Общественные блага отличаются от частных тем что они?

16 ответов на вопрос “Общественные блага отличаются от частных тем что они?”

  1. Звезда Инета Ответить

    Монопольная рента – это
    (*ответ*) особая форма земельной ренты, которая появляется при монопольных ценах на исключительно редкие и невоспроизводимые в других местах земледельческие продукты и полезные ископаемые
    доход, полученный в результате использования ресурсов, который впоследствии будет использоваться на разные нужды, связанные с содержанием земли
    доход, полученный в результате использования ресурсов (с неэластичным предложением) более высокой производительности в ситуации ранжирования этих ресурсов по плодородию и местоположению
    вид земельной ренты, получаемой землевладельцами независимо от плодородия и местоположения земель исключительно как вознаграждение, реализующееся в присвоении прав собственности на землю
    Наиболее вероятно, что участник картеля мог бы увеличить свою прибыль,
    (*ответ*) продавая свои товары по более низкой цене, чем у других участников картеля
    ограничивая выпуск своей продукции ниже установленной квоты, чтобы повысить цену
    проводя активную неценовую конкуренцию
    устанавливая более высокую цену, чем у других участников картеля
    Налог на добавленную стоимость относится к налогам
    (*ответ*) потоварным
    на доход корпораций
    на имущество
    прогрессивным подоходным
    Не является (ются) общественным благом
    (*ответ*) электроэнергия
    оборона страны
    полиция
    маяки
    Неконкурентность и неисключаемость являются характеристиками
    (*ответ*) общественных благ
    дефицитных товаров
    недоброкачественных товаров
    нормальных товаров
    Необходимое условие для существования общего экономического равновесия при совершенной конкуренции – это
    (*ответ*) поддержание условий равновесия между спросом и предложением на рынках всех продуктов и ресурсов
    неограниченность всех ресурсов
    государственное регулирование экономики
    фиксированный уровень издержек и горизонтальная кривая предложения во всех отраслях
    Нераспределенная прибыль – это
    (*ответ*) прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после выплаты доходов (дивидендов) участникам и погашения обязательств
    средства, используемые для финансирования капитальных вложений
    прибыль, оставшаяся после продажи продукции предприятия
    прибыль, вложенная в частные общества и государственные учреждения, деятельность которых направлена на получение прибыли
    Несовместимо(а) с достижениями экономической эффективности
    (*ответ*) монополия
    олигополия
    отсутствие внешних эффектов
    совершенная конкуренция
    Никогда не производился(лась, лись) в рамках картельного соглашения производителей
    (*ответ*) пшеница
    сахар
    бананы
    нефть
    Оборотные фонды – это
    (*ответ*) та часть производственных фондов, вещественные элементы которых расходуются в каждом производственном цикле, и их стоимость переносится на продукт целиком и сразу
    денежное возмещение износа основных фондов
    объем денежных средств, предназначенный для выплаты работникам предприятия
    та часть производственных фондов, которая формирует неликвидные активы
    Оборотный капитал – это
    (*ответ*) часть производительного капитала, стоимость которого полностью переносится на произведенный товар и возвращается к его владельцу в денежной форме сразу по мере продажи того товара, в цену которого была заложена стоимость оборотного капитала
    чистые активы компании, оставшиеся после удовлетворения требований всех кредитов и привилегированных акций компании
    часть основного капитала, используемая для выплаты заработной платы и премий
    сумма денег, которая постоянно вкладывается в банки для получения определенного процента
    Общественные блага отличаются от частных тем, что они
    (*ответ*) неделимы и не находятся в индивидуальном пользовании
    делимы и находятся в индивидуальном пользовании
    находятся в индивидуальном пользовании
    делимы

  2. Maveth Ответить

    Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.
    В обобщенном смысле блага — это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.
    В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.

    По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:

    общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
    индивидуальные (частные блага),отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.
    В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.
    Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.
    Общественные блага — это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
    К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.
    Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.
    Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны — они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство — государственный аппарат.

    Отличительные черты и классификация общественных благ

    Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:

    отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;
    неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;
    нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
    тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население — нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.
    По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:
    общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;
    местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.
    В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:
    исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;
    неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.
    Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство.
    Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги — это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.

    Специфика потребления общественных благ

  3. Truecrusher Ответить

    4) природные ископаемые, лесные массивы, вода.
    13. Какие из перечисленных факторов производства можно отнести к факторам производства:
    1) естественные ресурсы;
    2) способы производства товаров и услуг (технология);
    3) информационный фактор;
    4) все варианты верны.
    14. В экономической науке факторов производства выделяют:
    1) три;
    2) четыре;
    3) пять;
    4) множество.
    15. Максимальное использование факторов производства в обществе приводит к:
    1) изменению демографической ситуации в стране;
    2) повышению занятости населения;
    3) увеличению производства благ;
    4) технологическому «прорыву».
    16. Капитал как фактор производства есть:
    1) денежные сбережения юридических и физических лиц;
    2) акции и другие ценные бумаги;
    3) полезные ископаемые;
    4) машины, оборудование, материалы и другие средства производства.
    17. Земля, труд, капитал – базовая классификация факторов производства. Можно ли отнести к капиталу:
    1) деньги, акции, облигации;
    2) только облигации;
    3) деньги и акции, но не облигации;
    4) ни деньги, ни акции, ни облигации.
    18. Предельная норма технологического замещения капитала трудом – это:
    1) количество капитала, которое может заменить дополнительная единица труда без изменения выпуска продукции;
    2) количество капитала, на которое должен быть увеличен трудовой ресурс;
    3) количество капитала, на которое должен быть уменьшен трудовой ресурс;
    4) норма процента, которая уравнивает издержки, связанные с инвестициями в оборудование, и ожидаемую на них выручку.
    19. Фермеру нужно увеличить производство зерна. Отметить факторы, за счёт которых он может повысить своё производство:
    1) расширение посевных площадей;
    2) увеличение использования труда;
    3) улучшение организации труда на ферме;
    4) всё перечисленное верно.
    20. Отметить взаимозаменяемые ресурсы:
    1) автомобиль, водитель;
    2) нефть, газ;
    3) гидро-, тепловые электростанции;
    4) верно 2) и 3).
    21. Отметить, какие блага не являются комплементарными:
    1) автомобиль, бензин:
    2) лыжи, лыжные крепления;
    3) капитал, труд;
    4) услуги авиационного, железнодорожного транспорта.
    22. Взаимозаменяемость факторов производства обусловлена:
    1) взаимозаменяемостью потребностей;
    2) конструктивными особенностями производимого продукта;
    3) необходимостью повышения эффективности использования ресурсов;
    4) ограниченностью ресурсов.
    23. Производство – это:
    1) регулируемый людьми процесс создания видов экономического продукта;
    2) регулируемый людьми процесс создания преимущественно материальных благ;
    3) производственное предприятие;
    4) процесс использования благ в процессе удовлетворения потребностей.
    24. Производство эффективно, если:
    1) в нём обеспечено полное использование трудовых ресурсов;
    2) полное использование всех имеющихся ресурсов;
    3) полное использование производственных ресурсов;
    4) в нём не действует закон убывающей производительности факторов производства.
    25. Под полным объёмом производства понимают:
    1) весь объём имеющихся в экономической системе ресурсов;
    2) наиболее эффективное использование ресурсов;
    3) применение наилучших из имеющихся технологий;
    4) максимальное использование имеющихся ресурсов.
    26. Отметить стадии развития производства:
    1) доиндустриальная;
    2) индустриальная;
    3) постиндустриальная;
    4) все ответы верны.
    27. Отметить особенности, не характерные для постиндустриальной стадии:
    1) основной формой организации труда является натуральное хозяйство;
    2) преобладающую роль в экономике занимает сфера услуг, в которой занята большая часть населения;
    3) на базе высоких технологий осваивается производство благ, ранее не существовавших в природе;
    4) массовая информация и автоматизация всех отраслей народного хозяйства.
    28. Индустриальная стадия производства имеет следующие черты:
    1) преобладающую роль в экономике играет промышленное производство с массовым использованием машин и оборудования;
    2) основная часть трудоспособного населения занята в индустриальных отраслях производства;
    3) активизация процесса общественного разделения труда;
    4) все варианты верны,
    29. Доиндустриальная стадия производства имеет следующие черты:
    1) основная роль в экономике принадлежит сельскому хозяйству;
    2) во всех сферах деятельности преобладает ручной труд;
    3) основная форма организации труда – натуральное хозяйство;
    4) все варианты верны.
    30. К альтернативной стоимости путешествия за границу нельзя отнести:
    1) коттедж, строительство которого пришлось отложить;
    2) оплата курсов по подготовке менеджеров, от посещения которых пришлось отказаться;
    3) стоимость путёвки;
    4) деньги, которые получает Ваша помощница по хозяйству.
    31. Альтернативные издержки – это:
    1) дополнительные издержки;
    2) издержки, обозначающие упущенную выгоду в результате выбора одного из вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей;
    3) экономия на издержках производства;
    4) синонимичны бухгалтерским расходам.
    32. Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух благ при:
    1) полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной технологии;
    2) изменении качества применяемых ресурсов;
    3) неполном использовании капитальных ресурсов;
    4) изменении количества применяемых ресурсов.
    33. Состояние современной экономики России можно изобразить точкой, находящейся:
    1) ниже кривой производственных возможностей;
    2) на кривой производственных возможностей;
    3) выше кривой производственных возможностей;
    4) верны ответы 1) и 2).
    34. Экономическая модель – это:
    1) мысленное или условное изображение экономических объектов, процессов, явлений;
    2) графическое отображение спроса и предложения на рынке;
    3) кривая производственных возможностей;
    4) все ответы верны.
    35. Если в модели производственных возможностей экономика находится за границей производственных возможностей то, она показывает, что:
    1) в экономике достигнут уровень полной занятости;
    2) в экономике достигнут уровень полного объёма производства;
    3) недостаточно эффективно использует свои ресурсы;
    4) нет верного варианта.
    36. Отметить характеристики кривой производственных возможностей:
    1) ресурсы, используемые в производстве – ограничены;
    2) увеличение выпуска одного блага невозможно без уменьшения выпуска другого блага;
    3) имеет отрицательный наклон;
    4) все ответы верны.
    37. Если экономика движется по выпуклой кривой производственных возможностей вправо и вниз, это означает, что:
    1) альтернативные издержки увеличиваются;
    2) альтернативные издержки снижаются;
    3) альтернативные издержки постоянны;
    4) нет правильного варианта.
    38. Основная проблема, решаемая экономической системой:
    1) проблема ограниченности;
    2) проблема выбора;
    3) проблема перераспределения собственности;
    4) что, как и для кого производить.
    39. Ограниченность – это:
    1) характеристика только индустриальных систем;
    2) концепция, отражающая невозможность полного удовлетворения человеческих потребностей;
    3) характеристика только доиндустриальных систем;
    4) характеристика постиндустриальных систем.
    40. Проблема ограниченности ресурсов может быть решена, если:
    1) общество откажется от конкуренции в пользу сотрудничества и партнёрства;
    2) будут открыты практически неисчерпаемые источники природных ископаемых;
    3) страны мира станут постиндустриальными системами;
    4) все ответы неверны.
    41. Проблема ограниченности ресурсов возникает потому, что:
    1) для удовлетворения неограниченных потребностей ресурсов всегда не хватает;
    2) продавцы удерживают товары, чтобы вызвать повышение цен;
    3) прибыль недостаточно высока, чтобы заинтересовать производителей расширять производство;
    4) при торговле стран друг с другом устанавливают таможенные барьеры, чтобы не допустить ввоза дешёвых товаров.
    42. Проблема того, «что, как и для кого производить» может иметь отношение:
    1) только к обществам, где господствует централизованное планирование;
    2) только к рыночной экономике;
    3) только к переходной экономике;
    4) к любой системе безотносительно её социально-экономической и политической организации.
    43. Отметить основные экономические задачи, стоящие перед обществом:
    1) обеспечение достаточного экономического роста;
    2) определение распределения собственности на ресурсы;
    3) рост численности населения с доходами выше прожиточного минимума;
    4) все варианты верны.
    44. Всякая функция полезности представляет собой:
    1) связь между составом набора благ и расходами на его приобретение;
    2) совокупность всех наборов благ, которые в состоянии приобрести данные потребители в рамках своего бюджета;
    3) связь между количеством потребляемых благ и величиной влияния каждого последующего блага на полезность, которую они приносят потребителю;
    4) связь между количеством потребляемого блага и величиной полезности, позволяющая определить, насколько один набор благ лучше другого.
    45. Самый дефицитный ресурс современной российской экономики – это:
    1) труд;
    2) земля;
    3) капитал;
    4) предпринимательские способности.
    46. Предположим, что все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно только сокращая производство другого. Экономист назовёт такую ситуацию:
    1) эффективной;
    2) неэффективной;
    3) административно-командной системой;
    4) экономическим кризисом.

  4. Big Master Ответить

    ВЫВОД: если маяк приносит пользу капитанам многих кораблей, это общественное благо. Если выгоду извлекает прежде всего владелец порта, это частное благо.
    Кроме чисто общественных и чисто частных благ существуют промежуточные (смешанные) блага,не обладающие в полной мере свойствами частных или общественных благ.
    Конкурентные
    Неконкурентные
    исключаемые
    чистые частные блага
    смешанные блага I
    неисключаемые
    смешанные блага II
    чистые общественные блага
    Исключаемость
    высокая
    исключаемые общественные блага
    (смешанные блага I)
    чистые частные блага
    низкая
    чистые общественные блага
    общие (совместные) блага
    (смешанные блага II)
    низкая
    высокая
    конкурентность
    Особый интерес представляет перегружаемое общественное благо, использование которого создает отрицательный внешний эффект.
    В ряде случаев потребление данного блага сохраняет черты чистого общественного товара до некоторого порогового уровня, за которым наступает его нехватка для всех, т.е. перегрузка. Предельные издержки на каждого следующего потребителя данного объема блага становятся выше 0, а предельная выгода (полезность) начинает снижаться.
    Типичным примером перегружаемых благ являются мосты, тоннели, шоссейные дороги: в часы “пик” появление дополнительного потребителя приводит к образованию “пробок”, снижению скорости, повышению опасности движения; общественные помещения (библиотечные, лекционные и т.п.). Действительно, до определенного уровня полезность этих благ у всех потребителей одинакова и дополнительные пользователи не ухудшают положения остальных.
    Одним из способов решения проблемы перегруженных дорог, например, является взимание платы с водителей. В сущности плата за проезд эквивалентна налогу Пигу на внешний эффект перегруженности. Но зачастую (как и в случае с местными дорогами) ее взимание нецелесообразно из-за высоких издержек на содержание персонала.
    В некоторых случаях перегруженность представляет собой проблему только в определенное время дня. Для эффективного ее решения необходимо взимать плату за проезд только в часы “пик”, что стимулирует водителей изменять расписание движения.
    Интересен в связи с этим опыт администрации Сингапура по борьбе с перегруженностью дорог в течение более 10 лет. Сингапур – единственный город, в котором не существует проблем перегруженности дорог и загрязнения, связанного с автомобильными выхлопами.
    В центре города расположены пункты по взиманию платы за проезд по улицам. Чтобы проехать в город, каждый водитель должен заплатить сумму в зависимости от времени дня и уровня загрязнения. Изменение уровня оплаты позволяет достичь оптимальной загруженности магистралей.
    Кроме того, администрация Сингапура рассчитывает максимально допустимое, не вызывающее чрезмерного загрязнения воздуха, количество автомашин за пределами центра города и продает каждый месяц на аукционе права по лицензированию новых автомобилей. Введены специальные карточки, допускающие разную интенсивность пользования автомобилем. Карта, позволяющая поездки на автомашине в любое время суток, намного дороже карты, допускающей поездки только по выходным. Цены на карточки зависят от соотношения спроса и предложения.
    В результате применения этой системы Сингапур экономит ресурсы, используемые на развитие инфраструктуры. Взимание платы за проезд позволяет снизить некоторые городские налоги.
    Общие (совместно потребляемые) блага(смешанные блага II)отличаются высокой конкурентностью и низкой исключаемостью: леса, водоемы, реки, общественные парки для отдыха, национальные заповедники и т.п. При свободном доступе к этим благам нередко возникает чрезмерная нагрузка на природную среду, доводящая ее до разрушения (действие отрицательного внешнего эффекта).
    Правительство может решить проблему ограничения доступности общих благ с помощью прямого регулирования или введения специального налога.
    Иногда в качестве альтернативы – перевод общего блага в разряд частного товара.
    Это правило известно тысячи лет. Древнегреческий философ Аристотель так писал о проблеме общих ресурсов: “Меньше всего заботы проявляется об общем для многих, так как всех людей больше волнует то, чем они владеют единолично, а не совместно с другими”.
    Так, Мировой океан раньше имел статус чистого общественного товара. В настоящее время его ресурсы ограничены и их индивидуальное потребление наносит ущерб интересам других потребителей. Это значит, что в ресурсной части Мировой океан превратился в чистое частное благо, а с точки зрения мореплавания остается чистым общественным товаром.
    Исключаемые общественные блага(смешанные блага I) имеют высокую исключаемость при низкой конкурентности. В отличие от чистых общественных благ здесь реально возможен контроль собственника над процессом потребления таких товаров, несмотря на коллективный его характер. Это значит, что исключаемые общественные товары могут производиться (и производятся) в частном секторе без участия государства (шоу-бизнес).
    Разновидностью исключаемого общественного блага является так называемое клубное благо, когда принцип исключаемости применяется не к отдельному человеку,
    а к группе людей. Доступ к потреблению этих благ ограничен уставными требованиями и размером членских взносов. Типичными примерами являются клубы по интересам (конный, теннисный клуб), самоуправляемые общественные организации. Это значит, что на такие блага легко назначить цену.
    Исключаемые общественные товары могут предлагаться на рынке в частном порядке фирмами и могут производиться государством.
    Особую группу в исключаемых общественных благах составляют
    квазиобщественные блага: пожарная охрана, полиция, музеи, библиотеки, а также продукция естественных монополий: газо ?, водо – , тепло ? , электроснабжение, транспорт, кабельное телевидение.
    Вместе с тем “чистые общественные товары” и “блага, предоставляемые правительством” не являются синонимами. Действительно, производство чистых общественных благ осуществляется государством (национальная оборона, охрана окружающей среды). Эти блага не имеют денежной оценки и не могут быть проданы. Выгоды от их потребления достаются всем гражданам. Одновременно государство обеспечивает население и другими благами: пособия по безработице, пенсии, объекты инфраструктуры и т.п. Многие из них потребляются индивидуально.
    5. Спрос на чистые общественные блага и проблема “безбилетника”
    Спрос на чистые общественные блага существенно отличается от спроса на частные товары:
    1) каждый потребитель не может произвольно изменять количество используемого
    чистого общественного блага (как в случае с частным товаром), а вынужден
    потреблять данное количество целиком. Это значит, что объемы индивидуального
    потребления общественного товара равны между собой и равны объему его
    предложения: QS = q1 = q2 = … = qn
    для частного блага: Qd = q1 + q2 + … + qn = ? qi 1 < i < n 2) все потребители получают определенную выгоду от потребления общественного блага одновременно. Предельные социальные выгоды от потребления
    дополнительной единицы общественного товара складываются из суммы всех
    предельных выгод для всех его потребителей:
    MSB = MB1 + MB2 + … + MBn = ? MBi 1 < i < n 3) общая кривая спроса на общественный товар определяется путем вертикального
    суммирования индивидуальных цен, которые каждый потребитель готов платить за
    данный объем этого блага.
    Чистое общественное благо не может быть разделено на единицы потребления и
    продано по частям. Цена в данном случае не является переменной.
    Для частного товара общая кривая спроса получается путем горизонтального
    суммирования объемов спроса всех потребителей при каждой цене.
    Кривая спроса на чистое общественное
    благо
    Для достижения эффективного использования ресурсов чистое общественное благо должно производиться в таком объеме, при котором предельная социальная выгода от потребления блага равна предельным издержкам выпуска данного блага:
    MSB (Qd) = MC (QS).

    Таким образом, существует некоторый однозначноопределяемый эффективный объем выпуска общественного блага. Но для определения этого объема нужно точно знатьобщественные предпочтения в отношении общественного блага.
    Достижение эффективного объема выпуска чистого общественного блага предполагает, что потребители не скрывают сведений о своих предельных полезностях. Однако в реальной практике наличие такой информации – большая редкость. Более того, у потребителей чистых общественных товаров появляются серьезные стимулы к искажению информации о своих действительных предпочтениях или ее сокрытию. Особенно это характерно для ситуаций, когда потребителей общественных благ очень много.
    Поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание получить его бесплатно. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника (“зайца”).
    Фактически это свидетельствует о наличии положительных внешних эффектов, плохо поддающихся интернализации. Если с этой точки зрения рассматривать возможность обеспечения производства неисключаемых благ, то окажется, что в сущности никто из потенциальных потребителей, заинтересованных в потреблении таких благ, не будет склонен их оплачивать.
    Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, т.к. там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков.
    В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественного блага бывает ниже эффективного объема выпуска.Поэтому производство таких благ берет на себя государство за счет обязательного, не зависящего от индивидуальной предельной выгоды, налогообложения физических и юридических лиц.

  5. YouReview Ответить

    Общественные блага занимают
    в национальной экономике значительное
    место. Их адекватная интерпретация,
    управление
    их производством, распределением и
    потреблением являются залогом эффективного
    функционирования и развития национальной
    экономики.
    В обобщенном смысле блага
    – это определенная совокупность средств,
    которые позволяют удовлетворить
    потребности как определенного человека,
    так и населения в целом.
    В национальной экономике
    существует обширный видовой состав
    благ. В зависимости от их видовой
    принадлежности и определяются их
    сущностные характеристики.
    По характеру потребления
    выделяют следующие основные виды благ:

    1) общественные,
    отличающиеся тем, что находятся в
    свободном потреблении всеми членами
    общества и не могут быть использованы
    индивидуально;
    2) индивидуальные,
    отличающиеся тем, что они могут быть
    использованы только одним членом
    общества и направлены на удовлетворение
    только его потребностей.
    В числе общественных благ
    выделяют как собственно общественные,
    так и коллективные блага.
    Коллективное благо отличается
    от общественного тем, что оно может быть
    использовано всеми членами общества
    только ограниченно.
    Общественные блага
    – это совокупность товаров и услуг,
    которые предоставляются населению на
    безвозмездной основе, за счет финансовых
    средств государства.
    К общественным благам
    относятся, например, дороги, здравоохранение,
    образование, услуги, предоставляемые
    государственными и муниципальными
    органами власти, мосты.
    Производство и распределение
    общественных благ относится к основным
    функциям государства, его первоочередным
    задачам. Здесь проявляется направленность
    государства на отражение и реализацию
    интересов всего населения страны. Та
    форма, в которой государство сегодня
    берет на себя обязанности, связанные с
    общественными благами, сформировалась
    только в ХХ в. Сегодня нормальное
    функционирование национальной экономики
    невозможно представить без таких
    общепринятых благ, как бесплатная
    система здравоохранения, образования,
    внешняя и внутренняя безопасность
    государства, социальное обеспечение и
    страхование. Общественными благами
    являются и работа служб гражданской
    обороны, ликвидации чрезвычайных
    ситуаций. Значение общественных благ
    заключается в том, что в них имеется
    потребность не у части, а у всего
    населения.
    Относительно механизма
    производства и распределения общественных
    благ законы национальной экономики
    бессильны – они не способны эффективно
    работать в этой области рынка. Поэтому
    объективно эту задачу на себя берет
    государство – государственный аппарат.
    Общественные блага
    обладают следующим специфическими
    чертами:

    1) отсутствием конкуренции
    в потреблении общественных благ,
    обусловленное тем, что использование
    блага одним человеком нисколько не
    уменьшает ценности и значения. От
    количества лиц, использующих общественное
    благо, его ценностные характеристики
    существенным образом не страдают.
    Например, высаженными на клумбе цветами
    могут наслаждаться, не вызывая потери
    их ценности, сколько угодно людей;
    2) неделимостью блага,
    обусловленной тем, что индивид не может
    самостоятельно определять характеристики
    блага, объем его производства. Например,
    освещение на улице не может включаться
    и выключаться в определенное время по
    просьбе определенного человека. Он
    может только использовать или же не
    использовать это благо;
    3) нерыночным характером
    стоимости блага, связанным с тем, что
    на него не действуют законы свободного
    рынка и конкуренции. Производство
    общественных благ не может быть
    регулируемо законами рынка, а поэтому
    на себя эту функцию берет государство,
    искусственно определяя характер
    производства и распределения общественных
    благ;
    4) тотальным и неисключаемым
    характером блага, связанным с тем, что
    его потребление не может быть ограничено
    определенной группой населения, или
    тем, что это не является целесообразным.
    Например, уличным освещением, газонами
    пользуется все население – нельзя
    локализовать определенными рамками
    этот процесс.
    По критерию масштаба
    распространения в рамках национальной
    экономики выделяют следующие виды благ:
    1) общегосударственные
    общественные блага.

    Это блага, которые имеют значение и
    распространяются на территории всего
    государства. К ним, например, относится
    деятельность федеральных органов
    государственной власти, армии, Федеральной
    службы безопасности;
    2) местные
    общественные блага.

    Это блага, к которым имеет доступ только
    часть населения страны. Обычно эти
    границы проводятся в соответствии с
    региональной принадлежностью населения.
    К ним, например, относятся, городские
    парки, городское освещение.
    В зависимости от степени доступности
    выделяют следующие виды общественных
    благ:
    1) исключаемые
    общественные блага.

    Это блага, использование которых может
    быть ограничено определенным кругом
    населения. Например, вход в музей может
    осуществляться по билетам, а следовательно
    получателей этого блага можно ограничить,
    но характеристики блага от этого не
    пострадают;
    2) неисключаемые
    общественные блага.

    Это блага, использование которых не
    может быть ограничено только определенными
    кругом населения. Это, например, городское
    освещение.
    Так как количество населения,
    потребляющего общественные блага,
    большое, а взимание платы за его
    предоставление затруднено, то в этом
    случае единственным эффективным
    производителем благ может быть
    государство. Государство может различным
    образом участвовать в производстве
    общественных благ:
    1) косвенно. В этом случае
    государство поручает предприятиям
    частного сектора за определенную норму
    вознаграждений производство общественных
    благ. Такая форма участия государства
    эффективна в том случае, когда издержки
    частных компаний на производство блага
    будут существенно ниже, чем если бы этим
    занимались государственные органы;
    2) напрямую. Эта форма
    производства общественных благ основана
    на том, что государство напрямую и
    самостоятельно производит блага. Это
    эффективно только в некоторых случаях,
    когда для производства благ необходима
    высокая степень концентрации
    производственных мощностей, например
    армия, милиция.
    В национальной экономике
    эти две формы участия государства в
    производстве общественных благ существуют
    одновременно. Критерием выбора конкретной
    формы является экономическая
    целесообразность – минимизация издержек
    на производство определенного блага
    при максимизации результата.
    Для того чтобы эффективно
    обеспечивать население общественными
    благами, государство должно обладать
    определенными финансовыми средствами,
    которые необходимы для их производства,
    которые образуются в результате взимания
    налогов. Налоги – это своеобразная
    плата за пользование благами, осуществляемая
    всем населением.

  6. Shakami Ответить

    Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления, что требует найти то сообщество, которое потребляет данное благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются глобальные, общенациональные и местные общественные блага.
    Глобальные общественные блага либо доступны всем жителям планеты, либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К числу глобальных общественных благ экономисты относят борьбу с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, стандарты, сокращающие трансакционные издержки, в том числе меры длины и веса, язык, денежную систему, фундаментальные научные исследования, международную стабильность.
    Анализ глобальных общественных благ представляет значительные трудности. Возникает вопрос, кто именно предоставляет глобальные общественные блага. Последние десятилетия отмечены развитием интеграции в рамках ЕС, когда многие общественные блага перестают быть национальными, становясь общеевропейскими. Как следствие, совершенствуются и изменяются функции многих институтов ЕС, возникают новые механизмы принятия решений, в том числе касающиеся предоставления общеевропейских общественных благ, решаются вопросы об изменении компетенции национальных правительств и институтов сообщества.
    К общенациональным общественным благам относятся национальная оборона, поддержание правопорядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей.
    Под местными общественными благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т.д.). Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и фонтанов в городском парке.
    Поскольку общественные блага являются неделимыми и на них не распространяется принцип исключения, то государство как производитель общественных благ лишено возможности помешать использованию неделимого блага тем, кто не платит за него. Потенциальные же потребители извлекают пользу из общественного блага независимо от того, заплатили они за него или нет, в результате чего их предпочтения не выявляются. Такая ситуация получила название “проблема безбилетника”. Она означает, что только правительство может предоставлять эти блага за счет обязательного, не зависящего от индивидуальной предельной выгоды налогообложения физических и юридических лиц. В противном случае они могут быть не предоставлены вообще.
    Проблема безбилетника приводит к тому, что показатели рыночного спроса на общественное благо или не существуют, или существенно занижены. Поэтому рыночный спрос на такой товар не создает достаточный доход для того, чтобы покрыть издержки производства, хотя предельная общественная выгода от производства этого блага может равняться предельным издержкам или превышать их. Учитывая эту проблему, попытаемся теоретически определить оптимальный объем производства общественного блага.
    Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. Однако первая кривая отличается от второй. Во-первых, цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, ибо ее потребление не выступает исключительным правом. Во-вторых, в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к вкусам и экономическому положению. Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага нс назначается цена. Все потребители должны потреблять объем предложения этого блага целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения (рис 20.5).

    Рис. 20.5. Формирование спроса на общественное благо
    Величина рыночного спроса на частный товар при определенной его цене может быть получена в результате суммирования соответствующих значений индивидуальных функций спроса Da, Db, Dc, Df, т.е.

    где ? – общее число потребителей данного товара.
    Для общественного блага, например для национальной обороны, величина суммарного спроса со стороны п гражданин есть в то же время и величина индивидуального спроса Da, Db, Dc, Df, …: ведь каждый гражданин потребляет его или пользуется им в одной и той же степени. Поэтому величина суммарного спроса на какое-либо общественное благо будет в то же время характеризовать и величину индивидуального спроса на него, т.е.

    При графическом построении кривой рыночного спроса на частные блага объемы индивидуального спроса Da, Db, Dc, Df,… при каждом возможном уровне цены суммируются по горизонтали.
    В ситуации с общественными благами, когда каждый индивид потребляет одно и то же их количество, но оценивает его по-разному, кривая рыночного спроса строится посредством суммирования индивидуальных кривых спроса Da, Db, Dc, Df, … по вертикали. Вместо того чтобы складывать количества товаров, на которые предъявлен спрос при любых ценах, как это делается при определении спроса на товар, предназначенный для частного потребления, в случае общественных благ складываются цены, которые люди сообща готовы заплатить за дополнительную единицу общественного блага при любом количестве, на которое предъявлен спрос. Ценой общественного блага для его потребителей являются налоговые платежи, которые они вносят в государственный бюджет.
    Оптимальный объем производства чистого блага определяется путем сравнения предельной выгоды от производства дополнительной единицы товара с предельными издержками производства этого блага. Оптимальность и эффективность в распределении ресурсов достигаются тогда, когда предельная выгода и предельные издержки равны. Тот же принцип применим и к общественным благам, но метод анализа при этом иной. У товаров частного потребления предельная выгода измеряется выгодой, получаемой потребителем. В случае общественных товаров предельная выгода получается суммированием этих опенок, сделанных всеми людьми, пользующимися этим благом. Оптимальный объем производства общественного блага достигается в том случае, если сумма предельных выгод равна предельным издержкам производства. Принцип соответствия предельной выгоды предельным издержкам аналогичен правилу MR = МС для выпуска продукции и правилу MRP = MRC для определения затрат, которые необходимы для максимизации прибыли.
    Таким образом, подводя итог рассмотрению микроэкономики, можно сделать вывод о том, что рынок в процессе функционирования сталкивается с проблемами несостоятельности – случаями, когда он оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Нами были рассмотрены четыре проблемы несостоятельности рынка:
    • внешние эффекты;
    • обществен ные блага;
    • монополизм;
    • неравенство в распределении доходов.
    В каждом из этих случаев для разрешения проблемы несостоятельности рынка используется сила государства.

  7. Gazel Ответить

    2) акции и другие ценные бумаги;
    3) полезные ископаемые;
    4) машины, оборудование, материалы и другие средства производства.
    17. Земля, труд, капитал – базовая классификация факторов производства. Можно ли отнести к капиталу:
    1) деньги, акции, облигации;
    2) только облигации;
    3) деньги и акции, но не облигации;
    4) ни деньги, ни акции, ни облигации.
    18. Предельная норма технологического замещения капитала трудом – это:
    1) количество капитала, которое может заменить дополнительная единица труда без изменения выпуска продукции;
    2) количество капитала, на которое должен быть увеличен трудовой ресурс;
    3) количество капитала, на которое должен быть уменьшен трудовой ресурс;
    4) норма процента, которая уравнивает издержки, связанные с инвестициями в оборудование, и ожидаемую на них выручку.
    19. Фермеру нужно увеличить производство зерна. Отметить факторы, за счёт которых он может повысить своё производство:
    1) расширение посевных площадей;
    2) увеличение использования труда;
    3) улучшение организации труда на ферме;
    4) всё перечисленное верно.
    20. Отметить взаимозаменяемые ресурсы:
    1) автомобиль, водитель;
    2) нефть, газ;
    3) гидро-, тепловые электростанции;
    4) верно 2) и 3).
    21. Отметить, какие блага не являются комплементарными:
    1) автомобиль, бензин:
    2) лыжи, лыжные крепления;
    3) капитал, труд;
    4) услуги авиационного, железнодорожного транспорта.
    22. Взаимозаменяемость факторов производства обусловлена:
    1) взаимозаменяемостью потребностей;
    2) конструктивными особенностями производимого продукта;
    3) необходимостью повышения эффективности использования ресурсов;
    4) ограниченностью ресурсов.
    23. Производство – это:
    1) регулируемый людьми процесс создания видов экономического продукта;
    2) регулируемый людьми процесс создания преимущественно материальных благ;
    3) производственное предприятие;
    4) процесс использования благ в процессе удовлетворения потребностей.
    24. Производство эффективно, если:
    1) в нём обеспечено полное использование трудовых ресурсов;
    2) полное использование всех имеющихся ресурсов;
    3) полное использование производственных ресурсов;
    4) в нём не действует закон убывающей производительности факторов производства.
    25. Под полным объёмом производства понимают:
    1) весь объём имеющихся в экономической системе ресурсов;
    2) наиболее эффективное использование ресурсов;
    3) применение наилучших из имеющихся технологий;
    4) максимальное использование имеющихся ресурсов.
    26. Отметить стадии развития производства:
    1) доиндустриальная;
    2) индустриальная;
    3) постиндустриальная;
    4) все ответы верны.
    27. Отметить особенности, не характерные для постиндустриальной стадии:
    1) основной формой организации труда является натуральное хозяйство;
    2) преобладающую роль в экономике занимает сфера услуг, в которой занята большая часть населения;
    3) на базе высоких технологий осваивается производство благ, ранее не существовавших в природе;
    4) массовая информация и автоматизация всех отраслей народного хозяйства.
    28. Индустриальная стадия производства имеет следующие черты:
    1) преобладающую роль в экономике играет промышленное производство с массовым использованием машин и оборудования;
    2) основная часть трудоспособного населения занята в индустриальных отраслях производства;
    3) активизация процесса общественного разделения труда;
    4) все варианты верны,
    29. Доиндустриальная стадия производства имеет следующие черты:
    1) основная роль в экономике принадлежит сельскому хозяйству;
    2) во всех сферах деятельности преобладает ручной труд;
    3) основная форма организации труда – натуральное хозяйство;
    4) все варианты верны.
    30. К альтернативной стоимости путешествия за границу нельзя отнести:
    1) коттедж, строительство которого пришлось отложить;
    2) оплата курсов по подготовке менеджеров, от посещения которых пришлось отказаться;
    3) стоимость путёвки;
    4) деньги, которые получает Ваша помощница по хозяйству.
    31. Альтернативные издержки – это:
    1) дополнительные издержки;
    2) издержки, обозначающие упущенную выгоду в результате выбора одного из вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей;
    3) экономия на издержках производства;
    4) синонимичны бухгалтерским расходам.
    32. Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух благ при:
    1) полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной технологии;
    2) изменении качества применяемых ресурсов;
    3) неполном использовании капитальных ресурсов;
    4) изменении количества применяемых ресурсов.
    33. Состояние современной экономики России можно изобразить точкой, находящейся:
    1) ниже кривой производственных возможностей;
    2) на кривой производственных возможностей;
    3) выше кривой производственных возможностей;
    4) верны ответы 1) и 2).
    34. Экономическая модель – это:
    1) мысленное или условное изображение экономических объектов, процессов, явлений;
    2) графическое отображение спроса и предложения на рынке;
    3) кривая производственных возможностей;
    4) все ответы верны.
    35. Если в модели производственных возможностей экономика находится за границей производственных возможностей то, она показывает, что:
    1) в экономике достигнут уровень полной занятости;
    2) в экономике достигнут уровень полного объёма производства;
    3) недостаточно эффективно использует свои ресурсы;
    4) нет верного варианта.
    36. Отметить характеристики кривой производственных возможностей:
    1) ресурсы, используемые в производстве – ограничены;
    2) увеличение выпуска одного блага невозможно без уменьшения выпуска другого блага;
    3) имеет отрицательный наклон;
    4) все ответы верны.
    37. Если экономика движется по выпуклой кривой производственных возможностей вправо и вниз, это означает, что:
    1) альтернативные издержки увеличиваются;
    2) альтернативные издержки снижаются;
    3) альтернативные издержки постоянны;
    4) нет правильного варианта.
    38. Основная проблема, решаемая экономической системой:
    1) проблема ограниченности;
    2) проблема выбора;
    3) проблема перераспределения собственности;
    4) что, как и для кого производить.
    39. Ограниченность – это:
    1) характеристика только индустриальных систем;
    2) концепция, отражающая невозможность полного удовлетворения человеческих потребностей;
    3) характеристика только доиндустриальных систем;
    4) характеристика постиндустриальных систем.
    40. Проблема ограниченности ресурсов может быть решена, если:
    1) общество откажется от конкуренции в пользу сотрудничества и партнёрства;
    2) будут открыты практически неисчерпаемые источники природных ископаемых;
    3) страны мира станут постиндустриальными системами;
    4) все ответы неверны.
    41. Проблема ограниченности ресурсов возникает потому, что:
    1) для удовлетворения неограниченных потребностей ресурсов всегда не хватает;
    2) продавцы удерживают товары, чтобы вызвать повышение цен;
    3) прибыль недостаточно высока, чтобы заинтересовать производителей расширять производство;
    4) при торговле стран друг с другом устанавливают таможенные барьеры, чтобы не допустить ввоза дешёвых товаров.
    42. Проблема того, «что, как и для кого производить» может иметь отношение:
    1) только к обществам, где господствует централизованное планирование;
    2) только к рыночной экономике;
    3) только к переходной экономике;
    4) к любой системе безотносительно её социально-экономической и политической организации.
    43. Отметить основные экономические задачи, стоящие перед обществом:
    1) обеспечение достаточного экономического роста;
    2) определение распределения собственности на ресурсы;
    3) рост численности населения с доходами выше прожиточного минимума;
    4) все варианты верны.
    44. Всякая функция полезности представляет собой:
    1) связь между составом набора благ и расходами на его приобретение;
    2) совокупность всех наборов благ, которые в состоянии приобрести данные потребители в рамках своего бюджета;
    3) связь между количеством потребляемых благ и величиной влияния каждого последующего блага на полезность, которую они приносят потребителю;
    4) связь между количеством потребляемого блага и величиной полезности, позволяющая определить, насколько один набор благ лучше другого.
    45. Самый дефицитный ресурс современной российской экономики – это:
    1) труд;
    2) земля;
    3) капитал;
    4) предпринимательские способности.
    46. Предположим, что все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно только сокращая производство другого. Экономист назовёт такую ситуацию:
    1) эффективной;
    2) неэффективной;
    3) административно-командной системой;
    4) экономическим кризисом.

  8. Rainbrand Ответить

    Общественные
    и частные блага.

    Большая
    часть предлагаемых производителями и
    находящих спрос у потребителей благ
    представляет собой блага, предназначенные
    для личного потребления, или частные
    блага. Благо является частным, если,
    будучи потребленным одним лицом, оно
    не может одновременно быть потребленным
    другим.
    Частные
    блага

    Очевидно,
    что конкурентные и одновременно
    исключаемые блага обладают свойствами,
    делающими их максимально приспособленными
    для обращения в рыночном кругообороте.
    Именно поэтому подобные блага называют
    частными. Потребление данного частного
    блага каким-либо экономическим субъектом
    делает практически невозможным для
    всех остальных субъектов потребление
    этого же блага в том же отношении без
    разрешения его владельца. Более конкретный
    и подробный анализ мог бы выявить не
    только два полюса в наличии свойства
    конкурентности – 100% и 0%, – но и весь спектр
    промежуточных значений – от полной (или
    стопроцентной) конкурентности через
    высокую (преобладающую) конкурентность
    в сочетании с некоторой неконкурентностью
    до низкой конкурентности с соответствующей
    высокой неконкурентностью и, наконец,
    полной неконкурентности различных
    конкретных благ. Но в данном случае
    достаточно провести границу между
    благами с высокой и низкой конкурентностью.
    К
    частным благам мы можем отнести блага
    с высокой конкурентностью в потреблении,
    достаточной для того, чтобы сосредоточить
    в руках потребляющего их субъекта
    основную часть из набора полезных
    свойств подобного блага. Аналогичным
    образом можно поступить и со второй их
    рассматриваемой характеристикой. Здесь
    черту можно провести между высокой и
    низкой исключаемостью в потреблении.
    Частными при этом будут считаться блага
    с высокой исключаемостью, достаточной
    для того, чтобы воспрепятствовать всем
    остальным экономическим субъектам, не
    являющимся владельцами данного блага,
    участвовать в его потреблении. Точнее
    будет сказать, что воспретить остальным
    лицам потреблять частное благо можно
    с достаточно низкими издержками, и чем
    выше исключаемость блага, тем ниже –
    разумеется, при прочих равных условиях
    – уровень подобных издержек запрета.
    Таким
    образом, можно обобщить все свойства
    частных благ:
    Частные
    блага приобретаются в индивидуальном
    порядке, в соответствии со вкусами и
    спросом конкретных потребителей
    (избирательное свойство).
    Все
    частные блага представлены отдельными
    товарными единицами. Потребление одной
    единицы частного блага каким-то
    потребителем делает невозможным
    потребление для другого потребителя в
    отношении этой единицы блага (делимость).
    Любое
    частное благо имеет цену. Даже самая
    низкая цена делает невозможным потребление
    для какой-то части потенциальных
    потребителей, т.е. цена исключает благо
    из потребления каких-то лиц
    (исключительность).
    Любая
    цена должна окупать затраты на производство
    блага (окупаемость затрат).
    Чистое
    частное благо

    – это такое благо, каждая произведённая
    единица которого может быть оценена и
    продана в пользование каждому конкретному
    потребителю. Таким образом, каждая
    проданная единица данного блага приносит
    пользу только его покупателю и не может
    быть использована бесплатно кем-либо
    ещё.
    Так,
    например, человек, мучимый жаждой,
    покупает банку пепси-колы и, выпивая
    её, единолично наслаждается прелестями
    этого напитка. Заплатив деньги за банку
    пепси-колы, человек получает исключительное
    право на использование этого блага. И
    никто другой не сможет воспользоваться
    данной банкой пепси-колы, чтобы получить
    от неё удовольствие.
    В
    случае чистых частных благ предполагается,
    что все затраты на их производство
    полностью несет продавец товара, а все
    выгоды достаются только непосредственному
    покупателю, никакие затраты и выгоды
    не могут быть переложены на любое третье
    лицо, не участвующее в сделке.
    Говоря
    экономическим языком, покупка чистого
    частного блага не приводит к возникновению
    положительного
    внешнего эффекта.
    Сразу
    же отметим, что система рынков и цен
    прекрасно обслуживает производство,
    обращение и потребление частных благ.
    Однако эта система совершенно непригодна
    для производства чистых общественных
    благ.
    Общественные
    блага

    В
    самом общем виде общественные блага –
    это блага, потребление которых доступно
    одновременно многим людям. Примеров
    общественных благ множество. Ими являются
    и мост через реку, и уличное освещение,
    и маяк в море, и оборона, и общественная
    безопасность, и т. д.
    Все
    перечисленные выше блага обладают
    двумя важнейшими свойствами:
    неисключаемости, несоперничества в
    потреблении.
    Свойства
    неисключаемости, несоперничества в
    потреблении общественных благ и создают
    трудности для обеспечения и производства
    этих благ частным сектором. Поэтому
    производство общественных благ
    обеспечивается главным образом
    государством. Важнейшей проблемой при
    этом является то, как при отсутствии
    рыночного спроса государство определяет
    объем производства общественных благ.6
    Неисключаемость
    блага предполагает, что если благо
    доступно для потребления одному лицу,
    то либо технически невозможно, либо
    очень дорого исключить других лиц из
    сферы потребления этого блага, т. е.
    невозможно запретить потребление блага
    другими лицами. Если имеется уличное
    освещение, то все, кто идет по улице,
    пользуются светом фонарей. Если существует
    система национальной обороны, то она
    защищает всех жителей страны.
    Несоперничество
    в потреблении блага означает, что
    потребление блага одним лицом не влияет
    на количество этого блага, имеющееся
    для потребления другими лицами. Иными
    словами, благо обладает свойством
    несоперничества, если все могут потреблять
    ту же самую единицу блага. С точки зрения
    издержек предоставления блага
    индивидуальному потребителю несоперничество
    в потреблении означает, что предельные
    издержки предоставления блага
    дополнительному потребителю равны нулю
    (MCU = 0). Тот же пример с уличным освещением
    показывает, что, сколько бы пешеходов
    ни было на улице, число фонарей от этого
    не меняется, не меняется также количество
    света от уличных фонарей.
    В
    действительности для большинства
    смешанных общественных благ характерно
    так называемое переполнение. Оно
    происходит тогда, когда множество людей
    начинают одновременно потреблять одно
    и то же благо. Например, в случае с
    автомобильными дорогами каждый может
    ими пользоваться, как правило не мешая
    другим. Но на некоторых участках дороги
    может иметь место скопление машин,
    мешающих друг другу, что ведет к снижению
    скорости и ограничению доступа других
    автомобилей к дороге.
    Таким
    образом, переполнение означает, что при
    большом количестве потребителей
    общественного блага дальнейшее
    увеличение числа потребителей приводит
    к исчезновению несоперничества в
    потреблении блага. При этом предельные
    издержки предоставления данного блага
    дополнительному потребителю уже не
    равны нулю, а больше нуля (MCU > 0).
    При
    характеристике общественных благ
    необходимо иметь в виду, что не все
    блага, предоставляемые государством,
    являются общественными благами. Например,
    талоны на питание, которые получают
    спортсмены по линии Федерального
    агентства по спорту, являются частными
    благами. С другой стороны, нужно также
    иметь в виду, что некоторые общественные
    блага поставляются частным сектором.
    Это относится, в частности, к услугам,
    предоставляемым любителям купания на
    частном пляже.
    Особенности
    общественных благ проявляются при
    формировании спроса на общественные
    блага, а также при определении условий
    равновесного объема производства
    общественных благ. При определении
    условий равновесного объема производства
    общественных благ необходимо принимать
    во внимание такое их свойство, как
    несоперничество.

  9. Zloy_Kolxoznik Ответить

    Общественные блага – это товары или услуги, которые потребляются коллективно всеми членами социума, вне зависимости от того, насколько каждый индивидуум заплатил за их использование. Они изначально производятся как предназначенные для эксплуатации всеми представителями группы. К примеру, к таким относятся законы, национальная оборона, коллективный порядок,

    государственные парки и монументы, светофоры, маяки и прочие полезности подобного характера. Самые важные общественные блага, вроде второго и третьего, в обязательном порядке обеспечиваются государством. Их материальным источником являются налоги, которые необходимы для их оплаты. Спрос на общественные блага и продажа их на рынке означает, что покупатель таких полезностей делает их доступными для любых членов группы, а не только тех, кто его производит.
    Особенности
    Общественные блага характеризуются следующими характерными особенностями:
    Во-первых, они неделимы. Их невозможно разбить на отдельные части, которые могли бы быть употреблены разными индивидуумами.
    Во-вторых, общественные блага не могут быть исключены из употребления. То есть, если что-то конкретное доступно одному из членов социума, то оно будет доступно и другому. Это подразумевает, что их потребители, которые не желают платить за них, все же не будут лишены возможностей к их потреблению. В тот момент, когда общественные блага произведены, уже невозможно

    воспрепятствовать получению выгоды определенным кругом лиц, независимо от того, платят они за него или нет.
    Потребление этих полезностей не влечет за собой соперничества между теми, кто их эксплуатирует, поскольку общественные блага, даже будучи предоставлены одному человеку, могут быть использованы и другими без каких-то дополнительных затрат. Положение ни одного потребителя не ухудшается в тот момент, когда появляются другие потребители общественного товара. Так, например, вооруженные силы призваны защищать население. Однако численность последнего постоянно увеличивается, и новые его члены в той же мере защищены.
    Частные блага

    Эта категория благ противопоставлена тем ресурсам, услугам и товарам, которые направлены на сугубо совместное использование. Каждая их единица может быть оценена и впоследствии продана. Таким образом, она изначально приносит полезность лишь индивидуальному потребителю, но не приводит к каким-либо положительным или отрицательным эффектам для кого-либо еще. Частные блага имеют совершенно иной набор характерных свойств:
    Во-первых, они изначально делимы, поскольку состоят из ограниченного количества отдельных единиц, любая из которых предназначается для пользования индивидуальным потребителем.
    Потребление частных благ, в отличие от общественных, предполагает соперничество за них между потребителями, поскольку они достанутся тому, кто заплатит за них достаточную цену.
    Они вполне исключаемы из потребления. То есть они достанутся исключительно тем, кто за них заплатил.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *