Если это мясо — просто отварите кусочек в воде, а не готовьте изысканное блюдо. Ну и так дальше. Такой пост снабдит ваш организм всеми питательными веществами и, в то же время, вы будете ограничивать себя и не баловать кулинарными изысками».
    Такой ответ можно взять за основу для понимания того, какие послабления поста выбрать для любого человека исходя из его потребностей.

  8. Bafym Ответить

    А Вы не пытались поговорить с Вашим приходским священником о мере и степени поста? На мой взгляд, если пост, будь он многодневным или однодневным, вне церковной жизни – это просто диета. Постом мы готовимся к Таинству Покаяния, которым мы очищаем наш дух, душу и тело от греха, и тогда становимся готовыми к самому важному и главному – причастится Святых Даров – Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Все это происходит на богослужениях, песнопения которых и молитвы несут покой и радость душам. Также есть возможность послужить другим людям во Славу Бога: сколько одиноких стариков, многодетных семей, инвалидов нуждаются в помощи. А улицы наши, скорее похожие на огромные помойные ямы….
    Простите и поймите, что я не пытаюсь Вас поучать. Пост – это не цель, а средство достижения цели. …..
    Вопрос: В духовной жизни не может быть компромиссов. Нужно ли во время Великого поста, в самом начале своей церковной жизни, выкинуть друзей, знакомых, телевизор и невероятные гулянки? Возможны ли в пост концерты и развлечения?
    Прот. А.Степанов: Пост не подразумевает разрыва связей с близкими и друзьями. А вот исключить некоторую развлекательность и рассеянность жизни будет исполнением смысла поста. Тот набор, который предлагает Церковь как основной, мы не обязательно должны исключать. Нужно понимать, что сегодня – другое время, другие соблазны и искушения. Исключить нужно то, что лично Вас отвлекает от духовной жизни. Что Вы ощущаете как пустую трату времени. К примеру, просидели Вы пять часов вечером перед телевизором, абсолютно ничем не напитались и переживаете только горечь оттого, что убито время вашей жизни. Вашей единственной жизни! Такие вещи нужно исключить.
    В Российской империи, когда Православие было государственной религией, в первую неделю и страстную седмицу Великого поста закрывались театры, государственные учреждения развлекательного характера существенно ограничивали свою деятельность. Пост – это некоторое утеснение себя. Нужно отсекать то, к чему мы прилеплены душой, что нас держит и не дает духовно развиваться. Взять это и немного отсечь. А для кого и что является таким мешающим удовольствием, каждый должен решить сам.
    Попробуйте пройти тест Тест: Посты Православной Церкви

  9. Nikor Ответить

    Чтобы пищевые ограничения воспринялись вашим организмом легче и не навредили самочувствию, следует:
    готовиться к посту за несколько недель. Продукты животного происхождения стоит исключать плавно, чтобы не вызвать у организма стресс из-за внезапного голодания. Первые продукты, от которых следует отказаться: баранина, говядина, свинина. Затем запрет должен коснуться молока и яиц;
    за день до входа в пост очистить кишечник, чтобы запустились механизмы внутриклеточного питания. Также это поможет избавиться от навязчивого чувства голода. Людям, которые пренебрегают очищением кишечника, будет сложнее подавлять свой аппетит, особенно в первые 2-3 дня;
    перед заговением запрещается употребление жирной, тяжелой и трудноусваиваемой пищи;
    входить в пост со слабыми ограничениями, которые необходимо постепенно устрожать;
    сниженную калорийность пищи можно компенсировать увеличением размера порции за один прием;
    в первые дни можно поэкспериментировать с режимом питания и есть чаще. Когда организм окончательно привыкнет к новой диете, можно вернуться к прежнему распорядку дня;
    делать частые фруктовые и овощные перекусы между основными приемами пищи;
    пить воду вместо других напитков: сока, компота.

    Правила поведения и традиции Рождественского поста

    Рождественский пост – не только пищевые ограничения, но и время, когда можно раскаяться в своих мыслях и поступках. Это означает, что человек должен отказаться от многих привычных вещей:
    пищи животного происхождения – молока, масла, яиц, сыра, сметаны и частично рыбы;
    употребления алкогольных напитков – они запрещены по церковному Уставу на протяжении всего периода поста (кроме вина);
    безделья – излишний отдых может навредить как телу, так и душе;
    развлечений – посещение увеселительных заведений, шумные гулянья с товарищами, отмечание юбилеев, чрезмерная увлеченность Интернетом недопустимы во время поста;
    просмотра телевизора – сцены жестокости, насилия из телесериалов и новостей усложнят процесс поиска внутри себя Божественного начала;
    путешествия – поездки, которые не связаны с посещением святынь или не содержат под собой духовную основу, лучше перенести на другое время;
    супружеских отношений – плотские ограничения приветствуются только по обоюдному согласию обоих супругов.
    Перемены должны коснуться и сферы взаимоотношений с людьми. Во время Рождественского поста необходимо стать добрее и терпимее к окружающим, отбросить все обиды и перестать нецензурно выражаться.
    В дни поста желательно посещать храмы и богослужения, читать Евангелие, молиться, читать Псалтырь, совершать богоугодные дела и давать милостыню, причащаться.
    Православная церковь не запрещает чтение во время Рождественского поста акафистов. Учитывая большое количество дней памяти в православном календаре на декабрь, делать это не только можно, но и полезно с духовной точки зрения.

    Что можно и нельзя делать в Рождественский пост

    Пост – период ограничений не только в питании, а и в образе жизни. Чтобы достичь духовного очищения, необходимо воздерживаться от повседневных грехов. Нельзя оставаться злыми, раздражительными, допускать плохих мыслей, ссориться с близкими людьми, осуждать других и сплетничать. Запрещается посещать развлекательные мероприятия, злоупотреблять просмотром телевизора и интернет ресурсами. Пренебрегание этими правилами считается нарушением поста.
    Можно ли рукодельничать
    В период Рождественского поста разрешается шить, вышивать бисером, вязать спицами и крючком. Ограничения для рукоделия возникают лишь тогда, когда оно заменяет произношение молитв и хождение в храм.
    Можно ли крестить ребенка
    Для крестин можно выбрать любой день Рождественского поста.
    Можно ли поминать усопших
    Разрешается поминать усопших в период с 28 ноября по 5 января. Лучше это делать молитвой – в церкви или у себя дома. Также можно заказывать панихиды и подавать записки на проскомидию. Если в этот период выпадет поминальная трапеза, ее рацион должен быть максимально простым и постным. Ослаблять постовые требования можно только с разрешения священника или личного духовного наставника.
    Можно ли зачинать ребенка
    По церковным традициям, зачинать ребенка во время поста нежелательно, хотя ограничения в интимной близости могут быть лишь по обоюдному согласию. Если зачатие все же случилось, не стоит мучить себя предрассудками и лишний раз тревожиться. Дата зачатия по церковному календарю не имеет отношения к здоровью и развитию будущего ребенка.
    Можно ли венчаться
    Таинство Венчания в дни поста не совершается.
    Можно ли играть свадьбу
    Скромный вариант росписи в загсе не выходит за рамки постовых ограничений. Веселое гулянье с изобилием мясных и рыбных блюд в 40 дней поста не приветствуется. Считается, что такая свадьба сулит молодоженам несчастья и лишения.
    Можно ли ходить на охоту и рыбалку
    Убийство животных и ловлю рыбы ради азарта и интересного времяпровождения Православная церковь не поддерживает. Поэтому от них лучше отказаться во время поста.

    Поговорки и приметы

    Если во время Рождественского поста погода крайне облачная или снежная, то май будет достаточно ненастным.
    Если часто метут метели, следует ожидать раннюю весну.
    Если в первые его дни стоят морозы, то урожай хлеба будет хорошим.
    Если родные ссорятся в пост, то весь будущий год будет полон неприятностей.
    Утеря какой-то вещи сулит убытки в будущем году, а любая находка – новые доходы.
    Если на исходе луны дотронуться бородавкой до сухой ветки, проговорив при этом: «Как в пост на блюде мясо пусто, так чтобы и бородавке было негусто», то она засохнет и отпадет.

    Рождественский пост у католиков

    У католиков традиции Рождественского поста во многом похожие на православные. Главным отличием являются даты проведения. Католический Рождественский пост начинается 15 ноября и заканчивается 24 декабря. В этот период люди берут на себя индивидуальные обязательства, которые могут касаться различных сфер повседневной жизни: ограничение посещений развлекательных мероприятий, благотворительность, примирение с окружающими. Особых ограничений в питании католики не придерживаются.
    Наиболее строгими днями поста у католиков являются четыре воскресенья, предшествующие Рождеству, которые называются Адвентами. Эти дни посвящают покаянью и молитвам. Атрибутом Адвента является венок с четырьмя свечами, который располагают на домашнем алтаре.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для Sevil Kurbanova Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *