Почему лучше указать в путевом листе маршрут движения машины?

19 ответов на вопрос “Почему лучше указать в путевом листе маршрут движения машины?”

  1. Canvas551 Ответить

    Олег Хороший, начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
    Сведения о маршруте движения автомобиля не входят в перечень обязательных реквизитов путевого листа. Но документ можно дополнять другими реквизитами, которые нужны организации (приказ Минтранса от 18.09.2008 № 152). Следовательно, данные о маршруте допустимо включить в путевой лист в качестве дополнительного реквизита. Подтверждает это письмо Минтранса от 14.05.2019 № ДЗ/10239-ис.
    Если в путевом листе не будет информации о маршруте, сотрудники ГИБДД за это не штрафуют. Но сведения о маршруте нужны, чтобы обосновать расходы на ГСМ и подтвердить реальность поездки в налоговом учете. Специалисты Минфина считают, что организация может использовать путевой лист как один из документов, который подтверждает расходы на ГСМ (письмо от 14.05.2019 № 03-03-06/1/354).
    Когда приводите данные о маршруте, не используйте формулировки «по городу», «по заданию». Из общих формулировок невозможно определить, в каких целях использовали автомобиль. Если перед началом поездки точный маршрут неизвестен, его можно вписать в путевой лист позже. Когда в путевом листе нет подробного маршрута или указаны нереальные адреса и названия контрагентов, инспекторы могут посчитать, что фактически служебной поездки не было.

    Правильное заполнение путевого листа

    Указывайте начальную, промежуточные и конечную точки. Адрес пишите с номером дома, офиса, строения. Например, так: «Место отправления – город Люберцы, Московская область, Волковский переулок, д. 3, место назначения – город Владимир, Владимирская область, ул. Садовая, д. 15». Кроме того, укажите время выезда, прибытия и километраж на протяжении всего маршрута.
    Водитель должен прописать каждый адрес, где он побывал в течение рабочего дня. Не лишним будет дополнительно указать контрагента, мероприятия, куда следует автомобиль. При этом название контрагента и адреса должны быть реальными. Опишите маршрут движения так, чтобы по этим данным точно можно было определить, что автомобиль выехал по служебным делам. Если этого не сделать, налоговая снимет расходы по налогу на прибыль. Такого же мнения придерживаются суды (см., например, постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 02.12.2016 № Ф06-15152/2016, Уральского округа от 08.05.2015 по делу № А50-14001/2014). А стоимость бензина инспекторы включат в доходы физлица, доначислят НДФЛ и страховые взносы (письма Минфина от 09.03.2017 № 03-04-05/13125, от 11.06.2014 № 03-04-05/28243).
    Дополнительно можно подтвердить маршрут записью из навигатора. Если включить в навигаторе функцию «Запись трека», можно записать весь пройденный путь, а потом выгрузить запись на компьютер. Кроме того, запись поможет в тех ситуациях, когда водителю пришлось пройти большее расстояние из-за пробок, аварий, ремонта дорог.
    Когда точный адрес отсутствует, укажите название рядом расположенного населенного пункта, километровую отметку либо координаты из навигатора с указанием широты и долготы. Правомерность такого заполнения подтверждают судьи (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2016 № Ф08-626/2016).
    Производственную цель поездки можно доказать иными документами, например, отчетами по эксплуатации транспортного средства, картами, товарно-транспортными накладными с адресами покупателей и поставщиков. Однако при таком способе не исключены споры с проверяющими. Иногда судьи принимают такие документы и отменяют доначисления (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.04.2015 № Ф06-23360/2015).

  2. armavagian Ответить

    При документальном оформлении хозяйственных операций учреждения госсектора руководствуются
    приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее – Приказ № 52н).
    В приложении 1 к Приказу № 52н
    путевые листы для транспортных средств не перечислены в числе применяемых форм.
    С вступлением в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 06.12.2011
    № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон № 402-ФЗ) формы первичных учетных
    документов из альбомов унифицированных форм применять необязательно (информация
    Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012).
    Согласно ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ экономический субъект
    самостоятельно решает вопрос о документальном оформлении фактов хозяйственной жизни. При этом
    каждый документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные
    ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.
    Таким образом, учреждение вправе утвердить в учетной политике формы путевых листов и порядок их заполнения. Можно использовать унифицированные формы, утв.
    постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, или разработать свои,
    соблюдая требования ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.
    Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены
    приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (далее – Приказ № 152). Документ
    разработан для автотранспортных организаций. Другим организациям, не являющимся автотранспортными, целесообразно учесть требования
    Приказа № 152 при разработке
    и заполнении своих форм документов. Проверяющие при проведении контрольных
    мероприятий в первую очередь будут руководствоваться существующими нормативными актами.
    Среди обязательных реквизитов путевого листа, утв.
    Приказом № 152, сведения
    о транспортном средстве. Они включают, в частности:
    показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки этого
    транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя;
    дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку.
    Маршрут следования автомобиля (оборотная сторона унифицированной формы) не является
    обязательным реквизитом путевого листа. Законодательство не требует заполнять
    данные о пунктах назначения автомобиля. К такому выводу пришли судьи в постановлении ФАС Поволжского округа от 05.03.2013 № А55-19369/2012.
    Организация самостоятельно решает, указывать или нет в путевом
    листе маршрут, по которому следует транспортное средство (письмо
    Минтранса России от 14.05.2019 № ДЗ/10239-и).
    В то же время отсутствие маршрута следования автомобиля в путевом листе может послужить поводом для претензий проверяющих. По их мнению,
    путевой лист, заполненный подобным образом, не подтверждает использование сотрудником автомобиля в служебных целях, а также
    расходы на приобретение ГСМ. Есть и судебные решения, в которых выражена аналогичная точка зрения (определение
    ВАС РФ от 30.08.2013 № ВАС-11880/13, постановление Седьмого ААС от 25.01.2016 № 07АП-12336/15, решение
    Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2018 № А40-76951/2017). Поэтому для обоснования расходов целесообразно
    указывать в путевом листе маршрут следования, включающий все пункты назначения, а не просто делать запись “поездки по городу” (письмо
    Минфина России от 03.10.2012 № 02-06-10/4066).
    Для подтверждения расходов учреждение вправе применять иные документы, например, фиксирующие показатели приборов учета и контроля за
    перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, иных систем, которые позволяют
    достоверно определить пройденный автотранспортным средством путь (письмо
    Минфина России от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).

  3. ivanovnik54 Ответить

    Сразу скажем, что если в путевом листе не указать конкретный маршрут, адреса и названия контрагентов, то поездку могут посчитать «липовой». Нужно ли в путевом листе указывать маршрут следования? Непременно, без точных адресов расходы на ГСМ обязательно снимут. Формулировки «по служебному заданию», «поездки по городу» не подойдут. По ним определить цели использования автомобиля инспекторы не смогут.
    Заполняя путевой лист, нужно указывать начальную, промежуточные и конечную точку маршрута. Вот пример, как правильно заполнять маршрут в путевом листе: «Место отправления – Москва, Пятницкое ш., д 37, место назначения – город Дедовск, ул. Ногина, 22». Помимо этого нужно указать время выезда и прибытия, а также километраж маршрута.

    Очень важно, описать маршрут так, чтобы для проверяющих не осталось сомнений, что поездка была и носила служебный характер. Поэтому имеет смысл помимо точных адресов и километража сообщить названия контрагентов, в которым был направлен автомобиль. Если этого не сделать, ИФНС (письма Минфина от 09.03.2017 № 03-04-05/13125):
    снимет расходы из налоговой базы по налогу на прибыль;
    включит стоимость ГСМ в доходы водителя и доначислит НДФЛ и страховые взносы.
    Правильность таких выводов подтверждают судьи (см., например, постановление  Арбитражного суда Поволжского округа от 02.12.2016 № Ф06-15152/2016). Теперь вы знаете, как в путевом листе описать маршрут следования автомобиля, чтобы с гарантией избежать претензий налоговиков.
    Еще судебная практика: в постановлении АС Московского округа от 08.04.2015 N Ф05-3450/2015 по делу N А40-108772/14 арбитры отметили, что поскольку при отсутствии в путевом листе информации о конкретном месте следования невозможно судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях, то представленные компанией путевые листы (без указания маршрута) не подтверждают осуществление спорных затрат на приобретение ГСМ и не могут являться основанием для их признания в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

  4. m2288 Ответить

    В общем, попробовал и я попытать Минтранс с “длинными” путевыми листами. Ответ получил в письме от 14.06.19 ДЗ-1016-ПГ. У меня такое ощущение, что они их сами для себя пишут, а не для пользователей. Привожу текст:
    Уважаемый Сергей Викторович!
    Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение от 17 мая 2019 г. № 45706 и сообщает.
    Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) установлена обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств как одно из требований обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно пункту 7 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон 323-ФЭ).
    Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
    В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ и пунктом 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608, приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г., регистрационный № 36866) утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, в соответствии с которым предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого
    опьянения.
    Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 (зарегистрирован Минюстом России 1 ноября 2004 г., регистрационный № 6094) установлено, что рабочее время водителя состоит в том числе из времени проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно.
    Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
    Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152
    «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее – приказ Минтранса России № 152).
    В соответствии с приказом Минтранса России № 152 обязательными реквизитами путевого листа являются:
    1) наименование и номер путевого листа;
    2) сведения о сроке действия путевого листа;
    3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
    4) сведения о транспортном средстве;
    5) сведения о водителе.
    В соответствии с пунктом 10 приказа Минтранса России № 152
    (в редакции приказа Минтранса России от 21.12.2018 № 467) путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.
    Таким образом, действующая редакция приказа Минтранса России
    № 152 разграничивает необходимость оформления путевого листа на рабочий день либо время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня.
    Ранее, приказом Минтранса России № 152 был установлен срок, на который оформляется путевой лист (на один день или срок, не превышающий одного месяца). В действующей редакции данного приказа срок действия путевого листа не регламентирован.
    Одновременно с этим, пунктом 4 приказа Минтранса России № 152 определяется срок действия путевого листа, в течение которого путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день – даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.
    Таким образом, по мнению Департамента, оформление путевого листа заключается в создании нового путевого листа либо в проставлении в уже созданном путевом листе следующих его обязательных реквизитов:
    показания одометра транспортного средства при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее – парковка);
    дата и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;
    дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
    дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.
    Оформление путевого листа посредством проставления в уже созданном путевом листе вышеуказанных обязательных реквизитов возможно при условии сохранения остальных реквизитов путевого листа неизменными.
    При этом в соответствии с требованиями приказа Минтранса России № 152 установлено, что:
    даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их подписями с указанием фамилий и инициалов, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя;
    даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются индивидуальным предпринимателем в случае, если указанный предприниматель совмещает обязанности водителя;
    даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов;
    дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
    Пунктом 9 приказа Минтранса России № 152 установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
    В соответствии с приказом Минтранса России № 152 даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
    Одновременно сообщаем, что путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с парковки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителя. Обязанность проведения предрейсового медицинского осмотра водителя до его возвращения из рейса на парковку законодательством Российской Федерации не установлена.
    Заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта
    Кулешова Екатерина Андреевна (499) 495-00-00 (1203)
    Как вам?
    Из этого делаю выводы:
    1. На командировки длительный путевой по прежнему выписывать можно.
    2. На несколько дней путевой выписывать модно, н ов нем придется предусмотреть поля для проставления даты и времени прохождения медицинских и техосмотров.
    Кроме того в путевом, если он на период более 1 дня нужно указывать период его действия.

  5. apple seed Ответить

    при указании начальной и конечной точки каждого отрезка маршрута необходимо отражать информацию максимально подробно. Об этом свидетельствует Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2010 г. № А33-10451/2009;
    в маршруте следует указывать не только точный адрес, но и наименование клиента (заказчика, контрагента) или же название мероприятия и т.п. Данные сведения можно проставлять в скобках после основной информации.
    Пример:
    Место отправления  — г. Санкт-Петербург, ул. Пионерская, д. 44 (АО «Завод «Энергия»), место назначения — г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 6 (ООО «Альфа»);
    если транспортное средство используется в пределах одного населенного пункта, необходимо указывать каждый адрес, куда ездил водитель. Кроме того, необходимо прописывать время выбытия и прибытия по конкретному адресу, а также километраж по отрезкам и всему маршруту в целом;
    нельзя писать при заполнении маршрута путевого листа какие-либо общие фразы, например, «поездка по городу» или «по заданию руководителя». Такие записи не являются подтверждением деловой цели поездок, а потому при их наличии налоговые органы могут не признать затраты на ГСМ;
    если расходы на ГСМ не признаются затратами, то налоговые органы могут включить их в доходы водителя. Согласно Письму Минфина РФ от 11.07.2014 г. № 03-04-05/28243 на такой доход необходимо начислить НДФЛ и страховые взносы. Этот подход применяется и в том случае, когда путевые листы на транспортное средство вообще не оформляются в организации;
    если в путевых листах часто повторяются пункты в маршрутах, к ним можно применить сокращения, с помощью которых уменьшается оборотная сторона документа. Данные сокращения обязательно должны утверждаться приказом руководителя.
    Пример:
    При поездках в банк в путевом листе можно указывать «Банк», а если расчетные счета открыты в нескольких кредитных организациях, можно использовать нумерацию — «Банк № 1», «Банк № 2»;
    при отсутствии в путевом листе точного маршрута налоговые органы могут признать затраты ГСМ как необоснованные. Организация может попытаться доказать, что расходы имеют производственное значение. Согласно Постановлению Арбитражного суда Поволжского округа от 24.04.2015 г. № Ф06-23360/2015 маршрут следования транспортного средства можно подтвердить иными документами:
    — отчетом об эксплуатации транспортного средства;
    — картами;
    — сопроводительной документацией или товарно-транспортными накладными, в которых указываются адреса покупателей или поставщиков.

  6. arch07 Ответить

    Ответ:

    Учитывая противоречивую позицию Минфина России и судов по вопросу указания конкретного маршрута следования автомобиля в путевом листе для признания расходов на ГСМ, в случае отсутствия конкретного маршрута в путевом листе, организации необходимо быть готовой к спорам с проверяющими.

    Обоснование:

    В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
    Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее – Порядок № 152), который применяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
    Согласно п. 3 разд. II Порядка № 152 путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа, сведения о сроке действия путевого листа, сведения о собственнике (владельце) транспортного средства, сведения о транспортном средстве, сведения о водителе.
    Таким образом, анализ норм, изложенных в п. 3 разд. II Порядка № 152, позволяет сделать вывод, что конкретный маршрут пути следования автомобиля не является обязательным реквизитом путевого листа.
    Данный вывод подтверждается в письме Минфина РФ от 28.08.2009 № 03-03-06/2/161, в котором указано, что путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, утвержденные Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.
    Вместе с тем в Письме Минфина России от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129 разъясняется, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля работниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции.
    Однако, налогоплательщикам следует учитывать следующее.
    Унифицированная форма путевого листа утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее – Постановление Госкомстата № 1) и носит обязательный характер для автотранспортных организаций.
    Таким образом, главное отличие реквизитов путевого листа, изложенных в Порядке № 152 и Постановлении № 1 – это отсутствие маршрута следования автомобиля.
    Следует учитывать, что судебная практика по вопросу указания конкретного маршрута следования в путевом листе складывается неоднозначно.
    В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015 указано, что поскольку при отсутствии в путевом листе информации о конкретном месте следования невозможно судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях, то суды пришли к обоснованному выводу о том, что представленные обществом путевые листы не подтверждают осуществления им спорных затрат на приобретение горюче-смазочных материалов и не могут являться основанием для их признания в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
    В Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2014 № А65-21365/2013 судьи указали, что расходы на горюче-смазочные материалы (ГСМ) могут быть признаны на основании документов, содержащих данные о фактическом пробеге и расходе топлива, а также подтверждающих производственный характер маршрута следования автотранспорта.
    В Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 08.05.2015 № Ф09-2379/15 (Определение ВС РФ от 28.08.2015 № 309-КГ15-10052) определено, что целью составления путевого листа является, в том числе подтверждение обоснованности расхода. Отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными, они отражают содержание хозяйственной операции.
    В Постановлении АС Поволжского округа от 02.12.2016 № Ф06-15152/2016 указано, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования автомобиля с указанием наименовании организации и адрес не может подтверждать расходы на топливо.
    Противоположная позиция по указанию конкретного маршрута следования автомобиля в путевом листе изложена в Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2015 № 20АП-3686/2015, где указано, что сведения о маршруте не отнесены к обязательным реквизитам путевого листа, также нормативно не закреплено требований к подробности описания маршрута. При этом следует учитывать, что сведения о маршруте движения легкового автомобиля не отнесены к обязательным реквизитам путевого листа.
    В Постановлении ФАС Московского округа от 26.01.2010 № КА-А40/15099-09 по делу № А40-83081/08-80-312 указано, что само по себе отсутствие в путевых листах данных о маршруте следования автомобиля не может являться достаточным основанием для отказа в подтверждении произведенных расходов.
    В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 24.04.2015 № Ф06-23360/2015 утверждается, что отсутствие в путевом листе информации о маршруте следования не свидетельствует о том, что автомобиль использовался не в служебных целях, и, как следствие, организация правомерно учла в расходах стоимость ГСМ.
    Следовательно, учитывая противоречивую позицию Минфина России и судов по вопросу указания конкретного маршрута следования автомобиля в путевом листе для признания расходов на ГСМ, в случае отсутствия конкретного маршрута в путевом листе, организации необходимо быть готовой к спорам с проверяющими.
    Также необходимо учитывать, что в случае обращения организации в суд невозможно гарантировать вынесение решения в пользу организации по причине неоднозначного подхода судов по данному вопросу.
    Автор: Чернышева Л.Б.
    ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс

  7. gordeihik Ответить

    БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
    Порядок ведения
    Учетная политика
    Представление отчетности
    Баланс
    Отчет о финансовых результатах
    Отчет о движении капитала
    Отчет о движении денежных средств
    Пояснения к бухотчетности
    Чистые активы
    Исправления / Уточнения
    Проверки
    НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
    Порядок расчета и уплаты
    Настройки по НУ
    Регистры НУ
    Доходы от реализации
    Внереализационные доходы
    Доходы не учитываемые в НУ
    Амортизация
    Материальные
    Оплата труда и взносы
    Налоги и сборы
    Расходы на страхование
    Нормируемые расходы
    Внереализационные расходы
    Расходы не учитываемые в НУ
    Перенос убытков прошлых лет
    Декларация по налогу на прибыль
    Уточненная декларация по налогу на прибыль
    НДС
    Порядок расчета и уплаты
    Настройки по НДС
    Помощники по НДС
    Регистры НДС
    Счета-фактуры (УПД)
    Книга покупок
    Книга продаж
    Отгрузка
    Принятие к вычету
    Авансы полученные
    Авансы выданные
    СМР
    Восстановление НДС
    Налоговые агенты
    Импорт ЕАЭС
    Не облагаемые НДС
    Ставка 0%
    Раздельный учет
    Списание НДС
    Декларация по НДС
    Уточненная Декларация по НДС
    Декларация по косвенным налогам
    Журнал учета счетов-фактур
    Реестр таможенных деклараций для ставки НДС 0%
    Перечень заявлений о ввозе товаров в ЕАЭС
    Исправления / Уточнения
    Проверки
    Переход на НДС 20%
    НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО
    Порядок расчета и уплаты
    Настройки по налогу
    Регистры по налогу
    Декларация по налогу на имущество
    Исправления / Уточнения
    Проверки
    ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
    Порядок расчета и уплаты
    Настройки по тр.налогу
    Регистры тр.налога
    Декларация по тр.налогу
    ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
    Порядок расчета и уплаты
    Настройки по зем.налогу
    Декларация по зем.налогу
    НДФЛ
    Порядок расчета и уплаты
    Настройки по НДФЛ
    Регистры НДФЛ
    2- НДФЛ
    3- НДФЛ
    6- НДФЛ
    СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ
    Порядок расчета и уплаты
    Настройки по страх.взносам
    Расчет страх.взносы
    Отчет РСВ-1
    Отчет СЗВ-М
    Отчет 4-ФСС
    Осн.вид деятельности в ФСС
    УСН
    Порядок расчета и уплаты
    Регистры УСН
    Книга учета доходов и расходов
    Доходы
    Расходы
    Расходы на страх.взносы
    НДС при УСН
    Декларация УСН Доходы
    Декларация УСН Доходы для ИП
    Декларация УСН Доходы — Расходы
    ЕНВД
    ЕНВД
    ПРОВЕРКИ
    Текущий контроль
    Камеральные
    Требования ИФНС
    Выездные
    Встречные
    ПРОЧИЕ ОТЧЕТЫ И НАЛОГИ
    Сведения о среднесписочной численности
    Платон
    Торговый сбор
    ПСН
    НПД
    ЕСХН
    Экологический сбор
    Отчетность по ГОЗ
    Акцизы

  8. coool3401 Ответить

    К таким реквизитам относятся маршруты поездок. Для налоговой путевой лист является документом, подтверждающим, что машина используется именно в служебных целях. Поэтому, хотя сведения о пунктах назначения и не входят в перечень обязательных реквизитов, налоговики настаивают на том, что в путевом листе нужно фиксировать подробный маршрут поездки. Важно указывать конкретные пункты назначения и быть готовым пояснять цели поездки в случае необходимости.
    Обязательно нужно обратить внимание и на даты в путевом листе, поскольку с текущими поправками путевой лист выписывается на каждую отдельную смену. Для организации надежнее будет фиксировать не только дату составления, но также и срок действия. Это особенно важно, когда речь идет о многодневных рейсах или круглосуточной работе сотрудника. Также не стоит забывать сверять эти даты с другими первичными документами. Например, с накладными и датами отгрузки в них. Если инспекторами будет выявлено несоответствие, то это может привести к более детальной проверке.
    Также стоит принять во внимание данные о покупке и расходе топлива. По мнению налоговиков, эти данные являются прямым основанием для подтверждения расходов на ГСМ. Поэтому важно проверить, чтобы были указаны остатки на начало и конец смены, количество купленного и израсходованного в течение дня топлива. Еще более наглядным расчет сделает указание пробега автомобиля за день. А данные о движении топлива стоит подкреплять чеками АЗС.

  9. dred78 Ответить

    Неблагоприятный для компаний исход получило судебное разбирательство по вопросу правомерности учета при расчете налога на прибыль расходов на приобретение горюче-смазочных материалов в том случае, когда в путевом листе отсутствует путь следования автомобиля. Сначала налоговиков поддержала кассационная инстанция, а потом и коллегия судей ВАС РФ не нашла оснований для передачи дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
    Налоговики: путевой лист требует конкретики
    В ходе выездной налоговой проверки инспекторы обнаружили, что в путевых листах организации отсутствует информация о маршруте следования автомобилей или же содержатся общие формулировки (например, по городу N). По мнению налоговиков, отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции. Поэтому путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о конкретном месте следования автомобиля с указанием наименования организации и адреса, не может подтверждать осуществленные организацией расходы на приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ).
    Проверяющие исключили из состава расходов затраты на покупку ГСМ и доначислили компании налог на прибыль, привлекли ее к налоговой ответственности в виде штрафа и начислили пени. Организация с таким подходом не согласилась и обратилась в суд.
    Первый раунд компания проиграла
    Итак, суд первой инстанции встал на сторону налоговых органов. Арбитры отметили, что для целей налогообложения прибыли расходы принимаются к учету только при наличии первичных документов, оформленных в соответствии с действующим законодательством (ст. 252 НК РФ). На основании п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Таким образом, для налогового учета документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете.
    Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 № 10963/06, обязанность подтверждать правомерность и обоснованность произведенных расходов первичной документацией лежит на налогоплательщике. То есть именно организация должна позаботиться о том, что бы вся первичка была в порядке.
    Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (далее — приказ № 152). Сама форма путевого листа содержится в постановлении Госкомстата России от 28.11.97 № 78. Заметим, претензии налоговых органов относятся к расходам, которые компания осуществила в 2008 и 2009 гг. В то время действовал Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в ст. 9 которого содержалось требование о том, что все хозяйственные операции должны оформляться унифицированными формами первичной документации. Но эту форму путевого листа обязаны были использовать только автотранспортные предприятия.
    Что касается остальных организаций, то они могли разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы на приобретение горюче-смазочных материалов. Но в нем должны быть отражены все реквизиты, утвержденные приказом № 152.
    Если в путевом листе отсутствует маршрут движения автотранспортного средства, то таким документом нельзя подтвердить производственный характер затрат на покупку ГСМ. Поэтому вывод налоговых органов о том, что представленные на проверку путевые листы не подтверждают обоснованность затрат налогоплательщика, их направленность на получение прибыли, является правильным.
    Второй раунд оказался удачнее
    Компанию не устроил такой исход судебного разбирательства, и она подала апелляцию. И здесь компанию ожидал успех. Апелляционная инстанция поддержала налогоплательщика. Арбитры указали, что налоговое законодательство не содержит ограничений по учету расходов на ГСМ и конкретного перечня документов, подтверждающих такие расходы. Кроме того, согласно п. 3 приказа № 152 путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:
    наименование и номер путевого листа;
    сведения о сроке действия путевого листа;
    сведения о собственнике транспортного средства;
    сведения о транспортном средстве;
    сведения о водителе.
    Таким образом, путь следования автомобиля, а также адрес в маршруте не являются обязательными реквизитами путевых листов для организаций, не являющихся автотранспортными предприятиями. Поэтому отсутствие в путевых листах конкретного маршрута не может являться основанием для признания расходов на покупку ГСМ не обоснованными.
    Кроме того, судьи отметили, что путевые листы являются не единственным документом, подтверждающим использование автотранспорта в производственной деятельности организации. Это могут подтвердить приказы руководителя, закрепляющие автомобиль за конкретным водителем, должностные инструкции водителей, в которых прописано, что автомобили могут использоваться только в служебных целях, накладные на получение груза с указанием ФИО водителя и номер доверенности.
    Третий раунд, и опять неудача
    К сожалению, такое выгодное для компании решение апелляционной инстанции не поддержала кассация. В постановлении ФАС Поволжского округа от 21.05.2013 № А55-23291/2012 арбитры встали на сторону налоговых органов и пришли к выводу, что решение суда первой инстанции было абсолютно правомерным. Поэтому путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о конкретном месте следования автомобиля с указанием наименования организации и адреса, не может подтверждать осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение ГСМ.
    Последней надеждой компании был Высший арбитражный суд. Однако коллегия судей ВАС РФ, изучив материалы дела, не нашла оснований для передачи дела в Президиум ВАС РФ для пере­смотра в порядке надзора (Определение ВАС РФ от 30.08.2013 № ВАС-11880/13). Таким образом, постановление кассационной инстанции оставлено в силе.
    Есть ли смысл спорить?
    На наш взгляд, позиция, изложенная апелляционной инстанцией, все же более соответствует действующему законодательству. И у компаний, оказавшихся в аналогичной ситуации, есть реальный шанс отстоять свою правоту в суде. Поясним подробнее.
    В письме Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161 сказано, что путевой лист, самостоятельно разработанный организацией, может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов. В своих разъяснениях финансисты уточняют, что в таком путевом листе должны присутствовать обязательные реквизиты, утвержденные приказом № 152. Такого реквизита, как маршрут следования автомобиля, приказ № 152 не содержит.
    Упоминание о маршруте следования содержится только в унифицированной форме путевого листа, которая установлена постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78. Но, как мы уже сказали ранее, применять ее были обязаны только автотранспортные предприятия. А с 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и он предусматривает, что организации могут использовать самостоятельно разработанные формы первичных документов. Таким образом, с принятием нового закона о бухучете в отношении формы путевых листов ничего не изменилось.
    Заметим, что в более ранних разъяснениях (письмо от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129) Минфин России не разрешал включать в расходы стоимость ГМС в том случае, если в путевых листах отсутствовала информация о маршруте автомобиля. Но такая позиция была высказана до появления приказа № 152.
    Что касается арбитражной практики, то она до сегодняшнего дня в основном складывалась в пользу налогоплательщиков (постановления ФАС Поволжского округа от 05.03.2013 № А55-19369/2012, от 19.11.2010 № А55-38009/2009, Мос­ковского округа от 26.01.2010 № КА-А40/ 15099-09, от 08.12.2009 № КА-А40/13500-09, от 28.05.2009 № КА-А40/4603-09, Уральского округа от 06.07.2009 № Ф09-4565/09-С3, Северо-Западного округа от 18.11.2009 № А44-1106/2009, от 23.11.2009 № А56-4991/2009).

  10. saxon542 Ответить

    Форма путевого листа

    Разрешено самостоятельно разрабатывать бланк путевого листа. Но если вы решили утвердить собственный бланк, то закрепите это в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008) или утвердите бланк отдельным приказом руководителя и сошлитесь на него в учетной политике.
    В форму путевого листа нужно включить реквизиты, предусмотренные приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (например, номер путевого листа в хронологическом порядке, данные о сроке его действия, сведения о водителе, данные о транспортном средстве и т д.). Также в путевом листе необходимо закрепить обязательные реквизиты, применяемые ко всем первичным документам: наименование документа, дату его составления, название организации, составившей документ и т д. (полный перечень — в ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Что касается остальных данных, то к ним требований нет. Можно включать любые, необходимые для учета вашей бухгалтерии.

    Сколько хранить путевые листы

    Оформленные путевые листы храните в течение пяти лет (п. 18 раздела III приказа Минтранса России от 18.09.2008 г. № 152).

    На какой срок оформлять путевой лист

    Путевой лист можно оформлять на каждый день или иной срок, не более одного месяца. Если компания относится к категории автотранспортных предприятий, то путевые листы надо оформлять каждый день.

    Сколько путевых листов оформлять

    Путевые листы оформляют в одном экземпляре, для каждого транспортного средства — свой путевой лист.
    На практике часто встречается ситуация, когда одним автомобилем пользуются несколько водителей, работающих посменно. В этом случае можно оформить несколько путевых листов на каждого водителя.

    Маршрут следования в путевом листе

    Смотрите комментарий Ольги Букиной, ведущей вебинара «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках», о том, как указать маршрут в путевом листе:
    Лучше указать подробный маршрут, иначе налоговая инспекция может усомниться в реальности затрат на ГСМ. Если ваш транспорт ежедневно совершает поездки по одним и тем же маршрутам в пределах одного населенного пункта, то в путевом листе можно указать формулировку «поездки по городу». Но в этом случае лучше дать расшифровку этому понятию в отдельном документе, где будет указано, что «поездки по городу» — это, к примеру, ежедневное посещение двух филиалов и склада. Если поездка однодневная, то ее можно указать в самом путевом листе. Если путевой лист оформляется на более длительный срок, например, на месяц, то нужно оформить отдельное приложение к путевому листу и там отразить все маршруты.
    12 апреля в Школе бухгалтера состоится открытый вебинар «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках». Аудитор Ольга Букина расскажет, как оформлять первичку при использовании транспорта сторонней организации, а также собственного транспорта компании.

  11. barabashka77 Ответить

    С одной стороны, существовала позиция, что путевой лист выдается только на один день или смену. Например, в письме от 28.09.2018 N 03-01/21740-ИС Минтранс России указал, что путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с места его постоянной стоянки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителя и предрейсовом контроле технического состояния транспортного средства. Следовательно, путевой лист может выдаваться на срок более одного дня и вплоть до месяца только в тех случаях, когда водитель направляется в длительные рейсы, не предполагающие его ежедневного возвращения к месту постоянной стоянки. Смотрите также письмо Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117, постановления АС Волго-Вятского округа от 27.11.2017 N Ф01-5193/17, АС Поволжского округа от 02.12.2016 N Ф06-15152/16.
    С другой стороны, высказывалась позиция, что путевой лист нетранспортной компании может быть оформлен на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца (смотрите, например, письмо Минфина РФ от 30.11.2012 N 03-03-07/51). Путевые листы составляются с такой частотой, чтобы по ним можно было судить об обоснованности расходов. Если оформление путевого листа на неделю (месяц, квартал) позволяет организовать учет времени работы транспорта и водителя, расхода ГСМ, то составленный с такой периодичностью путевой лист может подтверждать расходы при налогообложении прибыли. Смотрите по этому поводу письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, постановления АС Северо-Западного округа от 19.05.2017 N Ф07-2695/17, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.09.2013 N Ф04-3922/13, ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2009 N А56-10236/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 по делу N А38-4082/2008-17-282.
    Официальных разъяснений по вопросу периодичности оформления путевых листов в настоящее время нам, к сожалению, обнаружить не удалось. Из буквального прочтения формулировок Приказа N 467 следует, что путевой лист может выдаваться на срок более одного дня только в случаях, когда сама продолжительность рейса составляет более одного дня. В случае, когда в течение дня водитель производит один или несколько рейсов, путевой лист должен составляться на один день, до начала первого рейса.

    Отметка о предрейсовом медосмотре

    К обязательным реквизитам путевого листа отнесены дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (пп. 2 п. 7 раздела II Порядка). Поэтому отсутствие в путевом листе отметки о прохождении медицинского осмотра формально может говорить о несоответствии путевого листа требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Напомним, что на основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами в целях налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
    В то же время расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Отметка о прохождении медосмотра по своей сути не является реквизитом, без которого налогоплательщик не сможет определить производственную направленность расхода и его размер для отражения в налоговом учете. Приказ N 152 издан во исполнение требований УАТ, а это означает, что он не распространяется на нетранспортные организации. Более того, для целей налогообложения расходы на ГСМ можно подтвердить и любыми другими документами в соответствии с требованиями ст. 252 НК РФ.
    Судебная практика по рассматриваемому вопросу свидетельствует о том, что факт отсутствия в путевом листе отметки о медосмотре не влияет на обоснованность и величину расходов на ГСМ, учитываемых в целях налогообложения прибыли. При отсутствии признаков недобросовестности налогоплательщика и доказательств формальности представленных им документов суды отклоняют доводы налоговых органов о нарушениях в заполнении отдельных реквизитов путевых листов.
    В частности, в постановлении АС Поволжского округа от 30.11.2015 N Ф06-3408/2015 по делу N А55-30093/2014 судьи указали: само по себе отсутствие в путевых листах даты предрейсового медицинского осмотра водителя и расшифровок подписей диспетчера (механика) на разрешение выезда транспортного средства не может являться достаточным основанием для исключения расходов из базы по налогу на прибыль и отказа в вычете по НДС при том, что представленные наряду с путевыми листами иные документы позволяют идентифицировать произведенные расходы применительно к конкретному автомобилю и целям его использования и свидетельствуют об их соответствии положениям ст. 169, 171, 172, 252 НК РФ. Аналогичная правовая позиция изложена в следующих судебных актах:
    постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.08.2011 N А53-26379/2010;
    постановление ФАС Московского округа от 10.08.2009 N КА-А40/7253-09;
    постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2008 N 17АП-5572/08, где прямо указано, что отсутствие отметки о предрейсовом медицинском осмотре не лишает организацию права на признание в расходах по налогу на прибыль затрат на приобретение ГСМ, и др.
    Вместе с тем, если существуют другие свидетельства фиктивности транспортных расходов, отсутствие отметки о предрейсовом осмотре в путевом листе может быть дополнительным подтверждением нереальности операции по приобретению ГСМ (смотрите, например, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2012 N А63-9056/2012, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.09.2012 N А63-9056/2012).

    Сведения о маршруте

    Сведения о маршруте (пунктах отправления и назначения) транспортного средства в число обязательных реквизитов, которые должны присутствовать в путевом листе, Приказом N 152 не включены. Эти сведения являются дополнительными реквизитами путевого листа, которые водитель вносит во время смены.
    Между тем при отсутствии в путевых листах указанных сведений, на наш взгляд, могут возникнуть проблемы с подтверждением факта использования арендованного (или собственного) автотранспортного средства в рамках деятельности организации. Информация о месте отправления и месте назначения по своей сути является информацией, указывающей на производственный характер использования автомобиля (поездка в банк, на переговоры к контрагенту и т.п.). Отсутствие таких реквизитов в путевом листе фактически приводит к тому, что подтвердить экономическую обоснованность затрат, в том числе в целях налогообложения прибыли (ст. 252 НК РФ), организация не сможет. Смотрите также письма контролирующих органов (Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2, от 13.11.2006 N 20-12/100253, от 14.11.2006 N 20-12/100253) и судебную практику (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.05.2012 N Ф04-1869/12).
    Поэтому для подтверждения экономической обоснованности расходов на ГСМ целесообразно, чтобы в путевом листе была запись не “поездки по городу”, а прослеживался конкретный маршрут следования, включающий все пункты назначения. При этом детализация маршрута должна быть достаточной, чтобы надежно обосновать расходы. Однако детализация маршрута движения с указанием до каждого дома или улицы, по которым двигался автомобиль из пункта отправления в место назначения, на наш взгляд, является излишней.
    Таким образом, информация о месте отправления и месте назначения в путевом листе должна указывать на производственный характер использования автомобиля (как принадлежащего самой организации, так и арендованном).
    В то же время отметим, что для подтверждения произведенных расходов налогоплательщик вправе использовать иные документы, подтверждающие произведенные расходы, при составлении которых могут использоваться, например, данные приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАС или иных систем, позволяющих достоверно определить пройденный автотранспортным средством путь (письмо Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354).
    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
    Ответ прошел контроль качества
    10 января 2020 г.
    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

  12. wik23 Ответить

    Журнал “Семинар для бухгалтера” № 9/2013
    С путевыми листами приходится иметь дело каждой второй организации. Поэтому бухгалтеру важно знать, как их правильно оформлять, чтобы не было претензий чиновников. Старший бухгалтер ГК «Лаверна» Снежана Пенцова дала несколько советов, которые помогут в работе с путевками.

    Совет № 1.

    Прописывайте подробный маршрут
    Самый безопасный с точки зрения налогов вариант – фиксировать в путевом листе подробный маршрут движения. Тогда налоговым инспекторам сразу будет видно, куда и когда ездил водитель на автомобиле. И все расходы по нему, ориентируясь на эту информацию, подсчитать легко.
    Хотя, если смотреть приказ Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152, в числе обязательных реквизитов путевого листа маршрут вообще не прописан. Но эту информацию обязательно потребуют налоговики. Иначе как они проверят обоснованность расходов на транспорт?
    На судебную практику тут ориентироваться сложно, она очень противоречива.
    Поэтому, чтобы не усложнять задачу ни себе, ни инспекторам, мы всегда подробно расписываем маршруты движения в путевых листах. По этому вопросу к нам претензий не бывает.

    Совет № 2.

    Ставьте пометки о медосмотрах
    Проводить регулярные медосмотры водителей должны компании и предприниматели, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств. Такое требование четко прописано в абзаце 5 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ.
    Но эту норму можно толковать по-разному. Первое мнение: проводить медосмотры обязаны только компании, которые занимаются перевозкой пассажиров и грузов.
    Ну а второе – требование о медосмотрах распространяется на все организации и бизнесменов, кто хоть изредка использует в работе транспорт.
    В любом случае отметка о медосмотрах – это обязательный реквизит путевого листа. Так что лучше их проводить и делать соответствующие пометки в документах. Только не забудьте, что для этого придется заключить договор с медучреждением. Ведь только они могут проводить медосмотры.

    Совет № 3.

    Составляйте путевые листы на срок до месяца
    Постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 разрешает оформлять путевой лист на один день или смену. Более длительный срок предусмотрен только для командировок. Но это в большей степени относится все-таки к транспортным компаниям.
    А когда товар вы перевозите для собственных нужд, правила немного другие. Тут путевой лист вы можете составить на срок до месяца. Такое право дает пункт 10 приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152.
    Налоговики иногда бывают против такого подхода. Но если у вас как раз такая ситуация и инспекторы сняли расходы только на этом основании, идите спорить в суд. Там вас точно поддержат. Судьи убеждены, что нетранспортные компании вправе выписывать путевые листы вплоть до месяца. Вот одно из таких дел – постановление ФАС Московского округа от 13 апреля 2011 г. № КА-А40/2962-11.

    Еще советы

    По какой форме составлять и как исправлять путевые листы

    Екатерина Шестакова, генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»
    – Транспортные компании должны использовать строго унифицированную форму путевых листов. Она утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.
    А если основным видом деятельности организации перевозки не являются, то разработать удобный бланк можно самостоятельно. За основу вы вправе взять утвержденную форму. Главное, чтобы в путевом листе были все реквизиты, предусмотренные Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152.
    Марина Агапова, главный бухгалтер ООО «Проф-логистика плюс»
    – Путевой лист – это первичный документ. Поэтому внести в него исправления можно так же, как и в любую другую первичку. Руководствоваться здесь нужно пунктом 7 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
    Просто перечеркните одной чертой неверные сведения, а рядом напишите правильные. Поставьте дату, подпись и фамилию с инициалами.

  13. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для coool3401 Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *