Почему наряжают елку на новый год википедия?

12 ответов на вопрос “Почему наряжают елку на новый год википедия?”

  1. AkiKosmos Ответить

    Традиция наряжать деревья на Новый год началась с языческих времен. Тогда на праздник Новолетие, который праздновали в марте, славяне наряжали все деревья подряд, правда, кроме ели. Наряжая деревья, они считали, что угождают добрым духам, ель же была «дерево смерти», с ним связаны погребальные ритуалы (еловые лапы бросают на пол в доме покойника, выстилают ими дорогу к кладбищу, венки делают из еловых веток).
    В Петровскую эпоху, основой для праздников стали традиции Запада. Петр 1 перенес Новый год на 1 января и перенял ель в качестве новогоднего дерева у протестантской Германии. По указу Петра на Новый год каждый должен был украшать целыми хвойными деревьями или ветками – ворота, улицы, дороги, крыши трактиров. Но за 50 лет традициф не прижилась, и после смерти Петра, ёлки оставили только для обозначения питейных заведений. Привязывали ёлку к колу и устанавливали на крыше или у ворот кабака. В народе кабаки так и стали называть «ёлки». «Пойдем под ёлку» – значит идти в кабак, «ёлку поднять» – пьянствовать, «ёлкин» – состояние алкогольного опьянения.
    В XIX веке ёлки начали устанавливать в домах петербургские немцы, как рождественское дерево. Это «немецкое обыкновение» стало стремительно распространяться среди столичной знати и дошло до царской семьи. Первую домашнюю рождественскую елку установил Николай I, после чего по примеру царской семьи ёлку стали устанавливать в гостиных знатных семей Петербурга. В итоге к концу XIX века елка стала неизменным атрибутом Рождества, правда, ненадолго. После Октябрьской революции ель была запрещена, так как символизировала старые царские обычаи.
    Из забытья хвойное дерево спасла газета «Правда» и знаменитая фраза Сталина: «Жить надо лучше, жить надо веселее». 28 декабря 1935 года газета «Правда» опубликовала материал с заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Вскоре вечнозеленая попала под амнистию и с тех пор стала символом Нового года в России.

  2. Buzazan Ответить

    1700
    Царь-елка
    Обычай ставить елку на Новый год мы позаимствовали в Западной Европе. Этот факт считается хрестоматийной истиной. Но вот с автором традиции все не так просто.
    Есть исторический стереотип: Петр I, вводя новое летосчисление, из-за которого 1 января наступил не 7208, а 1700 год, заодно решил достойно отпраздновать реформу.
    Самый цитируемый под Новый год исторический документ – петровский указ: “По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по древцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь”.
    Все так, но новогодних елок в нашем понимании веселый царь устраивать не повелевал. Да и германской рождественской традиции его “некоторые украшения от древ” не в полной мере соответствовали. К тому же народ привык в ночь с 31 декабря на 1 января отмечать вечер Василия Кесарийского. Другие названия: “щедруха” (гуляли как на Масленицу, появился даже термин: “кесарийский” поросенок, которого зажаривали целиком), Васильев вечер.
    Можно предположить, что полноценные рождественские елки, украшенные сладостями и игрушками, в нашей столице в то время все-таки стояли. Но скорее всего – лишь в домах проживающих в Москве иностранцев, прежде всего немцев-лютеран, которые сохранили на чужбине свои обычаи.
    С 1704 года новогодние торжества Петр I перенес в Петербург. Там и гуляли по-царски, причем явка на новогодние балы-маскарады вельмож была обязательной.
    После смерти Петра обычай стал умирать. Каких-то особых гонений против елок не было. Проблема заключалась в том, что петровская затея не слишком-то прижилась в народе. В период петровского правления это была чисто городская забава. Селу вообще забыли разъяснить, для какой надобности надо вешать яблоки и пряники на елки.
    К тому же не вся страна сразу перешла на петровский календарь. Народ исстари на Руси встречал наступление нового года 1 марта. И так продолжалось до конца XV века. В 1492 году Русская православная церковь приняла решение о переносе новолетия на 1 сентября.
    Мягко говоря, успели привыкнуть. А устои всегда ломаются с трудом.
    Например, в Архангельской губернии до сих пор Новый год отмечают трижды. Первые два (по новому и старому стилю) – со всей страной, а 14 сентября отмечают еще и Поморский новый год.
    К тому же еловыми ветками на Руси часто устилали путь, по которому несли покойника на погост. Потому елка как-то не слишком ассоциировалась у крестьян с весельем и праздником.
    Наконец, у православной церкви не было большого желания продвигать в народные массы лютеранский обычай. Пожалуй, наиболее стойко хранили петровские заветы лишь те, кого сейчас бы назвали рестораторами. Крыши многих кабаков на Руси украшались елками. Кстати, после новогодних праздников ели вообще с них не снимали. Само выражение “идти под елку” в те времена означал поход в питейное заведение.
    1819
    Второе пришествие
    Второй “поход” новогодней елки на Россию опять был предпринят из Германии. Но на этот раз – более успешный. В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток.
    В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце солидных размеров новогоднюю елку. В 1825 году в Петербурге впервые установили публичную елку.
    В те времена игрушек еще не было, елку украшали фруктами и конфетами.
    “Под елочку”, которую в столице устанавливали 24 декабря, в сочельник, устраивали и царский банкет. В архивах сохранилось меню: супы, пирожки, говядина с приправой, жаркое с салатом, соленые огурцы (император их просто обожал), холодец по-шведски, крольчатина по-уэльски, норвежская треска, минога по-аббатски, мороженое.
    В деревнях елка по-прежнему не приживалась. А вот города новая мода просто захватила, начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники. “Елкой” стали называть уже не кабаки, а рождественский праздник для детей с раздачей подарков.
    При Александре III было положено начало новой традиции: члены императорской фамилии выступали на новогодних “корпоративах”. Как правило, император с великими князьями ехал в манеж кирасирского полка на елку для нижних чинов собственного Его Величества конвоя, сводно-гвардейского батальона и дворцовой полиции. Фантастическая деталь: на следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Согласитесь, какая-то просто нереальная забота о подданных.
    1915
    Елка – враг государства
    Так продолжалось до Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914-м. В стране началась активная антинемецкая кампания. Весной 1915 года Николай II утвердил “Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем”, ближе к зиме началась ликвидация немецких колоний в Поволжье, на Южной Украине и Кавказе, а также принудительное переселение колонистов в Сибирь.
    В канун 1915 года немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной елкой. Пресса назвала это “вопиющим фактом”, журналистов поддер жали святейший Синод и император Николай II. Традицию царь назвали “вражеской” и категорически запретил ей следовать.
    Вообще-то в этом запрете было что-то параноидальное. Ладно, если бы только вражеские солдаты веселились под елкой. Но ведь наши-то – тоже!
    Вот записи из дневника Николая II: “Поехал в военный госпиталь на елку больным”, “в новой комнате Аликс была наша собственная елка с массой прекрасных взаимных подарков…”.
    Или вот распорядок дня Николая II 31 декабря 1913 года. В 15 часов царь поехал в военный госпиталь и в лазарет Гусарского полка на елку… В 23 часа 30 мин. поехали в полковую церковь на новогодний молебен.
    Ну и при чем тут “вражеская традиция”?! В принципе при таком раскладе царь и себя обязан был объявить врагом русского народа.
    1919
    Дед Мороз
    без “браунинга”
    После революции запрет отменили. Германский пролетариат, даже находящийся под чуждым революции церковным влиянием, по определению не мог считаться врагом советской власти. А самое главное, Ленин любил елку.
    Впрочем, поползновения на традицию были и в те времена. Еще при жизни вождя многие его соратники, видные партийцы, пытались объявить рождественское дерево “буржуазным предрассудком”. Но сделать с этим религиозным пережитком ничего не могли. Как запретить “предрассудок”, если сам вождь лично устраивал для детей елку в Сокольниках?
    При этом порой проявлял чудеса героизма. 6 января 1919 года, когда он ехал из Кремля в Сокольники на первый новогодний детский праздник, машину остановили налетчики известного московского бандита Якова Кошелькова. Буквально выбросили Ильича из машины, приставили револьвер к виску, пошарили по карманам, отняли деньги, документы, “браунинг” (вооруженные охранник Ленина и его личный шофер не сопротивлялись, чтобы не подвергать опасности жизнь вождя). Кошельков не узнал Ленина, о чем потом очень жалел: сказал подельникам, что, если бы взял Ленина в заложники, можно было потребовать в обмен на него выпустить на волю всю “Бутырку”. Ну и деньгами выкуп солидный.
    Впрочем, жалел он не очень долго, чекисты за несколько месяцев нашли и перебили всех налетчиков. “Браунинг” Ильичу, кстати, вернули. Но дело, конечно, не в этом. Ленин, пережив стресс, сразу же взял новую машину и прибыл-таки к детям на елку. Шутил, водил хороводы, угощал конфетами, вручил каждому по подарку – по трубе и по барабану. Ну, настоящий Дед Мороз.
    Даже в новогоднюю ночь 1924 года, когда Ильич был смертельно болен и жить ему оставалось три недели, Н. К. Крупская устроила традиционную елку. Но после смерти вождя с елкой расправились. Наши прадеды слышали такие стихи:
    Только тот, кто друг попов,
    Елку праздновать готов.
    Мы с тобой враги попам,
    Рождества не надо нам!
    С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила “христианское” воскресение: страна перешла на “шестидневку”, запрещено празднование Рождества.
    Странно, что никому не пришло в голову, что подобные формулировки фактически объявляли Ленина злостным антисоветчиком, мракобесом и просто преступником.
    1935
    Привыкли руки к топорам
    С чего это всего через восемь лет власть вдруг кардинально изменила отношение к елке – загадка. Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете “Правда”, опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев.
    Неожиданно для всех Сталин согласился.
    И хотя в “Правде” не бывало несогласованных инициатив, чиновники не торопились организовывать елки. Даже когда их разрешили, многие встретили Новый 1936 год без лесной красавицы. На всякий пожарный: кто-то воспринял предложение в качестве провокации. Остальные благоразумно решили, что прежде чем нарубить дров – в смысле: рубить елки, – разумнее сначала проследить за судьбой как инициатора елочной реабилитации, так и за самой инициативой.
    Судьбы сложились по-разному. У елки – хорошо, у Постышева – не очень. В конце 30-х его перевели с Украины на пост 1-го секретаря Куйбышевского обкома партии. Прибыв в область, он организовал беспрецедентную кампанию арестов. Лично “разоблачил” большое количество врагов партии и народа, отправив в лагеря или на расстрел тысячи людей. Затем сам был арестован. 26 февраля 1939 года военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к смертной казни и в этот же день расстрелян. В 1955-м реабилитирован.
    Некоторые историки называют Постышева “человеком, который вернул народу елку”. Тезис не бесспорный.
    Никита Хрущев в своих мемуарах уточнит, что Постышев, прежде чем писать заметку в “Правду”, обратился с идеей лично к Сталину. Тот отреагировал несколько нехарактерно, а потому – загадочно. Хрущев пишет, что вождь, почти не раздумывая, ответил Постышеву: “Возьмите на себя инициативу, а мы поддержим”.
    Что наводит на размышления. Во-первых, в партийной иерархии Постышев был, мягко говоря, не слишком значительной фигурой. Во-вторых, знаковые идеологические решения Сталин никогда не принимал с наскока. Решение, скорее всего, было тщательно продумано и подготовлено. И вряд ли кем-то еще, кроме самого вождя.
    1937
    Звезда и шампанское
    Постышев еще был жив, когда по стране начали зажигаться новогодние елки. Первая – в 1937-м в Москве, в Колонном зале Дома союзов. Вместо золотой Вифлеемской звезды появилась новая – красная. Образ Деда Мороза в длинной шубе, высокой круглой шапке и с посохом в руке исполнял известный в те годы конферансье Михаил Гаркави. С его именем, кстати, связана и традиция отмечать праздник шампанским. Дебют “Советского шампанского” состоялся 1 января 1937 года, когда в Кремле на праздничном приеме стахановцев Гаркави под бой курантов впервые осушил бокал игристого. Шампанское, заметим, у нас только-только стали выпускать. В 1937-м разлили первые 300 тысяч бутылок. Досталось на Новый год далеко не всем.
    Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху. Пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны – пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью “СССР”, снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем – космонавты, спутники, персонажи русских сказок.
    Снегурочка появилась в начале 1950-х. Образ внучки Деда Мороза придумали лауреаты Сталинских премий Лев Кассиль и Сергей Михалков. С этого момента отечественная новогодняя традиция может считаться завершенной. Каких-то принципиальных изменений в праздновании Нового года с тех пор не замечено. Ну разве что вместо звезды все чаще используют разнообразные политически нейтральные пикообразные верхушки. В основном китайского дизайна и изготовления.

  3. Байконур Ответить

    В XVIII–XIX веках традиция украшения елки распространилась не только по всей Германии, но и появилась в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании. В Америке новогодние елки появились также благодаря немецким эмигрантам. Вначале елки украшали свечами, плодами и сладостями, позднее в обычай вошли игрушки из воска, ваты, картона, а потом и стекла.
    В России традиция украшения новогодней елки появилась благодаря Петру I. Петр, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек – яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе.
    В нем предписывалось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых…».
    После смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.
    В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток. В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала впервые была наряжена публичная рождественская елка.
    В городах начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники.
    Образ рождественской елки хорошо вписался в христианскую религию. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось Святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате елка стала символом Рождества.
    Во время Первой мировой войны император Николай II посчитал традицию украшения елки «вражеской» и категорически запретил ей следовать.
    После революции запрет отменили. Первую общественную елку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года в Петербурге.
    С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила «христианское» воскресение: страна перешла на «шестидневку», запрещено было празднование Рождества.
    Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев. Сталин согласился.
    В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов (с 1992 года – Государственный Кремлевский дворец). Вместо Рождества елку стали ставить на Новый год и назвали новогодней.
    Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху: пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны – пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью «СССР», снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем – космонавты, спутники, персонажи русских сказок.
    В наши дни появилось немало стилей украшения новогодней елки. Наиболее традиционный из них – украшение елки разноцветными игрушками из стекла, электрическими лампочками и мишурой. В прошлом столетии натуральные деревца начали заменять искусственными, некоторые из них весьма искусно имитировали живые ели и украшались обычным способом, другие были стилизованными, не требующими украшений. Возникла мода на оформление новогодних елок в определенном цвете – серебристом, золотистом, красном, синем, в моду прочно вошел минималистский стиль в оформлении елки. Неизменным атрибутом украшения елки остались лишь гирлянды из разноцветных огней, но и здесь на смену электрическим лампочкам уже приходят светодиоды.

  4. MixFix.TV Ответить

    Многие российские граждане, наверно, думают, что ель на Новый год присутствовала всегда. Но не тут-то было. Всем давно известно, что ни одно, даже не слишком значимое событие в стране, не может пройти спокойно. Поэтому можно выделить несколько этапов, когда елка имела место быть на новогодних праздниках, а когда нет.

    Этапы появления елки в России:

    1. Основную часть европейских нововведений привез в нашу страну Петр I. Следуя его указу, в 1700 году стали не только наряжать елку к Новому году, но и праздновать Рождество. Правда, в те времена украшенная к торжеству елка считалась роскошью, и ее устанавливали только в богатых семьях и на царском дворе.
    2. В период военных действий, с 1914 по 1918 годы, елку запретили. Это была Первая Мировая война, и российское правительство категорически запретило использовать елку на праздники, так как ее происхождение было связано с вражескими странами
    3. Затем, после образования Советского Союза, в 20-х годах XX века ее запретили уже по религиозным соображениям.
    4. Можно сказать, что полноценным началом «царствования» елки как символа новогодних торжеств стал только конец 1935 года, и эта традиция неизменна в нашей стране уже на протяжении почти восьмидесяти лет.

  5. Ready for Job Ответить

    В царские времена елочные игрушки можно было съесть. Это были фигурные пряники, обернутые в разноцветную металлическую бумагу. На ветки также развешали засахаренные цукаты, яблоки, мармелад, золоченые орехи, бумажные цветы, ленты, картонные фигурки ангелочков. Но основным элементом елочного декора были зажженные свечки. Стеклянные надувные шары привозили, в основном, из Германии, стоили они довольно дорого. Сильно ценились фигурки с фарфоровыми головами. В России только в конце 19-го века появляются артели по производству новогодних изделий. Также делают ватные, картонные игрушки и фигурки из папье-маше. В советские времена, начиная с 60-х годов, началось массовое производство фабричных елочных игрушек. Эти изделия не отличались разнообразием: одинаковые «шишки», «сосульки», «пирамидки». Благо сейчас на полках магазинов можно встретить много интересных изделий елочного декора, в том числе с ручной росписью.

    Откуда появилась мишура и гирлянды?

    Не менее интересна история появления другой новогодней атрибутики: мишуры и гирлянд. Раньше мишуру изготавливали из настоящего серебра. Это были тонкие нити, наподобие «серебряного дождика». Существует красивый миф о происхождении серебряной мишуры. Одна очень бедная женщина, у которой было много детей, решила нарядить елку перед Рождеством, но так как на богатые украшения денег не было, убранство дерева получилось очень невзрачным. За ночь еловые ветки оплели пауки своей паутиной. Зная о доброте женщины, Бог решил вознаградить ее и превратил паутину в серебро.
    В наше время мишуру производят из цветной фольги или ПВХ. Изначально гирлянды представляли собой длинные полоски, переплетенные цветами или ветками. В 19-м веке появилась первая электрическая гирлянда со множеством лампочек. Идею ее создания выдвинул американский изобретатель Джонсон, а воплотил в жизнь англичанин Ральф Моррис.

    Истории про маленькую елочку для детей и их родителей

    Для маленьких и больших детей написано много сказок, рассказов, смешных историй про новогоднюю елку. Вот некоторые из них:
    «Сказка о маленькой елочке», М. Аромштам. Трогательная и добрая история для малышей о маленьком деревце, которое наградили за желание приносить радость другим.
    Комиксы от четы Снегиревых «Кешка в погоне за елкой». Коротенькие, смешные истории про кота Кешку и его хозяина.
    Сборник стихотворений «Новогодняя елка». Автор – Аг Ятковска.
    А. Смирнов «Ёлка. Старинная забава» — перепечатанное на современный лад старинное издание рождественского лото 1911 года.
    Более взрослым детям было бы интересно почитать «Историю новогодней елки» в книге Александра Ткаченко.

  6. Sincliff Ответить

    Наша страна некоторое время была одной из республик Советского союза (этот факт мы отрицать не можем), а значит была подвержена властному влиянию партийного коммунизма Страны Советов. И у коммунизма к праздничному хвойному дереву было свое особое отношение. Так с началом истории Советского Союза в 20-е годы, естественно, Рождество, как и все религиозные обычаи, праздновать было о запрещено. В следствие категорического неприятия Лениным христианства и т. п. в немилость попала и нарядная зимняя ель, а Дед Мороз приравнивался к врагам народа. Все это преподносилось пропагандой как злостные буржуйские традиции. Но ель – весьма живучий символ праздника! В конце концов он с язычества пережил навалу христианства, так и коммунизм победил.
    Уже через 10 лет, оказалось, что партии нужна волшебная зимняя сказка. Ведь зима, как ни крути, тяжелое и депрессивное время, которое без мистики и огоньков, раскрашивающих облезлую природу, трудно пережить даже во имя построения светлого коммунизма. Так советская власть решила реабилитировать нарядную елку, но уже убрав ее привязку к Рождеству – в новый культ было возведено празднование Нового года. Теперь вечнозеленое дерево в СССР стало символом нового советского года, который сулит новые победы и свершения в борьбе за всеобщее равенство и благоденствие. Украшать елку разрешалось чем угодно, но только не буржуазно-религиозными символами. Так Вифлеемская звезда на верхушке праздничного дерева была заменена на коммунистическую – и делу с концом.
    Новогодняя елочка, без преувеличений, дарила сказку и ощущение чуда в холодные темные дни, не только детям, но и взрослым людям. Помогла пережить и страшные военные годы. Тогда елочная мода была не замысловатой – ее украшали игрушками, сделанными вручную, или подручными материалами, отражавшими суть времени. Военные елочные украшения – это собачки-санитары, пистолеты, парашютисты. Позднее советская идеология приложила руку и к этому. На елках стали появляться красноармейцы, флаги, пионеры, автомобили «Победа», снежинки с серпом и молотом. В 50-е –во времена расцвета сельского хозяйства и знаменитых Хрущевских с/х реформ на новогодней елке появилась игрушечная кукуруза. А в 60-е, эпоху космонавтики – спутники, космонавты, авиаторы и даже мирный атом. Интересно, как это выглядит?

  7. Tojatilar Ответить

    С XVIII по XIX столетия традиция наряжать рождественскую елку вышла за пределы Германии и прижилась в Англии, Дании, Голландии, Чехии и Австрии. Благодаря развитию эмиграции выходцы из Германии научили украшать елки и американцев. Сначала для этого использовались фрукты, свечи и разнообразные сладости, но со временем появился обычай наряжать рождественские деревья игрушками из картона, ваты и воска, а впоследствии и из стекла.

    В Россию новогодние елки пришли благодаря Петру Первому. Он, будучи еще совсем молодым человеком, бывал в гостях у своих друзей в Германии, где и увидел странное наряженное конфетами и яблоками дерево, и получил от этого зрелища очень приятные впечатления. После того, как Петр взошел на престол, забавные елки на манер увиденных в Европе, появились и в России. На центральных улицах и у домов знатных людей устанавливали украшения из хвойных деревьев и их веток.
    Со временем, когда Петра Первого не стало, о новомодном обычае все забыли. Елка стала популярным рождественским атрибутом только век спустя. В 1817 году при российском дворе появилась принцесса Шарлотта, которая стала женой князя Николая Павловича. По ее инициативе в России появилась традиция украшать букетами из веток ели новогодний стол. В 1819 году в Аничковом дворце появилась первая праздничная елка, которую под влиянием супруги установил Николай Павлович, а 1852 стал годом демонстрации первой наряженной елки публично. Она появилась в помещении Екатерининского (впоследствии Московского) вокзала в Санкт-Петербурге. После этого произошел всплеск популярности рождественских елок. Богатые россияне стали выписывать дорогие европейские украшения и проводить праздничные утренники для детей.
    Рождественская открытка, 19 век
    Новогоднее дерево отлично отобразило христианские постулаты. Фрукты, сладости и игрушки, которыми она украшалась, были символом принесенных новорожденному Иисусу даров. Свечи служили напоминанием о том, как освещалось место пребывания Святого семейства. Кроме того, на верхушке ели красовалась звезда, которая выполняла роль символа Вифлеемской звезды, появившейся на небе в момент рождения Христа и указавшей волхвам дорогу к нему. Все это способствовало превращению елки в рождественский символ.
    Первая мировая война – период отказа от украшения елки, как от вражеской традиции, пришедшей из враждебной Германии. Николай II ввел запрет на нее, который был отменен после октябрьской революции. Общественная новогодняя елка советского времени впервые была установлена 31 декабря 1917 года на территории Михайловского артиллерийского училища в Петербурге.
    Очередной запрет на использование наряженной елки в качестве праздничного символа пришелся на 1926 год, когда эта традиция была названа Центральным Комитетом компартии антисоветской. Проводилась активная антирелигиозная работа, в рамках которой было, в частности, запрещено праздновать Рождество. Поэтому об использовании каких-либо рождественских атрибутов не могло быть и речи.
    Однако к 1935 году праздничная елка снова переживает возрождение. 28 декабря в газете «Правда» появилась заметка об организации установки новогодней елки для детей. Это предложение исходило от Постышева, второго секретаря Центрального Комитета компартии, и получило поддержку Сталина.
    В преддверии 1938 года в Доме союзов была установлена 15-метровая новогодняя елка, украшенная 10 тысячами игрушек, которая стала центральным элементом детского праздничного утренника. С тех пор такие мероприятия стали традиционными и главной елкой страны считалась именно елка в Доме союзов. С 1976 года это звание перешло к елке, установленной в Кремле. Будучи изначально символом Рождества, наряженная елка постепенно превратилась в новогодний атрибут. Традиция украшения елки фруктами и сладостями также постепенно трансформировалась. Елочные игрушки стали отражением эпохи. На них изображались пионеры, трубящие в горны, и портреты членов Политбюро, а во время ВОВ появились игрушки с оружием, десантниками и собаками-санитарами. Позже на смену картинкам военной тематики пришли снежинки с изображенными на них серпом и молотом, самолетами и автомобилями. В хрущевские времена на елках появились кукурузные початки, трактора и хоккеисты, а еще через некоторое время – сказочные персонажи и все, что связано с космосом.
    Открытка времен СССР с новогодней елкой | depositphotos — nadi555
    Сегодня существует множество разнообразных стилей украшения елки. Традиционный вариант – наряжать новогоднее дерево при помощи цветных стеклянных игрушек, мишуры и электрических гирлянд. В прошлом веке наметился переход от натуральных елок к искусственным, которые иногда очень реалистично имитируют живые деревья. Некоторые из них стилизованы и не предполагают использование дополнительных украшений. Существует также мода на определенные цветовые решения елочного декора. Дерево может быть синим, красным, золотым, серебряным или любого другого цвета. В моде лаконичность и минимализм. Неизменно используются для украшения новогодней елки гирлянды с огнями, однако, это зачастую уже не электрические лампочки, а светодиоды.

  8. KoPiK Ответить

    Главным символом Нового года является елка. Почему елка, а не какое-то другое дерево? Вот как рассказывает об этом легенда.
    Возле пещеры, где родился маленький Иисус, росли олива, пальма и ель. Олива и пальма подарили младенцу плоды, а ель стыдливо стояла в сторонке, боясь испортить праздник. Действительно, что она могла подарить. Колючие иголки, липкую смолу, твердые шишки? Заплакала елка смолой… И тогда на огорченное дерево с неба посыпались звезды.

    И произошло чудо. Прекрасная, как сказка, ель подошла к младенцу, и он, пораженный ее великолепием, радостно улыбнулся. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.
    Так и появилась зеленая сверкающая красавица для праздника, символизирующая неразрывную связь земли с небесами, то есть людей с Богом. Но это красивая легенда.
    В древние времена люди обожествляли природу и верили в существование духов, которые жили в лесах на хвойных деревьях. Считалось, что именно они вызывают лютые морозы, насылают метели и запутывают охотников.
    Чтобы уберечь себя и свое имущество от проделок лесных существ, люди старались всячески задобрить их: украшали ели различными плодами и угощениями. Вечнозеленая елка издавна символизировала саму жизнь.
    Ель считается символом вечности. Природа может замирать и расцветать, но ель, как и жизнь, вечна. В любое время года она остается зеленой, олицетворяет собой бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже ее шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья.
    Так получилось, что обычай ставить елку на Новый год мы позаимствовали в Западной Европе.
    Новогодняя елка пришла в Россию из Германии в начале XIX века благодаря немцам, жившим в Санкт – Петербурге.
    Немцы первыми показали русским дворянам, что ёлку надо подвешивать вверх ногами (или корешком) к потолку. О том, когда символ Нового года решили спустить с потолка на землю, история умалчивает.

    Великолепное убранство лесной красавицы тоже имеет свою историю. Самый ранний её наряд состоял из свечей и лакомств — яблок, орехов, конфет, пряников. А значит, был одновременно и угощением для детей. Ёлка стала привычным атрибутом рождественского праздника. Деревья украшали поделками из цветной бумаги, фруктами, рафинадом и мишурой.
    О новогодней мишуре тоже существует легенда. Очень давно жила одна добрая женщина, у которой было много детей, они были о бедны, и ей приходилось много работать. Вечером перед Рождеством женщина нарядила елку, но украшений у нее было совсем мало. Ночью на ветки елки приползли пауки и сплели паутину. Увидев это, и пожалев бедную мать, Иисус Христос благословил дерево, и паутина превратилась в серебристую мишуру…
    В России существовала традиция обрывания подарков, которая называлась «ощипыванием ёлки» (или говорили: «рушить ёлку»). Также встречались богатые чудаки, увешивавшие верхние ветки дорогими серьгами, перстнями и другими дорогими украшениями.
    Стеклянные ёлочные игрушки придумали в Германии в XIX в. По легенде, у одного бедного стеклодува однажды не нашлось денег на съедобное убранство ёлки и он, чтобы как-то утешить своих детей, сделал их из стекла. Замена оказалась настолько удачной, что скоро вошла в моду, а потом и в традицию. Российские волшебники стекла дополнили традиционные шары, шишечки и грибочки забавными фигурками героев сказок, — этим «русская ёлка» отличалась от европейских сестёр.
    В конце 20-х годов XX столетия елка в России была запрещена вместе с празднованием Рождества и даже Нового года. Но в 1936 году вернулась как символ именно новогодних праздников и надеюсь, больше нас не покинет.
    В 2010 году исполнилось 108 лет с того дня, как была написана всем известная песня «В лесу родилась елочка».

    Эта песенка стала в нашей стране настоящим Новогодним гимном. Многие считают ее народной, хотя на самом деле у нее есть и автор и композитор.
    Автор любимой новогодней песни многих поколений – Раиса Адамовна Кудашева Долгое время Раиса Адамовна и не подозревала, что «Елочка» стала песенкой. Однажды совершенно случайно, когда она ехала в поезде, услышала, как две бабушки расхваливали своих внучек. Одна из них попросила внученьку спеть. Как же была изумлена Раиса Адамовна, когда девочка запела «Елочку»! Сама Кудашева даже не была знакома с человеком, написавшим музыку к ее стихам.

    Стихотворение было положено на музыку композитором-любителем Леонидом Карловичем Бекманом.

    Леонид Карлович Бекман с женой и дочерьми.
    Где бы ни родилась традиция ставить хвойное дерево, вряд ли она плоха. Ели или пихты, рождественские или новогодние – это самый замечательный и непременный атрибут праздника, его настроение и душа!
    Но я призываю всех не ставить в своих домах натуральные ели и сосны.
    Срубленные красавицы порадуют вас в течение нескольких дней и будут выброшены на улицу, как ненужные вещи, мусор.
    А знаете ли вы, сколько лет надо расти ели, чтобы её можно было с пользой применить? 100-120 лет.
    Вы можете поменять их на искусственные ёлочки, которые будут радовать вас в течение многих лет.
    Вывод:
    Ель считается символом вечности. В любое время года она остается зеленой, несёт с собой бессмертие, вечную молодость, верность, долголетие. Долгое время люди верили, что в ветвях вечнозеленых деревьев живут духи. Не только хорошие, но и злые, которым нужно делать подарки, чтобы задобрить их. Украсив плодами и угощениями елку, люди были уверены, что в дом не проникнет и не навредит им никакая нечистая сила, ни злые духи. Этот обряд пришел к нам из далеких веков.
    Сейчас о злых силах давно забыли, а основное назначение украшенной елки – радовать ребятишек и взрослых.
    Поэтому в России ель считается символом Нового года.
    Исследовательская работа уч. 1″А” класса Кульбенок Татьяны
    Рук. Карчебная Татьяна Геннадьевна

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *