От какого лица ведется повествование в повести бедная лиза?

4 ответов на вопрос “От какого лица ведется повествование в повести бедная лиза?”

  1. Landasius Ответить

    Эта повесть Н. М. Карамзина, опубликованная в “Московском журнале” в 1792 г., была чрезвычайно популярна и вызвала массу подражаний в русской литературе. Главная цель создателя повести – изображение богатого духовного мира русской крестьянки и губительной власти денег. Символично название произведения, содержащее, с одной стороны, указание на социально-экономический аспект решения проблемы (Лиза – бедная крестьянская девушка), с другой стороны – на нравственно-философский (герой повести – несчаст¬ный, обиженный судьбой и людьми, человек). Полисемия названия подчер¬кивала специфику конфликта в произведении Карамзина. Любовный конф¬ликт между мужчиной и девушкой (история их взаимоотношений и траги¬ческой гибели Лизы) является ведущим. Социальное начало конфликта (любовь дворянина и крестьянки), связанное с сословными предрассудками и экономи¬ческими обстоятельствами (разорение Эраста и необходимость женитьбы на богатой), для Карамзина оказывается менее значимым, уходит на второй план.
    Принято считать, что “Бедная Лиза” – классический образец русского сентиментализма. Сентиментальное в повести проявляется в поэтизации чувства, изменчивого и противоречивого, пристальном внимании художника к интимному миру частного человека, в особом, подчеркнуто эмоциональном, изящном стиле. В произведении Карамзина можно обнаружить и черты предромантического характера (в изображении Симонова монастыря, в “криминальном” сюжете повести, ее трагическом финале и пр.). Для героев Карамзина характерен внутренний разлад, несоответствие идеала действительности: Лиза мечтает быть женой и матерью, но вынуждена смириться с ролью любовницы; Эраст надеется, что платоническая любовь к крестьянской девушке будет способствовать его нравственному возрождению, однако реальная действите¬льность разрушает мир его иллюзии. “Бедная Лиза” – сентиментально-предромантическая любовная повесть. Для сентиментализма было характерно исполь¬зование телеологических сюжетов. Обращение писателя к сюжету с заранее известным концом, предупреждение читателя в начале повести о гибели героини, сознательный отказ от усложненности сюжетного повествования – все это способствовало концентрации читательского внимания на раскрытии внутреннего мира героев, на восприятии естественной красоты и гармонии слога, на выявлении специфики создания художественного образа, где большую роль играли портрет, деталь, жест. Сюжетная амбивалентность, внешне мало заметная, проявилась в “детективной” основе повести, автора которой интересуют причины самоубийства героини, и в необычном решении проблемы “любовного треугольника”, когда любовь крестьянки к Эрасту угрожает се¬мейным узам, освящаемым сентименталистами, а сама “бедная Лиза” пополняет ряд образов “падших женщин” в русской литературе.
    Макроструктура повести трехчастна: вступление от лица Повествова¬теля с изображением панорамы Москвы, Данилова и Симонова монастырей; основная, часть, рассказывающая об истории любви Лизы; заключение, где Повествователь сообщает о трагической судьбе остальных героев произве-дения. Систему образов повести Н.М. Карамзина можно представить в виде антитетической пары моноцентрических кругов, образованных вокруг обра-зов Лизы и Эраста второстепенными персонажами (вдова, приятели Эраста, камердинер; мать Лизы, пастушок, Анюта). Вне этой системы находятся образ Повествователя, от лица которого ведется рассказ, и образ Природы, сочувствующей “бедной Лизе”, переживающей за ее судьбу. Подобная сис-тема образов позволила Карамзину создать гибкое по своей структуре про-изведение, сочетающее объективное (от лица действующих лиц) и субъек-тивное (от лица рассказчика) повествование.
    Н. М. Карамзин выступил в повести “Бедная Лиза” как мастер психологического анализа. Он сумел передать процесс зарождения и развития лю¬бовного чувства через слово, интонацию, жест, мимику, поступок показал психологическую сложность образов Лизы и Эраста. Карамзин, обращаясь к традиционной поэтике “говорящего имени”, сумел подчеркнуть несоответ-ствие вне

  2. Basida Ответить

    Под конец произведения Карамзина «Бедная Лиза» читателю становится понятным, что повествователь эту историю узнал от Эраста. Тот, так и не смог спокойно и счастливо существовать после смерти бедной Лизы. Девушка после его обмана и предательства покончила жизнь самоубийством – бросилась в воду. Она только так рассчитывала заглушить боль от немыслимой обиды и утраты прекрасного чувства любви. Жестокая расправа за мимолетное счастье. Тяжелая судьба у обоих героев.
    Эраст до конца дней так и не смог себе простить смерть прекрасной и молодой девушки. Он не снимал с себя вины, не искал оправдания. Лишь сострадание повествователя успокоили мужчину. Он спокойно умирал, зная, что его бедную Лизу еще долго будут оплакивать. Это конечно лишь малая доля того, что он мог сделать для обманутой и когда-то преданной им любви всей жизни.
    Повествователь не смел осудить ни Эраста, ни девушку. Он глубоко переживал за такую печальную историю, но не принимал ни чью сторону. Мужчина к обоим проникся самыми добрыми чувствами, и не хотел омрачать светлую память осуждениями. Он прекрасно понимал, что это уже не имеет смысла. Лишь изредка, вставляя свои реплики и восклицания, он как бы хотел докричаться то до Лизы, то до Эраста. Увы, тщетно.
    Как и Эраст, повествователь до конца жизни будет ходить на могилу к девушке, которая, несмотря на свою столь короткую жизнь, смогла познать многое. Она видела и потерю, и горе, и радость, и счастье, и любовь. К сожалению, совесть, честь и ранимость, которые преобладали в ее натуре, не смогли перенести самого неожиданного предательства…
    Повествователь восторгается, сочувствует и оплакивает обоих героев. Это говорит о его тонкой и сострадательной натуре, о человечности и о желании что-то изменить в этом порой жестоком мире. А получится это у него или нет, это уже другой вопрос…

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *