На дровнях обновляет путь что это такое?

12 ответов на вопрос “На дровнях обновляет путь что это такое?”

  1. Boldel Slayers Ответить

    Люди старшего поколения даже представить себе не могут, какие причудливые картины громоздятся в головах детей при чтении этого «стишка», популярного не меньше, чем «В лесу родилась елочка»… Молодые родители уже привыкли пропускать непонятные древности мимо ушей, а молодые бабушки, говорящие на современном русском литературном, слышали это «почуя» от своих бабушек и думают, что слово всем понятно. Самые умные дети поищут в словаре, но там не найти устаревшую форму деепричастия «почуя» от глагола «почуять», почти равного по значению нашему привычному «почуствовать». Лошадь почуяла запах снега, почувствовала, что сани тащить по снегу легче, чем телегу по осенней грязи…
    По определению Ф. Гегеля, «…поэтическое представление ставит перед нашим взором вместо абстрактной сущности конкретную ее реальность»[1], то есть чувственно воспринимаемые картины, те чувственные ассоциации и ощущения, которые возникают у нас в процессе чтения. При чтении мы представляем себе внешность, характеры и поступки людей, конкретные пейзажи, интерьеры, звуки, зимний холод, жару в пустыне, плеск волн и пение птиц и даже то, что считаем фантастическим, несуществующим, невероятным… Из всего этого складывается тот особый мир, который называют образом мира, художественной моделью реального мира. Именно эта модель приводит нас к пониманию мысли автора, того, что Гегель называет сущностью.
    Учителю необходимо твердо усвоить эту истину и сделать ее привычной данностью для учеников: в литературном произведении обязательно заключена идея, соразмерная личности автора, но прийти к пониманию этой идеи можно только вживаясь во все детали того образа мира, который этим автором создан.
    Нередко выяснение предметно-изобразительного смыслового пласта приводит к осознанию глубинного смысла текста. Поэтому первый этап работы над литературным произведением должен заключаться в возможно большей детализации предметно-изобразительной стороны образа мира, творимого автором. Для этого должны быть подробно объяснены значения всех слов, вещественные и коннотативные.
    Изучение во втором классе строфы (глава V, строфа 2) из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» принято начинать с объяснения устаревших слов, чтобы дети хорошо представляли себе, что такое дровни, как они выглядят, как может выглядеть крестьянин и почему он торжествует. Но выложенные в Интернет материалы уроков показывают, что объяснения даются недостаточно полные, создающие у детей ложные представления и, главное, не ведущие к пониманию истинного смысла текста.
    Результаты получаются неожиданные. Крестьянин в ярко красном свитере современной толстой вязки, розовый тулуп ямщика – это мелочи, но они, как шум, мешают увидеть истинную картину и понять смысл строфы, которую поэт создавал вовсе не ради количества строк к оплате и даже не ради живописности, развлекающей читателя длинного романа.
    За каждым словом стоят фоновые знания и чувственные ассоциации, которые для современников поэта были актуальны и обеспечивали взаимопонимание автора и читателя, а в сознании нынешних детей по ряду причин отсутствуют. Но есть также ряд причин, по которым мы не можем не изучать, пропустить такие «трудные» тексты, как в развитии эмбриона не может быть пропущен этап, связанный с древними формами развития жизни. Поэтому необходимо подготовить материалы для сенсорной поддержки ассоциативного фона – визуальной и, возможно, слуховой. Ведь если дети сами нарисуют неточно, неправильно, то учителю придется поправлять их, разрушая уже сложившееся впечатление. Изображения дровней, крестьянина XIX в. позволят достичь нужного понимания, не отягощая урок разбором неактуальных понятий и слов.

    О дровнях


    Дровни – не обязательно для дров, но это простейшие сани, низкие, иногда из пары бревен с настилом, в которых нет сиденья для ездока; когда нет груза, подпирающего спину, он правит полулежа. В интернете с трудом можно найти подходящие картинки, чтобы было видно, что крестьянин обновляет путь, т.е. прокладывает колею по свежему снегу. Не заказать ли новые картинки современным художникам, но только внимательным к пушкинскому слову?
    На дровнях можно поехать только очень недалеко, за дровами в ближайший лесок, к стогу запасенного на зиму сена, на речку, и не по большой дороге, а напрямик, полем или лесом, ведь дровни практически волочатся по снегу и опрокинуться почти невозможно… Лошадка крестьянина потому и лошадка, что не конь богатырский, а так себе… И одежда у крестьянина скорее всего домотканая, цвета неотбеленного полотна…
    Уяснив все эти детали, дети получат рисунок (реальный или словесный), где вся картинка будет выражена в бытовых тонах, где пространство будет ограничено деревней, ближайшим лесом, а дорога выглядеть как колея, прокладываемая по свежему снегу. На это намекает и восклицание, начинающего строфу: любой житель России может представить себя на месте автора и вспомнить, когда он, читатель, мог так восклицать.
    Скопление глухих согласных Крестьянин, торжествуя… поможет «услышать» скрип полозьев по снегу. Аллитерация в следующей строке, при соответствующей случаю работе учителя, создаст фон для контрастного выделения слова «путь»:
    На дровнях обновляет путь
    Один фрагмент требует вербальной актуализации на уроке: торжествуя, / На дровнях обновляет путь. Торжество крестьянина очевидно связано с окончанием осенних работ, хотя современные дети часто объясняют его радостью от первого снега. Иначе говоря, только закончив путь одного сезона, крестьянин тут же начинает новый путь: поэт сталкивает идеи начала и конца пути, подчеркивая сезонную, природную цикличность жизненного пути крестьянина, замкнутость траектории его движения.

    Ямщик – дальнобойщик прошлых веков


    Третья и четвертая строчки после уяснения всех значений дадут основание для более яркой картины: быстрое движение сравнивается с полетом, проиллюстрировано (в контраст с крестьянским скрипом) звонким артикуляционно-звуковым образом бразды взрывая (внимание, объясните детям, что взрывы тут ни при чем! Просто взрытые борозды остаются, а снег летит во все стороны от копыт и полозьев!); удалой ямщик (не просто кучер!) в красном кушаке возвышается над всем окружающим, – и все это создает совершенно иной звукоцветовой колорит и эмоциональный тон. Ямщики ездили по трактам между городами и возили по всему необъятному пространству России пассажиров и почту, выполняя роль нынешней железной дороги, авиации и автоводителей-«дальнобойщиков»; зимой съехать с тракта в поле или лесок было смертельно опасно: увязнув с лошадью в снегу, ямщик мог замерзнуть сам и погубить пассажира. Путь ямщика в данном тексте, в момент, который выхвачен из его жизни взглядом автора и читателя, – сам этот путь никак не назван, не закреплен и не ограничен. Мы не знаем, откуда и куда едет ямщик, а знаем только, что это его профессия – ехать, быть всегда в пути. Он тоже взрывает бразды по новому снегу, но как будто в бесконечности, и глагол-метафора летит только усиливает это впечатление.

    Игра в жизненный путь

    загруженное
    Учитель, не понимая особенностей лексикона детей XXI века, не считает нужным объяснять слова салазки и жучка, а зря. По современной картинке дети догадаются, но приблизительно. Старые, дореволюционные картинки изображают деревянные салазки-санки, а собачку обязательно черной, потому что жучка – это не кличка, а нарицательное, метафорическое по происхождению, наименование собаки, черной, как жук.
    Уяснив себе третью картинку, дети увидят, что та же триада – человек, животное и сани – представлена в ней в юмористическом ключе, как детская игра. У мальчика еще нет своего пути, ни цикличного, как у крестьянина, ни бесконечного, как у ямщика, он бегает[2] без цели и определенного направления, но он уже играет в путь.
    Сопоставив все три картинки, дети получат образ мира, заключенный в короткой строфе, как в осколке зеркала. В нем три настроения, три масштаба, три пространства объединены белым снегом, общим временем, сквозной идеей движения и символическим числом три.
    И тут мы вынуждены обратиться к еще одной стороне художественной образности – символичности искусства.

    Вечное движение

    0_1c2537_3c68a89e_XXL
    Понятие символа употребительно и в быту, и в науке, и в искусстве; в результате символ является одним из самых синкретичных и противоречивых понятий.
    Символ (от греч. symbolon)  – у древних греков условный вещественный опознавательный знак для членов определенной группы людей, тайного общества[3]. В искусстве это универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа и знака. Читателю надо постоянно иметь в виду, что искусство символично в принципе, а словесное искусство, благодаря силе означающего и изображающего слова, символично в наивысшей степени.
    Восходящее солнце является условным символом Японии, (поскольку условен отсчет меридианов и восход солнца происходит во всех странах), но универсальным символом начала; точно так же закат – универсальный символ конца, гора – высоты, ветер – свободы.

         Как правило, проблему для читателя представляют именно универсальные символы, которые кроются за самыми обычными вещами и не привлекают внимания: дом, окно, ПУТЬ, сани, собака, река, метель…

    Автор одного из словарей символов, Дж. Трессидер, сближает символику с бытовым сознанием: «Символы зачастую – просто изображения, имитирующие форму того существа или предмета, с которым они связаны. Их значения временами неожиданны, но чаще очевидны, так как основаны на некоем качестве, которое этим предметам или существам изначально присуще: лев – храбрость, скала – стойкость»[4].

         В нашей хрестоматийной, почти как народная песня, строфе обнаруживаются по крайней мере три многозначных и часто используемых символа: путь, окно и число три. Главное значение символа путь заключено в выражении «жизненный путь»; в пути мы встречаем Онегина впервые, потом нам описывают длинный путь Татьяны в Москву, а еще тайная глава о путешествии Онегина…

    Окно разделяет и одновременно соединяет два пространства – внутреннее, замкнутое (откуда мать грозит дворовому мальчику) и внешнее, открытое, куда этот мальчик уже вышел…

    Наконец, число три заключено и в трезубце Посейдона, и в трилистнике, и в Троице, встречается почти в каждой сказке; оно символизирует полноту и цельность, прошлое, настоящее и будущее, это и формула мироздания, и его духовное начало.

         Три персонажа, три пространства, три настроения, три пути, ни один не пересекается с другим, и только АВТОР видит всех троих… 

    В славянской культурной традиции значимы и сани как символ смерти, похоронного обряда, но, в отличие от первых трех символов, его стоит оставить для размышлений в более зрелом возрасте.

         Если учителю удастся донести до нынешнего второклассника, разумеется, в доступной ему форме, смысл строфы, которую механически заучивает в детстве вся Россия, то юный читатель романа, может быть, заметит, какое место в нем с первых же строк занимает движение в пространстве и во времени, и у каждого персонажа свой путь

    У каждого человека свой ПУТЬ, и разве не об этом весь роман?

    [1][1] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1958. Т. 14. С. 194.
    [2] Вот наглядный пример участия грамматических и лексико-грамматических значений в формировании смысла: здесь проявляется разница в значениях однонаправленных и разнонаправленных глаголов движения.
    [3] Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999. Цит. по: Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия. URL:http://slovari.yandex.ru/символ/Символы,%20знаки,%20эмблемы/Символ/.
    [4] Трессидер Дж. Словарь символов. М., 1999. См. также: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. М., 1996; Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995. С. 259–367; Адамчик B.B. Словарь символов и знаков. Минск, 2006; Бенуас Л. Знаки, символы и мифы. М., 2005; Генон Р. Царство количества и знаки времени. М., 1994; Жан Ж. Знаки и символы: Энциклопедия. М., 2005; Климович K. Во власти символов. М., 2006; Попова Н.Н. Античные и христианские символы. М., 2003; Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1997; Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Мифология: Энциклопедия / Сост. Т. Зарицкая. Минск, 2002; Иллюстриpoванная энциклопедия cимвoлов / Сост. А. Егазаров. М., 2007; Энциклoпедия cимвoлoв, знакoв, эмблем / Сост. В.Л. Телицын и др. М., 2005.

  2. Fruitybomb Ответить

    Каждый читал (а то и учил!) в школе вот этот отрывок из “Евгения Онегина”:
    Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
    На дровнях обновляет путь;
    Его лошадка, снег почуя,
    Плетется рысью как-нибудь;
    Бразды пушистые взрывая,
    Летит кибитка удалая;
    Ямщик сидит на облучке
    В тулупе, в красном кушаке.
    Вот бегает дворовый мальчик,
    В салазки жучку посадив,
    Себя в коня преобразив;
    Шалун уж заморозил пальчик:
    Ему и больно и смешно,
    А мать грозит ему в окно…
    Тут и взрослый человек призадумается не раз, а для школьника это вообще китайская грамота. Для меня же эти стихи Пушкина – удовольствие. Серым декабрьским днем, завернувшись в плед и попивая горячий чаек, можно перенестись в далекий неизведанный мир начала 19 века, где нам уже никогда не побывать. И хотя из примет времени тут только лошади и повозки, немного воображения – и ты уже ощущаешь себя невидимым наблюдателем, приоткрывающим шторку в мир не менее волшебный, чем во “Властелине колец”. Мир балов, пушек, гусар и крестьян, где ещё не существует не то что Интернета или компьютера – электрической лампочки! И так приятно при этом остаться в своем 21 веке. Помечтать о первом снеге, о радостях настоящий снежной зимы, зарядиться хорошим настроением, вылезти из своего пледа и вперед, идти спасать мир! Ну, или хоть посуду помыть.
    В общем, ближе к делу. Сейчас и смысл, и сила этих стихов скрыты под грудой непонятных слов. Разберёмся в этом кошмаре школьника:
    Бразды пушистые взрывая,
    Летит кибитка удалая;
    Бразды – здесь: борозды, те, которые остаются на снегу от колёс.
    Пушистые – потому что снег пушистый, еще не утоптанный.
    Взрывая – это не про взрывы, а от слова “рыть”. Колеса кибитки вскапывают, взрывают снег.
    Кибитка – крытая четырехколесная повозка.
    Удалая – смелая, лихая. Кибитка удалая, ведь она несется, летит!
    Ямщик сидит на облучке
    В тулупе, в красном кушаке.
    Ямщик – водитель повозки. Сидит он там, где ему и положено, на облучке, то есть специальном месте для ямщика в передней части повозки.
    Тулуп – зимняя верхняя одежда, чаще всего из овчины (овечьей шкуры), мехом вовнутрь.Кушак – пояс. Длинный тулуп, подпоясанный кушаком – типичная одежда ямщика.
    Вот бегает дворовый мальчик,
    В салазки жучку посадив,
    Себя в коня преобразив;
    Салазки – небольшие санки.
    Жучка – нарицательное имя дворняжки, поэтому и с маленькой буквы.
    Себя в коня преобразив – мальчик запрягся в сани, будто конь, и везет собачку.
    Шалун уж заморозил пальчик:
    Ему и больно и смешно,
    А мать грозит ему в окно…
    Заморозил пальчик – отморозил.
    Грозит ему в окно – грозит ему пальцем через окно, чтобы не баловался.
    Немного практики – и вы сами легко будете разбирать такие предложения. А что же с крестьянином? Неспроста и крестьянин, и лошадка были отложены на конец поста.
    Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
    На дровнях обновляет путь;Дровни – крестьянские сани, на которых возили дрова или сено.
    Обновляет путь – крестьянин едет на дровнях и прокладывает (а точнее обновляет уже существующий) путь по свежевыпавшему снегу.
    Что касается торжества, то здесь не обойтись без предыстории. В предыдущей строфе читаем:
    Зимы ждала, ждала природа.
    Снег выпал только в январеБез снега земля сильно промерзает, от этого могли остаться без урожая некоторые плодовые деревья, кустарники, а главное – погибнуть озимые сельскохозяйственные культуры. Озимые культуры (например, озимую пшеницу или рожь) сеют осенью, в течении зимы они прорастают, укрепляются, а летом они созревают несколько раньше яровых (то есть посеянных весной).
    Так что у крестьянина была очень существенная причина для торжества. Перейдем к лошадке.
    Его лошадка, снег почуя,
    Плетется рысью как-нибудь;Плетется – передвигается медленно, с трудом. По снегу лошади ходят осторожно, упираются, ведь неизвестно что под снегом.
    Рысь – так же , как шаг и галоп, – способы хода/бега лошади. Рысь – бег средней скорости, при котором ноги лошади передвигаются тем же способом, что при шаге.
    Слова понятны, но как можно плестись рысью и что за как-нибудь? Меня устраивает следующая версия. Плетется как-нибудь – значит кое-как плетется (из-за снега). А плетется рысью – потому что бежит слишком медленной, неторопливой рысью, вроде бега трусцой у человека. Особенно если крестьянин её все время подгоняет. Кибитки летят по уже известному пути (где борозды), а “плетущаяся” лошадь обновляет путь по свежевыпавшему снегу.
    Теперь самое время немного передохнуть, налить горячего чаю, включить воображение и перечитать стихи вновь.
    P.S. Вот так, котаны, стоит понимать данные стихи. Но это не точно.

  3. ININIINFD Ответить

    I

    В тот год осенняя погода
    Стояла долго на дворе,
    Зимы ждала, ждала природа.
    Снег выпал только в январе
    На третье в ночь. Проснувшись рано,
    В окно увидела Татьяна
    Поутру побелевший двор,
    Куртины, кровли и забор,
    На стеклах легкие узоры,
    Деревья в зимнем серебре,
    Сорок веселых на дворе
    И мягко устланные горы
    Зимы блистательным ковром.
    Все ярко, все бело кругом.

    II

    Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
    На дровнях обновляет путь;
    Его лошадка, снег почуя,
    Плетется рысью как-нибудь;
    Бразды пушистые взрывая,
    Летит кибитка удалая;
    Ямщик сидит на облучке
    В тулупе, в красном кушаке.
    Вот бегает дворовый мальчик,
    В салазки жучку посадив,
    Себя в коня преобразив;
    Шалун уж заморозил пальчик:
    Ему и больно и смешно,
    А мать грозит ему в окно…

    III

    Но, может быть, такого рода
    Картины вас не привлекут:
    Все это низкая природа;
    Изящного не много тут.
    Согретый вдохновенья богом,
    Другой поэт роскошным слогом
    Живописал нам первый снег
    И все оттенки зимних нег; 27
    Он вас пленит, я в том уверен,
    Рисуя в пламенных стихах
    Прогулки тайные в санях;
    Но я бороться не намерен
    Ни с ним покамест, ни с тобой,
    Певец финляндки молодой! 28

    IV

    Татьяна (русская душою,
    Сама не зная почему)
    С ее холодною красою
    Любила русскую зиму,
    На солнце иний в день морозный,
    И сани, и зарею поздной
    Сиянье розовых снегов,
    И мглу крещенских вечеров.
    По старине торжествовали
    В их доме эти вечера:
    Служанки со всего двора
    Про барышень своих гадали
    И им сулили каждый год
    Мужьев военных и поход.

    V

    Татьяна верила преданьям
    Простонародной старины,
    И снам, и карточным гаданьям,
    И предсказаниям луны.
    Ее тревожили приметы;
    Таинственно ей все предметы
    Провозглашали что-нибудь,
    Предчувствия теснили грудь.
    Жеманный кот, на печке сидя,
    Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
    То несомненный знак ей был,
    Что едут гости. Вдруг увидя
    Младой двурогий лик луны
    На небе с левой стороны,

    VI

    Она дрожала и бледнела.
    Когда ж падучая звезда
    По небу темному летела
    И рассыпалася, ? тогда
    В смятенье Таня торопилась,
    Пока звезда еще катилась,
    Желанье сердца ей шепнуть.
    Когда случалось где-нибудь
    Ей встретить черного монаха
    Иль быстрый заяц меж полей
    Перебегал дорогу ей,
    Не зная, что начать со страха,
    Предчувствий горестных полна,
    Ждала несчастья уж она.

    VII

    Что ж? Тайну прелесть находила
    И в самом ужасе она:
    Так нас природа сотворила,
    К противуречию склонна.
    Настали святки. То-то радость!
    Гадает ветреная младость,
    Которой ничего не жаль,
    Перед которой жизни даль
    Лежит светла, необозрима;
    Гадает старость сквозь очки
    У гробовой своей доски,
    Все потеряв невозвратимо;
    И все равно: надежда им
    Лжет детским лепетом своим.

    VIII

    Татьяна любопытным взором
    На воск потопленный глядит:
    Он чудно вылитым узором
    Ей что-то чудное гласит;
    Из блюда, полного водою,
    Выходят кольцы чередою;
    И вынулось колечко ей
    Под песенку старинных дней:
    «Там мужички-то всё богаты,
    Гребут лопатой серебро;
    Кому поем, тому добро
    И слава!» Но сулит утраты
    Сей песни жалостный напев;
    Милей кошурка сердцу дев 29.

    IX

    Морозна ночь, все небо ясно;
    Светил небесных дивный хор
    Течет так тихо, так согласно…
    Татьяна на широкой двор
    В открытом платьице выходит,
    На месяц зеркало наводит;
    Но в темном зеркале одна
    Дрожит печальная луна…
    Чу… снег хрустит… прохожий; дева
    К нему на цыпочках летит,
    И голосок ее звучит
    Нежней свирельного напева:
    Как ваше имя? 30 Смотрит он
    И отвечает: Агафон.

    X

    Татьяна, по совету няни
    Сбираясь ночью ворожить,
    Тихонько приказала в бане
    На два прибора стол накрыть;
    Но стало страшно вдруг Татьяне…
    И я ? при мысли о Светлане
    Мне стало страшно ? так и быть…
    С Татьяной нам не ворожить.
    Татьяна поясок шелковый
    Сняла, разделась и в постель
    Легла. Над нею вьется Лель,
    А под подушкою пуховой
    Девичье зеркало лежит.
    Утихло все. Татьяна спит.

    XI

    И снится чудный сон Татьяне.
    Ей снится, будто бы она
    Идет по снеговой поляне,
    Печальной мглой окружена;
    В сугробах снежных перед нею
    Шумит, клубит волной своею
    Кипучий, темный и седой
    Поток, не скованный зимой;
    Две жердочки, склеены льдиной,
    Дрожащий, гибельный мосток,
    Положены через поток;
    И пред шумящею пучиной,
    Недоумения полна,
    Остановилася она.

    XII

    Как на досадную разлуку,
    Татьяна ропщет на ручей;
    Не видит никого, кто руку
    С той стороны подал бы ей;
    Но вдруг сугроб зашевелился.
    И кто ж из-под него явился?
    Большой, взъерошенный медведь;
    Татьяна ах! а он реветь,
    И лапу с острыми когтями
    Ей протянул; она скрепясь
    Дрожащей ручкой оперлась
    И боязливыми шагами
    Перебралась через ручей;
    Пошла ? и что ж? медведь за ней!

    XIII

    Она, взглянуть назад не смея,
    Поспешный ускоряет шаг;
    Но от косматого лакея
    Не может убежать никак;
    Кряхтя, валит медведь несносный;
    Пред ними лес; недвижны сосны
    В своей нахмуренной красе;
    Отягчены их ветви все
    Клоками снега; сквозь вершины
    Осин, берез и лип нагих
    Сияет луч светил ночных;
    Дороги нет; кусты, стремнины
    Метелью все занесены,
    Глубоко в снег погружены.

    XIV

    Татьяна в лес; медведь за нею;
    Снег рыхлый по колено ей;
    То длинный сук ее за шею
    Зацепит вдруг, то из ушей
    Златые серьги вырвет силой;
    То в хрупком снеге с ножки милой
    Увязнет мокрый башмачок;
    То выронит она платок;
    Поднять ей некогда; боится,
    Медведя слышит за собой,
    И даже трепетной рукой
    Одежды край поднять стыдится;
    Она бежит, он все вослед,
    И сил уже бежать ей нет.

    XV

    Упала в снег; медведь проворно
    Ее хватает и несет;
    Она бесчувственно-покорна,
    Не шевельнется, не дохнет;
    Он мчит ее лесной дорогой;
    Вдруг меж дерев шалаш убогой;
    Кругом все глушь; отвсюду он
    Пустынным снегом занесен,
    И ярко светится окошко,
    И в шалаше и крик и шум;
    Медведь промолвил: «Здесь мой кум:
    Погрейся у него немножко!»
    И в сени прямо он идет
    И на порог ее кладет.

    XVI

    Опомнилась, глядит Татьяна:
    Медведя нет; она в сенях;
    За дверью крик и звон стакана,
    Как на больших похоронах;
    Не видя тут ни капли толку,
    Глядит она тихонько в щелку,
    И что же видит?.. за столом
    Сидят чудовища кругом:
    Один в рогах с собачьей мордой,
    Другой с петушьей головой,
    Здесь ведьма с козьей бородой,
    Тут остов чопорный и гордый,
    Там карла с хвостиком, а вот
    Полужуравль и полукот.

    XVII

    Еще страшней, еще чуднее:
    Вот рак верхом на пауке,
    Вот череп на гусиной шее
    Вертится в красном колпаке,
    Вот мельница вприсядку пляшет
    И крыльями трещит и машет;
    Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
    Людская молвь и конской топ! 31
    Но что подумала Татьяна,
    Когда узнала меж гостей
    Того, кто мил и страшен ей,
    Героя нашего романа!
    Онегин за столом сидит
    И в дверь украдкою глядит.

    XVIII

    Он знак подаст ? и все хлопочут;
    Он пьет ? все пьют и все кричат;
    Он засмеется ? все хохочут;
    Нахмурит брови ? все молчат;
    Он там хозяин, это ясно:
    И Тане уж не так ужасно,
    И, любопытная, теперь
    Немного растворила дверь…
    Вдруг ветер дунул, загашая
    Огонь светильников ночных;
    Смутилась шайка домовых;
    Онегин, взорами сверкая,
    Из-за стола, гремя, встает;
    Все встали: он к дверям идет.

    XIX

    И страшно ей; и торопливо
    Татьяна силится бежать:
    Нельзя никак; нетерпеливо
    Метаясь, хочет закричать:
    Не может; дверь толкнул Евгений:
    И взорам адских привидений
    Явилась дева; ярый смех
    Раздался дико; очи всех,
    Копыты, хоботы кривые,
    Хвосты хохлатые, клыки,
    Усы, кровавы языки,
    Рога и пальцы костяные,
    Всё указует на нее,
    И все кричат: мое! мое!

    XX

    Мое! ? сказал Евгений грозно,
    И шайка вся сокрылась вдруг;
    Осталася во тьме морозной
    Младая дева с ним сам-друг;
    Онегин тихо увлекает 32
    Татьяну в угол и слагает
    Ее на шаткую скамью
    И клонит голову свою
    К ней на плечо; вдруг Ольга входит,
    За нею Ленский; свет блеснул;
    Онегин руку замахнул,
    И дико он очами бродит,
    И незваных гостей бранит;
    Татьяна чуть жива лежит.

    XXI

    Спор громче, громче; вдруг Евгений
    Хватает длинный нож, и вмиг
    Повержен Ленский; страшно тени
    Сгустились; нестерпимый крик
    Раздался… хижина шатнулась…
    И Таня в ужасе проснулась…
    Глядит, уж в комнате светло;
    В окне сквозь мерзлое стекло
    Зари багряный луч играет;
    Дверь отворилась. Ольга к ней,
    Авроры северной алей
    И легче ласточки, влетает;
    «Ну, говорит, скажи ж ты мне,
    Кого ты видела во сне?»

    XXII

    Но та, сестры не замечая,
    В постеле с книгою лежит,
    За листом лист перебирая,
    И ничего не говорит.
    Хоть не являла книга эта
    Ни сладких вымыслов поэта,
    Ни мудрых истин, ни картин,
    Но ни Виргилий, ни Расин,
    Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека,
    Ни даже Дамских Мод Журнал
    Так никого не занимал:
    То был, друзья, Мартын Задека 33,
    Глава халдейских мудрецов,
    Гадатель, толкователь снов.

    XXIII

    Сие глубокое творенье
    Завез кочующий купец
    Однажды к ним в уединенье
    И для Татьяны наконец
    Его с разрозненной «Мальвиной»
    Он уступил за три с полтиной,
    В придачу взяв еще за них
    Собранье басен площадных,
    Грамматику, две Петриады
    Да Мармонтеля третий том.
    Мартын Задека стал потом
    Любимец Тани… Он отрады
    Во всех печалях ей дарит
    И безотлучно с нею спит.

    XXIV

    Ее тревожит сновиденье.
    Не зная, как его понять,
    Мечтанья страшного значенье
    Татьяна хочет отыскать.
    Татьяна в оглавленье кратком
    Находит азбучным порядком
    Слова: бор, буря, ведьма, ель,
    Еж, мрак, мосток, медведь, метель
    И прочая. Ее сомнений
    Мартын Задека не решит;
    Но сон зловещий ей сулит
    Печальных много приключений.
    Дней несколько она потом
    Все беспокоилась о том.

    XXV

    Но вот багряною рукою 34
    Заря от утренних долин
    Выводит с солнцем за собою
    Веселый праздник именин.
    С утра дом Лариных гостями
    Весь полон; целыми семьями
    Соседи съехались в возках,
    В кибитках, в бричках и в санях.
    В передней толкотня, тревога;
    В гостиной встреча новых лиц,
    Лай мосек, чмоканье девиц,
    Шум, хохот, давка у порога,
    Поклоны, шарканье гостей,
    Кормилиц крик и плач детей.

    XXVI

    С своей супругою дородной
    Приехал толстый Пустяков;
    Гвоздин, хозяин превосходный,
    Владелец нищих мужиков;
    Скотинины, чета седая,
    С детьми всех возрастов, считая
    От тридцати до двух годов;
    Уездный франтик Петушков,
    Мой брат двоюродный, Буянов,
    В пуху, в картузе с козырьком 35
    (Как вам, конечно, он знаком),
    И отставной советник Флянов,
    Тяжелый сплетник, старый плут,
    Обжора, взяточник и шут.

    XXVII

    С семьей Панфила Харликова
    Приехал и мосье Трике,
    Остряк, недавно из Тамбова,
    В очках и в рыжем парике.
    Как истинный француз, в кармане
    Трике привез куплет Татьяне
    На голос, знаемый детьми:
    Reveillez vous, belle endormie.
    Меж ветхих песен альманаха
    Был напечатан сей куплет;
    Трике, догадливый поэт,
    Его на свет явил из праха,
    И смело вместо belle Nina
    Поставил belle Tatiana.

    XXVIII

    И вот из ближнего посада
    Созревших барышень кумир,
    Уездных матушек отрада,
    Приехал ротный командир;
    Вошел… Ах, новость, да какая!
    Музыка будет полковая!
    Полковник сам ее послал.
    Какая радость: будет бал!
    Девчонки прыгают заране; 36
    Но кушать подали. Четой
    Идут за стол рука с рукой.
    Теснятся барышни к Татьяне;
    Мужчины против; и, крестясь,
    Толпа жужжит, за стол садясь.

    XXIX

    На миг умолкли разговоры;
    Уста жуют. Со всех сторон
    Гремят тарелки и приборы
    Да рюмок раздается звон.
    Но вскоре гости понемногу
    Подъемлют общую тревогу.
    Никто не слушает, кричат,
    Смеются, спорят и пищат.
    Вдруг двери настежь. Ленский входит,
    И с ним Онегин. «Ах, творец! ?
    Кричит хозяйка: ? наконец!»
    Теснятся гости, всяк отводит
    Приборы, стулья поскорей;
    Зовут, сажают двух друзей.

    XXX

    Сажают прямо против Тани,
    И, утренней луны бледней
    И трепетней гонимой лани,
    Она темнеющих очей
    Не подымает: пышет бурно
    В ней страстный жар; ей душно, дурно;
    Она приветствий двух друзей
    Не слышит, слезы из очей
    Хотят уж капать; уж готова
    Бедняжка в обморок упасть;
    Но воля и рассудка власть
    Превозмогли. Она два слова
    Сквозь зубы молвила тишком
    И усидела за столом.

    XXXI

    Траги-нервичсских явлений,
    Девичьих обмороков, слез
    Давно терпеть не мог Евгений:
    Довольно их он перенес.
    Чудак, попав на пир огромный,
    Уж был сердит. Но девы томной
    Заметя трепетный порыв,
    С досады взоры опустив,
    Надулся он и, негодуя,
    Поклялся Ленского взбесить
    И уж порядком отомстить.
    Теперь, заране торжествуя,
    Он стал чертить в душе своей
    Карикатуры всех гостей.

    XXXII

    Конечно, не один Евгений
    Смятенье Тани видеть мог;
    Но целью взоров и суждений
    В то время жирный был пирог
    (К несчастию, пересоленный);
    Да вот в бутылке засмоленной,
    Между жарким и блан-манже,
    Цимлянское несут уже;
    За ним строй рюмок узких, длинных,
    Подобно талии твоей,
    Зизи, кристалл души моей,
    Предмет стихов моих невинных,
    Любви приманчивый фиал,
    Ты, от кого я пьян бывал!

    XXXIII

    Освободясь от пробки влажной,
    Бутылка хлопнула; вино
    Шипит; и вот с осанкой важной,
    Куплетом мучимый давно,
    Трике встает; пред ним собранье
    Хранит глубокое молчанье.
    Татьяна чуть жива; Трике,
    К ней обратясь с листком в руке,
    Запел, фальшивя. Плески, клики
    Его приветствуют. Она
    Певцу присесть принуждена;
    Поэт же скромный, хоть великий,
    Ее здоровье первый пьет
    И ей куплет передает.

    XXXIV

    Пошли приветы, поздравленья;
    Татьяна всех благодарит.
    Когда же дело до Евгенья
    Дошло, то девы томный вид,
    Ее смущение, усталость
    В его душе родили жалость:
    Он молча поклонился ей,
    Но как-то взор его очей
    Был чудно нежен. Оттого ли,
    Что он и вправду тронут был,
    Иль он, кокетствуя, шалил,
    Невольно ль, иль из доброй воли,
    Но взор сей нежность изъявил:
    Он сердце Тани оживил.

    XXXV

    Гремят отдвинутые стулья;
    Толпа в гостиную валит:
    Так пчел из лакомого улья
    На ниву шумный рой летит.
    Довольный праздничным обедом,
    Сосед сопит перед соседом;
    Подсели дамы к камельку;
    Девицы шепчут в уголку;
    Столы зеленые раскрыты:
    Зовут задорных игроков
    Бостон и ломбер стариков,
    И вист, доныне знаменитый,
    Однообразная семья,
    Все жадной скуки сыновья.

    XXXVI

    Уж восемь робертов сыграли
    Герои виста; восемь раз
    Они места переменяли;
    И чай несут. Люблю я час
    Определять обедом, чаем
    И ужином. Мы время знаем
    В деревне без больших сует:
    Желудок ? верный наш брегет;
    И кстати я замечу в скобках,
    Что речь веду в моих строфах
    Я столь же часто о пирах,
    О разных кушаньях и пробках,
    Как ты, божественный Омир,
    Ты, тридцати веков кумир!

    XXXVII. XXXVIII. XXXIX

    Но чай несут; девицы чинно
    Едва за блюдички взялись,
    Вдруг из-за двери в зале длинной
    Фагот и флейта раздались.
    Обрадован музыки громом,
    Оставя чашку чаю с ромом,
    Парис окружных городков,
    Подходит к Ольге Петушков,
    К Татьяне Ленский; Харликову,
    Невесту переспелых лет,
    Берет тамбовский мой поэт,
    Умчал Буянов Пустякову,
    И в залу высыпали все.
    И бал блестит во всей красе.

    XL

    В начале моего романа
    (Смотрите первую тетрадь)
    Хотелось вроде мне Альбана
    Бал петербургский описать;
    Но, развлечен пустым мечтаньем,
    Я занялся воспоминаньем
    О ножках мне знакомых дам.
    По вашим узеньким следам,
    О ножки, полно заблуждаться!
    С изменой юности моей
    Пора мне сделаться умней,
    В делах и в слоге поправляться,
    И эту пятую тетрадь
    От отступлений очищать.

    XLI

    Однообразный и безумный,
    Как вихорь жизни молодой,
    Кружится вальса вихорь шумный;
    Чета мелькает за четой.
    К минуте мщенья приближаясь,
    Онегин, втайне усмехаясь,
    Подходит к Ольге. Быстро с ней
    Вертится около гостей,
    Потом на стул ее сажает,
    Заводит речь о том о сем;
    Спустя минуты две потом
    Вновь с нею вальс он продолжает;
    Все в изумленье. Ленский сам
    Не верит собственным глазам.

    XLII

    Мазурка раздалась. Бывало,
    Когда гремел мазурки гром,
    В огромной зале все дрожало,
    Паркет трещал под каблуком,
    Тряслися, дребезжали рамы;
    Теперь не то: и мы, как дамы,
    Скользим по лаковым доскам.
    Но в городах, по деревням
    Еще мазурка сохранила
    Первоначальные красы:
    Припрыжки, каблуки, усы
    Всё те же: их не изменила
    Лихая мода, наш тиран,
    Недуг новейших россиян.

    XLIII. XLIV

    Буянов, братец мой задорный,
    К герою нашему подвел
    Татьяну с Ольгою; проворно
    Онегин с Ольгою пошел;
    Ведет ее, скользя небрежно,
    И, наклонясь, ей шепчет нежно
    Какой-то пошлый мадригал,
    И руку жмет ? и запылал
    В ее лице самолюбивом
    Румянец ярче. Ленский мой
    Все видел: вспыхнул, сам не свой;
    В негодовании ревнивом
    Поэт конца мазурки ждет
    И в котильон ее зовет.

    XLV

    Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?
    Да Ольга слово уж дала
    Онегину. О боже, боже!
    Что слышит он? Она могла…
    Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
    Кокетка, ветреный ребенок!
    Уж хитрость ведает она,
    Уж изменять научена!
    Не в силах Ленский снесть удара;
    Проказы женские кляня,
    Выходит, требует коня
    И скачет. Пистолетов пара,
    Две пули ? больше ничего ?
    Вдруг разрешат судьбу его.

  4. Ariuntrius Ответить

    Роман в стихах «Евгений Онегин»


    Крестьянин — сущ., (кто? что?) крестьянин;
    I.   Нариц., одуш., м.р., 2 скл.;
    II.    В им.п., ед.ч.;
    III.    Обновляет (кто?) крестьянин.
    Бразда — сущ.,(кто? что?) бразды;
    I.   Нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.;
    II.    В в.п., мн.ч.;
    III.    Взрывая (что?) бразды.
    Облучок — сущ. (кто? что?)облучок;
    I.           Нариц., неодуш., м.р., 2 скл.;
    II.         В п.п., ед.ч.;
    III.   Сидит (г д е ?) на облучке.
    Салазки — сущ., (кто? что?) салазки;
    I.   Нариц., неодуш., 1 скл., мн.ч.;
    II.    В вин. п.;
    III.    Посадив (к у д а ?) в салазки. Жучку — сущ., (кто? что?) Жучка; I. Собств., одуш., ж.р., 1 скл.;
    II.    В вин.п., ед.ч.;
    III.    Посадив (кого?) Жучку.

    (Повеств.,    невоскл.,    бессоюзное  сложное предложение, 1)   двусост, распростр. осложн.     обособл. обстоятельством,     выраженным     деепричастием, полн. 2) двусост, распр.,  осложн. обособл. обстоятельством, выраженным деепри­частием полн.;   3) двусост,   распр.,   осложн.   обособл.   обстоятельством,   вы­раженным деепричастием, полн.; 4) двусост, распр., осложн. однор. допол­ нениями, полн.)
    Конкретные сущ.
    Зима, крестьянин, дровни, лошад­ка, бразды, кибитка, ямщик, облу­чок, тулуп, кушак, мальчик, салаз­ки, Жучка, конь, шалун, пальчик, мать, окно, путь.
    веществ. – снег

  5. Karisar Ответить

    Смотреть что такое “ДРОВНИ” в других словарях:

    дровни — дровешки, дровенки, дровнишки, сани Словарь русских синонимов. дровни сущ., кол во синонимов: 4 • дровенки (2) • … Словарь синонимов
    ДРОВНИ — сани с плоским настилом для перевозки грузов … Большой Энциклопедический словарь
    ДРОВНИ — ДРОВНИ, дровней, ед. нет. Крестьянские сани без кузова для перевозки дров, грузов. «Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
    дровни — дровни, род. дровней и допустимо дровней … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
    Дровни — Дровни  крестьянские сани без кузова. Запрягались лошадью. Использовались как средство для перевозки дров, леса и других грузов, иногда людей. Зима!… Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь… (Пушкин А. С. Евгений Онегин )… … Википедия
    дровни — ей и ей; мн. Крестьянские сани без кузова для перевозки дров, сена и т.п. Доверху нагрузить д. Ехать на дровнях. * Зима!.. Крестьянин торжествуя На дровнях обновляет путь (Пушкин). * * * дровни сани с плоским настилом для перевозки грузов. * * *… … Энциклопедический словарь
    ДРОВНИ — Кто с дровней, кто с сеней. Новг. О людях, приехавших из разных мест куда л. СРНГ 36, 119. Дровни лычить. Сиб. Ездить свататься. СФС, 68; ФСС, 108. Бить (лопать, хломать) дровнями. Пск. Неодобр. Болтать, пустословить, много говорить. ПОС 9, 212.… … Большой словарь русских поговорок
    Дровни — мн. Крестьянские сани без кузова для перевозки дров, сена и т.п. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
    дровни — дровни, дровней, дровням, дровни, дровнями, дровнях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
    дровни — др овни, ей … Русский орфографический словарь

  6. AndroMaster Ответить

    Абдулова Джюме Сиражутдиновна
    Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Разучивание стихотворения А. С. Пушкина «Зима! Крестьянин, торжествуя»
    Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, двигательная.
    Цели: развитие логического мышления и наблюдательности, умения чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; воспитание интереса к русской литературе при подборе эпитетов, метафор для описания зимнего пейзажа.
    Словарная работа: чародейка, волшебница, бахрома, неподвижный, непробудный.
    Организация непосредственно
    образовательной деятельности
    I. Введение в игровую ситуацию. Организационный момент.

    Ребята, какое у нас сейчас время года (Ответы детей, послушайте стихотворения замечательных поэтов о зиме. Кто авторы этих стихов? (Пушкин, Некрасов, Тютчев.)
    II. Актуализация знаний и умений.
    Беседа «Подбери картину к стихотворению»
    III. Затруднение в ситуации
    Воспитатель: Какое стихотворение больше понравилось? Почему? Какая картина подходит к стихотворению?
    IV. Открытие нового знания или способа действий
    А сейчас послушайте стихотворение Н. А. Некрасова:
    Зима! Крестьянин, торжествуя,
    На дровнях обновляет путь.
    Его лошадка, снег почуя,
    Плетется рысью как-нибудь.
    Вот бегает дворовый мальчик,
    В салазки жучку посадив,
    Себя в коня преобразив,
    Малыш уж заморозил пальчик,
    Ему и больно и смешно,
    А мать грозит ему в окно.
    – Найдите картинку, близкую по смыслу стихотворению.
    – Найдите картинку, больше всего понравившуюся вам.
    Разучивание стихотворения.
    Физкультминутка.
    На зарядку солнышко
    Пробуждает нас,
    Поднимаем руки мы
    По команде «Раз!».
    А над нами весело
    Шелестит листва,
    Опускаем руки мы
    По команде «Два!».
    V. Включение нового знания в систему знаний.
    Игра «Найди ошибку».
    Мама пришел домой поздно. Он ушла покупать елочные игрушки. На столе горячее кофе. Все дети в карнавальных платьях. Стой здесь, Дима. У меня 5 синих карандашов.
    Игра «Придумай предложение с опорными словами».
    Мальчик, снеговик, лепить, двор, во; лыжи, коньки, парк, кататься, в, дети, на.
    VI. Осмысление (итог)
    Предложить детям нарисовать иллюстрации к произведению.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для ININIINFD Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *