Песнь о вещем олеге называют балладой почему?

12 ответов на вопрос “Песнь о вещем олеге называют балладой почему?”

  1. Kekus Ответить

    Докажите, что «Песнь о вещем Олеге» — баллада.
    Баллада — лирическое стихотворение с напряженным и острым сюжетом. В осно­ве пушкинского стихотворения драмати­ческий сюжет о предсказании князю Оле­гу смерти от его верного коня и гибели князя. Читатель с интересом следит за на­пряженным развитием событий, сопере­живает герою баллады. Колорит произве­дения мрачный и таинственный, он дости­гается часто используемым в балладах стихотворным размером — амфибрахием, обусловлен образами и событиями «Пес­ни…».
    Какие художественные приемы делают вы­разительными и запоминающимися образы Олега и кудесника? Попробуйте сравнить некоторые из этих приемов и решить, что же особенно важно для автора в характерах героев.
    Описание князя и кудесника построено на образных определениях-эпитетах. Князь Олег назван в балладе «вещим», т. е. муд­рым, знающим то, что другим знать не да­но. Он всемогущ, ему все подчиняются. За буйный набег хазар князь мстит жестоко и беспощадно.
    Кудесник наделен всевидением, таинст­венной силой, которая вдохновляет его («вдохновенный кудесник»); он подчинен лишь воле богов, но не князю («покорный Перуну старик одному»), старец мудр, не­зависим и смел.
    Князь понимает духовную высоту ку­десника, и потому называет его «любим­цем богов» и спрашивает о будущем. Но все-таки обращается к нему снисходи­тельно, призывая не бояться его княже­ской власти и обещая вознаграждение.
    …Открой мне всю правду, не бойся меня:
    В награду любого возьмешь ты коня.
    Кудесник спокойно и гордо отвечает:
    Волхвы не боятся могучих владык,
    И княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен…
    Пушкин наделяет кудесника сдержан­ностью и способностью оценить достоин­ства Олега: он прославляет его победы, утверждает, что «незримый хранитель могущему дан», но похвала князю завер­шается печальным предсказанием: «Но примешь ты смерть от коня своего».
    Когда и почему прозвучала резкая оценка кудесника, данная Олегом: «лживый, безумный старик»?
    Резкая оценка Олега прозвучала, когда он узнал, что конь «почил непробудным… сном». Горе князя рождает гнев и горечь, он упрекает кудесника и себя за то, что поверил в предсказание.

  2. *_*ЧеЛкАсТиК _ ГуЛяЕт *_* Ответить

    Почему “Песнь о вещем Олеге” является и песней, и балладой одновременно? Какую идею песни, какой смысл вкладывает Пушкин?

    Ответы:

    Баллада — лирическое стихотворение с напряженным и острым сюжетом. В осно­ве пушкинского стихотворения драмати­ческий сюжет о предсказании князю Оле­гу смерти от его верного коня и гибели князя. Читатель с интересом следит за на­пряженным развитием событий, сопере­живает герою баллады. Колорит произве­дения мрачный и таинственный, он дости­гается часто используемым в балладах стихотворным размером — амфибрахием, обусловлен образами и событиями «Пес­ни…». Какие художественные приемы делают вы­разительными и запоминающимися образы Олега и кудесника? Попробуйте сравнить некоторые из этих приемов и решить, что же особенно важно для автора в характерах героев. Описание князя и кудесника построено на образных определениях-эпитетах. Князь Олег назван в балладе «вещим», т. е. муд­рым, знающим то, что другим знать не да­но. Он всемогущ, ему все подчиняются. За буйный набег хазар князь мстит жестоко и беспощадно. Кудесник наделен всевидением, таинст­венной силой, которая вдохновляет его («вдохновенный кудесник»); он подчинен лишь воле богов, но не князю («покорный Перуну старик одному»), старец мудр, не­зависим и смел. Князь понимает духовную высоту ку­десника, и потому называет его «любим­цем богов» и спрашивает о будущем. Но все-таки обращается к нему снисходи­тельно, призывая не бояться его княже­ской власти и обещая вознаграждение. …Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня. Кудесник спокойно и гордо отвечает: Волхвы не боятся могучих владык, И княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен… Пушкин наделяет кудесника сдержан­ностью и способностью оценить достоин­ства Олега: он прославляет его победы, утверждает, что «незримый хранитель могущему дан», но похвала князю завер­шается печальным предсказанием: «Но примешь ты смерть от коня своего».

  3. TODIH Ответить

    I. Введение.

    1. На своём жизненном пути человек не раз находится на границе между разными периодами жизни, например, между дошкольным детством и учёбой, юностью и взрослением.
    – Попробуйте назвать ещё какие-нибудь жизненные переходы из одного состояния в другое.
    Ещё более важные границы каждый из нас преодолевает каждодневно, делая нравственный выбор между добром и злом, благородством и бесчестием.
    Наш путь, ребята, лежит далее в область литературы, поднимающей важные для каждого из нас жизненные вопросы.
    Судьба влечёт сказочных и литературных героев, и они оказываются достаточно сильными, чтобы с честью выдержать испытания. В этом году мы уже неоднократно обращались к творчеству А.С. Пушкина, а следующие его произведения познакомят вас с героями, которые становятся или стремятся стать хозяевами своей судьбы.
    А.С. Пушкин всей душой горячо любил Россию, глубоко интересовался историей своего народа, изучал летописи, исторические труды. Из этой любви и интереса Пушкина к истории родились многие произведения, в том числе и «Песнь о вещем Олеге», с которой мы сегодня и будем знакомиться.
    2. Записываем тему урока.
    Наша задача – вспомнить жанровые особенности баллады и летописи, рассмотреть, как в «Песне…» отразилось противостояние «своего» и «чужого» мира и сравнить главных героев баллады.
    3. «Песнь о вещем Олеге» переносит нас в далёкое прошлое. Всё, что окружало наших предков, восточных славян: камни, травы, реки – наделялось человеческими свойствами, казалось им живым. Все явления природы славяне объясняли существованием и действиями особых сверхъестественных существ – богов. Богов было много. Одним из главных и почитаемых богов был Перун (?) – бог грозы и войны. Согласно языческим верованиям, души умерших, погибших на бранном поле – поле битвы, в сече – в сражении, продолжали жить и после смерти. Над могилой насыпался курган – могильный холм. Вместе с покойником клали в могилу нож, посуду, пращ, секиру. Воина хоронили с конём – верным другом и спутником воинской жизни, большую часть которой воин древней Руси проводил в седле. После того как на могиле насыпали курган, в честь покойника совершалась тризна (пиршество, на котором пелись песни, прославлявшие подвиги умершего, и происходили военные игры). Наши предки верили, что есть люди, умеющие угадывать жребий – судьбу, волю богов; таких людей называли волхвами или колдунами, кудесниками. Они верили, что волхвы обладают способностью совершать чудеса: могут управлять силами природы, могут, когда захотят, превращаться в зверей, предсказывать будущее.
    (По ходу рассказа ребята объясняют значения выделенных слов, которые вывешены на доске).
    В начале 10 века небольшие славянские государства объединились под властью князя Олега. Центром Руси стал Киев, возникло Киевское государство. (карта)
    4. Сообщение о князе Олеге.
    Что означает слово «вещий»? Я просила посмотреть значение этого слова в словарях. (В. Даль, Ушаков, Ожегов).
    5. Легенда (народное сказание) о смерти киевского князя Олега сохранилась в летописи.
    – Кто знает, что такое летопись? (Летопись – это один из основных жанров древнерусской литературы, погодная запись исторических событий).
    Именно летописная легенда и положена Пушкиным в основу « Песни о вещем Олеге».
    6. Чтение легенды.
    Физкульминутка
    Литературу любим мы, друзья,
    Читаем пушкинские строки…
    Но нам без отдыха никак нельзя,
    Так отдохнём же на уроке!
    Раз, два, три, четыре, пять…
    Мы не будем уставать!
    Руки – вверх, потом – направо,
    И начнём считать сначала.
    Раз, два, три, четыре, пять…
    Нам приятно отдыхать!
    Руки – вверх, потом – налево…
    Отдохнул? Работай смело!

    II. Анализ текста.

    Что понравилось больше: отрывок из летописи или произведение Пушкина? Почему? (В летописи об Олеге говорится очень кратко, всё изложено бесстрастно, сухо, нет его прощания с конём. Одни голые факты, а подробностей нет. В стихотворении Пушкина мы видим и Олега, и кудесника, понимаем их характеры, узнаём, как Олег любил коня. Повествование живое, эмоциональное, проникновенное, торжественное, лиричное.)
    Благодаря чему Пушкину удалось приблизить к нам далёкие события, давно минувшие времена (10 век), правдиво воссоздать исторические факты, древние обычаи, верования и картины военного уклада Киевской Руси? (В языке «Песни…» много устаревших слов, которые теперь употребляются только в книгах исторических. Эти слова напоминают о том, что события, о которых рассказывает поэт, происходили очень давно, когда всё было другим: жизнь, обычаи, нравы).
    Пушкин рассказывает о событиях давно минувших дней, но глаголы какого времени он употребляет (привести примеры), почему? (Этот способ изложения как бы приближает к нам такие далёкие события, оживляет перед нами картины давно ушедшей в прошлое эпохи).
    Можно ли «Песнь о вещем Олеге» переложить на «язык» кино? (Да, есть острый сюжет).
    Как называется сюжетное стихотворение с острым, напряжённым сюжетом? (Баллада).
    Кто и когда называет Олега вещим? Мы уже обсуждали сегодня лексическое значение этого слова. Не видите ли вы какого-либо противоречия? /Умеющий предвидеть будущее князь не сумел уберечься от злой участи/.
    Почему же так произошло? Обратимся к основному содержанию баллады и послушаем вначале разговор, который состоялся между кудесником и князем.
    Перед нами 2 героя: князь Олег и старик-кудесник.
    – Каким вам представляется старец? Давайте вчитаемся в ту характеристику, которую даёт ему Пушкин:
    «вдохновенный кудесник» (вдохновлённый, воодушевлённый богами, наделённый мудростью, чудесным даром узнавать будущее);
    «покорный Перуну старик одному» (служитель бога Перуна, верящий в его силу и могущество);
    «заветов грядущего вестник» (предсказатель будущего)
    «мудрый старец»
    Кудесник – пожилой, бескорыстный, смелый, независимый, обладает божественным даром, чувством собственного достоинства)
    Почему поэт употребляет книжные слова? (Придают торжественность)
    Каким видим Олега? (Мужественный, суровый)
    О чём он спрашивает старца? (О том, что ждёт его в будущем, не ждёт ли его в походе смерть.)
    Как вы понимаете слова: «Открой мне всю правду, не бойся…» (Князь думает, что кудесник, как и все люди, боится его, убеждает не бояться. Привык к всеобщему поклонению, уверен в том, что все люди трепещут перед ним, боятся открыть ему неприятную правду.)
    Каким тоном обращается Олег к кудеснику? (Разговаривая с кудесником, Олег даже не счёл нужным слезть с коня, он требует , а не просит.)
    Что обещает в награду?
    А каково предсказание кудесника? (Имя Олега будет прославлено победами, но смерть князя ждёт не в бою)
    Чем необычно предсказание?
    Смерть не от ран – как подобает воину
    Не от болезни и старости – как положено праведнику
    Смерть от коня!
    Как Олег воспринял предсказание? (усмехнулся, но задумался, омрачился)
    Какое решение принимает князь? Как вы оцениваете его поступок? (Могучий воин размышляет, как обойти судьбу. Меняет коня, что несовместимо с воинской честью, отвергнуты смелость, верность, преданность.)
    Как у Пушкина показана сильная привязанность Олега к коню, до сих пор не проявляющаяся? («Прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой…» Каким эпитетом подчёркнуто душевное состояние героя? («прощальной рукой»… Перед нами уже не могучий владыка, а человек, глубоко переживающий вынужденную разлуку с верным другом?
    В чём выразилась забота князя о судьбе коня во время расставания?
    Рассмотрим картину Виктора Васнецова «Встреча с волхвом». Я хочу, чтобы вы обратили внимание на цветовую гамму, поскольку мы знаем, что использование различных цветов всегда не случайный выбор художника. Какой цвет присутствует на одежде князя? Почему именно красный цвет? (Это цвет богатства, высокого социального положения.)
    Какой цвет использует Васнецов, изображая кудесника? (Белый цвет – душевная чистота, неподкупность.) Т.образом, с помощью цвета художник сумел точно выразить суть характеров героев. То же самое сделал Пушкин, но уже с помощью слова!
    Каким образом читатель догадывается, что после встречи кудесника с Олегом прошло несколько лет? Князь вспомнил о коне! (Значит, за всё это время он ни разу его не навестил, не спросил о нём, о верном друге.) Что же он узнаёт? С каким чувством он принимает это сообщение?
    Изменился ли он с годами? (нет, то же презрение к кудеснику, насмешливость).
    Как он вновь встречается со своим преданным другом? (наступает на череп ногой)
    Вот предсказание и сбылось. Зачитайте.
    Почему вещий Олег не сумел уберечься от злой судьбы, от злой участи? За что он наказан так жестоко? (Олег ведёт себя недостойно, испугался предсказания, хочет обойти судьбу, презирает кудесника, умудрённого жизненным опытом).
    Как в «Песне…» отражаются два мира – «свой» и «чужой»? Представители, граница между мирами. (Иллюстрации детей) Объяснение.

    III. Итог.

    1. Сегодня на уроке мы с вами сравнили летописное сказание с поэтическим текстом, обсудили главных героев, рассмотрели иллюстрации, а сейчас я предлагаю нарисовать смайлик, который соответствует вашему состоянию: во всё разобрался и всё понятно или остались вопросы, над которыми стоит ещё поработать.
    2. Домашнее задание: карточки розового цвета – выполнить задание №1 (по желанию +задание №2)
    карточки зелёного цвета – выполнить или №1 или №2 (Смотри Приложение).
    3. Оценки. Подведение итогов.
    17.02.2013

  4. Ygglore Ответить

    Докажите, что “Песнь о вещем Олеге” – баллада.
    Баллада – лирическое стихотворение с напряженным и острым сюжетом. В основе пушкинского стихотворения драматический сюжет о предсказании князю Олегу смерти от его верного коня и гибели князя. Читатель с интересом следит за напряженным развитием событий, сопереживает герою баллады. Колорит произведения мрачный и таинственный, он достигается часто используемым в балладах стихотворным размером – амфибрахием, обусловлен образами и событиями “Песни…”.
    Какие художественные приемы делают выразительными и запоминающимися образы Олега и кудесника? Попробуйте сравнить некоторые из этих приемов и решить, что же особенно важно для автора в характерах героев.
    Описание князя и кудесника построено на образных определениях-эпитетах. Князь Олег назван в балладе “вещим”, т. е. мудрым, знающим то, что другим знать не дано. Он всемогущ, ему все подчиняются. За буйный набег хазар князь мстит жестоко и беспощадно.
    Кудесник наделен всевидением, таинственной силой, которая вдохновляет его (“вдохновенный кудесник”); он подчинен лишь воле богов, но не князю (“покорный Перуну старик одному”), старец мудр, независим и смел.
    Князь понимает духовную высоту кудесника, и потому называет его “любимцем богов” и спрашивает о будущем. Но все-таки обращается к нему снисходительно, призывая не бояться его княжеской власти и обещая вознаграждение.
    …Открой мне всю правду, не бойся меня:В награду любого возьмешь ты коня.Кудесник спокойно и гордо отвечает:Волхвы не боятся могучих владык,И княжеский дар им не нужен.Правдив и свободен их вещий языкИ с волей небесною дружен…
    Пушкин наделяет кудесника сдержанностью и способностью оценить достоинства Олега: он прославляет его победы, утверждает, что “незримый хранитель могущему дан”, но похвала князю завершается печальным предсказанием: “Но примешь ты смерть от коня своего”.
    Когда и почему прозвучала резкая оценка кудесника, данная Олегом: “лживый, безумный старик”?
    Резкая оценка Олега прозвучала, когда он узнал, что конь “почил непробудным… сном”. Горе князя рождает гнев и горечь, он упрекает кудесника и себя за то, что поверил в предсказание.
    Во всех ли строфах использован одинаковый порядок рифм? Ответ обоснуйте.
    В строфах “Песни…” первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвертой (перекрестная рифмовка); пятая – с шестой строкой зарифмованы парной рифмовкой. Такой способ рифмовки (абабвв) выдержан во всех строфах баллады, что придает пушкинскому повествованию цельность и стройность.
    Определите количество строф стихотворения и найдите строфу, которая содержит кульминацию событий.
    В балладе 17 строф, кульминационной является 16-я, предпоследняя строфа, когда предсказание кудесника исполняется и смерть настигает Олега от яда змеи.
    Сравните балладу Пушкина и летописный источник. В чем видите разницу?
    Летописный источник – проза, баллада Пушкина – стихотворный текст. Художественное воплощение событий в балладе более ярко и выразительно (в тексте много эпитетов, метафор, олицетворений), потому что автор баллады не только сообщает о событии, но и стремится создать у читателя определенный образ, выразить свое отношение к герою.
    Сюжет об Олеге в летописи очень краток, описания Пушкина развернуты, выдержаны в торжественном, высоком стиле. Поэт использует многие бытовые и исторические реалии из летописи. Характер героя в пушкинском повествовании иной. Летописный Олег мало переживает разлуку с конем, его тревожит только исполнение предсказания. И увидеть кости коня он хочет, чтобы убедиться, что предсказание оказалось неверным. Пушкинский Олег страдает от разлуки с конем, он называет коня другом и сожалеет о том, что ему не суждено быть похороненным вместе с боевым товарищем.
    Подготовьте планы баллады и отрывка из летописи. Сравните их.
    План баллады
    Встреча вещего Олега с кудесником. Беседа Олега со старцем и его предсказание. Расставание с конем. Весть о смерти коня. Олег у останков своего боевого товарища. Смертельный укус змеи и гибель князя. Тризна по князю Олегу его дружины.
    План отрывка из летописи
    Воспоминание Олега о коне, с которым когда-то пришлось расстаться из-за предсказания волхвов. Смысл предсказания. Весть о гибели коня и укор Олега кудеснику. Желание увидеть кости коня. Укус змеи, болезнь и смерть Олега. Подготовьте пересказ по одному из этих планов. В пересказе баллады старайтесь использовать стихотворные строки.
    Вот как может выглядеть пересказ летописного эпизода.
    “Однажды киевский князь Олег вспомнил о своем коне, на которого когда-то решил больше не садиться, потому что волхвы предсказали ему смерть от своего коня. Запали слова эти в душу князя, и повелел он кормить и поить своего верного товарища, но больше никогда не приводить к нему. Вернувшись в Киев через четыре года, “помянул он коня”, и Олегу сказали, что конь умер. Князь посмеялся над предсказанием кудесника и приказал отвести его на то место, где лежали останки коня. Увидев их, “ступил он ногою на череп”, из которого выползла змея и ужалила Олега в ногу. Князь заболел и умер, и оплакивали его люди “плачем великим”.
    Почему мне понравилась “Песнь о вещем Олеге”
    Рассказ о том, как погиб вещий Олег, мне запомнился уже при знакомстве с летописью. Сама легенда о его гибели поэтична и загадочна. Когда же о ней рассказал великий поэт, то исторический эпизод превратился в произведение высокой поэзии. Поэт заставляет нас судить и о времени, и о судьбе человека. При этом нам становится ясным его собственный взгляд на безостановочный бег истории, его согласие с тем, что нельзя отвратить неизбежное.

  5. Alsaswyn Ответить

    Баллада — лирическое стихотворение с напряженным и острым сюжетом. В осно­ве пушкинского стихотворения драмати­ческий сюжет о предсказании князю Оле­гу смерти от его верного коня и гибели князя. Читатель с интересом следит за на­пряженным развитием событий, сопере­живает герою баллады. Колорит произве­дения мрачный и таинственный, он дости­гается часто используемым в балладах стихотворным размером — амфибрахием, обусловлен образами и событиями «Пес­ни…». Какие художественные приемы делают вы­разительными и запоминающимися образы Олега и кудесника? Попробуйте сравнить некоторые из этих приемов и решить, что же особенно важно для автора в характерах героев. Описание князя и кудесника построено на образных определениях-эпитетах. Князь Олег назван в балладе «вещим», т. е. муд­рым, знающим то, что другим знать не да­но. Он всемогущ, ему все подчиняются. За буйный набег хазар князь мстит жестоко и беспощадно. Кудесник наделен всевидением, таинст­венной силой, которая вдохновляет его («вдохновенный кудесник»); он подчинен лишь воле богов, но не князю («покорный Перуну старик одному»), старец мудр, не­зависим и смел. Князь понимает духовную высоту ку­десника, и потому называет его «любим­цем богов» и спрашивает о будущем. Но все-таки обращается к нему снисходи­тельно, призывая не бояться его княже­ской власти и обещая вознаграждение. …Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня. Кудесник спокойно и гордо отвечает: Волхвы не боятся могучих владык, И княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен… Пушкин наделяет кудесника сдержан­ностью и способностью оценить достоин­ства Олега: он прославляет его победы, утверждает, что «незримый хранитель могущему дан», но похвала князю завер­шается печальным предсказанием: «Но примешь ты смерть от коня своего».

  6. Malazragore Ответить

    Анализ “Песни о вещем Олеге”. Баллада А. С. Пушкина

    January 31, 2016
    Вещий Олег, по различным преданиям, похоронен недалеко от Старой Ладоги. Как говорят местные, один из древних холмов и есть могила прославленного князя. Почему “вещий”? Так его назвали за гениальное качество предвидеть ситуацию. Особо оно проявилось при взятии Царьграда, когда, развернув паруса и поставив корабли на колеса, он достиг назначенной цели, можно сказать, стремительно. Не зря пушкинская баллада «Песнь о вещем Олеге» по школьной программе идет после изучения «Повести временных лет» – это дает возможность сравнить два одинаковых события, описанные разными источниками.

    История создания

    Почему Пушкин вообще обращается к таким далеким событиям? Анализ «Песни о вещем Олеге» нельзя проводить, не вникнув в цели поэта.
    Вольнолюбивые стихотворения Пушкина послужили поводом для того, чтобы указом Александра I отправить поэта в ссылку на юг. Он посещает многие старинные города, в том числе Киев. Здесь поэта и заинтересовал один из древних курганов. Местные жители утверждали, что это – могила князя Олега, погибшего весьма загадочной смертью.
    Пушкин изучает труды Карамзина, где тот пересказывает сюжет “Повести временных лет” о смерти славного правителя. Так и рождается его «Песнь о вещем Олеге». Год ее написания – 1822.
    Не стоит забывать, что Пушкин был настоящим ценителем истории. Его произведения о «делах давно минувших дней» весьма многочисленны. В Олеге он увидел прежде всего героя, способного объединить Русь, поднять патриотические чувства.

    Легенда и сюжет

    Любое литературное произведение исторического характера опирается, прежде всего, на исторические факты. Однако виденье писателя или поэта может отличаться от первоисточника: он может привносить свою оценку, придавать событиям живость, даже где-то приукрашать их.
    Сюжет баллады Пушкина схож с тем, что представляет “Повесть временных лет”. Во время очередного похода к великому князю, вещему Олегу, обращается волхв, кудесник. Он предсказывает, что господин встретит смерть от своего любимого коня, с которым провел немало битв.
    Тут же Олег повелевает увезти своего верного друга подальше, однако распоряжается, чтобы за ним был осуществлен хороший уход.
    Далее мы видим Олега уже убеленного сединой. Во время пиршества он вспоминает о своем верном друге – коне. Ему сообщают, что животное умерло. Олег решает посетить место упокоения верного друга и попросить прощения. Князь приезжает к костям коня, грустит, сокрушается. В это время из черепа выползает змея и наносит смертельный укус.
    Произведение заканчивается похоронами Олега.

    Особенности жанра

    Если проводить жанровый анализ «Песни о вещем Олеге», станет понятно, что это баллада. По своему определению это поэтическое произведение, имеющее в основе некоторое историческое или иное событие. Нередко сюжет ее фантастичен.
    Еще одна особенность у баллады – драматичность изображаемых событий и неожиданный финал. Все это воплотил в своем произведении Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» содержит множество фантастичного, начиная со старого кудесника, его пророчества и заканчивая смертью князя.
    Сам же поэт сразу, прочитав об этом событии, увидел в нем сюжет для своего будущего произведения. Об этом он и написал Александру Бестужеву, отметив «много поэтического» в истории о смерти прославленного князя.
    Рассмотрим, что представляет собой на смысловом уровне «Песнь о вещем Олеге». Тема произведения не укладывается в какое-либо одно понятие. Пушкин поднимает различные темы:
    Тема рока. Что бы ни делал князь, дабы избежать предсказанной участи – она его настигает. Олег отсылает коня как можно дальше. Казалось бы, все: угроза ликвидирована, но нет, злой рок его настигает даже после смерти коня. Он находит погибель именно так, как было предвещено.
    Тема поэта-пророка, вещателя воли высших сил. Кудесника Пушкин приравнивает к себе самому. Докажем это. Волхв назван «вдохновенным», как и сам поэт. Кроме того, настоящего поэта и волхва роднит и тот факт, что они не подчинены воле царя и князя: «Волхвы не боятся могучих владык, и княжеский дар им не нужен». Вспомним, что в ссылке за вольнолюбивые стихи пишет Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема поэтому отражает чувства и взгляды поэта.
    Тема дружбы. Не зря в начале баллады конь назван «верным». Это отражает преданность животного своему хозяину. Примечательно, что изначально, в черновиках, фигурирует эпитет «смирный». В окончательном варианте он заменен. Так подчеркивается действительно дружба, верность. Князь не забывает о преданном им друге, он просит заботиться о нем, помнит спустя многие годы и сильно сокрушается смерти преданного умного животного.
    Анализ «Песни о вещем Олеге» невозможен без идеологической обрисовки. Что Пушкин хочет сказать своим произведением? Прежде всего, о предопределенности происходящего с человеком. Как бы мы ни старались отодвинуть злой рок – он все равно нас настигнет.
    Да, Олег смог отдалить момент смерти, отстранив от себя коня и не контактируя с ним. Однако гибель все равно настигает князя. Таким образом, Пушкин пытается раскрыть весьма важную философскую проблему, над которой задумывались великие умы. Судьба и свобода: как связаны эти понятия? Действительно ли человек сам выбирает свою судьбу (Олег отсылает коня) или судьбу обмануть невозможно (гибель князя), как считает Пушкин? «Песнь о вещем Олеге» однозначно отвечает: все, происходящее с людьми и предначертанное им свыше, изменить невозможно. В этом поэт был убежден.

    Художественно-выразительные средства

    Проведем анализ «Песни о вещем Олеге», исходя из использованных средств выразительности. Пушкин придал легенде из “Повести временных лет” свое виденье, оживил ее, заставил сверкать всеми гранями. При этом он передал и словесный колорит Руси X века.
    Даже и само название уже поэтично. «Песнь» – это способ прославления, восходящий к древним временам. Сразу на память приходят фольклорные произведения, пришедшие к нам через века.
    Чтобы передать колорит той эпохи, в речи использованы особые синтаксические конструкции, речь поэта изобилует архаизмами (“тризна”) и архаическими оборотами (“ковыль обагришь”).
    В тексте по-пушкински много метких эпитетов, над которыми он тщательно работал (остались черновики поэта). Так, изначальный эпитет «гордый» в применении к старцу-волхву был заменен на «мудрый». Это действительно так, ведь горд и надменен Олег, а кудесник спокоен и величав. Укажем еще наиболее яркие эпитеты: “славная глава кургана”, “вдохновенный кудесник”, “вещий Олег”. Обильны в балладе и метафоры: «годы таятся во мгле», олицетворения: «ковши шумят».
    Стихотворение написано ровным и спокойным амфибрахием, характерным для лиро-эпических произведений. Оно неторопливо повествует о печальной судьбе князя Олега.

    Анализ стихотворения Александра Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»

    15 февраля 2016
    О Пушкине говорилось много и еще больше будет сказано. Его творчество кажется безграничным, кажется, он смог затронуть все аспекты литературы. Он писал стихи, его сказки известны любому русскому ребенку, его повести и рассказы до сих пор печатаются крупными тиражами.
    Помимо писательской деятельности, он так же увлекался историей. Она помогала ему воссоздать точный образ жизни, которым жизни люди несколько столетий назад. Благодаря знаниям историю из его пера возникло много рассказав, построенных на реальных исторических данных.
    Одним из самых знаменитых его произведений исторического характера, является песнь о вещем Олеге. Являясь настоящим ценителем истории, он решил воссоздать известную легенду в своем стихотворении. Скорее выбор его ориентировался на то, что вещий Олег был личностью не до конца разгаданной, тем самым можно было немного видоизменить его характер.
    Вещий Олег жил в 10 веке, когда Русь только начинала своё существование. Вещим Олега называли из-за его способности предугадывать ход боя, это определенно было необходимым качеством хорошего правителя. Люди того времени находились в постоянных сражениях с друг другом, за каждый клочок земли. В своем произведении Пушкину удалось рассказать историю жизни великого правителя, начиная от его самых великих сражений и заканчивая гибелью.
    Особое внимание Пушкин уделяет легенде, которая рассказывает о необычной смерти Олега. Много лет назад, после очередного сражения вещий Олег решил обратиться к местному волхву за предсказанием.
    Ему было интересно узнать, когда и от чего он умрет, ответ оказался очень неожиданным, ведь смерть ему сулил его любимый конь, с которым он всегда ходил на сражения. Что бы обезопасить свою жизнь, Олег решает отдалить от себя коня и не когда с ним больше не видеться. Но все же Волхов оказывается прав, и спустя много лет Олег умирает от змеи, которая выползла из черепа его преданного коня.
    Данным произведением Пушкин поднимает сразу несколько проблем. Одной из них является проблема судьбы, поэт считает. что от нее нельзя убежать, нельзя обмануть. На примере Олега Пушкин показывает, как ничтожен человек перед волей судьбы, ведь ему так и не удалось избежать того, что было предначертано первоначально.
    Стихотворение написано в 1822 году, в период южной ссылки. Толчком к написанию послужил труд Н.М. Карамзина «История государства российского». В основу стихотворения Пушкин положил историю, пересказанную Карамзиным по «Повести временных лет», – о таинственной смерти одного из древнерусских князей.
    Соотношение в жизни человека его личной воли и судьбы. Князю Олегу кудесник, «покорный Перуну», сообщает о том, что он примет смерть от своего коня. Олег, который первый задал вопрос волхву о том, «скоро ль на радость соседей-врагов» он «засыплется могильной землёю», пытается избежать предназначения: расстаётся со своим любимым конём. Но пророчество кудесника сбывается: князь Олег погибает от укуса змеи, выползающей из черепа коня в тот миг, когда князь приходит на холм проститься со своим умершим конём, упрекая «лживого старика» в том, что его предсказание лишило князя боевого друга. Князю Олегу не удалось обмануть судьбу.
    Пушкин показывает столкновение двух разных отношений в жизни: волхва и князя. Кудесник, покорный воле богов, пренебрегающий «земными» ценностями, олицетворяет собой человека «тайного знания», особого предназначения, «художника», служащего истине, высшей правде:
    …Волхвы не боятся могучих владык,
    А княжеский дар им не нужен;
    Правдив и свободен их вещий язык
    И с волей небесною дружен…
    Князь Олег – носитель других ценностей. Он человек действия, воин и завоеватель. Слава, победы, почести, оружие, богатство – это то, что для него важно в жизни. И волю богов он пытается перехитрить, подчинить своей сильной воле. Он расстаётся с тем, что для него дорого, – со своим боевым товарищем, чтобы не потерять то, что для него ещё важнее, – жизнь.
    Побеждает «правда» кудесника – она сильнее воли князя. Но Олег изображён в стихотворении достойным противником судьбы: он храбрый и сильный воин.
    Так в стихотворении получает отражение одна из сквозных тем пушкинского творчества: соотношение власти земной и власти высших сил.
    Жанр этого стихотворения – баллада. Оно написано «балладным» стихотворным размером – четырёхстопным амфибрахием. Каждая строфа содержит шесть строк с системой рифмовки абабсс. Чередуются мужские и женские рифмы.
    Основной приём баллады – контраст.
    Сопоставляются образы Олега и кудесника. Место жизни и действия князя – поле, открытое пространство, холм, поля сражений. Место обитания волхва – тёмный лес, а точнее, вечность, в которой он пребывает, служа богам.
    Если проследить глагольные формы, описывающие действия героев баллады, то окажется, что время князя Олега – настоящее и будущее: сбирается отмстить, по полю едет, что сбудется, возьмёшь. Время волхва – «всегда»: волхвы не боятся, княжеский дар им не нужен, вижу твой жребий.
    Пушкин придаёт стихотворению торжественное, приподнятое звучание путём использования множества ярких эпитетов: вещий Олег, буйный набег, верный конь, тёмный лес, вдохновенный кудесник, мудрый старец, могучий владыка, правдив и свободен их вещий язык, светлое чело, дивная судьба и др.
    Пушкин также использует в стихотворении много архаических слов и форм: кудесник, волхв, секира, почил непробудным сном, позлащённое стремя, сеча, пращ, врата и др.
    Таким образом создаётся старинный колорит баллады.
    «Песнь о вещем Олеге» была написана в 1822 году. Жанр — легенда.
    Сюжетной основой «Песни о вещем Олеге» послужила легенда о смерти Олега, киевского князя, записанная в «Повести временных лет». Киевскому князю Олегу, прозванному в народе «вещим» за мудрость, волхв, «кудесник», предрекает: «примешь ты смерть от коня своего». Испугавшись страшного пророчества, князь расстается со своим верным боевым другом-конем. Проходит много времени, конь умирает, а князь Олег, вспомнив о предсказании, с гневом и горечью решает, что волхв обманул его. Придя на могилу старого боевого друга, Олег сожалеет, что им пришлось так рано расстаться. Однако оказывается, что кудесник не клеветал, и пророчество его исполнилось: ядовитая змея, выползшая из черепа коня, ужалила Олега.
    В легенде о князе Олеге и его коне Пушкина заинтересовала тема рока, неизбежности предна­чертанной судьбы. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда кажется, что опасность миновала — конь мертв, — судьба настигает князя.
    В стихотворении звучит еще одна тема, чрезвычайно важная для поэта, — темапоэта-пророка, тема поэта — провозвестника высшей воли. Так, князь говорит кудеснику:
    Открой мне всю правду, не бойся меня:
    В награду любого возьмешь ты коня.
    И слышит в ответ:
    Волхвы не боятся могучих владык,
    И княжеский дар им не нужен;
    Правдив и свободен их вещий язык
    И с волей небесною дружен.
    Похожие материалы:
    Более новые статьи:

    Главное меню

    Сочинения по русскому языку и литературе 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класс

    «Песнь о вещем Олеге», анализ произведения Пушкина

    Тема рока. неотвратимости судьбы волновала людей давно: еще древнегреческий автор Софокл развил эту тему в своей знаменитой трагедии «Эдип-царь». Интересной была эта тема и для молодого поэта Александра Сергеевича Пушкина. и в своем произведении «Песнь о вещем Олеге». написанном в 1822 году во время Южной ссылки, Пушкин воплотил хорошо известную ему с юности легенду о смерти князя Олега.
    У Пушкина особое видение данной истории из «Повести временных лет», что дает основание многим считать произведение этого русского поэта балладой. В нем есть все признаки романтического жанра. события героического или фантастического характера, тайна смерти, которую не сразу было суждено разгадать вещему князю Олегу, обилие художественных средств, музыкальность. У Пушкина «Песнь» еще и наполнена обилием устаревших слов, ведь в основе — летописный источник.
    Согласно древнему сюжету, князь Олег, прославившийся своими походами против хазар и завоеванием Царьграда, услышал от кудесника предсказание о том, что его ждет смерть от своего любимого коня. Надо отметить, что русский народ складывал о самом Олеге и былины, и легенды, и сказки. В народных преданиях самого Олега изображали как кудесника, умеющего обернуться зверем, птицей и даже муравьем. В народе его прозвали «вещим», так он был настолько мудрым, что мог предсказывать будущее.
    Однако, встретив в лесу волхвов, князь спрашивает: «Что сбудется в жизни со мною?» При этом он снисходительно добавляет: «Не бойся меня…» Пушкин же подчеркивает, что кудесник — «покорный Перуну старик одному». Перун у древних славян был богом грома и молнии, по сути, он сродни Зевсу — верховный бог. Именно поэтому кудесник отвечает князю с достоинством: «Волхвы не боятся могучих владык», добавив, что у них «правдив и свободен язык».
    Далее он сообщает князю, что тот примет смерть от своего любимого коня. Испугавшись пророчества, князь решил расстаться с любимым конем, но, в отличие от летописи, наказал своим друзьям купать, кормить отборным зерном, поить ключевою водою — словом, обеспечить своему «товарищу и верному слуге» достойную старость.
    Читая летопись (исторический документ), трудно представить себе характер князя Олега. Еще труднее представить характер кудесника. Поэт же называет его «вдохновенным». Что он имеет в виду? Возможно, в этом герое поэт воплотил идею о свободе, которая для него самого была важнейшей в тот момент, ведь Пушкин в этот период находился в Южной ссылке, куда его отправил Александр I за стихотворения о свободе. Кудесник у Пушкина — тот, кто говорит правду, а значит, ему не нужны царские награды.
    Финал баллады тоже во многом отличается от первоисточника. Когда Олег спустя много лет пирует со своими боевыми товарищами, он вспоминает о любимом коне и, узнав о его давней смерти, думает о том, что нужно было «презреть предсказанье». Князь расстроен и называет волхва «лживым безумным стариком». Очевидно, в этом и кроется разгадка баллады Пушкина. Дальнейшая смерть, которую герой все-таки принимает от коня, не имеет однозначного объяснения.
    Каждый читатель невольно задается вопросом: «Почему Олег погибает? Потому ли, что от своей судьбы не уйти? Или оттого, что князь Олег оскорбил кудесника, когда назвал его « лживым безумным стариком». А может, это наказание за отступничество хозяина, оставившего своего верного коня? Единого ответа на этот вопрос нет — он остается тайной: еще одно доказательство, что перед нами баллада.
    Таким образом, произведение проникнуто идеей предопределенности судьбы, когда невозможно преодолеть злой рок, но человек сам выбирает свой путь, который может привести его или к победе, или к поражению. Однако, помимо темы рока, Пушкин касается таких тем, как свобода и память. Кудесник, как и поэт, провозвестник высшей воли, он не боится владык — именно так разрешает для себя Пушкин конфликт поэта и власти. Заканчивая же свое произведение тризной, то есть старинным обычаем, когда вместе с умершим воином хоронили коня, Пушкин раскрывает идею благодарной памяти.

    Слушать стихотворение Пушкина Песнь о вещем олеге

    Соседние темы

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *