Почему без атмосферы наша планета была бы безжизненна 6 класс?

2 ответов на вопрос “Почему без атмосферы наша планета была бы безжизненна 6 класс?”

  1. Botlix Ответить

    ?
    1. Пользуясь рисунком 106 и текстом учебника, дайте характеристику основных слоев атмосферы и укажите различия между ними.
    В строении атмосферы выделяют несколько слоев. Тропосфера — это нижний слой атмосферы, простирающийся до высоты 8-10 км над полюсами, 10-12 км в средних широтах и 16-18 км над экватором. В тропосфере находится более 4/5 всего атмосферного воздуха. Причем более половины его сосредоточено до высоты 5 км. Температура воздуха убывает здесь с высотой и достигает у верхней границы -55°С. В тропосфере содержится почти вся атмосферная влага. В ней формируются облака, приносящие дождь, снег, град. Здесь же происходит постоянное движение воздуха, образуется ветер. В тропосфере протекает жизнь человека, растений.
    Стратосфера — это слой атмосферы, лежащий над тропосферой до высоты 55 км. В стратосфере воздух более разреженный, чем в тропосфере. В ней почти не образуется облаков, так как очень мало водяного пара. Температура воздуха здесь растет с высотой и у верхней границы близка к 0°С.
    Выше стратосферы выделяется еще несколько атмосферных слоев, которые постепенно переходят в безвоздушное пространство. Воздух здесь сильно разрежен. Велико влияние космического излучения. Именно в верхних слоях атмосферы наблюдается полярное сияние.
    2. Почему без атмосферы наша планета была бы безжизненна?
    Жизнь на Земле без атмосферы была бы невозможна. Атмосфера обеспечивает живые организмы кислородом и влагой, защищает Землю от космического излучения и метеоритов. Атмосфера препятствует сильному перегреву и охлаждению поверхности
    5. С какой целью вычисляют среднюю годовую температуру воздуха?
    Значение средней годовой температуры отражает температурный режим территории. Помогает сравнивать температуры разных территорий. Среднегодовая температура дает возможность отследить температурные изменения на Земле в течение заданного периода.
    6. Как температура воздуха зависит от географической широты?
    Температура воздуха понижается в направлении от экватора к полюсам. На области вокруг полюсов за год приходится в 10 раз меньше тепла, чем на области близ экватора. Из-за слабого нагревания поверхности меньше нагревается и атмосфера, что ведет к понижению температуры воздуха. Средняя годовая температура близ экватора +25-26°С. В самых же холодных местах Земли — в Антарктиде, в Гренландии, на севере Евразии она ниже — -10°С.
    7. Почему, чем дальше от экватора расположены горы, тем меньше высота образования их ледников?
    Высота образования ледников зависит от температуры. Чем ниже температура воздуха в течение года на территории, тем ниже будет снеговая линия. Температура воздуха понижается в направлении от экватора к полюсам. Поэтому, чем дальше горы от экватора, тем ниже с гор будут спускаться ледники.
    8. Какие по форме облака вы видели в небе? Используя наблюдения и рисунок 92, изобразите в тетради схему распространения облаков на разных высотах.
    Облака по форме бывают перистыми, в виде сплошной пелены, гряд, массивов с плоским основанием.
    9. Используя рисунок 117, расскажите об условиях образования облаков, из которых выпадают интенсивные осадки.
    Интенсивные осадки выпадают из слоисто-дождевых и кучево-дождевых облаков. Кучевые облака образуются в результате охлаждения воздуха при восходящем движении при сильно развитой термической или динамической конвекции. В них образуются грозы, выпадают ливневые осадки. Слоисто-дождевые облака вызывают выпадение обложных осадков (дождя или снега). Образуются вследствие охлаждения воздуха при его восходящем движении вдоль наклонной фронтальной поверхности вблизи линии фронта.
    10. Используя данные таблицы, постройте в тетради диаграмму распределения по месяцам атмосферных осадков в Москве. Подсчитайте их годовую сумму.
    Среднемесячное количество осадков в Москве

    11. От каких причин зависит атмосферное давление?
    Атмосферное давление зависит от температуры воздуха и широты местности.
    12. С помощью какого прибора измеряют атмосферное давление?
    Давление воздуха измеряют специальным прибором — барометром.
    13. Где атмосферное давление будет выше – на уровне моря, в глубине шахты или на вершине горы?
    Атмосферное давление будет выше в глубине шахты.
    14. Почему образуются ветры?
    Причина ветра — различия в атмосферном давлении над разными участками поверхности.
    15. По каким показателям муссоны отличаются от бризов?
    Муссоны, так же как бризы, возникают из-за различий в нагревании и охлаждении суши и океана. Но, в отличие от бризов, это различия, возникающие по сезонам года.
    16. Ветры каких направлений преобладают в вашей местности? Как влияют они на погоду зимой и летом?
    На европейской части России преобладает западный перенос воздушных масс. Влияние Атлантического океана особенно велико летом. Преобладающее направление ветров – западное и северо-западное. Зимой западный перенос сохраняется. Могут проникать арктические воздушные массы с северными и северо-восточными ветрами.
    17. Как человек использует ветер?
    Человек издавна использовал силу ветра, строя ветряные мельницы и парусные суда. Ветер — экологически чистый источник получения энергии, поэтому сейчас с его помощью производят электроэнергию.
    18. Что называется погодой? О каких показателях состояния атмосферы сообщают в прогнозах погоды, передаваемых по радио и телевидению?
    Погода — это состояние атмосферы в данное время в данном месте. В прогнозах погоды сообщают о температуре днем и ночью, осадках, атмосферном давлении.
    19. Почему погода разнообразна и изменчива?
    Главная причина изменения погоды — изменение температуры воздуха. Она влияет на все элементы погоды. Например, при повышении температуры увеличивается влажность воздуха и уменьшается атмосферное давление. С увеличением влажности воздуха возрастает облачность, а с изменением давления связано появление или исчезновение ветра. Таким образом, все элементы погоды тесно связаны между собой.
    22. Что такое климат? Чем он отличается от погоды? Какие показатели используют для описания климата?
    Климат территории — это характерный для нее многолетний режим погоды. В отличие от погоды, климат более устойчив и постоянен. Можно сказать, что погода меняется, а климат остается одним и тем же в течение многих десятилетий. Климат местности характеризуют с помощью средних многолетних показателей – температуры, осадков. Однако реальные показатели погоды могут сильно отличаться от средних многолетних величин. Поэтому климат на климатических картах характеризуют не только средними значениями показателей, но и приводят сведения о самых высоких и самых низких температурах, самом большом и самом маленьком количестве осадков за все время наблюдений.
    23. В каком климатическом поясе находится ваша местность? Используя рисунок 133 и свои наблюдения, охарактеризуйте основные климатические показатели своей местности.
    Основная часть территории России находится в умеренном климатическом поясе. Для умеренного пояса европейской части страны характерна мягкая зима с оттепелями, теплое лето и достаточное количество осадков.
    24. Как вы понимаете выражение: «Нужен как воздух»? Как вы думаете, почему что-то значимое сравнивают именно с воздухом?
    Выражение «нужен как воздух» используют в отношении жизненно важных вещей. Воздух – обязательное условие жизни всех живых организмов на Земле. Поэтому что-то значимое сравнивают именно с воздухом.
    25. Назовите атмосферные явления, приносящие ущерб человеку и его хозяйству?
    Ущерб человеку и его хозяйству приносят грозы, ливни, ураганные ветры, заморозки и засухи.
    26. Почему атмосфера нуждается в охране? Узнайте, какие меры принимаются в вашей местности для охраны воздуха от загрязнения.
    От состояния атмосферы зависит здоровье людей. С загрязнением атмосферного воздуха связаны такие опасные явления как смог и кислотные дожди. Таким образом, атмосфера нуждается в охране. В городах для охраны воздуха от загрязнений на промышленных предприятиях устанавливают очистные сооружения, высаживаются защитные зеленые полосы.

  2. Starstaff Ответить

    Учебник для 6 класса



    Учебник для 6 класса

    География

    § 32. Человек и атмосфера
    Вспомните
    Какое значение имеет атмосфера для нашей планеты? Какие опасные явления природы, связанные с атмосферой, вы знаете?
    Как атмосфера влияет на человека. Воздух — важнейшее условие жизни человека. Но для существования и хозяйственной деятельности людей не менее важно состояние атмосферы (температура, ветер, количество осадков) и разнообразные явления, происходящие в ней.
    Они влияют на расселение людей по планете. Основная часть населения Земли проживает там, где климат наиболее благоприятен (рис. 111).

    Рис. 111. Размещение населения мира
    По рисунку найдите наиболее и наименее заселенные районы Земли. С помощью рисунка 109 определите различия в их климатических условиях.
    Многие атмосферные явления — засухи, ураганы, грозы, гололед, град, ливневые дожди — наносят большой ущерб человеку и его хозяйству.
    Засуха возникает при длительном недостатке атмосферных осадков и высокой температуре воздуха. При засухе сильно уменьшаются запасы влаги в почве и может погибнуть урожай. Засушливые районы составляют более 1/4 земной суши (рис. 112).
    Засуха всегда была опаснейшим атмосферным явлением. Гибель урожая приводит к бедности, массовому голоду и смерти десятков и сотен тысяч людей и животных. Особенно сильно от засух страдают бедные страны Африки, в которых из-за них в середине 1980-х годов погибло около 3 млн человек.

    Рис. 112. Засушливые зоны мира, находящиеся под угрозой опустынивания
    Найдите на рисунке районы мира, подверженные засухам. На каких материках их больше всего?
    Ураганы — мощные атмосферные вихри, внутри которых из-за больших перепадов давления скорость доходит до 110 м/с. Это самые опасные и разрушительные атмосферные явления. По числу человеческих жертв им принадлежит первое место. Ураганный ветер сметает строения, разрушает дороги, обрывает линии связи. Круговое вращение и подъем воздуха вверх в вихрях приводит к образованию мощных облаков. Обильные осадки вызывают наводнения. Обнаруживают ураганы и следят за их перемещением с помощью искусственных спутников Земли. Чаще всего ураганы зарождаются над океанами на широтах от 10 до 20° обоих полушарий и с большой скоростью перемещаются на побережья материков. Больше всего ураганов рождается в Тихом и Атлантическом океанах.

    Рис. 113. Основные источники загрязнения атмосферы
    Из-за большой разрушительной силы тропических ураганов очень важно предупреждать людей об их приближении. Обнаруживают вихри в океанах и следят за их перемещением с помощью искуственных спутников Земли. Ежегодно возникает около 120 тропических ураганов, которые в Азии и на островах Тихого океана называют тайфунами. Им присваивают собственные имена — женские или мужские.
    Гроза — одно из наиболее частых и распространенных атмосферных явлений, при котором возникают молнии и гром. Молнии — это сильные электрические разряды между облаками или между облаком и земной поверхностью. Молнии нагревают окружающий воздух, он мгновенно расширяется, и происходит взрыв — гром. Во время грозы нельзя находиться под одиноко стоящими деревьями, на возвышенных местах, под линиями электропередач. От молний каждый год погибает несколько тысяч человек. Грозы нарушают радиосвязь, являются причиной гибели самолетов.
    Ежедневно на Земле случается около 44 тыс. гроз. На острове Ява {Большие Зондские острова) они происходят в течение 223 дней в году. Однако наблюдения со спутников позволили установить, что самое грозовое место на земном шаре находится в Тихом океане вблизи Японских островов.
    Гололед — ледяная корка на земле, деревьях, строениях и других предметах, которая образуется зимой во время оттепелей после сильных морозов. Из-за гололеда происходит обледенение дорог, аэродромов и линий электропередач, случаются автомобильные катастрофы и многочисленные травмы пешеходов.
    Как человек воздействует на атмосферу. Для нормальной жизни людей и всех живых организмов воздух должен быть чистым. Однако в результате хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение атмосферы твердыми частицами, газообразными и жидкими веществами (рис. 113). Среди этих веществ большое количество ядовитых. Наиболее загрязнен воздух в городах, где сосредоточено много промышленных предприятий и транспорта.
    За день человек съедает в среднем 1 кг 300 г пищи, выпивает 2 л воды, вдыхает 9 кг воздуха. Легкие поглощают вместе с воздухом все загрязняющие его вещества. Здоровье людей в некоторых районах мира оказалось под угрозой. Ядовитые выбросы поражают также растительность и животных, попадают с дождями в водоемы и почвы.

    Рис. 114. Парниковый эффект
    Углекислый газ — один из главных “утеплителей” поверхности Земли. Он обладает способностью, как пленка парника, не пропускать тепло от земной поверхности. Поэтому говорят, что углекислый газ создает парниковый эффект.
    Деятельность человека изменяет и состав воздуха. Это происходит из-за того, что при сжигании топлива расходуется кислород и выделяется углекислый газ. Кислорода расходуется больше, чем его выделяют растения.
    Легковой автомобиль на каждые 100 км пути расходует столько же кислорода, сколько нужно одному человеку для жизни в течение целого года. Реактивный самолет при восьмичасовом полете потребляет такое же количество кислорода, которое производят за то же время 250—500 км2 лесов.
    Многие ученые полагают, что из-за накопления углекислого газа средняя температура воздуха у земной поверхности за последние 100 лет повысилась на 0,6°С (рис. 114). При дальнейшем возрастании температуры начнут таять ледники, повысится уровень Мирового океана, покроются водой огромные площади прибрежной суши.
    Главный путь в борьбе с загрязнением атмосферы — уменьшение разных выбросов. Для этого нужно, чтобы все предприятия имели специальные уловители вредных газов и пыли. Один известный исследователь сказал: «Одно из двух: или люди сделают так, что воздух станет менее загрязненным, или его загрязнение сделает так, что на Земле станет меньше людей».
    Вопросы и задания
    Как влияет климат на расселение людей по планете?
    Какие неблагоприятные атмосферные явления случаются в вашей местности? Как население пытается уменьшить их последствия?
    Какие меры по охране атмосферы принимаются на предприятиях в вашей местности?
    Как под влиянием хозяйственной деятельности людей изменяется климат Земли?
    Итоговые вопросы и задания
    Пользуясь рисунком 82 и текстом учебника, дайте характеристику основных слоев атмосферы и укажите различия между ними.
    Почему без атмосферы наша планета была бы безжизненна?
    Используя данные дневника наблюдения за погодой, вычислите средние месячные температуры воздуха в вашей местности. Полученные данные оформите в виде таблицы. После заполнения таблицы вычислите среднюю годовую температуру воздуха.
    Таблица 5

    Используя данные таблицы «Средние месячные температуры воздуха в нашей местности», постройте в тетради график «Годовой ход температуры воздуха в нашей местности».
    Пользуясь графиком, расскажите об изменениях температуры воздуха в вашей местности в течение года и объясните основные причины этих изменений.
    С какой целью вычисляют среднюю годовую температуру воздуха? Как она зависит от географической широты?
    Почему, чем дальше от экватора расположены горы, тем меньше высота образования их ледников?
    Какие по форме облака вы видели в небе? Используя наблюдения и рисунок 92, изобразите в тетради схему распространения облаков на разных высотах.
    Используя рисунок 94, расскажите об условиях образования облаков, из которых выпадают интенсивные осадки.
    От каких причин зависит атмосферное давление?
    Почему образуются ветры? По каким показателям муссоны отличаются от бризов?
    Ветры каких направлений преобладают в вашей местности? Как влияют они на погоду зимой и летом?
    Что называется погодой? О каких показателях состояния атмосферы сообщают в прогнозах погоды, передаваемых по радио и телевидению?
    Опишите погоду сегодняшего дня. Как проявляется взаимосвязь между элементами погоды?
    Пользуясь дневником наблюдения за погодой, опишите ее изменения за последнюю неделю.
    Что такое климат? Чем он отличается от погоды? Какие показатели используют для описания климата?
    В каком климатическом поясе находится ваша местность? Используя рисунок 109 и свои наблюдения, охарактеризуйте основные климатические показатели своей местности.
    Почему атмосфера нуждается в охране? Узнайте, какие меры принимаются в вашей местности для охраны воздуха от загрязнения.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *