Почему неизбежно столкновение чацкого и фамусовской москвы?

7 ответов на вопрос “Почему неизбежно столкновение чацкого и фамусовской москвы?”

  1. Auririus Ответить

    Своеобразие конфликта пьесы
    Конфликт – основная категория драмы; различают внешние конфликты – (противостояние различных героев, социальных групп, героя и общества) и внутренние (столкновение разных чувств в душе героя). Своеобразие драматического конфликта пьесы Грибоедова «Горе от ума» состоит в нерасторжимом единстве внешнего и внутреннего конфликта,то есть столкновения Чацкого с фамусовским обществом и его любовной драмы.
    Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Две комедии как будто вложены одна в другую». Грибоедов как основное в пьесе отмечал общественно-политическое противостояние Чацкого «обществу, его окружающему», однако значение любовной драмы не умалял, иначе многое в характере и поступках Чацкого может показаться странным, да и многообразие жизни, которое отразилось в комедии, исчезнет. Общественно-политический накал комедии потому и силен, что соединяется с борьбой Чацкого за свое чувство: каждая вспышка личной обиды влечет за собой невольное восстание Чацкого против косности окружения Софьи, против того мира, который отказывает ему в счастье.
    Столкновение Чацкого с миром фамусовской Москвы
    Внешний конфликт пьесы в первом действии также лишь намечается: Фамусовым Чацкий воспринимается пока лишь как нежеланный жених для Софьи, поскольку он «франт-приятель, отъявлен мотом, сорванцом». Однако мы чувствуем, что с первого появления в доме Фамусова Чацкий здесь неуместен, чужероден, а потому его столкновение с миром консервативной дворянской Москвы неизбежно.
    Почти все: Фамусов, Молчалин, даже Скалозуб – пытаются объяснить Чацкому, как надо жить, навязывают ему свою систему жизненных ценностей. На вопрос Чацкого: «Пусть я посватаюсь, Вы что бы мне сказали?» – Фамусов излагает целую программу «разумной», с его точки зрения, жизни:
    Сказал бы я, во-первых, не блажи,
    Именьем, брат, не управляй оплошно,
    А главное – поди-тка послужи.
    Здесь главное – «не блажи», то есть всё, чем живет Чацкий, о чем он думает, что составляет систему его жизненных ценностей, – всё это для Фамусова лишь «блажь», к тому же опасная, потому что непонятная. Естественно, что Чацкий не может не отталкиваться от тех идей, которые ему чужды, не может не противопоставить им свой взгляд на мир и на человека. Второй монолог Чацкого – «И точно, начал свет глупеть» – становится откликом на «поучительный» рассказ Фамусова о «похвальном житье» дядюшки Максима Петровича, который «не то на серебре, на золоте едал», добившись этого «уменьем отважно жертвовать затылком», «сгибаться вперегиб». Чацкий отрицает в «веке минувшем» приверженность к духовному рабству, когда «тот и славился, чья чаще гнулась шея».
    Цель жизнифамусовского мира – «и награжденья брать, и весело пожить», для чего нужно «добиться степеней известных», в то время как Чацкий мечтает «вперить в науки ум, жаждущий познаний, предаться искусствам творческим, высоким и прекрасным», то есть обратиться прежде всего к духовным сферам жизни. Герой Грибоедова мечтает не просто о службе, но о высоком служении Отечеству – он «служить бы рад», однако «делу, а не лицам», ему «прислуживаться тошно». В человекеФамусов и ему подобные ценятпрежде всего умение добиваться высоких чинов, любым путем приобретать милость сильных мира сего, приумножать свое богатство. Примером «похвального житья» для Фамусова становится Максим Петрович, который «не то на серебре, на золоте едал», добившись этого «уменьем отважно жертвовать затылком», «сгибаться вперегиб». Для Чацкого в человеке ценны прежде всего «ум бойкий, гений смелый, страсть, пылкость», умение искренне любить, свободно выражать свои мысли и чувства.
    Такие монологи Чацкого, как «В той комнате незначущая встреча», «А судьи кто?», становятся едкой и непримиримой критикой консервативного мира фамусовской Москвы. Чацкий не признает права суда над собой тех, кто «грабительством богаты», кто «разливается в пирах и в мотовстве», для кого не существует ни юридического, ни нравственного суда. Чацкий мечтает о России, в которой «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов», где нет раболепия перед иностранной модой ни в одеждах, ни в умах, о России, освобожденной от позора крепостного права. Чацкий восстает против консерватизма, обездвиженности, абсолютной неспособности к малейшей новой, свежей, свободной мысли тех, кто «сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма». Однако для фамусовской Москвы все это чуждо, все это означает «вольность проповедать», все это «блажь».
    Кульминация развития внешнего конфликта – сцена бала в доме Фамусова. Фамусовский мир абсолютно отторгает Чацкого, называя его сумасшедшим. Клевета – испытанное орудие против опасных «гордецов», однако даже тогда, когда Чацкий смят клеветой, гнев гостей Фамусова не утихает, он переносится на все новое, а значит, чуждое, появившееся в жизни: лицеи и гимназии, педагогический институт и его профессоров, на князя Федора, читающего книги, и, конечно, на сами книги. Найдена истинная причина тревоги, раздражения – «ученье – вот чума». Находятся и средства – «собрать все книги бы да сжечь». Несмотря на клевету и одиночество, все же Чацкий сумел сохранить свои идеалы в чуждом ему мире, он нашел в себе силы остаться Чацким, всем своим существованием убеждая в том, что есть иные жизненные ценности, – и в этом его своеобразная победа над фамусовской Москвой.
    12345Следующая ⇒
    Date: 2015-10-18; view: 440; Нарушение авторских прав

  2. SOBAJYT Ответить

    Дополнительные сочинения по данной теме
    Противоположность воззрений Чацкого фамусовской Москве (по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова)
    Столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Оно принимает все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой Чацкого – крушением надежд на личное счастье. Его выпады становятся все более резкими. Он вступает в борьбу, и в его речах со всей отчетливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы:
    Если Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием говорит о крепостниках и крепостном праве. Если Фамусов, Молчалин,
    Монологи Чацкого (о комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова)
    В своих монологах Чацкий обличает невежество, угодничество, низкопоклонство решительно, ярко и бескомпромиссно.
    Софья решила отомстить Чацкому, потому что тот, сам того не желая, унизил её чувство к Молчалину колкими насмешками. Возразить Чацкому ей было нечем, признать его правоту означало так или иначе разорвать привычные ей отношения не только с Молчалиным, но и со всем привычным ей обществом. Она была на это совершенно не готова. Чацкий разрушал её матрицу, и она стала
    Сочинение образ чацкого в горе от ума
    Грибоедов вошел в русскую литературу как автор известной комедии “Горе от ума”. В ней затрагиваются очень важные вопросы: о воспитании, образовании, о преклонении перед всем иностранным, о крепостном праве. В комедии автор высмеивает и осуждает ряд образов: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Но всем этим героям противостоит главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Он получил хорошее образование, обладал блестящим умом. Это честный, открытый человек. Он хорошо понимает людей
    О начале статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний» (до слов: «для которой и родилась вся комедия») (План)
    Комедия “Горе от ума” в русской литературе стоит особняком. Без фигуры Чацкого комедии бы не было. Чацкий умён и сердечен, остальные – нет. Сущность характера Чацкого выражается в его словах: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Несчастная любовь к Софье – причина и мотив “мильона терзаний” Чацкого.
    Главная мысль этого отрывка в том, что для создания произведения с внутренним напряжением необходимо было ввести человека, резко контрастирующего с рутиной тогдашнего общества. Такой персонаж
    Причина мести Софьи Чацкому. Развязка комедии (о комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова)
    Софье удалось отомстить Чацкому, потому что Чацкий был зависим от неё, как всякий влюблённый человек. Любить – значит быть открытым и доверчивым к человеку, которого любишь. Нельзя искренне любить человека и ждать от него подвоха. У Чацкого было единственное слабое место в его противостоянии “фамусовскому обществу” – это любовь к Софье, в которой он не хотел видеть тех же черт, которые высмеивал в прочих. Можно сказать, это была его ахиллесова
    Столкновение двух миров в горе от ума сочинение
    Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат, один из образованнейших людей своего времени, Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией «Горе от ума» положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В 1824 г. он закончил работу над произведением. «Горе от ума» дает общую картину русской жизни эпохи после Отечественной войны 1812 года. В столкновении двух взглядов на мир – «века нынешнего» и «века минувшего», старого и нового – главная социальная интрига пьесы. И.
    Чацкий и Скалозуб (по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова)
    Скалозуб, как и Молчалин, стремится к чинам. На военной службе он добрался уже до звания полковника. Цель его жизни – стать генералом. По его мнению, к получению чинов ведут “многие каналы”, и он ни одним не пренебрегает. Скалозуб считает, что ему везет по службе: постоянно открываются нужные вакансии – “то старших выключат иных, / Другие, смотришь, перебиты”.
    При встрече со Скалозубом Чацкому нетрудно было понять, что он попросту глуп и олицетворяет

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *