Особую роль кпсс как руководящей и направляющей силы советского общества закрепила конституция?

15 ответов на вопрос “Особую роль кпсс как руководящей и направляющей силы советского общества закрепила конституция?”

  1. polosat1y123 Ответить

    Впервые об отмене этой статьи заговорили с подачи академика Андрея Сахарова, еще на Первом съезде народных депутатов в мае 1989 года. Реформаторам казалось, что, избавившись от этой статьи, страна чуть ли не сама собой пойдет по пути прогрессивных преобразований. Однако они были в меньшинстве, обсуждать вопрос делегаты не стали. На Втором съезде в декабре 1989 года борьба продолжилась. Уже оформилась немногочисленная, но активная Межрегиональная депутатская группа, руководителями которой были Борис Ельцин, Андрей Сахаров (он умер во время работы съезда через несколько часов после произнесения речи против 6-й статьи), Анатолий Собчак и другие. «Сейчас мы живем в состоянии глубокого кризиса доверия к партии и к руководству, из которого можно выйти только решительными политическими шагами, — говорил на съезде Сахаров в своей последней публичной речи. — Отмена статьи 6 Конституции и других статей Конституции, которые к ней примыкают, — это сегодня политический акт. Это важнейший политический акт, который именно сейчас необходим стране, а не через год, когда будет завершена работа над новым текстом Конституции. Тогда это все будет уже поздно».

  2. Mathofu Ответить

    Сама цитата “советская власть уничтожила СССР” кажется поначалу очень странной. Такой вот парадокс. Но сразу надо понять, что все так и было.
    Основной движущей силой процесс распада СССР были именно Верховные Советы Республик СССР, тогда это были наиважнейшие органы власти после Верховного Совета СССР.
    Как же так все получилось? Обо всем по порядку.
    ………………………………………………………………
    Надо дать определение понятию “советская власть”. В словаре бывают часто так
    “Форма управления государством, базирующаяся на системе Советов народных депутатов”
    Или так:
    “власть, принадлежащая Советам рабочих и крестьян, избирающих на ежегодных съездах Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) для управления внутренними и внешними делами Республики; ”
    В конституции 1977 года было такое определение высшего органа власти:
      Статья 108.  Высшим  органом  государственной  власти   СССР
    является Верховный Совет СССР.
         Верховный  Совет  СССР   правомочен  решать   все   вопросы,
    отнесенные настоящей Конституцией к ведению Союза ССР.
    …………………………………..
    Статья 137.  Высшим  органом  государственной власти союзной
    республики является Верховный Совет союзной республики.
         Верховный Совет союзной  республики  правомочен  решать  все
    вопросы,  отнесенные  к  ведению  союзной республики Конституцией
    СССР и Конституцией союзной республики.
    Так все было по конституции и по определению. Но на практике все и всегда решала коммунистическая партия. Все достижения СССР и советского народа были результатом руководящей роли коммунистической партии.

    Основной силой скреплявшей страну были не Советы, а коммунистическая партия
    Историю России и СССР можно описать так поэтапно:
    верховенство партии большевиков — 1917-1989 гг.
    верховенство Советов, избираемых Съездами нардепов — 1989-1991 г.
    верховенство Совета РСФСР — 1991-1993 гг.
    До 1977 года это не указывалось в основном документе, но конституция 1977 г. это указывала:
    “Статья 6.  Руководящей  и  направляющей   силой   советского
    общества,  ядром  его  политической  системы,  государственных  и
    общественных   организаций   является   Коммунистическая   партия
    Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.
         Вооруженная марксистско-ленинским учением,  Коммунистическая
    партия  определяет  генеральную  перспективу  развития  общества,
    линию  внутренней  и  внешней  политики  СССР,  руководит великой
    созидательной   деятельностью    советского    народа,    придает
    планомерный  научно  обоснованный  характер  его борьбе за победу
    коммунизма.
         Все партийные организации  действуют  в  рамках  Конституции
    СССР.
    Если говорит медицинскими терминами — партия была скелетом СССР. ЦК КПСС — было мозгом страны, секретариаты обкомов-крайкомов — кровеносной системой, а аппарат ЦК КПСС был хребтом великой державы.
    Когда в 1989 г. партию начали лишать власти — страна начала распадатся, когда партию ликвидировали в 1991 г. — СССР не стало.

    Партия была скелетом СССР, убить ее значило убить и страну


    Старая площадь 4, здесь располагалось здание ЦК КПСС, здесь находился мозг и позвоночник нашей страны
     
    …………………………………………………………………………………..
    Система власти с верховенством КПСС просуществовала до 1989 г., когда генсек КПСС  Михаил Горбачев начал политическую реформу, с целью лишить партию власти и передать ее советам.
    25 мая открылся Первый съезд народных депутатов СССР.
    Впервые заседания высшего органа власти транслировались по радио и телевидению. Миллионы людей не отрывались от репродукторов и экранов.
    Газеты с материалами съезда шли нарасхват.
    Главный прораб “перестройки” А. Яковлев писал так:
       «Это были великие недели в истории страны. Волнующее событие, положившее практическое начало парламентаризму в СССР и в России. Я думаю, полного понимания значимости этого факта нет и до сих пор» 
    Характеризуя те перспективы, которые открывались в связи с этим перед нашей страной, М.С. Горбачёв в своиъх мемуарах прямо пишет:
    «Уже не помню, кто первым об этом сказал, но все поддержали: отныне съезды народных депутатов, а не съезды КПСС становятся главными политическими форумами, определяющими жизнь страны».
    И далее:
    «Это был крутой поворот, настоящая смена вех, за которой должна последовать постепенная замена старых институтов власти, да и её символики» 
    То есть герба, знамени и гимна.

    Михаил Горбачев прямо признался, что Съезд нардепов имел целью лишить КПСС власти, заменить власть и гос. символику

    Горбачев говорил, что смена символики цель полит. реформы
    Символику сменили в декабре 1991-го….
    Так о чем же были прения на самом сборище нардепов?  Наиболее горячие прения на съезде развернулись вокруг доклада «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР», с которым выступил М.С. Горбачёв

    Первый съезд нардепов СССР
    Ровно с этого события начал умирать СССР




    После бурной полемики съезд принял решение «перейти к новой модели экономики», которая характеризовалась бы полным отказом теперь уже не партии, как говорилось до этого, а государства «от функций непосредственного вмешательства в оперативное управление хозяйственными единицами» 
    В переводе на обычный язык это означало переход к рыночной экономике.
    Тогда же произошло оформление парламентской оппозиции. Г.Х. Попов так излагает обстоятельства её появления:
    «Согласно регламенту, на съезде разрешалось создавать только территориальные группы, а ими руководили секретари обкомов, которые жёстко контролировали свою делегацию, подавляя любое инакомыслие» 
    Оппозиция открыто подняла своё знамя, когда было предоставлено слово академику А.Д. Сахарову.

    Слово предоставляется Народному депутату СССР А. Д. Сахарову.
    Он предложил
    “принять декрет о власти, который провозглашал бы отмену 6 – й статьи о руководящей роли партии и передачу реальной власти в стране Советам всех уровней “
    На этом же  первом Съезде народных депутатов» А.Д. Сахаров выступил «с предложением реформирования Советского Союза по модели Европейского Союза», т.е. по сути дела с идеей разрушения СССР.

    Главный “узник совести” диссидент А. Сахаров потребовал лишить КПСС власти и передать ее Советам
    Не останавливаясь, он призывал к  “реформированию” СССР по типу Евросоюза, т.е. это значило разрушить СССР
     
    И хотя именно на это была направлена политическая реформа , но тогда Съезд поначалу отказался поставить внесённое предложение на голосование .
    Причина этого, по всей видимости, заключалась в том, что, по его замыслу, завершением политической реформы должны были стать выборы в местные Советы, которые сначала были намечены на осень 1989 г., потом перенесены на март 1990 г. М.С. Горбачёв взял паузу и потом принял предложение А.Д. Сахарова не по существу, а по тактическим соображениям.
    Затем слово взяли руководители Советов Республик. Выступая на Первом съезде народных депутатов СССР председатель Верховного Совета Латвийской ССР А.В. Горбунов предложил внести в Конституцию СССР существенные изменения:
    “а) дополнить её Союзным договором, который могли бы подписать союзные республики,
    б) передать союзным республикам всю полноту власти на их территории
    в) закрепить за союзными республиками всю находящуюся на их территории собственность”

    Председатель Верховного Совета Латвийской ССР Анатолий Горбунов
    Он взял курс на сеператизацию и де-коммунизацию
    В своём выступлении М.С. Горбачёв сформулировал и тот максимум, на который в данном случае он готов был идти. Он говорил
    «Интересы Союза, Центра, не очень уж велики: армия, госаппарат, наука. Остальное – дело республик» 
    Остальное – это собственность на землю, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, внутренняя и внешняя торговля, таможни, финансы, денежная эмиссия, милиция, государственная безопасность, внутренняя и внешняя политика, т.е. практически всё, в том числе и армия, и госаппарат, и наука, так как законы о них и деньги должны были стать прерогативой республик.
    Тем самым М.С. Горбачёв продемонстрировал, что, говоря о реформировании Советского Союза как федерации, он имел в виду превращение его в конфедерацию, если не в содружество.
    И никого из членов Политбюро это не встревожило. Никто из них не отреагировал на подобное откровение генсека.
    Вот тогда уже за дело взялись Советы.
    Антикоммунизм и сеператизм Советов
    Еще 12 ноября 1988 г. Верховный Совет Эстонской ССР аннулировал свою декларацию от 22 июля 1940 года о вхождении ЭССР в СССР.
    16 ноября Верховный Совет Эстонской ССР большинством голосов принял декларацию о суверенитете.
    За эстонией последовала Литва..
    18 мая 1989 г. Верховный Совет Литвы
    «принял поправки к Конституции, согласно которым законы СССР действуют после их утверждения Верховным Советом республики. »
    Были приняты также декларация о государственном суверенитете, закон об основах экономической самостоятельности . Несколько позднее, 28 июля декларацию о суверенитете принял Верховный Совет Латвии
    1 июня 1989 г. депутат от Эстонии академик Э.Т. Липпмаа предложил создать Комиссию по политической и правовой оценке советско – германского договора о ненападении 1939 г.
    Это предложение было одобрено съездом. Причём по предложению М.С. Горбачёва в комиссию был включён А.Н. Яковлев, ставший её председателем
    12 декабря открылся Второй съезд народных депутатов СССР. На нем прямо говоря было принято решение покончить с социализмом и перейти к каптализму. В центре внимания съезда была программа новой экономической реформы, разработанная под руководством Л.И. Абалкина и 13 декабря представленная съезду Н.И. Рыжковым
    К осени 1989 г. идея многопартийности, первоначально прозвучавшая как крамола, находила все большую поддержку во всех слоях общества. В конце 1989 – начале 1990 г. создается целый ряд оппозиционных по отношению к КПСС партий. Девятнадцатимиллионная КПСС быстро теряла доверие в народе. Ее подтачивали прежде всего структурные пороки – отсутствие внутрипартийной демократии, бесконтрольная монополизация власти в руках только исполнительных партийных органов (бюро) и их штатного аппарата, составлявших незначительные доли процента общей численности партии, обстановка строжайшей секретности.
    По этим причинам миллионы простых коммунистов фактически не участвовали в формировании партийной политики, были лишь послушными исполнителями команд и указаний свыше.
    В начале 1990 г. настроения в пользу отмены шестой статьи Конституции приняли массовый характер. Созванный в марте 1990 г. внеочередной Третий Съезд народных депутатов СССР отменил шестую статью Конституции и тем самым признал существование многопартийности в стране.
    Никакой серьезной полемики на этот раз не было, и четырнадцатого марта 1990 года произошли знаменательные события: КПСС перестала быть «направляющей силой» в обществе, а М. Горбачев получил возможность стать первым Президентом постепенно разваливающейся страны.
    Как оказалось, отмена 6 статьи Конституции СССР привела не к стабилизации политической обстановки, а к еще большему углублению кризиса. Страна потеряла скрепляющее ее части звено, процесс распада стал фактически необратим.
    В том же году Г.Х. Попов издал брошюру “Что делать” и заявил, предлагая
    “необходимости денационализации, десоветизации и дефедерализации, создать на месте СССР три, четыре, а то и пять десятков независимых государств” 

    Гавриил Попов (справа) весной 1990 г. прямо заявил, что СССР надо уничтожить
    Вскоре перыми пошли на сеператизм Советы кавказских республик. 23 сентября 1989 года Верховный Совет Азербайджанской ССР принял Конституционный закон о суверенитете Азербайджанской ССР
    9 марта 1990 года сессия Верховного Совета Грузинской ССР приняла постановление «О гарантиях защиты государственного суверенитета Грузии»

    Декларация Верховного Совета Грузинской ССР о суверенитете
    За каждым решением стояли органы советской власти
    4 мая 1990 г. декларацию о суверенитете приняла Латвия . Таким образом, весной 1990 г. все три прибалтийские республики заявили о независимости.


    Депутаты Верховного Совета ССР Латвии голосуют за суверенитет
    Ситуация радикально изменилась, когда в решающую стадию вступили руководители других республик.
    29 мая 1990 года после 3-го тура голосования Борис Ельцин был избран председателем Верховного совета РСФСР. За Б.Н. Ельцина проголосовали 534 депутата, ровно половина их общего числа, против – 531.
    Уже 12 июня Первый съезд народных депутатов РСФСР принял “Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики”.
    В ней суверенитет республики определялся как “полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР“, а также “исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России”.
    Декларация провозгласила “верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР” и объявила, что
    “действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории”

    Депутаты Верховного Совета РСФСР сделали больше всех для расчленения страны

    А. С Черняев писал:
     “Именно Россия, спустила курок “суверенизации”. На Совете Федерации 12 июня 1990 г. почти все руководители республик заявили, что не собираются впредь безоговорочно выполнять указы и постановления центра. О “федерации для Союза”, по их словам, поздно рассуждать. Даже конфедерация их уже не устраивала”.
    “Объявлением “независимости” России,.. – по существу был “объявлен приговор” Советскому Союзу”

    И пошло поехало.
    20 июня 1990 года — Верховный Совет Узбекской ССР принял декларацию о суверенитете
    23 июня 1990 года Верховный Совет ССР Молдовы принял декларацию о суверенитете.
    16 июля 1990 года Верховный Совет принял Декларацию о государственном суверенитете Украинской ССР
    27 июля 1990 года  Верховным Советом БССР принимается решения о подготовке Декларации о государственном суверенитете
    22 августа 1990 года Верховный Совет Туркменской ССР принял декларацию о суверенитете
    23 августа 1990 года Верховный Совет Армянской ССР принял Декларацию о независимости Армении. Было объявлено, что Республика Армения — суверенное государство, наделенное независимостью.
    24 августа 1990 года Верховный Совет Таджикской ССР принял Декларацию о суверенитете
    25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принял Декларацию о суверенитете
    15 декабря 1990 года Верховный Совет  КигизскойССР принял Декларацию о суверенитете
    Так разваливалась страна. Летом 1990-г. Ельцин станет президентом,Ю а председателем ВС РСФСР станет Руслан Хасбулатов.
    В августе 1991 года здание Верховного Совета РСФСР станет оплотом борьбы против коммунистической партии. Ельцин ее запретит и вскоре погибнет и страна.

    Когда Ельцин подпишет Беловежские соглашения, они не будут иметь силы вплоть до ратификаци их ВЕрховным Советом.
    И депутаты Совета подавляющим числом поддержали Ельцина в плане развала СССР. (чит. статью “Белый дом. За 22 месяца до расстрела“)

    Верховный Совет РСФСР почти единодушно подписал смертный приговор СССР


    Верховный Совет ратифицировав их дал законную силу беловежским соглашениям
    Документ подписал Руслан Хасбулатов, агитировавший за беловежские соглашения

    Председатель ВС РСФСР Руслан Хасбулатов тот человек, кто поставил точку в истории СССР
    ……………………………………………………………….
    В сентябре 1993 года Борис Ельцин решил полностью разогнать органы советской власти. Советы более всех сделавшие для уничтожения КПСС и СССР, оказались лишними в новой системе власти.
    Без СССР и КПСС они во власти никому не были нужны. Советы убив СССР подписали себе приговор.
    Этот приговор был приведен в исполнение 3-4 октября 1993 г.

  3. neva_1403 Ответить

    Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС
    Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС
    Впервые вопрос об отмене идеологической и политической монополии Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) возник весной 1989 года, в дни выборов народных депутатов СССР. Уже тогда многие кандидаты говорили о необходимости перехода к многопартийной системе, о политической демонополизации и отмене 6-й статьи Конституции СССР.
    Статья 6-я Конституции 1977 года гласила: “Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.
    Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
    Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР “.
    Борьба за отмену или изменение 6-й статьи союзной Конституции развернулась на I Съезде народных депутатов, который начал свою работу 25 мая 1989 года. В острых прениях на съезде сформировалось два направления сторонников перестройки – умеренное, во главе с Михаилом Горбачевым, и радикальное, в виде возникшей Межрегиональной депутатской группы (МДГ), сопредседателями которой стали Юрий Афанасьев, Гавриил Попов, Борис Ельцин, Виктор Пальм и Андрей Сахаров. Члены Межрегиональной группы возглавили растущую в стране оппозицию власти и потребовали полного уничтожения советской политической системы.
    На съезде они требуют отменить 6 статью Конституции, закрепляющую руководящую роль КПСС, и признать политический плюрализм, внедрить рыночные механизмы в экономику, деидеологизировать управление и т.п.
    Рупором радикального направления стали журнал Огонек”, газеты “Московские новости”, “Московский комсомолец”, “Аргументы и факты”.
    Одним из инициаторов кампании за отмену 6-й статьи Конституции СССР был Андрей Дмитриевич Сахаров.
    Став одним из сопредседателей МДГ, именно он настоял на том, чтобы включить требование отмены 6-й статьи в программные документы “межрегионалки”.
    Позже отмену 6-й статьи стали называть “поправкой депутата Сахарова”.
    На II Съезде народных депутатов СССР, который открылся 12 декабря 1989 года, 6-я статья вызвала бурную полемику. Перед открытием Съезда МДГ обратилась с призывом к всеобщей политической забастовке в поддержку требований об отмене 6‑й статьи. На первом утреннем заседании выступил Андрей Дмитриевич Сахаров с требованием включить в повестку дня вопрос о 6-й статье Конституции.
    Но большинство на Съезде отказалось включить вопрос в повестку дня. Михаилу Горбачеву удалось уговорить депутатов вообще не обсуждать вопрос о 6‑й статье Конституции.
    4 февраля 1990 года в Москве прошли массовые митинги, на улицы столицы вышло по меньшей мере 200 тысяч человек. Это была самая мощная и хорошо подготовленная акция протеста, главным лозунгом которой стало требование отменить 6-ю статью Конституции СССР.
    На другой день – 5 февраля 1990 года состоялся расширенный пленум ЦК КПСС, на котором Михаил Горбачев заявил о необходимости введения поста президента СССР с одновременной отменой 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС и установлении многопартийной системы.
    Анатолий Собчак так писал об этом событии: “Практически все, выступавшие на том пленуме, негативно отнеслись к предложению генсека об отмене 6-й статьи. Более того – в самых резких тонах клеймили “так называемых демократов”, говорили о дискредитации партии и социализма и были настроены весьма решительно. А потом так же единодушно проголосовали за”.
    Согласно решению Пленума ЦК КПСС, на III Внеочередном съезде народных депутатов (12-15 марта 1990 г.) “в порядке законодательной инициативы” был внесен проект “Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции СССР по вопросам политической системы (статьи 6 и 7 Конституции СССР)”.
    14 марта 1990 года был принят закон “Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР”.
    Статья 6-я Конституции была изложена в следующей редакции: “Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами”.
    Вместо обычного для советской системы “коллегиального главы государства” – Президиума ВС СССР, был учрежден пост Президента СССР с большими полномочиями. Он был и Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами СССР, назначал и смещал военное командование. Президент представлял ВС СССР, а затем Съезду народных депутатов на утверждение и освобождение от должности председателя правительства СССР, Верховного суда, Генерального прокурора, председателя Высшего арбитражного суда СССР и персональный состав Комитета конституционного надзора СССР.
    Президент имел право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение в отдельных районах страны, ввести временное президентское правление. Он возглавлял Совет безопасности СССР, члены которого назначались по согласованию с ВС СССР. Поначалу был создан и Президентский совет, который был упразднен в ноябре 1990 года ввиду неработоспособности.
    Президент СССР возглавлял Совет Федерации, в который входили вице-президент СССР и президенты республик. Решения этого Совета принимались большинством не менее двух третей голосов.
    Хотя по Конституции Президент должен был избираться всенародным голосованием, но в первый раз “в порядке исключения” он был избран народными депутатами СССР.
    20 марта 1991 года был принят закон, по которому упразднялся Совет Министров СССР и создавалось правительство нового типа – Кабинет Министров СССР при Президенте, с более низким статусом и более узкими функциями, нежели традиционный Совмин.
    Отмена 6-й статьи Конституции СССР фактически санкционировала создание других политических партий. К этому времени их было в стране немало. Видное место среди них занимали партии демократической ориентации – Крестьянская, Аграрная, Народная, Демократическая партии России. Они выступали за создание правового государства, проведение экономических и политических реформ.
    В октябре 1990 года был принят закон СССР “Об общественных объединениях”, признавший наличие в стране многопартийности.

  4. Ambodic Ответить

    С середины 1920-х и до конца 1980-х гг. XX в. ВКП(б)-КПСС была единственной политической партией в СССР. В статье б Конституции СССР 1977 г. было записано следующее: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит пароду. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР».
    Стратегия и основные цели развития страны определялись Второй (1919) и Третьей (1961) программами КПСС. Среднесрочные задачи формулировались в решениях партийных съездов и постановлениях ЦК КПСС. В 50-80-х гг. съезды КПСС (около 5 тыс. делегатов) проводились примерно раз в пять лет и намечали основные задачи на очередную пятилетку. Сессии Верховного Совета СССР своими решениями придавали постановлениям съездов и пленумов ЦК КПСС силу государственных законов.
    Руководство всеми сферами жизни общества осуществлялось через партийные организации, которые создавались при наличии не менее трех человек во всех государственных органах, трудовых коллективах и общественных объединениях. К началу 1987 г. в СССР действовало 441,9 тыс. первичных партийных организаций, которые проводили единую генеральную линию партии. Дисциплина в партии приближалась к военной. Коммуниста, подозреваемого в уголовном преступлении, сразу исключали из партии.
    Абсолютное большинство руководящих должностей в стране, от директора школы до директора военного завода, занимали члены КПСС. Без вступления в комсомол, а затем в Коммунистическую партию было невозможно сделать карьеру в ряде отраслей деятельности — в армии, в правоохранительных органах, в системе Министерства иностранных дел или Комитета государственной безопасности. В октябре 1917 г. в РСДРП(б) было 350 тыс. человек, в 1940 – 3,4 млн, в 1960-8 млн 709 тыс., в 1987 г. – 18 млн 567 тыс. человек. К началу 1987 г. прослойка коммунистов среди взрослого населения составляла 9,7%.
    При отсутствии подлинной внутрипартийной демократии состояние КПСС зависело от личных качеств лидеров и высшей партийной элиты.

  5. man1948 Ответить

    1964-1985 гг. — период «застоя», его характеризуют как «неосталинизм»: восстановление экономической, политической, репрессивной системы, культа личности с некоторым учетом современного развития. Суть «застоя» в том, что советскую власть охватил системный и структурный кризис, который проявлялся во всех сферах жизни: экономике, политике, социальной сфере, общественной морали и т. п.
    Проявления экономического кризиса: дефицит товаров; отказ или медленное внедрение новых технологий; невысокое качество большинства товаров; продовольственный кризис, кризис сельского хозяйства; скрытая инфляция; преимущественно экстенсивный путь развития экономики; высокая затратность производства, энергоемкость и материалоемкость продукции; появление теневой экономики («цеховики»).
    Проявления политического кризиса: военные авантюры (Афганистан, Эфиопия, Ангола); неспособность высшего руководства реагировать на новые тенденции развития мира; «старение» партийно‑государственного руководства страны; полная бюрократизация власти; диктат партийно‑государственного управления; коррупция в высших эшелонах власти, криминализация; усиление репрессий против инакомыслящих (диссидентов).
    Проявления идеологического кризиса: разочарование в правильности выбранного пути развития; различие между идеологическими догмами и реалиями жизни; осознание нереальности достижения цели построения коммунизма; рост диссидентского движения и настроения в обществе; усиление идеологического давления на общество.
    Экологический кризис: бездумная эксплуатация природных ресурсов; отсутствие научного обоснования размещения производственных мощностей; разрушение природной среды; рост детских заболеваний, сокращение рождаемости и т. д.

    Этапы периода «застоя»

    І этап: 1965-1970 гг. — попытка проведения экономической реформы (1965, А. Н. Косыгин)
    Содержание реформы:
    — В промышленности: совершенствование системы планирования и повышения самостоятельности предприятий; усиление экономического стимулирования и повышения материальной заинтересованности трудовых коллективов.
    — В сельском хозяйстве: уменьшение планов обязательных поставок зерна, установление твердых планов закупки продукции на пять лет, повышение закупочных цен, введение надбавок за сверхплановую продукцию, гарантированной оплаты труда колхозников; отмена ограничений относительно личных подсобных хозяйств, укрепление материально‑технической базы колхозов и совхозов, дотации и капитальные вложения в сельское хозяйство.
    — В управлении: восстановление системы министерств.
    Все меры дали лишь временный результат, особенно положительно они сказались на выполнении плановых задач 8‑й пятилетки (1966-1970), которую назвали «золотой».
    Причины неудач реформы: отсутствие поддержки со стороны партийного руководства; приоритет идеологии над экономикой; противоречия между директивным управлением и элементами самостоятельности предприятий.
    На XXIII съезде КПСС (1966) была осуществлена первая попытка официальной реабилитации Сталина. Из учебников были изъяты тексты о культе личности Сталина. Начали появляться книги, фильмы, которые показывали особую роль Сталина в истории.
    ІІ этап: 1970-1982 гг. — нарастание кризиса, «консервация» существующей в СССР системы
    В 1979 г. советское руководство осуществило еще одну попытку оживить экономику страны за счет совершенствования хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства ею. Не дали положительного результата создание крупных агропромышленных комплексов (АПК), принятие «Продовольственной программы» (1982).
    III этап: 1982-1985 гг. — изменения в партийном руководстве. Осознание кризисного состояния советского общества
    1982-1984 гг. — «маятник надежды» (Ю. В. Андропов): борьба с коррупцией, внедрение мер по укреплению трудовой, плановой и государственной дисциплины, серьезные кадровые перестановки. Цель этих преобразований — реанимировать существовавшую общественную систему при помощи чрезвычайных мер.
    1983 г. — последняя попытка осуществить «широкомасштабный экономический эксперимент» (послабление централизованного планирования и распределения, некоторые изменения в ценообразовании на уровне отдельных предприятий и регионов). Этот эксперимент проводился на фоне жестких мер по наведению трудовой дисциплины с помощью силовых ведомств.
    1984-1985 гг. — «мини‑застой» (К. У. Черненко): возврат к брежневским традициям, развертывание идеологической кампании «совершенствования развитого социализма», существенное снижение большинства экономических показателей.

    Кризисные явления в социальной сфере в 1965-1985 гг.

    Преобладание уравнительного принципа распределения.
    Остаточный принцип выделения средств на здравоохранение и другие социальные программы.
    Сокращение жилищного строительства.
    Рост негативных явлений в социальной сфере (коррупция, взяточничество, пьянство и др.).
    Обострение продовольственной проблемы (в 1970‑е гг. стали появляться продовольственные карточки).

    Идеологическая концепция. Конституция 1977 г.

    С отстранением Хрущева от власти происходит постепенный отход от провозглашенного курса на непосредственное строительство коммунизма. В 1967 г. была выдвинута концепция «развитого социалистического общества». Появился еще один термин — «реальный социализм», которым объясняли трудности, существующие в обществе. Как следствие возникла необходимость изменения Конституции СССР. 7 октября 1977 г. новая Конституция была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР:
    Преамбула содержала общие положения и отличалась высоким уровнем юридической техники и хорошо продуманным построением.
    В своей основе Конституция имела доктрину «общенародного государства». Политической основой советского общества признавались Советы народных депутатов. Изменение названия Советов отразило достигнутую социальную однородность советского общества.
    Основой построения государственности провозглашался принцип демократического централизма, особое внимание уделялось соблюдению «социалистической законности».
    Статья 6 провозглашала руководящую роль КПСС в государстве как ядра политической системы, руководящей и направляющей силы общества.
    Основой экономической системы СССР называлась социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно‑кооперативной собственности.
    Конституция признавала и личную собственность граждан, основу которой составляли трудовые доходы.
    Устанавливалось равенство граждан СССР независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и др.
    Впервые конституционно закреплялись права граждан СССР на труд, на отдых, на охрану здоровья, на материальное обеспечение в старости, на жилье, на образование, на участие в управлении делами государства.
    Конституция 1977 г., как и все предыдущие, не являлась действующим законом, поскольку реально государство управлялось высшими партийными органами.

  6. Stihijnij Ответить

    Марксизм-Ленинизм

    Марксизм-Ленинизм— учение, представляющее собой марксизм (учение К. Маркса и Ф. Энгельса) в его развитии В. И. Лениным. Как научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, марксизм-ленинизм интегрирует концептуальные воззрения относительно познания и революционного преобразования мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о классовой борьбе и формах перехода к социализму (включая свержение капитализма), о созидательной деятельности трудящихся, непосредственно занятых строительством социалистического и коммунистического общества.
    Отличительные черты· Учение о решающей роли революционной партии («сознательного меньшинства») в социальных преобразованиях. Акцент на решающем значении субъективного фактора в революции. Критика «стихийности» и «самотёка», а также теория обратного влияния «надстройки» на «базис».
    · Учение о возможности пролетарской революции и построении социализма в отдельно взятой стране с неразвитыми капиталистическими отношениями.
    · Учение о революционной роли крестьянства (в этом моменте марксизм-ленинизм расходится с Tроцкизмом) при руководящей роли пролетариата и революционной роли национально-освободительного движения. Этот тезис нашел свое выражение в символе «серп и молот».
    · Трактовка современного развития капитализма как империализма.

    Маоизм

    После XX Съезда и нарастания противоречий между СССР и КНР, сторонники Мао Цзэдуна в международном коммунистическом движении объявляют себя носителями традиций марксизма-ленинизма в противовес обуржуазившейся партийной бюрократии КПСС. Обосновывая предложенные Мао Цзэдуном теоретические тезисы (критика партийной бюрократии («огонь по штабам») и ставка на аморфные группы революционной молодежи (хунвэйбины)); осознание партизанской войны как единственной революционной практики в условиях колониального и полуколониального государства; акцент на идее культурной революции), маоисты объявляют их творческим развитием марксизма-ленинизма в форме марксизма-ленинизма-маоизма. Среди левых на Западе распространено именно такое понимание марксизма-ленинизма.

    Официальная идеология СССР

    Конституцией 1977 года марксизм-ленинизм был закреплён официальной идеологией Советского Союза ( Статья 6. «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.» — Конституция СССР 1977 года)). До этого в конституции СССР 1936 года была формально закреплена роль руководствовавшейся идеологией марксизма-ленинизма КПСС как доминирующей партии ( Статья 126. «В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.» — Конституция СССР 1936 года).
    Тома полных собраний сочинений основоположников (Маркса, Энгельса, Ленина) стояли на почётном месте во всех советских библиотеках (одно время рядом с ними были также собрания сочинений Сталина). Существовала также официально одобренная интерпретация трудов классиков, которая менялась с ходом времени.
    Марксизм-ленинизм подлежал обязательному изучению во всех советских образовательных учреждениях, начиная со старших классов средней школы. Также выпускалось большое количество книг и научных статей, посвящённых толкованию марксизма-ленинизма. Однако все споры велись вокруг незначительных вопросов; любые попытки усомниться в базовых положениях марксизма-ленинизма сурово пресекались.
    Дополнением к трудам основоположников были решения и постановления съездов и пленумов КПСС; эти документы также подлежали обязательному изучению в учебных заведениях СССР.
    Конечной целью марксизма-ленинизма провозглашалось установление коммунистического строя во всём мире; при этом СССР и другие социалистические страны должны были служить исходной базой для распространения коммунизма на другие страны (на Западе это называли «экспортом революции»). СССР также претендовал на роль руководителя всего мирового коммунистического движения, что создало основу для конфликта с Югославией и позже с Китаем.

  7. jktu2013 Ответить

    Застоем считается период с 1964 года по 1985 год. В это время в советской власти случился кризис, который охватил все сферы жизни: социальную, экономическую, общественную, политическую.
    Приход к власти Брежнева
    В 1964 году к власти в Советском государстве пришёл Леонид Брежнев. Первые несколько лет его правления пришлись на VIII пятилетку, которую еще называют «золотой». Весь остальной период наблюдалось явное замедление развития экономики, прекратилось развитие во многих сферах жизни. Ситуация усугубилась после тяжелой болезни, перенесенной Брежневым в 1974 году. Глава государства все больше отстранялся от управления страной.
    Также период пребывания Брежнева в управлении страной характеризуется ростом коррупции и теневой экономики. Всё это привело глубокому кризису, которой коснулся всех сторон государственной и общественной жизни.

    Проявление кризиса

    Каждая из сфер обладала своими характеристиками проявления кризиса.
    Экономическая
    Застой в экономике проявлялся следующим образом:
    товары были в дефиците;
    качество продаваемых товаров оставляло желать лучшего;
    наличие кризиса в сельском хозяйстве и в продовольствии;
    скрытая инфляция.
    В целом вся экономика страны постепенно приходила в упадок. Одной из причин этого была также продолжавшаяся гонка вооружений. Из-за сложившейся ситуации переход общества от индустриального к постиндустриальному замедлился.
    Политическая
    Проявление кризиса в политике:
    военные конфликты;
    коррупция в органах власти.
    Руководство страны не было способно реагировать на тенденции развития мира.
    Идеологический кризис В середине второй половины XX века стало понятно, что построение коммунизма – цель недостижимая. Это привело к росту диссидентского настроения в обществе. В ответ на это идеологическое давление на общество усилилось.
    Экологический кризис В конце XX века наблюдалась бездумная эксплуатация природных ресурсов, что привело к разрушению природной среды. Озеро Байкал отравлялось отходами бумажных комбинатов. Также в этот период произошла гибель Аральского моря.
    Рождаемость в стране сокращалась, наблюдался рост детских болезней.

    Этапы застоя

    Во время застоя советская власть предпринимала попытки устранить его. Это разделило период на несколько этапов

    Этап I

    Этап длился с 1965 года по 1970 год. Государственный деятель Косыгин в 1965 году сделал попытку провести экономическую реформу. Какие проводились преобразования:
    самостоятельность предприятий повышалась;
    продукты закупались ровно на 5 лет;
    колхозникам гарантировалась оплата труда;
    с подсобных хозяйств все ограничения снимались;
    закупочные цены повышались;
    на сверхплановую продукцию налагались надбавки;
    на сельское хозяйство в целом был выделен большой капитал;
    в сфере управления система министерств была восстановлена.
    Предпринятые меры сказались положительно на экономике. Но партийное руководство не поддержало реформу. Поэтому положительные результаты были временны. Еще одной причиной провала реформы являлось то, что идеология была в приоритете в отличие экономики.
    Еще одной отличительной чертой экономической реформы стало совмещение двух путей, опасных для экономики – был поставлен курс на максимальную прибыль и использован принцип затратного хозяйства.
    Со временем постепенно стала набирать обороты инфляция. Росло число неотоваренных денег. Советские деньги уже не имели реальную стоимость.

    Этап II

    В 1979 году руководство решило усилить контроль над экономикой и хозяйственными механизмами. Усиление контроля вводилось, чтобы улучшить экономическую ситуацию. Но результата достигнуто не было из-за принятия «Продовольственной программы» в 1982 году. Основное внимание при действии программы уделялось созданию агропромышленных комплексов (АПК). Предполагалось использование новых технологий, производство продукции должно было увеличиться в 2,5 раза. В итоге наблюдались лишь небольшие изменения. Серьезных результатов программа не дала.

    Этап III

    В 1980-х годах в партийном руководстве наконец появилось осознание того, что советское общество находится в кризисном состоянии. С 1982 года по 1984 год государственный деятель Андропов провел ряд изменений. К ним относилось укрепление государственной дисциплины, перестановка кадров и борьба с коррупцией. Эти меры применялись для улучшения общественной сферы.
    В 1983 году советская власть предприняла эксперимент. Этот эксперимент был направлен на улучшение экономики. Проводился он в широких масштабах. Это была последняя попытка советской власти преодолеть кризис. Эксперимент представлял собой введение жесткой трудовой дисциплины при помощи силовых ведомств.
    В 1985 году наблюдался возврат к брежневским традициям, в результате чего снизились экономические показатели.

    Новая Конституция

    После отстранения Хрущева от власти политический курс в стране постепенно стал меняться. Он уже не был направлен на построение коммунизма. В результате попытки построения коммунизма в обществе появились трудности. Их нужно было как-то объяснить. Так возник термин «реальный социализм» и в 1967 году появилась «концепция развитого социализма». Основной ее целью было соотношение фундаментальных положений развития с тем, что получилось в результате. Также «концепция развитого социализма» предполагала сохранение деления общества на классы, сохранение форм собственности и товарно-денежных отношений, а главное, сохранение самого государственного аппарата. Для общества концепция объясняла отход от больших проектов развития к более спокойным.
    Всё это привело к необходимости изменения Конституции СССР. Была намечена внеочередная сессия Верховного Совета СССР. В результате 7 октября 1977 года была принята новая Конституция. Основные её положения:
    Построение вводной части было хорошо продумано. В ней наблюдался высокий уровень юридической техники.
    Конституция имела доктрину общенародного государства. В политической сфере отразилось то, что социальная однородность советского общества была достигнута. Это выражалось в том, что за политическую основу были взяты Советы народных депутатов.
    Отныне государственность строилась в принципе демократического централизма. Социалистическая законность была под особым вниманием.
    КПСС объявлялась ядром политической системы. Она занимала руководящую роль и направляла силу общества.
    Социалистическая собственность на средства производства стала основой экономики.
    Личной собственностью граждан были приняты трудовые доходы.
    Устанавливалась абсолютное равенство всех граждан независимо от социального или имущественного положения, принадлежности к полу, национальности, расе, религии, места жительства и рода занятий.
    В Конституции закреплялись и другие права граждан – на охрану здоровья, на материальное обеспечение в старости, на жилье, на отдых, на образование.
    Однако действующим законом новая Конституция не стала. Реальное управление государством было в руках высших партийных органов.

  8. Magistr_Arseny Ответить

    На II Съезде народных депутатов СССР, который открылся 12 декабря 1989 г., политическая монополия КПСС вызвала бурную дискуссию. Перед открытием Съезда МДГ обратилась с призывом к всеобщей политической забастовке в поддержку требований об отмене 6-ой статьи. На первом утреннем заседании выступил А.Д. Сахаров с требованием включить в повестку дня вопрос об этой статье. Но данная попытка не увенчалась успехом.
    В результате, 4 февраля 1990 г. в Москве были организованы массовые митинги, в которых приняло участие около 200 тыс. чел. На следующий день состоялся расширенный пленум ЦК КПСС, на котором М. Горбачев заявил о необходимости введения поста президента СССР с одновременной отменой 6-й статьи Конституции о руководящей роли КПСС и установлении многопартийной системы. Согласно решению Пленума ЦК КПСС, на III Внеочередном съезде народных депутатов 12-15 марта 1990 г. был внесен проект «Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции СССР по вопросам политической системы (статьи 6 и 7 Конституции СССР)».
    14 марта 1990 г. был принят закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР», после которого положение о руководящей роли КПСС было упразднено. Коммунистическая партия стала одной из многих других. Также вместо «коллегиального главы государства» – Президиума ВС СССР, – был учрежден пост Президента СССР с большими полномочиями. Он являлся Верховным Главнокомандующим ВС СССР, мог назначать и смещать военное командование. Президент представлял Верховному Совету СССР, а затем и Съезду народных депутатов на утверждение и освобождение от должности: председателя правительства СССР, Верховного суда, Генерального прокурора, председателя Высшего арбитражного суда СССР и персональный состав Комитета конституционного надзора СССР. Президент получал право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение в отдельных районах страны, вводить временное президентское правление. Он возглавлял Совет безопасности СССР, члены которого назначались по согласованию Верховного Совета.
    Хотя по Конституции Президент должен был избираться всенародным голосованием, но в первый (и единственный в истории) раз «в порядке исключения» он был избран народными депутатами СССР.
    Источники: https://ria.ru; http://www.istpravda.ru.

  9. sadasDASA Ответить

    Первая глава Конституции впервые подробно излагала политическую систему СССР. Согласно ей, вся власть в государстве принадлежала народу. Он осуществлял государственную власть через Советы, которые составляли политическую основу СССР. Советы составляли и основу государственного аппарата, куда кроме них входили органы государственного управления, комитеты народного контроля, органы прокуратуры и арбитража.
    Статья 6 Конституции в прямой форме юридически закрепила господствующую роль коммунистической партии в политической системе. В ней говорилось:
    “Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.
    Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
    Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР “.
    КПСС характеризовалась как руководящая, и направляющая сила советского общества, ядро Политической системы. К звеньям политической системы относились также профсоюзы, комсомол, кооперативные и другие общественные организации, которые участвовали в управлении государственными и общественными делами в соответствии со своими уставными задачами. Наконец, в качестве первичного звена политической системы Конституция провозгласила трудовые коллективы. Они же являлись первичным звеном и экономической системы СССР.
    Конституция закрепила резко усилившиеся политические и экономические права союзного государства (“центра”) за счет соответствующих прав союзных республик. Их осуществляли союзные министерства и ведомства, количество которых превысило 150, в то время как в 1924 г. их было 10, в 1936 г. – 20.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для Stihijnij Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *