Охарактеризуйте учение о реинкарнации где и почему возникло это учение?

14 ответов на вопрос “Охарактеризуйте учение о реинкарнации где и почему возникло это учение?”

  1. a_kot_a Ответить

    В середине 90-х дело было, после распада Союза.
    Моя мама работала в школе учительницей, преподавала французский язык. Делила кабинет с учительницей английского. Собственно, о ней и история. Моя мама всегда удивлялась: ну, как так получается, что человека разворачивает на 180 градусов. Эта англичанка всю жизнь была убеждённой коммунисткой. В партию вступила по собственной инициативе (хотя уже в то время партийными становились только те, кто надеялся продвинуться по службе, или же кого-то положение обязывало), смотрела по ТВ все партийные съезды, штудировала труды классиков коммунизма, делала заметки на полях, что-то себе в тетрадочку выписывала. Но вот Союз распался. И эта же самая коммунистка вдруг стала убеждённой православной верующей. Мама только руками разводила: “Ведь буквально пару лет назад она мне с пеной у рта доказывала, что Бога нет. А сегодня денно и нощно в церкви обитает”.
    Англичанка яростно соблюдала все обряды, праздники, посты, отдавала в церковь на пожертвования 90% своей зарплаты. Из дома всё, что можно было отдать – отнесла. Батюшка к ней был благосклонен, приводил в пример.
    Всё бы ничего, вот только у примерной верующей был сын-восьмиклассник. Она его не вовлекала в свою веру, не наставляла на “путь истинный” (и то, на мой взгляд, хорошо, а то некоторые родители меры не знают). Она на него просто-напросто забила. Была только она и её вера, а парень остался сиротой при живой родительнице.
    Но зато ему повезло с окружающими его людьми. Со сверстниками во дворе и школе у него были нормальные отношения, его никто не дразнил и не гнобил, хотя могли бы, подростки зачастую жестоки. А в бытовых вопросах школа взяла над ним шефство. Он был “сыном полка”. Директор дал негласное разрешение кормить его в столовой завтраками и заворачивать домой ужин (маменька постоянно постилась), а также ему разрешали заниматься домашними заданиями в одном из свободных классов (дома зачастую не было электричества из-за неуплаты). А одежду ему справляли учителя, у которых были дети того же возраста.
    А англичанка стала всё чаще заговаривать о квартире. Двухкомнатной квартире в хорошем районе, что осталась после смерти её мужа, и в которой они с сыном и жили. Что надо бы и её отдать на благое дело. Учителя тревожно переглядывались, переубеждали её, что квартира и ей, и её сыну нужнее. Толку – чуть. В то время на органы опеки надежды было мало, квартиры отбирались только так. А тут церковь. Пристроят мальчишку в какую-нибудь келью при монастыре, да и дело с концом.
    Как-то приходит мама в учительскую после уроков, а там англичанка взахлёб рассказывает присутствующим, какой же местный батюшка святой человек, какой он справедливый, какой внимательный, заботливый и прочая, и прочая. Как хотела она свою квартиру в дар храму преподнести, а он на неё поглядел сурово и сказал: “Раба Божья, ты истинная христианка, примерная прихожанка, щедрая дарительница. Но только ты не святая. И принеся в дар свою квартиру, святость ты не приобретёшь. О сыне своём заботься, о будущем его”. И она, превознося своего батюшку, отправилась на очередную службу.
    Учителя же стали, удивляясь, обсуждать произошедшее, как же они ошибались. Пока ясность не внесла завуч:
    – А вы в курсе, что наш директор, когда до него дошли слухи о предполагаемом дарении квартиры приходу, поднял все свои связи, вышел на одного из прокурорских, тот, в свою очередь, напряг опеку. Директор вместе с представителем органов опеки сходил к святому отцу и довёл до его сведения, что квартирка может так легко не достаться. Вот батюшка и отморозился таким образом.

  2. igor volkov Ответить

    Эволюция состоит в том, чтобы становиться всё более и более просветлённым.
    Концепция реинкарнации («перевоплощения»), согласно которой наше сознание не исчезает бесследно после смерти тела, а переходит в другое состояние, присутствовала во все времена. Учение о реинкарнации признавали многие мировые религии и философские системы.
    Реинкарнация является частью процесса эволюции сознания. Согласно древним учениям, человек живет много раз, воплощаясь в различные эпохи, до тех пор, пока земной опыт не сделает его мудрым, совершенным и «просветлённым».
    В промежутках между жизнями также происходит развитие сознания.
    Реинкарнация — это повторяющиеся рождения и смерти, через которые человек проходит в соответствии со своей кармической деятельностью.
    С концепцией реинкарнации неразрывно связана концепция кармы — закона причинно-следственной связи.
    Карма – одно из основных понятий философии индуизма и буддизма. Карма представляет собой программу будущего воплощения, которую задаёт человек в воплощении сегодняшнем.

    Реинкарнация и карма в религиях, философских системах и мифологии
    Мировоззрение Сансары

    Сансарасамсара (переход, череда перерождений, жизнь) — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии. Сансара учит, что душа сразу после смерти рождается в материальном мире заново и продолжает вращаться в круговороте рождений и смертей до тех пор, пока полностью не очистит своё сознание от материалистических желаний.
    Индуизм
    Переселение душ является одним из основных понятий индуизма. Также как в философских системах других индийских религий, круговорот рождения и смерти принимается как естественный феномен природы.
    Переселение душ впервые упоминается в Ведах — древнейших священных писаниях индуизма.  Описание доктрины реинкарнации содержится в Упанишадах — древних философско-религиозных текстах на санскрите, примыкающих к Ведам.
    «Бхагавад-Гита»:
    «Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское, из него — в старческое, так в момент смерти она переходит в другое тело».
    «Как человек, сбросив с себя старые одежды, надевает новые, так и душа принимает новые материальные тела, оставив старые и бесполезные».
    «Тот, кто родился, несомненно умрёт. Тот, кто умер, несомненно примет новое рождение, т.е. вновь получит тело».
    Буддизм

    Концепция повторных рождений характерна для буддизма. Просветлённого состояния (буддхи) нельзя достичь в течение одной жизни, на это потребуется много тысяч лет.
    Состояние Будды — одно из высших совершенств, для достижения которого потребуется прикладывать огромные усилия на протяжении многих жизней.
    Многочисленные истории о переселениях душ записаны в «Рассказах о рождении» — 547 рассказов о прошлых воплощениях Будды. В рассказах описываются перевоплощения Будды в различных телах и рассказывается, как человек может достичь просветления, следуя определённым принципам.
    «Тибетская книга мёртвых» — «Бардо Тодол» содержит подробное описание состояний — этапов, через которые, согласно тибетской буддийской традиции, проходит сознание человека начиная с процесса физического умирания и до момента следующего воплощения (реинкарнации) в новой форме.
    Будда говорил:
    «Жизнь кого бы то ни было есть результат его предыдущей жизни, прошлые грехи приносят печали и несчастья, былое благочестие порождает блаженство».
    «Если вы хотите знать, что вы делали в вашей прошлой жизни, посмотрите на свое теперешнее состояние, если вы хотите знать свое будущее состояние, посмотрите на свои сегодняшние действия».

    Поучения Будды:
    «Как вы думаете, о ученики, чего больше:
    Воды в огромном океане или слёз, которые вы проливаете, совершая это долгое паломничество, мчась от нового рождения к новой смерти, вновь встречаясь с теми, кого ненавидите, и вновь расставаясь с теми, кого любите, страдая за эти долгие века от боли, горестей, болезней и гнета кладбищенской земли, достаточно долго, чтобы устать от существования, достаточно долго, чтобы захотеть от всего этого избавиться?»
    Дзен-буддизм
    Дзен-буддизм учит, что материальное существование, с его иллюзией бесконечного телесного наслаждения, является главным препятствием для того, кто хочет достичь просветления, и что человек должен принимать реальность смерти без страха, противопоставив последней полное ее осознание.
    По традиции учителя дзена обучали идеям реинкарнации, но основное внимание дзена было сосредоточено на сложных техниках медитации, а не на вопросах, включающих понятие о реинкарнации. Тем не менее, было несколько выдающихся учителей дзена, проповедовавших перевоплощение и вечное существование души.
    Даосская философия
    В даосских документах говорится о том, что Лао Цзы перевоплощался на земле несколько раз.
    В одном из писаний даосизма утверждается: «рождение не является началом, также как и смерть — концом. Существует безграничное бытие; существует продолжение без начала. Бытие вне пространства. Непрерывность без начала во времени».
    Основой веры в реинкарнацию в даосизме выступают шесть ступеней существования в перевоплощении живых существ. К этим шести ступеням относятся как люди, так и животные и насекомые, каждая из них соответственно отражает всё более сильное наказание для живых существ, согрешивших в предыдущих воплощениях.
    Лао Цзы говорил:
    «Огонь для поленницы дров то же самое, что душа — для тела. Огонь переходит на следующее полено, как душа переходит в следующее тело. Огонь распространяется, не угасая. Жизнь продолжается, не кончаясь».
    Иудаизм
    Согласно Каббале, мы все бессмертны. Смерть — один из этапов внутреннего развития, определяющий следующую фазу нашего существования.
    Смерть открывает дверь в следующую жизнь, чтобы наш ум стал как можно более ясный и безмятежный.
    Души должны вернуться к Абсолюту, туда, откуда они появились, но, чтобы совершить этот путь, они должны развить в себе совершенство, зародыш которого заложен в каждом.
    И если они не развивают таких качеств в этой жизни, тогда они должны начать другую жизнь, третью и так далее.
    «Книга Зогар»:
    «Счастлив тот, кто умирает с чистой совестью. Смерть — только переход из одного дома в другой. Если мы мудры, то сделаем нашу следующую жизнь более красивым домом».
    Христианство 
    Идею реинкарнации принимали раннехристианские философы. Эта концепция была отвергнута в VI веке, на пятом Вселенском соборе. Из Библии были изъяты все тексты, которые могли служить подтверждением идеи реинкарнации.
    Согласно Эдгару Кейси, Христос не только верил в реинкарнацию, но и перевоплощался около тридцати раз, прежде чем явиться в мир в облике Иисуса из Назарета.
    Ислам
    В стихах Корана встречаются упоминания о воскресении, которые с равной долей вероятности могут относиться и к реинкарнации: «Я умер камнем и воскрес растением. Я умер растением и воскрес животным. Я умер животным и стал Человеком. Чего мне страшиться? Разве смерть обокрала меня?»
    Зороастрийская мифология
    «Одна пятая усопших вновь появляется на земле, обладая теми же телами и характерами, что и в момент их кончины, в том же месте, где дыхание покинуло их тела».
    «Пополь-Вух» индейцев майя

    Майя верили, что душа умершего следовала дорогой Солнца, то есть спускалась в подземный мир, как Солнце на закате, чтобы высоко взойти утром, к небесным божествам. Майя считали, что мир рождается и погибает, следуя определённым циклам. Согласно их священной книге «Пополь-Вух», мир родится и погибнет четыре раза.
    Египеткая мифология

    Греческий историк Геродот полагал, что египтяне были первыми приверженцами реинкарнации.
    Древние египтяне верили, что каждый усопший должен был предстать перед 42 судьями и признать себя невиновным или виновным в грехах. Душу умершего взвешивали на чаше весов, уравновешенных страусиным пером Богини Маат – дочери Бога Солнца Ра. Весы держал Бог Анубис, приговор выносил супруг Маат — Бог Тот. Если человек прожил жизнь «с Маат в сердце», был чист и безгрешен, он оживал для новой счастливой жизни.

    Свитки папируса, которые сопровождали умершего, содержали выдержки из «Книги мёртвых», автором которой был Бог Тот, и были иллюстрированы заклинаниями. Традиционным сюжетом была сцена взвешивания сердца в зале правосудия перед Богом Осирисом.
    Основой веры древних египтян в возрождение после смерти являлось умирание и возрождение звезды Бетельгейзе из созвездия Орион.
    После смерти фараона совершалась религиозная церемония «открытия рта», которую жрецы проводили внутри Великой Египетской Пирамиды в саркофаге Камеры Царя.
    Считалось, что в процессе церемонии «открытия рта» из тела фараона отлетает душа и через тоннель Великой египетской пирамиды, попадает на суд Осириса, который вершился в созвездии Орион.
    В своих религиозных текстах Глаз Ориона — звезду Бетельгейзе, древние называли Каа Аин — Меркнущий Глаз. Египетские жрецы знали, что спустя тысячелетия положение звёзд на небе будет таким же, как и во времена фараонов. Они верили, что в Великую Пирамиду перенесут мумию фараона и прошедшая суд Осириса, душа фараона возродиться посредством луча света от звезды Сириус.
    Эзотерики, философы, писатели, учёные о реинкарнации и карме

    Елена Блаватская («Карма или закон причин и последствий»):
    «Мы напрасно оплакиваем угасшие цивилизации и безвременно погибших гениев. Ничто не погибает, и работа души, не утрачивая ничего из приобретенного опыта, возобновляется как раз с той самой грани, которую достигла в предыдущем воплощении.
    Человек — создание размышления, над чем он размышляет в этой жизни, тем он становится в следующей. Всё, что человек представляет собой в настоящем и что он представит из себя в будущем, всё это — последствие его деятельности в прошлом.
    В жизни нет скачков и нет случайностей, все имеет свою причину, каждая наша мысль, каждое чувство и каждый поступок идут из прошлого и влияют на будущее».
    Пифагор: Душа, попадая то в одно существо, то в другое, движется, таким образом, в круговороте, предписанном необходимостью.
    Сократ:  Я нисколько не сомневаюсь в существовании того, что называют новой жизнью, и в том, что живые восстают из мёртвых.
    Платон: Душа человека бессмертна. Все ее надежды и стремления перенесены в другой мир. Истинный мудрец желает смерти как начала новой жизни.
    Джордано Бруно:  Душа не является частью одного определённого тела и может находиться то в одном теле, то в другом.
    Вольтер:  Концепция реинкарнации не является ни абсурдной ни бесполезной. В том, чтобы родиться дважды, а не единожды нет ничего странного.
    Бенжамин Франклин:  Я полагаю, что в той или иной форме я всегда пребывал этом мире.
    Иоганн Гёте:  При мысли о смерти я совершенно спокоен. Потому что твердо убеждён, что наш дух есть существо, природа которого остаётся неразрушимой и который будет действовать непрерывно и вечно. Я уверен, что пребывал здесь уже тысячи раз, и надеюсь, что ещё буду возвращаться тысячи раз.

    Оноре де Бальзак: Приобретенные человеком качества, медленно в нас развивающиеся от одной жизни к другой, представляют собой невидимые связи, соединяющие каждое из наших существований, о которых помнит только наша душа.
    Виктор Гюго:  Когда я сойду в могилу, я смогу сказать, как многие другие: «Я закончил свой труд», но я не смогу сказать: «Я закончил свою жизнь». На следующее утро мой труд начнется снова. Могила — не тупик, она — переход. Она закрывается в сумерки. И снова открывается на рассвете.
    Густав Флобер:  Мне кажется, я существовал всегда. Я ясно вижу себя в различные времена истории, занимающийся различным ремеслом, человеком с различной судьбой.
    Лев Толстой:  Также как мы проживаем тысячи сновидений в нашей нынешней жизни, так же и сама наша жизнь всего лишь форма одной из тысяч жизней, в которые мы вступаем из другого более реального мира, возвращаясь снова и снова после смерти. Наша жизнь — это всего лишь один из снов в другой жизни, и она бесконечна.
    Артур Конан Дойль:  Когда задаётся вопрос, где мы были перед тем, как были рождены, ответ гласит: в системе медленного развития на пути реинкарнаций с долгими интервалами отдыха между ними.
    Генри Форд: Гениальность это опыт. Некоторые думают, что это дар или талант, но на самом деле это продукт долгого опыта пребывания в предыдущих жизненных воплощениях. Когда я открыл для себя перерождение, время перестало быть ограниченным.
    Карл Юнг: Я могу совершенно явственно представить себе, что я жил в прошлых столетиях. Вероятно, многие из поставленных предо мной вопросов остались нерешёнными. Вот почему я рождаюсь заново, чтобы, когда-то ответить на все вопросы.
    Современные теории реинкарнации

    Одна из современных теорий о человеческом сознании заключается в том, что существует три мира, определяемые скоростью движения составляющих их элементов.
    Первый — это «досветовой мир» — мир материи, подчиняющийся законам ньютоновской физики и гравитации. Этот мир состоит из брадионов — частиц, скорость движения которых меньше скорости света.
    Второй мир – «световой». Этот мир состоит из частиц — люксонов, движущихся со скоростью, близкой к свету и подчиняющихся законам относительности Эйнштейна.
    Третий мир — «сверхсветовое» пространство-время. Этот мир состоит из частиц — тахионов, скорость которых превышает скорость света.
    Три этих мира соответствуют трем уровням сознания человека: уровень чувств, который постигает материю, уровень сознания, являющийся световой мыслью, то есть тем, что движется со скоростью света, и уровень сверхсознания — мысли, движущейся быстрее света.
    Таким образом, понятия прошлого, настоящего и будущего смешиваются и исчезают, все события происходят одновременно в Поле Событий. Со смертью наше «сверхсветовое» сознание достигает другого уровня более развитой энергии: времени-пространства тахионов.
    Возможно, мы проживаем одновременно тысячи жизней в тысячах разных эпох прошлого и будущего. То, что мы принимаем за регрессии, на самом деле просто осознание этих параллельных жизней.
    В нашем четырёхмерном пространстве одновременно существует как прямой, так и обратный ход времени. Человек одновременно живёт всеми своими инкарнационными отображениями в многомерном Поле Событий, где не только прошлое влияет на будущее, но и наоборот.
    На первый план в современной науке вышла гипотеза о том, что микроскопические формы перерождения лежат в основе всего материального мира. В книге «Дао физики» Фритьоф Капра называет мельчайшие частицы «разрушающимися и в то же время неразрушимыми». Именно этот принцип лежит в основе теории реинкарнации — в самый миг смерти мы получаем возможность перенести жизнь в другое тело: «мы разрушаемся, но мы неразрушимы, мы мертвы, но в то же время наша жизнь продолжается».
    «Согласно Каббале, человеческий плод — великий мудрец. Уже в утробе матери он знает все секреты мира. Но за мгновение до рождения на него снисходит ангел молчания. Он прикладывает к его губам палец и говорит: «Тсс‑с…» С этого момента плод всё забывает. Только его подсознание едва помнит о каких‑то туманных «великих тайнах». Именно из‑за этого ангельского прикосновения у нас всех есть вмятинка под носом: та самая ложбинка над верхней губой».
    (Бернард Вербер «Танатонавты»)

  3. amzimin Ответить

    Существуют различные точки зрения относительно бессмертия души. Уже в древние времена, встречаются множество доказательств, что реинкарнация реальна. Восточные вероучения (например, многообразные течения индуизма и буддизма) считают, что душа после смерти одного тела переселяется, т.е. «реинкарнирует», в другое; так она жизнь за жизнью принимает различные тела — лучшие или худшие — в зависимости от ее деяний в предыдущих жизнях. Согласно же вероучению современного христианства, душа проживает в материальном теле одну единственную жизнь и со смертью тела, пребывая в бездействии, ожидает приговора Страшного суда, который должен решить её дальнейшую участь — вечное блаженство в Царстве Бога или вечные муки в аду — в соответствии с тем, насколько праведна или греховна была душа во время своего пребывания в ее единственном и, в буквальном смысле этого слова, неповторимом теле.
    Наверное, читатель будет прав, если посчитает, что сторонники той или иной концепции будут приводить ему доводы, подтверждающие исключительно их точку зрения, а неоднозначные суждения станут трактовать в свою пользу. «Насильственно убеждаемый» читатель, скорее всего, придёт к одному из трёх видов заключения:
    не примет ничьей точки зрения (а ну вас всех!),
    останется при своём мнении (всё равно никто не переубедит меня!),
    разработает собственную концепцию своего посмертного «су-» или «несу-ществования» (мне так удобнее!).
    Натиск всегда настораживает: «Начитались кришнаиты «Бхагавад-гиты» и впихивают свои идеи в наши головы! Но мы-то другие, мы не индусы». Безусловно, каждый волен выбирать и признавать те авторитеты, которым доверяет. Долг же добросовестного печатного издания (да простится такая нескромность!) — в том, чтобы дать читателю знание о сути предмета, о его месте в общей системе миропонимания, об истории его возникновения и развития. (Если хочешь помнить, куда идёшь, не забывай — откуда вышел.)
    Для сторонников восточных вероучений понятию «реинкарнация» не существует альтернативы. Они признают это учение за его логичность и справедливость, поскольку из него вытекает, что этичное, высоко моральное поведение позволяет живому существу прогрессировать из жизни в жизнь, в результате чего условия и обстоятельства его жизни каждый раз улучшаются. Более того, сама по себе реинкарнация является ярчайшим свидетельством сострадания Бога по отношению к живым существам. Она включает механизм, по которому каждый раз душе в ее новом воплощении предоставляется еще одна возможность для исправления и совершенствования. Прогрессируя таким образом из жизни в жизнь, душа может очиститься настолько, что, наконец, вырвется из круговорота рождений и смертей, и, безгрешная, вернется обратно, к Богу.
    А что же «западные» вероучения? Попытаемся оценить, насколько их представителям — будь то православные христиане, католики, приверженцы ислама или иудаизма — чужда идея перевоплощения души. Насколько однозначно относились они к реинкарнации на различных этапах формирования своих вероучений? Почему и внутри них возникали споры о последующей участи души: «переселяется — не переселяется»? Какова история развития вопроса? Попытаемся рассмотреть ее, придерживаясь хронологической последовательности.

    Реинкарнация и Древняя Греция


    Орфей

    Орфей

    Оказывается, в западной культуре идеи реинкарнации имеют давнюю историю: восходят они к VI веку до н. э. (!). Именно тогда в Древней Греции, в Аттике, сложилась система религиозно-философских взглядов — орфизм, по имени легендарного поэта и музыканта Орфея, спускавшегося в поисках своей жены Эвридики в аид — царство мертвых, расположенное в недрах земли.
    Приверженцы орфизма связывали земную жизнь со страданиями, а пребывание души в теле рассматривали как ее падение из загробного мира, где душа испытывала блаженство. (В аиде одни места были предусмотрены для грешников: тартар; другие — для праведников: элизиум, или «острова блаженных».) Итак, согласно орфическим представлениям тело рассматривалось как темница для души, отбывающей тюремное заключение в земном мире.
    Вообще, древние греки были сторонниками материалистического натурализма: они отождествляли душу и тело, объединяли их в единое целое. Даже в загробной жизни они рассматривали душу как некое телесное существо. Орфизм же отвергал эти принципы и разделял понятия души и тела, считая, что тело грешно и смертно, а душа чиста и вечна. Согласно учению орфизма, всю свою познавательную способность человек должен направлять на созерцание Бога. Не правда ли, налицо серьезная нестыковка мнений, возникшая в географических и культурных рамках одной и той же страны в весьма отдаленном, сравнительно благополучном прошлом — в VI веке до н. э. Стоит ли удивляться разноголосице мнений в трактовке сокровенных проблем бытия в современном мире с его бешеными ритмами, бесконечными противоречиями и невероятными коммуникативными возможностями?

    Пифагор

    Учение Пифагора

    Состоятельность всякого учения выверяется временем. Учение орфизма поддержала следующая плеяда мыслителей — пифагорейцы, последователи древнегреческого философа Пифагора (около 580–500 гг. до н. э.). Сам Пифагор решительно заявлял о переселении душ. Ему принадлежат слова: «Душа, попадая то в одно существо, то в другое, движется, таким образом, в круговороте, предписанном необходимостью». Ксенофан, современник Пифагора, приводит такой случай, доказывающий что реинкарнация существует. Однажды, проходя мимо и заметив, что мучают щенка, Пифагор воскликнул: «Перестаньте! Прекратите эти ужасные побои, потому что на самом деле это душа человека, бывшего моим другом. Я узнал его, как только услышал этот громкий крик».
    Свидетельству Ксенофана вторит Диоген Лаэртский (I век н. э.), биограф Пифагора, который отмечает способность Пифагора воскрешать в памяти свои прошлые жизни. Другой биограф, Ямблих (IV век н. э.), добавляет, что Пифагор к тому же обучал других восстанавливать детали из их прежних жизней.

    Пиндар

    Пиндар и Эмпедокл о реинкарнации

    Имена двух других древнегреческих философов — Пиндара и Эмпедокла (V век до н. э.) также связаны с учением о реинкарнации. Пиндар, прославившийся к тому же, как величайший лирический поэт, первым из поэтов Греции усматривал связь между справедливой наградой после смерти и высокими моральными качествами человека при жизни.
    Эмпедокл, в свою очередь, учил, что души первоначально обитали в высших сферах и пали в этот воплощенный мир из-за того, что совершали неподобающие поступки. Они осуждены, согласно Эмпедоклу, на 30 тысяч рождений в разнообразных видах, включая рыб и растения. В конце концов, утверждал он, душа восстановит свое естественное состояние в высшем духовном царстве, чтобы больше уже не рождаться. К тому же он считал, что убийство животных греховно и предопределяет рождение вновь в телах низшего порядка. Эмпедоклом так же было разработано учение о четырех элементах природы, или стихиях, которое в течение многих веков удерживалось в античной и средневековой философии. Однако вряд ли философы Средневековья обращались к его представлениям, касающимся реинкарнации: Святая инквизиция знала свое дело!
    (Примечательно, что в некоторых словарях Эмпедокл фигурирует как философ-материалист(?) и идеолог рабовладельческой демократии(!). Цитата из словаря советского периода: «Большое историческое значение имела высказанная Эмпедоклом догадка о закономерной эволюции живых существ в результате естественного отбора более жизнеспособных сочетаний». Уж не тридцать ли тысяч воплощений в разнообразных видах жизни, о которых писал Эмпедокл, подразумевают под эволюцией составители словаря? Впрочем, тут же они упоминают «естественный отбор», не смущаясь, что от времени жизни Эмпедокла до XIX века, когда эта так называемая теория была разработана Дарвином, прошло 24 столетия!)

    Сократ и Платон

    Реинкарнация словами Сократа и Платона

    Самыми ревностными из западных сторонников учения о реинкарнации были выдающиеся древнегреческие философы-мыслители Сократ и Платон (IV–V век до н. э.).
    Сократ, как известно, излагал свои концепции устно и ничего не записывал. Его воззрения отражены в трудах учеников, одним из которых и был Платон. Идея реинкарнации нашла подробное развитие в сочинении Платона «Федо», где он приводит слова Сократа о том, что душа невидима, ни с чем не смешивается, всегда одна и та же и вечна, что она бессмертна и не перестает существовать после смерти тела. Сократ утверждал, что в этой жизни существо на самом деле не узнаёт новое, а, скорее, припоминает истины, известные ему из прошлых жизней.
    Платон разделял эти суждения и последовательно развивал их. Он утверждал, что душа заключена в темницу материального тела и с его смертью перевоплощается. Поэтому источником познания служат воспоминания бессмертной души человека о мире «идей», то есть бестелесных форм вещей, которые она созерцала до вселения в смертное тело. «Идеи» в отличие от материи вечны, «занебесны», не возникают, не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. Чувственные же вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и времени. Достоверное познание основывается только на истинно сущих «идеях».

    Аристотель

    Аристотель

    Главный ученик Платона, Аристотель (IV век до н. э.), однако, не разделял позиций своего учителя относительно реинкарнации, хотя ранние его работы (например, «Эдем») свидетельствовали о признании им предсуществования. Однако учение о реинкарнации не было забыто и на разных этапах истории возрождалось с новой силой. Так, свидетельницей его возрождения стала Римская империя, когда Плутарх (I век н. э.) так же убедительно, как в свое время пифагорейцы, изложил концепцию трансмиграции.
    В III веке н. э., вначале в Египте, а затем в Риме, Сирии и в Афинах, возникла новая философская школа, получившая название неоплатонизма. Основателем ее был Плотин, древнегреческий философ родом из Египта. Он так же, как и Платон шесть столетий назад, утверждал, что душа бессмертна и способна переселяться в новые тела. Цель человеческой жизни, по Плотину, состоит в восхождении к первоединому. Достигается она путем сдерживания и обуздания телесных влечений за счет развития духовных сил, в том числе познавательных. На высшей, экстатической ступени восхождения душа воссоединяется с Богом.

    Реинкарнация и раннее христианство

    Современное христианство отвергает доктрину реинкарнации. Его апологеты утверждают, что в Библии ничего не говорится о переселении душ, и рассматривают реинкарнацию как нечто привносимое в библейскую традицию извне.
    Вряд ли такое утверждение соответствует действительности. Христианское вероучение складывалось на основе идей мессианских сект, признававших Иисуса Христа Мессией. Вполне закономерно, что на его формирование оказывало влияние наследие, оставленное античными мыслителями, хотя бы потому, что место зарождения христианства, как и вектор его распространения тесно были связаны с Римом и Грецией. Неслучайно поэтому гностики (II век н. э.), являвшиеся первохристианами, соединяли христианскую теологию с представлениями пифагореизма и неоплатонизма, краеугольным камнем которых, как отмечалось, являлось учение о реинкарнации. Так идея о переселении души вошла в гностическую доктрину раннеапостольской христианской традиции.

    Блаженный Августин
    Родоначальники христианской церкви (II–III век н. э.): Климент Александрийский, Юстиниан Мученик, а также святой Григорий Нисский (III–IV век н. э.) и святой Иероним (IV–V век н. э.) неоднократно выступали в поддержку идеи реинкарнации. Сам Блаженный Августин (354–430 гг.), выдающийся христианский богослов и философ, разделял идеи неоплатонизма и размышлял о закреплении доктрины реинкарнации в христианском вероучении. В своей «Исповеди» он записал: «Был ли у меня некий период жизни, предшествовавший младенчеству? Был ли это тот период, что я провел в лоне матери, или какой-то иной?… А что было до этой жизни, о Господь моей радости, пребывал ли я где-либо или в каком-либо теле?»
    Ориген говорил, что реинкарнация предсказуема.
    Наиболее откровенно по поводу реинкарнации высказывался Ориген (185–254гг.), которого «Британская энциклопедия» среди отцов церкви ставит на второе место по значимости после Августина Блаженного. Каковы же были суждения Оригена, этого влиятельного и высокообразованного христианского мыслителя, относительно реинкарнации? Согласно «Католической энциклопедии», учение Оригена во многом повторяло идеи реинкарнации, которые прослеживаются в учениях платоников, иудейских мистиков, в религиозных писаниях индуистов.

    Ориген
    Вот некоторые из высказываний Оригена: «Некоторые души, склонные творить зло, попадают в человеческие тела, но затем, прожив отмеренный человеку срок, перемещаются в тела животных, а потом опускаются до растительного существования. Следуя обратным путем, они возвышаются и вновь обретают Царствие Небесное»; «…несомненно, физические тела имеют второстепенное значение; они совершенствуются лишь по мере того, как меняются мыслящие существа». Учение о реинкарнации представлялось Оригену столь убедительным, что он не мог скрыть своего раздражения по поводу веры ортодоксов в Судный день и последующее воскресение из мертвых. «Как можно восстановить мертвые тела, каждая частица коих перешла во множество иных тел? — вопрошал Ориген. — Которому из тел принадлежат эти молекулы? Вот так люди погружаются в трясину несуразиц и хватаются за благочестивое утверждение о том, что для Бога нет невозможного».

    Реинкарнация отменяется

    Однако воззрения Оригена, хотя и разделялись приверженцами христианства, но в вероучении христианской церкви не утвердились. Более того, после его смерти на учение о реинкарнации начались гонения. И причины тому были, как ни странно, скорее политические, нежели теологические. Во времена византийского императора Юстиниана (VI век н. э.) среди христиан преобладали оригенисты, гностики и представители других христианских направлений, признававших реинкарнацию. Честолюбивые устремления Юстиниана подсказывали ему вредность этой веры, укоренившейся среди его подданных. Если люди уверены в том, что у них в запасе еще много жизней, в течение которых они смогут развиваться и исправлять совершенные когда-либо ошибки, то станут ли они проявлять должное рвение, как того хотелось императору, в своей теперешней жизни?

    Юстилиан
    Ответ напрашивался отрицательный, и Юстиниан решил использовать христианскую веру в качестве политического орудия. Он рассудил: если людям внушить, что в их распоряжении имеется только одна жизнь, это повысит их ответственность в исполнении долга перед императором и государством. С помощью священства император пожелал «даровать» своим подданным одну-единственную жизнь, после которой те, кто зарекомендовал себя хорошо, отправились бы в рай, кто плохо — в ад. Так, манипулируя религиозными убеждениями, Юстиниан стремился укрепить могущество своей мирской власти.
    Немаловажную роль при этом сыграла жена Юстиниана. Императрица, согласно историку Прокопиусу, была совсем не знатного происхождения: родилась она в семье охранника амфитеатра и до замужества была куртизанкой. Став императрицей, она, чтобы стереть следы своего позорного прошлого, приказала пытать и казнить всех своих бывших подруг-куртизанок. Их было — ни много, ни мало — около пятисот. Императрица опасалась возмездия за свой поступок. Насчет отпущения грехов со стороны духовенства в теперешней своей жизни она не сомневалась, так высоко было занимаемое ею положение. Однако ее повергало в ужас будущее: что, если придется родиться снова и жить в неком новом теле сообразно совершенным ранее деяниям? По-видимому, в тревоге за свое будущее она пришла к заключению, что, если «божественный приказ» со стороны духовенства отменит доктрину реинкарнации, то ей не придется рождаться вновь и пожинать плоды своей греховности.
    Император Юстиниан отправил патриарху Константинопольскому послание, в котором Ориген представлялся как злостный еретик. Затем, в 543 году, в Константинополе по распоряжению Юстиниана собралась церковная ассамблея. С ее одобрения императором был вынесен эдикт, в котором перечислялись и осуждались ошибки, якобы допущенные Оригеном. Далее события развивались по сценарию политической борьбы.
    Папа Виргилий выразил недовольство вмешательством Юстиниана в теологическую дискуссию. Он отверг императорский эдикт и даже поссорился с патриархом Константинопольским, поддерживавшим Юстиниана. Но давление на верховное духовенство со стороны государственной власти продолжало нарастать, и через некоторое время Папа всё же издал указ, в котором предавал анафеме учение Оригена, запрещенное императорским эдиктом. Папский указ гласил: «Если кто уверует в немыслимое существование души до рождения и в нелепейшее перерождение после смерти, того надлежит предать анафеме». Однако этот указ вызвал сильнейшее недовольство со стороны авторитетных епископов Галлии, Северной Африки и ряда других провинций, и в 550 году Папа Виргилий был вынужден отменить его.
    Заслуги Оригена в деле становления христианской религии нельзя было оспорить, и хотя ко времени, когда разворачивались описываемые события, уже прошло около 300 лет со дня его кончины, авторитет Оригена как теолога среди священства оставался велик.
    Честолюбивый Юстиниан продолжил борьбу. У него в руках были все рычаги власти, а опыта в политических интригах занимать ему не приходилось. И вот 5 мая 553 года состоялся Второй Константинопольский собор, на котором председательствовал патриарх Константинопольский. Едва ли собор можно было назвать «Вселенским», поскольку на нем присутствовали в основном приспешники Юстиниана, желавшие видеть его во главе восточной части церкви. (Видимо, амбиции императора простирались не только на мирскую власть!) Итак, на соборе присутствовало 165 восточных (православных) епископов, выходцев из земель, находившихся в феодальном подчинении у Византии, и около дюжины западных епископов. Остальные представители западного епископата отказались принимать участие в соборе.
    Собравшиеся представители должны были путем голосования решить: является ли оригенизм (так называли доктрину реинкарнации) приемлемым для христиан. Император Юстиниан контролировал всю процедуру голосования. Исторические документы свидетельствуют, что был подготовлен сговор, имевший целью фальсифицировать подписи западных представителей церкви, большая часть из которых разделяла взгляды Оригена. Видя, что на соборе ведется недостойная игра, Папа Виргилий, несмотря на то, что находился в это время в Константинополе, в знак протеста в соборе не участвовал и при вынесении окончательного вердикта не присутствовал.
    Так постановлением Второго Константинопольского собора христианам, начиная с 553 года, разрешалось верить в вечную жизнь, как и прежде, но повелевалось забыть о ее родной сестре — реинкарнации. Постановлялось считать, что вечность начинается с рождения. Однако бесконечным, или вечным, можно считать лишь то, что не только не имеет конца, но не имеет и начала, не так ли? Затем, можно ли считать правомерной отмену теологической доктрины под силовым давлением мирской власти? Правомерно ли забвение учения Оригена лишь потому, что его носитель не был канонизирован, а в дальнейшем подвергся ожесточенным нападкам со стороны императорской власти? Наконец, не пора ли вернуть христианам сокровенные истины, открытые одним из влиятельнейших отцов христианства? Эти вопросы до сих пор остаются открытыми.
    Источник: http://www.zvek.info/vedas/vedas-and-modern-culture/289-reinkarnatsiya-v-drevnej-gretsii-i-khristian

  4. Viema Ответить

    Апологетика
    УДК 230.1
    И. А. Горюнов, преподаватель Якутской духовной семинарии
    Учение о карме и реинкарнации: исторический обзор и христианская критика
    *
    Аннотация: В современном мире идеи кармы и реинкарнации являются привлекательными для умов многих людей, в том числе тех, кто называет себя христианами. В статье рассматриваются истоки понятия «карма» и тесным образом связанной с ним теории «реинкарнации», а также дается православная оценка этим верованиям с точки зрения богословской традиции Церкви, в апологетическом ключе. Ключевые слова: карма, реинкарнация, индуизм, буддизм, джайнизм, эзотерика, христианство, православие.
    The Doctrine of Karma and Reincarnation: A Historical Review and Christian Criticism
    Abttrad: In the modern world, the ideas of karma and reincarnation are attra&ive to the minds of many people, including those who call themselves Chriftians. The article examines the origins of the concept of «karma» and the closely related theory of «reincarnation», and also gives an Orthodox assessment of these beliefs from the point of view of the theological tradition of the Church in an apologetic way.
    Key words: karma, reincarnation, Hinduism, Buddhism, Jainism, esotericism, Chriftianity, Orthodoxy.
    Само понятие «карма» (санскрит ^ — «исполнение, дело») означает действие, порождающее причинную силу и включающее закон воздаяния за деяния в настоящей жизни или в новом рождении1. По мнению русского исследователя кармы В. Семенцова, под «действием» следует понимать обрядовое действие, предполагающее жертвоприношение1.
    Истоки самого понятия географически коренятся в северной части Индии5, где карма представляла собой социально обусловленную доктрину — механизм влияния религии на социальную структуру древнеиндийского общества. Так, в поздний ведический период, когда отдельные села объединялись в небольшие княжества и формировался кастовый строй, в общине наблюдалось социальное неравенство. Если член племени совершал какое-либо правонарушение, то ответственность возлагалась на клан или все племя. Важно отметить, правовая норма имела религиозную основу, отсюда и правонарушение предполагало нарушение не только моральных принципов, но и религиозных. По мере появления новых государств требовалась более индивидуальная форма ответственности, поскольку за преступления одного наказывалось все государство. Тогда появилось понятие кармы, ставшее регулятором ответственности индивида в новой социальной среде4.
    В раннем брахманизме5 идея кармы носила исключительно обрядовый характер. Успех совершенного ритуала зависел от внутреннего расположения совершителя, что определяло его будущую судьбу — соединится ли его душа с предками или же ей будет суждено пройти испытания в следующем воплощении на земле6. Стоит отметить, далеко не все обряды совершались с добрыми намерениями: к примеру, магия и колдовство считались самыми действенными средствами в «битве» с судьбой.
    В отличие от индийских Вед и Брахманов, где карма предполагала ответственность исключительно за ритуальные действия, в Упанишадах7 данное понятие приобрело несколько иной смысл: теперь от любого действия человека (в том числе «мирского») зависела его посмертная участь8. Это означает, что прежний обрядовый путь перестал быть гарантом успеха: «Те же, которые… чтут жертвоприношения, благотворительность, подаяния, идут в дым, из дыма — в ночь, из ночи — в другую [темную] половину месяца.»9.
    Закон кармы неразрывно связан с реинкарнацией (лат. гетсагпаио; греч. ртг^их«^ — «перевоплощение»). Впервые реинкарнация упоминается в ведийской поэзии10, согласно текстам которой местом пребывания человека по смерти является небо. Однако преступившие закон «вселенской справедливости» должны были вернуться в «земляной дом». Важно отметить, учение о карме оказало существенное влияние на многие философские течения в шраманский (позднебрахманистский) период (середина I тыс. до Р. X.)11, но с оговоркой, что не все из них признавали идею причинно-следственных связей. Напротив, «аджи-вики»11, хотя и признавали реинкарнацию, но отрицали существование беспощадного закона возмездия. В их представлении человеческая душа обязана была претерпеть череду перевоплощений на протяжении 8,4 млн. мировых периодов и, в конечном итоге, «освободиться», невзирая на прошлые ошибки. Для учения Госалы характерен последовательный детерминизм: каждое живое существо пребывает в рамках окружающей среды, из которой он не может выбраться и избежать своей судьбы15.
    Упоминание о реинкарнации можно встретить в шестой главе Брихадараньяка Упанишад, где приводится учение «о пяти огнях» и посмертной судьбе человека14. Согласно древнеиндийскому тексту, жизнь человека состоит из нескольких путей: «путь предков» («питри-лока») и «путь богов» («дэва-лока»). Первый путь предполагает переселение души умершего на луну и последующее ее возвращение на землю через определенный временной отрезок; вторым путем идут души людей, которые, будучи на земле, отреклись от мирских наслаждений и достигли истинного знания (то есть достигли миров брахмана и больше не воплощаются на земле)15. Не знающих ни один из этих путей ждет более худшая судьба: в новых инкарнациях они станут насекомыми или собаками16. Отсюда главная цель жизни человека — освободиться от цикла рождений и смертей («мокша»).
    Идеи реинкарнации и кармы стали центральными в большинстве восточных религий и формировались в полемике. Так, буддисты17 видели в джайнской философии крайности субъективизма, исключающего влияние прошлых поступков на будущую судьбу индивида. В попытке понять причину страданий, они противопоставляли джайнской теории «случайностей» формулу «причинности»18. Для Будды же страдания носили онтологический характер и коренились в самом существовании индивида19. В индуизме верным средством по очистке кармы являлась практика «карма-йоги», которая предполагала бескорыстное служение человека ближнему с целью достижения им гармонии, обретения и сохранения внутренней энергии. В индуизме карма зиждилась на желаниях и могла «выдавать» мгновенный результат, но могла проявляться и постепенно10.
    В джайнизме11 карма представлена и как закон возмездия, и как важный элемент бессмертной души — «дживы», которая, помимо физического тела, обладает «тонкой» («кармической») оболочкой. В результате совершаемых человеком поступков джива «собирает» новые кармы, которые буквально врываются в нее, составляя кармическое тело — «карма-шарира». С каждой новой кармой бессмертная душа все больше загрязняется, а присущие ей свойства, такие как блаженство
    и могущество, искажаются. Поэтому «джива» обречена на многократные воплощения в материальном мире. Впрочем, некоторые джайнские мыслители под кармой понимали и ошибку сознания, которую необходимо было исправить11.
    В древний западный мир учение о реинкарнации вошло под видом мистического орфического учения15, заручившись поддержкой со стороны влиятельных древнегреческих философов, таких как Пифагор14, Платон15. По мнению А. Ф. Лосева, на формирование орфической доктрины оказали влияние восточные солнечные культы16. Главнейшим центром солнечного культа был древний город Иуну, именуемый греками «городом солнца» (Гелиополь). В период древнего Египетского царства культ бога «Ра» становится национальным: в его честь фараоны возводили великолепные храмы, в которых совершался «солнечный» ритуал. Позже произошло смешение культа «Ра» с другими древними ритуалами, благодаря чему появился еще один культ — «Амона», который в гимнографии изображен творцом мира17. В орфической же философии таким божеством света являлся Аполлон, который, согласно представлениям древних людей, был способен восстановить растерзанного титанами Диониса (даже воскресить его). Но прежде испытываемый титанами Загрей (Дионис) претерпевает ряд перевоплощений18.
    Можно предположить, что идея кармы и реинкарнации могла войти в греческий мир по причине тесного общения эллинов с индийскими философами-гимнософистами19, а также благодаря диспутам, в которых принимали участие греческие и буддийские партии. К тому же, греческие философы посещали Ближний Восток и Египет, где обучались у восточных жрецов и магов, а странствующие индийские философы не прочь были сразиться с ними в публичных диспутах. Например, о Пирроне, основателе древней школы скептицизма, сообщается, что вместе с Анаксархом он регулярно посещал индийских магов и гимнософистов50.
    Теория кармы встречается в «Тибетской книге мертвых». Так, говоря об опасностях и трудностях, которые поджидают умершего
    в первые семь дней, древний памятник провозглашает: «Не соблазнись тусклым серым светом, исходящим из ада. Путь, открывающийся тебе, порожден силой накопленной плохой кармы. Если соблазнишься им, то попадешь в области ада и претерпишь там невыносимые страдания, не зная, когда они закончатся»51.
    Велика вероятность того, что идея перевоплощения имела место и в среде древних египтян. Об этом может свидетельствовать ряд фактов. Во-первых, священный жук-скарабей в их представлении являлся символом возрождения жизни и вечного движения51. Во-вторых, об этом свидетельствует древнегреческий историк V века до н. э. Геродот, говоря: «египтяне впервые высказали учение, что душа человека бессмертна, что с разрушением тела она вселяется в другое животное, которое рождается в то же самое время; обошедши всех животных… душа вселяется снова в нарождающееся тело человека»55. В-третьих, святой Ириней Лионский пишет, со ссылкой на «Строматы» Климента Александрийского, что идея о переселении душ принадлежит Пифагору, «который заимствовал ее у египтян»54.
    Позже идея цикличности времени нашла выражение в среде стоиков и гностиков55. «Она прочно вошла в неоплатонизм56, который особенно выдвигал учение о Солнце57.»58 — писал известный анти-ковед А. Ф. Лосев. Впрочем, в среде христиан первых веков были и те, кто в рамках гностического учения признавал идею метемпсихоза, — утверждает в своем исследовании протодиакон Андрей (Кураев): «понятие реинкарнации признавалось христианской Церковью»59.
    Вплоть до VI века церковные и светские власти вели активную борьбу с христианами, исповедующими учение о переселении душ.40 Тем не менее идея метемпсихоза распространилась в Италии, Франции и утвердилась в среде катар41, позднее потерпевшим поражение в ходе крестовых походов. С XIII века учение о реинкарнации существовало в среде каббалистов, розенкрейцеров.
    С конца XIX века, на фоне живого интереса к оккультизму и эзо-теризму, популярность идей кармы и реинкарнации набирает обороты
    в западном обществе41. Благодаря активной деятельности различных эзотерических сообществ и прежде всего Теософского общества45, все больше людей с доверием относилось к постулатам оккультной пропаганды, способной утолить жажду души в области сверхъестественного. Так, теории кармы и реинкарнации были заимствованы из восточных традиций и по-своему переосмыслены оккультистами, в числе которых Е. П. Блаватская и С. Н. Лазарев.
    В их представлении «карма» побуждает человека к нравственному возрастанию44 и объясняет проблему существования зла в мире. С христианской же точки зрения, «кармический механизм», когда при каждом новом воплощении происходит утрата памяти прошлых инкарнаций, может лишь изолировать человека от его предыдущих жизней и, таким образом, лишить его ответственности за совершенные им поступки. По этой причине «кармическая» реинкарнация не может способствовать духовно-нравственному развитию человека, делая его слепой игрушкой вселенского закона и ввергая в уныние. Как пишет иеромонах Анатолий (Берестов), «каждая новая инкарнированная личность не может нести нравственной ответственности за предыдущие, ставшие чужими личности, потому что ничего о них не знает и не имеет никаких, абсолютно никаких связей с ними»45. Многократные перевоплощения индивидуума на «грешной земле» (1 Ин. 1: 16) могут только усугубить его положение, пополняя кармическую «копилку» новыми грехами. По слову исследователя Ди Муцио, «если отрицательные черты характера человека сохраняются, то с каждым новым воплощением они будут постоянно усиливаться и создавать тяжелые, неприятные жизненные обстоятельства»46, справиться с которыми под силу не каждому47. Все это приведет к тому, что человек станет испытывать чувство страха и уныния, ибо, совершая новую провинность, он будет думать, что никогда не избавится от бесконечного круга воплощений, в которых ему предстоит страдать за содеянное.
    По причине того, что каждый человек «страдает из воплощения в воплощение. из-за последствий своей кармы»48, реинкарнация
    может только расширить дорогу в ад, вместо того, чтобы дать человеку возможность достичь спасения.
    Идея реинкарнации разрушает тождество (идентичность) личности, рассматривая тело как «гробницу» души. Если для древнегреческого философа Платона физическое тело является «темницей души»49, то святой апостол Павел рассматривает физическое тело как важную составляющую человека, неотделимую от него и по смерти (1 Кор. 15: 44). Как пишет архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), апостол Павел не представляет человека в ином теле по смерти, ибо «тело есть человек в его целостности»50. Об идентичности тела умершего с телом, которое воскреснет, упоминается в пророчестве Иезекииля (см.: Иез. 57), а также в евангельских сюжетах (см.: Мф. 17: 51-55), к тому же событие Воскресения Христа Спасителя свидетельствует об этом (см.: Ин. 10:17). Сами христиане верят в воскресение из мертвых, ибо Всемогущий Бог способен «соединить „разрушенное” тело и воскресить мертвое»51.

  5. kondor36 Ответить

    В 1990 году я пошла с 7-летней дочкой и 9-летней племянницей в церковь . Эта церковь тогда только восстанавливалась. Пошли натощак. А идти туда пешком надо было через лес. Жара. Девочки сначала терпели, потом начали беспокоиться. Но выдержали. С собой у нас было в термосе холодное молоко и несколько булочек домашних. Когда служба закончилась, мы хотели на свежем воздухе расположиться и утолить голод. А рядом на завезённых строительных материалах расположились постоянные прихожане. Они пригласили нас присоединиться к ним. Подошёл батюшка, прочитал молитву и все приступили к еде. Вроде как всё хорошо. Разговорились по душам, и тут я рассказала, как я пришла к вере в Бога. Подробности опущу, но из моих уст прозвучало слово АСТРОЛОГИЯ. И тут такое началось!…. Больше я в ту церковь не ходила. И вообще не ходила.
    Но искала духовный стержень… Вскоре узнала, что один из ведущих физиков-учёных , работающий долго в Филиале Института Атомной Энергии, живший когда-то со мной в одном доме, стал батюшкой в другой восстановленной церкви. Узнала, что он в Доме Ученых (а мы жили тогда в Академгородке) проводит беседы с жителями Академгородка. Я пошла на эти встречи-беседы. Я ждала бесед о Боге от человека современного. А услышала нудную проповедь. Слово за словом. Одна женщина сказала, что её муж был католиком, а сын — некрещёный. Оба они погибли. Может ли она молиться за них в православном храме. Сколько же на неё было слито гнева ! Я смотрела на этого своего соседа и удивлялась его изменениям в худшую сторону. Немного погодя я сказала, что по моим понятиям Бог в сердце у нас. И тут гнев его на меня метнулся : «Если у вас Бог в сердце, то в голове у вас колокольня!» Больше я на эти встречи не ходила. В церквях бываю крайне редко, но ни с кем там ни о чём не говорю.
    ДОВЕРЯЮ СВОЕЙ ДУШЕ

  6. denisov250590 Ответить

    Реинкарнация и христианство
    Если можно доказать,
    что бесплотное мыслящее существо обладает
    собственной жизнью, не зависящей от тела,
    и что внутри тела оно чувствует себя намного хуже,
    нежели вне его, тогда, несомненно, физические тела
    имеют второстепенное значение;
    они совершенствуются лишь по мере того,
    как меняются мыслящие существа.
    Существа, нуждающиеся в телесной оболочке,
    облекаются в нее, а тела воспаривших к высшим материям распадаются.
    Так, тела беспрестанно гибнут и беспрестанно рождаются вновь.
    Ориген, один из отцов христианской церкви (185—254 гг. до н. э. )
    Современные христиане отвергают доктрину реинкарнации потому, что не находят в Библии ее подтверждения. Они утверждают, что учение о переселении душ является поздним дополнением к библейской традиции, а откровение Иоанна запрещает добавлять что-либо к священным текстам или удалять что-либо из них. Однако следует заметить, что именно этот запрет на вольное обращение со священными писаниями породил множество критических замечаний, поскольку современные исследователи установили, что некоторые библейские книги были составлены после «Апокалипсиса» .
    Откровение Иоанна не всегда считалось последним текстом канонических христианских писаний. И если это действительно так, верующие христиане должны смириться с существованием реинкарнации, несмотря на то, что учение о ней пришло в христианскую традицию достаточно поздно.
    Начиная исследовать роль реинкарнации в христианстве, я исхожу из другой предпосылки. Предположим, идея реинкарнации появилась раньше, чем Книга откровения. Многие исследователи Библии настаивают на этом — они утверждают, что учение о переселении душ древнее, чем «Апокалипсис» , и что оно входило в так называемую «доцензурную» Библию. Выдающиеся церковники и ученые, принадлежащие к различным направлениям христианства, признают возможность того, что ранние христиане склонялись скорее к теории перерождения, нежели к идее воскрешения и водворения в рай или ад. Лесли Уайтхед, священник методистской церкви и писатель, считает, что в христианских писаниях трудно найти прямые доказательства учения о переселении душ, но, несмотря на это, идея о перевоплощении души вполне совместима с учением Христа

  7. jackydnb Ответить

    О том же восприятии реинкарнации, которая имеет место в индийских религиях, писали святые более позднего времени, в частности, святитель Николай Сербский, который связывал эту идею с индийскими представлениями о бесконечности мира: «[по представлениям индусов], когда тело умирает, душа входит в другое тело, сходное по карме, то есть по своим поступкам, желаниям и стремлениям, с прежним телом. И, таким образом, одна душа появляется в бесчисленных телах и живет, можно сказать, вечно в этом вечном мире. Ведь этот мир бесконечен во времени и пространстве. И поскольку в лабиринте этого мира нет ни дверей, ни окон, то душе человеческой некуда деться, кроме как переходить из тела в тело бесконечно. Сам Будда утверждал о себе, что его душа появлялась и жила в этом мире восемьдесят тысяч раз!»6.
    Как отмечал православный дореволюционный исследователь буддизма иеромонах Мефодий (Львов), по буддийским представлениям, «в каком бы теле душа ни находилась, она несет в нем последствия своих собственных дел. Все, чем только бывает человек и что испытывает: радость и печаль, красота и безобразие, величие и ничтожество, богатство и бедность,– все это оказывается плодом его дел в прежней жизни. Богат ли кто, беден ли, счастлив или несчастлив,– он пожинает то, что сеял. Как и весь мир, душа совершает всегда постоянный круговорот вместе с возникновением и исчезновением материальных форм, причем причинной появления нового существа, новой формы, является вина и заслуга предшествующего состояния. Душа… будучи привязана к сансаре, снова является в какой-нибудь форме ее обитателей, но при этом является уже как бы новым индивидуумом, новым существом. В ней не остается ничего прежнего, кроме причинной связи с прежней формой,– связи, установленной только делами… Переселяется не душа, а ее дела… тут не душепереселение в собственном смысле этого слова, а душепревращение»7.
    По словам святителя Николая Сербского, «эта теория, именно в силу своей простоты и кажущейся этичности, настолько была укоренена в индийской философии, что даже Будда не пытался ее оспаривать. Ничего Гаутама Будда не добавил к [этому] преветхому индийскому верованию…, кроме одного только метода освобождения души от жизни вообще и перехода в нежизнь, в безотрадность, в нирвану.
    Этот [буддийский] метод есть метод преизнурительной аскезы, каковой мир нигде не зафиксировал и не отметил. Освободиться от этого живого тела – есть ли что более легкое? Один комар в состоянии убить тело. Но освободиться от живой души – самая тяжелая задача, некогда поставленная человечеством перед собой с помощью Индии. Будда верил в то, что он решил эту задачу. Мы в это не верим. Мы не считаем, что эту задачу нужно решать, поскольку постановка ее не обоснована. Не существует переселения душ из тела в тело и, соответственно, не существует и поставленной задачи»8.
    Отмеченное святителем Николаем стремление буддистов освободиться от души коренным образом повлияло на их представления о человеке, а уже те, в свою очередь, повлияли на ту специфическую интерпретацию идеи переселения, которую она получила в буддизме.
    Буддизм «отрицает не только тело, но и дух, самосознание. Он знает только твердый средоточный пункт в человеческой жизни, именно: познание. Как духовный зародыш человека оно по смерти его, ищет себе новое тело и делает из него другое телесное бытие. Этот познавательный элемент есть связующая сила, которая соединяет различные существования друг с другом в одну цепь. Только в нирване эта первосубстанция разрешается в ничто.
    Но, не смотря на то, что буддизм твердо удерживает этот познавательный элемент; он все-таки отрицает духовную личность. Того, что мы разумеем под личностью, самосознательного, простого мыслящего существа буддизм не знает. Он видит в духовном «я» только временное воспламенение познавательной субстанции, которое потухает со смертью, чтобы доставить материал для появления иного существа. Оно ни на один миг не остается тожественным, но постоянно меняется и превращается, как все истребляющее пламя. Поэтому существо, которое образует продолжение существования умершего во время душепереселения, не тождественно с ним: это – другое»9.
    Но, хотя буддизм в наиболее разработанном виде своего учения отрицает существование личности, при этом расходясь во взглядах, насколько она иллюзорна – полностью ли, или же существует все же некая «псевдо-личность», однако в конкретных канонических текстах представление о реинкарнации выражено, как правило, в гораздо более привычном для небуддийского читателя варианте.
    Процитируем одно из свойств, которое, по утверждению Будды, приобретает следующий его путем аскет: «Он вспоминает различные места, где пребывал в прежних существованиях, а именно: в одном рождении, в двух рождениях… в ста рождениях, в тысяче рождений, в сотне тысяч рождений… во многих периодах развертывания и свертывания мира: «Там я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то пропитанием, испытывал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни. Вслед за тем, оставив существование, я вновь родился в другом мире. А там я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии…» – так вспоминает он во всех обстоятельствах и подробностях различные места, где пребывал в прежних существованиях» (Дигха Никайя, 13. Тавиджа сутта, 40).
    Иными словами, непосредственный читатель такого текста видит примерно то же представление о реинкарнации, что и у Пифагора или гностиков, или у современных отечественных оккультистов.
    Поэтому стоит обратить внимания на те аргументы и критику, которые святые отцы выдвигали против учения о переселении душ.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *