Почему гамлет не сразу мстит за смерть отца?

9 ответов на вопрос “Почему гамлет не сразу мстит за смерть отца?”

  1. Coiri Ответить

    Критики давно признали одним из свидетельств драматургического мастерства Шекспира трактовку им в трагедии темы мести. Вопрос о мести представляет собой одну из древнейших моральных проблем. Не имея возможности осветить ее историю, ограничимся лишь краткими замечаниями.
    Прежде всего необходимо отметить, что обычай кровной мести находился в резком противоречии с религиозной христианской моралью, предписывавшей прощение обид. Между тем жизненная практика всего христианского средневековья изобиловала случаями мести. Гуманисты Возрождения, утверждая принципы человечности, выступили против феодального обычая мести. Ярчайшее художественное воплощение осуждение кровавой вражды получило в «Ромео и Джульетте», трагедии, показывающей бесчеловечность и бессмысленность родовой мести.
    В «Гамлете» дело мести приобретает проблемный характер. Это воплощено Шекспиром не в рассуждения о том, моральна или неморальна месть, а в три конкретные драматические ситуации.
    В трагедии три сына, у которых убиты отцы: Гамлет, Лаэрт, Фортинбрас.
    Хотя норвежскому принцу отведено в трагедии мало места, его фигура имеет важное значение в идейном замысле Шекспира.
    Отец Фортинбраса сам накликал беду. Отец Гамлета не имел против него никаких злых намерений, но воинственный норвежский король вызвал на поединок мирного датского короля и погиб.
    Фортинбрас, набрав ватагу воинов, хотел отбить потерянные отцом земли. О его желании мстить в трагедии нет и намека. Его можно поэтому считать сторонником той морали, которая если и не отвергает совсем идею мести, но, во всяком случае, фактически отказывается от нее.
    Не месть движет Фортинбрасом, а стремление к подвигам, желание славы, честолюбие и вполне практическая цель — завоевание земель.
    Почему именно Фортинбрас становится наследником датской короны? Во-первых, он имеет на это некоторое формальное право, поскольку земли его отца отошли во владение датских королей. Но, пожалуй, важнее другое — моральная позиция Фортинбраса. Корона и престол переходят к тому, кто от мести отказался. Именно таков смысл последнего события, завершающего все сложное действие пьесы.
    Гамлет в отношении к мести стоит между ним и Лаэртом. Ему, как и Фортинбрасу, идея мести сама по себе чужда. Мы помним, что он с тяжким сердцем принимает задачу, возложенную на него Призраком.
    Если бы Лаэрт дал себе труд разобраться в обстоятельствах, он вынужден был бы признать, что Гамлет не умышлял против Полония и убил его непреднамеренно. Но в том-то и дело, что менее всего склонен Лаэрт рассуждать, в то время как Гамлету свойственны сомнения и, как убедительно показал американский критик Гарри Левин, для него характерны вопросительные интонации.
    Различаются между собой три мстителя и в их отношении к стране, власти, государству. Лаэрт унаследовал черты старой феодальной вольницы. Он, его род, семья в его глазах выше государства. Для Гамлета государство есть то, чем оно было для гуманистов, — власть, устраняющая анархию и беззаконие, обуздывающая личный произвол. Для Фортинбраса — оно средство удовлетворить его честолюбие; ему нужны земли и власть, чтобы подкрепить его наследственный царственный титул.
    Гамлет занимает центральное место по отношению к обоим: его отец убил отца Фортинбраса, сам ои убил отца Лаэрта. Но в обоих случаях убийство не было следствием злого умысла.
    Образ Гамлета утверждает не только право на месть, но и ее необходимость в определенных обстоятельствах. В отличие от отцов Фортинбраса и Лаэрта, отец Гамлета был убит намеренно и злодейски. Не случайно Клавдий и Лаэрт находят общий язык и сговариваются против Гамлета — оба считают возможным для достижения личных целей убить человека. Клавдий при этом еще посягнул на жизнь монарха. Мстя ему, Гамлет преследует отнюдь не только личную цель, и это возвышает его над обоими другими сыновьями убитых отцов.
    Предыдущая страница
    К оглавлению
    Следующая страница

  2. Karne Ответить

    Однако Лаэрт, преследуя справедливую цель (опять-таки с точки зрения язычника), выбирает недостойный путь осуществления мести. В Средние века нередко практиковались судебные поединки: считалось, что победителем из них должен выйти тот, на чьей стороне правда. Но Лаэрт оскверняет священное дело справедливости и мести тем, что берет себе в помощники яд. Таким образом, он становится не мстителем, борцом за справедливость, а убийцей, таким же, как и Клавдий. А, значит, и Лаэрт заслуживает кары. Но, с другой стороны, как остроумно заметил Гамлет, «если обходиться с каждым по заслугам, кто уйдет от порки?» Наивному и жестокому стремлению к кровавой справедливости христианство противопоставляет милосердие. Однако зачастую в мире и сердцах людей для него нет места. Помимо основной сюжетной линии в трагедии Шекспира параллельно разворачиваются и другие события. Они касаются судеб Розенкранца и Гильденстерна, а также уже упомянутого Полония. Но что можно добавить к тому, что сказано Шекспиром устами Гамлета?
    …Их конец —
    Награда за пронырство. Подчиненный,
    Не суйся между старшими в момент,
    Когда они друг с другом сводят счеты.
    Розенкранц и Гильденстерн, которые когда-то были друзьями Гамлета, соглашаются участвовать в дьявольском замысле короля, вознамерившегося погубить наследника своего убитого брата. За это они и поплатились. А Полоний принимал слишком активное участие в происках короля-узурпатора, убийцы законного правителя, против законного наследника престола. Ради того, чтобы выслужиться перед новым повелителем Дании, ловкий придворный, не колеблясь, готов рискнуть счастьем дочери и собственной шкурой. И результат, как говорится, налицо…
    Финал трагедии Шекспира, в сущности, является апофеозом справедливости: Гамлет наконец рассчитался с королем за смерть отца, а с Лаэртом — за собственную кончину; однако и Гамлета настигает кара за неумышленное убийство Полония и гибель Офелии.
    Жанры лирики Петрарки
    Франческо Петрарка (1304 – 1374): сын флорентийского нотариуса, друга и единомышленника Данте, изгнанного вместе с ним; по настоянию отца изучал юриспруденцию, но оставил ненавистные занятия, когда потерял отца и мать; принял духовное звание, открывшее ему доступ к папскому двору. В 1327 г. он встретил в церкви красивую молодую женщину, которую в течение многих лет воспевал в стихах под именем Лауры. В 1333 г. посещает Париж и совершает большое образовательное путешествие. После возвращения в Авиньон жизнь в папской столице показалась Петрарке нестерпимой. Последние 20 лет своей жизни Петрарка провел сначала в Милане, а затем в Венеции и в Падуе. Петрарка был подлинным баловнем судьбы, никогда ни у кого не служил и всюду жил только на положении почетного гостя. Он скончался в 1374 г., склоняясь над древним манускриптом.
    Латинские произведения Петрарки могут быть разделены на 2 группы: произведения поэтические и морально-философские. Из поэтических произведений Петрарки первое место занимает поэма «Африка», созданная в подражание «Энеиде» Вергилия. Она состоит из 9 песен. Это патриотический национальный эпос, воспевающий подвиги Сципиона, завоевателя Африки. Современники Петрарки высоко ценили Африку. Позднейшая критика отметила в поэме длинноты, недостаток действия, слабую композицию.
    Важное место среди латинских сочинений Петрарки занимают морально-философские трактаты, ярко отражающие глубокие противоречия его сознания: мучительный разлад между языческим и христианским идеалами, между жизнелюбием и жизнеотрицанием. Примером является его книга «О презрении к миру» (1343), которую он назвал своей «тайной». Она написана в форме диалога Петрарки с блаженным Августином, который изображает внутреннюю борьбу в сознании Петрарки.
    Петрарка разрабатывал жанры любовной лирики. Свою возлюбленную Петрарка называл Лаурой, после ее смерти он воспевал ее еще 10 лет и в дальнейшем разделил сборник посвященных ей стихов, обычно называемый «Канцоньере» («Книга песен»), на 2 части, озаглавленные «При жизни мадонны Лауры» и «После смерти мадонны Лауры». Помимо сонетов и канцон, в сборнике имеются также образцы других жанров – баллад, мадригалов и др. Кроме любовных стихотворений в сборник включены канцоны «Моя Италия» и «Высокий дух», которые являются примером патриотической лирики. Петрарка изображает свою возлюбленную образцом добродетели, средоточием всех совершенств, но Лаура не теряет своих реальных очертаний и сам поэт не свободен от чувственного влечения к ней.
    В конце своей жизни Петрарка обращается к «высокому» жанру аллегорической поэмы-видения (поэма в терцинах «Триумфы»).
    Историческое значение лирики Петрарки заключается в освобождении итальянской поэзии от мистики, аллегоризма и отвлеченности. Петрарка довел до совершенства жанр сонета, ставшее отныне достоянием всех европейских литератур

  3. Tegrel Ответить

    Конечно, прав. Если есть возможность симулировать любую болезнь ради достижения такой благородной цели, как месть за отца (вплоть до энуреза, пацаны вон от армии косят таким способом, а тут – месть!), то почему бы не воспользоваться?
    Только возникает вопрос, насколько Гамлет был на самом деле адекватен. Не будучи знатоком Шекспира, тем не менее не припомню, чтобы этот автор ещё где-то использовал “бога из машины” («Deus ex machina»), правда, не в классической развязке, а новаторски, именно в завязке.
    То есть, при всех бурных страстях и переживаниях шекспировских персонажей из других драм, комедий и трагедий – реализм изложения сюжета и коллизий не предполагал наличия потусторонних сил, которые могли бы свидетельствовать о беспомощности автора, закрутившего интригу и не знающего, как её внятно разрешить.
    Кроме “Гамлета”.
    Но, скорее всего, и “Гамлет” не стал исключением.
    Контакт с тенью папы и информация от этой тени – признаки параноидальной шизофрении, выразившейся в бреде преследования (кому нравится – в мании). И если Шекспир предлагает зрителю убедиться в контакте принца с говорящим умершим папой (с тенью души?), то он прямо указывает на патологию в мозгах наследника, вызвавшую кучу бессмысленных смертей.
    Проведите эксперимент. Представьте, что Вы не читали текст, а пришли с опозданием на спектакль, не застав контакта тени – и сына тени. Как Вы отнесётесь к происходящим убийствам? И к главному герою со здравыми монологами и безумными поступками? Мне кажется, “Гамлет” недооценён до сих пор.

  4. marklar Ответить

    Сюжет, что ли рассказать? Или нужны психологические причины развития событий?
    Если сюжет, то Клавдий – дядя Гамлета отравил своего брата, т. е. отца Гамлета и женился на матери Гамлета (у них роман был еще при жизни отца Гамлета) , став королем Дании, причем выглядело это как естественная смерть прежнего короля и об убийстве почти никто не знал, возможно даже Гертруда – мать Гамлета.
    Гамлету явился призрак его отца и рассказал об убийстве. Гамлет стал ждать удобного момента для мести, а Клавдий хотел отделаться от Гамлета, т. к. он после этого стал на взгляд окружающих неадекватен.
    Еще Гамлет случайно убил Полония – королевского советника (он, кстати, скорее всего, был в курсе убийства Клавдием старого короля) и отца Офелии, в некотором смысле возлюбленной Гамлета .
    В результате, Офелия кончает жизнь самоубийством – первая смерть близкого человека (Полоний, наверное, не считается) .
    Соответственно, Лаэрт – сын Полония захотел отомстить Гамлету.
    Клавдий и Лаэрт подстроили тренировочный бой Лаэрта с Гамлетом, в котором у Лаэрта была настоящая шпага смазанная ядом. А Клавдий приготовил бокал отравленного вина для Гамлета.
    Гертруда во время боя отпила вина из этого бокала (Клавдий не посмел ее остановить, чтобы не выдать себя) и чуть позже умерла, Лаэрт ранил Гамлета, который с неизбежностью должен умереть от яда на шпаге, потом они меняются шпагами и Гамлет также ранил Лаэрта, опять же смертельно, т. к. шпага была отравлена. Ну и наконец Гамлет закалывает этой шпагой Клавдия, затем все эффектно умирают.. .
    Если вопрос в причинах такого развития событий, то это выбранная для мести стратегия поведения Гамлета – ложное помешательство. Он, например, не захотел убить Клавдия, когда была удобная возможность, т. к. Клавдий в этот момент каялся и Гамлет решил, что если Клавдий умрет в момент покаяния, то он попадет в рай. А если бы он убил тогда Кладвия то все ограничелось бы одной смертью. Кроме того, Гамлет никому ничего не рассказал, в том числе и матери о своих подозрениях, а пытался вывести Клавдия на чистою воду с помощью театрального предсталения с похожим сюжетом.
    Но вообще говоря, Кладвий больше подходит на роль причины смерти близких людей, чем Гамлет. Все-таки Клавдий убил брата, не остановил любимую жену, когда она брала у него бокал с ядом и подстроил смерть племянника, договорившись с Лаэртом. А Гамлет сам, скорее жертва обстоятельств, чем причина гибели близких людей.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для marklar Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *