Почему герасим утопил муму а не взял ее с собой в деревню?

8 ответов на вопрос “Почему герасим утопил муму а не взял ее с собой в деревню?”

  1. DOZKI Ответить

    Вопрос звучит так: Почему Герасим утопил Муму, ведь он всё равно сразу после этого ушёл в деревню. Почему было просто не взять Муму с собой?
    Взглянуть свежим взглядом на классику – всегда полезно. Кому не лень, может заценить.
    Мне, например, было любопытно, хоть я и не согласен с критиком-русофобом практически по всем пунктам.
    На самом деле поступок Герасима взрывает одну из ключевых мифологем, лежащих в основе советского, не побоюсь этого слова, мировоззрения: о бунте как источнике справедливости. Ведь чему учили советских пионеров с октябрятского возраста? Надо, дескать, чтобы угнетенные восстали против эксплуататоров – и тут-то все противоречия разрешатся, наступит ЩАСТЬЕ. А Тургенев вдруг говорит – нет, нифига. Личный бунт не стирает программы повиновения. Можно сбросить иго эксплуататоров – и продолжать при этом выполнять их же приказы.
    Господи, да какой же бунт? Где? Покажите:
    Через два дня он уже был дома, в своей избенке, к великому изумлению солдатки, которую туда поселили. Помолясь перед образами, тотчас же отправился он к старосте. Староста сначала было удивился; но сенокос только что начинался; Герасиму, как отличному работнику, тут же дали косу в руки — и пошел косить он по-старинному, косить так, что мужиков только пробирало, глядя на его размахи да загребы…
    Или может здесь:
    Наконец пришло известие из деревни о прибытии туда Герасима. Барыня несколько успокоилась; сперва было отдала приказание немедленно вытребовать его назад в Москву, потом, однако, объявила, что такой неблагодарный человек ей вовсе не нужен.
    Наконец, самая главная деталь, говорящая о том, что бунта не было и в помине:
    …со времени своего возвращения из Москвы он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит.
    Так что давайте забудем об этой чуши сразу. Поведение Герасима смиренно. Его уход в деревню – это скорее эскапизм, а не активное неповиновение.
    Второе. “Просвещённый европеец vs быдлорашка”.
    Стоп-стоп! Тут европеец удивится. Что за странные приказы? Какое дело хозяйке до собаки дворника? Если дворник собаку любит – почему, спрашивается, он не пошлет хозяйку куда подальше да и не поищет себе, со своим псом, хозяина поадекватней??
    Европеец будет неправ, потому что не понял главного: взаимоотношения работника и хозяйки в этом русском рассказе не построены на договоре. Герасим – не работник, а раб; он принадлежит барыне как вещь. Соответственно, в требовании барыни утопить собаку нет никаких нарушений; она ничего не нарушает, потому что нарушать нечего – нет изначального договора. Герасиму, даже если бы он мог говорить, не к чему апеллировать – у него нет прав. В том числе и права любить, и права защищать того, кого он любит.

    Как раз для европейца в этой ситуации не должно быть ничего удивительного. В той же викторианской Англии тех же (и даже более поздних) лет прислуга не должна была иметь личной жизни. Служанки в подавляющем большинстве случаев не могли завести ребёнка. Ими широко практиковался инфантицид. Мало было дур сменить дом лорда на работный – а то и публичный – дом. Такие вот права, такой договор. Привычка считать, что в Европе полуторавековой давности всё было точно так же, как сегодня – органическое поражение мозга, не иначе.
    Кстати, со стороны хозяйки никакого приказа на уничтожение Муму не было. Невероятно, но факт: приказ отдала не хозяйка, а дворецкий. Вот вам плохие бояре, а точнее – точно такие же крепостные, как сам Герасим.
    — Любовь Любимовна, — начала она тихим и слабым голосом; она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей; нечего и говорить, что всем людям в доме становилось тогда очень неловко, — Любовь Любимовна, вы видите, каково мое положение; подите, душа моя, к Гавриле Андреичу, поговорите с ним: неужели для него какая-нибудь собачонка дороже спокойствия, самой жизни его барыни? Я бы не желала этому верить, — прибавила она с выражением глубокого чувства, — подите, душа моя, будьте так добры, подите к Гавриле Андреичу.
    Хозяйка манипулирует, а не приказывает. Да на самом деле даже и не манипулирует. Просто рисуется. К сожалению, маленькие движения больших людей оборачиваются трагедиями для людей маленьких, и это вовсе не отличительная черта именно русской власти. Вот вам трагедия маленького человека.
    Кстати, sapojnik так и не дал ответа на ключевой вопрос (а точнее, на парадокс, в нём заключающийся). Скатившись в болото размышлений о русской власти, которая не зиждется на договоре, он забыл о парадоксе начисто и пришёл к выводу, что всё дело в отсутствии у Герасима прав. Между прочим права свалить по собственному желанию в деревню у него тоже не было, и тем не менее он свалил.
    Но не буду растекаться мыслием по древу, тем более, что ответ на ключевой вопрос очень прост.
    – Почему всё же Герасим утопил Муму?
    Ну да, потому что ему приказали. Будучи крепостным, он не мог ослушаться.
    – Он же всё равно потом ушёл в деревню. Почему было просто не взять Муму с собой? Парадокс!
    Его поведение кажется парадоксальным только в том случае, если рассматривать немого слугу как статический обьект, внутреннее состояние которого не меняется. Но оно изменилось. До утопления Муму Герасим и подумать не мог о том, чтобы самовольно уйти, а потому и вариант “уйти вместе с собакой” вообще не существовал в природе. Только потеряв всё, что у него было, Герасим стал достаточно свободен, чтобы совершить подобный поступок. Маленький – для нас. Для него – большой, возможно самый большой в жизни.
    – Но ведь у Герасима и до Муму ничего не было, состояние должно всего лишь вернуться к исходному?
    Здесь есть одна важная деталь. Свободен не тот, у кого ничего нет – этому условию удовлетворяет любой раб. Свободен именно тот, кто всё потерял.

  2. Saithirana Ответить

    Глухонемой дворник Герасим, прислуживающей старой барыне, имел возлюбленную – прачку Татьяну, кусок хлеба и крышу над головой. Однажды Герасим спасает из воды тонущую собачку и решает оставить ее себе, дав спасенной кличку «Муму». Со временем дворник крепко привязывается к животному и заботится о нем, как о собственном ребенке. Особенно его чувства по отношению к Муму укрепляются после того, как барыня выдает его любимую Татьяну за алкоголика Капитона, не спросив у той согласия на этот брак.
    В те времена помещики были известны своей полной безнаказанностью и плохим отношением к крепостным.
    Однажды барыня услышала ночью лай Муму и приказала Герасиму утопить собаку, которая ее раздражала. Жалости к животным барыня не испытывала, поскольку в старину собаки считались исключительно охранниками двора, и, если они не могли защитить его от грабителей, проку от них не было. Герасим, как простой крепостной без права голоса, не мог не подчиниться хозяйке, поэтому ему пришлось сесть в лодку и утопить единственное родное ему существо. Почему же Герасим элементарно не отпустил Муму на волю?

    Психологическое объяснение

    У Герасима постепенно отбирали все – его деревню, крестьянскую работу, любимую женщину и, наконец, собачонку, к которой он привязался всей душой. Он убил Муму, поскольку осознал, что привязанность к ней сделала его зависимым от чувств – а поскольку Герасим постоянно страдал из-за потерь, он решил, что эта потеря будет последней в его жизни. Не последнюю роль в этой трагедии сыграла и психология крепостного, который с младых ногтей знал, что помещиков нельзя ослушиваться, так как это чревато наказанием.
    В старину православная церковь отрицала наличие души у всех животных, поэтому от них избавлялись с легкостью и равнодушием.
    В конце рассказа Тургенева говорится, что Герасим больше никогда не подходил к собакам и никого не взял себе в жены. С психологической точки зрения он понял, что зависимым и уязвимым его делают именно любовь и привязанность. После смерти Муму Герасиму было нечего терять, поэтому он наплевал на крепостное право и вернулся в деревню, протестуя таким образом против самодурствующей барыни. Герасим мог оставить Муму в живых – однако его терзал страх, что барыня придумает ей более страшное наказание, что заставило бы Герасима терзаться еще сильнее, поэтому он предпочел отнять у нее жизнь своими, а не чужими руками.

  3. Bubandis Ответить

    Зачем Герасим утопил Муму,
    За что Муму и почему?
    Она не сделала ведь никому,
    Плохого никому, Муму,
    Но все ж Герасим утопил Муму.
    Зачем Муму, за что и почему?!
    Он привязал к Муме два кирпича,
    Хотя хватило б одного … .
    При этом тихо про себя мычал:
    “Не жаль для друга ничего”.
    Мума с укором глянула из тьмы,
    И больше дворник не видал Мумы.
    А ведь Мума еще могла бы жить –
    Гонять котов, щенят плодить.
    Теперь лежит Мума на дне пруда,
    И ей не всплыть уж никогда.
    Лежит Мума, лежит одна в пруду,
    И к ней Герасим ходит раз в году.
    Да, он жестоко поступил с Мумой
    Литературный наш герой.
    Он был на голову немножко “слаб”,
    И очень пострадал от баб!
    Ему сказали: “Утопи Муму”,
    А то жениться не дадут ему.
    Мы за Герасима стоим стеной,
    Ведь был Герасим – крепостной,
    А вот, зачем он утопил Муму,
    Известно это лишь ему.
    Но не расскажет дворник никому –
    Он говорит не лучше, чем Муму.
    За что Герасим утопил Муму,
    Мы догадались, почему!
    И день, и ночь он проводил с Муму,
    И было хорошо ему … .
    Но появился вдруг облезлый пес!
    Муме под хвост свой сунул псиный нос.
    Герасим поздно это увидал,
    Метнул метлу, но не попал.
    А тот все сделал, гад, и убежал.
    Герасим тихо зарыдал –
    Мума, он понял, не верна ему!
    За это он и утопил Муму.
    Не будем мы Герасима судить,
    Ведь без любви любому не прожить!

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *