На какие вопросы отвечают падежи в русском языке?

10 ответов на вопрос “На какие вопросы отвечают падежи в русском языке?”

  1. ZzMaster Ответить

    Падеж — это характеристика, обозначающая вид, в котором находится имя существительное, обозначающая его соотношение с другим объектом или лицом, определяющая его действие, состояние или признак.
    Более сложное понятие падежа звучит так:
    Падеж — меняющаяся характеристика грамматики русского языка, которая соответствует она существительному, местоимению, числительному или прилагательному, а также их гибридам, определяющая их значение в предложении относительно семантического или синтаксического положения.
    Падежи помогают связывать части речи между собой, наделяя предложение или словосочетание определённой мыслью. Визуально она и выражается при помощи текста посредством трансформации формы слова. Для наглядности можно сравнить:
    месяц, овины, жёлтый, лик, солнце, ясное;
    Прячет месяц за овинами жёлтый лик от солнца ярого.
    В первом случае употреблён набор слов, которые ничем не связаны и потому представляют собой бессмысленное перечисление. Во втором — части речи изменены, мысль изложена чётко и ясно, этому способствовали падежи.
    Всего существует 6 падежей, которые характеризуются определённым окончанием. Тот или иной падеж можно определить, задав соответствующий вопрос, или распознать по присутствию определённых предлогов. В представленной таблице указаны все существующие падежи, определяющие их вопросы и соответствующие предлоги, если таковые должны быть.

    Таблица падежей

    ПАДЕЖ
    ВОПРОС
    ПРЕДЛОГИ
    Именительный
    (есть)
    кто? что?

    Родительный
    (нет)
    кого? чего?
    с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме
    Дательный
    (дать)
    кому? чему?
    к, по, благодаря, вопреки, согласно
    Винительный
    (вижу)
    кого? что?
    под, за, про, через, в, на, во
    Творительный
    (доволен)
    кем? чем?
    с, со, за, над, под, между, перед
    Предложный
    (думать)
    о ком? о чем?
    в, о, об, на, при, по

    Падежи в русском языке (таблица с вопросами и окончаниями)


    Перед тем, как разобрать отдельно каждый падеж на примере конкретных слов, ещё раз вспомним терминологию этого слова и соотнесём её с существительным.
    Падеж — это форма существительного, которая изменяет его и выявляет отношение его к другому предмету, человеку, действию или событию, создавая смысловую связь в предложении или словосочетании.

    Падежи существительных. Падежные предлоги

    Именительный падеж

    Именительный падеж является базовой или начальной формой названия предмета. Применяется для обозначения объекта, в именительном падеже слово всегда будет выражать ответ на вопрос кто? или что?
    Кто? мам-а, заяц_, врач_;
    Что? ручк-а, солнц-е, пруд_, тиш-ь.

    Предлоги при употреблении слова в именительном падеже не используются. Он относится к категории прямого падежа (остальные называются косвенными). В предложении существительное, находящееся в именительном падеже является подлежащим или частью сказуемого.
    Эта книга мне очень понравилась. («книга» в именительном падеже, является подлежащим)
    Собака — лучший друг человека. («друг» — часть сказуемого)

    Родительный падеж

    Обозначает притяжение или принадлежность предмета к другому предмету или лицу, отвечает на вопросы кого? чего?
    (нет) кого? мам-ы, зайц-а, врач-а;
    (нет) чего? ручк-и, солнц-а, пруд-а, тиш-и.

    Этот падеж относится к категории косвенных и может употребляться и с предлогами и без них. Пример:
    (нет чего?) ручки — отломился у (чего?) ручки.
    Чтобы более точно связать по смыслу существительное с другим словом, используются предлоги. Если существительное находится в родительном падеже, то ему будут соответствовать предлоги без, из, вокруг, с, около, у, после, от, для, до.
    Примеры:
    ходить без шляпы;
    узнать из книги;
    шагать вокруг здания;
    спросить у прохожего;
    отойти от подъезда;
    дотянуться до плеча.

    Дательный падеж

    Используется в сочетании с глаголами, которые обозначают действие по отношению к данному предмету, ему соответствуют вопросы: кому? или чему?
    Даю (кому?) мам-е, зайц-у, врач-у;
    Даю (чему?) ручк-е, солнц-у, пруд-у, тиш-и.

    Этому падежу (который является также косвенным) соответствуют предлоги к (ко), по, согласно, вопреки, вслед, подобно.
    Подбежать к сестре;
    действовать согласно убеждению;
    поехать навстречу поезду;
    сделать вопреки совету.

    Винительный падеж

    Существительное в винительном падеже указывает на объект действия, употребляется в сочетании с глаголом, ему соответствуют вопросы: кого? или что?
    Виню (кого?) мам-у, зайц-а, врач-а;
    виню (что?) ручк-у, солнц-е, пру-д, тиш-ь.

    Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в винительном падеже: с (со), через, в (во), о (об), на, сквозь, под, про, через, по, за.
    Пронести через года;
    говорить про себя;
    подсматривать сквозь стекло;
    танцевать под музыку;
    отомстил за отца.
    Некоторые из этих предлогов (на, под, за, в) уточняют направление совершаемого на предмет действия:
    спрятал (во что?) в коробку;
    положил (на что?) на коробку;
    поставил (за что?) за коробку;
    подогнал (под что?) под коробку.

    Творительный падеж

    Существительное, находящееся в творительном падеже, обозначает объект, которым производят действие на другой предмет, он определяется вопросами: кем? или чем?
    Доволен (кем?) мам-ой, зайц-ем, врач-ом;
    доволен (чем?) ручк-ой, солнц-ем, пруд-ом, тишь-ю.

    Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в творительном падеже: за, с (со), между, под, над, перед, вместе с, в связи с, согласно с.
    Говорить с гордостью;
    летать над землёй;
    задуматься перед покупкой;
    приглядывать за ребёнком;
    смеяться вместе с бабушкой;
    стоять между деревьями;
    остановиться в связи с правилами.

    Предложный падеж

    Стоящее в предложном падеже, имя существительное отвечает на вопросы о ком? о чём?
    Думаю (о ком?) о мам-е, зайц-е, врач-е;
    Думаю (о чём?) о ручк-е, о солнц-е, о пруд-е, о тиш-и.

    Употребляемые предлоги, если существительное стоит в предложном падеже: по, на, о (об), в, при.
    Основать при кафедре;
    ходить в музее;
    сидеть на скамейке;
    рассказать о фильме;
    плавать на катере.
    Склонять по падежам можно, как неодушевлённые существительные, так и одушевлённые. В первом случае, они будут отвечать на вопрос Что? и соответствующие ему. Одушевлённым же соответствуют вопрос Кто? и соответствующие.

    Определение падежа существительного


    Падеж имени существительного можно обозначить, если следовать по следующей схеме:
    сначала находится связанное слово с определяемым существительным;
    затем от найденного слова (оно может быть выражено любой частью речи) к определяемому существительному задаётся вопрос.
    Окончание и предлог также помогут правильно выявить падеж.
    Пошёл гулять в сквер.
    Гулять (во что?) в сквер — в.п.
    На небе давно нет солнца.
    Давно нет (чего?) солнца — р.п.
    Прикоснуться ко лбу.
    Прикоснуться (к чему?) ко лбу — д.п.
    За окном поднимается солнце.
    (Что?) солнце (что делает?) поднимается — и.п.
    Удивлён происходящими событиями.
    Удивлён (чем?) событиями — т.п.
    Увлечённо рассказывать о походе.
    Рассказывать (о чём?) о походе — п.п.
    Падежи соответствуют склонениям именных частей речи. Типы склонений, правила их определения узнать можно здесь.
    Кроме основных шести падежей, существуют ещё, многим неизвестные, девять падежей русского языка.

  2. gamERROR*channelik Ответить


    В третьем классе ученики знакомятся с понятием «падеж» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам. Не смотря на то, что в школьной программе изучают всего 6 падежей, для детей эта тема — одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе. Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, чтобы верно определить падеж существительного в тексте. Зачем определять падеж? Чтобы в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.
    Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются (склоняются) по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам. В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.
    Падежи уточняют роль имен существительных и их связь с другими словами в предложении.

    Список падежей

    Именительный
    Родительный
    Дательный
    Винительный
    Творительный
    Предложный
    Сухие названия падежей ребенку запомнить очень сложно. Ему нужны ассоциации. Поэтому знакомство ребенка с падежами можно начать со сказки.

    Сказка про падежи

    Жил был Падеж.
    Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный.
    Родился – стал Родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
    Он был малышом, ему давали еду и игрушки, и он стал Дательным.
    Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он становился Винительным.
    Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его Творительным.
    Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь Предложным.
    Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели:
    Именительный, Родительный,
    Дательный, Винительный,
    Творительный, Предложный.
    Для запоминания порядка пажедей используйте мнемотехническую фразу:
    Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.

    Таблица падежей русского языка

    Название падежей
    Слова-подсказки
    Вопросы падежей
    Именительный
    Без предлогов!
    Кто? Что?
    Родительный
    Нет
    Кого? Чего?
    Дательный
    Дать
    Кому? Чему?
    Винительный
    Вижу, виню
    Кого? Что?
    Творительный
    Горжусь, творю
    Кем? Чем?
    Предложный
    Думаю
    О ком? О чём?; В ком? В чём?
    Обратите внимание, что почти во всех падежах по первым буквам можно вспомнить опорное слово.
    Родительный — родители
    Дательный — дал
    Винительный — вижу, виню
    Творительный — творю

    Предлоги падежей и смысловые вопросы

    Именительный падеж – предлогов нет.  Смысловые вопросы: кто? что?
    Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.  Смысловые вопросы: где? откуда? чья? чьи? чьё?
    Дательный падеж: к, по. Смысловые вопросы: где? как?
    Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.  Смысловые вопросы: где? куда?
    Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.  Смысловые вопросы: где? как?
    Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.  Смысловые вопросы: где?

    Падежи подразделяются на прямой и косвенные

    Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.
    Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

    Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

    1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, поставить от него вопрос;
    2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.
    Пример:
    Над волнами кружили чайки. Кружили (над чем?) над волнами (Т. п.)
    Есть такой прием, который позволяет точно определить падеж лишь по заданным вопросам. Формулируем оба вопроса. Если у нас имеется существительное неодушевленное, заменяем его в предложении на подходящее одушевленное и ставим вопрос. По двум вопросам безошибочно определяем падеж.
    Пример:
    Я поймал (кого?) кошку. Заменяем кошку на неодушевленный предмет: Я поймал (что?) пёрышко. Кого? Что? – Винительный падеж.
    Я не мог дотянуться до (кого?) кошки. Заменяем на неодуш.: Я не мог дотянуться до (чего?) ветки. Кого? Чего? – Родительный падеж
    Чтобы правильно определить падежное окончание существительного, нужно определить его падеж и склонение.

    Подробная таблица падежей и падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения

    Русское
    название
    падежа
    Латинское
    название
    падежа
    Вопросы
    Предлоги
    Окончание
    Единственное число
    Множ.
    число
    1 скл.
    2 скл.
    3 скл.
    Именительный
    Номинатив
    Кто? Что? (есть)
    — —
    -а, -я
    —, -о, -е

    -ы, -и, -а, -я
    Родительный
    Генитив
    Кого? Чего? (нет)
    без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг
    -ы, -и
    -а, -я

    —, -ов, -ев, -ей
    Дательный
    Датив
    Кому? Чему? (дам)
    к, по
    -е, -и
    -у, -ю

    -ам, -ям
    Винительный
    Аккузатив
    Кого? Что? (вижу)
    в, за, на, про, через
    -у, -ю
    -о, -е

    —, -ы, -и, -а, -я, -ей
    Творительный
    Инструментатив
    Кем? Чем? (горжусь)
    за, над, под, перед, с
    -ой (-ою),
    -ей (-ею)
    -ом, -ем

    -ами, -ями
    Предложный
    Препозитив
    О ком? О чем? (думаю)
    в, на, о, об, обо, при
    -е, -и
    -е, -и

    -ах, -ях

    Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

    Как отличить именительный и винительный падежи:

    Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.
    Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).

    Как отличить родительный и винительный падежи:

    Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ -ы(и). В В. п. окончания –у (ю).
    Лапа (кого?) куницы – Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.
    Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).
    Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.
    Проверяем:
    Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

    Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:

    При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.
    Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

    Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

    Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.
    Д. п. – написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа
    Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

    Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

    В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.
    Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по
    П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

    Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

    В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.
    Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом
    В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод

    Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

    При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.
    В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент
    П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

    Стихи о падежах

    Я Именительный падеж,
    И нет на мне чужих одежд.
    Меня легко все узнают
    И в подлежащие зовут.
    Предлогов с детства не люблю,
    С собою рядом не терплю.
    Мои вопросы КТО? и ЧТО?
    Ни с чем не спутает никто.
    А я падеж Родительный
    Характер мой общительный.
    КОГО? ЧЕГО? И вот он я!
    Предлоги часто мне друзья.
    Предлоги часто мне друзья.
    Похож я на винительный
    Бываю иногда,
    Но в тексте различите вы
    Два падежа всегда.
    Я называюсь Дательным,
    Работаю старательно.
    КОМУ отдать? К чему призвать?
    Лишь только я могу сказать.
    А я Винительный падеж,
    И я во всем виню невежд.
    Зато отличников люблю,
    Для них «пятерки» я ловлю.
    Кого назвать, во что играть,
    Готов ребятам подсказать.
    Не прочь с предлогами дружить,
    Но и без них могу прожить.
    А я творительный падеж
    Исполнен всяких я надежд.
    Творите! – Чем? Творите! — С кем?
    Я подскажу вам — нет проблем!
    А я падеж предложный,
    Со мною случай сложный.
    Мне без предлогов свет не мил.
    О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?
    Ах да нужны предлоги
    Без них мне нет дороги.
    Тогда смогу я рассказать
    О чем мечта.
    *****
    Именительный, родительный,
    Дательный, винительный,
    Творительный, предложный…
    Все их запомнить сложно.
    Ты в памяти всегда держи
    Названья. Это падежи.
    *****
    Именительный
    Он – начинающий падеж,
    Вопросы – КТО? и ЧТО?
    В нём – мама, папа, слон, манеж,
    И школа, и пальто.
    Родительный
    Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
    Вот у меня нет брата
    И хомяков – ни одного…
    Всё мама виновата!
    Дательный
    Это яблоко, скажите,
    Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
    Может, Лене? Или Вите?
    Нет, пожалуй, никому…
    Винительный
    Ой! В игрушках – кавардак!
    Не пойму сама никак:
    Обвинить КОГО? и ЧТО?
    Куклу? Кубики? Лото?
    Творительный
    Хочу я песни сочинять.
    С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
    Писать мне ручкой иль пером,
    Или цветным карандашом?
    Предложный
    Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
    О школе, о глаголах.
    Верней, я думаю о том,
    Как надоела школа…
    Зато теперь все падежи
    Я твёрдо заучила.
    Попробуй тоже так учи,
    Ведь знанья – это СИЛА!!!
    Полак Фрида
    *****
    — Именительный — это ты,
    собирающая цветы,
    а родительный — для тебя
    трель и щелканье соловья.
    Если дательный — все тебе,
    счастье, названное в судьбе,
    то винительный… Нет, постой,
    я в грамматике не простой,
    хочешь новые падежи
    предложу тебе? — Предложи!
    — Повстречательный есть падеж,
    узнавательный есть падеж,
    полюбительный, обнимательный,
    целовательный есть падеж.
    Но они не одни и те ж —
    ожидательный и томительный,
    расставательный и мучительный,
    и ревнительный есть падеж.
    У меня их сто тысяч есть,
    а в грамматике только шесть!
    Кирсанов Семён
    *****
    Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:
    — Мой именинник ТОТ,
    Который изумительно
    Науку познаёт!
    — ТОГО, — сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ, —
    Я отрицаю, кто
    Не может без родителей
    Надеть своё пальто.
    — ТОМУ, — ответил ДАТЕЛЬНЫЙ, —
    Плохое имя дам,
    Кто не любил старательно
    Уроки делать сам.
    — ТОГО, — сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ, —
    Я буду обвинять,
    Кто книжку выразительно
    Не может прочитать.
    — С ТЕМ, — заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ, —
    Я только лишь в ладу,
    Кто очень уважительно
    Относится к труду.
    — О ТОМ, — сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ, —
    Я предложу рассказ,
    Кто в жизни делать может
    Полезное для нас.
    Тетивкин А.
    ***
    Весенние падежи
    Всё пробудилось ото сна:
    По миру шествует ВЕСНА.
    Как будто расцветаем мы,
    Почувствовав приход ВЕСНЫ.
    И захотелось выйти мне
    Навстречу молодой ВЕСНЕ.
    В листве зелёной утону
    И в этом обвиню ВЕСНУ.
    Природа дышит лишь одной
    Неповторимою ВЕСНОЙ.
    Скворец, присевший на сосне,
    Горланит песни О ВЕСНЕ.
    Другим об этом расскажи
    И повторишь ты падежи.
    Ключкина Н.
    ***
    Родительный падеж
    Я из дома убежал,
    Я до вечера гулял,
    С дерева в сугроб нырял,
    Без уроков жить мечтал.
    Для коллекции снежинки
    Языком я собирал.
    Около костра плясал
    И вокруг двора скакал.
    Мне уроки надо делать?
    Я на это наплевал!
    Вот стою я у доски
    И вздыхаю от тоски.
    Но родительный падеж
    Не забуду, хоть зарежь. (Т. Рик)
    Дательный падеж
    Если б я названия
    Падежам давал,
    Я б тогда дарительным
    ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
    А еще как размечтаюсь,
    Дед Морозом наряжаюсь
    И подарки всем несу:
    Братику, сестричке, псу.
    А еще КОМУ? ЧЕМУ?
    Птенчику, коню, сому,
    Кошке, зайцу, бегемоту,
    Крокодилу и слону!
    К паровозу тороплюсь,
    По земле лечу, несусь!
    Всем подарки развезу я
    И тогда домой вернусь! (Т. Рик)
    Винительный падеж
    Я – Винительный падеж,
    Обвиняю всюду всех.
    Нету никаких надежд,
    Что не допущу огрех.
    Слово «вижу» подставляй
    И меня определяй.
    — «Если хочешь много знать,
    Поскорей учись читать!»
    Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
    Научилась я… летать!
    Как взлечу под потолок
    Да махну через порог,
    Вылетаю за окошко,
    Курс держу я на лужок.
    Ненавижу обвинять,
    Буду все перечислять.
    ЧТО увижу и КОГО –
    Назову до одного!
    Вижу реку, вижу сад –
    Называю все подряд!
    Вижу вишню, вижу сливу.
    До чего вокруг красиво!
    Строят клуб невдалеке,
    Красят лодку на песке…
    Хватит, в школу возвращаюсь,
    В класс влетаю налегке. (Т. Рик)
    Творительный падеж
    Чтоб от всех не отставать,
    Слыть сообразительным,
    Надо всё теперь понять
    В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.
    Что там долго говорить.
    Вот решился я… творить!
    Карандаш, бумагу взял
    И пейзаж нарисовал.
    Я – художник, я – творец!
    Ух, какой я молодец!
    Перед замком куст цветет,
    Под корягой змей живет,
    Над дорогой реет сокол,
    За оградой лошадь ржёт.
    Я творю карандашом
    На листе своем большом.
    Вид украсил я с трудом
    Лесом, тучкой над прудом.
    Ну-ка, лист переверну
    И опять творить начну.
    Мой герой идет войной,
    Хочет править он страной,
    Поразить врагов стрелой,
    С башни их полить смолой.
    Стоп! Подумай головой,
    Для чего идти войной!
    Лучше миром кончить дело!
    Я альбом закрою свой (Т. Рик)
    Предложный падеж
    На уроке я скучаю.
    Что ж, я лучше помечтаю.
    Очень я люблю мечтать!
    Вот бы мне царевной стать!
    Я мечтаю о короне:
    Буду в ней сидеть на троне.
    Я мечтаю о слоне,
    Чтоб кататься при луне.
    Я мечтаю о сережках,
    Я мечтаю о сапожках.
    Вечерами в полумгле
    Я мечтаю об орле:
    Буду с ним летать на воле.
    Буду я учиться в школе…
    Ой, мечтаю я уже …
    О ПРЕДЛОЖНОМ падеже! (Т. Рик)

    Все существующие падежи русского языка

    1) Именительный падеж — кто?, что?
    2) Родительный падеж — нет кого?, чего?
    3) Дательный падеж — дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.
    4) Винительный падеж — вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;
    5) Творительный падеж — творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);
    6) Предложный падеж — думать о ком?, о чём?
    7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!
    8) Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? — В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) — а как же на Святой Руси, на Украине?
    9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется?
    10) Счетный падеж — встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга).
    11) Отложительный падеж — определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз.
    12) Лишительный падеж — используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).
    13) Количественно-отделительный падеж — похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход).
    14) Ждательный падеж — Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду).
    15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья.

  3. БОГОМОЛ Ответить

    Падеж в языках флективного (синтетического) или агглютинирующего строя — категория слова (обычно имени), показывающая его синтаксическую роль в предложении и связывающая отдельные слова предложения. Падежами называют как функции слов в предложении, так и соотносимые с ними формы слов.
    Термин падеж, как и названия большинства падежей, является калькой с греческого и латыни — др.-греч. ?????? (падение), лат. casus от cadere (падать). Выделяют прямой падеж (именительный и иногда также винительный) и косвенные падежи (остальные). Эта терминология связана с античным представлением о «склонении» (declinatio) как «отклонениях», «отпадениях» от правильной, «прямой» формы слова, и поддерживалась ассоциациями с игрой в кости (где при каждом броске выпадает та или иная сторона — в данном случае одна «прямая» и несколько «косвенных»).
    Ниже в таблице вы можете посмотреть падежи русского языка и их окончания для различных родов, склонений имен существительных.
    Русское название падежа
    Латинское название падежа
    Вопросы
    Предлоги
    Окончание
    Единственное число
    Множественное число
    1 скл.
    2 скл.
    3 скл.
    Именительный
    Номинатив
    Кто? Что? (есть)
    — —
    -а, -я
    —, -о, -е

    -ы, -и, -а, -я
    Родительный
    Генитив
    Кого? Чего? (нет)
    без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг
    -ы, -и
    -а, -я

    —, -ов, -ев, -ей
    Дательный
    Датив
    Кому? Чему? (дам)
    к, по
    -е, -и
    -у, -ю

    -ам, -ям
    Винительный
    Аккузатив
    Кого? Что? (вижу)
    в, за, на, про, через
    -у, -ю
    -о, -е

    —, -ы, -и, -а, -я, -ей
    Творительный
    Инструментатив
    Кем? Чем? (горжусь)
    за, над, под, перед, с
    -ой (-ою), -ей (-ею)
    -ом, -ем

    -ами, -ями
    Предложный
    Препозитив
    О ком? О чем? (думаю)
    в, на, о, об, обо, при
    -е, -и
    -е, -и

    -ах, -ях
    Стандартно считается, что в современном русском языке 6 падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный), тем не менее некоторые языковеды (Зализняк) выделяют ещё минимум семь, имеющих ограниченное распространение и функции. Шесть основных падежей определяются посредством грамматических вопросов, которые можно поставить на место слова (кто?, что?, кого?, чего? и т. д.), остальные падежи можно выделить только по косвенным смысловым признакам (так, изъяснительный и местный падежи определяются одним вопросом: о/на/в ком, чём?)
    Именительный падеж — кто?, что?, является единственным прямым падежом в русском языке, употребляется в качестве главной части предложения.
    Родительный падеж — нет кого?, чего?, определяет принадлежность, родство и некоторые другие отношения.
    Дательный падеж — дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.
    Винительный падеж — вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;
    Творительный падеж — творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);
    Предложный падеж — думать о ком, о чём
    Второй предложный падеж, или местный падеж — оригинальная (беспредложная) форма местного падежа практически полностью утрачена и перешла в формы предложного и творительного, однако у некоторых существительных грамматически отличная форма предложного падежа: в лесу, в тени?. Беспредложные формы до?ма и домо?й, являются, видимо, наречиями.
    Звательный падеж — по форме идентичен именительному, но образует независимый оборот речи, по функциям подобный междометию. Полностью утрачен оригинальный звательный падеж, формы старорусского языка — человече, врачу и пр. Однако, можно выделить новый звательный, включающий разговорные формы некоторых имён: Петь, Саш, Тань, и т. п. и нескольких существительных.
    Количественно-отделительный падеж — разновидность родительного и во многом сходен с ним, однако имеет некоторые отличные формы: чашка чаю (вместе с чая), задать жару (не жа?ра), прибавить ходу (не ход).
    Лишительный падеж — вид винительного падежа, но используется исключительно с отрицанием при глаголе: не знать правды (не правду), не иметь права (не право).
    Ждательный падеж фактически совпадает с родительным, однако выделяется вследствие того, что некоторые слова в той же грамматической форме склоняются по форме винительного. Ср. ждать (кого? чего?) письма, но ждать (кого? что?) маму. Также: ждать у моря погоды.
    Превратительный падеж или включительный падеж — отвечает на вопросы подобные винительному падежу (в кого? во что?), но употребляется исключительно в оборотах типа пойти в сварщики, баллотиророваться в президенты, взять в зятья и т. п.
    Счётный падеж — несколько отличная от родительного форма, использующаяся при счёте: три часа? (не ча?са), два шага?.
    Смотрите также:
    Падеж
    на Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Падеж
    .
    Склонение имён существительных.

  4. Sagamand Ответить


    Множественное число образуется путем изменения окончания, склонения слов в зависимости от вопроса, на который отвечает падежная форма, с помощью таких же предлогов или без них.
    Падежи множественного числа с предлогамиПадежи
    Вопросы
    Примеры изменения окончаний имен существительных
    Примеры изменения окончаний имен прилагательных
    Предлоги
    Именительный
    Кто? Что?
    Мальчик(и), мяч(и)
    Добр(ые), красн(ые)

    Родительный
    Кого? Чего?
    Мальчик(ов), мяч(ей)
    Добр(ых), красн(ых)
    От, без, у, до, возле, для, вокруг
    Дательный
    Кому? Чему?
    Мальчик(ам), мяч(ам)
    Добр(ым), красн(ым)
    По, к
    Винительный
    Кого? Что?
    Мальчик(ов), мяч(и)
    Добр(ых), красн(ые)
    На, за, через, про
    Творительный
    Кем? Чем?
    Мальчик(ами), мяч(ами)
    Добр(ыми), красн(ыми)
    За, под, над, перед, с
    Предложный
    О ком? О чем?
    Мальчик(ах), мяч(ах)
    Добр(ых), красн(ых)
    О, на, в, об, при, обо

    Особенности родительного и винительного падежей

    У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».
    Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:
    на вечеринке не было «кого?» (Павла), «чего?» (шампанского);
    в магазине не было «кого?» (продавца), «чего?» (хлеба);
    в тюремной камере не оказалось «кого?» (заключенного), «чего?» (кровати).
    То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.
    В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:
    на вечеринку доставили «кого?» (Павла), «что?» (шампанское);
    в магазин не привезли «кого?» (продавца) «что?» (хлеб);
    в тюремной камере не обнаружили «кого?» (заключенного) «что?» (кровать).
    Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.

    Умение правильно склонять различные части речи по падежам, числу, роду является отличительной чертой человека умного, грамотного, высоко оценивающего русский язык и его основные правила. Стремление к познанию, повторению и совершенствованию знаний является отличительной чертой высокоинтеллектуальной личности, способной к самоорганизации.

  5. Elsaesser Ответить

    Что такое падеж? Для начала стоит ознакомиться с самим понятием. Падеж – это форма, которая указывает на взаимосвязь между словами. С его помощью предложение можно согласовать и сформировать. К примеру:
    Мы, радость, принять, он, коллектив.
    Мы с радостью приняли его в коллектив.
    В первом варианте представлен просто набор слов, никоим образом не связанных между собой. Во втором пункте, благодаря формоизменению, мы получаем целостное предложение со сформированной мыслью.
    Сколько падежей в русском языке? Общепринятое количество — шесть. Именно столько предлагается для изучения школьникам. Однако языковеды утверждают, что настоящее количество 15. Видимо, для упрощения системы некоторые из них было решено убрать из учебной программы.

    Основные виды

    Все существительные сопоставимы с вопросами и вспомогательными выражениями. Их взаимодействие между собой очень удобно: если забыли одно, на помощь может прийти другое.
    У некоторых падежей вопросы совпадают, и для их различения можно обратиться за помощью к склонениям.
    Какие бывают основные падежи в русском языке.

    Именительный

    Используется для названия предметов, имеет следующие опознавательные признаки:
    вопросы кто? — мама. Что? — рама;
    вспомогательное выражение «есть»;
    встречается с окончаниями в ед-м числе:I скл: -а, -я. II: -о, -е. III:y;
    множественном: -ы, -и, -а, -я.
    Образец:
    Марина всегда любила читать книги. Есть кто? – Марина (1скл.).
    Листья трепетно дрожали на ветру. Есть что? – Листья (1скл.).
    Это интересно! Как определить переходные и непереходные глаголы в русском языке

    Родительный

    Определяет принадлежность. Для облегчения запоминания родительного падежа в русском языке существует ряд способов:
    можно сопоставить его с выражением «нет» кого? – отца. Чего? Дворца;
    употребляется с предлогами: у, вокруг, до, с, из, возле, без, от, после, около, для;
    окончание в ед-м числе:I скл: -ы, -и. II: -а, -я. III: -и;
    во множественном: -ов, -ев, -ей.
    Образец:
    После ухода мамы мы немного расстроились. Нет кого? – Мамы (1скл.).
    Коней в конюшне не оказалось. Нет чего? – Коней (мн. число).

    Дательный

    Имеет подсказку в самом названии, передать кому-то что-то. Его особенности:
    определяет последнюю точку действия;
    «дать» кому? – мальчику. Чему? – бокальчику;
    предлоги: по, к;
    окончания в ед-м числе: I скл: -е, -и. II: -у, -ю. III: -и;
    во множественном: -ам, -ям.
    Образец:
    Бабушке не нравилась наша игра. Дать кому? – Бабушке (1скл.).
    Бежать по полю было очень весело. Дать чему? – Полю (2скл.).

    Винительный

    Называет объект действия:
    «вижу» кого? – подругу. Что? – руку;
    предлоги винительного падежа: через, на, в, за, про;
    окончания в ед-м числе: I скл: -у, -ю. II: -о, -е;
    во множественном: -, -ы, -и, -а, -я, -ей.
    Образец:
    Младшую сестренку было особо приятно слышать. Вижу кого? – Сестренку (1скл.).
    А через мост бежала собака. Вижу что? – Мостy (3 склонение.).

    Творительный

    Принадлежность части речи к этому падежу определяется следующим образом:
    «любуюсь» кем? – супругой. Чем? – кольчугой;
    употребляется с предлогами: над, перед, под, с, за;
    окончания в ед-м числе: I склонение: -ой, -ою, -ей, -ею. II: -ом, -ем. III:-е: -ю;
    во множественном: -ами, -ями.
    Образец:
    Перед какой остановкой Вы попросили остановиться? Любуюсь чем? – Остановкой (1скл.).
    С Леной мы дружим с пятого класса. Любуюсь кем? – Леной (1 скл.).
    Это интересно! Изучение частей речи: как определить спряжение глагола в русском языке

    Предложный

    Всегда употребляется с предлогами, а также обладает такими свойствами:
    чаще всего употребляются предлоги — на, при, об, в, о;
    «мечтаю» о ком? – о лисенке. О чем? – об оценке;
    окончания в ед-м числе: I скл: -е, -и. II: -е, -и. III: -и.
    множественное число: -ах, -я.
    Образец:
    Моя мечта о щенке наконец-то сбылась. Думаю о ком? – Щенке (1 склонение.).
    При дворе росла березовая роща. Думаю о чем? – Дворе (1 склонение.).
    Для запоминания всех названий, детям можно предложить выучить небольшое предложение:
    Ирина
    Родила
    Девчонку,
    Велела
    Тащить
    Пеленку.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *