По каким морям путешествовал афанасий никитин в индию?

15 ответов на вопрос “По каким морям путешествовал афанасий никитин в индию?”

  1. childofs1n Ответить

    Совсем немного не дошел на обратном пути А.Никитин до родной
    Твери. Рукопись «Хожения за три моря» его товарищи передали
    в руки дьяка Василия Мамырёва. От него она попала в
    летописные своды 1488 года. Очевидно, что современники
    оценили важность манускрипта, коли решили включить его текст
    в исторические хроники.
    Н. М. Карамзин, автор «Истории Государства Российского», в
    начале девятнадцатого века случайно наткнулся на один из
    летописных сводов «Хожения…». Благодаря ему, путешествие
    тверского купца А.Никитина стало достоянием широкой
    общественности.
    Тексты путевых заметок А.Никитина свидетельствует о
    широком кругозоре автора, хорошем владении им деловой
    русской речью. При чтении их невольно ловишь себя на мысли,
    что практически все записи автора совершенно понятны,
    хотя написано было более пятисот лет назад!
    Краткие сведения о путешествии
    Афанасия Никитина

    Никитин Афанасий Никитич
    Тверской купец. Год рождения неизвестен. Место рождения –
    тоже. Скончался 1475 под Смоленском. Точная дата начала
    путешествия тоже неизвестна. По мнению ряда авторитетных
    историков, это скорее всего 1468 год.
    Цель путешествия:
    обычная коммерческая экспедиция по Волге в составе каравана
    речных судов из Твери до Астрахани, налаживание
    экономических связей с азиатскими купцами, ведущими торговлю
    по Великому Шелковому пути, проходящему через знаменитую
    Шемаху.
    Косвенно подтверждает это предположение тот факт, что
    русские купцы пошли вниз по Волге в сопровождении
    Асан-бека
    , посла властителя Шемахи, ширван-шаха
    Форус-Есара. Шемаханский посол Асан-бек был с визитом в
    Твери и в Москве у великого князя Ивана
    III, и отправлялся восвояси вслед за русским послом
    Василием Папиным.
    А. Никитин с товарищами снарядили 2 судна, нагрузив их
    разным товаром для торговли. Товаром Афанасия Никитина, как
    видно из его записей, была рухлядь, то есть пушнина.
    Очевидно, что в караване плыли суда и других купцов. Следует
    сказать, что Афанасий Никитин был купец опытный, смелый и
    решительный. До этого не раз посещал дальние страны –
    Византию, Молдавию, Литву, Крым – и благополучно возвращался
    домой с заморским товаром, чему есть косвенные подтверждения
    в его дневнике.
    Шемаха
    один из важнейших пунктов на протяжении всего Великого
    Шёлкового пути. Расположен на территории нынешнего
    Азербайджана. Находясь на пересечении караванных путей,
    Шемаха являлась одним из крупных торгово-ремесленных центров
    на Ближнем Востоке, занимая важное место в торговле шёлком.
    Ещё в XVI веке упоминаются торговые связи шемахинских и
    венецианских купцов. В Шемахе вели торговлю азербайджанские,
    иранские, арабские, среднеазиатские, русские, индийские и
    западноевропейские купцы. Шемаха упоминается А. С. Пушкиным
    в «Сказке о золотом петушке» («Подари ж ты мне девицу,
    шемаханскую царицу»).
    Караван А. Никитина заручился проезжей грамотой от
    великого князя Михаила Борисовича для перемещения по
    территории тверского княжества и великокняжескою проезжей
    грамотой за границу,
    с которой и поплыл в Нижний
    Новгород. Здесь планировали сойтись с послом московским
    Папиным, тоже следовавшим в Шемаху, но не успел его
    захватить.
    Поидох от Спаса святаго златоверхаго и сь его милостию,
    от государя своего от великаго князя Михаила
    Борисовича Тверскаго…

    Интересно, что изначально Афанасий Никитин посещения Персии
    и Индии не планировал!
    Историческая обстановка во
    время путешествия А. Никитина
    Золотая Орда, контролировавшая Волгу, в 1468 была еще
    достаточно сильна. Напомним, что Русь окончательно сбросила
    с себя ордынское иго только в 1480 году, после знаменитого
    «стояния на Угре». А пока русские княжества находились в
    вассально зависимости. И если исправно платили дань и «не
    выпендривались», то им позволялись некоторые свободы, в том
    числе и торговля. Но опасность разбойного нападения
    существовала всегда, поэтому купцы и собирались в караваны.
    Почему русский купец обращается к великому князю Тверскому
    Михаилу Борисовичу как к государю? Дело в том, что на тот
    момент Тверь была еще самостоятельным княжеством, не
    входившим в Московское государство и ведшее с ним постоянную
    борьбу за первенство в русских землях. Напомним, что
    окончательно территория Тверского княжества вошла в состав
    Московского царства при Иване III (1485 г.)
    Путешествие
    А. Никитина можно условно
    разделить на 4 части:

    1) путешествие от Твери до южных берегов Каспийского моря;
    2) первое путешествие по Персии;
    3) путешествие по Индии и
    4) обратное путешествие через Персию на Русь.
    Весь его путь хорошо виден на карте.

    Итак, первый этап – путешествие по Волге. Оно шло
    благополучно, вплоть до Астрахани. Возле Астрахани
    экспедиция была атакована разбойными шайками местных татар,
    корабли потоплены и разграблены
    И Казань есмя проехали доброволно, не видали никого, и
    Орду есмя проехали, и Усланъ, и Сарай, и Берекезаны есмя
    проехали. И вьехали есмя в Бузанъ. Ту наехали на нас три
    татарины поганые и сказали нам лживые вести: ‘Кайсым салтан
    стережет гостей в Бузани, а с ним три тысящи татар’. И посол
    ширваншин Асанбегъ дал имъ по однорятке да по полотну, чтобы
    провели мимо Хазтарахан. А оны, поганые татарове, по
    однорятке взяли, да весть дали в Хазтараханъ (Астрахань)
    царю
    . И яз свое судно покинул да полез есми на судно на
    послово и с товарищи своими.

    Поехали есмя мимо Хазтарахан, а месяць светит, и царь нас
    видел, и татарове к нам кликали: ‘Качма, не бегайте!’ А мы
    того не слыхали ничего, а бежали есмя парусом. По нашим
    грехом царь послал за нами всю свою орду. Ини нас постигли
    на Богуне и учали нас стреляти. И у нас застрелили человека,
    а у них дву татаринов застрелили. И судно наше меншее стало
    на езу, и они нас взяли да того часу разграбили, а моя
    была мелкая рухлядь вся в меншем судне.

    Бандиты отняли у купцов весь товар, закупленный, очевидно, в
    кредит. Возвращение на Русь без товара и без денег грозило
    долговой ямой. Товарищи Афанасия и он сам, по его словам, «заплакав,
    да разошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел
    на Русь; а кой должен, а тот пошел, куды его очи понесли».

    Путешественник
    поневоле
    Таким образом, Афанасий Никитин стал путешественником
    поневоле. Путь домой заказан. Торговать нечем. Осталось одно
    – пойти в разведку в чужие страны в надежде на судьбу и
    собственную предприимчивость. Наслышанный о сказочных
    богатствах Индии, он направляет свои стопы именно туда.
    Через Персию. Прикинувшись странствующим дервишем, Никитин
    подолгу останавливается в каждом городе, и делится своими
    впечатлениями и наблюдениями с бумагой, описывая в дневнике
    быт и нравы населения и правителей тех мест, в которые
    заносила его судьба.
    А яз пошелъ к Дербенти, а из Дербенти к Баке, где огнь
    горить неугасимы; а изъ Баки пошелъ есми за море к Чебокару.
    Да тутъ есми жил в Чебокаре 6 месяць, да в Саре жил месяць,
    в Маздраньской земли. А оттуды ко Амили, и тутъ жилъ есми
    месяць. А оттуды к Димованту, а из Димованту ко Рею.


    А из Дрея к Кашени, и тутъ есми был месяць, а из Кашени к
    Наину, а из Наина ко Ездеи, и тутъ жилъ есми месяць. А из
    Диесъ къ Сырчану, а изъ Сырчана къ Тарому…. А изъ Торома к
    Лару, а изъ Лара к Бендерю, и тутъ есть пристанище
    Гурмызьское. И тут есть море Индийское, а парьсейскым
    языкомъ и Гондустаньскаа дория; и оттуды ити моремъ до
    Гурмыза 4 мили.

    Первое путешествие Афанасия Никитина через персидские земли,
    от южных берегов Каспийского моря (Чебукара) до берегов
    Персидского залива (Бендер-абаси и Ормуза), продолжалось
    более года, от зимы 1467 до весны 1469.
    Читать далее:
    Путешествие Афанасия Никитина в
    Индии

  2. Амазонка Ответить

    Плавание заняло 6 недель. Индия произвела на купца сильнейшее впечатление. Не забывая о торговых делах, по которым он, собственно, сюда и прибыл, путешественник увлекся этнографическими исследованиями, подробно записывая увиденное им в свои дневники. Индия предстаёт в его записях чудесной страной, где все не так, как на Руси, «а люди ходят все черные да нагие». Выгодно продать жеребца в Чауле не удалось, и он отправился вглубь страны.

    6Джуннар

    Афанасий побывал в небольшом городке в верховьях реки Сины, а затем отправился в Джуннар. В крепости Джуннар пришлось задержаться уже не по своей воле. «Джуннарский хан», отобрал у Никитина жеребца, когда узнал, что купец не басурманин, а пришелец из далекой Руси, и выставил иноверцу условие: или тот переходит в исламскую веру, или не только не получит коня, но и будет продан в рабство. Хан дал ему 4 дня на размышление. Это было на Спасов день, на Успенский пост. «Господь Бог сжалился на свой честной праздник, не оставил меня, грешного, милостью своей, не дал погибнуть в Джуннаре среди неверных. Накануне Спасова дня приехал казначей Мухаммед, хорасанец, и я бил ему челом, чтобы он за меня хлопотал. И он ездил в город к Асад-хану и просил обо мне, чтобы меня в их веру не обращали, да и жеребца моего взял у хана обратно».
    В течение 2 месяцев, проведенных в Джуннаре, Никитин изучал сельскохозяйственную деятельность местных жителей. Он увидел, что в Индии пашут и сеют пшеницу, рис и горох в сезон дождей. Описывает он и местное виноделие, в котором в качестве сырья используются кокосовые орехи.

    7Бидар

    После Джуннара Афанасий посетил город Алланд, где проходила большая ярмарка. Купец намеревался продать здесь своего арабского скакуна, да снова не получилось. Лишь в 1471 году Афанасию Никитину удалось продать коня, да и то без особой выгоды для себя. Это случилось в городе Бидар, где путешественник остановился, пережидая сезон дождей. «Бидар — стольный город Гундустана бесерменского. Город большой, и людей в нем очень много. Султан молод, двадцати лет — бояре правят, а княжат хорасанцы и воюют все хорасанцы», — так описывал этот город Афанасий.

    Купец провел в Бидаре 4 месяца. «И жил я здесь, в Бидаре, до Великого поста и со многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а веры Иисусовой христианин, и имя мое Афанасий, а бесерменское имя — ходжа Юсуф Хорасани. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах, и жен своих не стали в доме скрывать». Множество записей в дневниках Никитина касаются вопросов религии индийцев.

    8Парват

    В январе 1472 года Афанасий Никитин прибыл в город Парват, священное место на берегу реки Кришны, куда со всей Индии шли верующие на ежегодные празднества, посвященные богу Шиве. Афанасий Никитин отмечает в дневниках, что это место имеет для индийских брахманов такое же значение, как для христиан Иерусалим.
    Почти полгода Никитин провел в одном из городов «алмазной» провинции Райчур, где принял решение вернуться на родину. За все время, что Афанасий путешествовал по Индии, товара, подходящего для продажи на Руси он так и не нашел. Никакой особой коммерческой выгоды эти странствия ему не дали.

    9Обратный путь

    На обратном пути из Индии Афанасий Никитин решил посетить восточное побережье Африки. Согласно записям в дневниках, в Эфиопских землях ему едва удалось избежать ограбления, откупившись от разбойников рисом и хлебом. Затем он вернулся в город Ормуз и двинулся через Иран, в котором шли военные действия, на север. Он миновал города Шираз, Кашан, Эрзинжан и прибыл в Трабзон, турецкий город на южном берегу Черного моря. Там он был взят под арест турецкими властями как иранский шпион и лишен всего оставшегося имущества.

    10Кафа

    Афанасию пришлось занять под честное слово денег на дорогу до Крыма, где он намеревался встретить купцов-соотечественников и с их помощью отдать долги. В Кафу (Феодосию) он смог добраться только осенью 1474 года. Зиму Никитин провел в этом городе, завершив записки о своем путешествии, а весной отправился по Днепру обратно в Россию.

    11Смерть

    Вернуться домой Афанасию Никитину было не суждено — он скончался немного не дойдя до Смоленска при неизвестных обстоятельствах. Скорее всего, годы скитаний и перенесенных путешественником лишений подорвали его здоровье. Спутники Афанасия Никитина, московские купцы привезли его рукописи в Москву и передали их дьяку Мамыреву, советнику царя Ивана III. Позже записи были включены в летописи 1480 года.
    Источники: lib.pushkinskijdom.ru, tut1.ru/afanasiy-nikitin

  3. GUGA Ответить

    Еще с раннего детства меня интересовали путешествия. Со временем я начал изучать загадочную историю разных путешественников, их приключения на нелегком пути к своей цели, но больше всего меня поражали путешественники, которые не боялись никаких преград на своем пути. Одним из которых был Афанасий Никитин.

    Великий путешественник

    Данных о жизни великого приключения искателя сохранилось мало. Он родился в Российской Федерации в городе Тверь примерно в 1442 году. О семье ничего не известно. Еще в юности его интересовало познания окружающего мира, начинал он познавать из соседних городков, когда достиг совершеннолетия, начал путешествовать по континентах. Занимался торговым делом и сочетал его в своих странствиях в разных странах, был дружественным к иностранным купцам, за это они ему рассказали о богатой стране Индии. И несмотря на все преграды, он посещает неизвестные края, чтобы найти те товары, которые требует Родина. Афанасий тщательно подходил к выбору товара, быстро осваивался в чужом городе, а в дороге знакомился с видами стран и их жителями. Становится автором путевых записок “Хождение за три моря”, в которых описывает свои приключения полные смертельных опасностей на своем пути. Открыл Индию для России, потому что посетил ее задолго до того, как там побывал Васко да Гама. Совершил путешествие в Персию, Индию на обратном пути побывал на африканском берегу и Турции.

    Большое путешествие

    Самое длинное и незабываемое путешествие Афанасий Никитин начал с родного городка Тверь, далее через некоторое время он посетил Баку. Оттуда он направился к Персии. Путешествовал он долго, потому что изучал местные языки. Побывав в Египте, Турции, Китае и Индии, он направился дальше в город Ормуз. На его пути лежало три препятствия – три моря, которые ему удалось пересечь:
    Каспийское;
    Черное;
    Индийское море.
    Когда возвращался из путешествия, Никитин решил побывать в Африке (там на путешественника напали разбойники, но он смог откупиться от них рисом и хлебом), Иране и через Турцию в Крыму.
    Путешествуйте, посещайте новые для себя места, но никогда не забывайте о своей Родине.

  4. .-Siri-. Ответить

    Среди многих странствий, совершенных нашими предками в далекие времена, выделяется путешествие Афанасия Никитина в Индию. Сейчас примерно семь часов лету из Шереметьево или Домодедово – и вы на прекрасных песчаных пляжах Гоа или в предгорьях Гималаев. А во времена Никитина, в XV веке, до удивительной страны с молочными реками и кисельными берегами, где на земле лежат нетронутыми изумруды, жемчуг, алмазы и золото, годами искали дорогу лучшие первопроходцы мира.
    В 1492 году Колумб открыл свою «Индию» (оказавшуюся Америкой), но очень скоро, в 1498 году, Васко да Гама все-таки добрался до настоящей Индии. Но наши и здесь опередили европейцев – и не на год или два, а на целых тридцать лет.

    В 1468 году тверской купец Афанасий Никитин, не слишком богатый, но весьма энергичный, уехал из Москвы. Он стал путешественником поневоле: при спуске Волге до Астрахани один корабль разбился, другой ограбили разбойники. Обратного пути у Афанасия не было – товара не осталось, а за потерю ему грозила долговая яма…
    Купец отправился на разведку в чужие страны, надеясь на судьбу и свою предприимчивость. Посуху он добрался до Дербента, перешел Персию и по морю попал в Индию. Здесь Никитин прикинулся странствующим дервишем (мусульманский монах), подолгу останавливался в каждом городе и все впечатления о быте и нравах населения записывал в свои путевые тетради. В Индии Афанасий провел три года, а затем через Африку (Сомали), турецкие земли Трабзона (Трапезунд) и Черное море он вернулся в Россию. Но, не доехав до дома, заболел и около 1475 года умер.

    От Никитина остались его путевые записки («тетради»): их сохранили и доставили в Москву купцы, с которыми путешественник возвращался на родину. В Москве эти записи были включены в летопись. В дальнейшем ценный материал стал знаменитым «Хождением за три моря». Это памятник не только литературный, исторический и географический, но и памятник мужеству русского человека.
    В начале XIX века путевые записи Никитина были обнаружены Николаем Михайловичем Карамзиным в архиве Троице-Сергиева монастыря в составе Троицкого сборника. Первоначально Карамзин опубликовал отрывки в примечаниях к VI тому «Истории государства Российского» в 1818 году, а полное издание «Хождений за три моря» выпустил русский историк П. М. Строев в 1821 году.

  5. мерлин монро Ответить


    Рис. 2. Порт Ормуз.
    Путешественник узнал, что в Индии особенно высоко ценятся породистые жеребцы. На последние деньги он приобрел скакуна, надеясь выгодно его продать индийским торговцам и разбогатеть. Так в 1471 году Никитин оказался в Индии, которая к тому времени уже была на картах, но по-прежнему оставалась малоизученной страной.
    В течение трех последующих лет русский купец путешествовал по Индии. Соскучившись по родине, он запасся индийскими товарами и двинулся в обратный путь. Однако в одном из портов все его товары были арестованы. Перезимовав в Феодосии, Афанасий Никитин вновь двинулся в путь, но весной 1475 года скончался по дороге домой.

    Наследие Афанасия Никитина

    На протяжении всего путешествия Никитин делал путевые заметки, которые в дальнейшем составили его знаменитую книгу «Хожение за три моря». Это было первое произведение в русской литературе, в котором детально описывалось не само странствие, а деловая поездка, с яркими и живыми описаниями культуры, религии, экономического и политического устройства других стран.
    В своей книге Никитин подробно описал быт средневековой Индии. Его несказанно удивлял внешний вид индейцев: цвет их кожи, длинные косы как у мужчин, так и у женщин, практически полное отсутствие одежды и при этом обилие украшений на руках и ногах. Однако и сам путешественник был большой диковинкой – за «белым» человеком в Индии по пятам всегда следовала толпа зевак.

    Рис. 3. Средневековая Индия.

  6. Vudokinos Ответить

    Никитин Афанасий Никитич (ск. ок. 1474), тверской купец, путешественник, первый из русских людей, с научными целями посетивший Индию. Оставил записки “Хожение за три моря” (1468 — 74). Из этих записок следует, что русские купцы вели широкую торговлю с разными странами, находились в дружественных отношениях с иностранными купцами. Афанасий Никитин представляет собой образ настоящего русского купца, соединявшего в себе коммерческую хватку с глубокой религиозностью, совестливостью и патриотизмом. Увлеченный рассказами иностранных купцов о богатствах Индии, Афанасий Никитин, несмотря на все трудности, пробирается в неведомые земли, чтобы привезти оттуда товары, полезные для своей Родины. Из записок видно, что Афанасий Никитин — человек общительный, наблюдательный, быстро усваивавший языки, тщательно знакомился с предметами торговли каждого города, а попутно и с природой и с жителями каждой страны. В своем “Хожении за три моря” — Каспийское, Индийское и Черное — Афанасий Никитин преодолевает полный смертельных опасностей путь, может быть самый длинный по тем временам — от Твери до южных берегов Каспийского моря, через всю Персию, Индию, Африку (Сомали) , Маскат, Турцию, а затем возвращение на Русь. Он посещает Индию, почти за тридцать лет до Васко да Гама и, по сути дела, открывает Индию для России.

  7. Ballarne Ответить

    Тогда купец решил поправить свои дела, вознамерившись заняться посреднической торговлей. Так началось знаменитое путешествие Афанасия Никитина, описанное им в своём литературном труде “Хождение за три моря”.
    Сведения о путешествии Афанасия Никитина.
    Персия и Индия. Через Баку Никитин отправился Персию, в область под названием Мазандеран, затем перебрался через горы и двинулся дальше на юг. Путешествовал он без спешки, подолгу останавливаясь в селениях и занимаясь не только торговлей, но и изучая местные языки. Весной 1469 года он прибыл в Ормуз — большой портовый город на пересечении торговых путей из Египта, Малой Азии (Турции), Китая и Индии.
    Товары из Ормуза были уже известны в России, особенно славился ормузский жемчуг. Узнав, что из Ормуза экспортируют в города Индии лошадей, которых там не разводят, Афанасий Никитин решился на рискованное коммерческое предприятие. Курил арабского жеребца и в надежде хорошо перепродать его в Индии сел на корабль, отправляющийся в индийский город Чаул.
    Плавание заняло 6 недель. Индия произвела на купца сильнейшее впечатление. Не забывая о торговых делах, по которым он, собственно, сюда и прибыл, путешественник увлёкся этнографическими исследованиями, подробно записывая увиденное им в свои дневники. Индия предстаёт в его записях чудесной страной, где всё не так, как на Руси, “а люди ходят всё чёрные да нагие”. Афанасия поражало то, что почти все жители Индии, даже небогатые, носят золотые украшения. К слову, сам Никитин тоже поразил индийцев — местным жителям редко доводилось раньше видеть здесь белых людей.
    Однако, выгодно продать жеребца в Чауле не удалось, и он отправился вглубь страны. Он побывал в небольшом городке в верховьях реки Сины, а затем отправился в Джуннар.
    В своих путевых заметках Афанасий Никитин не упускал бытовых подробностей, а также описывал местные обычаи и достопримечательности. Это было едва первое правдивое описание быта страны не только для Руси, но даже и для всей Европы. Путешественник оставил записи о том, какую пищу здесь готовят, чем кормят домашних животных, как одеваются и каким товаром торгуют. Описан даже процесс изготовления местных хмельных напитков и обычай индийских хозяек дома спать с гостями в одной постели.
    В крепости Джуннар пришлось задержаться уже не по своей воле. “Джуннарский хан”, отобрал у него жеребца, когда узнал, что купец не басурманин, а пришелец из далёкой Руси, и выставил иноверцу условие: или тот переходит в исламскую веру, или не только не получит коня, но и будет продан в рабство. Хан дал ему 4 дня на размышление. Русского путешественника спас случай — ему встретился старый знакомый Мухаммед, который поручился перед ханом за чужестранца.
    В течение 2 месяцев, проведённых тверским купцом в Джуннаре, Никитин изучал сельскохозяйственную деятельность местных жителей. Он увидел, что в Индии пашут и сеют пшеницу, рис и горох в сезон дождей. Описывает он и местное виноделие, в котором в качестве сырья используются кокосовые орехи.
    После Джуннара он посетил город Алланд, где действовала большая ярмарка. Купец намеревался продать здесь своего арабского скакуна, да снова не получилось. На ярмарке и без его жеребца было множество хороших коней для продажи.
    Лишь в 1471 году Афанасию Никитину удалось продать своего коня, да и то без особой выгоды для себя, а то и с убытком. Это случилось в городе Бидар, куда путешественник прибыл, пережидая в других поселениях сезон дождей. Он остановился в Бидаре надолго, сдружившись с местными жителями.
    Русский путешественник рассказал им о своей вере и своей земле, индусы тоже многое поведали ему о своих обычаях, молитвах, семейном укладе. Множество записей в дневниках Никитина касаются вопросов религии индийцев.
    В 1472 году он прибыл в город Парват, священное место на берегу реки Кришны, куда со всей Индии шли верующие на ежегодные празднества, посвящённые богу Шиве. Афанасий Никитин отмечает в дневниках, что это место имеет для индийских брахманов такое же значение, как для христиан Иерусалим.
    Тверской купец путешествовал по Индии ещё полтора года, изучая местные нравы и пытаясь вести торговые дела. Однако коммерческие начинания путешественника потерпели крах: товара, подходящего для вывоза из Индии на Русь он так и не нашёл.
    Африка, Иран, Турция и Крым. На обратном пути из Индии Афанасий Никитин решил посетить восточное побережье Африки. Согласно записям в дневниках, в Эфиопских землях ему едва удалось избежать ограбления, откупившись от разбойников рисом и хлебом.
    Затем он вернулся в город Ормуз и двинулся через Иран, в котором шли военные действия, на север. Он миновал города Шираз, Кашан, Эрзинжан и прибыл в Трабзон (Трапезунд), турецкий город на южном берегу чёрного моря. Казалось, возвращение близко, но тут удача снова отвернулась от путешественника: он был взят под арест турецкими властями как иранский шпион и лишён всего оставшегося имущества.
    По словам самого путешественника, дошедшим до нас в виде записей, всё, что осталось у него на тот момент — это сам дневник, да желание вернуться на Родину.
    Ему пришлось занять под честное слово денег на дорогу до Феодосии, где он намеревался встретить купцов-соотечественников и с их помощью отдать долги. В Феодосию (Кафу) он смог добраться только осенью 1474 года. Зиму Никитин провёл в этом городе, завершив записки о своём путешествии, а весной отправился по Днепру обратно в Россию, в родной город Тверь.
    Однако вернуться туда ему было не суждено — он скончался в городе Смоленске при неизвестных обстоятельствах. Скорее всего, годы скитаний и перенесённых путешественником лишений подорвали его здоровье. Спутники Афанасия Никитина, московские купцы привезли его рукописи в Москву и передали их дьяку Мамыреву, советнику царя Ивана III. Позже записи были включены в летописи 1480 года.
    В XIX веке эти записи были обнаружены русским историком Карамзиным, который и опубликовал их в 1817 году под авторским заглавием. Три моря, упоминаемых в названии труда — это Каспийское море, Индийский океан и Чёрное море.
    Открытия Афанасия Никитина. Купец из Твери оказался в Индии задолго до прибытия туда представителей европейских государств. Морской путь в эту страну был открыт португальским купцом Васко да Гама на несколько десятков лет позже, чем туда пришел русский торговый гость Афанасий Никитин. Что он открыл в далёких землях и почему его записи представляют для потомков такую ценность?
    Хотя коммерческая цель, которая побудила первопроходца на столь опасное путешествие, не была достигнута, результатом странствий этого наблюдательного, талантливого и энергичного человека явилось первое реальное описание неведомой далёкой страны. До этого в Древней Руси сказочная страна Индия была известна лишь по легендам и литературным источникам того времени.
    Человек XV века увидел легендарную страну своими глазами и сумел талантливо рассказать об этом своим соотечественникам. В своих записях путешественник пишет о государственном строе Индии, религиях местного населения (в частности о “вере в буты” — так Афанасий Никитин услышал и записал имя Будды, священное для большинства жителей Индии того времени).
    Он описал торговлю Индии, вооружение армии этой страны, рассказал об экзотических животных (обезьянах, змеях, слонах), местных нравах и представлениях индийцев о морали. Записаны им и некоторые индийские легенды.
    Русским путешественником описаны также города и местности, в которых он сам не побывал, но о которых слышал от индийцев. Так, он упоминает Калькутту, остров Цейлон и Индокитай, места, которые в то время были ещё совершенно неизвестны русскому человеку. Сведения, тщательно собранные первопроходцем, позволяют нам сегодня судить о военных и геополитических устремлениях индийских правителей того времени, состоянии их армий (вплоть до числа боевых слонов и количества колесниц).
    Его “Хождение за три моря” было первым текстом подобного рода в русской литературной словесности. То, что он не описывал только лишь святые места, как это делали паломники до него, придаёт сочинению неповторимое звучание. В поле его внимательного зрения попадают не объекты христианской веры, а люди с другой религией и другим укладом жизни. Его записки лишены какой-либо официальности и внутренней цензуры, и этим особенно ценны. Рассказ об Афанасии Никитине и его открытиях — видео Карта путешествия Афанасия Никитина
    Путешествие Афанасия Никитина началось в Твери, оттуда маршрут пролегал по реке Волге через Нижний Новгород и Казань до Астрахани. Затем первопроходец побывал в Дербенте, в Баку, в Сари, после чего двинулся по суше через Персию. Добравшись до города Ормуз, он снова сел на корабль и прибыл на нём в индийский порт Чаул.
    В Индии он посетил в пеших странствиях множество городов, среди которых Бидар, Джуннар и Парват. Далее по Индийскому океану он приплыл в Африку, где провёл несколько дней, а потом — опять же водным путём вернулся в Ормуз. Далее пешим ходом через Иран он пришёл в Трапезунд, оттуда добрался до Крыма (Феодосия).

  8. Талантливые Нюшата Ответить

    Афанасий искренне не понимал, почему индийцы приобретают дорогие украшения и не могут позволить себе купить одежду. Его удивляло и количество населения, индийцев было очень много, и каждая вторая из женщин была в положении.
    В Чауле путешественнику не удалось продать своего жеребца по выгодной цене. По этой причине с наступлением весны он отправился вглубь страны. Через некоторое время на пути торговца оказалась северо-западная крепость Джуннар. Наместником ее был Асад-Хан. Породистый жеребец был хорош, но стоимость живого товара крайне не понравилась господину. Наместник применил силу и отнял жеребца у русского путешественника.
    Афанасий Никитин в ИндииВ ходе беседы с купцом Асад выяснил, что Никитин является приверженцем христианства, и предложил путешественнику принять ислам. За это он обещал вернуть жеребца, а в придачу дать золота. Если же торговец ответит отказом, то через 4 дня его ждет смерть.
    В своей рукописи Афанасий утверждает, что от верной гибели его спас только счастливый случай. Не желая показать жестокость перед своим гостем, старцем Мухаммедом, оказавшемся в крепости, наместник помиловал Никитина. Он отпустил чужестранца, и возвратил ему жеребца. Однако у исследователей есть некоторые сомнения по поводу окончания этой истории. Они считают, Никитин мог принять магометанскую веру, поскольку его записки были буквально испещрены иностранными словами.
    Фрагмент записей «Хождение за три моря»Никитин удивлялся не только обычаям индийцев. Его поражала и природа этой страны, экзотический растения и животные. Здесь он в первый раз увидел змей и обезьян. Он уехал из Индии, полным впечатлений, путешествие показалось ему ярким и красочным. Однако торговой выгоды он так и не получил, продажа единственного жеребца обернулась убытком и наложением штрафа. Афанасий возвратился на родину с пустыми руками, увезти из Индии было нечего, кроме дешевого перца и красок.
    Путешествие по солнечным странам утомило мореплавателя, он мечтал оказаться на Руси. Свой путь на родину он начинает из торгового порта Ормуз, плывет через Иран на север. Так Никитин оказался в турецком Трабзоне. Здесь его приняли за шпиона, изъяли все ценное, что находилось на судне. Рукописи были никому не нужны, поэтому они сохранились.
    После Никитина освободили, и он добрался до Феодосии. Здесь купец встретился с русскими торговцами, занял денег, чтобы отдать долги. Зиму 1474 года он провел в феодосийском городе Кафе. С наступлением весны путешественник собирался отправиться в Тверь, однако ему не удалось добраться до своей малой родины.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для мерлин монро Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *