Отцы и дети нужен ли россии базаров по роману отцы и дети?

9 ответов на вопрос “Отцы и дети нужен ли россии базаров по роману отцы и дети?”

  1. Kadora Ответить

    Нужен ли России Базаров? «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…» — так решает для себя Базаров перед смертью вопрос о смысле жизни.
    Образ Базарова сам по себе очень спорный и не­однозначный, а вопрос о том, нужны ли Базаровы России, всегда вызывал различные споры и дискус­сии, волновал многих критиков.
    Базаров — человек, «который ко всему относится с критической точки зрения», «не склоняется ни пе­ред какими авторитетами», имеет свои собственные убеждения, а не перенимает чужие. Несомненно, это качество делает Базарова личностью незаурядной, человеком с ярко выраженной индивидуальностью, личностью, не примкнувшей ни к одной политиче­ской группировке, ни к одному общественному тече­нию, а создающей свое собственное направление об­щественной мысли.
    Кроме того, Базаров — один из немногих героев русской литературы, не приемлющих пустых разговоров, а стремящихся «действовать в силу того, что полезно». По словам  Базарова, «в теперешнее время полезно отрицать.», и он все  отрицает. Несмотря на то что многие критики  видят в базаровском нигилизме опасную, разрушительную силу, нельзя не заметить, что герой этот едва ли пойдет дальше словесного от­рицания, развенчивающего старые идеалы и догмы, едва ли он возглавит народный бунт, ибо Базаров не видит в народе ничего, кроме невежества, косности и недалекости.
    Нельзя назвать Базарова тупым циником, кото­рый ничего не уважает и готов опровергать абсолют­но все идеи и теории, любые утверждения только по­тому, что он нигилист. Герой и сам говорит, что «ему скажут дело, и он соглашается.
    Такие люди, как Базаров, непреклонны, верны своим идеалам, уверенны в себе, энергичны и дея­тельны, честны и искренне преданы своему делу, не­заменимы в любом обществе, особенно в русском. Не Онегины или Печорины, стремящиеся к самоутвер­ждению, реализации своих возможностей, но не ви­дящие им достойного применения, не Рудины или Об­ломовы, люди глубокого ума, видящие язвы и пороки общества, но совершенно неспособные заниматься ка­кой-либо практической деятельностью, а именно Ба­заровы, знающие, что в данный момент полезнее всего, ломающие старое, расчищающие новое место для ново­го, способствуют общественному развитию, движе­нию жизни вперед. Новое не может утвердиться без разрушения старого.
    Сам Базаров говорит, что России нужны сапож­ник, портной, мясник, то есть люди, занимающиеся конкретными, нужными делами, а не «сидящие сло­жа руки и уважающие себя за это», как Павел Петро­вич. Но разве Базаров, видящий, что «болтать о язвах общества не стоит труда», не стремится принести своей деятельностью истинную пользу, разве этот ге­рой «занимается вздором», подобно большинству «пе­редовых людей и обличителей»? Несомненно, База­ровы, обладатели столь редких и ценных качеств, нужны России.

    читать похожие:

    НУЖЕН ЛИ РОССИИ БАЗАРОВ? (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
    Мой подзащитный Евгений Базаров (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
    ПОЧЕМУ БАЗАРОВ ОДИНОК? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
    Мой обвиняемый Евгений Базаров по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

  2. FaStik_foxe Ответить

    «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник.-..» — так решает для себя Базаров перед смертью, столь внезапно оборвавшей жизнь этой титанической личности, вопрос о смысле жизни.
    Образ Базарова сам по себе очень спорный и неоднозначный, а вопрос о том, нужны ли Базаровы России, всегда вызывал различные споры и дискуссии, волновал многих критиков. Однако большинство из последних видело в Базарове прежде всего революционера, общественного деятеля. Советские критики, будучи уверенными, что в образе Базарова важнейшим является революционное, радикальное, реформистское начало, считали, что именно такие герои нужны стране. Многие же критики современности, напротив, видят в тургеневском герое носителя разрушительной силы, личность, призывающую к разрушению, а не к созиданию.
    Рассмотрим героя романа Тургенева не с точки зрения его социально-политической роли, а как личность.
    Базаров — человек, «который ко всему относится с критической точки зрения», «не склоняется ни перед какими авторитетами», имеет свои собственные убеждения, а не перенимает чужие. Несомненно, это качество делает Базарова личностью незаурядной, с ярко выраженной индивидуальностью, личностью, не примкнувшей ни к одной политической группировке, ни к одному общественному течению, а создающей свое собственное направление общественной мысли. Кроме того, Базаров — один из немногих героев русской литературы, не приемлющих пустых разговоров, а стремящихся «действовать в силу того, что полезно». По словам Базарова, «в теперешнее время полезно отрицать», и он все отрицает. Несмотря на то что многие критики видят в базаров- ском нигилизме опасную, разрушительную силу, нельзя не заметить, что герой этот едва ли пойдет дальше словесного отрицания, развенчивающего старые идеалы и долги, едва ли он возглавит народный бунт, ибо Базаров не видит в народе ничего, кроме невежества, косности и недалекости. И хотя герой и «завирается» в своем отрицании, хотя его высказывания о том, что «Рафаэль и гроша медного не стоит» и что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», вызывают неприятие, но Базаров, с его проницательным умом, не видит «ни одного постановления в современном быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания», и он, бесспорно, прав. Нельзя Базарова назвать тупым циником, который ничего не уважает и готов опровергать абсолютно все идеи и теории, любые утверждения только потому, что он нигилист. Герой и сам говорит, что «ему скажут дело, и он соглашается». Например, Базаров считает немцев учителями русских в естественных науках, в частности Либиха, который «сделал удивительные открытия» в агрономии. А перед самой смертью Базаров даже проявляет деликатность, в определенной степени уступает родителям, согласившись, чтобы его причастили в беспамятстве, хотя он и был атеистом. Так герой проявляет внутреннюю гибкость, но в то же время и твердость во взглядах (в беспамятстве он не мог отвечать за себя, и, соответственно, не предавал своих убеждений).
    Такие люди, как Базаров, непреклонны, верны своим идеалам, уверены в себе, энергичны и деятельны, честны и искренне преданы своему делу, незаменимы в любом обществе, особенно в русском. Не Онегины или Печорины, стремящиеся к самоутверждению, реализации своих возможностей, но не видящие им достойного применения, не Рудины или Обломовы, люди глубокого ума, видящие «язвы» и пороки общества, но совершенно неспособные заниматься какой-либо практической деятельностью, а именно Базаровы, знающие, что в данный момент «полезнее всего», «ломающие старое», «расчищающие новое место для нового», способствуют общественному развитию, движению жизни вперед. Новое не может утвердиться без разрушения старого.
    Сам Базаров говорит, что России нужны сапожник, портной, мясник, то есть люди, занимающиеся конкретными, нужными делами, а не «сидящие сложа руки и уважающие себя за это», как Павел Петрович. Но разве Базаров, видящий, что «болтать о язвах общества не стоит груда», не стремится принести своей деятельностью истинную пользу, разве этот герой «занимается вздором», подобно большинству «передовых людей и обличителей»? Несомненно, Базаровы, обладатели столь редких и ценных качеств, нужны России.

  3. Dagdalv Ответить

    «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…» — решает герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров перед смертью. Кто же такой этот герой, который так уверен в своей ненужности? Действительно ли он прожил бесполезную, бессмысленную жизнь? Прав ли он или нет? Что привело его к такому трагическому выводу? Вопрос «Нужны ли России Базаровы?» уже долгое время волнует многих критиков.
    Что же такое Базаров? «Он нигилист» — отвечает на этот вопрос Аркадий Кирсанов, приятель Базарова, своему дяде Павлу Петровичу. Он так объясняет это понятие: «…человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». При дальнейшем изучении произведения мы видим подтверждение слов Аркадия: действительно, Евгений Базаров ко всему относится с критической точки зрения. Этот человек имеет свое собственное мнение по любому вопросу, никогда не соглашается с чужим: «в теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем»; он ищет человека, с которым можно поспорить, кто не спасует перед ним. Несомненно, такие люди, как Базаров, необходимы, хотя бы для того, чтобы возник вопрос о том, все ли хорошо в обществе, если появляются несогласные.
    Чтобы раскрыть характер своего героя, Тургенев сталкивает его с разными людьми: Аркадием Кирсановым, который также как и Базаров считает себя нигилистом, но впоследствии подвергается влиянию Катерины Сергеевны и попадает «в галки»; Павлом Петровичем Кирсановым — человеком старого порядка, аристократом, с которым Базаров все время обо всем спорит; Фенечкой, второй женой Николая Петровича, хорошенькой, но довольно пустой женщиной; Анной Сергеевной Одинцовой, в которую Базаров безумно, страстно влюбляется, пренебрегая всеми своими нигилистическими убеждениями, и которая так жестоко, безжалостно его отвергает. Сравнивая отношения Базарова и остальных, таких разных, героев к жизни, к людям, к государственному устройству, к деятельности на благо общества, автор демонстрирует нам очевидные различия в их взглядах. Отсюда и вытекает независимость Базарова и в итоге одиночество. Только родители любят его таким, какой он есть, искренне и бескорыстно, боготворят его. Показано и отношение Енюши к родителям: хотя он не показывает этого, но в действительности очень любит их и перед смертью признается Одинцовой: «…таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».
    До середины романа Базаров — это человек глубокого и трезвого ума, уверенный в себе, целеустремленный, гордый. Но как только он знакомится с Одинцовой, в его характере происходят значительные изменения. Автор подвергает героя тяжелому испытанию — испытанию любовью, которую Базаров отрицал и презирал, считал белибердой. Но Одинцова отказывает Базарову, и в его поведении появляются нотки грусти, уныния, озлобления и бессильной горечи, пропадает самоуверенность. Но, находясь в состоянии подавленности и депрессии, Базаров, тем не менее, решает продолжить свою работу, проводить опыты, участвовать в медицинской практике вместе с отцом. Нелепый случай приводит его к смерти — глупой, случайной, но неумолимой и необратимой. Базаров и здесь холоден и рассудителен. Как врач, он понимает, что его ждет, но говорит о предстоящем спокойно и хладнокровно: «Попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»
    Перед самой смертью Евгений задается вопросом о смысле своей жизни и приходит к неутешительному для себя выводу. Но разве на самом деле Базаров не стремится принести своей деятельностью истинную пользу, разве этот герой «занимается вздором», подобно большинству? Базаровы, знающие, что в данный момент «полезнее всего», «ломающие старое», «расчищающие новое место для нового», способствуют общественному развитию, движению жизни вперед. Новое не может утвердиться без разрушения старого.
    Несомненно, Базаровы, обладатели столь редких и ценных качеств, нужны России.

  4. Micage Ответить





    «Лишние люди» в русской литературе.
    Стимулирующий фактор.
    Несомненный и неслучайный уход Базарова.
    Многие авторы XIX века обращались к проблеме «лишнего» человека. К этой категории «лишних людей» можно причислить и Евгения Онегина, и Печорина, и Базарова. Писатели пытались понять, что делает этих людей столь исключительными, как такие люди взаимодействуют с окружающей действительностью. Получается, что в определенный момент появляются одиночки, которые никак не могут найти себя в жизни. Они проповедуют экстравагантные идеи, непонятные обычному обывателю. В результате таких людей, как правило, отвергает то общество, к которому они принадлежат. Я думаю, это происходит по двум причинам. С одной стороны, эти личности не приносят какой-либо пользы окружающим, скорее наоборот. Можно вспомнить Евгения Онегина, убивающего своего друга на дуэли по глупейшему поводу. С другой стороны, они слишком сосредоточены на собственной персоне, поэтому свысока относятся ко всем остальным. Не умея найти себе достойное занятие, подобный человек начинает активно вмешиваться в жизнь других. Не всегда подобное вмешательство оправдано. Так, к примеру, Печорин невольно разрушает жизнь мирных контрабандистов, обрекая нескольких человек на голодную смерть. Скука толкает их на необдуманные поступки, расплачиваются за которые совершенно посторонние люди.
    Базарова тоже в какой-то мере является «лишним человеком». Он прекрасно разбирается в естественных науках и медицине, много работает над повышением своего профессионализма, однако у него нет никаких жизненных целей и планов. Евгений все пускает на самотек. Отвергая все и вся, разрушая все старое, он не знает, что можно построить на расчищенном месте, и надеется на других людей. Деятельность, лишенная цели, быстро надоедает. Именно поэтому Базаров, вернувшись домой, довольно скоро забрасывает свои научные труды и впадает в глубокую депрессию. Скука заставляет его помогать своему отцу в медицинской практике. Сталкиваясь с простыми людьми, крестьянами, помогая им, Базаров в какой-то мере заполняет внутреннюю пустоту, образовавшуюся в результате отторжения всего человеческого в себе.
    Несмотря на то, что Базаров производит впечатление оторванного от общества человека, я думаю, такие люди, как Евгений все же нужны России. Нельзя не признать тот факт, что на фоне тогдашней действительности Базаров выглядит довольно образованным человеком. Да, он отвергает все человеческое в человеке и является строгим материалистом, однако он способен приносить пользу окружающим людям. Его образование позволяет ему лечить людей, спасать чьи-то жизни. Что само по себе может извинить многое из его резких суждений об окружающем мире. Он является ярым противником предрассудков, зачастую мешающим человеку двигаться вперед, нормально развиваться. Невольно влияя на свое окружение, Базаров помогает ему немного иначе взглянуть на уже известные вещи. Так, к примеру, Аркадий довольно спокойно отнесся к тому, что у отца появилась любимая женщина и уже растет маленький брат, хотя он и упрекает отца в том, что его отношения с Фенечкой не узаконены браком.
    Известно, что без темного не существует светлого, а без горького – сладкого. Любое событие имеет две противоположные стороны. Базаров одним своим су-ществованием вызывает на сцену людей с противоположными ему взглядами. И, как это ни странно, при всем неприятии базаровской теории, сталкивающиеся с мировоззрением «нигилиста» люди волей-неволей извлекают что-то для себя. Так, к примеру, только общение с Базаровым помогло Аркадию ясно увидеть всю несостоятельность теории нигилизма. Более того, молодой человек понял, что в жизни очень важна общественно-полезная деятельность. Он вместе с отцом начинает заново поднимать свое хозяйство. Николаю Петровичу также пошло на пользу общение с другом сына. Оно побудило желание доказать всем, а главное самому себе, что его рано еще сбрасывать на обочину. Кирсанов полностью опроверг мнение о нем Базарова, что «песенка уже спета». Таким образом, Базаров, сам того не ведая, явился хорошим стимулирующим фактором в деятельности окружающих.
    Смерть героя не случайна, однако это скорее трагедия отдельно взятой личности, Базарова, а не всей категории подобных ему людей. Можно представить, что Евгений бы не встретил такой женщины, перед которой бы спасовал, в которую бы влюбился, что его чувства так и остались не разбуженными, внутренний конфликт не проявился так остро. В этом случае он стал бы неплохим ученым или уездным врачом, хотя временами и шокировал бы окружающих своей резкостью. Наверняка он также с презрением относился бы к окружающим людям, однако не смог бы не помогать им, не влиять каким-либо образом на умы невольных почитателей. Это еще раз доказывает, что «лишних людей» просто не существует. Каждый человек уникален и каждый необходим в этом мире. Даже маленький кирпичик в огромной стене может повлиять на устойчивость всей конструкции. Так и даже «маленький человек» способен повлиять на ход истории огромного государства.


  5. uje ne tot Ответить

    “Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…” — так решает для себя Базаров перед смертью, столь внезапно оборвавшей жизнь этой титанической личности, вопрос о смысле жизни.
    Образ Базарова сам по себе очень спорный и неоднозначный, а вопрос о том, нужны ли Базаровы России, всегда вызывал различные споры и дискуссии, волновал много критиков. Однако большинство из последних видело в Базарове прежде всего революционера, общественного деятеля. Советские критики, будучи уверенными, что в образе Базарова важнейшим является революционное, радикальное, реформистское начало, считали, что именно такие герои нужны стране. Многие же критики современности, напротив, видят в тургеневском герое носителя разрушительной силы, личность, призывающую к разрушению, а не к созиданию.
    Рассмотрим героя романа Тургенева не с точки зрения его социально-политической роли, а как личность.
    Базаров — человек, “который ко всему относится с критической точки зрения”, “не склоняется ни перед какими авторитетами”, имеет свои собственные убеждения, а не перенимает чужие. Несомненно, это качество делает Базарова личностью незаурядной, с ярко выраженной индивидуальностью, личностью, не примкнувшей ни к одной политической группировке, ни к одному общественному течению, а создающей свое собственное направление общественной мысли. Кроме того, Базаров — один из немногих героев русской литературы, не приемлющих пустых разговоров, а стремящихся “действовать в силу того, что полезно”. По словам Базарова, “в теперешнее время полезно отрицать”, и он все отрицает. Несмотря на то что многие критики видят в базаровском нигилизме опасную, разрушительную силу, нельзя не заметить, что герой этот едва ли не пойдет дальше словесного отрицания, развенчивающего старые идеалы и долги, едва ли он возглавит народный бунт, ибо Базаров не видит в народе ничего, кроме невежества, косности и недалекости. И хотя герой и “завирается” в своем отрицании, хотя его высказывания о том, что “Рафаэль и гроша медного не стоит” и что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, вызывают неприятие, но Базаров, с его проницательным умом, не видит “ни одного постановления в современном быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания”, и он, бесспорно, прав. Нельзя Базарова Назвать тупым циником, который ничего не уважает и готов опровергать абсолютно все идеи и теории, любые утверждения только потому, что он нигилист. Герой и сам говорит, что “ему скажут дело, и он соглашается”. Например, Базаров считает немцев учителями русских в естественных науках, в частности Либи-ха, который “сделал удивительные открытия” в агрономии. А перед самой смертью Базаров даже проявляет деликатность, в определенной степени уступает родителям, согласившись, чтобы его причастили в беспамятстве, хотя он и был атеистом. Так герой проявляет внутреннюю гибкость, но в то же время и твердость во взглядах (в беспамятстве он не мог отвечать за себя) и, соответственно, не предавал своих убеждений.
    Такие люди, как Базаров, непреклонны, верны своим идеалам, уверены в себе, энергичны и деятельны, честны и искренне преданы своему делу, незаменимы в любом обществе, особенно в русском. Не Онегины или Печорины, стремящиеся к самоутверждению, реализации своих возможностей, но не видящие им достойного применения, не Рудины или Обломовы, люди глубокого ума, видящие “язвы” и пороки общества, но совершенно неспособные заниматься какой-либо практической деятельностью, а именно Базаровы, знающие, что в данный момент “полезнее всего”, “ломающие старое”, “расчищающие новое место для нового”, способствуют общественному развитию, движению жизни вперед. Новое не может утвердиться без разрушения старого.
    Сам Базаров говорит, что России нужны сапожник, портной, мясник, то есть люди, занимающиеся конкретными, нужными делами, а не “сидящие сложа руки и уважающие себя за это”, как Павел Петрович. Но разве Базаров, видящий, что “болтать о язвах общества не стоит труда”, не стремится принести своей деятельностью истинную пользу, разве этот герой “занимается вздором”, подобно большинству “передовых людей и обличителей”? Несомненно, Базаровы, обладатели столь редких и ценных качеств, нужны России.

  6. СлЕзА Ответить

    Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» ставит перед читателем множество проблем: взаимоотношение отцов и детей, противоречивость взглядов людей разных поколений и многие другие. Но прочитав и осмыслив роман, можно прийти к вопросу: а нужны ли такие люди, как Базаров, России? И на вопрос этот ответить очень сложно.
    Я полагаю, что на этот вопрос нельзя ответить однозначно: да или нет. Мы видим, что Базаров достаточно образованный человек. Он знает основы химии, биологии, агрономии, всерьёз увлекается изучением медицины. Он действительно хочет стать образованным, умным человеком. Евгений разночинец, а не родом из поместного дворянства, а значит, ему очень сложно совмещать учёбу и работу, ведь студенту надо как-то прокормить себя, одеть, найти жильё. Но Евгений – сильный духом, целеустремлённый человек, и чтобы добиться своей цели, он преодолеет все препятствия. Я думаю, что России нужны образованные, умные люди, поэтому можно сделать вывод, что такие, как Базаров, нужны России.
    С другой стороны, мы знаем, что Евгений – нигилист. Он не признаёт никаких авторитетов, всегда имеет своё собственное мнение и никогда не соглашается с чужим: «в теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем». Он считает, что для того, чтобы создать что-то новое, нужно разрушить до основания старое. Но его нельзя назвать циником, который слепо верен своим идеалам. Он сам однажды скажет, что если ему говорят дело, он соглашается. Евгений, в отличие от Павла Петровича Кирсанова, – очень энергичная, деятельная личность, которая действительно хочет блага для России. Он никогда не кидает слова на ветер, не говорит впустую. Он действует. Получив образование, такие люди, как Базаров, пойдут намного дальше просто словесного отрицания, они начнут менять страну, скорее всего, станут революционерами. Евгений Базаров видит насквозь весь русский народ и прекрасно понимает, что в нём нет ничего, кроме косности и невежества. Он критически относится к мужикам и понимает, что им не поможет никто, если они сами себе не хотят помочь. Во время разговора с мужиком, Базаров пытается объяснить ему это, пробудить его и заставить жить. Ведь именно это и есть цель Евгения в жизни.
    Я считаю, что такие люди, как Базаров, нужны России. Именно они изменят её, поставят на ноги и поменяют к лучшему жизнь русского народа. Только они способны, не бросая слов на ветер, действовать, добиваться своих целей.
    Добавил: Alinocka16
    Беру!

  7. ALID Ответить

    «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…» — так решает для себя Базаров перед смертью, столь внезапно оборвавшей жизнь этой титанической личности, вопрос о смысле жизни.
    Образ Базарова сам по себе очень спорный и неоднозначный, а вопрос о том, нужны ли Базаровы России, всегда вызывал различные споры и дискуссии, волновал много критиков. Однако большинство из последних видело в Базарове прежде всего революционера, общественного деятеля. Советские критики, будучи уверенными, что в образе Базарова важнейшим является революционное, радикальное, реформистское начало, считали, что именно такие герои нужны стране. Многие же критики современности, напротив, видят в тургеневском герое носителя разрушительной силы, личность, призывающую к разрушению, а не к созиданию.
    Рассмотрим героя романа Тургенева не с точки зрения его социально-политической роли, а как личность.
    Базаров — человек, «который ко всему относится с критической точки зрения», «не склоняется ни перед какими авторитетами», имеет свои собственные убеждения, а не перенимает чужие. Несомненно, это качество делает Базарова личностью незаурядной, с ярко выраженной индивидуальностью, личностью, не примкнувшей ни к одной политической группировке, ни к одному общественному течению, а создающей свое собственное направление общественной мысли. Кроме того, Базаров — один из немногих героев русской литературы, не приемлющих пустых разговоров, а стремящихся «действовать в силу того, что полезно». По словам Базарова, «в теперешнее время полезно отрицать», и он все отрицает. Несмотря на то что многие критики видят в базаровском нигилизме опасную, разрушительную силу, нельзя не заметить, что герой этот едва ли не пойдет дальше словесного отрицания, развенчивающего старые идеалы и долги, едва ли он возглавит народный бунт, ибо Базаров не видит в народе ничего, кроме невежества, косности и недалекости. И хотя герой и «завирается» в своем отрицании, хотя его высказывания о том, что «Рафаэль и гроша медного не стоит» и что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», вызывают неприятие, но Базаров, с его проницательным умом, не видит «ни одного постановления в современном быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания», и он, бесспорно, прав. Нельзя Базарова назвать тупым циником, который ничего не уважает и готов опровергать абсолютно все идеи и теории, любые утверждения только потому, что он нигилист. Герой и сам говорит, что «ему скажут дело, и он соглашается». Например, Базаров считает немцев учителями русских в естественных науках, в частности Либиха, который «сделал удивительные открытия» в агрономии. А перед самой смертью Базаров даже проявляет деликатность, в определенной степени уступает родителям, согласившись, чтобы его причастили в беспамятстве, хотя он и был атеистом. Так герой проявляет внутреннюю гибкость, но в то же время и твердость во взглядах (в беспамятстве он не мог отвечать за себя) и, соответственно, не предавал своих убеждений.
    Такие люди, как Базаров, непреклонны, верны своим идеалам, уверены в себе, энергичны и деятельны, честны и искренне преданы своему делу, незаменимы в любом обществе, особенно в русском. Не Онегины или Печорины, стремящиеся к самоутверждению, реализации своих возможностей, но не видящие им достойного применения, не Рудины или Обломовы, люди глубокого ума, видящие «язвы» и пороки общества, но совершенно неспособные заниматься какой-либо практической деятельностью, а именно Базаровы, знающие, что в данный момент «полезнее всего», «ломающие старое», «расчищающие новое место для нового», способствуют общественному развитию, движению жизни вперед. Новое не может утвердиться без разрушения старого.
    Сам Базаров говорит, что России нужны сапожник, портной, мясник, то есть люди, занимающиеся конкретными, нужными делами, а не «сидящие сложа руки и уважающие себя за это», как Павел Петрович. Но разве Базаров, видящий, что «болтать о язвах общества не стоит труда», не стремится принести своей деятельностью истинную пользу, разве этот герой «занимается вздором», подобно большинству «передовых людей и обличителей»? Несомненно, Базаровы, обладатели столь редких и ценных качеств, нужны России.

    Подобные записи

    Библейские мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Образы помещиков в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»
    Тема человека и стихии в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *