Нужен ли тахограф на личный грузовик 5 тонн?

1 ответ на вопрос “Нужен ли тахограф на личный грузовик 5 тонн?”

  1. Zlotov Ответить

    Под закон №720 «Об обязательном использовании установки тахографа» попадают следующие категории:
    автомобиль, имеющий вес от 3,5 до 12 тонн, предназначением которых являются коммерческие грузоперевозки,
    грузовой транспорт, осуществляющий грузоперевозки между городами и на дальние дистанции,
    автомобиль, осуществляющий деятельность по перевозке пассажиров, имеющий сидячие места в количестве более 8 штук.,
    транспорт, если цифровой тахограф необходимо монтировать в нём в обязательном порядке, получив соответствующую карту для его использования (для юридических лиц или для водителей).
    Здесь мы понимаем, что грузовик подходит под требование веса свыше 3,5 тонн. Но есть нюанс, который разберем ниже.
    Основные требования, по которым необязательно устанавливать тахографы:
    постоянные городские и пригородные перевозчики,
    учебный транспорт,
    троллейбусы,
    транспорт, имеющий ЕСТР, занимающийся международными перевозками,
    военный транспорт,
    транспортные средства, подлежащие эксплуатации более 30 лет и негодный к грузоперевозкам.
    Необходимо иметь удостоверение, подтверждающее отсутствие коммерческой деятельности. Лишь в этом случае Вам необязательно ставить тахограф на личный грузовик. Хотя многие службы ДПС все равно настаивают на оснащении.
    Чтобы во время проверки вашего тахографа на грузовик, вы не получили штраф, необходимо иметь при себе специальный документ, подтверждающий правомерное его отсутствие. Как правило наличия записи в ПТС, что грузовик находится в собственности физического лица. А также документ, подтверждающий отсутствие коммерческой деятельности на данном автомобиле. Это товарные накладные и чеки перевозимого груза, выписанные на частное лицо.
    Чтобы узнать, необходимо ли вам устанавливать тахограф в своем транспорте, нужно задать себе следующие вопросы.
    Выполняются ли грузоперевозки на личном транспорте, трудоустроенным в транспортной компании?
    Оформлено ли соглашение на проведение перевозок грузов по указанному маршруту?
    Работаете ли вы на предприятии, где занимаются перевозками крупногабаритных товаров, превышающие размер автомобиля, или груза особой ценности или опасного для жизни?
    Если на каждый вопрос ответ положительный, значит, данный водитель занимается коммерческой деятельностью. Поэтому установление тахографа в автомобиле будет обязательной частью для продолжения своей работы.

  2. ImIsStet Ответить

    Александр-917,
    Добрый вечер.
    А что Вас конкретно интересует?
    С 15 декабря 2019 года срок обязательной установки тахографов на некоторые транспортные средства принадлежащие физическим лицам откладывается.
    Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 15.10.2019 № 339.
    В соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств….производится:…
    транспортных средств категории N 3, экологический класс которых не определен, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 марта 2020 г.
    т/с кат. N 3, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, экспл. ф/л, — до 1 июня 2020 г.
    т/с кат. N 3, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, экспл. ф/л, — до 1 сентября 2020 г.
    т/с кат. М3, экологический класс которых не определен, экспл. ф/л, — до 1 ноября 2019 г.
    …т/с кат. М3, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, экспл. ф/л, — до 1 февраля 2020 г.
    т/с кат. М3, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, экспл. ф/л, — до 1 мая 2020 г.
    т/с кат. N 2, экологический класс которых не определен, экспл. ф/л, — до 1 декабря 2020 г.
    т/с кат. N 2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, экспл. ф/л, — до 1 марта 2021 г.
    т/с кат. N 2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, экспл. ф/л, — до 1 июня 2021 г.
    т/с кат. М2, экологический класс которых не определен, экспл. ф/л, — до 1 августа 2020 г.
    т/с кат. М2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, экспл. ф/л, — до 1 ноября 2020 г.
    т/с кат. М2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, экспл. ф/л, — до 1 февраля 2021 г.
    т/с кат. М2, принадлежащих многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи, — до 1 января 2022 г.
    На основании постановления от 30 марта 2019 г. N 382 на т/с кат. М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, вступает в силу с 1 июля 2020 г.

  3. lnxmrxkxx Ответить

    14.1. Среди основных категорий транспортных средств можно отметить: Тягачи, большегрузы и иные автомобили, вес которых колеблется от 3,5 до 12 тонн. Их назначение должно характеризоваться, как коммерческие перевозки. Разные категории грузового транспорта для проведения междугородных перевозок. Автобусы, где количество сидячих мест более восьми. Если в личном распоряжении есть данные категории грузовых автомобилей, тахограф потребуется устанавливать обязательно, предварительно решив вопрос, как частному лицу получить карту водителя для тахографа. Существует некоторые категории транспортных средств, на которые бортовой самописец устанавливать не требуется. Вот самые основные из них: транспорт, задействованный на постоянной основе в городских и пригородных перевозках; разные проходящие испытания на дорогах учебные, сертификационные и квалификационные транспортные средства; троллейбусы; автомобили, оснащенные приборами типа ЕСТР, которые задействованы в осуществлении международных перевозок; военные российские транспортные средства и полицейские машины; автомобили, прошедшие регистрационный процесс в ГОСТехнадзоре; транспортные средства, эксплуатируемые более 30 лет и не предназначенные для транспортировки грузов Если собственником является предприниматель или юридическое лицо, установка данного устройства будет обязательной.

  4. BBAAHHOO Ответить

    Чтобы узнать это, следует опираться на постановление № 720. Итак, на какие автомобили устанавливают тахографы? Основными категориями транспорта являются:
    Большегрузы, тягачи и иной транспорт, вес которого варьируется от 3,5 до 12 тонн. Назначение их характеризуется в качестве коммерческих перевозок.
    Различные категории грузового автотранспорта для осуществления перевозок междугородного характера.
    Автобусы, где число сидячих мест больше восьми.
    Нужен ли тахограф частнику, интересно многим.
    Если у человека в личном распоряжении имеются вышеперечисленные категории грузовых автомобилей, то устанавливать самописец потребуется обязательно, только нужно решить предварительно вопрос о том, как частному лицу приобрести карту водителя.

    Установка не требуется

    Следует отметить некоторые категории транспорта, на которые устанавливать бортовой самописец не требуется. Основные из них:
    автотранспорт, который задействован пригородных в городских перевозках на постоянной основе;
    различные учебные, квалификационные и сертификационные транспортные средства, проходящие испытания на дорогах;
    троллейбусы;
    автотранспорт, оснащенный приборами типа ЕСТР, задействованные в международных перевозках;
    российские военные транспортные средства, а также полицейские авто;
    автотранспорт, который прошел процесс регистрации в ГОСТехнадзоре;
    транспортные средства, которые эксплуатируются более 30 лет и не предназначены для транспортировки грузов.
    Кроме того, при рассмотрении вопроса, нужен ли тахограф на личный автомобиль, следует отметить, что в современном законодательстве упор делается на вид осуществляемой деятельности собственника данного транспорта. Если собственником является юридическое лицо или частный предприниматель, установка этого устройства является обязательной. Чтобы отсутствие бортового тахографа не выступило основанием для назначения водителю штрафной санкции, требуется обязательно иметь при себе специальное подтверждение того, что транспорт не используется в целях осуществления коммерческой деятельности.
    Нужно ли ставить тахограф на личный грузовой автомобиль, важно выяснить заранее.

    Когда частное лицо должно установить самописец?

    Существуют определенные ситуации, при которых бортовой самописец необходимо в обязательном порядке приобрести и установить на собственное грузовое средство передвижения. Ситуации, при которых также необходимо это делать:
    Если водитель тягача и грузовика трудоустроен в современной транспортной организации, однако грузоперевозки он выполняет на личном грузовике.
    Если водитель оформил соглашение на осуществление перевозок различных товаров по заданному предварительно маршруту.
    Если человек работает в коммерческой организации, которая осуществляет перевозку грузов, превышающим по своим размерам сам транспорт, а также отличающийся наличием опасных веществ или изделий.

    Использование в коммерческих целях

    Во всех указанных выше ситуациях можно смело говорить о том, что транспортное средство применяется в коммерческих целях. Именно по такой причине установка тахографа считается обязательным условием при эксплуатации грузовика и для продолжения частной деятельности.

  5. cpors7 Ответить

    Здравствуйте, Игорь!
    В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» Приложения N 2. Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами:
    Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:
    транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория );
    транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория );
    транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн (категория );
    транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория );
    за исключением следующих видов техники:
    транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок (приказ Минтранса России от 16 июня 2014 г. N 158 «Об утверждении форм бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок» (зарегистрирован Минюстом России 31 июля 2014 г., регистрационный N 33370), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.)*(2);
    пассажирских и грузовых троллейбусов;
    автобетононасосов, автобетоносмесителей, автогудронаторов, автокранов, автомобилей скорой медицинской помощи, автоэвакуаторов, пожарных автомобилей, транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортных средств для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортных средств, оснащенных подъемниками с рабочими платформами, медицинских комплексов на шасси транспортных средств, автолавок, автобусов для ритуальных услуг, автомобилей-домов, бронированных транспортных средств, специализированных транспортных средств (специально оборудованных молоковозов, скотовозов, машин для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машин для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортных средств категорий N 2 и N 3, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), специальных транспортных средств, передвижных лабораторий и мастерских, передвижных репортажных телевизионных студий;
    транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
    транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
    транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
    транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»*(3) не уплачивается;
    учебных транспортных средств, используемых для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;
    транспортных средств, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.
    К какому виду техники относиться Ваш грузовой автомобиль?

  6. Real_Navy Ответить

    Спасибо.
    С 15 декабря 2019 года срок обязательной установки тахографов на некоторые транспортные средства принадлежащие физическим лицам откладывается.
    Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 15.10.2019 № 339.
    В соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств….производится:…
    транспортных средств категории N 3, экологический класс которых не определен, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 марта 2020 г.
    т/с кат. N 3, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, экспл. ф/л, — до 1 июня 2020 г.
    т/с кат. N 3, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, экспл. ф/л, — до 1 сентября 2020 г.
    т/с кат. М3, экологический класс которых не определен, экспл. ф/л, — до 1 ноября 2019 г.
    …т/с кат. М3, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, экспл. ф/л, — до 1 февраля 2020 г.
    т/с кат. М3, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, экспл. ф/л, — до 1 мая 2020 г.
    т/с кат. N 2, экологический класс которых не определен, экспл. ф/л, — до 1 декабря 2020 г.
    т/с кат. N 2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, экспл. ф/л, — до 1 марта 2021 г.
    т/с кат. N 2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, экспл. ф/л, — до 1 июня 2021 г.
    т/с кат. М2, экологический класс которых не определен, экспл. ф/л, — до 1 августа 2020 г.
    т/с кат. М2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, экспл. ф/л, — до 1 ноября 2020 г.
    т/с кат. М2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, экспл. ф/л, — до 1 февраля 2021 г.
    т/с кат. М2, принадлежащих многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи, — до 1 января 2022 г.
    На основании постановления от 30 марта 2019 г. N 382 на т/с кат. М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, вступает в силу с 1 июля 2020 г.

  7. holzma Ответить

    Это индивидуальное электронное бортовое устройство для ведения контроля над работой ТС и отдыха водителя:
    над действительным пробегом автотранспортного средства (невозможно «скрутить пробег»);
    над временем, в течение которое водитель вел автомобиль и имел ли периоды для отдыха.
    Тахограф автоматически сохраняет в своей памяти все эти данные, зашифровывает их для несанкционированного редактирования. Поэтому имеющиеся в нем записи весьма объективны, и могут быть использованы в качестве доказательств, в том числе в судебном разбирательстве.
    Другие материалы подобной тематики можно изучить на нашем сайте.

    Изменения 2019 года

    С 1 ноября 2019 года вступают в силу ряд поправок и изменений в действующие нормативно-правовые акты:
    ФЗ №196 статья 20.3, предписывающая физическим лицам оснащать тахографами весь эксплуатируемый транспорт для грузоперевозок (массой свыше 3,5 тонн), а также автобусы и соблюдать требования по надлежащему использованию прибора и придерживаться установленного режима работы водителя по тахографу;
    Постановление Правительства №1276 о нововведениях в порядке техосмотра ТС;
    КоАП статья 11.23, ужесточающая ответственность за административные нарушения на транспорте, попадающем под оснащение тахографами.
    В измененном тексте ПП России от 30.09.2019 за номером 1276 содержаться такие требования для водителей и руководителей предприятий:
    С ноября, при прохождении технического осмотра, у всех автотранспортных средств грузовой и пассажирской категории обязательно будет проверяться тахограф – его функциональность, наличие заводской пломбы и другие технические параметры. Все проверяемые данные будут занесены в соответствующие раздел диагностической карты нового образца.
    Сделаны разграничения по марке тахографов – для движения по дорогам России предусматривается модель марки СКЗИ, для международных перевозок – ЕСТР (Приказ Министерства транспорта за номером 36 и Европейскими нормами движения).
    Грузовой автотранспорт весом более 3,5 т. обязательно оснащается тахографом, подобные требования относятся и к пассажирским автобусам, несмотря на общую массу и количество посадочных мест.
    Будьте внимательны! Многие недобросовестные сервисные центры предлагают к установке именно модель, предназначенную для европейских дорог, его стоимость несопоставимо выше российского аналога.
    В представленное видео озвучены ключевые моменты нововведений:
    Другие законодательные акты по автомобильной теме расположены на нашем сайте

    На какие автомобили устанавливается тахограф

    К такому транспорту относят:
    грузовые авто категории 2 и 3, общей массой более 3,5 т.;
    пассажирские автобусы и микроавтобусы, с посадочными местами более 8 сидений (категория М2 и М3), для перевозки по пригородным и внутригородским рейсам;
    автотранспорт, перемещающий опасные для здоровья человека грузы, несмотря на их класс;
    все самосвалы;
    автокраны-манипуляторы.
    Есть из этого списка и ряд исключений. Кто не обязан иметь тахограф:
    ТС категории М2 и М3, если они выполняют регулярные рейсы по перевозке людей или багажа (ПП от 14.09. 2009 г. № 112). Это означает, пока рейсы имеют регулярный характер, водитель транспорта может передвигаться без тахографа, но в случае изменения маршрута, например, заказ на перевозку отдыхающих на экскурсию, наличие измерительного прибора является обязательным! Однако регулярные перевозки маршрутным или иным пассажирским автотранспортом по загородным направлениям (свыше 50 км) также предусматривает оснащение ТС тахографом.
    Транспорт для с/х работ – трактор, для перевозки скота и пр.
    Спецтранспорт, используемый для строительных целей – бетономешалки и пр.
    Авто для учебных целей, в том числе с большой массой или для пассажирских перевозок.
    Транспорт, эксплуатируемый более 30 лет.
    Военные ТС.
    Транспорт, задействованный органами МВД либо ФСБ.

    Нужен ли тахограф физическим лицам?

    Многих волнует вопрос, что ждет частное лицо, в собственности которого имеется транспорт, попадающий под критерии оборудования тахографом?
    Ситуация 1. Если человек на личном транспорте занимается коммерческой деятельностью по перевозке грузов или пассажиров, то ответ – да, тахограф обязателен.
    В кратчайшие сроки необходимо оборудовать авто прибором контроля, приобрести карту водителя для тахографа и соблюдать рабочий режим.
    Ситуация 2. Если транспорт используется исключительно для собственных нужд (например, перевозка стройматериала на дачу), то тахограф не устанавливается.
    Для избежания вопросов при проверке сотрудником ГИБДД на весь перевозимый товар должны быть сопроводительные документы (накладные, товарный и кассовый чеки), выписанные на водителя грузовика.
    А чтобы не возникали проблемы с пассажирскими перевозками на личных микроавтобусах, наши эксперты советуют переоборудовать авто на 8 посадочных мест.

  8. Aleks03032001 Ответить

    С 2002 по 2008 год не только в ряде европейских стран, но и в России заговорили о необходимости оснащения транспортных средств бортовыми самописцами, контролирующими соблюдение водителем режимов труда и отдыха. В 2009 году правительством Российской Федерации было выпущено постановление под номером 720, утверждающее технический регламент о безопасности грузовых автомобилей, задействованных в коммерческих перевозках. Закон обязал оснастить специальными приборами машины, относящиеся к категориям M2, N2, M3, N3.
    2010 стал годом принятия поправок и внесения изменений в постановление. Также была узаконена деятельность мастерских, обслуживающих водителей большегрузов и предлагающих свои услуги по установке, калибровке тахографов. Были разработаны особые программы подготовки персонала открывшихся по всей стране сервисных центров.
    В 2009 году правительство обязало поставить в кабину автомобиля устройство типа ЕСТР. Однако уже на следующий год требования сменились: теперь самописец, установленный в машину, должен быть исключительно цифровым, с блоком криптозащиты.

    Нужен ли тахограф на личный грузовик, микроавтобус, автобус, камаз, самосвал?

    Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, какие категории транспортных средств были указаны в постановлении №720.
    Большегрузы, тягачи и другие автомобили, чей вес составляет или превышает 3,5 т и 12 т. Назначение – коммерческие перевозки.
    Грузовой транспорт для осуществления междугородних перевозок.
    Автобусы, имеющие более восьми сидячих мест.
    Не нужно устанавливать бортовой самописец на следующие машины:
    Задействованные в городских и пригородных перевозках на постоянной основе.
    Проходящие дорожные испытания – сертификационные, учебные, квалификационные и т.д.
    Троллейбусы.
    ТС, оборудованные устройствами типа ЕСТР, осуществляющие международную доставку грузов.
    Транспортные средства, предоставляемые ВС РФ.
    Полицейские машины.
    Автомобили, прошедшие регистрацию в гостехнадзоре.
    ТС, чей возраст составляет более 30 лет, не предназначенные для перевозки грузов.
    Но нужен ли тахограф на машине частника, который не занимается коммерческими перевозками? В законопроекте акцент делается именно на характер деятельности владельца транспортного средства. Если собственник – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, установка обязательна.
    Однако, чтобы отсутствие бортового самописца не вызвало подозрений у сотрудников ГИБДД, вам необходимо иметь при себе документальное подтверждение того, что вы не используете свой автомобиль с целью осуществления коммерческой деятельности.
    Когда частнику необходимо задуматься о покупке тахографа:
    Если водитель грузовика или тягача работает в транспортной компании, выполняя грузоперевозки на собственной машине.
    Если физическое лицо заключило соглашение на перевозку товаров по одному из заданных маршрутов.
    Если собственник работает на компанию, занимающуюся транспортировкой грузов, превышающих размеры ТС, потенциально опасных веществ или изделий.
    Во всех указанных случаях автомобиль используется в коммерческих целях, что делает установку тахографа обязательным условием продолжения работы и эксплуатации автомобиля.

  9. floreNz Ответить


    Согласно недавним нововведениям в законодательстве, некоторые виды транспортных средств необходимо оснащать контрольными приборами — тахографами. Несоблюдение этого требования влечет за собой наложение штрафных санкций для собственников автомобилей. Реакция водителей и владельцев ТС была неоднозначной: многие из них не одобрили новшество, усмотрев в нем очередной способ отъема денег и источник ненужных хлопот. Мы решили разобраться во всем по порядку. Из статьи вы узнаете, когда и зачем нужна установка тахографа, как работает прибор, в чем его плюсы и минусы, в какую сумму обойдется его монтаж и эксплуатация.

    Что такое тахограф и зачем его устанавливать?

    Выражаясь простым языком, тахограф представляет собой контрольный прибор, устанавливаемый на борту автомобиля и предназначенный для регистрации основных параметров движения. Для их отслеживания используются системы спутникового мониторинга автотранспорта. Устройство работает автоматически, в том числе при выключенном двигателе. Данные записываются в память прибора и хранятся в ней определенное время.
    С помощью тахографа можно выяснить:
    с какой скоростью движется транспортное средство;
    какой путь пройден за определенный промежуток времени;
    сколько часов водитель затратил на работу и на отдых и некоторые другие параметры.
    Бортовое устройство подключается к электросети автомобиля. Аккумуляторная батарея позволяет ему долгое время работать в автономном режиме.
    По внешнему виду тахограф представляет собой круглую или прямоугольную панель с кнопками управления и экраном, которая монтируется непосредственно в гнездо спидометра или автомагнитолы (второй вариант — цифровой — более современный). На небольшом дисплее отображается информация о транспортном средстве: состояние (движение или покой), количество часов работы и отдыха, скорость перемещения, показания одометра, место нахождения и прочее. Вывод нужных данных на экран осуществляется с помощью кнопок. На панели тахографа также находятся слоты для карт памяти и отсек для фискальной ленты (необходима для распечатки информации посредством встроенного принтера).
    Обязательными компонентами устройства являются:
    датчик перемещения;
    приемник GPS/ГЛОНАСС для мониторинга местоположения автомобиля;
    модуль GPRS для передачи данных;
    блок криптографической защиты СКЗИ или НКМ, предназначенный для записи, шифровки и хранения информации (в цифровых тахографах).
    На последнем моменте стоит остановиться подробнее. Ценное свойство тахографа заключается в том, что данные, записанные в память устройства, защищены от редактирования и считывания посторонними. Доступ к ним имеют только владельцы персональных электронных ключей-карт. Прежде всего это водители, а также представители предприятия-собственника ТС, сотрудники сервисных центров, контролеры, осуществляющие проверку. Права доступа у них разные. Например, водитель может вводить и редактировать данные, специалисты из мастерской — настраивать прибор, а представители контролирующих органов — считывать информацию о допущенных пользователем нарушениях.
    Карта водителя имеет ограниченный срок действия. Когда он истекает, необходим ее перевыпуск. Пользоваться просроченным ключом нельзя — за это полагается штраф. Водитель также не может осуществлять доступ и редактирование без карты либо с чужим чипом.
    По устройству и принципу действия различают два типа тахографов: цифровые и аналоговые (дисковые). Последние считаются устаревшими, поскольку имеют существенный недостаток: из-за отсутствия блока СКЗИ они не обеспечивают необходимой защиты от несанкционированного доступа. В настоящее время аналоговые тахографы практически не применяются. Все транспортные средства, выпускаемые сегодня, оснащаются на заводе цифровыми приборами (если по закону требуется установка такого устройства). Исключение составляют только автомобили, которые используются в странах, не входящих в зону действия ЕСТР
    [1]
    .
    Кому нужно устанавливать тахограф? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к закону. Правила установки тахографа регулируются многими документами, главным образом Приказами Минтранса РФ №36, №273 и №348. Согласно им, контролирующие устройства обязаны использовать юридические лица и индивидуальные предприниматели, занятые в сфере пассажирских и грузоперевозок. Иначе говоря, приборами должны быть оснащены автомобили и автобусы, используемые с коммерческой целью.
    В приказе об установке тахографов есть более точное определение видов транспорта, подлежащих оснащению контролирующими устройствами. К ним относятся ТС следующих категорий:
    М
    2
    и М
    3
    — автобусы и другой пассажирский транспорт более чем с восьмью местами для сидения и максимальной разрешенной массой до пяти тонн и от пяти тонн соответственно;
    N
    2
    и N
    3
    — грузовые автомобили с максимальной допустимой массой 3,5–12 тонн и более 12 тонн соответственно.
    Для некоторых видов транспорта не требуется обязательная установка тахографа. В частности, это:
    автобусы, производящие пассажироперевозки по регулярным маршрутам в пределах города и пригородной зоны (50 километров);
    троллейбусы;
    строительная, коммунальная и другая спецтехника — экскаваторы, автокраны, бетономешалки, эвакуаторы, пожарные машины, автомобили скорой помощи, инкассации, ритуальных служб, дорожная и сельскохозяйственная техника;
    военный автотранспорт и машины спецслужб
    [2]
    .
    Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, также четко прописаны в приказах Минтранса РФ. Правила эти действуют с 1 января 2018 года
    [3]
    . Прежде всего устройства должны соответствовать нормам ТР ТС «О безопасности колесных средств». Прочие требования зависят от территории эксплуатации прибора. Если транспортное средство, оборудованное тахографом, предназначено для международных перевозок, на нем положено устанавливать устройство, отвечающее нормативам ЕСТР. Передвигаясь по территории России, водитель такого автомобиля должен быть готов предъявить допуск к поездкам за пределы страны. В противном случае будет считаться, что тахограф ЕСТР не соответствует требованиям законодательства.
    Машины, используемые для перевозок по России, согласно новым правилам, должны быть оснащены цифровыми тахографами с модулем СКЗИ. Перечень моделей устройств, разрешенных к применению, устанавливается Росавтотрансом.
    Нужно ли устанавливать тахограф на личный транспорт? По закону это не обязательно. Но использовать контролирующие устройства иногда целесообразно и для частных автовладельцев.

    Взвешиваем за и против

    Мы разобрались с ситуациями, когда закон в обязательном порядке требует установить тахограф. А поскольку монтаж и обслуживание прибора (к слову, недешевые) осуществляются за счет собственника транспорта, у многих предпринимателей новые правила вызвали недовольство. Не рады порой и водители, особенно те, которые относятся к своей работе не слишком добросовестно: когда все действия находятся под контролем, схитрить не получится. Но при более взвешенном подходе становится ясно, что в использовании устройства есть преимущества для обеих сторон. Какими же полезными функциями обладает тахограф?
    Отслеживание местоположения автомобиля
    . Благодаря модулю GPS/ГЛОНАСС диспетчер может следить за перемещением транспорта в режиме реального времени.
    Контроль скорости и соблюдения ПДД
    . Попытка нарушить скоростной режим непременно будет обнаружена при проверке. При этом тахограф определяет скорость точнее, чем спидометр
    [4]
    . В случае аварии, например, это позволяет с высокой достоверностью подтвердить, что водитель был прав.
    Запись данных
    . Информация о работе автомобиля сохраняется в центральной памяти устройства в течение года, а на карте водителя — 28 дней. Периодически данные нужно считывать и переносить в архив предприятия.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *