Почему и как окружающая среда влияет на формирование типа нервной системы?

3 ответов на вопрос “Почему и как окружающая среда влияет на формирование типа нервной системы?”

  1. alibek_keles Ответить

    Результаты исследований однояйцевых близнецов показали, что они чрезвычайно сходны (конкордантны) по показателям частоты дыхания, артериального давления, пульса. Значительно совпадают и сроки формирования таких двигательных актов, как держание головы, сидение, стояние, ходьба. Нередко отмечается отчетливое внутрисемейное сходство в общей организации моторики. Встречаются семейные случаи как моторной одаренности, так и двигательной неловкости, «моторной дебильности».
    Формирование функциональных систем, связанных с высшей нервной деятельностью, обусловлено в значительно большей степени условиями среды и воспитания. Специальные исследования показывают, что темпы становления зрительного, слухового восприятия, эмоциональных реакций, не говоря уже о речи, существенно зависят от социальной среды. Дети раннего возраста, находящиеся в условиях дефицита зрительно-слуховых раздражений, испытывающие недостаток в контактах со взрослыми, отстают в нервно-психическом развитии. Они отличаются эмоциональной вялостью, пассивностью, снижением познавательной активности.
    Наряду с этим наблюдаются двигательные стереотипы, нередко напоминающие акты мастурбации. Подобный синдром часта обозначается как псевдодебильность или госпитализм. Это отставание является временным, и при соответствующих воспитательных мероприятиях дети «наверстывают» упущенное.

    Условия среды, понимаемые в широком смысле, могут оказывать существенное влияние не только на формирование высших корковых функций. Развитие ряда функциональных систем, четко детерминированных генетически, зависит от условий эмбрионального периода и влияния среды в первые месяцы жизни.
    Влияние на нервную систему плода физических и химических агентов, особенно промышленных продуктов и лекарственных препаратов, изучено недостаточно. Это обусловлено рядом трудностей. Эксперименты на людях, естественно, невозможны. Перенесенные же на человека данные, полученные на лабораторных животных, не всегда приемлемы, поскольку обнаружена видовая специфичность в реагировании на те или иные вещества. Более того отмечаются внутривидовые индивидуальные колебания в восприимчивости к воздействию тех или иных факторов. Эта индивидуальная особенность организма обусловлена генетически и зависит от нормы реакции. Вредоносный агент вызывает патологические изменения лишь в определенном числе случаев.
    Достижения фармакогенетики открывают перспективы в изучении причин индивидуальной вариабельности в реагировании на те или иные химические вещества, лекарственные препараты. Обнаружено, что генетически обусловленные изменения обмена приводят к неадекватным реакциям на введение определенных медикаментозных средств.
    Повреждающее действие физико-химических агентов на мозг плода зависит не только от токсических свойств агента и генетически предопределенных особенностей плода и матери, но и от периода эмбрионального развития. В различные фазы эмбриогенеза нервная система плода может по-разному реагировать на одни и те же вредоносные воздействия. Считается, что наиболее ответственным критическим периодом является 5-я неделя внутриутробного развития. Можно предположить, что наряду с глобальными критическими периодами развития плода в целом, существуют критические фазы развития для отдельных функциональных систем. Однако убедительных объяснений того, почему, например, при воздействии одинаковых вредоносных факторов в одном случае у ребенка обнаруживается врожденная атрофия зрительных нервов, а в другом — гиперкинетическая форма детского церебрального паралича, а в третьем — атонически-астатическая, до сих пор не найдено. Вопрос о критических периодах в формировании отдельных функциональных систем мозга подлежит дальнейшей разработке.
    Повреждающее воздействие различных средовых факторов на нервную систему плода не всегда проявляется к моменту рождения. В клинической практике нередко встречаются случаи, когда признаки отставания в нервно-психическом развитии обнаруживаются спустя несколько месяцев после рождения. Подобные явления можно объяснить тем, что признаки неполноценности той или иной функциональной системы выявляются лишь в определенном возрастном периоде, когда возникает необходимость в активном осуществлении данной функции.
    — Также рекомендуем «Стадийность развития нервной системы ребенка. Влияние среды на развитие нервной системы»
    Оглавление темы «Нервная система детей.»:
    1. Нервная система ребенка. Развитие нервной системы ребенка
    2. Факторы влияющие на развитие нервной системы. Окружающая среда и нервная система ребенка
    3. Стадийность развития нервной системы ребенка. Влияние среды на развитие нервной системы
    4. Развитие речи ребенка. Развитие речедвигательного и речеслухового анализатора
    5. Принципы развития нервной системы. Принципы развития речи
    6. Особенности нервной системы новорожденного. Трудности оценки нервной системы детей
    7. Псевдопроцессуальность нервной системы. Оценка развития нервной системы
    8. Исследование нервной системы у детей. Сбор анамнеза
    9. Общий осмотр в неврологии. Форма черепа
    10. Окружность черепа. Выражение лица ребенка

  2. vov4ik63ru Ответить

    
    Вопрос 1. Что такое темперамент?
    Темперамент – индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его поведения и психических процессов.
    Вопрос 2. Кто создал первую классификацию темпераментов?
    Наиболее ранняя, встречающаяся в трудах древнегреческих ученых, классификация типов темперамента принадлежит Эмпедоклу. Он привязывал типы темперамента к элементам: воздух — сангвиник, земля — меланхолик, огонь — холерик, вода — флегматик.
    Чуть позже Эмпедокла свою теорию темпераментов выдвинул Гиппократ. Он объяснял типы темперамента, присущие человеку, к преобладанию у того одного из телесных соков.
    • Преобладание жёлтой желчи — делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.
    • Преобладание лимфы — делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.
    • Преобладание крови — делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.
    • Преобладание чёрной желчи — делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.
    Вопрос 3. Какая классификация используется в настоящее время?
    Различные варианты сочетаний этих свойств нервной системы позволяют выделить довольно много типов высшей нервной деятельности (темпераментов). Сейчас придерживаются в рамках четырех классических темпераментов.
    Меланхолик (слабый тип). Тип легковозбудимый, малообщительный, неуверенный в себе. Отличается сниженным уровнем двигательной и речевой активности, эмоциональной ранимостью. Склонен к глубоким внутренним переживаниям. Меланхоликам в наибольшей степени свойственны нестандартность мышления, богатство воображения.
    Холерик (сильный неуравновешенный тип). Тип легковозбудимый, эмоциональный, общительный. Его отличает высокий уровень активности, энергичность действий, сильные и ярко выраженные эмоциональные переживания. Для холерика характерна несдержанность, вспыльчивость в конфликтных ситуациях.
    Флегматик (сильный уравновешенный инертный тип). Тип малоэмоциональный, малообщительный, малоподвижный, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью. Его отличает низкий уровень поведенческой активности, он медлителен, спокоен, ровен. Для флегматика характерно постоянство чувств и настроений. Процесс изменения привычек и навыков у флегматика затруднен.
    Сангвиник (сильный уравновешенный подвижный тип). Тип спокойный, устойчивый, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью, максимально высоким уровнем исследовательской активности. Он подвижен, общителен, быстро отзывается на события, легко переживает неудачи и неприятности.
    Вопрос 4. Какие черты характеризуют людей с сильной неуравновешенной нервной системой?
    Люди с сильной неуравновешенной нервной системой легковозбудимы, эмоциональны, общительны. Их отличает высокий уровень активности, энергичность действий, сильные и ярко выраженные эмоциональные переживания. Для них характерны несдержанность, вспыльчивость в конфликтных ситуациях.
    Вопрос 5. Люди с какой нервной системой быстро ориентируются в обстановке, мгновенно реагируют на раздражители?
    Люди с сильным неуравновешенным типом нервной системы быстро ориентируются в обстановке, мгновенно реагируют на раздражители?
    Вопрос 6. Людей с каким типом нервной системы И. П. Павлов назвал «тружениками жизни»?
    Это флегматики. По своему темпераменту медлительны и невозмутимы. Во всей их манере чувствуется степенность, размеренность. Они стойки в своих идеалах и переживаниях, имеют большое терпение. Имеют невысокую общительность и сдержанны в поведении, устойчивы по настроению, без больших радостей и печали, безразлично относятся к критике. Реально оценивают свои возможности, слабо внушаемы и не мнительны. Флегматики — это труженики жизни: они достигают своих целей медленно и упорно. К новому относятся достаточно сдержанно.
    Вопрос 7. Чем отличаются люди со слабым типом нервной системы?
    Люди легковозбудимы, малообщительны, неуверенные в себе. Отличаются сниженным уровнем двигательной и речевой активности, эмоциональной ранимостью. Склонны к глубоким внутренним переживаниям. Им в наибольшей степени свойственны нестандартность мышления, богатство воображения.
    Вопрос 8. Что влияет на формирование нервной системы человека?
    Тип нервной системы наследуется от родителей, но на него существенное влияние оказывает окружающая среда.
    ПОДУМАЙТЕ
    Почему и как окружающая среда влияет на формирование типа нервной системы?
    Почему окружающая среда влияет на формирование типа нервной системы?
    Потому что на то, что тип нервной системы является врожденным свойством, тем не менее, он формируется в тесной зависимости от условий существования человека.
    Как окружающая среда влияет на формирование типа нервной системы?
    В какой семье человек растет, какие примеры поведения он видит, как воспитывается, в каком коллективе учится, работает, что он видит вокруг себя. Все это в совокупности и по отдельности формирует в человеке те или иные поведенческие формы. И это уже не врожденный тип нервной системы, а некоторые новые приобретенные черты.
    Итак, тип высшей нервной деятельности надо рассматривать как результат взаимодействия прирожденных особенностей нервной деятельности и влияния тех внешних условий, при которых рос и воспитывался человек. Правильное воспитание может значительно улучшить типологические свойства.

  3. Fazuni Ответить

    Основными клетками нервной системы являются нервные клетки — нейроны. Все нервные клетки, с которыми человеку предстоит прожить всю жизнь, образуются за 4-5 мес внутриутробного развития. В дальнейшем они немного увеличиваются в размерах и приобретают специфические функции. Если клетки других органов постоянно обновляются и заменяются новыми, то число нервных клеток с возрастом уменьшается. В молодом и зрелом возрасте эти потери незаметны, в пожилом и старческом — замедляются реакции организма, ухудшается способность различать раздражители окружающей среды, ослабляется память. На развитие нервной системы плода влияет здоровье беременной женщины и действие на ее организм факторов среды. Будущая мать должна избегать инфекционных заболеваний, нарушающих развитие плода. Малоподвижный образ жизни женщины во время беременности тоже является фактором риска: плод позже начинает проявлять двигательную активность, что тормозит созревание нервной системы.
    У курящих матерей развивающийся плод страдает от недостатка кислорода, замедляющего развитие мозга. Крайне пагубно воздействие алкоголя. Он нарушает процессы развития нервных клеток и нервной системы в целом. Мозг становится уплощенным, число извилин уменьшается. У новорожденных нарушаются рефлексы и психические функции, они отстают в росте. Любые неблагоприятные воздействия на организм беременной женщины изменяют, состояние нервной системы матери и плода. В дальнейшем нервная система ребенка может стать менее устойчивой.
    В подростковом возрасте даже небольшие дозы алкоголя отрицательно влияют на познавательные процессы. Ухудшается внимание, память и мышление. Наркотические вещества оказывают более сильное негативное воздействие на высшую нервную деятельность. Снижается реакция на факторы внешней среды. Возникают затруднения с восприятием, запоминанием и воспроизведением информации. Эмоции не соответствуют ситуации, что приводит к противоправному, конфликтному и агрессивному поведению. При больших концентрациях наркотиков в крови после начального возбуждения блокируется речемыслительная деятельность и многие функции организма вплоть до остановки дыхания.
    В школьном возрасте необходимо правильно распределять учебную нагрузку. Умственно-эмоциональное напряжение возникает в процессе усвоения большого объема учебных знаний ,при работе с компьютером и других условиях интенсивной умственной работы.
    Умственно-эмоциональное напряжение может привести к развитию утомления, которое сопровождается чувством усталости. Утомление — это следствие напряженной и длительной работы.
    Снижение работоспособности и развитие утомления при умственном труде происходит постепенно. На первом этапе наблюдается врабатывание. Затем наступает этап оптимальной работоспособности. В дальнейшем умственная продуктивность снижается. В школе у большинства учащихся это происходит после третьего урока. На это этапе человек справляется с умственной нагрузкой волевыми усилиями. Далее утомление нарастает. У учащихся старших классов признаки утомления проявляются на последних уроках в конце недели.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *