Почему не подписан мирный договор с японией?

19 ответов на вопрос “Почему не подписан мирный договор с японией?”

  1. Bloodbrew Ответить

    Параллельно с освоением Курил Россией, шло продвижение японцев на Северные Курилы. Отражая японский натиск, Россия в 1795 году построила укрепленную военную стоянку на острове Уруп. К 1804 году на Курилах фактически сложилось двоевластие: на Северных Курилах сильнее ощущалось влияние России, на Южных — Японии. Но формально все Курилы по-прежнему принадлежали России.
    7 февраля (26 января по старому стилю) 1855 года был подписан первый русско-японский договор — Трактат о торговле и границах. Он провозгласил отношения мира и дружбы между двумя странами, открыл для российских судов три японских порта и установил границу в районе Южных Курил между островами Уруп и Итуруп.
    В 1875 году был заключен новый Трактат, согласно которому Россия уступала Японии острова от Урупа до Шумшу. Япония в свою очередь признала остров Сахалин полностью принадлежащим России.
    С заключением нового соглашения — Трактата о торговле и мореплавании между Россией и Японией (1895) Договор 1855 года утратил силу, однако было подтверждено действие соглашения 1875 года.
    В свою очередь, Трактат 1895 года был разорван Японией в одностороннем порядке после нападения на Россию в 1904 году. Договор 1875 года сохранял силу вплоть до 1905 года, когда по итогам русско-японской войны, в результате которой Япония вышла победительницей, был подписан Портсмутский мирный договор, по которому Россия уступала Японии все Куpилы и южный Сахалин (южнее 50-й параллели северной широты). Более того, с 1920 года по май 1925 года под оккупацией Японии находился Северный Сахалин.
    11 февраля 1945 года на Крымской (Ялтинской) конференции между руководителями Советского Союза, США и Великобритании Иосифом Сталиным, Франклином Рузвельтом и Уинстоном Черчиллем было подписано соглашение, согласно которому в обмен на участие советских войск в войне против Японии СССР передавались Курилы и Южный Сахалин, потерянные в русско-японской войне 1904-1905 годов.
    2 сентября 1945 года Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, приняв условия Потсдамской декларации 1945 года, по которой ее суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага. Острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отходили Советскому Союзу. На Сан-Францисской конференции 1951 года СССР не подписал мирный договор с Японией. Одной из причин такого шага стало отсутствие в тексте договора четких указаний на то, что Южный Сахалин и Курильские острова перешли под суверенитет Советского Союза (в соответствии с решениями Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года).
    Отказ от подписания вызвал серьезные дипломатические последствия. Воспользовавшись этим фактом, Япония по рекомендации США в 1955 году предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина, на этот раз, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. В результате двухлетних переговоров позиции сторон сблизились, и Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.
    19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. Декларация фиксировала отказ сторон от взаимных претензий, возникших в результате войны, а также отказ СССР от репарационных претензий к Японии. Руководство СССР сочло возможным отметить в документе, что, Советский Союз, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактически передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между сторонами.
    Одновременно с декларацией был подписан протокол о развитии торговли с взаимным предоставлением режима наибольшего благоприятствования.
    После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности, СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года.
    Позднее с советской стороны стали делаться заявления о том, что территориальный вопрос в отношениях между СССР и Японией решен в результате Второй мировой войны и как таковой вообще не существует.
    В апреле 1991 года по итогам официального визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева было подписано Совместное советско-японское заявление, в котором Советский Союз впервые официально признал наличие территориальной проблемы в отношениях с Японией, была подчеркнута важность ускорения работы по завершению подготовки мирного договора с использованием накопленного опыта в двусторонних переговорах, начиная с Совместной советско-японской декларации 1956 года.
    После распада СССР начался новый этап в российско-японских отношениях. В октябре 1993 года состоялся официальный визит в Японию президента России Бориса Ельцина. В ходе переговоров 13 октября была подписана Токийская декларация, в которой говорилось о необходимости “преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого” и “скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса”, чтобы таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения.
    В последующие годы руководители России и Японии неоднократно возвращались к вопросу мирного договора и территориальной проблеме, но безрезультатно, так как позиции сторон диаметрально противоположны.
    Япония претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно-правовое оформление.
    По Совместной декларации 1956 года оговаривалась передача Японии Хабомаи и Шикотана после заключения мирного договора, а судьба Кунашира и Итурупа не затрагивалась. Именно разграничение статуса двух пар островов в этом документе, как считают эксперты, и создало основные сложности для всего переговорного процесса на протяжении последующих 60 лет. Идея передачи Японии сначала двух островов, как это оговорено в декларации 1956 года, обсуждалась на встрече лидеров России и Японии Владимира Путина и Есиро Мори в 2001 году, но с приходом к власти Дзюнъитиро Коидзуми идею отложили.
    В середине октября 2016 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что предлагает президенту Владимиру Путину взять на себя ответственность и совместно продвигать переговоры для решения вопроса мирного договора.
    В ходе визита президента России в Японию в декабре 2016 года лидеры согласовали заявления о начале переговоров по налаживанию на южных Курильских островах совместной хозяйственной деятельности. Владимир Путин отметил, что такое сотрудничество будет способствовать созданию благоприятной атмосферы для продолжения переговоров по заключению мирного договора.
    В феврале 2017 года при МИД Японии был создан совет по совместной экономической деятельности. Осуществление совместных проектов рассматривается по таким направлениям, как марикультура, тепличное хозяйство, туризм, ветроэнергетика и переработка мусора. Согласно договоренности, эта деятельность не должна нарушать юридические позиции обеих стран.
    12 сентября 2018 года президент России Владимир Путин, выступая на пленарном заседании Восточного экономического форума, предложил Японии заключить мирный договор до конца года без всяких дополнительных условий. Он предложил прописать в тексте документа желание Москвы и Токио урегулировать споры по территориальному вопросу.

  2. Fokelv Ответить

    По словам Кистанова, японская сторона начала подогревать ожидания по поводу возможности компромисса на рубеже 2018 и 2019 годов. В начале января премьер-министр Абэ поклялся на могиле отца, что приложит все усилия для заключения мирного договора с Россией. Прорыв в переговорах с Москвой также помог бы укрепить политические позиции Абэ перед выборами в верхнюю палату парламента, которые намечены на лето, добавляет эксперт. «Однако затем этот мыльный пузырь лопнул, и проткнула его российская сторона, — напоминает Кистанов. — Сначала Москва осадила японского посла, когда в Токио пытались форсировать диалог. После этого начали звучать российские заявления, что договоренностей не последует, пока Япония не признает итоги Второй мировой войны и суверенитет России над всеми островами». ?
    Почему Москва не хочет передавать острова и зачем ведет переговоры ?
    В январе ВЦИОМ провел опрос об отношении россиян к передаче Курильских островов. Против высказались 77% граждан. О возможности передачи островов Японии высказались 14% россиян.
    Аналогичный опрос был проведен и среди жителей Курил. 93% заявили, что считают требование о передаче островов неприемлемым. 89% считают, что Россия не должна передавать Японии ни один из островов.
    В обществе есть страх, что если мы отдадим два острова, то японцы потребуют остальные, если отдадим остальные, то потребуют Сахалин, а вслед за Японией Германия предъявит претензии на Калининград, рассуждает политолог Алексей Макаркин, называя отношение к Курилам «сакральным», так как острова страна получила по итогам Второй мировой войны, а для российской власти ее итоги принципиально важны.
    До сих пор идущее обсуждение темы передачи островов Макаркин связывает и с тем, что у Москвы возникло желание «как-то разделить США и Японию».
    «Политики сталкивания лбами США и их союзников придерживался СССР, той же политики придерживается и Россия, раз уж идет новая холодная война», — говорит Макаркин. «Для США неприемлемо вмешательство третьей стороны в их военный союз с Японией, — замечает он. — И если японцы будут настаивать на неразмещении американских военных объектов на Курилах, то это приведет к проблемам в двусторонних отношениях». Дипломатическая игра Кремля заключается в стимулировании конфликта, подвел итог эксперт.
    Почему условия Москвы неприемлемы для Японии
    Японцы считают Курилы своими землями и едва ли пойдут на признание, что острова в настоящее время принадлежат другому государству, — этого не позволяет их менталитет, объясняет источник, близкий к МИДу.
    Японская сторона, говоря о суверенитете над островами, ссылается на исторические документы — подписанный в 1855 году Симодский трактат. Он установил дипломатические отношения между странами и определил границу между Россией и Японией, которая прошла через пролив Фриза. Острова Шикотан, Хабомаи, Итуруп и Кунашир были закреплены за Японией, а Сахалин оставался в совместном владении. Через 20 лет, в 1875 году, стороны заключили Петербургский договор — по нему Япония отказалась от претензий на Сахалин, получив взамен все Курильские острова.
    Все Курильские острова СССР вернул только после Второй мировой войны — их возвращение стало главным условием, которое было выдвинуто союзникам для вступления в войну с Японией. Передача островов была некорректной, так как Япония никогда не захватывала Южные Курилы, говорится на сайте японского МИДа. Кроме того, нападая на Японию, СССР нарушил пакт о нейтралитете, заключенный между странами в 1941 году.
    Принадлежность Южно-Курильских островов для Токио — вопрос престижа, объяснял ранее в разговоре с РБК бывший посол России в Японии Александр Панов: «Японцы считают, что, пока этот вопрос не решен, для них не закончилась Вторая мировая война. В 1941 году СССР и Япония подписали пакт о нейтралитете, японцы соблюдали нейтралитет, даже когда немцы оказывали на них давление, тогда как СССР в августе 1945 года его нарушил. С точки зрения японцев, СССР повел себя как «вор на пожаре», вступил в войну, чтобы захватить территории».
    Что касается неразмещения американских баз на островах, то японцы признавались, что не смогут дать стопроцентные гарантии своих возможностей убедить в этом вопросе США, говорит близкий к МИДу собеседник РБК. Япония и США связаны заключенным в 1960 году Договором о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности, который в том числе предусматривает размещение на японской территории американского военного контингента.
    В ноябре 2018 года издание Asahi Shimbun сообщило со ссылкой на источники в правительстве, что премьер-министр страны Синдзо Абэ во время встречи с Владимиром Путиным на саммите АСЕАН в Сингапуре пообещал не размещать американские военные базы на южной части Курил в случае их передачи. В Кремле эту информацию комментировали осторожно: главы государств вели разговор по теме мирного договора в формате «один на один», и основное понимание, которое было достигнуто, — это договоренность интенсифицировать процесс переговоров на базе советско-японской декларации 1956 года, заявлял пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. При этом делать публичными «нюансы» он отказался. «Единственное, что могу подтвердить, — тема союзнических обязательств Японии является достаточно важной в контексте обсуждения проблематики мирного договора», — сказал он.
    Сам Абэ в конце января, выступая в парламенте, заявил, что хотя США «имеют право использовать земли и мощности на территории Японии, правительство Японии должно дать согласие на то, где именно они будут размещены». При этом японское агентство Kyodo отмечало, что Абэ уклонился от вопросов журналистов про обсуждение этой темы с Москвой, пояснив, что комментарии «могут негативно повлиять на ход переговоров».??

  3. Kirithris Ответить


    Переговоры Владимира Путина с Премьер-министром Японии Синдзо Абэ
    Фото: Kremlin.ru
    Участившиеся в последнее время встречи между российским президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ могли, как казалось, свидетельствовать о возможности скорого подписания мирного договора между нашими странами. Еще в сентябре 2018 года на Восточном экономическом форуме во Владивостоке российский лидер прямо предложил Абэ подписать мирный договор «без всяких условий», который наконец поставил бы точку в событиях Второй мировой войны. Однако такой поворот событий в исторически непростых российско-японских отношениях в ближайшее время маловероятен. И причин, не считая давнего территориального спора о принадлежности Курильских островов, может быть несколько.

    «Утром — деньги, вечером — стулья»

    Конфликт вокруг Южных Курил (острова Хабомаи, Шикотан, Итуруп и Кунашир) уже не одно десятилетие отравляет российско-японские отношения и препятствуют развитию полноценных экономических связей. Токио требует возврата своих исторических территорий, которые сначала Советский Союз, а теперь Россия «незаконно оккупирует» по итогам Второй мировой войны. Японцы ссылаются на Трактат о торговле и границах 1855 года, по которому указанные острова были признаны японскими, а также Сан-Францисский мирный договор 1951 года, который не признавал суверенитет СССР над Курилами. Интересно, что представитель советской делегации на тех переговорах, министр иностранных дел Громыко не поставил свою подпись под документом: одной из причин советского демарша стал отказ стран антигитлеровской коалиции признать суверенитет Москвы над островами.
    В ответ на претензии Японии Россия заявляет, что у нее нет «никаких территориальных проблем», и предлагает подписать мирный договор на основе Cоветско-японской декларации 1956 года, которая прекратила состояние войны между СССР и Японией.
    Глава российского МИД Сергей Лавров настаивает на признании японцами в документе факта принадлежности Южных Курил России, и только после этого Россия готова перейти к обсуждению передачи японцам двух из четырех островов — Хабомаи и Шикотана. Кроме того, документ, по словам министра, «должен закладывать перспективу на будущее», что в переводе с дипломатического языка означает приток многомиллиардных японских инвестиций на Дальний Восток и обеспечение доступа к высоким технологиям. Как говорится, ничего личного, просто бизнес.
    В то время как финансовая сторона вопроса для японцев скорее второстепенна, признание островов российской территорией для них вопрос национальной гордости и восстановления исторической справедливости. Тем не менее Абэ готов идти на уступки в обмен на гарантии Москвы в договоре передать часть спорных островов.
    В любом случае, японские переговорщики, находясь под давлением националистов и правых кругов, в том числе и однопартийцев Абэ из Либерально-демократической партии, крайне внимательно следят за общественным мнением и выстраивают свою позицию в зависимости от результатов социологических опросов. Так, например, в ноябре 2018 года 46% японцев одобряли усилия Абэ по возобновлению переговоров с Путиным.
    Кремль же, учитывая рост волнений в российском обществе накануне визита Абэ в январе, когда поползли слухи о возможной передаче территорий, тоже не намерен легко сдавать свои позиции. Сегодня при выработке своей позиции Кремль учитывает растущую напряженность в отношениях Японии и США в связи с планами последних ввести квоты на импорт японских автомобилей и требованием сократить дефицит в торговле, составляющий более 56 миллиардов долларов США.

    Отважная душа не станет вероломной

    Другой проблемой для подписания мирного договора между Японией и Россией является стратегическое партнерство Москвы и Пекина. При чем тут Китай, спросите вы? Кажется, что ему нет дела до подписания российско-японского мирного договора. Ведь не о военном же союзе, в конце концов, идет речь? Однако разгорающаяся с каждым днем торговая война между США и Китаем, которая, по оценкам западных экономистов, может обойтись США в 600 миллиардов долларов, только усиливает союз Москвы и Пекина. Кроме этого, требования Вашингтона прекратить сооружение китайцами военной инфраструктуры в Южно-Китайском море, которое Пекин рассматривают как свою зону интересов, увеличивают риск военного столкновения между двумя странами.
    Япония — давний соперник Китая в регионе и близкий военный союзник США. Кроме этого, у Токио имеется давний территориальный спор с Пекином о принадлежности островов на архипелаге Сенкаку — и ни одна из сторон, разумеется, тоже не намерена отступать.
    Тут важно отметить, что Абэ последовательно выступает за внесение поправки в конституцию, которая бы отменила действующий запрет на формирование вооруженных сил в стране, а также отказ государства от права вести войну. Именно поэтому Китай исключил участие Японии в многомиллиардном проекте «Один пояс, один путь», официальной целью которого является сильнее связать Европу и Азию для увеличения объемов торговли и инвестиций. На практике китайская инициатива, которая включает в себя 152 государства, в том числе и Россию, будет полностью осуществлена и профинансирована Пекином, что ведет к значительному усилению влияния Китая на экономику этих стран. ЕС, осознав последствия «китаизации» балканских стран, где интересы Пекина уже рассматриваются как угроза единству блока, начал подвергать более критичному анализу свое участие в проекте «Один пояс, один путь». Так, например, в феврале в Европейском парламенте прошли слушания с участием представителей ведущих политических групп, на которых депутаты требовали пересмотра условий участия европейских компаний в проекте и критиковали Китай за подрыв принципов свободной торговли.
    В Японии к китайскому проекту относятся с настороженностью. С одной стороны, это вызвано исторически сложными и противоречивыми отношениями двух стран, омраченных несколькими войнами и печально известной «Нанкинской резней». С другой стороны, Токио не может игнорировать один из крупнейших мировых экономических проектов с приблизительным объемом инвестиций около 8 триллионов долларов, который к тому же приведет к мировому экономическому господству Китая. Несмотря на критику США, Абэ во время встречи с китайским президентом Си Цзиньпином в декабре 2017 года выразил поддержку «Нового шелкового пути». Тем не менее Япония по-прежнему избегает крупного участия в китайском проекте и развивает собственные, как, например, инвестиции в инфраструктуру Тихоокеанского региона.
    Россия же хочет и дальше углублять партнерство с Китаем, подкрепляя свои намерения растущим объемом экспорта нефти, газа и древесины. Повода для тревог мы, очевидно, не видим.
    Учитывая, что товарооборот России с Китаем в 2018 году составил 108 миллиардов долларов США, в то время как с Японией чуть более 21 миллиарда, сомнительно, что Москва будет долго думать, с кем надежнее идти в светлое будущее. Тем более все территориальные споры с Китаем были решены в 2004 году, когда Россия передала китайцам остров Тарабаров и часть острова Большой Уссурийский.

    Система ПРО и свобода мореплавания

    Завершившиеся на прошлой неделе переговоры российской делегации с японскими коллегами в формате 2+2 не добавили оптимизма по поводу скорой нормализации двусторонних отношений. Комментируя ранее высказанный Токио протест в связи с проведением российскими военными учений на Курильских островах, Лавров заявил, что острова являются суверенной территорией России и делать там, дескать, будем, что захотим. Более того, дипломат пошел в атаку, обвинив саму Японию в угрозе безопасности России в связи с планами по размещению на северо-западе и юго-западе страны американской системы ПРО Aegis. Напомним, что в апреле Госдепартамент США одобрил продажу Токио системы ПРО стоимостью 1,2 миллиарда долларов. Беспокойство России в связи с этим небезосновательно, так как, по мнению экспертов, система имеет не только оборонительные, но и наступательные функции.
    Также министр был недоволен попыткой Японии и США заменить широкую региональную систему безопасности на «узкую закрытую блоковую», что подразумевает, что Япония будет поддерживать стратегию США, в которой регионы Тихого и Индийского океанов рассматриваются как единое пространство, что, в свою очередь, означает, что обеспечивать их безопасность будет американский флот. Здесь автоматически возникает вопрос о прямом выходе российских кораблей в Тихий океан. Если даже два острова из четырех будут переданы японцам, то Россия будет вынуждена каждый раз согласовывать с японскими военными проход своих кораблей через пролив Екатерины и пролив Фриза. Учитывая сложную геополитическую обстановку, никто сейчас даже не заикается о гарантиях на беспрепятственное курсирование российских кораблей в этой акватории. Говоря прямо, выход этот мы потеряем, включая часть рыбных ресурсов.
    Несмотря на сложившиеся теплые личные отношения между Владимиром Путиным и Синдзо Абэ (последний даже участвовал в съемках документального фильма Соловьева про российского президента), а также обещания двух стран повышать объем взаимных инвестиций, ввести режим особого хозяйствования на Курилах и отменить, наконец, визовый режим, особых достижений в двусторонних отношениях пока нет. И очень сомнительно, что предстоящий в июне саммит G-20 в Токио, куда собирается поехать Путин, принесет прорыв в отношениях двух стран. Слишком много взаимных претензий накопилось друг к другу.
    Автор: Виолетта Рушева

  4. Thunderdefender Ответить

    Несмотря на то, что договора нет, Россия и Япония не находятся в состоянии войны. Фактически эта война закончилась одновременно со Второй Мировой – 2 сентября 1945 года, когда представители Токио подписали акт о безоговорочной капитуляции. А формально состояние войны между СССР и Японией завершилось в 1956 году, когда была подписана Московская декларация о мире. Только после ратификации этого документа между двумя странами были восстановлены дипломатические отношения. Это позволило начать торговые контакты, а главное – дало возможность начать переговоры о мирном договоре.
    И вот тут есть проблема, которую не могут решить уже 60 лет. Дело в том, что в 1951 году в Сан-Франциско был подписан документ, формализующий окончание Второй Мировой войны и закрепляющий геополитическое деление на Дальнем Востоке. С одной стороны документ подписали проигравшие японцы, с другой – члены антигитлеровской коалиции. Однако СССР отказался подписывать эту бумагу, ссылаясь на то, что к конференции не были допущены представители КНР, наиболее пострадавшей от японцев.
    На самом деле советские представители не могли согласиться с территориальным делением, предложенным в документе. По условиям еще военного Ялтинского соглашения 1945 года (когда Сталин, Черчилль и Рузвельт договаривались о будущем послевоенном устройстве мира), СССР согласился вступить в войну с Японией через несколько месяцев после окончания боевых действий в Европе. За это Москва в последствие должна была “получить” значительную территориальную компенсацию в виде Южного Сахалина (отторгнутого японцами от России еще в 1905-м) и Курильских островов.
    Мирный договор, представленный на конференции в Сан-Франциско, не подтверждал эти территориальные договоренности.
    Так что последние полвека (даже больше) японцы и русские решают, по праву ли Москва управляет Сахалином и Курилами. Токио требует переговоров, наш МИД настаивает, что тут и говорить не о чем.
    Теоретически мы правы: Ялтинская декларация – серьезный международный документ, положения которого требуют исполнения (до иного согласованного решения). Именно так – по итогам Ялты и Постдама и без мирного договора – СССР получил в собственность Калининградскую область и Клайпеду, а Польша – Гданьск и окрестности.

  5. IGYVOZERY Ответить


    Утверждение, что Япония и Россия пребывают в состоянии войны, так как нет подписанного с обеих сторон Договора о мире после завершения Второй мировой войны, не является стопроцентной правдой.
    Осенью 1956 года представители двух стран подписали
    Совместную декларацию, в которой говорилось, что СССР и Япония, подписывая этот
    документ, признают завершение военного противостояния между государствами, а
    также возобновление «добрососедских дружественных отношений».
    На основании этого документа состоялся процесс
    урегулирования взаимоотношений на дипломатическом уровне, с вовлечением в
    сотрудничество посольств обеих стран.

    Послевоенные территории

    Стоит напомнить, что территориальные границы стран,
    победивших во Второй мировой войне, были оговорены и закреплены документально
    ещё на Ялтинской конференции. По ее итогам весь Сахалин и близлежащие острова,
    относящиеся к Курильской гряде, становились территорией Советского Союза.
    Подготовить мирный договор по итогам войны взялась администрация
    США. Его окончательный вариант советские дипломаты, делегированные в ООН,
    увидели уже в готовом виде. Его можно было назвать сепаратным договором, так
    как он не был согласован с другими странами, пострадавшими от японской
    агрессии, и, в первую очередь, касался взаимоотношений самих Соединенных Штатов
    с Японией.
    Он предполагал базирование американских военных в Окинаве и
    на других японских территориях, что вызывало беспокойство и протест не только у
    Советского Союза, но и у стран этого региона: КНР, Индии, КНДР, Вьетнама,
    Индонезии и Бирмы. Правительства этих стран считали, что американские базы
    будут угрожать их государственной безопасности, став плацдармом для контроля
    над данным регионом.
    Москва усмотрела в такой позиции США попытку отстранить ее
    от переговорного процесса по нормализации отношений с Японией.
    Для ратификации договора созывалась конференция в
    Сан-Франциско. Ни Англии, ни США не нужны были дебаты и лишние обсуждения,
    поэтому участниками конференции стали 21 латиноамериканское государство, 7
    стран Европы и 7 стран на африканском континенте. Те же страны, кто
    непосредственно давал отпор японской агрессии и имел претензии к Японии, на
    конференцию приглашены не были.

    Протест пострадавших стран и требования СССР

    Свой протест на такие действия США выразила Голландия, а
    также Индонезия и Филиппины, которые требовали от Японии возмещения убытков,
    причиненных ее агрессивными действиями.
    Индия и Бирма отказались участвовать в показательном выступлении
    американцев. Похоже, что Вашингтон с Лондоном понадеялись, что и Советский Союз
    в знак солидарности проигнорирует это собрание.
    Но советские политики решили не игнорировать событие
    мирового масштаба, чтобы заявить во всеуслышание о сепаратном характере данного
    договора и потребовать его пересмотра, с соблюдением интересов всего
    Дальневосточного региона для «укрепления всеобщего мира».
    Советский Союз озвучил требование о присутствии на
    конференции представителей КНР, а также потребовал четко указать территории на
    Дальнем Востоке, которые, на основании международного права, отныне входят в
    его состав, и определить границу СССР на Дальнем Востоке.
    В документе, подготовленном администрацией США, не было
    конкретно прописано, какие именно острова уходят под юрисдикцию Советского Союза.
    При этом, американцы ссылались на Ялтинскую конференцию, где все эти вопросы
    были рассмотрены, и оставляли право двум государствам решать остальные
    юридические вопросы в рабочем порядке.
    Советский Союз решил не подписывать этот сомнительный
    документ, который, по мнению советского МИД, мог втянуть СССР в череду международных
    коллизий, разрешить которые будет довольно сложно. Не стали подписывать договор
    Польша с Чехословакией.
    Тем ни менее, согласно ратифицированного договора, Япония
    подтвердила отказ от своих прав и претензий на Курильские острова и южную
    область Сахалина, полученную после войны с Россией в 1905 году.

    Новые требования японцев и отказ от переговоров


    Со временем возобновившиеся претензии Японии на отдельные
    острова показали, что требования правительства СССР, устранить «неясности» в
    документе, были вполне обоснованными.
    Против позиции США, оставлявшего варианты действий для
    Японии, выступила даже Великобритания, направив через посольство меморандум,
    где указывалось, что «Япония должна уступить Советскому Союзу Южный Сахалин и
    Курильские острова». На что Госдеп США ответил, что эти вопросы страны будут
    решать самостоятельно.
    Сегодня японские политики требуют все Курильские острова, расположенные
    между Японией и Камчаткой, а также вышеупомянутую территорию на Сахалине.
    Требования стали более жесткими после неудачных переговоров
    японского правительства с правительством Хрущева, когда в 1955 году СССР
    предприняло попытку нормализовать отношения с этим государством. Тогда
    правительство Японии выдвинуло требования незамедленно вывести военный
    контингент и выселить людей «с островов Хабомаи, Шикотан, архипелага Тисима и
    южных областей Сахалина». Позже в Токио решили ограничится лишь парой островов,
    и вымотанный бесконечным переговорным процессом Хрущев, согласился на такую
    сделку.
    Японцы были удивлены неожиданной сговорчивостью советских
    политиков, и решили удвоить требования.
    При этом, руководство Японии не рассматривало вопрос вывода
    американских войск и их размещения на возвращенных островах. Правительство
    страны постоянно находилось под прессингом Госдепа США. В 1955 году, заподозрив
    Японию в соглашательной политике с Советским Союзом, США отказываются принять в
    Вашингтоне министра иностранных дел этой страны. Даллес выставил условия
    японцам, что в случае признания ими Кунашира и Итурупа советскими островами,
    американские войска никогда не уйдут с занятых ими территорий, куда входит
    остров Окинава и весь архипелаг Рюкю.
    Через год переговорный процесс между странами зашел в тупик
    и замер окончательно. правда был
    подписан договор о пребывании рыболовецких судов в водах Тихого океана. Тогда
    же обе стороны посчитали нужным подписать декларацию о непременной передаче
    Японии островов Хабомаи и Сикотан, в случае заключения Мирного Договора между
    странами, где будет четко установлены границы и исключены всякие дальнейшие
    инсинуации относительно территориальных претензий.
    Декларация была оформлена соответствующим образом и
    приобрела статус официального документа. Но Япония посчитала, что вопрос уже
    решен, и продолжала требовать возврата островов до подписания Мирного Договора,
    хотя со стороны СССР были выполнены ряд условий, оговоренных в меморандуме.
    Стана перестала настаивать на выплате репараций, вернула на родину японских
    военных заключенных, поддержала прием Японии в состав ООН.
    Хрущев был возмущен очередным отказом Японии убрать с
    островов американские войска и заявлениями о позиции нового правительства
    Японии, добиться возврата всех островов. На этом переговорный процесс
    завершился.
    Недавно российский МИД попытался вернуться к соглашению 1956
    года, чтобы сойти с мертвой точки в двусторонних отношениях. Но японская сторона
    очень быстро вновь вернулась к прежним требованиям, возврата четырех островов
    перед подписанием Мирного Договора. На такой ультиматум в 2005 году они
    получили ответ от президента РФ В. Путина, что в таком ключе переговоры идти не
    будут, а все Курильские остова так и останутся под юрисдикцией России, что
    закреплено международным правом и итогами Второй мировой войны.

  6. Dujar Ответить

    Несмотря на то, что договора нет, Россия и Япония не находятся в состоянии войны. Фактически эта война закончилась одновременно со Второй Мировой – 2 сентября 1945 года, когда представители Токио подписали акт о безоговорочной капитуляции. А формально состояние войны между СССР и Японией завершилось в 1956 году, когда была подписана Московская декларация о мире. Только после ратификации этого документа между двумя странами были восстановлены дипломатические отношения. Это позволило начать торговые контакты, а главное – дало возможность начать переговоры о мирном договоре.
    И вот тут есть проблема, которую не могут решить уже 60 лет. Дело в том, что в 1951 году в Сан-Франциско был подписан документ, формализующий окончание Второй Мировой войны и закрепляющий геополитическое деление на Дальнем Востоке. С одной стороны документ подписали проигравшие японцы, с другой – члены антигитлеровской коалиции. Однако СССР отказался подписывать эту бумагу, ссылаясь на то, что к конференции не были допущены представители КНР, наиболее пострадавшей от японцев.
    На самом деле советские представители не могли согласиться с территориальным делением, предложенным в документе. По условиям еще военного Ялтинского соглашения 1945 года (когда Сталин, Черчилль и Рузвельт договаривались о будущем послевоенном устройстве мира), СССР согласился вступить в войну с Японией через несколько месяцев после окончания боевых действий в Европе. За это Москва в последствие должна была “получить” значительную территориальную компенсацию в виде Южного Сахалина (отторгнутого японцами от России еще в 1905-м) и Курильских островов.
    Мирный договор, представленный на конференции в Сан-Франциско, не подтверждал эти территориальные договоренности.
    Так что последние полвека (даже больше) японцы и русские решают, по праву ли Москва управляет Сахалином и Курилами. Токио требует переговоров, наш МИД настаивает, что тут и говорить не о чем.
    Теоретически мы правы: Ялтинская декларация – серьезный международный документ, положения которого требуют исполнения (до иного согласованного решения). Именно так – по итогам Ялты и Постдама и без мирного договора – СССР получил в собственность Калининградскую область и Клайпеду, а Польша – Гданьск и окрестности.

  7. lucifer Ответить

    Выступая во Владивостоке, Синдзо Абэ произнес едва ли не самую проникновенную речь в своей карьере. Она была посвящена отношениям двух стран и закончилась призывом заключить мирный договор. Позиция России известна и озвучена давно: Москва готова к подписанию договора, но Японии надо выполнить несколько условий.
    Японский премьер-министр приезжает на Восточный экономический форум четвертый раз подряд – он принимал участие во всех его заседаниях, кроме самого первого, состоявшегося в сентябре 2015-го. То есть только во Владивостоке за последние три года Абэ провел четыре встречи с Путиным, а ведь были еще и другие.
    Сам премьер-министр посчитал, что состоявшиеся в четверг переговоры с Путиным стали их 27-й встречей за время его премьерства. И это, похоже, только отсчитывая с декабря 2012 года, когда Абэ возглавил японское правительство, и не считая тех встреч, что были в период его премьерства 2006-2007 годов. В любом случае ни с кем из иностранных лидеров Абэ не встречается так много.
    Но при всей частоте встреч особый характер они приобрели после ноября прошлого года, когда в ходе беседы в Сингапуре два лидера договорились «активизировать переговоры по мирному договору на основе декларации 1956 года», то есть попытаться прийти к заключению соглашения, снимающего главное препятствие на пути к стратегическим отношениям двух стран. Речь идет о территориальных претензиях Японии к России. И Путин с Абэ согласились руководствоваться декларацией, подписанной руководителями двух стран в Москве в 1956 году, по которой СССР обещал после заключения мирного договора передать Японии острова Шикотан и Хабомаи.
    Затем Путин и Абэ встречались еще три раза. И вот теперь – во Владивостоке – прошли их четвертые переговоры. Неизвестно, о чем они говорили за закрытыми дверями, но выступление Абэ на самом форуме получилось очень эмоциональным. Конечно, и предыдущие речи японского премьера во Владивостоке имели эмоциональную окраску, особенно в прошлом году. Тогда, говоря о необходимости «снять препятствия» и заключить мирный договор, чтобы между Японией и Россией «восстановилась постоянная стабильность», Абэ прямо обратился к Владимиру Путину:
    «Господин президент Путин, давайте еще раз подтвердим нашу решимость, наши намерения перед многочисленными свидетелями, перед всей нашей аудиторией. Если мы не сделаем это сейчас, то когда же? Если этого не сделаем мы, то кто же это сделает, кроме нас? Давайте вместе идти вперед, задавая себе эти вопросы всегда».
    Тогда президент России быстро отреагировал, предложив заключить мирный договор уже до конца года, но без всяких предварительных условий, чтобы потом «на основе этого мирного договора, как друзья, продолжить решать все спорные вопросы».
    В прошлом году Абэ, по сути, отказался, а в этот четверг снова повторил свой призыв:
    «Нашими усилиями устойчиво создается образ новых отношений сотрудничества между Японией и Россией. Тогда следующий шаг – заключение мирного договора, что является нашей исторической миссией.
    Владимир, давай вдвоем сделаем все, чтобы мы двигались все время вперед, пока не достигнем цели.
    Давай вместе возьмем на себя ответственность перед историей. Давай заключим мирный договор и разом дадим расцвести безграничным возможностям, которые есть у народов наших стран».
    На этот раз и Абэ, и Путин констатировали прогресс в двусторонних отношениях. Причем сделали это еще перед заседанием, в самом начале их встречи. Путин сказал, что «многие наши начинания реализуются, двусторонние отношения стабильные и динамично развиваются», и даже употребил термин, который никогда раньше не использовался для описания отношений России и Японии:
    «Сегодня, конечно, обсудим не только состояние наших дел, но и наметим дальнейшие шаги в развитии двустороннего союза».
    В выступлении на форуме Абэ сделал особый акцент на доверии, использовав для этого даже Федора Тютчева:
    «В этом году я приехал сюда как раз для того, чтобы поговорить о том, что нас ждет в будущем, о наших возможностях. Только исключительно о нашем будущем! Я хочу процитировать сейчас одно известное вам четверостишье: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». То есть только так с Россией можно вместе быть, по-другому не получится. А давайте попробуем в этом знаменитом стихотворении слово «Россия» заменить на слово «Япония»?».
    Премьер подчеркнул, что Японии тоже можно только верить, потому что Япония идет в авангарде, так как сталкивается первая с проблемами, которые приходят и в другие страны. Во-вторых, по словам Абэ, у Японии есть решения проблем, которые возникают. И, в-третьих, Японии можно верить, потому что она «партнер»:
    «Страна, которой вы можете доверять. Дав обещание однажды, Япония неукоснительно исполняет его из поколения в поколение».
    Понятно, о чем говорит Абэ Путину и России – вы можете быть уверенными в том, что Япония будет всегда выполнять обязательства, взятые на себя в мирном договоре. Действительно, России бессмысленно заключать договор с тем, кому не доверяешь. И Владимир Путин, кстати, в свое время объяснял, в чем разница между отношениями России с Японией и Китаем. С китайцами мы выстроили стратегические отношения, основанные на взаимном доверии, а с Японией этого нет. Именно поэтому с Китаем мы смогли урегулировать пограничные вопросы, а с Японией нам по-прежнему мешает территориальный вопрос.
    При этом и Путин, и Абэ хотят поднять уровень отношений двух стран и снять территориальный вопрос. Ради этого Путин даже подтвердил нашу приверженность декларации 1956 года – то есть обещанию передать Японии два острова. Но только после подписания договора, который зафиксирует отказ от территориальных претензий. Для того, чтобы этот отказ был еще более ясным, Москва хочет записать в договоре и признание Японией итогов Второй мировой войны. И вот тут начинаются самые большие сложности. С японской стороны.
    Токио не хочет подтверждать признание итогов Второй мировой: не потому что хочет их пересмотра, а потому что не считает, что в подписанных им ранее договорах он выражал согласие с утратой своего суверенитета над островами. Но без подобной формулировки никакой договор невозможен – Россия никогда не пойдет на это.
    Абэ это понимает, как и то, что ему придется объяснять японскому обществу, почему он отказался от Итурупа и Кунашира, то есть 96 процентов территории Южных Курил. Отказался не от островов (шансов на их возвращение нет никаких), но от самих претензий на них.
    Если Абэ хочет заключения договора во время его премьерства – а ему осталось два года, после которых он покинет свой пост, но по сути для заключения договора осталось не более года – ему придется пойти как на объяснение со своим народом, так и на согласие с российской формулировкой о признании итогов войны. Так что тут все зависит от японской стороны, Путин ничем не может помочь Абэ в продвижении к договору.
    Но есть и еще одно российское если не условие, то вопрос. Он касается, по сути, японско-американских отношений – и об этом Путин тоже говорил в четверг во Владивостоке:
    «Есть масса вопросов, связанных с заключением мирного договора. Они не лежат только в плоскости двусторонних отношений, к сожалению для нас. Есть вопросы военного, оборонного характера, вопросы безопасности, и здесь мы должны учитывать и позицию третьих стран, и обязательства Японии перед третьими странами, в том числе перед Соединенными Штатами.
    А там, кроме вот таких добрых слов, есть и такие, что, напомню, они родились еще в 20-30-е годы: доброе слово – это хорошо, доброе слово и «смит-вессон» действуют гораздо эффективнее, чем просто доброе слово. Мы это хорошо понимаем, знаем и должны это учитывать».
    Путин говорит о том, что Япония в военном плане зависит от США – договор об обороне предоставляет американцам очень большие возможности. Россия, естественно, требует гарантий не просто демилитаризации Шикотана и Хабомаи, но и исключения их территории из сферы действия японско-американского договора.
    Сам факт заключения этого пакта в 1960 году по сути сорвал реализацию Декларации 1956 года: заключение мирного договора и передача островов стала невозможной, когда в Москве увидели, что Япония собирается и дальше оставаться «американским авианосцем». Сейчас для заключения договора о мире между Россией и Японией США также становятся важным препятствием. Хотя степень самостоятельности Токио заметно выросла по сравнению с 1960 годом, да и само намерение Абэ заключить договор с Путиным как раз и связано с желанием сделать Японию более суверенной и менее зависимой от США.
    Парадокс истории в том, что тот самый договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией в 1960 году заключил дед Абэ по материнской линии – премьер-министр Нобусукэ Киси (и он стоил ему должности). А заключить договор о мире с Россией Абэ поклялся на могиле своего отца Синтаро, бывшего министра иностранных дел. Сейчас у Синдзо, который через два месяца станет самым долгоправящим японским премьер-министром, есть шанс войти в историю своей страны не только временем, проведенным в кресле премьера.
    Потому что со своей стороны Путин подтвердил стремление к заключению мирного договора – «как бы сложно это не было». И теперь все зависит от решимости Синдзо быть верным обещанию, данному им на могиле своего отца.

  8. PRAKT!K Ответить

    «Мирный договор очень важен для двух стран как основополагающий документ, который заложит прочную юридическую основу под развитие в дальнейшем наших отношений. Безусловно, отсутствие такого договора между странами, которые были противниками в ходе Второй мировой войны, ненормальное явление. Но между нашими странами на самом деле нужен не мирный договор, а договор о мире и дружбе, который не был бы привязан к итогам Второй мировой войны. По итогам войны у нас с Японией нет никаких разногласий за исключением вопроса о линии прохождения границы. Все прочие вопросы решены в Декларации 1956 года, в соответствии с которой между нашими странами нет никаких взаимных претензий. Что касается территориального вопроса, то сейчас нет никаких признаков, что мы достигнем компромисса, а сводить все к мирному договору неправильно. Так мы льем воду на мельницу японской стороны, которая утверждает, что у нас есть территориальная проблема. Я считаю, что есть проблема прохождения границ, то есть демаркации границ, которую совершенно не обязательно решать с помощью мирного договора. Но рамочный большой документ, договор о мире, дружбе и добрососедстве нам нужен. Пока у нас такого основополагающего документа нет», — говорит Стрельцов.

  9. JuSt_SkiLL Ответить

    Глава МИД Сергей Лавров заявил, что условия для решения проблемы мирного договора с Японией пока полностью отсутствуют. Почему именно сейчас российское руководство выступило со столь резкими оценками? Означает ли это, что вопрос о мирном договоре и окончании территориального спора снова практически закрыт и в ближайшие месяцы переговоры будут идти лишь для вида?
    В выходные на японском острове Окинава прошел референдум о строительстве новой американской базы. Точнее, о переносе одной из существующих авиабаз в другую часть острова. 70 процентов проголосовавших (а пришли на участки более 50 процентов) высказались против – на Окинаве давно звучат требования о полном выводе всех американских войск.
    Однако американцы не собираются покидать остров. Да и сам референдум не имеет никакого значения, кроме пропагандистского, ведь Токио изначально не собирался считаться с его результатами. Но если игнорировать мнение своих граждан по поводу американцев японское правительство может без особых последствий для своего будущего, то вот с мнением России о роли американцев в Японии оно не может не считаться. То есть его тоже можно игнорировать, но тогда никакого мирного договора между Россией и Японией точно не будет. Такой вывод напрашивается из последних заявлений главы российского МИДа.
    Через неделю после встречи с министром иностранных дел Японии Таро Коно, состоявшейся в Мюнхене, и спустя три дня после послания президента Путина Федеральному собранию, в котором говорилось о «готовности к совместному поиску взаимоприемлемых условий для заключения мирного договора с Японией», Сергей Лавров дал интервью китайским и вьетнамскому телеканалам.
    Оно было приурочено к начинающемуся в понедельник визиту министра во Вьетнам и Китай – и вопросы журналистов касались самых разных тем, в первую очередь, конечно, отношений России с этими странами. Но последний вопрос затронул тему российско-японского договора – и тут министр был максимально откровенен.
    Китайский журналист спросил Лаврова о надеждах Японии подписать рамочное соглашение о мирном договоре уже в июне, в ходе визита Путина в Токио, напомнив еще и о планах размещения в Японии системы американской ПРО. Ответ министра был недвусмысленным:
    «Никаких договоренностей не было и не могло быть, потому что и мы никогда не являемся сторонниками неких искусственных сроков ни по одной проблеме. Мы многократно объясняли это нашим японским коллегам… Тем более никто и никогда не видел никаких рамочных проектов. Я не знаю, что наши японские соседи имеют в виду…
    Наша позиция очень проста. Для того чтобы решать сложные вопросы, необходимо обеспечить не просто должную атмосферу, а реальное содержание отношений в экономике, политике, международных делах. Если мы посмотрим на реальную ситуацию, Абэ, выступая в Парламенте, говорит, что планирует обязательно решить вопрос с мирным договором на японских условиях. Честное слово, не знаю, откуда у него такое убеждение. Ни президент России Путин, ни я, ни кто-либо другой из участвующих в российско-японских консультациях не давал оснований нашим японским коллегам для подобных заявлений».
    То есть Лавров отверг любую временную привязку достижения договоренностей. Тем более к началу лета этого года. Понятно, что у Абэ есть время до осени 2021-го, когда он перестанет быть премьером, но в реальности, учитывая в том числе и российские предвыборные циклы, выйти на какие-либо договоренности можно было не позднее первой половины следующего года.
    Японский премьер очень хотел достичь договоренности уже в этом году – и теперь его достаточно четко осадили.
    Конечно, Абэ во многом сам дал повод для этого: в его заявлениях, как и в словах некоторых министров, говорилось о приверженности постоянной японской позиции, а она как раз и состоит в требовании четырех островов и непризнании российского суверенитета над ними.
    Именно поэтому дальше Лавров напомнил ключевое требование России:
    «То, что в Сингапуре в ходе встречи «на полях» саммита «Большой двадцатки» Путин и Абэ объявили о необходимости ускорить работу над мирным договором на основе Декларации 1956 года, говорит об обратном: мы ведем разговор не на японских условиях, а на условиях этого документа. Там четко сказано: сначала заключение мирного договора. А это, как я уже многократно говорил, означает необходимость признания нашими японскими соседями результатов Второй мировой войны во всей их полноте, в том числе суверенитета Российской Федерации над всеми Курильскими островами.
    Достаточно странно, что наши японские коллеги не хотят соглашаться с итогами Второй мировой войны в том виде, в каком они закреплены в Уставе ООН. Там сказано, что все, что сделали державы-победительницы, не обсуждается. Даже если у японцев есть своя интерпретация Сан-Францисского мирного договора и других документов, касающихся этого региона, Устав ООН они ратифицировали. Отзывать свою ратификацию некорректно. Так не получится».
    Без признания итогов войны и суверенитета России над всеми Курильскими островами никакой договор невозможен. Это главное условие Москвы. И Лавров напомнил о нем Токио.
    Но самого по себе признания российского суверенитета также недостаточно для того, чтобы сделать следующий шаг – то есть решить территориальный вопрос. Это решение, которое, исходя из Декларации 1956 года, подразумевает передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан (на каких условиях – полного суверенитета, двойного или просто в пользование – это отдельная тема), может быть найдено только при соблюдении еще двух условий. О них Лавров также подробно высказался.
    Первое – это создать новое качество отношений двух стран. Владимир Путин в свое время приводил в пример урегулирование российско-китайского пограничного спора, который был решен тогда, когда между двумя странами установились отношения доверия и даже стратегического партнерства. Никто не ждет от Японии полной самостоятельности, все понимают ее военную и геополитическую зависимость от США, сложившуюся за последние почти три четверти века. Но Москва хотела бы видеть как минимум демонстрацию стремления Японии к самостоятельности. Такие настроения есть в головах ряда японских политиков, в том числе и премьера Абэ. Но нужны и конкретные действия. А их мало или вовсе нет. Лавров напомнил и об этом:
    «Япония присоединилась пусть не ко всем, но к целому ряду санкций против Российской Федерации. Едва ли это можно считать дружественной позицией. В ООН Япония голосует солидарно с США по всем резолюциям, направленным против России, выступает против или воздерживается по проектам, которые предлагает Российская Федерация, – в общем, координирует свою позицию в ООН с Вашингтоном. Мы не против того, чтобы Япония сотрудничала с другими странами, но США объявили Россию главным врагом – естественно, вместе с Китаем…
    То, что у японцев есть военный союз с США, – это тоже немаловажный фактор. Американцы имеют право размещать свои вооруженные силы где угодно в Японии и уже размещают там свою систему противоракетной обороны, которая создает риски и для России, и для Китайской Народной Республики (мы многократно говорили об этом). Повторю, это происходит в условиях, когда США объявляют нас своим главным противником. Не видеть того, что вместо объявленной цели это не улучшает, а сильно ухудшает качество наших отношений, было бы не очень правильно».
    Напомним, что все это было сказано в интервью китайским телеканалам. То есть Лавров объясняет китайцам, что в отношениях с Японией Россия не забывает о геополитическом альянсе с Китаем, об общих противниках и интересах. Китайское руководство это и так знает, а вот напомнить рядовым китайцам об этом нелишне, ведь в Поднебесной, как и в нашей стране, хватает тех, кто пытается посеять недоверие между русскими и китайцами, используя для этого в том числе и отношения с третьими странами: «Вот, русские наводят мосты с японцами – это против Китая», «Вот, китайцы договариваются с американцами – это против России». И китайскому, и российскому руководству важно отвечать на подобные домыслы.
    Лавров не просто напомнил о том, что Япония зависит о США, он еще и отметил, что недавно было объявлено, что в конце мая Дональд Трамп собирается посетить Японию и «одной из тем переговоров будут вопросы мирного договора с Российской Федерацией»:
    «Если несамостоятельность Японии демонстрируется до такой степени, то мне тут нечего добавить».
    Второе условие России – создать позитивный образ друг друга в общественном мнении, обеспечив тем самым приемлемость условий мирного договора для народов обеих стран. Но и тут нет прогресса – Лавров отметил «очень хорошее культурно-гуманитарное сотрудничество» и «неплохие совместные экономические проекты», но уточнил, что «японский бизнес был бы чуть больше заинтересован в присутствии в российской экономике, но, как я понимаю, его немного сдерживают по официальной линии»:
    «Периодически нам посылают сигналы о том, что, как только мирный договор будет подписан на японских условиях, на нас посыплется манна небесная в виде японских инвестиций. Это не то, о чем договаривались».
    Однако главное препятствие для изменения отношения двух народов друг к другу лежит в другом:
    «Решение по мирному договору должно быть таким, чтобы оно поддерживалось народами обеих стран. Когда же в Японии термины «северные территории», «незаконная оккупация» включены не только в школьные учебники, но и во многие правительственные документы, которые лежат в основе деятельности министерств и ведомств, – это как раз работа в противоположном направлении.
    В последнее время, как вы знаете, японское правительство очень много говорит публично на тему того, что они вот-вот добьются результата. Если вы наблюдаете за тем, какую реакцию это вызывает в России, то знаете, что опросы общественного мнения показывают, насколько неправильно действовать так, как поступают наши японские коллеги, пытаясь навязать некое свое видение этого решения. Да еще и обещают не просить компенсации…».
    Действительно, хотя в ходе недавнего отмечания «дня северных территорий» в Японии Абэ был сдержан в своих высказываниях, никакой ревизии позиции «возврата островов» на официальном уровне нет. Неудивительно, что в ответ Россия проводит такие демонстративные шаги, как опрос жителей Южно-Курильских островов (то есть тех самых четырех островов, на которые претендует Япония). Было опрошено две трети их взрослого населения, и 96 процентов высказались против каких-либо территориальных уступок.
    При этом Москва сознательно не спрашивает отдельно о том, возможна ли передача четырех островов или двух (о которых только и идет речь в Декларации 1956 года) – потому что до того момента, пока Япония не согласилась на признание российского суверенитета и публично не отказалась о мечтах о Кунашире и Итурупе, в уточнении нет никакой необходимости.
    Означают ли заявления Лаврова, что вопрос российско-японского договора снова, по сути, закрыт, а предстоящий этой весной его визит в Токио, как и июньская поездка Владимира Путина, лишь зафиксируют это? Нет. У Синдзо Абэ остается возможность признать очевидное, то есть российский суверенитет над четырьмя островами, чтобы перейти к следующему шагу и договориться о выполнении Декларации 1956 года и формате передачи двух островов. Как сказал Лавров, отсылая к президентскому посланию, «мы будем продолжать кропотливую работу, добиваясь выхода на договоренности, которые позволят создать условия для такого решения проблемы мирного договора, которое будет приемлемо для народов обеих стран».
    И тут же добавил – «пока мы видим, что эти условия отсутствуют полностью».
    vz.ru

  10. БоРоДаЧ Ответить

    По данным издания, японское правительство хотело подготовить почву перед саммитом G20, который состоится в июне в Осаке, и во время его проведения провести переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Предполагалось, что стороны могли прийти к рамочному соглашению по мирному договору и решить вопрос “Северных территорий”.
    В правительстве Японии пока окончательно не отказались от плана заключить соглашение с Россией в июне, но по словам одного из японских чиновников, все понимают, что сделать это будет очень сложно. В тоже время Япония не намерена отступать со своих позиций и будет пытаться решить территориальную проблему как можно быстрее, “не перекладывая ее на плечи следующих поколений”.
    Россия и Япония ведут переговоры о заключении мирного договора уже длительное время. Главным условием его заключения в Токио называют возвращение Японии “Северных территорий”, т.е . островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. В свою очередь Москва ясно и твердо заявила, что суверенитет России над Южными Курилами обсуждению не подлежит, а мирный договор будет заключаться только на основе декларации 1956 года, подтверждающей итоги Второй мировой войны и российский суверенитет над островами.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *