Определение что такое фантастика в литературе определение?

14 ответов на вопрос “Определение что такое фантастика в литературе определение?”

  1. Yggrn Ответить

    Кнопки социальных сетей
    Последние публикации на сайте

    Социальные мотивы, темы войны и революции в поэзии В. Хлебникова
    Хлебников воспринимал мировую войну не только как страшное бедствие, но и как преступление ее виновников перед…


    Сочинение на тему: Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
    Соня Мармеладова – важный персонаж произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание&raquo…


    Технология педагогической деятельности и способы решения педагогических задач
    Анализ педагогической технологии в контексте профессионально-педагогической культуры подразумевает выделение в…

    Случайные статьи на сайте

    История происхождения выражения “Разбирать по косточкам”
    Сегодня не найдется человека, который бы не слышал такого выражения, как «разбирать по косточкам»….


    Появление натурализма в русской прозе конца XIX века
    К началу XX в. писатели-восьмидесятники утрачивают свою былую популярность. Время выдвинуло новые темы и новых…

  2. Remember me Ответить

    Смотреть что такое “ФАНТАСТИКА” в других словарях:

    Фантастика — в литературе и др. искусствах изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью, ясно ощущаемое нарушение художником естественных форм, причинных связей, закономерностей природы. Термин Ф.… … Литературная энциклопедия
    ФАНТАСТИКА — ФАНТАСТИКА, форма отображения жизни, при которой на основе реальных представлений создается сверхъестественная, ирреальная, чудесная картина мира. Распространена в фольклоре, искусстве, социальной утопии. В художественной литературе, театре, кино … Современная энциклопедия
    Фантастика — ФАНТАСТИКА, форма отображения жизни, при которой на основе реальных представлений создается сверхъестественная, ирреальная, “чудесная” картина мира. Распространена в фольклоре, искусстве, социальной утопии. В художественной литературе, театре,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
    ФАНТАСТИКА — (от греч. phantastike искусство воображать) форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними ( сверхъестественная , чудесная ) картина Вселенной. Распространена в фольклоре, искусстве,… … Большой Энциклопедический словарь
    Фантастика — (греч. phantastike – искусство воображать) – форма отражения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая картина Вселенной. Распространена в мифологии, фольклоре, искусстве, социальной утопии. В ХIХ – ХХ… … Энциклопедия культурологии
    фантастика —         ФАНТАСТИКА в литературе, искусстве и некоторых др. дискурсах изображение фактов и событий, которые, с точки зрения господствующих в данной культуре мнений, не происходили и не могли происходить («фантастических»). Понятие «Ф.» является… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
    Фантастика —     ФАНТАСТИКА означает особый характер художественных произведений, прямо противоположных реализму (см. это слово и сл. фантазия). Фантастика не воссоздает действительности в ее законах и устоях, но свободно нарушает их; она образует свое… … Словарь литературных терминов
    ФАНТАСТИКА — ФАНТАСТИКА, и, жен. 1. То, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле. Ф. народных сказок. 2. собир. Литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события. Научная ф. (в литературе,… … Толковый словарь Ожегова
    фантастика — сущ., кол во синонимов: 19 • анриал (2) • вымысл (1) • здорово (143) • … Словарь синонимов
    Фантастика — У этого термина существуют и другие значения, см. Фантастика (значения). Фантастика  разновидность мимесиса, в узком смысле  жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является… … Википедия

  3. Alogos Ответить

    В конце 20 и первые годы 21 вв. нарастает разрушение привычных для фантастической литературы понятий «фэнтези» и «научная фантастика». Было создано немало теорий, так или иначе закреплявших за этими видами фантастики строго определенные границы. Но для массового читателя все было понятно по антуражу: фэнтези – это там, где колдовство, мечи и эльфы; фантастика научная – это там, где роботы, звездолеты и бластеры. Постепенно появилась «science fantasy», т.е. «научная фэнтези», отлично соединявшая колдовство со звездолетами, а мечи – с роботами. Родился особый вид фантастики – «альтернативная история», в дальнейшем пополнившаяся «криптоисторией». И там, и там фантасты пользуются как привычным антуражем научной фантастики, так и фэнтезийным, а то и соединяют их в нерасторжимое целое. Возникли направления, в рамках которых вообще не имеет особого значения принадлежность к научной фантастике или фэнтези. В англо-американской литературе это прежде всего киберпанк, а в отечественной – турбореализм и «сакральная фантастика».
    В результате сложилась ситуация, когда понятия научная фантастика и фэнтези, прежде прочно разделявшие фантастическую литературу надвое, размылись до предела.
    Фантастика в целом представляет собой в наши дни континент, заселенный очень пестро. Причем отдельные «народности» (направления) находятся в близком родстве с соседями, и порой очень трудно понять, где кончаются границы одной из них и начинается территория совсем другой. Нынешняя фантастика похожа на плавильный котел, в котором все сплавляется со всем и переплавляется во все. Внутри этого котла теряет смысл сколько-нибудь четкая классификация. Границы между литературой основного потока и фантастикой почти стерлись, во всяком случае, никакой четкости здесь нет. Современный литературовед не имеет ясных, строго определенных критериев для отделения первого от второго.
    Скорее, границы воздвигает издатель. Искусство маркетинга требует апеллирования к интересам устоявшихся групп читателей. Поэтому издатели и продавцы создают так называемые «форматы», т.е. формируют параметры, в рамках которых в печать принимаются конкретные произведения. Эти «форматы» диктуют фантастам прежде всего антураж произведения, кроме того, приемы построения сюжета и, время от времени, тематический диапазон. Широко распространено понятие «неформат». Так называют текст, не подходящий по своим параметрам к какому-либо устоявшемуся «формату». У автора «неформатного» фантастического произведения, как правило, возникают сложности с его публикацией.
    Таким образом, в фантастике критик и литературовед не имеют серьезного влияния на литературный процесс; его направляют в первую очередь издатель и книгопродавец. Существует огромный, неровно очерченный «мир фантастического», и рядом с ним – гораздо более узкое явление – «форматная» фантастика, фантастика в строгом смысле слова.
    Существует ли хотя бы чисто номинально теоретическое отличие фантастики от не-фантастики? Да, и оно в равной степени касается литературы, кино, живописи, музыки, театра. В лаконичном, энциклопедическом виде оно звучит следующим образом: «Фантастика (от греч. phantastike – искусство воображать) – форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними («сверхъестественная», «чудесная») картина Вселенной.
    Что это означает? Фантастика – метод, а не жанр и не направление в литературе и искусстве. Этот метод на практике означает применение особого приема – «фантастического допущения». А фантастическое допущение объяснить совсем несложно. Каждое произведение литературы и искусства предполагает создание его творцом «вторичного мира», построенного с помощью воображения. Там действуют выдуманные герои в выдуманных обстоятельствах. Если автор-творец вводит в свой вторичный мир элементы небывалого, т.е. того, что, по мнению его современников и сограждан, в принципе не могло существовать в том времени и в том месте, с которым связан вторичный мир произведения, значит, перед нами фантастическое допущение. Иногда весь «вторичный мир» совершенно реален: допустим, это провинциальный советский городок из романа А.Мирера Дом скитальцев или провинциальный американский городок из романа К.Саймака Все живое. Вдруг внутри этой привычной для читателя реальности появляется нечто немыслимое (агрессивные пришельцы в первом случае и разумные растения во втором). Но может быть и совершенно иначе: Дж. Р.Р.Толкин создал силой своей фантазии мир Средиземья, никогда нигде не существовавший, но тем не менее ставший для многих людей 20 в. более реальным, чем окружающая их действительность. И то, и другое – фантастическое допущение.
    Количество небывалого во вторичном мире произведения не играет роли. Важен сам факт его наличия.
    Допустим, времена изменились и техническая небывальщина превратилась в нечто обыденное. Так, например, скоростные автомобили, войны с массовым применением летательных аппаратов или, скажем, мощные подводные лодки были на практике невозможны для времен Жюля Верна и Герберта Уэллса. Сейчас этим никого не удивишь. Но произведения вековой давности, где все это описано, остаются фантастикой, поскольку для тех лет они ею были.
    Опера Садко – фантастика, ибо в ней использован фольклорный мотив подводного царства. А вот само древнерусское произведение о Садко фантастикой не было, поскольку представления людей, живших во времена, когда оно возникло, допускали реальность подводного царства. Фильм Нибелунги – фантастика, т.к. в нем есть шапка-невидимка и «живая броня», делавшая человека неуязвимым. Но древнегерманские эпические произведения о нибелунгах к фантастике не относятся, поскольку в эпоху их возникновения магические предметы могли представляться чем-то необычным, но все же реально существующим.
    Если автор пишет о будущем, то его произведение всегда относится к фантастике, поскольку любое будущее – по определению небывальщина, никаких точных знаний о нем нет. Если он пишет о прошлом и допускает существование в незапамятные времена эльфов и троллей, то попадает на поле фантастики. Возможно, люди средневековья и считали возможным присутствие «маленького народца» по соседству, но современное мироведение это отрицает. Теоретически нельзя исключить, что в 22 в., например, эльфы опять окажутся элементом окружающей реальности, и такое представление станет массовым. Но и этом случае произведение 20 в. останется фантастикой, учитывая тот факт, что фантастикой оно родилось.
    Дмитрий Володихин

  4. kunja Ответить
  5. Gusar Ответить

    Главным отличительным признаком фантастического произведения является фантастическое допущение, которое полностью определяет развитие сюжета. Это может быть иной мир, существующий по другим законам физики или в другом времени; уровень технологического развития, отсутствующий в реальности; особые, сверхчеловеческие свойства персонажей; наличие магии или несуществующих в реальной действительности существ. Современная фантастика включает в себя множество жанров, двумя основными среди которых являются научная фантастика и фэнтези. Научная фантастика (science fiction, SCI-FI) описывает события, происходящие в реальном мире, но имеющем от современной или исторической реальности, по крайней мере, одно существенное отличие. Оно может быть техническим, социальным, историческим или физическим, но никогда – магическим.В основной своей массе произведения научной фантастики рассматривают влияние на жизнь общества научно-технических изобретений. Действие может происходить как в отдаленном будущем, так и в иных (параллельных) мирах, но эти миры никогда не бывают сверхъестественными. Наиболее распространенными сюжетами в научной фантастике выступают полеты на другие планеты, социально-политические катаклизмы в техногенном мире, робототехника, неожиданные научные открытия.Фэнтези, как правило, предполагает существование магии и сверхъестественных явлений в описываемом мире и отсутствие технологической цивилизации в нем. По своему духу стиль фэнтези близок с традиционному эпосу с его героями «меча и магии», глобальными масштабами событий и цепочкой многочисленных подвигов и приключений. Основой сюжета и его главной нитью обычно становится особая миссия главного героя и его друзей, которая продолжается на протяжении всей книги, а зачастую и целого ряда томов.Современная фантастика включает множество поджанров, относящихся к научному или фэнтези направлению. Литература SCI-FI может делиться на такие жанры как твёрдая научная фантастика (hard SF), постапокалиптическая фантастика, антиутопия, космическая опера, киберпанк, пост-киберпанк, космопанк, социальную фантастику, альтернативную историю. Для стиля фэнтези характерны жанры: фэнтези-эпос, героическое фэнтези, лирическое фэнтези, юмористическое фэнтези, технофэнтези, фэнтези – Тьма и многое другое.

  6. Mikashicage Ответить

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФАНТАСТИКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    ФАНТАСТИКА в Литературной энциклопедии:
    в лит-ре и др. искусствах — изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью, ясно ощущаемое нарушение художником …
    ФАНТАСТИКА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. phantastike – искусство воображать) форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними …
    ФАНТАСТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. phantastike v искусство воображать), разновидность художественной литературы; её исходной идейно-эстетической установкой является диктат воображения над реальностью, порождающий картину …
    ФАНТАСТИКА в Современном энциклопедическом словаре:
    форма отображения жизни, при которой на основе реальных представлений создается сверхъестественная, ирреальная, “чудесная” картина мира. Распространена в фольклоре, искусстве, социальной …
    ФАНТАСТИКА в Энциклопедическом словарике:
    нечто причудливое, выдуманное, связанное с …
    ФАНТАСТИКА в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. 1. мн. нет. То, что основано на творческом воображении, на фантазии1, художественном вымысле. ф. произведений Грина. 2. собир. …
    ФАНТАСТИКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. То, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле. Ф. народных сказок. 2. собир. Литературные …
    ФАНТАСТИКА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФАНТ?АСТИКА (от греч. phantastik; – искусство воображать), форма отображения жизни, при к-рой на основе реальных представлений создаётся логически несовместимая с …
    ФАНТАСТИКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    фанта’стика, фанта’стики, фанта’стики, фанта’стик, фанта’стике, фанта’стикам, фанта’стику, фанта’стики, фанта’стикой, фанта’стикою, фанта’стиками, фанта’стике, …
    ФАНТАСТИКА в Новом словаре иностранных слов:
    ( гр. phantastike способность к воображению) 1) представления, мысли, образы, созданные воображением; 2) литературные произведения, сюжеты и персонажи которых не …
    ФАНТАСТИКА в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. представления, мысли, образы, созданные воображением; 2. литературные произведения, сюжеты и персонажи которых не имеют прямого соответствия в действительности; …
    ФАНТАСТИКА в словаре Синонимов русского языка:
    кинофантастика, …
    ФАНТАСТИКА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) То, что основано на фантазии (1), на творческом воображении, художественном вымысле. 2) Жанр искусства, в произведениях которого описываются …
    ФАНТАСТИКА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    фантастика, …
    ФАНТАСТИКА в Орфографическом словаре:
    фант`астика, …
    ФАНТАСТИКА в Словаре русского языка Ожегова:
    литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события Научная ф. (в литературе, кинематографе: моделирующая события далеко будущего на основе достижений науки и …
    ФАНТАСТИКА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от греч. phantastike – искусство воображать), форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними …
    ФАНТАСТИКА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    фантастики, мн. нет, ж. (книжн.). Что-н. …
    ФАНТАСТИКА в Толковом словаре Ефремовой:
    фантастика ж. 1) То, что основано на фантазии (1), на творческом воображении, художественном вымысле. 2) Жанр искусства, в произведениях которого …
    ФАНТАСТИКА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. То, что основано на фантазии [фантазия 1.], на творческом воображении, художественном вымысле. 2. Жанр искусства, в произведениях которого …
    ФАНТАСТИКА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. То, что основано на фантазии [ фантазия I 1.], на творческом воображении, художественном вымысле. II ж. 1. Жанр …
    НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА в Словаре литературоведческих терминов:
    – См. …
    НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
    НОВЕЛЛА в Литературной энциклопедии:
    [итальянское — novella, испанское — novela, французское — nouvelle, немецкое — Novelle] — термин, обозначающий в истории и теории лит-ры …
    МЕРИКЕ в Литературной энциклопедии:
    Эдуард Фридрих [Eduard Friedrich M?rike, 1804—1875] — немецкий поэт и писатель. Р. в Людвигсбурге в семье врача, находившегося на государственной …
    ДОН-ЖУАН в Литературной энциклопедии:
    [точнее — Хуан] — один из наиболее излюбленных образов мировой литературы (ему посвящено до 140 произведений). Цель жизни Д.-Ж. — …
    ГОФМАН в Литературной энциклопедии:
    1.[/b] Виктор Викторович [1884—1911] — известный поэт. Окончил Московский университет, занимался критико-библиографической работой в «Новой жизни», «Русской речи», «Новом журнале …
    ГОГОЛЬ в Литературной энциклопедии:
    Николай Васильевич [1809—1852] — один из крупнейших представителей поместного стиля 30-х и начала 40-х гг. Р. на Украине, в местечке …
    БЕКФОРД в Литературной энциклопедии:
    Вильям (правильнее Бикфорд) [William Beckford, 1760–1844] — английский писатель. От Б. ведет свое начало та разновидность дворянского романтизма, к-рая получила …
    ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ в Современном энциклопедическом словаре:
    приключенческий жанр, существующий с начала кинематографа. В западной критике принято подразделять фантастические фильмы на три вида: легкая, развлекательная, нередко комедийная …
    ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ в Энциклопедическом словарике:
    приключенческий жанр, существующий с начала кинематографа. В западной критике принято подразделять фантастические фильмы на три вида: легкая, развлекательная, нередко комедийная …

  7. Catching Mahach Ответить

    Определение научной фантастики
    от 3 сентября 1975г. (письмо впервые было напечатано на французском языке в фэнзине Igor & Grichka Bogdanoff L`Effet science-fiction, a la recharche d`une definition, Editions Robert Laffont, Paris, 1979, pp. 293/296)
    Во всех типах романа автор создает определенное число персонажей, но он ограничивает себя использованием той вселенной, что существует вокруг него, или существовала в прошлом. Тем не менее, фантастика увеличивает его творческий потенциал за пределы этой характеристики к границам самой вселенной: вселенная в его произведении зарождается как один из персонажей, автор создает ее, даже если она иногда “протаскивает” свои элементы из реального мира. Таким образом, научная фантастика представляет абсолютное превосходство обычных приемов, использованных в романе: это, в определенном смысле, сущность высших форм романа, его окончательного выражения, по сути, это безупречная конструкция идей, рожденных в одиноком рассудке ее автора.
    Тем не менее, научную фантастику отличает от фэнтези то, что это живые миры с различными формами общества, выдуманные автором, которые способны существовать. В фэнтези же темы, которые выбирает автор, противоположны всей научной истине, так как автор нарочно нарушает законы реальности. В научной фантастике эти законы экстраполируются, чтобы получить предположение, которое обычно связано с будущим. Будущее, по определению, — это наименее известное из трех лиц времени. Также, если действие происходит в настоящем — например, в параллельной вселенной — или, снова, в прошлом, — как в рассказах о путешествии во времени. — вселенная научной фантастики остается послушной некоторому числу рациональных правил, вовсе не из каприза магического образа мысли, как в фэнтези. Можно сказать, что научная фантастика остается “в холодном рассудке и твердой памяти”.
    Создавая реалистический роман, автор остается послушным образу определенного социального уклада, который он может воспроизвести. Научная фантастика, конечно, имеет возможность создавать новый социальный уклад, который никогда не существовал, а также набор угрожающих ему факторов и последствий, которые проявляются во время повествования. Особенно, единичная реакция отдельных персонажей, подчиняющихся этому выдуманному порядку. В реальности, автор создает некий лабиринт, который можно назвать “морской свинкой” его воображения, его персонажи должны все время выпутываться из разных ситуаций. Они проходят серию тестов с целью увидеть, как они ведут себя в разных вымышленных условиях: через этот опыт сначала автор, а потом читатели открывают различные стороны человечества, его истинное лицо, и, наконец, размышляют, как они бы вели себя в подобных обстоятельствах. Это потом становится причиной их повышенной чувствительности к гиперреальности, которая всегда хранит в себе основное “сердце” реальности: даже если человечество в научной фантастике противостоит каким-то исключительным обстоятельствам, даже если мы читаем о супермене, эта картина написана на самой основе человечества. Таким образом, научная фантастика – это мета-мир, рассказывающий о мета-человечестве, новой грани нас самих, и расширение нашей сферы реальности, и с этой точки зрения, она не знает границ. Уникально то, что она говорит не о том, что достигнуло человечеством и через что оно проходит, а о том, чем бы оно могло стать и что оно могло бы сделать. По сути своей научная фантастика или автор, который воплощает в жизнь эти силы, становятся создателями миров, вселенных. И в этом они аккуратно имитируют на своем собственном уровне функцию Бога, который сам был создателем вселенной, автором, художником, чей мир в конечном итоге материализовался. Что касается научной фантастики, она остается вселенной идей, созданных в глубинах разума автора, который потом делит эти идеи с читателем, чтобы они стали частью “мира идей”. Научная фантастика, посему, не содержит идей, чистых и идеальных, но идей, которые превратятся в целый мир, в котором мечта и философия, воспринимаются чувственно и реально. Поскольку идеи оживают на страницах книги, научно-фантастический роман — это не что иное, как место их рождения, их страна, которая перестает существовать только исключительно для автора, в который допускается и читатель. Последний может даже жить в этом мире жизнью, которая есть выражение определенных форм реальности. Это вселенная, в которой можно существовать и просто прогуляться, как будто эта вселенная была построена по-настоящему.
    Научно-фантастические концепции приобретают три, иногда и четыре плоскости, через которые они демонстрируют свою изумительную жизнь, полную энергии, жизнь, которая нас всех и волнует.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *