Налог на добавленный доход что это такое?

14 ответов на вопрос “Налог на добавленный доход что это такое?”

  1. Ado Ответить

    Уже полностью известно, что Российское правительство все-таки одобрило законопроект о введении налога на добавленный доход (НДД). Эта новость была озвучена в здании парламента на Восточном экономическом форуме, министром энергетики Александром Новаком.

    Еще ранее было сообщение

    Так, все-таки, что значит налог на добавленный доход (НДД)? Кого он коснется?
    Известно, что новый налог будет в корне отличаться, например от налога на добычу полезных ископаемых. Так, как налог на добычу полезных ископаемых взимается с дохода от продажи самого сырья и плюс ко всему еще вычет расходов на саму добычу добычу, а так же на его транспортировку. А вот новый налог, который сейчас внесен в правительственный законопроект, предполагает совсем иное, а именно будет как бы добровольный переход на НДД. По этому самое главное, что конечно этот новый налог коснется в первую очередь разработчиков новых месторождений нефти, которые производят добычу нефти не более 15 млн тонн в год. Конечно пока не известно, будет ли это выгодно государству или нет, по этому уже известно, что первое время налог введут всего лишь в отдельных регионах и для отдельных предприятий. Дабы посмотреть, проверить, что же все-таки выгоднее НДПИ или НДД. А вот как этот налог отразиться на население, простых граждан России, об этом ничего не было сказано. Хотя люди сейчас уже обеспокоены тем, что любой налог несет за собой какие либо изменения в их финансы. Это может быть подорожание бензина, а в следствии того и подорожание продуктов. Но подчеркну, что эта сторона “медали” не была озвучена со стороны того же Новака или Дворковича. Но новый налог будет внесен не ранее 1 января 2018 года, вот тогда и посмотрим, как и кого это коснется в первую очередь и как это отразиться на обычных граждан страны.

  2. Kami Ответить

    По данным СМИ, «Роснефть» уже подготовила законопроект по НДД. При этом сам И. Сечин описал реформу в письме заместителю главы правительства Аркадию Дворковичу.
    В свою очередь, в Минфине эксперимент с НДД назвали несвоевременным. Глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики ведомства Илья Трунин 8 мая заявил агентству ТАСС, что вопрос срочного введения НДД не проработан.
    В целом НДД обладает теми же недостатками, что и налог на финансовый результат (НФР), эксперимент по введению которого сейчас прорабатывается Минэнерго, добавил он.
    «Сейчас не время для экспериментов в отрасли, которая в целом обеспечивает до 50% доходов бюджетной системы», — приводит агентство его слова.
    И. Трунин подчеркнул, что действующая система налогообложения нефтяной отрасли за последние годы пополнилась огромным количеством льготных режимов и был проведен налоговый маневр, который привел к снижению нагрузки на нефтедобычу.
    Он добавил, что система устоялась, а эффект от нововведений не просчитан.
    И. Трунин пояснил, что НДД устраивает нефтяные компании, так как даст им дополнительные льготы, позволит стимулировать инвестиции и увеличивать капиталовложения. Но оценка НДД с точки зрения влияния на экономику в целом неоднозначна.

    Что представляет собой налог на добавленный доход

    НДД начисляется на разницу между суммой доходов от продажи ресурсов и затратами на их добычу. Таким образом, налог облагает не всю выручку компании или объем добытых ей ресурсов, а финансовый результат.
    Переход на НДД обсуждается уже несколько лет. Ранее неоднократно сообщалось, что новая система поможет более справедливо распределить налоговую нагрузку между компаниями, но не снизит доходы федерального бюджета.
    НДД позволяет сделать ставки для всех новых месторождений ниже. Этот эффект получается за счет того, что на начальном этапе затраты на разработку высоки, а объемы продаж нефти со скважин — низкие.
    Однако после выхода месторождений на полную мощность НДД позволяет собрать больше налогов и компенсировать потери бюджета на начальном этапе. То же самое касается и месторождений на заключительном этапе разработки: расходы на них начинают расти, а объемы добычи падать, следовательно, налогооблагаемая база снижается.
    Чем плох НДД? Его сложно администрировать. В отличии от этого налога, действующие в России экспортные таможенные пошлины на нефть и налог на добычу полезных ископаемых взимать очень просто.

    Как нефтяная отрасль облагается налогами сейчас

    НДПИ взимается на этапе добычи полезных ископаемых. Для большого числа природных ресурсов, добываемых в России, действуют адвалорные налоговые ставки. Другими словами, добывающие полезные ископаемые компании отдают определенный процент от их стоимости.
    Налог с нефти и газа взимается по специфическим ставкам. Это значит, что компании платят определенную сумму за каждый баррель нефти или кубометр газа, а не часть дохода от добытых ресурсов.
    Второй инструмент — таможенные пошлины — используется в том случае, если добытые в России ресурсы экспортируются. Пошлины взимаются по тому же принципу, что и НДПИ – для нефти это определенная сумма с тонны ресурса.

    Что происходит со сборами с отрасли сейчас

    Предложение «Роснефти» прозвучало на фоне масштабных изменений ставок таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых, которые произошли 1 января. В рамках нового правила пошлины резко сократятся, а НДПИ, напротив, вырастет.
    Изменения предполагают, что за три года вывозные таможенные пошлины на нефть сократятся в 1,7 раза, а на нефтепродукты — в 1,7-5 раз. При этом ставка НДПИ на нефть возрастет в 1,7 раза, а на газовый конденсат — в 6,5 раза.

  3. Talkree Ответить

    Налогоплательщиками НДДДУС являются организации при одновременном выполнении следующих условий (п. 1 ст. 333.43 НК РФ):
    1. осуществляющие поиск и оценку месторождений углеводородного сырья, разведку, добычу любой смеси, содержащей углеводородное сырье на участке недр, а также связанные с ними следующие виды деятельности:
    · транспортировка любой смеси, содержащей углеводородное сырье, добытого на участке недр, от мест добычи до мест подготовки углеводородного сырья, мест сдачи третьим лицам для транспортировки и (или) для подготовки углеводородного сырья, мест реализации углеводородного сырья третьим лицам без сдачи третьим лицам для транспортировки;
    · подготовка углеводородного сырья – разделение любой смеси в газообразном и (или) жидком состоянии, содержащей углеводородное сырье, на производные смеси, содержащие отдельные виды углеводородного сырья; доведение углеводородного сырья (в том числе на мощностях третьих лиц) до качества, при котором такое сырье признается товаром в отношении налогоплательщика;
    · хранение углеводородного сырья (любой смеси в газообразном и (или) жидком состоянии, содержащей углеводородное сырье), добытого на участке недр;
    · создание объектов утилизации (переработки) попутного газа, предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участком недр, согласованными в порядке, установленном законодательством РФ о недрах;
    · сдача в аренду лицу, оказывающему услуги (выполняющему работы) налогоплательщику, связанные с осуществлением одного или нескольких видов деятельности, указанных выше, имущества, используемого при осуществлении указанных видов деятельности.
    2. Являющиеся пользователями недр на участках недр, используемых организациями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством РФ о недрах и предусматривающих, в том числе право таких организаций на разведку и добычу нефти на участках недр, являющихся объектом налогообложения НДДДУС.
    3. На таких участках недр имеются извлекаемые запасы нефти, подтвержденные данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января года, предшествующего году налогового периода, либо сведениями из заключения государственной экспертизы запасов нефти в году, предшествующем году налогового периода.
    При этом под углеводородным сырьем понимается:
    · нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;
    · газовый конденсат, прошедший технологию промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку;
    · газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного сырья, добываемый через нефтяные скважины;
    · газ горючий природный, за исключением попутного газа.
    Объект обложения НДДДУС
    Объектом обложения НДДДУС признается дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участке недр, удовлетворяющим хотя бы одному из требований пп. 1–4 п. 1 ст. 333.45 НК РФ.
    При этом учитывается степень выработанности запасов нефти на участке недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых. Для каждой категории участка недр он свой. В большинстве случае точной отсчета является 1.01.2017.
    Следует отметить, если участок недр расположен на территории РФ и включает запасы углеводородного сырья месторождения, указанного в примечании 8 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза по состоянию на 1.01.2018, то требование к участку недр считается выполненным, если организация – пользователь такого участка недр представит до 1.01.2020 в налоговый орган уведомления в произвольной форме о реализации ею права на исполнение обязанностей налогоплательщика по НДДДУС в отношении такого участка недр. В случае непредставления такого уведомления организация не признается налогоплательщиком НДДДУС (абз. 2 п. 7 ст. 333.44 НК РФ).
    Кроме того, положения пп. 3 п. 1 ст. 333.45 НК РФ не применяются, если совокупная добыча нефти и газового конденсата за 2016 год по всем участкам недр, расположенным в соответствующих географических координатах, превышает 15 млн т.
    Также не применяются положения в пп. 4 п. 1 ст. 333.45 НК РФ, если совокупные начальные извлекаемые запасы нефти и газового конденсата участков недр, расположенных в соответствующих географических координатах, на 1.01.2017 превышают 51 млн т.
    При этом дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья признается расчетная выручка от реализации углеводородного сырья, добытого на определенном гл. 25.4 НК РФ участке недр, уменьшенная последовательно на величину фактических расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр и величину расчетных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр.
    Не облагается НДДДУ добыча углеводородного сырья на участке недр, включающем полностью или частично новое морское месторождение углеводородного сырья.
    Кто освобождается от НДДДУС
    Организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДДДУС. Освобождение действует в отношении следующих участков недр (п. 1 ст. 333.44 НК РФ):
    1) участков недр, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 333.45 НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 333.44 НК РФ);
    2) участков недр, у которых доля извлекаемых запасов газа всех категорий в совокупных запасах углеводородного сырья участка недр (ЧГ) превышает 50% на 1-е число года подачи уведомления об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДДДУС в отношении соответствующего участка недр.
    Доля извлекаемых запасов рассчитывается по формуле (пп. 2 п. 1 ст. 333.44 НК РФ):

    где ЗГ – совокупные извлекаемые запасы газа всех категорий на участке недр, выраженные в тысячах кубических метров;
    ЗПНГ – совокупные извлекаемые запасы попутного газа всех категорий на участке недр, выраженные в тысячах кубических метров;
    ЗН – совокупные извлекаемые запасы нефти всех категорий на участке недр, выраженные в тоннах;
    ЗК – совокупные извлекаемые запасы газового конденсата всех категорий на участке недр, выраженные в тоннах.
    Для получения освобождения организация направляет уведомление об освобождении с указанием наименований участков недр, в отношении которых используется право на освобождение. К уведомлению необходимо приложить копию лицензии на право пользования недрами по соответствующим участкам недр со всеми приложениями (п. 2 ст. 333.44 НК РФ). Уведомление представляется по утвержденной ФНС форме однократно в отношении участка недр.
    Сроки уведомления об освобождении следующие (п. 3 ст. 333.44 НК РФ):
    1) для участков недр, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 333.45 НК РФ:
    · для поставленных впервые на государственный баланс запасов полезных ископаемых до 1.01.2018 – не позднее 31.03.2019. Освобождение действует с 1.01.2019;
    · для участков недр, которых нет в государственном балансе запасов полезных ископаемых на 1.01.2018 – не позднее 31 марта второго года, следующего за годом, в котором запасы нефти впервые поставлены на такой баланс. Освобождение действует с 1-го числа налогового периода, предшествующего налоговому периоду представления уведомления об освобождении;
    2) для участков недр из пп. 2 п. 1 ст. 333.44 НК РФ – не позднее 31 декабря года, предшествующего году, начиная с которого организация прекращает исполнять обязанности налогоплательщика по НДДДУС в отношении соответствующего участка недр. Освобождение действует с 1-го числа налогового периода, следующего за налоговым периодом представления уведомления об освобождении.
    Нарушение сроков подачи уведомления приравнивается их непредставлении (абз. 2 п. 6 ст. 333.44 НК РФ).
    В случае использования освобождения от НДДДУС потом нельзя обратно вернуться к уплате налога.
    Налоговая база
    Налоговая база по НДДДУС – это денежное выражение дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья (п. 1 ст. 333.50 НК РФ).
    По каждому участку недр налоговая база рассчитывается отдельно. Убыток или дополнительный доход по одному участку недр не влияет на налоговую базу по другому участку недр.
    Расчетная выручка от реализации углеводородного сырья, добытого на участке недр, и фактические и расчетные расходы по добыче углеводородного сырья на участке недр для расчета налоговой базы определяются за налоговый и каждый отчетный период в денежной форме.
    Если в налоговом (отчетном) периоде налогоплательщиком получен убыток на конкретном участке недр, то по этому участку недр в этом налоговом (отчетном) периоде налоговая база признается равной нулю. При этом полученный убыток переносится (п. 6 ст. 333.50 НК РФ).
    По участкам недр, указанных в пп. 1, 2, 4 п. 1 ст. 333.45 НК РФ, при расчете налога учитываются исторические убытки (п. 7 ст. 333.50 НК РФ).
    Восстановленные фактические расходы на приобретение амортизируемого имущества, относящиеся к данному участку недр, увеличивают налоговую базу данного участка недр.
    Расчетная выручка, фактические и расчетные расходы
    Расчетной выручкой от реализации углеводородного сырья за налоговый (отчетный) период признается сумма величин расчетной выручки от реализации углеводородного сырья, добытого на участке недр, за каждый календарный месяц налогового (отчетного) периода. В эту величину включается доход от сдачи в аренду имущества, используемой в деятельности, подпадающей под налогообложение НДДДУС (п. 1 ст. 333.46 НК РФ).
    Расчетная выручка от реализации углеводородного сырья за календарный месяц осуществляется по формуле, приведенной в п. 2 ст. 333.46 НК РФ.
    Фактические расходы на участке недр – это непосредственно связанные с деятельностью по освоению данного участка недр при условии, что они экономически обусловлены и документально подтверждены (п. 1 ст. 333.47 НК РФ). Сюда включаются расходы на приобретение, сооружение, изготовление, доставку амортизируемого имущества, доведение его до состояния, пригодного для использования, и фактические расходы, связанные с производством и реализацией.
    Фактические расходы учитываются отдельно по каждому участку недр. А если расходы нельзя отнести к конкретному участку недр или к расходам от иной деятельности, то учитываются отдельно по каждому участку недр в доле, определяемой налогоплательщиком в соответствии с порядком, установленным им в учетной политике. Поэтому налогоплательщику необходимо самостоятельно организовать раздельный учет по каждому участку недр и порядок распределения расходов, которых нельзя отнести к конкретному участку недр. Утвержденный порядок раздельного учета применяется в течение 5 лет со дня его утверждения, за исключением случаев изменения законодательства.
    Один и тот же расход включается в состав фактических расходов только единожды.
    Фактические расходы на амортизируемое имущество признаются в том налоговом (отчетном) периоде, в котором они были оплачены (частично оплачены), в размере фактически оплаченных сумм, составляющих такие расходы. Однако если работы по сооружению, изготовлению, доставке амортизируемого имущества, доведению его до состояния, пригодного для использования, были осуществлены собственными силами налогоплательщика, такие фактические расходы (без учета сумм амортизации) признаются в том налоговом (отчетном) периоде, в котором они были произведены (ст. 333.48 НК РФ). Эти расходы подлежат восстановлению в случаях:
    реализации или ином выбытии объекта амортизируемого имущества, за исключением его ликвидации, до истечения трех последовательных налоговых периодов после налогового периода, в котором такой объект был введен в эксплуатацию;
    перевода объекта амортизируемого имущества на консервацию (за исключением перевода на консервацию в соответствии с правилами промышленной безопасности законодательства РФ), реконструкцию или модернизацию (за исключением использования в деятельности налогоплательщика в этот период) продолжительностью свыше 6 месяцев до истечения 3 последовательных налоговых периодов после налогового периода, в котором такой объект был введен в эксплуатацию;
    если объект амортизируемого имущества не был введен в эксплуатацию до истечения трех последовательных налоговых периодов (7 последовательных налоговых периодов для объектов амортизируемого имущества, фактические расходы (суммы, составляющие фактические расходы) в отношении которых были учтены в период применения при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, добытой на участке недр, коэффициента Кг, со значением менее 1 и (или) в ретроспективном периоде, указанном в п. 1 ст. 333.52 НК РФ, – по участкам недр, предусмотренным пп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 333.45 НК РФ) после налогового периода, в котором были учтены такие расходы.
    Фактические расходы, связанные с производством и реализацией, учитываются в порядке, установленном ст. 261 (в части расходов на освоение природных ресурсов), ст. 262 и 272 НК РФ.
    Кроме фактических расходов при определении налоговой базы учитываются расчетные расходы. Расчетные расходы – это:
    1) расчетная вывозная таможенная пошлина на нефть и газовый конденсат;
    2) расчетные расходы на транспортировку нефти, газового конденсата.
    Расчетная вывозная таможенная пошлина на нефть и газовый конденсат за налоговый (отчетный) период определяется путем суммирования таких расходов за каждый месяц налогового (отчетного) периода.
    Указанный показатель за календарный месяц (Пр) рассчитывается по формуле, приведенной в п. 2 ст. 333.49 НК РФ.
    Расчетные расходы на транспортировку нефти, газового конденсата за налоговый (отчетный) период определяются путем суммирования таких расходов за каждый календарный месяц налогового (отчетного) периода.
    Указанный показатель за календарный месяц (Тз) рассчитывается по формуле, приведенной в п. 3 ст. 333.49 НК РФ.
    Виды убытков и их учет
    Есть обычный убыток, образующийся по итогам отчетного или налогового периода по НДДДУС, а есть исторические убытки.
    Исторические убытки – убытки, понесенные (п. 7 ст 333.50 НК РФ):
    – в период с 1 января 2011 года по 31 декабря (включительно) года, предшествующего применению НДДДУС;
    – в период с 1 января 2007 года по 31 декабря (включительно) года, предшествующего применению НДДДУС – для участков недр, указанных в пп. 4 п. 1 ст. 333.45 НК РФ или расположенных полностью или частично в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря.
    В целях гл. 25.4 НК РФ указанные периоды называются ретроспективными периодами.
    Расчетный финансовый результат по историческому убытку определяется в том же порядке, что и НДДДУС, по каждому календарному году ретроспективного периода (п. 1 ст. 333.52 НК РФ).
    При этом историческим убытком признается отрицательный расчетный финансовый результат, определенный для календарного года ретроспективного периода.
    Если исторический убыток получен более чем для одного календарного года ретроспективного периода, перенос таких исторических убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены.
    При этом перенос на будущее суммы определенного для последнего календарного года ретроспективного периода исторического убытка осуществляется с учетом коэффициента в размере 1,163 (п. 6 ст. 333.52 НК РФ).
    Перенос исторических убытков в пределах ретроспективного периода производится также с учетом коэффициента индексации убытка в размере 1,163.
    Следует учитывать, что коэффициент индексации убытка 1,163 возводится в степень в зависимости, на какой период переносится (п. 7 ст. 333.52 НК РФ):
    – равную порядковому номеру календарного года, на расчетный финансовый результат которого производится перенос такого убытка, считая с календарного года, следующего за годом, для которого был определен такой убыток (на последнее число которого был определен такой убыток);
    – равную порядковому номеру года налогового периода, на налоговую базу которого производится перенос такого убытка, считая с года, следующего за годом, по итогам которого был определен такой исторический убыток (на последнее число которого был определен такой исторический убыток), если исторический убыток не перенесен в пределах ретроспективного периода.
    Не перенесенный в пределах ретроспективного периода исторический убыток переносится как обычный убыток.
    Обычный убыток может быть перенесен на текущий период полностью или частично с учетом коэффициента индексации убытка в размере 1,163 (п. 1, 3 ст. 333.51 НК РФ).
    Не учтенный в текущем периоде убыток может быть перенесен на последующие периоды в той очередности, в которой они понесены. При этом сумма переносимого убытка определяется как произведение суммы не перенесенного убытка, полученного в налоговом периоде, и коэффициента 1,163, возведенного в степень, равную порядковому номеру налогового периода, на налоговую базу которого производится перенос такого убытка, считая с налогового периода, следующего за налоговым периодом, по итогам которого был определен такой убыток (на последнее число которого был определен такой убыток).
    Стандартно, документы, подтверждающие размер понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, надо хранить в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.
    Отчетность по НДДДУС
    Налоговым периодом по НДДДУС признается календарный год, а отчетными периодами – признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (ст. 333.53 НК РФ).
    Налоговая декларация по НДДДУС представляется как по итогам налогового периода, так и по итогам отчетных периодов (п. 1 ст. 333.56 НК РФ). Декларация представляется по месту нахождения налогоплательщика, а крупнейшие налогоплательщики – по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
    Сроки представления декларации совпадают с представлением налоговых расчетов и декларации по налогу на прибыль:
    – за год – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
    – по итогам отчетных периодов – не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

  4. Bluebreaker Ответить

    В начале мая СМИ сообщили о том, что глава «Роснефти» Игорь Сечин предложил ввести для новых нефтяных месторождений, разрабатываемых в России, налог на добавленный доход. Однако против реформы выступило Министерство финансов.
    «Бюджет» подготовил материал о том, что такое НДД и чем эта форма налогообложения добывающей отрасли отличается от двух уже применяемых в России – таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых.
    Предложения «Роснефти» и ответ Минфина
    По данным СМИ, «Роснефть» уже подготовила законопроект по НДД. При этом сам И. Сечин описал реформу в письме заместителю главы правительства Аркадию Дворковичу.
    В свою очередь, в Минфине эксперимент с НДД назвали несвоевременным. Глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики ведомства Илья Трунин 8 мая заявил агентству ТАСС, что вопрос срочного введения НДД не проработан.
    В целом НДД обладает теми же недостатками, что и налог на финансовый результат (НФР), эксперимент по введению которого сейчас прорабатывается Минэнерго, добавил он.
    «Сейчас не время для экспериментов в отрасли, которая в целом обеспечивает до 50% доходов бюджетной системы», — приводит агентство его слова.
    И. Трунин подчеркнул, что действующая система налогообложения нефтяной отрасли за последние годы пополнилась огромным количеством льготных режимов и был проведен налоговый маневр, который привел к снижению нагрузки на нефтедобычу.
    Он добавил, что система устоялась, а эффект от нововведений не просчитан.
    И. Трунин пояснил, что НДД устраивает нефтяные компании, так как даст им дополнительные льготы, позволит стимулировать инвестиции и увеличивать капиталовложения. Но оценка НДД с точки зрения влияния на экономику в целом неоднозначна.
    Что представляет собой налог на добавленный доход
    НДД начисляется на разницу между суммой доходов от продажи ресурсов и затратами на их добычу. Таким образом, налог облагает не всю выручку компании или объем добытых ей ресурсов, а финансовый результат.
    Переход на НДД обсуждается уже несколько лет. Ранее неоднократно сообщалось, что новая система поможет более справедливо распределить налоговую нагрузку между компаниями, но не снизит доходы федерального бюджета.
    НДД позволяет сделать ставки для всех новых месторождений ниже. Этот эффект получается за счет того, что на начальном этапе затраты на разработку высоки, а объемы продаж нефти со скважин — низкие.
    Однако после выхода месторождений на полную мощность НДД позволяет собрать больше налогов и компенсировать потери бюджета на начальном этапе. То же самое касается и месторождений на заключительном этапе разработки: расходы на них начинают расти, а объемы добычи падать, следовательно, налогооблагаемая база снижается.
    Чем плох НДД? Его сложно администрировать. В отличии от этого налога, действующие в России экспортные таможенные пошлины на нефть и налог на добычу полезных ископаемых взимать очень просто.
    Как нефтяная отрасль облагается налогами сейчас
    НДПИ взимается на этапе добычи полезных ископаемых. Для большого числа природных ресурсов, добываемых в России, действуют адвалорные налоговые ставки. Другими словами, добывающие полезные ископаемые компании отдают определенный процент от их стоимости.
    Налог с нефти и газа взимается по специфическим ставкам. Это значит, что компании платят определенную сумму за каждый баррель нефти или кубометр газа, а не часть дохода от добытых ресурсов.
    Второй инструмент — таможенные пошлины — используется в том случае, если добытые в России ресурсы экспортируются. Пошлины взимаются по тому же принципу, что и НДПИ – для нефти это определенная сумма с тонны ресурса.
    Что происходит со сборами с отрасли сейчас
    Предложение «Роснефти» прозвучало на фоне масштабных изменений ставок таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых, которые произошли 1 января. В рамках нового правила пошлины резко сократятся, а НДПИ, напротив, вырастет.
    Изменения предполагают, что за три года вывозные таможенные пошлины на нефть сократятся в 1,7 раза, а на нефтепродукты — в 1,7-5 раз. При этом ставка НДПИ на нефть возрастет в 1,7 раза, а на газовый конденсат — в 6,5 раза.

  5. Nuardin Ответить

    Медведев на совещании заявил о необходимости соблюсти баланс интересов между нефтяным бизнесом и бюджетными задачами при принятии закона об НДД в нефтяной отрасли.
    Он также отметил, что ставка действующего сейчас налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) дифференцируется в зависимости от географических и климатических условий, сложности разработки месторождений и качества добываемой нефти.
    По его словам, введение НДД позволит запустить перспективные нефтяные месторождения, работы на которых не ведутся из-за непривлекательной экономики.

    Reuters
    «Мы считаем, что налог на добавленный доход от добычи углеводородного сырья будет гибким механизмом, который позволит запустить эти перспективные проекты. По сути, предлагается до момента окупаемости сделать налоговую нагрузку существенно ниже, чем сейчас», — пояснил премьер-министр.
    Глава кабмина считает, что это позволит сократить объёмы и сроки кредитов под каждый проект и повысить рентабельность.

    Как будет функционировать НДД

    Согласно докладу Новака, предполагается, что НДД будет распространяться на четыре группы месторождений. Первая группа — новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью менее 5%; вторая — месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине; третья — действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10 до 80% (квота не более 15 млн тонн в год по фактическим заявкам компаний); четвёртая — новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн тонн в год.
    Ставка НДД — 50%. В отличие от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), он будет взиматься не с объёмов добываемого сырья, а с дохода от её продажи за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку.
    Для пилотного проекта по введению НДД из третьей группы отобраны 35 лицензионных участков «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» и других компаний.
    Налог на добавленный доход будет способствовать стимуляции инвестиций в добычу нефти и позволит в будущем её нарастить. Такое мнение выразила заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова.
    «Налог на добавленный доход ввели для того, чтобы им заменить старый налог на добычу полезных ископаемых. НДПИ исчислялся несколько иначе. НДД будут выплачивать от прибыли, а НДПИ был привязан к объёмам добычи и ценам на нефть. Надо сказать, что НДПИ не оказывал никакого стимулирующего влияния на повышение коэффициента извлечения нефти и не заставлял компании инвестировать в новые технологии. Что касается НДД, то, скорее всего, этот налог будет в большей степени стимулировать инвестиции в добычу нефти и позволит в будущем её нарастить», — сказала она в разговоре с RT.

    РИА Новости

    Интересы бюджета

    При этом она не исключила вероятность снижения доходов бюджета в первый год применения НДД.
    «Однако в дальнейшем они будут полностью компенсированы за счёт улучшения финансовых результатов нефтяных компаний. А это будет возможно при более высоких ценах на нефть. Так что в целом введение налога оптимально. Этот налог достаточно долго обсуждался представителями самих нефтяных компаний. Так что я думаю, что на данный момент интересы бюджета и отрасли можно считать вполне сбалансированными», — подчеркнула эксперт.
    Опасения насчёт сокращения поступлений в бюджет при введении НДД высказал и доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Иван Капитонов.
    «Введение НДД планировалось давно. Однако оставался нерешённым вопрос наполняемости бюджета, и этот вопрос, по сути, не решён до сих пор. Поэтому никто не может ответить, сохранятся ли доходы бюджета в том же размере, какими они были при НДПИ. Для нефтяников НДД не всегда выгоден. Известны многочисленные примеры, когда пилотное введение НДД отвергалось самими нефтяниками ввиду того, что оно было невыгодно на новых месторождениях», — сказал он.

Добавить комментарий для VideoAnswer Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *