Почему кризис социального государства вызвал рост инфляции?

14 ответов на вопрос “Почему кризис социального государства вызвал рост инфляции?”

  1. FunnyPark Ответить

    Обратите внимание на то, что не всякое повышение цен является инфляцией, ведь цены могут повыситься и из-за повышения качества выпускаемой продукции. Об инфляции же речь идёт тогда, когда к повышению цен присоединяется дефицит товаров и услуг. Говоря образно, инфляция происходит тогда, когда большое количество денег гонится за малым количеством товара.  
    Виды инфляции
    1. По темпам
    Ползучая (медленная)
    Рост цен не более 3-5% в год
    Галопирующая
    Скачкообразный рост цен (цены то растут, то падают)
    Гиперинфляция
    Высокие темпы роста цен – более 50% в месяц
    2. По источнику
    Инфляция спроса
    Рост цен, спровоцированный избыточным совокупным спросом на товары, производство которых значительно отстаёт
    Инфляция издержек (предложения)
    Рост цен, вызванный увеличением затрат производителя на ресурсы
    3. По степени контроляОткрытаяЦены растут на глазах и люди знают о происходящей инфляции Скрытая (подавленная)Людям не известно, что в стране инфляция, потому что рост цен подавляется государством, но постепенно продукты исчезают с прилавков магазинов и люди сталкиваются с дефицитом товаров
    Причины и последствия инфляции
    Причины инфляции зависят от её источника. Так, инфляция спроса вызвана слишком большим денежным объёмом в обороте, получается, что повышение заработных плат и социальных выплат гражданам может стать причиной инфляции. А инфляция предложения спровоцирована слишком малым производством товаров по причине роста цен на ресурсы производства, повышения налогов и пошлин. Причиной инфляции может стать необходимость погашения государством внешнего долга.
    Последствия инфляции ощутимы практически для всех экономических субъектов и носят они преимущественно негативный характер:
    Во-первых, инфляция приводит к обесцениванию сбережений, особенно пагубно она сказывается на пенсионерах, в то время, как заёмщикам инфляция на руку.
    Во-вторых, производители не стремятся улучшать качество выпускаемой продукции.
    В-третьих, ухудшается благосостояние государственных служащих, студентов, пенсионеров, так как снижается их реальный доход.
    В-четвертых, инфляция приводит к сокращению кредитования и инвестирования, так как, кредиторы и инвесторы перестают давать деньги в долг или вкладываться в производство, опасаясь упадка их стоимости.
    В-пятых, инфляция приводит к кризису финансовой системы страны в целом.
    Антиинфляционная политика

  2. icesand Ответить

    Для либерального государства* решение социальных вопросов может быть навязано «против воли», поскольку любое современное государство связано в большей или меньше степени с социальной политикой, хотя бы для того, чтобы сгладить некоторые явные дисфункции, гарантировать минимум согласия между социальными группами и пр.
    Социалистическое государство это делает по определению, не имея возможности радикально осуществить изменения.
    Если признать существование социального государства как формы социальной организации* со свойственными ему признаками – целенаправленным движением к прогрессу при помощи экономического роста, результаты которого распределяются посредством договоров с разными социальными группами о разделении доходов, то такая идеальная модель не состоялась даже в период «славного тридцатилетия»**.
    Результат: период расцвета социального государства характеризуется как имеющий незаконченный, неопределенный и даже противоречивый характер.
    1. Незаконченный характер:
    Многие социальные достижения 50-70-х гг. носят декларативный или мало влияющий на улучшение положения трудящегося характер.
    Пример (укрепление трудового права): принятие законов о контроле над увольнениями во Франции в 1970-е гг., снижающие произвол работодателя в вопросах увольнения*:
    – увольнение возможно по индивидуальным причинам (1973 г.). Инициатором выступал работодатель, а в спорных случаях работник в суде доказывал, что стал жертвой несправедливости;
    – увольнение по экономическим причинам (1975 г., отменен в 1986 г.). Инициатором увольнения выступал работодатель, а специальная инспекция по труду проверяла наличие экономических трудностей на предприятии.
    Результаты:
    1. Во многом неопределенные результаты ужесточения трудового права: не удалось добиться демократии или взаимности между работодателем и работником.
    2. Непрерывный экономический рост и почти полная занятость в этот период.
    Вопрос: Что из двух факторов стало причиной чрезвычайного низкого уровня увольнений? Исключительно благоприятная экономическая конъюнктура или надежная система защиты труда? Одновременно бессрочный договор найма позволял работнику делать карьеру на предприятии.
    Решение (Р.Кастель): социальная защита и экономический рост взаимосвязаны. Однако их связь не неоспорима: то есть нельзя сказать, что нет социальной защиты без экономического роста или наоборот. Природа этой связи такова, что экономический рост способствует росту социальных гарантий, но не может заменить собой политическую волю. Иногда самые большие прорывы в вопросе социальных прав происходили при чрезвычайно низком уровне производства и состоянии экономической разрозненности*
    Вывод: если гарантии опираются исключительно на экономический рост, то они могут быть обманчивыми. При изменении экономической конъюнктуры (как сейчас) гарантии склонны исчезать, но это не мешает большинству лиц в период экономического роста считать, что они могут управлять своим будущим и совершать действия, включенные в это будущее, то есть делать вложения в товары длительного пользования, брать кредиты и пр. При изменении конъюнктуры неожиданным наследством оказываются долги, способные расстроить положение трудящихся. Но можно сказать, что и раньше они были потенциально уязвимы, поскольку их судьба была явно связана с продолжительным поступательным развитием вперед, которое они совершенно не контролировали.
    2. Неопределенный характер (непредвиденные результаты системы социальной защиты)
    События 1968 г. (молодежные выступления) проходили под лозунгом «изменить жизнь». Это были требования:
    – вернуть индивиду суверенитет;
    – отказ от запрограммированного существования в виде подчинения логике отложенного удовольствия* (молодежь выступала против государственного планирования и страхования).
    Результат: кроме ультраправых (либеральных) и ультралевых (критика общества потребления и всевозможные направления марксизма), под сомнение ставилась форма управления социальным государством. В 1960-70-е гг. большое число инициативных движений граждан, объединявшиеся в ассоциации (клубы), критиковали технократический способ управления обществом. Они стремились навязать свое участие в процессе принятия решений, затрагивающих их повседневную жизнь. Предлагалось сделать опорой политического и социального действия участие граждан.*
    В это время происходит бурное развитие критической социологии, которая концентрировалась на трех главных темах:
    Социальное государство воспроизводит неравенство, особенно в области образования и культуры.
    В обществе наемного труда сохраняется социальная несправедливость и эксплуатация рабочей силы;
    Обращение с некоторыми категориями населения (заключенными, психическими больными, неимущими) недостойны демократического общества.
    В целом, критика была направлена на неэффективное управление, которое воспроизводит несправедливые способы распределения доходов, но при этом не затрагивала глубокие основания социального государства, связанные с процессами становления общества наемного труда.
    3. Противоречивый характер системы социальной защиты.
    Выявился только во время экономического ухудшения ситуации в 1970-е гг.*
    Проявилось в том, что социальное государство оказало сильное унифицирующее воздействие. Распределение пособий требовало определение групп индивидов, которым они предназначались, что в свою очередь привело к стиранию индивидуальных особенностей. «Имеющий право» стал членом абстрактного коллектива и переменной в административно-юридической системе (этот способ управления долгое время подвергается критике за свой «бюрократический», «технократический» характер). С другой стороны, функционирование такой системы оказало индивидуализирующее воздействие в том смысле, что клиенты общественных служб утрачивают связи с реальными коллективами.
    Ослабляя первичную социабельность, социальное государство создало новые типы связей, но на другом уровне, чем простая принадлежность к конкретным общностям.
    Опасности обезличенных связей:
    государство больше не способно выполнять своих обязательств так, как оно это делало в период экономического роста;
    если государство больше не способно поддерживать систему социальной защиты, то под угрозой оказываются сами социальные связи;
    индивид оказывается в прямой зависимости от развития такого общества, не имеющего крепких коллективных образований, держащихся на конкретной солидарности;
    разрушая основной антагонизм социальное государство заменяет его корпоративизмом*
    Результат: система социальной защиты оказывается в тисках. Социальное страхование трансформируется из состояния, когда активное население платило в основном за активное, в состояние, когда активное население должно платить преимущественно за неактивное, доля которого все увеличивается.
    Д. Оливенне: «В универсуме, где, с одной стороны, увеличивается число пожилых людей и школьников, а с другой стороны, ослабевают связи между производством, занятостью и доходом, ограниченная часть работающего активного населения отдает все большую и большую часть своих доходов на финансирование превосходящего числа тех, кто еще не работает, уже не работает или никогда не будет работать».
    Практический вопрос к социальному государству:
    Должна ли система социальной защиты стремиться всех граждан освободить от нужды, или быть преимущественно связанной с трудом?
    Ответ:
    1. В.Беверидж: система социальной защиты должна всем гарантировать доход, достаточный для оплаты потребностей*, но при этом необходимо поддерживать полную занятость** и предотвращать безработицу.
    2. Система Бисмарка: социальная защита должна быть напрямую связана с социальными отчислениями.
    Между этими системами нет принципиальных различий, поскольку они обе связаны с занятостью. В первом случае достаточно ее обеспечить, чтобы оплатить потребности всех, во втором случае, обязать всех платить взносы, что можно сделать только в условиях полной занятости.
    Выводы:
    1. Ахиллесова пята социального государства – безработица. Этот риск трудно застраховать, поскольку он отличается от других (болезни, старости, производственной травмы) возможностью принятия массового характера, в результате чего снижаются возможности финансирования остальных рисков.
    Поэтому, сформировавшийся в XX в. режим социального государства (в любом варианте), опирается только на определенный режим труда*, который сегодня быстро трансформируется.
    2. Существенным фактором дестабилизации социального государства является процесс децентрализации управления, передачи прерогатив центрального правительства в пользу нижестоящих властей, и вышестоящих (в связи с развитием ЕС в Европе).
    3. Глобализация экономики и преобладание финансового капитала. Если раньше социальная политика государства являлась следствием сложных взаимоотношений между требованиями внутренней политики (необходимости сохранения социальной сплоченности) и требованиями внешней политики (необходимости быть конкурентоспособными и сильными)*, то сегодня правила игры таковы, что на глобальном рынке труда разные страны находятся в ситуации конкуренции с географическими зонами, имеющими дешевую рабочую силу. Это дополнительная причина того, почему даже при возобновлении экономического роста государства никогда больше не смогут проводить политику «славного тридцатилетия».
    Что делать? Идет ли речь об «истощении модели общества»? (Ю.Хабермас)
    Социальное государство, в отличие от социалистического государства, стремилось сформировать условия для создания общества свободных людей посредством победы над зависимостью труда «мягким способом».
    Труд стал основанием социального признания и фундаментом для защиты от различных опасностей и несчастий. Если он оставался тяжелым и зависимым, работник все-таки получал за него
    вознаграждение, став гражданином в системе социальных прав, получателем различных пособий, выплачиваемых ему бюрократическим государством, а также признанным потребителем рыночных товаров.
    Что может произойти, если труд потеряет свое центральное место?
    М. Гоше: «Классическое государство всеобщего благоденствия, являющееся следствием классового компромисса, в то же время производит огромное индивидуализирующее воздействие. Когда мы предоставляем индивидам такой замечательный парашют, как гарантированная социальная помощь, то разрешаем им в любой жизненной ситуации освободиться от любого типа общности, от всех возможных видов социальной принадлежности, начиная с элементарной зависимости от соседей. Если есть социальное страхование, то для оказания помощи мне не нужен сосед по лестничной клетке. Государство всеобщего благоденствия – это мощный фактор индивидуализма».
    Лекция 8.

  3. KaTrek Ответить

    Пятое. Чрезмерные инвестиции в отдельные отрасли экономики, например, в сельское хозяйство, не дающие должного экономического эффекта.
    Шестое. Структурные нарушения в экономике – диспропорции между накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства и др. факторы.
    Экономисты выделяют в качестве альтернативных концепций два вида инфляции: инфляцию спроса, инфляцию издержек. Эти концепции рассматривают различные причины инфляции.
    Инфляция спроса (demand-pull inflation) – нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса. Инфляция спроса возникает как следствие избыточных совокупных расходов (совокупного спроса) в условиях, близких к полной занятости. Избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Производственный сектор не в состоянии ответить на избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: “слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров”.
    Инфляцию спроса можно проиллюстрировать графически на модели AD-AS (рис. 13.5).

    Инфляция спроса имеет место, когда кривая совокупного спроса сдвигается вверх, в то время как кривая совокупного предложения неизменна или перемещается вверх, не опережая при этом движения кривой совокупного спроса. Увеличение денежной массы в течение короткого промежутка времени сдвигает кривую совокупного спроса вправо (AD1 ® AD2), и если экономика находится на промежуточном (2) или (3) отрезках кривой совокупного предложения, то это ведет к росту цен, что представляет собой инфляцию спроса.
    Инфляция спроса происходит тогда когда представляющий государство Центробанк проводит неправильную денежную политику, нагнетая в обращение избыточную, т.е. необеспеченную товарами массу денег.
    Инфляция неизбежна и в том случае, когда расходы государства превышают его доходы.
    Инфляция издержек (cost-push inflation) возникает как следствие повышения средних издержек на единицу продукции и снижения совокупного предложения. Повышение средних издержек относительно сокращает прибыли фирм, что приводит к снижению выпуска фирм и спаду совокупного предложения. При прежнем уровне совокупного спроса снижение совокупного предложения приводит к росту среднего уровня цен и увеличению темпа инфляции.
    Инфляцию издержек можно показать графически на модели AD-AS (рис. 13.6). Смещение кривой совокупного предложения влево (AS1 ® AS2) в результате действия причин, указанных ниже, отражает увеличение издержек на единицу продукции, возрастают цены (P1 ® P2), сокращается реальный объем производства, (Y2 < Y1), или реальный ВНП.

    Сочетание инфляции спроса и инфляции издержек образует инфляционную спираль, в которой возросшие инфляционные ожидания экономических агентов выполняют роль передаточного механизма.
    Государственная политика, направленная на краткосрочное стимулирование совокупного спроса, вызывает инфляцию спроса по мере приближения экономики к состоянию полной занятости ресурсов. В условиях инфляции спроса экономические агенты постепенно корректируют свое поведение: ставки номинальной заработной платы повышаются в новых трудовых соглашениях в соответствии с возросшими инфляционными ожиданиями. Повышение ставок номинальной заработной платы вызывает рост средних издержек производства, что является основой для развертывания инфляции издержек.
    Если правительство и Центральный банк не располагают инструментами управления инфляционными ожиданиями, то на основе спирали “заработная плата — цены” возникает гиперинфляция, которая оказывает особенно разрушительное воздействие на занятость и выпуск, так как в этих условиях экономически выгодно вкладывать средства в спекулятивные операции, а не в инвестиции. Ситуация недоверия к непоследовательной политике правительства и Центрального банка, характерная для многих переходных экономик, является подходящей “средой” для развертывания неуправляемой инфляции.
    Современная экономика инфляционна в силу своих конструктивных особенностей. Те, кто планирует антиинфляционную политику, вправе рассчитывать лишь на то, чтобы установить над инфляцией надежный контроль, удержать умеренный рост цен. Именно эта задача, а не искоренение инфляции реально разрешима.
    Некоторые экономисты считают, что невысокий уровень инфляции оживляет экономическую конъюнктуру. Однако следует помнить, что пагубность даже небольшого уровня инфляции заключается в искажении ценового сигнала. Экономические решения, учитывающие искаженную ценовую информацию, пусть даже они принимаются по всем правилам рациональности, становятся все менее и менее эффективными. Цены, учитывающие искаженную информацию, углубляют диспропорции в экономике и, при прочих равных условиях, темпы инфляции могут перейти на более высокий уровень.

    Рассмотрим подробнее социально-экономические последствия инфляции:

    1. Инфляция искажает относительные цены, что деформирует факторное распределение доходов и размещение ресурсов, а также снижает эффективность производства и дальнейшего распределения по всей воспроизводственной цепочке. В том числе, инфляция нарушает распределение национального дохода между трудом и капиталом в пользу капитала. Действительно, чем выше темпы инфляции, тем ниже реальная заработная плата, тем меньшей частью национального продукта вознаграждается фактор труда по отношению к фактору капитала. Т.е., при ускорении темпов инфляции доля труда в национальном доходе сокращается.
    2. Инфляция перераспределяет имущество от кредиторов к должникам. Долги в условиях инфляции возвращаются подешевевшими деньгами: при неравномерном росте цен невозможно застраховать ссужаемый капитал, так как невозможно точно рассчитать будущий темп инфляции. Инфляция нарушает пропорции распределения национального дохода между частным сектором и государством в пользу последнего. Реализуя монопольное право на эмиссию, например, в целях покрытия бюджетного дефицита, государство расширяет денежное предложение, повышая темпы инфляции. Покупательная способность населения снижается и оно недопотребляет часть национального продукта. Покупательная способность государства, наоборот, вырастает на перераспределенную в его пользу денежную сумму. Таким образом, государство посредством эмиссии облагает население специфическим видом налога – инфляционным налогом (IТ),ставка которого равна темпам инфляции.
    3. Инфляция перераспределяет национальный доход между получателями трансфертных платежей и участниками производства в пользу последних. Факторный доход участников производства, получаемый в денежной форме, растет пропорционально инфляционному повышению цен. Напротив, номинальный доход в виде пенсий, пособий и других трансфертных выплат не привязан к изменению цен (в период между индексациями) и его покупательная способность уменьшается быстрее, чем реальный доход участников производства, который при не слишком высокой инфляции может остаться неизменным.
    Рассмотренные перераспределительные эффекты, создаваемые инфляцией, воздействуют и на поведение экономических субъектов. При высоких темпах инфляции агенты рынка перестают доверять друг другу, включая государство, что усиливает инфляционные ожидания и экономическую нестабильность.

  4. Creon Ответить

    українська мова , вашуленко  4 клас частина 2 вправа 128
    Цинк массой 26 г полностью прореагировал с соляной кислотой. Рассчитайте :
    1)массу выделившегося водорода
    2)массу образовавшейся соли
    В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
    Выберите один ответ:
    a. аккл..матизироваться, ст..снённый (в средствах), выч..тание
    b. ап..лляционный, дел..катес, прот..рать
    c. скр..пучий, созд….
    Переведите 644 Кбит/с в бит/с
    Тело объема  0,8 в кубе плавает на поверхности воды.Какой объем выступающее над водой часть телп,если дейвствующая на него Архимедова сила 600Н ? помогите :*
    1. Наименьший
    радиус атома имеет:           1) фтор          2) углерод
    3) литий               4) кислород
    2.Высший оксид
    состава R2O3 образует:      1) углерод     2) сера          3) алюминий       4)
    азот
    3. Кис…
    помогите пожалуйста)) Треба написати план до “Лісової пісні” Лесі Українки))
    Принадлежит ли графику обратной пропорциональности y=-36/x точка:
    1) М (-3;12) 2) N (72; -0,5) 3) K (12; 3) 4) (-18; -2)
    Конституцию РФ от всех других федеральных законов отличает
    1) обязательность для всех граждан 3) высшая юридическая сила
    2) нормативно-правовой характер 4) обеспеченность силой государства
    молярна маса оксиду одновалентного металу на 110 менша від маси йодиду цього елемента. Визначте елемент.

  5. Gugami Ответить

    5) Разбалансированность инвестиций

    Избыточные инвестиции в одни отрасли, а значит, недостаток инвестиций в другие одновременно приводят к излишнему производству одних товаров и наоборот, к недостатку, дефициту других. Это нагнетает диспропорции в экономической системе и в т.ч. в области денежного обращения.

    6) Милитаризация или военизация экономики

    Увеличение военных расходов на время оживляет конъюнктуру финансовой системы, но в целом приводит к деформации структуры товарного производства и разгоняет течение инфляции. Военные расходы становятся основой создания дополнительного платежеспособного спроса со стороны тех лиц, которые находятся на военной службе или заняты в военной отрасли. Результатом этого становится рост денежной массы на фоне отсутствия реально поступающих товаров в оборот.

    7) Кризис государственных финансов

    Такой кризис возникает тогда, когда государство расширяет свои социально-экономические функции, что приводит к увеличению непроизводительных расходов. Методы, применяемые для покрытия бюджетного дефицита, как правило, вызывают рост обращающейся денежной массы. Промышленно-развитые государства стремятся избежать эмиссии и для погашения дефицита госбюджета предпочитают использовать налоги, а также государственный кредит.
    Непосредственно налоги не являются критерием, составляющим причины инфляции, но они виляют на ценообразование. Косвенные налоги входят в состав цены облагаемых ими товаров, а их повышение приводит к ценовому росту. Влияние государственного долга на инфляцию зависит от методов размещения государственных обязательств. Если ценные бумаги государственного уровня (т.е. облигации) размещаются в банковских структурах путем эмиссии платежных инструментов, то это приводит к инфляционным последствиям.
    Остальные причины инфляции раскрыты во второй части данной статьи.
    Часть 2. Остальные причины инфляции (продолжение…)

  6. прощай_школа Ответить

    Во время кризиса значительно уменьшается занятость трудящихся. Это создает угрозу социально-экономической безопасности.
    Задача
    Какие обстоятельства вызывают угрозу социально-экономической безопасности работников?
    Ответ дан в конце гл. 20.
    Роль государства в обеспечении занятости работников
    Зная сущность и причины безработицы, мы ознакомились с тем, как происходит переход от одной противоположности – безработицы – к другой противоположности – занятости. В этом изменении трудовой занятости первостепенную роль играет социальное и правовое государство.
    В таком государстве действует система социальной защиты, которая обеспечивает экономическую безопасность трудящихся.
    Первым элементом такой системы является регулирование занятости. Многие государства принимают следующие меры:
    • сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;
    • рекомендуют осуществлять на предприятиях разделение рабочих мест между тружениками (для увеличения занятости);
    • досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2–3 года;
    • создают новые рабочие места и организуют общественные работы (в области инфраструктуры – для постройки высококачественных дорог и т.п.), особенно для хронических безработных и молодежи;
    • сокращают предложение рабочей силы на рынке труда; ограничивают иммиграцию (возвращение на родину) иностранцев и др.
    Другим элементом рассматриваемой системы служат биржи труда, созданные еще в первой половине XIX в.
    Биржи труда – это учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. Они ведут учет и трудоустройство безработных, содействуют желающим переменить род деятельности, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессионально ориентированной молодежи.
    Однако направление на работу, выданное биржами, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают действовать через собственные отделы кадров. Отказ от предложения биржи обычно влечет за собой лишение пособия по безработице.
    Следующим элементом системы обеспечения экономической безопасности трудящихся являются фонды страхования по безработице, оказывающие потерявшим работу материальную помощь. Эти фонды образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы занятых и прибыли фирм.
    В современных условиях государству приходится решать все возрастающую по своим масштабам задачу по такому регулированию занятости, которая связана с трудоустройством иммигрантов из других стран, получивших права на проживание и работу в стране пребывания.
    В России вводятся государственные каналы поступления на рынок труда гастарбайтеров, направляемых в разные регионы страны. При этом учитываются потребности в рабочей силе, профессии и уровне квалификации гастарбайтеров, формы их необходимого обучения и повышения квалификации.
    Другим опасным “социальным злом” для населения страны является инфляция (от лат. inflation – вздутие), которая проявляется в повышении цен на товары, росте неудовлетворенного спроса. Этот процесс нарушает действие закона денежного обращения.
    Закон денежного обращения
    Данный закон определяет количество денег, необходимых для обращения. Разумеется, что речь идет только о наличных деньгах, обладающих полной ликвидностью (см. гл. 6). При устойчивом состоянии экономики денежная масса на рынке уравнивается с объемом товарной массы:
    Д ? О = Ц ? Т,
    где Д – количество денег в обращении; О – скорость обращения денег (сколько раз за данное время денежная единица обслуживает торговые сделки); Ц – средняя цена типичной торговой сделки; Т – количество товаров.
    Исходя из этой формулы мы определяем формулы рыночной цены при устойчивом и неустойчивом состояниях денежного обращения. На практике складываются три основных варианта динамики рыночных цен.
    Первый вариант: равновесная цена

    Согласно этой формуле рыночная цена в равной мере зависит от массы денег, затраченных на покупки, и от стоимости всех товаров.
    Второй вариант: инфляция

    В этом случае деньги растут быстрее товарной массы.
    Третий вариант: дефляция

    При данном варианте товары дешевеют.
    Кому выгодна инфляция?
    Что же служит рычагами инфляции?
    1. Инфляционный налог, вводимый государством. Когда правительство какой-то страны не решается увеличить прямые налоги, оно прибегает к инфляционному налогу.
    Инфляционный налог вводит государство, когда через центральный банк организует печатание новых денег, чем уменьшает стоимость старых денег, имеющихся на руках у населения.
    Величина инфляционного налога (Ни) равна произведению уровня инфляции (И), показывающего, насколько обесцениваются деньги, на сумму денег (Д), имеющихся в наличии у населения:
    Ни=И ? Д
    Очевидно, что реальные доходы населения уменьшатся на величину инфляционного налога. Так, например, “налог на наличные деньги” в западных странах обычно составляет не более 10% валового национального продукта. В Российской
    Ответы на задачи
    Федерации инфляционный налог в 1990-х гг. достигал чрезвычайно большой величины: во II квартале 1992 г. – 28% ВВП (46% дохода домашних хозяйств), а во II квартале 1993 г. – 20% ВВП (25% дохода домашних хозяйств).
    2. Увеличение внутренних и внешних долгов государства. В ряде стран государство, как правило, превышает свои расходы над доходами (образуется бюджетный дефицит). Для покрытия дефицита правительство обычно увеличивает внутренний государственный долг (выпускает ценные бумаги, получает кредиты, за которые затем приходится расплачиваться населению и предприятиям).
    Аналогичные действия предпринимает государство, если оно увеличивает свой внешний долг (берет взаймы иностранную валюту). Расплачиваются за эти долги также население и предприятия.
    3. Умножение банками своей прибыли. При инфляции коммерческие банки наживаются за счет следующих мер:
    • устанавливают высокие процентные ставки за кредит, которые существенно превышают уровень индекса цен;
    • постоянно спекулируют при обмене иностранных валют на национальную валюту.
    4. Установление монополиями выгодных цен. Монополии, продающие основную массу товаров, устанавливают влияющие на инфляцию монопольно высокие цены.
    Изменение цен во время кризисов связано не только с инфляцией, но и с дефляцией.
    При изучении социальных последствий экономических кризисов студентам предлагается выполнить практическую задачу.
    Задача
    Какие эффективные меры способствуют дефляции?
    Ответ дан в конце гл. 20.
    Ответы на задачи
    Тест 1
    а) рост инвестиций в частном секторе происходит в фазах депрессии, оживления и подъема;
    б) сокращение прибыли бывает в фазе кризиса;
    в) рост налоговых поступлений имеет место в фазах оживления и подъема;
    г) увеличение спроса на труд происходит в фазах оживления и подъема;
    д) падение курса акций случается в фазе кризиса;
    е) увеличение выплат по безработице бывает в фазах кризиса и депрессии;
    ж) снижение нормы процентной ставки происходит в фазе кризиса.
    Тест 2
    а) объем промышленности увеличивается после наступления фазы спада;
    б) средняя продолжительность рабочей недели растет после наступления фаз оживления и подъема;
    в) курсы ценных бумаг повышаются после фазы спада;
    г) объем товарных запасов промышленности растет после фазы спада.
    Был ли экономический кризис в России 1990-х гг. кризисом перепроизводства?
    Давайте сопоставим основные признаки кризиса перепроизводства с признаками российского кризиса.
    Был ли экономический кризис в России циклическим кризисом? Ответ: не был. За период с 1920 г. и до конца XX в. в России был всего лишь один экономический кризис, в 1990-х гг. (табл. 20.4).
    Таблица 20.4. Характеристика экономического кризиса в России, % к предыдущему году
    Год
    Снижение производства
    1990
    -3
    1991
    -5
    1992
    -15
    1993
    -9
    1994
    -13
    1995
    -4
    1996
    -3
    1997
    +0,9
    1998
    -5
    Начавшийся в 1990 г. кризис недопроизводства вскоре был преобразован с помощью так называемой шоковой терапии.
    Срочно были введены очень высокие розничные цены на предметы потребления. Это позволило быстро заполнить пустовавшие полки магазинов товарами, которые предлагались по недоступным для большинства населения ценам. В итоге рыночное предложение предметов потребления сильно превысило спрос потребителей. Тем самым экономический кризис в какой-то мере стал похожим на кризис перепроизводства. Но в то же время проводилась приватизация государственной собственности. Она сопровождалась фактической ликвидацией многих крупных предприятий, что отрицательно сказалось на техническом прогрессе национального хозяйства.
    Какие обстоятельства вызывают угрозу социально-экономической безопасности работников?
    Эта угроза обусловлена следующими обстоятельствами:
    • люди теряют источник средств существования для себя и для семьи;
    • наступает “банкротство” денежных сбережений (невыплата долгов);
    • утрачиваются средства для охраны здоровья;
    • ухудшается профессиональная подготовка работника;
    • человеку кризис наносит моральный и психологический удар.
    Какие эффективные меры способствуют дефляции?
    В условиях кризиса в национальной экономике в ряде стран цены на многие товары значительно возрастают. В связи с этим для нормализации уровня цен важно использовать меры, способствующие дефляции. Это достигается посредством ряда эффективных способов:
    • изъятие государством из обращения части избыточной денежной массы, выпущенной в период инфляции;
    • увеличение налогов на возросшие спекулятивные доходы;
    • сокращение расходов государственного бюджета;
    • увеличение доли сферы услуг, где общий уровень цен относительно ниже в результате использования дешевых информационных технологий;
    • использование более дешевых импортных товаров, поступающих из развивающихся стран в развитые страны;
    • ограничение монополистической деятельности в области ценообразования.
    Эти и другие меры, проведенные в нашей стране за последние годы, позволили в 2011 г. снизить уровень инфляции до 6,3%.

  7. dr_vk Ответить

    чрезмерный выпуск государственных ценных бумаг, не обеспеченных платежными средствами;
    рост дефицитности государственного бюджета;
    возрастание скорости оборота денег, вызванное инфляционными ожиданиями («бегство от денег»);
    чрезмерные военные расходы.
    Основные меры борьбы с инфляцией спроса – это ограничение количества денег в обращении. Государство проводит политику дорогих денег: повышает ставку ссудного процента, ограничивает кредитование, сокращает государственные расходы.
    Инфляция предложения – это рост затрат (издержек производства), опережающий рост реального объема производства и производительности труда. Инфляция предложения обусловлена повышением цен на факторы производства:
    рост заработной платы, опережающий рост производительности труда;
    рост затрат на сырье, материалы, энергоносители, транспортные средства;
    рост цен на природные ресурсы.
    Инфляция предложения связана с перераспределением национального дохода, поэтому остановить ее можно только при помощи государства.
    Меры, направленные на преодоление инфляции предложения, следующие:
    повышение производительности труда;
    стимулирование НТП;
    введение ограничений на рост заработной платы, прибылей и цен;
    снижение процентных ставок;
    активизация конкуренции.
    В целом инфляция оказывает противоречивое воздействие на экономику. Так, ее умеренный рост стимулирует производство, но ее значительные размеры имеют негативные последствия.
    Более того, возникнув, инфляция воспроизводит себя во все увеличивающихся масштабах. Этому способствует также спираль «цена – заработная плата». (Рост цен ведет к росту заработной платы. В свою очередь увеличение заработной платы выступает причиной дальнейшего роста цен.)
    Высокий уровень инфляции обесценивает амортизационные фонды и кредиты, тормозит развитие производства. Деньги теряют покупательную способность, долгосрочные инвестиции невыгодны, а цены и процентные ставки нестабильны.
    Особенно опасна гиперинфляция, при которой происходит сброс денежной массы («бегство от денег»), усиливаются бартерные отношения, которые разрушают производство.
    Инфляция связана также с перераспределением доходов. В большей степени от нее страдают граждане с фиксированными доходами (служащие, пенсионеры, студенты). Среди антиинфляционных мер, применяемых правительством, можно выделить следующие:
    проведение политики ограничения денег в обращении и роста заработной платы;
    стабилизация государственных расходов и обращения денежной единицы;
    совершенствование налогообложения;
    достижение равенства между ростом денежной массы и ростом объема товарной массы.
    Таким образом, инфляция – многофакторное явление, негативно влияющее на рост цен и доходов населения. Сдерживание инфляции связано с четким определением ее форм, а также методов государственной антиинфляционной политики.
    В настоящее время в рыночной экономике преобладают два направления антиинфляционной политики государства: кейнсианское и монетаристское.
    Кейнсианская антиинфляционная политикаоснована на активизации эффективного спроса.
    Под эффективным спросом понимается создание для крупных фирм благоприятных условий инвестирования как посредством государственного инвестирования, так и через удешевление кредитов. Эти фирмы тесно связаны со смежниками, в результате создается мультипликативный эффект, который приводит к расширению производства, способствуя росту предложения и как следствие – снижению цен и инфляции.
    Недостатком данной политики является то, что она увеличивает расходы государства, создавая бюджетный дефицит. При этом дефицит бюджета покрывается не через дополнительную эмиссию денег, а через государственные займы, что увеличивает государственный долг.
    Таким образом, действие данной антиинфляционной политики возможно в краткосрочном периоде, иначе неизбежно нарушаются пропорции и возрастает государственный долг.
    Монетаристская антиинфляционная политика основана на том, что главной причиной инфляции считается нарушение пропорций денежного обращения в результате непродуманного государственного вмешательства в экономику, роста расходов и дефицита государственного бюджета. Необходимо устранить всякие барьеры, мешающие притоку капитала и либерализации экономики.
    Меры, сдерживающие инфляцию, в этом случае подразделяются на связанные с совокупным предложением и совокупным спросом.
    Со стороны предложения для сдерживания инфляции данная политика рекомендует:
    активно продавать ресурсы, информацию,
    вести наступление на монополии и поощрять мелкое предпринимательство,
    осуществлять разумную приватизацию государственной собственности.
    Со стороны спроса ограничить инфляцию рекомендуется через:
    проведение денежных реформ конфискационного типа, чтобы уменьшить количество денег в обращении;
    замораживание сбережений;
    увеличение процентной ставки и ограничение кредитов;
    сокращение расходов государственного бюджета на социальные нужды.
    Все эти меры направлены на сокращение покупок и удорожание денег. Введение дорого кредита делает малоэффективные предприятия убыточными, а наиболее эффективные – прибыльными. Вместе с тем сдерживание совокупного спроса не должно быть слишком продолжительным, так как ведет к снижению уровня жизни и возникновению социальных конфликтов.
    Итак, монетаристская политика осуществляется в три этапа:
    на первом – проводится конфискационная денежная реформа;
    на втором – сокращается бюджетный дефицит через удорожание кредитов;
    на третьем – снижаются налоговые ставки.
    На первых двух этапах используются меры, снижающие совокупный спрос, а на третьем – стимулирующие рост товарной массы (предложения).
    Проведение данной антиинфляционной политики рассчитано на длительную перспективу.
    Таким образом, оба направления антиинфляционной политики позволяют осуществить государственное регулирование рыночной экономики в краткосрочном и долгосрочном периоде.
    В странах с переходной экономикой и неразвитым рынком возможна антиинфляционная политика, получившая название «градуалистской» (постепенной). Суть ее состоит в следующем:
    государство осуществляет структурную перестройку, устраняя диспропорции в экономике;
    стимулирует инвестиции, особенно в перспективные отрасли;
    активно участвует в инвестировании;
    поддерживает отечественных производителей через снижение налогов;
    применяет меры, направленные на стимулирование платежеспособного спроса населения.
    Таким образом, применяя разнообразные меры антиинфляционной политики, государство формирует устойчивый рост производства (предложения), стабилизирует спрос и уровень инфляции.

  8. Terisar Ответить

    Многие современные экономисты при анализе инфляции и разработке антиинфляционных предложений акцентируют внимание на роли издержек и зачастую ключевым элементом, приводящим в движение инфляционную спираль, считают заработную плату. Механизм непрерывного повышения цен, по их мнению, оказывается встроенным в современную экономику корпораций и работающих с ними профсоюзов.
    Сторонники институциональных теорий, которые в наше время получают все большее распространение, главной причиной инфляции считают чрезмерность государственных расходов, порождаемую интересами определенных групп населения, политических партий и правящей бюрократии. Институционалисты считают, что главное в противодействии инфляции – это свобода конкуренции и «чистые» рыночные отношения как в сфере индивидуального, так и в сфере общественного выбора. Особое внимание они уделяют тем факторам либерализации экономики, которые способны были бы ограничить рост государственного вмешательства в нее. По их мнению, именно государственная бюрократия заинтересована в увеличении государственных расходов, расширении государственного вмешательства в экономику. Следовательно, от нее нельзя ожидать действительного контроля или ограничения роста расходов. Необходимые ограничения должны быть внесены извне в виде соответствующих и конституционно закрепленных правил, которые бы защитили рыночную систему от чрезмерного влияния государства. В качестве главных ограничителей обычно предлагается: законодательно утвержденная граница роста государственного долга, размер бюджетного дефицита, а также пределы увеличения доли государственных расходов.
    Виды инфляцииможно классифицировать по различным критериям.
    1) по темпам роста цен на товары:
    · ползучая (умеренная): рост цен до 10 % в год. Такая инфляция контролируется, даже сопровождается ростом деловой активности (стимулирует модернизацию, ввод нового оборудования).
    · галопирующая: рост цен от 10% до 200 % в год. Деньги начинают терять свою ценность.
    · гиперинфляция: рост цен свыше 200 % в год или 50 % в месяц. Инфляция становится неуправляемой. Цены пересматриваются каждый день. «Бегство от денег» в реальные ценности.
    2) по степени расхождения роста цена на различные товары:
    · сбалансированная: происходит пропорциональный рост цен на все товары.
    · несбалансированная: рост цен происходит в разных пропорциях. Возникают трудности у производителей в определении затрат на производство. Сложно определить выгодные сферы производства.
    3) по степени предсказуемости:
    · ожидаемая инфляция – прогнозируется (предсказывается) заранее. Например, если все фирмы и население знают, что цены вырастут в 100 раз, то и на свои товары требуют повышения цен в 100 раз (станки, оборудование, рабочая сила, услуги).
    · неожиданная инфляция – внезапный скачок цен, превышение фактического темпа инфляции над ожидаемым.
    4) по форме проявления:
    · открытая инфляция – открытый, явный рост уровня цен, падение покупательной способности денежной единицы, рост стоимости потребительской корзины.
    · подавленная инфляция – существовала в СССР. Проявляется в товарном дефиците, очередях, росте цен на «черном» рынке. Все это при неизменном уровне цен, который удерживается командными методами.
    5) по воздействию спроса и предложения:
    · инфляция спроса – избыток денег в экономике приводит к росту спроса, а следовательно, к росту цен.
    · инфляция издержек (предложения) – рост цен в результате роста издержек производства. Инфляция предложения (издержек) возникает как следствие повышения средних издержек на единицу продукции (рост цен на сырье, ресурсы), что ведет к сокращению совокупного предложения. В этом случае цены растут, а объем производства сокращается.
    Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка. Исходя из этого, к методам антиинфляционного воздействия корректно относить лишь ту деятельность государства, которая направлена именно на устранение названных явлений. Отметим также, что эффективную борьбу с инфляцией легче вести в том случае, если инфляция принимает открытые формы.
    От собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции, т.е. социальной защите населения путём компенсации и индексации его доходов.
    Антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.
    Этот комплекс можно подразделить на две группы. Первая — антиинфляционная стратегия, включающая цели и методы долговременного характера. Вторая — антиинфляционная тактика, охватывающая набор мер и механизмов, ориентированных на краткосрочные результаты.
    Антиинфляционную стратегию образуют механизмы долгосрочного действия. Их эффект экономика ощутит не сразу, а лишь по истечении продолжительного времени.
    Первостепенное значение здесь отводится уменьшению инфляционных ожиданий, в частности, адаптивных ценовых. Это достигается двумя наборами методов: во-первых, всемерным укреплением механизмов рыночной системы; во-вторых, формированием и реализацией курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышение доверия большинства населения.
    Второй компонент антиинфляционной стратегии – долгосрочная денежная политика. Целью последней является регулирование прироста денежной массы, а методами – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.
    Третьим важнейшим компонентом антиинфляционной стратегии является бюджетная политика. Основной ее целью служит принятие и исполнение сбалансированного, бездефицитного бюджета. Методы сокращения бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации опять же двояки. Во–первых, увеличение доходов бюджета. Во–вторых, уменьшение расходов государства.
    Еще одним блоком антиинфляционной стратегии является защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции). Основными методами решения этих стратегических задач являются методы регулирования платежного баланса, а также регулирование валютного курса.
    Антиинфляционная тактика выступает как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанных не на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят, как правило, чрезвычайный характер и направлены на уменьшение текущего инфляционного давления. Они могут подготовить почву для применения долгосрочных, стратегических мер.
    Методы антиинфляционной тактики: а) позволяют резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса либо б) способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.
    В зависимости от теоретических основ проводимой правительством антиинфляционной политики принято различать три относительно различные блока в пакете антиинфляционных мер: дефляционная политика, политика доходов и политика валютного курса.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *