О е грибова что делать если ваш ребенок не говорит?

11 ответов на вопрос “О е грибова что делать если ваш ребенок не говорит?”

  1. Arcanewind Ответить

    Изд-во «Аст», 2004 г.
    Человеческая природа не перестает удивлять. Почему некоторые дети начинают говорить в 9 месяцев, а другие – после двух лет? Почему ребенок называет всех собак одним словом, к примеру, «гага», хотя в остальных случаях изъясняется поэмами. Бывают не в меру ретивые невропатологи, выписывающие стопку лекарств ребенку с «ЗРР» уже с полутора лет. Ах, какой ужас – не говорит положенного количества слов. Не собирал пирамидок лет до двадцати, Мавроди из него не получится. Не рисует кисточкой, а размазывает краски пальцами. Вариант «выдать огромный лист ватмана, и пусть размазывает дальше» в голову не приходит. Потому что соседский Рембрандт в два года нарисовал теремок. А наши Малевичи…
    Как определить, действительно ли ребенок отстает в речи, или у него по каким-то причинам превалирует, пока что, свое понимание мира. Свои ассоциации, предпочтения, свое собственное отношение к звукам и словам.
    Признаки благополучного развития речи у ребенка
    – Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
    – У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
    – Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
    – Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
    – Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
    – Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
    Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
    – Ребенок развивается с задержкой.
    – Ребенок перенес тяжелые заболевания.
    – Ребенок неохотно повторяет за вами слова и выражения, которые он слышит.
    – Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.
    – Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
    – Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
    – Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
    – Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
    Ключевое слово – понимание. Ребенок должен понимать. Признаки понимания любая мама с легкостью увидит сама без помощи логопеда или невролога. Взгляд, жест, подал чашку вовремя, как-то обозначил отрицание. Задержка в развитии – это когда взаимности не чувствуется вовсе, или она слабенькая. Когда ребенок полностью заперт в своей вселенной, а реальный мир ему только мешает (гиперактивные дети пытаются его сломать, пассивные – спрятаться от него).
    Если у ребенка отмечаются проблемы с развитием речи (см. признаки неблагополучия), а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок однажды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители часто просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают – ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются.
    Дети одинаково плохо реагируют на запреты. Они родились и объяли целый мир без ограничений. Ограничения должны прививаться очень мягко и не тупо – с объяснениями, чтобы добиться того самого взаимного понимания. Если вам просто закроют перед носом дверь, а еще вчера она была открыта, вы тоже будете удивлены. Когда родители начинают раздражаться по поводу неразговорчивости ребенка, он это чувствует. И понимает – такое неприятное дело лучше и дальше обходить стороной.
    В норме, как мы уже говорили, речь ребенка формируется в процессе общения с носителем языка через имитацию. При этом постепенно происходит «подгонка» детского языка к языку взрослого на основе неосознанного языкового анализа, синтеза и способности к лингвистическим обобщениям. Таким образом, в ходе коррекционной работы, прежде всего, необходимо добиться, чтобы у ребенка появилась потребность в общении.
    Попробуйте сделать следующее:
    – Расположитесь с ребенком где-нибудь в уютном уголке, например, на диване или на полу. Создайте интимную, доверительную обстановку: говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь.
    – Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками, звукоподражаниями. Очень важно, чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но, с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной. Вы можете выбрать любую совместную деятельность, лучше доступную и интересную для ребенка игру.
    В небольшой книге «Что делать, если ваш ребенок не говорит?» содержится много советов по занятиям с детьми раннего возраста. Имеются таблички, по которым можно узнать, что должен уметь делать ребенок в том или ином возрасте. Когда и как нужно заниматься с ребенком, и чем эта необходимость обусловлена. Информация подается в очень простой форме без заумных рассуждений.
    Во время повседневного бытового общения детей приучают вслушиваться в речь, выполнять действия в соответствии с инструкцией на основе усложняющегося и расширяющегося словарного запаса. Например, усложнение заданий происходит за счет увеличения слов в инструкции и введения различных признаков предмета: «Принеси чашку», «Унеси чашку», «Принеси красную чашку», «Возьми самое большое колесико (от пирамидки)», «Дай мне большой красный кубик», «Возьми маленький зеленый кубик». При этом помощь в виде жестов исключается полностью. На первых порах, чтобы облегчить ребенку выполнение задания, взрослый может использовать семантизированную интонацию. Слово «маленький» произносится высоким тоном голоса, а слово «большой» – низким. Но постепенно необходимо отказаться и от такого вида помощи. При этом дети должны ориентироваться только на смысл услышанного, чтобы выполнить задания правильно. Правильное выполнение инструкции поощряется морально или материально, например, можно похвалить, погладить его по головке, налить вкусного сока, дать конфету и др. А вот если действие выполнено неправильно, то взрослый должен показать образец и не переходить к более сложному виду высказывания, пока не будут отработаны простые формулировки.
    С детьми не угадаешь: то ему много внимания, то мало. Бывает, что мама проводит с детьми целый день, а дети все равно неразговорчивы. Либо у родителей, не занимающихся с детьми, растут вундеркинды. Каждый ребенок рождается со своей собственной программой, каждый восприимчив по-разному. Стоит помнить об одной важной вещи: у детей еще нет жизненного опыта, и они склонны его придумывать. Фантазии бок о бок идут с реальностью. Родители должны внимательно следить за тем, чтобы ребенок принял реальный мир с такой же легкостью, как он любит свои сказки. Чтобы ребенку не хотелось постоянно прятаться и подменять значения слов. В книге в очередной раз напоминают: ребенка невозможно перехвалить. Хвалите, подмечайте успехи, это очень поможет в дальнейшем самоутверждении.
    Ребенок подходит к шкафу, полкам с игрушками и просит жестами или голосом дать ему машинку.
    Взрослый: Что тебе дать? Машину?
    Ребенок: Тр-р-р.
    Взрослый: Послушай и посмотри, как я скажу. Ма-ши-на. (Ребенок внимательно смотрит на губы взрослого.) Ма-ши-на.
    Ребенок: А-тиа.
    Взрослый: Молодец. (Берет в руки игрушку.) Послушай еще раз, как я скажу. Ма-ши-на. Губы сжали, помычали м-м-м.
    Ребенок: М-м-м.
    Взрослый: Очень хорошо! (Подносит игрушку к ребенку, но не отдает ее.) М-м-ма-ши-на. М-м-ма-ши-на.
    Ребенок: Мма-тиа.
    Взрослый: Умница. Вот тебе машина. Возьми ее. (Игрушку отдают ребенку.) Это ма-ши-на. И т.д.
    Советы и примеры простеньких упражнений придадут уверенности родителям, считающим, что их ребенок отстает от сверстников в речевом развитии. Резюме: книга хорошая, полезная – жаль, маленькая.

  2. Gura Ответить

    Что делать, если ваш ребенок не говорит, Книга для тех, кому это интересно, Грибова О.Е., 2004.
    Эта пособие адресовано родителям, воспитателям, логопедам и всем тем, кого интересует, как развивается речь ребенка в раннем возрасте. В книге представлена система интересных и полезных занятий, направленных на преодоление задержки темпов речевого развития ребенка. Кроме того, в пособии содержатся ответы на волнующие каждого родителя вопросы: «Каковы признаки благополучного и неблагополучного развития речи у ребенка?», «Что делать, если малыш никак не перейдет от лепета к словам?», «Как помочь ребенку, если его речь развивается с задержкой?».

    Как формируется речь.
    Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.
    Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.
    Этот период наиболее подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи. Ниже мы приводим таблицу, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка. В таблице в графе 3 приводятся среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.
    Содержание.
    Родителям от автора.
    Воспитателям от автора.
    Логопедам от автора.
    Как формируется речь.
    Признаки благополучного развития речи у ребенка.
    Признаки неблагополучного развития речи у ребенка.
    Почему у ребенка речь формируется с задержкой?.
    Занятия надо начинать как можно раньше.
    Как помочь ребенку.
    Как работать с книгой.

  3. IWYXYM Ответить

    Эта книга адресована, прежде всего, родителям, имеющим детей в возрасте 2-3 лет с проблемами развития речи при нормальном физическом слухе и нормальном развитии двигательной сферы.
    В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепет-ные слова. Но вдруг родители начинают замечать что-то не-ладное. Сверстники ребенка начали говорить словами и фразами, а ваш малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное. Вернее, вы его можете понять, но с трудом. Что делать? Конечно, не слушать советов доброхотов подождать,
    пока само собой наладится. Нет! Нужно посоветоваться со специалистом. Логопед расскажет вам, что нужно делать, как заниматься с вашей крохой. Книга не заменит консультации и занятий со специалистом. Диагноз – не приговор, диагноз – успешный старт на пути к воспитанию полноценной речи.
    Задержка темпов речевого развития органического характера обусловлена недостатками функционирования или строения речевого аппарата. Преодоление их требует специально организованной коррекционной работы. Но и в этом случае ранняя коррекция оказывается более эффективной. Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки. В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический и направленный характер.
    Как помочь ребенку
    Коррекционная работа требует много знаний и определенных навыков. Поэтому будьте внимательны, выполняйте все наши инструкции в строгом соответствии с написанным. Если что-то сразу не получается, посоветуйтесь со специалистом или внимательно перечитайте книгу
    Основными задачами коррекционной работы с ребенком, имеющим начатки лепетной речи, являются:
    развитие мотивационной основы речевой деятельности;
    формирование имитативных способностей.
    Таким образом, в ходе коррекционной работы, прежде всего, необходимо добиться, чтобы у ребенка появилась потребность в общении.
    Попробуйте сделать следующее:
    Расположитесь с ребенком где-нибудь в уютном уголке, например, на диване или на полу. Создайте интимную, доверительную обстановку: говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь.
    Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками, звукоподражаниями. Очень важно, чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но, с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной. Вы можете выбрать любую совместную деятельность, лучше доступную и интересную для ребенка игру.
    Например, у вас сын. Вы играете с ним в машинки. При этом вы катаете вместе с сыном машинку, изображая ее биби- канье: «Би-би» или «Ту-ту»1.
    Пытайтесь установить словесный контакт с сыном. В ходе игры спросите ребенка: «Как гудит машина?» И сами отвечаете на этот вопрос: «Би-би», – с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза, когда у вас уже устали губы и язык произносить это «би-би», вы услышали робкое «би» от своего ребенка, знайте, что это маленькая победа! Похвалите его! Порадуйтесь вместе с ним! Разумеется, что вопрос можно несколько изменять, например: «Как гудит эта машина?», «А сейчас поедет сиьля машина, как она гудит?» и пр.
    Если у вас дочка, то надо выбрать игру, которая ей нравится, то, чем она может заниматься достаточно долгое время. Иногда детям нравится наблюдать, как падают кубики. В таком случае мы советуем заняться совместным собиранием пирамидки или другого сооружения с регулярным его разрушением, сопровождая последнее действие проговариванием слова «бах».
    Можно переходить к реализации следующей задачи – формированию навыка эхолалии – отраженной речи. Для этого взрослый (мама, папа, бабушка, воспитатель яслей, в общем тот, кто занимается воспитанием ребенка) должен организовать специальное общение с ребенком в процессе совместной предметной деятельности или игры.
    Помните, нельзя использовать прямые инструкции: «Скажи», «Повтори»!
    Рассмотрим поподробнее приемы вызывания отраженной речи – имитации речи взрослого ребенком.
    Взрослый (педагог) отбирает для имитации простые по звукослоговому составу 5-10 слов, названий окружающих предметов, например, одежды, игрушек, посуды, еды (1-2 группы), того, что ребенок любит больше всего. Для совсем маленьких детей можно использовать имена близких людей. При этом взрослый говорит на так называемом «нянькином» языке, в котором слова упрощены до лепета, много звукоподражаний, типа: мышь – пи-пи, кошка – мяу или киса и др.
    Представим, что ребенок любит гулять (дело происходит зимой) и поесть, поэтому мы отобрали следующую лексику: шуба, шапка, сапоги; ложка, чашка, вилка. Рассмотрим на конкретном примере, каким образом действует взрослый.
    Взрослый во время проведения режимных моментов, в частности, во время одевания и еды, многократно проговаривает эти названия, разворачивая перед ребенком диалог-образец, в процессе которого исполняет роли спрашивающего и отвечающего. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, четко, т.е. утрированно. Сначала многократно повторяется название одного предмета, затем другого, по мере смены действий.
    Например, достаем и надеваем на ребенка шубу.
    Взрослый. Что мы достали? – Шубу.
    Что это такое? – Шуба.
    Что сейчас мы надели? – Шубу.
    26
    Потом стали надевать на ребенка шапку.
    Что мы достали? – Шапку.
    Что это такое? – Шапка.
    Что сейчас мы надели? – Шапку. И т.д.
    И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом. Просто так слова повторять бесполезно. Так может продолжаться много дней, даже если на языке у вас медленно, но верно образуется мозоль.
    Постепенно ребенка косвенно поощряют к вступлению в диалог – после вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5-10 сек.). Например:
    Взрослый. Принеси тарелку. Что ты принес? …
    Правильно, тарелку. Тарелку. Это тарелка… .
    Что это? …
    Это тарелка. И т.п.
    Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова, но и на артикуляционных укладах. Взрослый добивается того, чтобы ребенок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию. Например:
    Взрослый. Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы: та-рел-ка.
    Еще раз: та-рел-ка.
    Давай вместе: та-рел-ка. Молодец!
    Хвалите ребенка даже в том случае, если он не повторил, а только внимательно следил глазами за движением ваших губ.
    Взрослый. Еще раз вместе: та-рел-ка. Хорошо.
    Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько производятся оречевляемые действия.
    Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Обратите внимание на то, что вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий. Второе важное условие – ребенок не должен даже догадываться, что вы с ним занимаетесь развитием речи.
    Если вам надоели занятия и наша книга, вы можете либо отказаться от дальнейших действий, либо позвать ребенка следующим образом: «Иди сюда. Садись. Сейчас мы будем заниматься – говорить слова. Скажи «тарелка».
    Дальше можно отдыхать и наблюдать, как речь ребенка формируется без вашего участия.
    Если же вы хотите добиться результата, четко следуйте нашим рекомендациям.
    Не бойтесь перехвалить ребенка. Если у ребенка не получается, никогда не ругайте его. Наверное, это вы делаете что то неправильно. Перечитайте книгу или посоветуйтесь со специалистом.
    Через какое-то время (обычно к концу дня или на следующий день)2 ребенок начинает повторять за взрослым отдельные слоги. Эти попытки всемерно поощряются, в то же время взрослый учит ребенка вслушиваться в образец и подражать ему, хотя на первых порах ребенок не сможет улучшить качество речи самостоятельно.
    Взрослый. Вот вилка. Это вилка… (Пауза.)
    Ребенок. Ика.
    Взрослый. Молодец, вилка. Посмотри, как я говорю.
    (Взгляд ребенка фиксируется на губах взрослого.) Вил-ка. (Пауза.) Хорошо.
    На первых порах ребенка не заставляют, не принуждают повторить слово точно, поскольку он еще к этому не способен. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция нашего молчащего подопечного.
    В некоторых случаях может потребоваться больше времени. Это не значит, что ваш ребенок «тупой» или «ненормальный». Просто он такой. А может, это вы делаете что-то неправильно?
    Требования ужесточаются постепенно, незаметно для вос-питанника. Одновременно ребенку даются серии упражне-ний для развития артикуляционной моторики в ходе повсед-невной жизни или режимных моментов (умывания, еды). На-пример, во время умывания ребенка учат полоскать рот водойс сомкнутыми губами, полоскать горло, выпускать тонкую
    струйку воды через плотно сомкнутые губы, язычком проверять, чисто ли вычище-
    ны зубы и др. Во время еды можно попросить ребенка облизать ложку, постепенно увеличивая расстояние между ним
    г и ложкой (естественно, в разум-ных пределах), вылизать блюд-це, а еще лучше пиалу, показать,как кошка лакает языком моло-
    ко, и проч. Оказался ребенок у зер-кала – хороший повод сделать с
    ним артикуляционную гимнастику: мы – клоуны и будемкорчить смешные и страшные рожицы. Поиграли в лошадок – поцокали язычком, поиграли в слона – вытянули губывперед как хобот, поиграли в тигра – показали все зубы в оскале. Уверена, что ваша фантазия подскажет вам массудругих вариантов.
    Если вы видите, что ребенок успешно повторяет за вами предлагаемые ему слова, отберите для работы следующую серию из 5-10 слов. Работа ведется аналогично.
    Таким образом, постепенно наращивается активный предметный словарь. Однако эти слова необходимо закрепить в самостоятельной речи ребенка, создавая ситуации, стимулирующие речевое общение ребенка с окружающими его взрослыми.
    Какие это ситуации?
    Во-первых, используются альтернативные вопросы, типа: «Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу?» В ходе ответа ребенок обязательно должен использовать речь. Такая ситуация может быть создана искусственно. Например, при накрывании стола к обеду ребенку не кладут ложку. Взрослый задает вопрос: «Что тебе дать – чашку или ложку?» При такой формулировке вопроса создается вербальная ситуация с элементами имитации. Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и повторить нужное ему слово.
    Необходимым условием успешной работы является использование в созданных ситуациях только того предметного словаря, который уже освоен ребенком в ходе предварительной работы.
    Во-вторых, речевое общение взрослого и ребенка должно быть оправданным на бытовом уровне. Поэтому следующий вид коммуникативной ситуации – общение в ходе выполнения поручения. Взрослый просит ребенка принести ту или иную игрушку, предмет посуды, предварительно переставив его с привычного на недоступное для ребенка место, например, на верхнюю полку шкафа. При этом важно предусмотреть, чтобы ребенок сам не мог достать предмет и был вынужден обратиться к взрослому. Взрослый в свою очередь стимулирует обращение ребенка: «Что ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить? – Дай машину…» В качестве поощрения ребенок получает искомое. В этой ситуации, как мы видим, также используются элементы эхолалии.
    Третий вид коммуникативных ситуаций – опосредованное общение с игрушкой или с животными. В процессе игры типа «Дочки-матери», «В гостях у куклы Кати» и т.п. или ухода за животными и птицами, живущими у вас дома или в детском саду, взрослый поощряет ребенка к простейшим высказываниям: «Попроси у куклы чашку. Дай, Катя, чашку»; «Уложи мишку в кровать. Споем ему песенку. Баю-бай, мишка, баю-бай»; «Поговорим с попугайчиком. Хорошая, птичка, хорошая». Дети при этом воспроизводят не только отдельные слова, но и фразы, подражая взрослому интонационно.
    По мере наращивания словаря и появления простейшей фразы у ребенка формируется потребность в речевом общении. На этом этапе важно поощрять желание ребенка говорить. Его надо внимательно выслушать, похвалить, не стремиться исправить сразу же все ошибки.
    Одной из форм стимуляции потребности в речевом общении является похвала как положительное подкрепление достижений ребенка. Поэтому не скупитесь на хорошие слова и радостные восклицания.
    Очень полезно рассказывать о достижениях ребенка в его присутствии другим членам семьи. Если ребенок общается с удовольствием, и вы отмечаете всплеск его речевой активности, можете попытаться продемонстрировать его достижения, побуждая его к высказыванию: «Папа, послушай, как мы пели песенку для мишки. Баю-бай, мишка, баю-бай. Как Дима пел песенку…» Слова «скажи» и «повтори» по-прежнему остаются запретными. Если же ребенок стеснительный по характеру, то публично похвалить его нужно, а вот демонстрацию достижений можно отложить на более поздний период работы, когда он сам начнет проявлять активность в общении.
    Одновременно с работой по вызову эхолалии у ребенка формируется целенаправленное слуховое восприятие и совершенствуется навык понимания речи, Работа ведется по двум направлениям: расширение объема пассивного словарного запаса; формирование регулирующей функции речи.
    Оба направления тесно связаны между собой.
    В ходе упражнений по формированию эхолалии детей знакомят с названиями предметов, основными действиями, которые с ними выполняют, а также их качествами. В частности, глагольный словарь включает названия основных бытовых действий (есть, пить, гулять, рисовать, смотреть, слушать, принести, унести, поставить, положить, сидеть, стоять, лежать и т.д.). Кроме того, пассивный и активный лексический словарь обогащается за счет прилагательных, обозначающих размер (большой, маленький), цвет (белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый), форму (круглый, квадратный) предметов.
    Во время повседневного бытового общения детей приучают вслушиваться в речь, выполнять действия в соответствии с инструкцией на основе усложняющегося и расширяющегося словарного запаса. Например, усложнение заданий происходит за счет увеличения слов в инструкции и введения различных признаков предмета: «Принеси чашку», «Унеси чашку», «Принеси красную чашку», «Возьми самое большое колесико (от пирамидки)», «Дай мне большой красный кубик», «Возьми маленький зеленый кубик». При этом помощь в виде жестов исключается полностью.
    На первых порах, чтобы облегчить ребенку выполнение задания, взрослый может использовать семантизированную интонацию. Слово «маленький» произносится высоким тоном голоса, а слово «большой» – низким. Но постепенно необходимо отказаться и от такого вида помощи. При этом дети должны ориентироваться только на смысл услышанного, чтобы выполнить задание правильно. Правильное выполнение инструкции поощряется морально или материально, например, можно похвалить, погладить его по головке, налить вкусного сока, дать конфету и др. А вот если действие выполнено неправильно, то взрослый должен показать образец и не переходить к более сложному виду высказывания, пока не будут отработаны простые формулировки.
    Каждая инструкция должна быть повторена не более 2- 3 раз перед ее выполнением. Если у ребенка рассеянное внимание, ему необходимо дать предварительную установку: «Послушай, о чем я тебя попрошу: сделай так, как я скажу». Использование такой предварительной установки более эффективно, чем многократное повторение задания на фоне рассеянного внимания, когда родитель повторяет одну и ту же просьбу, а ребенок ее игнорирует не в силу вредности характера, но потому что увлечен чем-то более ему интересным.
    Не считайте, что ребенок все делает вам назло! Подумайте, может быть, вы не все делаете правильно? Может быть, его надо по-другому воспитывать?
    Перечисленные формы работы могут предшествовать или проходить одновременно с упражнениями по имитации речи.
    В этот период полезно начать формирование пространственного понимания предложно-падежных конструкций на бытовом уровне с предлогами «в», «на», «под».
    Занятия проводят в виде игры или в процессе игры, после того, как у ребенка сформирован достаточный словарный запас и он активно общается с взрослыми.
    Следите, чтобы игра и общение с вами доставляли ребенку удовольствие!
    Ребенку даются задания: «Положи пирамидку в стол», «Положи пирамидку на стол», «Положи мяч в ящик», «Положи мяч на ящик», «Поставь машинку на стул», «Поставь машинку под стул». Взрослый голосом выделяет предлоги, произнося их громче и в несколько замедленном темпе, тем самым фиксируя внимание ребенка на них. Если ребенок не понимает, что от него требуется, взрослый сам выполняет это действие, оречев- ляя его и повторяя предлог несколько раз подряд. После этого взрослый опять просит выполнить ту же инструкцию.
    Чтобы малышу эта игра была интересна, к работе привлекаются различные игрушки или сказочные персонажи. Например, любимый мишка или кукла. Взрослый дает поручения игрушке: «Миша, убери мячик в коробку», «Миша, спрячь книжку в ящик». Ребенок выполняет эти задания «мишкиными лапами», действует от его имени. Такой прием хорош, как минимум, по двум причинам: во-первых, если задание было выполнено неправильно, то ошибся мишка, а не ребенок; во-вторых, ребенок занимает позицию учителя, а это, согласитесь, гораздо более комфортная позиция, чем ученика.
    Другой прием предполагает наличие более активного участия ребенка. Это вариант игры в прятки. В игре участвует та же любимая игрушка, но меняется роль взрослого – она «неруководящая». Ребенок сам прячет какой-либо предмет (кроме драгоценностей и денег), затем берет в руки мишку. Взрослый с помощью игрушки, которой управляет ребенок, ищет этот предмет следующим образом: «Миша, посмотри под столом. – Нет под столом. Миша, посмотри на полке. – Нет на полке и т.д.». При этом действия выполняет ребенок. Подобные игры доставляют детям массу удовольствия. Они позволяют им почувствовать свое превосходство над взрослыми.
    Третий вариант игры предполагает предварительное знакомство с героями сказок. В русском фольклоре есть непоседливые персонажи, например, колобок, волшебный клубочек, Иван- царевич. Кого или что выбрать, зависит от осведомленности ребенка и материальных условий. В процессе игры моделируются их передвижения: «Катится колобок, катится и закатился… ».
    Для контроля за пониманием предлогов взрослый может использовать инструкции, противоречащие повседневному опыту ребенка: «Поставь чашку под стул», «Положи тарелку в тумбочку» и пр.
    Постепенно инструкции усложняются: наращивается количество действий, производимых в соответствии с инструкцией. Используются двух-, а затем и трехступенчатые инструкции, например: «Возьми куклу и посади ее на стул», «Дай мне большой красный кубик, а себе возьми маленький красный кубик», «Возьми у меня мишку, поставь на место, а мне принеси зайку» и т.п.
    По мере появления лепетной речи взрослый задает ребенку вопросы во время выполнения задания или после его окончания: «Что ты принес?», «Что у тебя?», «Что ты сейчас сделал?», «Какой(ую)… ты принес?» и т.п. Таким образом, активизируется изученная ранее лексика, а также стимулируется использование речевых средств.
    На этом этапе формирования речи не проводится целенаправленном специальной работы по исправлению недостатков звукопроизношения и слоговой структуры. Основная задача родителя или педагога – научить ребенка вслушиваться в речь и соотносить свою речь с образцом.
    Поэтому в ходе коммуникативных упражнений допускаются и поощряются любые речевые реакции ребенка. Взрослый должен категорически збегать оценок и указаний типа: «Неправильно!», «Скажи еще раз…», «Повтори», «Следи за со-бой…» и т.д. Текущая коррекция должна проводиться мягко, не авторитарно, с опорой на положительные эмоции ребенка.
    Примерный сценарий ситуации:
    Ребенок подходит к шкафу, полкам с игрушками и просит жестами или голосом дать ему машинку.
    Взрослый. Что тебе дать?
    Машину?
    Ребенок. Тр-р-р-р.Взрослый. Послушай и по-смотри, как я скажу. Ма-ши-на. (Ре-
    бенок внимательно смотрит на губы взрослого.) Ма-ши-на.
    Ребенок. А-тиа.
    Взрослый. Молодец! (Берет в руки игрушку.) Послушай еще раз, как я скажу. Ма-ши-на. Губы сжали, помычали м-м-м.
    Ребенок. М-м-м.
    Взрослый. Очень хорошо! (Подносит игрушку к ребенку, но не отдает ее.) М-м-ма-ши-на. М-м-ма-ши-на.
    Ребенок. Мматиа.
    Взрослый. Умница. Вот тебе машина. Возьми ее. (Игрушку отдают ребенку.) Это ма-ши-на. И т.д.
    Остановимся поподробнее на этой сцене. Что происходит? Взрослый создает такую ситуацию, в которой желание ребенка получить игрушку осуществляется только через общение. В ходе предметной ситуации взрослый целенаправленно фиксирует внимание ребенка на звуковой форме слова и аргументации («послушай», «посмотри»), т.е. использует компенсаторные обходные пути – зрительное и слуховое восприятие в их единстве. Многократное утрированное произношение слова в медленном темпе позволяет ребенку вычленить часть существенных признаков слова, в данном случае количество слогов (а-ти-а). Поощряя его не только словами («умница», «молодец» ит.п.), но и приближая к нему игрушку, взрослый продолжает работу, направленную на формирование умения соотносить свою речь с образцом. Поэтому взрослый выделяет первую согласную, фиксируя внимание на ее артикуляции. Таким образом,тот приблизительный контур слова, который использует ребе-нок, с каждым разом становится ближе к образцу.
    Как уже указывалось выше, специальной постановки звуков на этом этапе не проводится, поскольку многие из них появляются спонтанно (самостоятельно), по мере накопления сло-варя. В некоторых случаях наблюдается неустойчивое пользование звуками речи: изолированно или в отдельных словах они произносятся чисто, в основной массе произносимых лепетных слов, звукоподражаний они заменяются другими или опускаются (не произносятся).
    Очень полезными на этом этапе видами работы может быть чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Независимо от возраста, для детей с лепетной речью отбираются простейшие сказки с циклическим сюжетом(сказки, в которых несколько раз повторяется схожая ситуация с небольшими вариациями) и традиционным набором действующих героев: «Репка»,
    « Колобок », « Курочка Ряба »,
    «Три медведя» и т.д. Каждая из этих сказок прочитывается многократно, отдельными частями с рассматриванием картинок.
    Вообще-то, в соответствии с методикой дошкольного воспитания, в первый раз сказки надо рассказывать близко к тексту. Но если вы лишены дара сказителя, читайте сказку в медленном темпе, помогая ребенку соотнести текст с иллюстрациями. Если ребенок вдруг «застрянет» на какой-нибудь картинке, не торопите его, рассмотрите ее подробно вместе, прокомментируйте нарисованное. Приведем примерный ход беседы при чтении сказки «Репка».
    Устройтесь удобнее в месте, где вас никто не будет отвлекать: в кресле, на диване, в беседке в саду. Создайте доверительную обстановку. Взрослый читает или рассказывает сказку, ребенок рассматривает картинки в книге. Это занятие может быть проведено и с группой детей.
    Взрослый. Посадил дед репку. Посмотри, кто это? (Показывает на деда.) Это дед. Дед. Кто это?
    Дети (отвечают хором или вразнобой). Де, дет, дядя.
    Взрослый. Это дед. Правильно. Покажите где у деда глаза?
    Дети показывают.
    Взрослый. Что это?
    Дети. Азя.
    Взрослый. Хорошо. Послушайте и посмотрите, как я вам скажу. Гла-за.
    Дети. Газя.
    Взрослый. Какие молодцы! Глаза. А где у дедушки нос? И т.д. (Рассмотрев иллюстрацию, переходят к следующей.) Выросла репка болыпая-преболыпая. (Рассматривают картинку с репкой.)
    Занятия подобного типа не должны проводится дольше 7- 10 мин, поэтому взрослый во время рассматривания картинок не должен «увязать» в деталях. Поскольку сказка читается многократно, каждый раз можно подробно рассматривать различные картинки или акцентировать внимание на различных деталях. Один раз на частях тела, другой – на одежде персонажей, в третий – на возрасте и размерах.
    После того, как сказка будет прочитана несколько раз, и дети научатся уверенно называть действующих лиц, можно переходить к совместному рассказыванию. Рассказывая сказку, взрослый не называет некоторых персонажей, заменяя слова показом соответствующей картинки.
    Взрослый. Сейчас вы мне поможете рассказать сказку. Я начну, а вы продолжите рассказывать. Внимательно смотрите на картинку. Посадил… (Показывает на деда.)
    Дети. Дед.
    Взрослый. Правильно. (Показывает на репку.)
    Дети (хором). Епку.
    Взрослый. Молодцы! Посадил дед репку. Смотрите следующую картинку. Выросла репка… (Показывает на картинку и делает жест руками, имитируя размеры репы.)
    Дети. Басая.
    Взрослый. Умницы! Болыная-преболыная. И т.д.
    Через некоторое время дети начинают повторять целые фразы из этих сказок, хотя пока эти фразы грамматически нео- формлены и носят заученный характер.
    Появление фраз в отраженной речи является показателем перехода ребенка на новый качественный уровень развития речи. Мы можем переходить к формированию навыка владения некоторыми элементарными бытовыми синтаксическими конструкциями: «Дай что-либо», «На что-либо», «Хочу что-либо сделать» и т.п., а также средствами выражения приветствия, прощения, благодарности: «Привет», «Пока-пока», «Спасибо», сопровождающимися соответствующими жестами. Освоение таких конструкций также проходит в предметно-коммуникативной или игровой ситуации, в которой по-прежнему отсутствуют прямые инструкции «Скажи» и «Повтори», а потребности ребенка удовлетворяются только после речевых реакций.
    Например, ребенок просит какую-либо игрушку жестом, сопровождающим голосовые реакции. Взрослый выясняет, чего хочет ребенок, и спрашивает: «Как надо попросить? Дай куклу! Дай куклу!» При этом родитель или педагог приближает игрушку к ребенку, но в руки ему не дает. Только после попытки воспроизвести фразу ребенок получает игрушку, и воспитатель его хвалит. Постепенно, по мере освоения имитации слов и коротких предложений, необходимо сформировать у детей потребность в использовании речевых средств, в том числе более совершенных.
    С этой целью создается такая предметная или игровая ситуация, в которой ребенку необходимо использование речевых средств. Например, взрослый «симулирует» свою занятость и невозможность понять жесты ребенка, ссылаясь на свою занятость. Он стоит спиной к ребенку и протирает пыль, помогает одеться другому ребенку и не может прервать своего занятия.
    Очень важно в такой ситуации, чтобы ваш отказ понимать ребенка не выглядел демонстративно. Необходимо найти внешнюю причину, оправдывающую ваше поведение.
    Не конфликтуйте с ребенком, если от этого не зависят его жизнь и здоровье! Вам еще долго растить вашего ребенка и вместе решать много проблем! Сохраняйте добрые доверительные отношения!
    Не забывайте хвалить вашего ребенка, когда он пользуется речью. Подчеркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним. Все эти нехитрые правила помогают стимулировать речевую активность ребенка.

  4. Ломая_системы Ответить

    О.Е. Грибова
    Что делать, если ваш ребенок не говорит?
    Как формируется речь.
    Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.
    Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет.
    В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает
    основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит
    примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует
    звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные
    виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления.
    Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки,
    рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.
    Этот
    период наиболее подробно, по этапам, описан специалистами в области
    детской речи. Ниже мы приводим таблицу, в которой дана
    последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и
    обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является
    жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность
    развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными
    особенностями и полом ребенка. В таблице в графе 3 приводятся
    среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться
    те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой
    развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется
    индивидуальными особенностями развития ребенка. Тем не менее, если в
    определенный период указанные формы не появляются, или вы видите
    единичные проявления, это должно насторожить вас.
    Динамика формирования речи в онтогенезе.

    Форма речи
    Примерный возраст появления
    1
    Интонирует крики (Вы можете различать крики удоволь­ствия и неудовольствия)
    1-2 мес.
    2
    Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или само­стоятельно произносит отдельные сло­ги, как будто играет с ними)
    1,5-3 мес.
    3
    Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам про­износит что-то похожее на слова, но со­стоящее из одинаковых слогов)
    4-5 мес.
    4
    Лепетные
    слова (Ребенок использует в речи «нянькин язык»: слова состоят из
    двух-трех от­крытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много
    звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.)
    8 мес. — 1 год 2 мес.
    5
    Двусловные
    предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например:
    дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.)
    1 год 6 мес. — 2 года 2 мес.
    6
    Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называ­ется)
    1 год 9 мес. — 2 года 6 мес.
    7
    Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.)
    2 года 4 мес. — 3 года 6 мес.
    8
    Словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка)
    2 года 6 мес. — 3 года 5 мес.
    9
    Ребенок активно общается с хорошо зна­комыми ему взрослыми
    1 мес. — 1,5 мес.
    10
    Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом
    2 года 6 мес. — 3 года 6 мес.
    Известно,
    что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым
    своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них
    быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно
    поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как
    взрослые».
    Речь мальчиков характеризуется более
    поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий
    действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят
    мальчики при этом часто «на своем языке».
    Одна и та же ситуация
    оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет
    мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка
    тихо канючить: «Мячик!». Для родителей разница небольшая, а для
    специалиста значимая.
    Подождите волноваться!
    Может быть, ваш ребенок всего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило!
    Признаки благополучного развития речи у ребенка
    Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
    У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
    Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
    Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
    Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
    Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
    Признаки неблагополучного развития речи у ребенка Ребенок развивается с задержкой.
    Ребенок перенес тяжелые заболевания.
    У ребенка есть неврологические заболевания.
    Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
    Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас
    не слышал.
    Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
    Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и не знакомыми людьми.
    Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на
    одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще
    раз лучше» не реагирует.
    Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи
    его сверстников.
    Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь!
    Почему у ребенка речь формируется с задержкой?
    Младенец,
    появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на
    котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период
    своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают
    окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая
    реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой
    им речи. При этом большую роль играет языко-рече-мыслительная
    деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных
    языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и
    законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым
    повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в
    котором речь рождается как средство общения, средство познания и
    средство регуляции деятельности своей и окружающих.
    Если в силу
    каких-либо причин имитационная или языко-речемыслительная деятельности
    не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается
    недоразвитие речи той или степени тяжести.
    В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи:
    а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
    б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы
    речи ребенка.
    К
    первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или
    детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со
    стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом
    случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения.
    В первом
    случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет
    сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение
    рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального
    характера.
    Часто проявления недоразвития усугубляются личностными
    особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим
    реакциям.
    Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением
    мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении
    условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.
    Если
    же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность
    сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики
    артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические
    заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий
    воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных
    занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более
    продолжительное время и требует больших сил и внимания.
    Если у
    ребенка отмечаются проблемы с развитием речи (см. признаки
    неблагополучия), а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то
    картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка
    стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или отказ от речи,
    может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок
    отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых
    ситуациях. Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок
    единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и
    больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли
    не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом
    умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают — ставят в
    угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания,
    требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или
    отвергаются.
    Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой
    вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка
    у тебя в руках?» и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит
    что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности.
    Такая
    «самостоятельность» ребенка, когда он без посторонней помощи, сам
    достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует
    родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков
    речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма.
    Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова «скажи» и «повтори»
    хотя бы на первое время!
    Занятия надо начинать как можно раньше
    Необходимо
    подчеркнуть, что здесь и далее мы будем рассказывать о детях с
    сохранными двигательными функциями и нормальным физическим слухом, у
    которых отмечается задержка темпов речевого развития.
    Если ребенок,
    имеющий сохранный физический слух, к З годам владеет только десятком
    лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто
    задерживается по времени, но принимает искаженный характер.
    К
    сожалению, в соответствии со сложившейся у нас традицией, родители и
    педагоги не используют возможности организации ранней помощи детям с
    речевыми
    проблемами и ждут, пока ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам.
    Очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное можно наверстать
    позже,
    но сделать это несколько сложнее. Как правило, отсутствие речи или ее
    недоразвитие сказываются в школьном возрасте, когда недостатки речевого
    развития не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи.
    Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению
    целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса
    общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и
    речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм,
    вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении
    всей школьной программой, особенно по русскому языку.
    Влияние
    речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно
    ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это
    обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению
    пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь,
    оказываемая в сензитивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 5 лет,
    т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не
    столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло,
    стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В
    результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще
    до поступления ребенка в школу.
    Необходимо отметить, что еще более
    эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки,
    начиная с одного года, когда у ребенка должны появиться первые лепетные
    слова. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными
    сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений.
    Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка,
    чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.
    Словарь для справок
    Фонематическое
    восприятие — способность и умение слухового восприятия и различения
    звуков речи (фонем). Формируется у ребенка в дошкольном возрасте и
    является базой для понимания звучащей речи и обучения письму и чтению.
    Моторика
    артикуляционного аппарата — возможности осуществлять движения органов
    артикуляции (губ, языка, мягкого неба и др.) в полном объеме, с
    достаточной силой, точностью и скоростью.
    Зрительный гнозис — возможность воспринимать и опознавать окружающий мир с помощью зрения.

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *