Почему не оправдались надежды чацкого на взаимность софьи?

10 ответов на вопрос “Почему не оправдались надежды чацкого на взаимность софьи?”

  1. Saithirdin Ответить

    У Чацкого есть норма оценок, которую он считает общеобязательной. По его мнению, Молчалин – жалкое создание. Он не достоин ничьей любви, значит, и Софья его любить не может: она смеется над ним. Но дело не только в этом. Чацкий думал, что Софья приписала Молчалину тьму таких качеств, каких у него нет, что она любит выдуманного ею Молчалива. А то, что он услышал, опровергло его предположения: Софья воспринимает Молчалина так же, как и Чацкий, она его видит таким, каков он есть. Однако она не понимает, что за этой внешней оболочкой скрывается другой, страшный Молчалин. Но этого и Чацкий пока не видит. Софья не назвала ни одного «свойства» Молчалина, которое Чацкому было бы неизвестно. Но у них разное отношение к этим «свойствам». Вот этого Чацкий еще не понял: он верит, что Софья – та же, какой была три года назад, когда они вместе смеялись над людьми такого типа, да и над самим Молчаливым, вероятно.
    Поэтому Чацкий и решил, что Софья сейчас смеялась над Молчаливым. И ничего неестественного, странного в этом нет. Но похвалы Софьи в адрес Молчалина зародили в душе Чацкого какие-то сомнения, и он то и дело будет возвращаться к мысли о нем как возможном сопернике.
    Эта сцена является поворотным моментом в развитии «сквозного действия»: борьба Чацкого за Софью превращается в его борьбу с Софьей из-за Молчалина. Чацкий после объяснения с Софьей уже не расточает перед ней «нежных слов»; он теперь убеждает свою возлюбленную, что Молчалин не стоит ее. Он выискивает все новые и новые низкие качества Молчалина и указывает на них Софье, снова и снова причиняя ей душевную боль. И Софья в наших глазах перестает быть смешной.
    В десятой сцене Чацкий и Молчалин оценивают друг друга. Здесь наиболее определенно выражена авторская позиция по отношению к Чацкому и Молчалину.
    * Сцена начинается с размышления Чацкого о Мол-чалине как возможном муже Софьи: «Ах! Софья! Не-ужли Молчалин избран ей! А чем не муж? Ума в нем только мало». И Чацкий атакует вошедшего Молчалина вопросами, как бы еще раз проверяя свое мнение о нем: «Ну, образ жизни ваш каков? Без горя нынче? без печали?», «А прежде как живали?», «К перу от карт? и к каргам от пера?», «Взманили почести и знатность?»
    Здесь каждый вопрос – разоблачение ненавистного Чацкому Молчалина.
    Молчалин смиренно отвечает на вопросы Чацкого: «По-прежнему-с», «Нет-с, свой талант у всех…». Но в середине диалога наступает перелом, которого Чацкий не замечает: Молчалин ведь ни в грош не ставит Чацкого. Куда девалась смиренность! Молчалин переходит в атаку – задает вопросы, осуждает, советует:
    * Вам не дались чины, по службе неуспех?
    * Как удивлялись мы!
    * Татьяна Юрьевна рассказывала что-то.
    * Из Петербурга воротясь,
    * С министрами про вашу связь,
    * Потом разрыв
    * Татьяна Юрьевна!!! Известная, – притом
    * Чиновные и должностные
    Мы уже привыкли к мысли, что Молчалин – глупое и жалкое созданье. И вдруг: что ни реплика – то удар. И какой удар! «Жалели вас», «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать и весело пожить?» – Можно ли Чацкого ранить больнее? Оказывается, Молчалин имеет свои взгляды, убеждения, «таланты». Уверенный в непогрешимости избранного им пути, он показывает себя с самой неприглядной стороны и не скрывает своего превосходства над Чацким. Первая часть диалога, когда Молчалин смиренно отвечал на вопросы Чацкого, теперь переосмысляется нами как издевательство над Чацким. А Чацкий не удивлен даже: он так всегда и понимал Молчалина и, выслушав его до конца, почти громко говорит: «С такими чувствами, с такой душою любим!.. Обманщица смеялась надо мною!» Для Чацкого этот разговор важен постольку, поскольку он еще раз убеждает его в том, что Молчалина любить нельзя, что Софья, конечно, пошутила: не любит она его.
    В каком смысле Чацкий называет Молчалина глупым? Какому уму противопоставляется в комедии глупость Молчалина? Ответ на этот вопрос есть в словах Софьи:
    * Конечно нет в нем этого ума,
    * Что гений для иных, а для иных чума,
    * Который скор, блестящ и скоро опротивит,
    * Который свет ругает наповал.
    Софья не отрицает в Молчалине ума вообще, она говорит, что у него нет «этого ума». У Молчалина нет такого ума, какой есть у Чацкого. Ведь декабристы в понятие «ум» вкладывали свое значение: ум – это передовые, вольнолюбивые взгляды, умение осмыслить жизненные факты с точки зрения передовых идей. Вот такого ума у Молчалина, действительно, нет, и с этой точки зрения он – глупейшее созданье.
    Но у него есть другой ум – практический. И этого не отрицает даже Чацкий, о чем свидетельствуют две его реплики: «А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных» и «Молча-лины блаженствуют на свете!». Фамусов ценит его как делового, услужливого человека. Софья предпочла его Чацкому, потому что его практический, деловой ум может «семейство осчастливить».

    Похожие сочинения

    Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

  2. fin4eg Ответить

    У Чацкого есть норма оценок, которую он считает общеобязательной. По его мнению, Молчалин – жалкое создание. Он не достоин ничьей любви, значит, и Софья его любить не может: она смеется над ним. Но дело не только в этом. Чацкий думал, что Софья приписала Молчалину тьму таких качеств, каких у него нет, что она любит выдуманного ею Молчалива. А то, что он услышал, опровергло его предположения: Софья воспринимает Молчалина так же, как и Чацкий, она его видит таким, каков он есть. Однако она не понимает, что за этой внешней оболочкой скрывается другой, страшный Молчалин. Но этого и Чацкий пока не видит. Софья не назвала ни одного «свойства» Молчалина, которое Чацкому было бы неизвестно. Но у них разное отношение к этим «свойствам». Вот этого Чацкий еще не понял: он верит, что Софья – та же, какой была три года назад, когда они вместе смеялись над людьми такого типа, да и над самим Молчаливым, вероятно.
    Поэтому Чацкий и решил, что Софья сейчас смеялась над Молчаливым. И ничего неестественного, странного в этом нет. Но похвалы Софьи в адрес Молчалина зародили в душе Чацкого какие-то сомнения, и он то и дело будет возвращаться к мысли о нем как возможном сопернике.
    Эта сцена является поворотным моментом в развитии «сквозного действия»: борьба Чацкого за Софью превращается в его борьбу с Софьей из-за Молчалина. Чацкий после объяснения с Софьей уже не расточает перед ней «нежных слов»; он теперь убеждает свою возлюбленную, что Молчалин не стоит ее. Он выискивает все новые и новые низкие качества Молчалина и указывает на них Софье, снова и снова причиняя ей душевную боль. И Софья в наших глазах перестает быть смешной.
    В десятой сцене Чацкий и Молчалин оценивают друг друга. Здесь наиболее определенно выражена авторская позиция по отношению к Чацкому и Молчалину.
    * Сцена начинается с размышления Чацкого о Мол-чалине как возможном муже Софьи: «Ах! Софья! Не-ужли Молчалин избран ей! А чем не муж? Ума в нем только мало». И Чацкий атакует вошедшего Молчалина вопросами, как бы еще раз проверяя свое мнение о нем: «Ну, образ жизни ваш каков? Без горя нынче? без печали?», «А прежде как живали?», «К перу от карт? и к каргам от пера?», «Взманили почести и знатность?»
    Здесь каждый вопрос – разоблачение ненавистного Чацкому Молчалина.
    Молчалин смиренно отвечает на вопросы Чацкого: «По-прежнему-с», «Нет-с, свой талант у всех…». Но в середине диалога наступает перелом, которого Чацкий не замечает: Молчалин ведь ни в грош не ставит Чацкого. Куда девалась смиренность! Молчалин переходит в атаку – задает вопросы, осуждает, советует:

  3. ЖИВУ ТОБОЙ Ответить

    У Чацкого есть норма оценок, которую он считает общеобязательной. По его мнению, Молчалин – жалкое создание. Он не достоин ничьей любви, значит, и Софья его любить не может: она смеется над ним. Но дело не только в этом. Чацкий думал, что Софья приписала Молчалину тьму таких качеств, каких у него нет, что она любит выдуманного ею Молчалива. А то, что он услышал, опровергло его предположения: Софья воспринимает Молчалина так же, как и Чацкий, она его видит таким, каков он есть. Однако она не понимает, что за этой внешней оболочкой скрывается другой, страшный Молчалин. Но этого и Чацкий пока не видит. Софья не назвала ни одного «свойства» Молчалина, которое Чацкому было бы неизвестно. Но у них разное отношение к этим «свойствам». Вот этого Чацкий еще не понял: он верит, что Софья – та же, какой была три года назад, когда они вместе смеялись над людьми такого типа, да и над самим Молчаливым, вероятно.
    Поэтому Чацкий и решил, что Софья сейчас смеялась над Молчаливым. И ничего неестественного, странного в этом нет. Но похвалы Софьи в адрес Молчалина зародили в душе Чацкого какие-то сомнения, и он то и дело будет возвращаться к мысли о нем как возможном сопернике.
    Эта сцена является поворотным моментом в развитии «сквозного действия»: борьба Чацкого за Софью превращается в его борьбу с Софьей из-за Молчалина. Чацкий после объяснения с Софьей уже не расточает перед ней «нежных слов»; он теперь убеждает свою возлюбленную, что Молчалин не стоит ее. Он выискивает все новые и новые низкие качества Молчалина и указывает на них Софье, снова и снова причиняя ей душевную боль. И Софья в наших глазах перестает быть смешной.
    В десятой сцене Чацкий и Молчалин оценивают друг друга. Здесь наиболее определенно выражена авторская позиция по отношению к Чацкому и Молчалину.
    Сцена начинается с размышления Чацкого о Мол-чалине как возможном муже Софьи: «Ах! Софья! Не-ужли Молчалин избран ей! А чем не муж? Ума в нем только мало». И Чацкий атакует вошедшего Молчалина вопросами, как бы еще раз проверяя свое мнение о нем: «Ну, образ жизни ваш каков? Без горя нынче? без печали?», «А прежде как живали?», «К перу от карт? и к каргам от пера?», «Взманили почести и знатность?»
    Здесь каждый вопрос – разоблачение ненавистного Чацкому Молчалина.
    Молчалин смиренно отвечает на вопросы Чацкого: «По-прежнему-с», «Нет-с, свой талант у всех…». Но в середине диалога наступает перелом, которого Чацкий не замечает: Молчалин ведь ни в грош не ставит Чацкого. Куда девалась смиренность! Молчалин переходит в атаку – задает вопросы, осуждает, советует:
    Вам не дались чины, по службе неуспех?
    Как удивлялись мы!
    Татьяна Юрьевна рассказывала что-то.
    Из Петербурга воротясь,
    С министрами про вашу связь,
    Потом разрыв
    Татьяна Юрьевна!!! Известная, – притом
    Чиновные и должностные
    Мы уже привыкли к мысли, что Молчалин – глупое и жалкое созданье. И вдруг: что ни реплика – то удар. И какой удар! «Жалели вас», «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать и весело пожить?» – Можно ли Чацкого ранить больнее? Оказывается, Молчалин имеет свои взгляды, убеждения, «таланты». Уверенный в непогрешимости избранного им пути, он показывает себя с самой неприглядной стороны и не скрывает своего превосходства над Чацким. Первая часть диалога, когда Молчалин смиренно отвечал на вопросы Чацкого, теперь переосмысляется нами как издевательство над Чацким. А Чацкий не удивлен даже: он так всегда и понимал Молчалина и, выслушав его до конца, почти громко говорит: «С такими чувствами, с такой душою любим!.. Обманщица смеялась надо мною!» Для Чацкого этот разговор важен постольку, поскольку он еще раз убеждает его в том, что Молчалина любить нельзя, что Софья, конечно, пошутила: не любит она его.
    В каком смысле Чацкий называет Молчалина глупым? Какому уму противопоставляется в комедии глупость Молчалина? Ответ на этот вопрос есть в словах Софьи:
    Конечно нет в нем этого ума,
    Что гений для иных, а для иных чума,
    Который скор, блестящ и скоро опротивит,
    Который свет  ругает наповал.
    Софья не отрицает в Молчалине ума вообще, она говорит, что у него нет «этого ума». У Молчалина нет такого ума, какой есть у Чацкого. Ведь декабристы в понятие «ум» вкладывали свое значение: ум – это передовые, вольнолюбивые взгляды, умение осмыслить жизненные факты с точки зрения передовых идей. Вот такого ума у Молчалина, действительно, нет, и с этой точки зрения он – глупейшее созданье.
    Но у него есть другой ум – практический. И этого не отрицает даже Чацкий, о чем свидетельствуют две его реплики: «А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных» и «Молча-лины блаженствуют на свете!». Фамусов ценит его как делового, услужливого человека. Софья предпочла его Чацкому, потому что его практический, деловой ум может «семейство осчастливить».
    Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Почему Чацкого не убедило признание Софьи в любви к Молчалину? . Это нужно, ведь не потеряешь!

    Содержание интересных новостей

    Новые сочинения:
    Монолог Чацкого «А судьи кто?»
    Фигура Молчалина в комедии Грибоедова «Горе от Ума»
    Чацкий начинает новый век и в этом все его значение и весь «ум»
    Консультация: О плане для сочинения по комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Кто же такой Чацкий? Каково отношение Грибоедова к Чацкому?

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *