Почему печорина можно назвать героем нашего времени?

15 ответов на вопрос “Почему печорина можно назвать героем нашего времени?”

  1. Monara Ответить

    При ответе на данный вопрос можно написать целое сочинение. Мы же постараемся кратко изложить наше мнение.
    Ответ на данный вопрос, прежде всего, надо искать в предисловии к произведению, которое написал сам М.Ю. Лермонтов. Писатель пишет: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
    Лермонтов постарался изобразить типичного молодого человека того времени, в котором жил сам. Это были годы после подавления восстания декабристов, годы разочарования многих молодых людей в монархии. Образованные и умные представители того поколения не знали, где и как применить свои знания и умения, куда вложить все лучшее, что было в их душе. Результатом явились бесполезные траты денег на бесконечные развлечения, которые, как известно, рано или поздно надоедают и не приносят долгожданного счастья и упоения. Молодых повес ссылали на Кавказ за дуэли, участие в которых также было вызвано жаждой развеять скуку.
    И вот Печорин – один из таких людей, которому наскучило все. Он видит людей насквозь, он не может сопереживать, его скорее раздражает чужая любовь и несчастье. Он разучился любить. И даже Вера, которую он так возносит, интересна ему только потому, что она является чужой женой и, следовательно, недоступной ему.
    Скука – самое страшное чувство, которое мучает героя, заставляет его страдать и причинять страдания другим. И самым ужасным оказывается то, что в процессе путешествий Печорину надоедает и сама жизнь, и он умирает… умирает молодым.
    В образе Печорина Лермонтов продолжил образ Онегина и Чацкого и показал целое поколение молодых людей, которые хотели сделать что-то полезное для своей страны и своего народа, но в силу обстоятельств того времени «растратили» себя впустую.

  2. KalloBok Ответить

    В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались и подавлялись. Через два года после появления в печати “Героя нашего времени” А. И. Герцен писал: “Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования? ”
    “Герой нашего времени”, — говорит Лермонтов в предисловии к роману, — это портрет, .составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Лермонтов высказал “едкие истины” о жизни этого поколения, о его бездействии, растрате сил на пустые занятия. Автор показал в романе типичного молодого человека того времени — Печорина. Каков же герой начала XIX века в представлении Лермонтова?
    Его судьба трагична. Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую “историю” (очевидно, за дуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Кавказ, затем некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. За все это время он очень много пережил сам и во многом повлиял на жизнь других людей. За свою жизнь Печорин разрушил много человеческих судеб — княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого.. . Почему же так получилось?
    Ведь Печорина можно назвать весьма неординарным, умным, волевым человеком. У него широкий кругозор, высокая образованность, культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет в своем дневнике: “…тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума… ”
    Героя лермонтовского романа не устраивает такая судьба, и он действует. Но при этом Печорин тратит свои силы на действия его недостойные. Он разрушает гнездо “мирных” контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого.. . Мы видим, что Печорин не считается с чувствами других людей, практически не обращает на них внимания. Можно сказать, что поступки этого человека глубоко эгоистичны. Тем более эгоистичны, что он себя оправдывает. Объясняясь с Мери, Печорин рассказывает: “…такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились.. . я стал скрытен.. . я стал злопамятен.. . я сделался завистлив.. . я выучился ненавидеть.. . я начал обманывать.. . я сделался нравственным калекой… ”
    Но мне кажется, что нельзя обвинять только самого Печорина в том, что он “сделался нравственным калекой”. В этом виновато также общество, в котором нет достойного применения лучшим качествам героя. То самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина. Так Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он “хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли”.
    Таким образом, можно сказать, что типичный молодой человек 30-х годов XIX столетия, с одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся “силы необъятные”, а с другой стороны — это эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни. Печорин — это и “злой гений” и в то же время жертва общества.

  3. D1KOBRAZZ Ответить

    Печорин — человек незаурядный, с самобытным характером. Он отличается от большинства окружающих его людей душевной силой и независимостью суждений, глубоким аналитическим умом, не принимающим ничего на веру, наблюдательностью.
    Печорин критически относится ко всему, что его окружает. Но эта критичность распространяется и на самого себя, выражается в трезвом анализе собственных поступков и ощущений. Постоян­ный самоанализ, суд над самим собой — таково состояние Печо­рина, и далеко не каждый человек способен выдержать такое на­пряжение мысли. Это качество и делает его героем, безотноситель­но к какой-либо эпохе. Нельзя не видеть высокой культуры, ши­рокого кругозора и разносторонней образованности Печорина. В его дневнике постоянно встречаются имена писателей, поэтов, исторических деятелей, научные термины, философские понятия, показывающие интерес Печорина к гуманитарным наукам, харак­терный для передовой молодежи 30-х годов.
    Печорин — человек сильной мысли и сильной воли. Поэтому он не может довольствоваться пассивной ролью созидателя жиз­ни, хотя на словах он и ограничивает себя этими рамками. Актив­ность Печорина проявляется в каждом его поступке, чувствуется, что это — одна из главных черт его характера. Он постоянно вме­шивается в жизнь окружающих, меняя ход вещей таким образом, чтобы он привел к взрыву, к столкновению. Так было в «Бэле», когда он круто изменил судьбы девушки, Азамата, Казбича, сплетя их пути в немыслимый клубок. Так было в «Тамани», где он вмешал­ся в жизнь «честных контрабандистов», в «Княжне Мери»…
    Конечно, эта активность никому не приносит радости, она не нужна ни ему, ни окружающим. Печорин ищет действия, но нахо­дит лишь его подобие. Нет в его жизни цели, потому действия его случайны, активность бесплодна, а сам Печорин несчастлив. Скрытая печаль и глухая боль слышатся в кажущихся циничными словах героя: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий челове­ческих, мне, странствующему офицеру, да еще и с подорожной по казенной надобности».
    Действительно, Печорин чужд всем окружающим. Ему нужны не «тихие радости и спокойствие душевное», а тревоги и битвы.

  4. Nigrinn Ответить

    Его судьба трагична. Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую «историю» (очевидно, за дуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Кавказ, затем некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. За все это время он многое пережил сам и повлиял на жизнь других людей, разрушил много человеческих судеб – княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого…
    Почему же так получилось? Ведь Печорина можно назвать весьма неординарным, умным, волевым человеком. У него широкий кругозор, высокая образованность, культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печорину трудно находиться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от того ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука, он начинает искать чего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет в своем дневнике: «…тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума…»
    Герой лермонтовского романа постоянно в действии. Но при этом Печорин тратит свои силы на действия его недостойные. Он разрушает гнездо «мирных» контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого… Мы видим, что Печорин не считается с чувствами других людей, практически не обращает на них внимания. Можно сказать, что поступки этого человека глубоко эгоистичны. Тем более эгоистичны, что он себя оправдывает. Объясняясь с Мери, Печорин рассказывает: «…такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились… я стал скрытен… я стал злопамятен… я сделался завистлив… я выучился ненавидеть… я начал обманывать… я сделался нравственным калекой…»
    И всё же нельзя обвинять только самого Печорина в том, что он «сделался нравственным калекой». В этом виновато и общество, в котором нет достойного применения лучшим качествам героя. То самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь – Печорина.
    Перед дуэлью Печорин рассуждает: «Зачем я жил, для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому, что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал своего назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных».
    Таким образом, можно сказать, что типичный молодой человек 30-х годов XIX столетия, с одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся «силы необъятные», а с другой стороны – это эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни. Печорин – это и «злой гений», и в то же время жертва общества. Печорин – это герой своего времени, потому что в трагедии его жизни отразилась трагедия целого поколения молодых талантливых людей, не нашедших себе достойного применения.
    2.4.Что позволило А.Т. Твардовскому объединить 28 самостоятельных, законченных поэтических произведений в поэму «Василий Тёркин»?
    (Вариант 1)
    «Василий Теркин» – замечательная поэма А.Т.Твардовского. С первых дней Великой Отечественной войны поэт находился в рядах Советской армии, создал большое количество лирических, эпических, агитационных и сатирических стихов для красноармейских газет. В тяжелых испытаниях войны родился и герой наиболее популярной поэмы Твардовского – Василий Теркин, бывалый, храбрый, неунывающий русский солдат. Образ Теркина объединяет самостоятельные разрозненные главы в целое. Теркин Василий Иванович – главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян. «Просто парень сам собой он обыкновенный». Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Это солдатская поэма, настоящая энциклопедия жизни бойца на фронте. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о военных буднях; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями; в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт он оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; вступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом, одолевая, берет его в плен. Неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанта Теркин успокаивает: «Не горюй, у немца этот не последний самолёт…»; Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село; однако вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им: «Уберите эту бабу, Я солдат еще живой». В образе Василия Теркина показаны лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду, герой поэмы назван автором «святым и грешным русским чудо-человеком».
    В поле зрения А.Т.Твардовского в поэме находится не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют – они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное – мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть.
    Поэму «Василий Теркин» условно можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны превращает хронику в лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу – вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А.Т.Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой войны 1941-1945г. Оригинальна и композиция поэмы. Не только отдельные главы, но и периоды, строфы внутри глав отличаются своей законченностью. Это вызвано тем, что поэма печаталась по частям, была доступной читателю с «любого места».
    (Вариант 2)
    «Василий Теркин» – замечательная поэма А.Т.Твардовского. С первых дней Великой Отечественной войны поэт находился в рядах Советской армии. Всю войну он провел на фронте, написав большое количество лирических, эпических, агитационных и сатирических стихов для красноармейских газет. В тяжелых испытаниях войны родился и герой наиболее популярной поэмы Твардовского – Василий Теркин, бывалый, храбрый, неунывающий русский солдат. Это произведение создавалось Твардовским на протяжении всей войны. Это солдатская поэма, настоящая энциклопедия жизни бойца на фронте. Главная ее задача состояла в показе борьбы людей ради мира, ради жизни.
    Твардовский сумел создать типичный образ русского солдата. Перед нами предстает воин, который любит свой народ, Родину, не жалеет своей крови для нее, может найти выход из самого трудного положения и шуткой скрасить фронтовые трудности. Он любит поиграть на гармони и сам послушать музыку на привале. Теркины были всегда, в любую войну. Именно на таких солдатах и держался дух русского воинства. Любовь и преданность Родине герой не выражает в высокопарных фразах. Часто, где молчит Теркин, за него говорит сам автор:
    Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы – Ради жизни на земле.
    В этих строках заключен главный мотив поэмы Твардовского.
    Поэма собрана из отдельных глав, в ней нет единой композиционной основы. Каждая глава – это законченное произведение. И печатались главы отдельно в номерах фронтовой газеты. Единство поэме придает общая тематика – жизнь воюющего человека, обычного, земного, но и «чудо-человека», не теряющего веры в себя, в товарищей, в грядущую победу:
    Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым Русский труженик-солдат.
    Объединяет поэму и главный герой, который показан в различных ситуациях: на привале, в бою, в русской бане, за едой. В характере Тёркина образуется сплав жизненного и фольклорного начала. Он шилом бреется и дымом греется. В любой ситуации он старается оставаться человеком, хочет сохранить в себе людское, доброе, а не озлобиться, не ожесточиться. Благодаря таким простым солдатам-пехотинцам, не жалевшим себя, отдававшим жизнь за Родину, Россия отстояла мир на земле.
    Не взорвемся, так прорвемся. Живы будем, не помрем…
    В поэме нет громких фраз, каких-то из ряда вон выходящих поступков. Война – это кровь, боль, потери. Чтобы победить, нужно относиться ко всему философски, терпеливо. В этом объединяющая идея произведения, которая видна и в говорящей фамилии солдата. Теркин – тертый, терпеливый. Но в том-то и сила русского человека, что он терпеливый, тертый, на многое способный. А потому – победитель.
    С эпичностью поэмы, с ее повествовательным характером прекрасно уживается высокое лирическое начало. Более того – оно буквально пронизывает поэму. И задушевные строки о бое, который ведется «не ради славы – ради жизни на земле», и слова о женщине, провожающей солдата на войну, и разговор Теркина со смертью, и множество других мест поэмы выражают самые сокровенные, самые глубокие мысли и автора, и героя, и читателя. Эпическое и лирическое начало в «Василии Теркине» едины, нерасторжимы.
    Поэма явилась своеобразной летописью войны. Она писалась для бойцов и о бойцах. В нее вошла и глава, где автор рассказывает читателю о смерти («Смерть и воин»). Теркин в ней героически встречает приход смерти. Спасает его необыкновенная сила духа и смекалка. Он побеждает смерть.
    Уберите эту бабу,
    Я солдат еще живой
    Твардовский показал в своем произведении нравственную силу русского солдата, силу народного характера, привел читателя к осознанию величия русского воина. Поэма навсегда останется одним из лучших произведений о Великой Отечественной войне.
    ВАРИАНТ 3
    Часть 1
    Задание 1.1.1.

  5. Gumi Ответить

    Главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия. Эти годы можно охарактеризовать как годы мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристского вос-стания 1825 г. В это время человек передовой мысли не мог найти приложе-ния своим силам. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями созна-ния молодого поколения. Идеалы отцов они отвергли еще «с колыбели», а вместе с этим усомнилось и в нравственных ценностях как таковых. Вот по-чему В. Г. Белинский сказал, что «Онегин скучает, Печорин глубоко страда-ет», не находя применения необъятным силам своей души.
    Печорин — выходец из дворянской семьи. Он получил типичное для арис-тократической молодежи того времени воспитание и образование под руковод-ством иностранных учителей и гувернеров. Выйдя из-под опеки родных, он стал бешено наслаждаться всеми удовольствиями, которые только можно было достать за деньги. Затем пустился в большой свет: влюблялся в светских красавиц и был любим. Об этих событиях жизни героя мы узнаем из его ис-поведи.
    Печорин имеет «резкий охлажденный ум», который позволяет ему правиль-но судить о людях, о жизни, критически относиться к самому себе и к окружа-ющим. Печорин уже все испытал, еще в юности ему опротивели все удовольст-вия. Это не могло не привести его к разочарованию в жизни. Печорин видит, что самые счастливые люди — невежды, а слава — удача. Скука быстро овладевает Печориным.
    Сначала наш герой пытался заняться наукой, читал книги, но вскоре ему опять все надоело. Печорин понял, что в обществе, где он находится, он ни-когда не найдет себе друзей, что там никто не сможет понять его. Поэтому Печорин порывает со светским обществом. Он едет на Кавказ, надеясь, что «скука не живет под чеченскими пулями».
    В отличие от Онегина, примирившегося со своей жизнью, Печорин ищет опасности, стремится к жизни активной и «глубоко страдает», так как не может найти своих единомышленников. При всей своей одареннос-ти и богатстве духовных сил он — «нравственный калека». Характер Пе-чорина отличается крайней противоречивостью, которая на дает ему жить. Автор рисует сильную, волевую натуру, жаждущую деятельности. Печорин говорит: «Вся моя жизнь была лишь цепь грустных противоре-чий сердцу или рассудку». С одной стороны, Печорин — скептик, разоча-рованный человек, живущий «из любопытства», с другой — в нем огром-ная жажда жизни и деятельности. В Печорине борется ум и сердце, рассу-дочность с требованиями чувства. «Я давно уж живу не сердцем, а голо-вою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со стро-гим любопытством, но без участия», — говорит герой.
    Однако у него горячее сердце, способное понимать и любить природу. «0т соприкосновения с ней, — говорит Печорин, — какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко!»
    Противоречия в натуре Печорина сказываются в его отношении к женщи-нам. Свое внимание к ним, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, «есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, — говорит герой даль-ше, — подчинять моей воле все, что меня окружает, возбуждает к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?” Судя по этим словам, Печорин — эгоист. Он заботится только о самом себе, никакие иные вопросы его не занимают.
    Но Печорин не бессердечный эгоист, он способен на глубокую любовь. Он горячо любит Веру, Получив ее последнее письмо, Печорин, как безум-ный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Чернеца и помчался в Пя-тигорск. Оставшись без коня в степи, «он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал». Чувства не совсем остыли в душе Печорина. Он посто-янно ищет самого себя в водовороте жизни, но не может найти. Так как он сам не понимает, куда девать свою душевную силу, он всю жизнь острит над глупцами, тревожит сердца неопытных барышень, вмешивается в чужие сердечные дела, напрашивается на ссоры, выказывает отвагу в пус-тяках, дерется без надобности.
    Накануне дуэли, вспоминая прожитую жизнь, Печорин задумался над во-просом: зачем он жил? для какой цели родился? И тут же сам отвечает: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». И тут Печорин понимает, что он давно играет «роль топора в руках судьбы». «Необъятные силы души» — и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» — и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений — и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни — и полная безнадежность, осознание своей обреченности. Печорин одинок, положение его трагично, он действительно «лишний человек». Лер-монтов назвал Печорина «героем своего времени», протестуя этой формулой против романтически идеализированного представления о современнике. Герой для автора — не образец для подражания, а портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии.
    Герцен говорил: «Печальный род лишнего человека являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях, в городах “.

  6. OMOVAZA Ответить

    Называя роман «Герой нашего времени», Лермонтов отнюдь не вкладывал в первое слово обозначения человека, совершившего подвиг. Писатель лишь создал собирательный образ, отражающий всех молодых людей, живших в 30-е годы, в 19 веке. Каков же этот герой и можно ли отнести к таковым персонажа Лермонтова, Печорина?
    30-е годы были сложным периодом в развитии русского общества. На царском троне восседал тиран Николай Первый, сравнительно недавно была расправа над декабристами. В обществе боялись высказывать свои мысли, проявлять чувства, люди в это время часто оставались скрытными и внешне абсолютно холодными.
    Таким же был в романе Печорин. Он переживал, чувствовал, много размышлял, но в то же время никому не показывал этого. Главный герой романа скрытен, он смог спрятать свои сокровенные эмоции подальше, и долгое время боялся их продемонстрировать. А потом чувства атрофировались, вымерли, и Печорин стал безразличным к окружающим, он не испытал чувств к женщинам, а лишь увлекался ими, ценил дам как средство от скуки. Но в то же время он оставался всегда расчетливым и глубокомыслящим.
    Печорин часто причиняет людям вред. От уничтожения гнезда контрабандистов до оставления Мери он совершает огромное количество поступков, не имеющих оправдания. Жертв Григория много, и все они пострадали из-за эгоизма и безразличия героя, проявлявшегося и раскрывшегося по-разному с разными людьми. От своей скуки Печорин не знает пощады, и ценой ее удовлетворения он обрекает других на беды.
    Таким образом, Печорин – это созданный автором образ, олицетворяющий молодого человека в 19 веке, то есть героя того времени. Это образ, показывающий всех молодых людей данного поколения, и он трагичен. С одной стороны, можно упрекать Григория в его холодности и поступках, с другой – молодой человек лишь жертва времени и общества, окружающего его ежедневно. Поэтому героя можно оправдать, но не его поступки.
    Мини-сочинение на тему “Можно ли назвать Печорина героем своего времени?” Вариант 2

  7. Ready for Job Ответить

    В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались и подавлялись. Через два года после появления в печати “Героя нашего времени” А. И. Герцен писал: “Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?”
    “Герой нашего времени”, — говорит Лермонтов в предисловии к роману, — это портрет, .составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Лермонтов высказал “едкие истины” о жизни этого поколения, о его бездействии, растрате сил на пустые занятия. Автор показал в романе типичного молодого человека того времени — Печорина. Каков же герой начала XIX века в представлении Лермонтова?
    Его судьба трагична. Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую “историю” (очевидно, за дуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Кавказ, затем некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. За все это время он очень много пережил сам и во многом повлиял на жизнь других людей. За свою жизнь Печорин разрушил много человеческих судеб — княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого… Почему же так получилось?
    Ведь Печорина можно назвать весьма неординарным, умным, волевым человеком. У него широкий кругозор, высокая образованность, культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет в своем дневнике: “…тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума…”
    Героя лермонтовского романа не устраивает такая судьба, и он действует. Но при этом Печорин тратит свои силы на действия его недостойные. Он разрушает гнездо “мирных” контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого… Мы видим, что Печорин не считается с чувствами других людей, практически не обращает на них внимания. Можно сказать, что поступки этого человека глубоко эгоистичны. Тем более эгоистичны, что он себя оправдывает. Объясняясь с Мери, Печорин рассказывает: “…такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились… я стал скрытен… я стал злопамятен… я сделался завистлив… я выучился ненавидеть… я начал обманывать… я сделался нравственным калекой…”
    Но мне кажется, что нельзя обвинять только самого Печорина в том, что он “сделался нравственным калекой”. В этом виновато также общество, в котором нет достойного применения лучшим качествам героя. То самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина. Так Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он “хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли”.
    Таким образом, можно сказать, что типичный молодой человек 30-х годов XIX столетия, с одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся “силы необъятные”, а с другой стороны — это эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни. Печорин — это и “злой гений” и в то же время жертва общества.
    В дневнике Печорина мы читаем: “…Первое мое удовольствие подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти”. Его внимание к женщинам, желание добиться их любви — это потребность его честолюбия, жажда подчинить своей воле окружающих.
    Об этом говорит его любовь к Вере. Ведь между Печориным и Верой стояла преграда — Вера была замужем, и это привлекало Печорина, который стремился добиться своего вопреки любым обстоятельствам.
    Но любовь Печорина к Вере все-таки больше, чем просто интрига. Когда он получил ее последнее письмо, то “как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего коня и пустился во весь дух догонять ее”. Веру он не догнал, оставшись в степи без лошади, которая упала под ним. Тогда он упал на мокрую траву и заплакал, пишет Лермонтов. Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему. В то же время лишь Вера знала и любила Печорина не вымышленного, а реального, со всеми его достоинствами и недостатками. “Я бы тебя должна ненавидеть… Ты ничего не дал мне, кроме страданий”, — говорит она Печорину. Но, как мы знаем, такова была участь большинства людей, с которыми близко сходился Печорин…
    В минуту грусти Печорин рассуждает: “Зачем я жил, для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому, что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал своего назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных”. И в самом деле, было ли у Печорина “назначение высокое”?
    Я думаю, что, родись этот человек в другое время, он смог бы реализовать свои таланты на пользу себе и окружающим. Не случайно он занимает одно из центральных мест в галерее литературных образов “лишних” людей. С другой стороны, Печорин — это герой своего времени, потому что в трагедии его жизни отразилась трагедия целого поколения молодых талантливых людей, не нашедших себе достойного применения.

  8. Barabanus Ответить

    Вершиной творчества Лермонтова является роман «Герой нашего времени». В своих романтических произведениях писатель поднимает проблему сильной личности, столь не похожей на дворянское общество 30-х годов и противопоставленной ему.
    Основная задача, стоящая перед Лермонтовым при создании романа, – показать портрет современного ему человека. Сам поэт говорил, что ему не доставляло трудностей создавать образ главного героя таким, какими были многие молодые люди его времени.
    Печорин относится к так называемым «лишним людям». Эту «галерею образов» открыли Грибоедов и Пушкин, Лермонтов же – продолжил. Автор ощущал связь между Чацким, Онегиным и Печориным, что выразилось в цитировании “Евгения Онегина”. Но Лермонтов рисовал героя своего времени, эпохи, наступившей после подавления декабристского восстания.
    Печорин – выразитель общественной мысли своего времени. Раздумывая о людях предшествующих поколений, пламенных, полных веры, главный герой причислял себя к людям, которые скитаются по земле без убеждений и гордости: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Однако Печорин потерял веру в возможность осуществления великих идей. Декабристы шли на подвиги, подвергали себя опасности, не боялись ссылок в Сибирь, смотрели в лицо смерти. Про свое же поколение Печорин говорит так: «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».
    Его неверие, скепсис и несомненный эгоизм – результат эпохи, наступившей после 14 декабря 1825, эпохи нравственного распада, трусости и пошлости светского общества, в котором вращался Печорин. Он даже Максиму Максимычу говорил, что его душа «испорчена светом».
    В исповеди главного героя перед Мери отразилась скорбная история увядания человеческой души, горькое раздумье об исчезновении чистоты, скромности, искренней любви к людям под влиянием лукавства, обид, недоверия и насмешек окружающих. Лучшие чувства осмеяны светом, их приходится хоронить «в глубине сердца». Удивительно ли, что там они и умерли? «Печорины» не верят друзьям, которые легко насплетничают «бог знает какие небылицы», не верят возлюбленным, которые, «обнимая, будут смеяться» над ними. Дружба, уверяет Печорин, это «рабство одного и владычество другого», любовь – это «наслаждение сорванным цветком». Надышавшись, следует бросить этот цветок на дороге – «авось кто-нибудь поднимет».
    Но, в то же время, Печорин – человек высокой культуры, склонный к философии, литературе и истории. Он задумывается над основными проблемами бытия: о добре и зле, о предназначении человека, о свободе воли, о смерти, о религии, о любви и дружбе. Герой обладает даром понимания сущности человеческих характеров, в особенности же – человеческих слабостей. Печорин говорит, что хочет понимать жизнь, как Александр Великий или Байрон, вспоминает о великих людях. Главный герой жаждет подвигов, совершать которые не хватает простора во времена царствования Николая 1.
    Печорин является нравственным отрицанием светского общества: он на голову выше и презирает его, но «несёт на себе и многие его родимые пятна». Истинным героем лермонтовской поры был не Печорин, а люди его круга, но их были единицы. Это поколение как бы заранее, мысленно, прожило отведенное им время, даже ещё не начав жить. Светская среда ломала человека. Однако характер Печорина нельзя объяснить исключительно обстоятельствами, тем самым оправдывая свойственные ему и всему его поколению отрицательные черты, ведь герой является представителем «лучшего» слоя общества – в руках таких людей находилась в то время судьба России.
    С помощью гения Лермонтова перед читателем предстал «обнаженный» характер, душа без прикрас самооправдания. Тем не менее, в Печорине не исчезает определённое обаяние, которое должно было исчезнуть после слишком откровенных исповедей героя о своем несовершенстве. Мы оправдываем героя внутри себя. И оправдываем потому, что в себе самих видим подобные черты, боимся в них признаться и завидуем смелости Печорина, открывшего нам свою душу. Хоть его это и не спасло…
    Сам Лермонтов указывал в предисловии к роману на жизненность и типичность своего героя. Белинский отмечал, что автор в своём произведении «объектировал современное общество и его представителей». Теперь мы видим, что Печорин – это определённый тип, сформировавшийся в определенное время и в определённой среде. Именно поэтому Лермонтов называет Печорина героем времени, причём – «героем нашего времени».
    Беру!

  9. bulzavr Ответить

    Почему глава «Фаталист» завершает историю души человеческой? (по роману Ю. М. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Основная проблема романа Лермонтова «Герой нашего времени» чётко определена автором в предисловии: он рисует «современного человека, каким он его понимает». Его герой – «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения».
    Внутренний мир персонажа раскрывается в его непосредтвенном развитии, во всей последовательности происходящих в жизни героя событий. «История души человеческой…» – способ раскрытия внутреннего мира героя.
    Произведение интересно в композиционном плане. Структура «Героя нашего времени» – тонкий художественный приём, который, наряду с системой образов героев, особенностями языка, подчинён раскрытию образа Григория Александровича Печорина – героя своего времени.. Роман составляют пять самостоятельных глав, объединённых фигурой Печорина, авторской идеей. Лермонтов не случайно нарушает хронологическую последовательность повествования. Подчёркнутая «разорванность» повествования и смена рассказчика (автор – Максим Максимыч – Печорин) постепенно открывают героя читателю, постепенно переходя от внешнего к внутреннему.
    По какой же причине автор завершает произведение новеллой «Фаталист»?
    Название определяет главную мысль заключительной части: речь пойдёт о вере в судьбу. Фатализм (в словаре Даля) – судьба, рок в смысле предопределенья, неизбежной, предназначенной провиденьем будущности.Фатали?сты отрицают свободу воли человека и ответ его за дела.
    Повествование в этой главе ведётся от лица главного героя. Печорин, размышляя о предопределении, вспоминая юношеские мечты или принимая решение в момент опасности, обнажает перед читателем свою душу, раскрывает свой сложный и противоречивый внутренний мир. Кто может точнее описать сокровенные мысли человека, кроме него самого? Оставаясь наедине с собой, нет необходимости лгать, маскировать чувства, играть роль.
    Новеллу условно можно разделить на две основные части. Первая посвящена игре в русскую рулетку. «Может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута» – вот главный вопрос спора. Основное внимание здесь уделено поручику Вуличу.
    В поступках и высказываниях Печорина, как и в предыдущих главах, есть то, что кажется жестоким и эгоистичным. Так, он предлагает пари, ставкой которого становится жизнь поручика Вулича. Ощущая печать смерти на лице Вулича, Печорин с хладнокровной уверенностью делится своей мыслью: «Вы ненче умрёте!»
    Во второй части главным героем выступает Печорин. Он с тем же присущим его характеру хладнокровием, смелостью сам решает бросить вызов судьбе и, рискуя жизнью, обезвреживает разъярившегося казака. Смерть Вулича предначертана. То есть рок отрицать нельзя Но как бы ни была сильна вера в судьбу, нужно всегда пытаться действовать. Человек способен вмешаться в ход задуманного свыше. Иначе не будет развития. То же касается всего общества.
    Именно в этой главе мы отчётливо слышим голос автора, отражающийся в мыслях героя. Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой целого поколения: «мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению». Печорин, как нигде более, предстаёт здесь глубоко мыслящим человеком, ищущим в своей душе ответы на вопросы.
    Не случайно повесть «Фаталист» завершает роман. Она более остальных наполнена глубочайшими философским смыслом.

  10. Tygrasida Ответить

    Конечно, я не буду оригинален, если скажу, что роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является одним из шедевров русской литературы. Высказанные автором мысли и созданные им образы заинтересовали меня необыкновенно. На мой взгляд, роман Лермонтова продолжает быть современным и в наши дни, несмотря на то что со времени его написания прошло уже более ста пятидесяти лет. Но особенно велика роль романа была в лермонтовскую эпоху. Чтобы лучше понять это, необходимо хорошо представлять себе социально- политическую обстановку в России в 30-х годах XIX века.
    Время 30-х годов XIX века традиционно связывают с усилением реакции со стороны царского правительства. Действительно, провалившееся восстание декабристов разделило Россию на «до» и «после». Вместе с ним погибли и надежды большей части молодых людей на возможность каких-либо перемен, да и сама их необходимость представлялась уже не так отчетливо, как это было в 20-е годы. Именно поэтому вся лермонтовская эпоха – эпоха глубочайшего сомнения во всех нравственных ценностях. Безусловно, это не могло не отразиться на творчестве М.Ю. Лермонтова. Доказательством этому служит и написанное в 1838 году стихотворение «Дума», которое можно назвать предисловием к роману. Это стихотворение дышит полным разочарованием в жизни, во всех духовных ценностях человека, и заканчивается оно страшными строками, ставшими фактически приговором всему поколению:
    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдем без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой.
    Ни гением начатого труда.
    Итак, роман «Герой нашего времени» был закончен в 1841 году, то есть перед самой смертью Лермонтова. Заслуга и новаторство автора состоит в том, что его произведение было первым русским психологическим романом. Основная цель четко сформулирована в предисловии: показать современного человека таким, каким он является на самом деле, осветить все его пороки и недостатки. Намерение это может показаться на первый взгляд слишком дерзким. Действительно, рассуждать о чужих недостатках не является занятием, достойным великого художника, однако в том-то и дело, что автор причисляет и себя самого к числу тех, кого хочет подвергнуть беспощадному осуждению. Следовательно, он имеет полное право указывать на «болезнь» поколения, тем более что никто, кроме него, на это не решился.
    Сам автор определяет, что «Герой нашего времени… это портрет, составленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии».
    Наиболее интересным показался мне главный герой романа – Печорин, и я хотел бы остановиться именно на нем. Что касается других персонажей романа, то все они, на мой взгляд, имеют совершенно определенное назначение- помочь полнее раскрыть характер главного героя. Для того же служит и композиция романа. Дело в том, что новеллы смещены во времени, то есть не соответствуют хронологии развития событий в жизни Печорина. Однако их порядок в романе способствует постепенному знакомству читателя с героем, а следовательно, лучшему осмыслению его личности.
    Печорин является типичным сыном своего времени. Как и на многих молодых людях 30-х годов, на нем лежит тяжелая печать рефлексии, ставшая основной чертой его натуры. Думаю, что ни у кого не возникнет сомнения в том, что именно Печорин – герой времени. На мой взгляд, это весьма почетное «звание», ведь само по себе слово «герой» уже подразумевает необычность, исключительность. Действительно, Печорин – лучший представитель своей эпохи, но плата за это – его одиночество.
    Существует множество приемов для раскрытия литературного образа. Лермонтов прибегает к дневникам. Выгода этого приема в искренности героя, который раскрывает в дневниках самые потаенные уголки своей души. Именно об этом и говорится в предисловии к журналу Печорина. В романе раскрывается «история души человеческой», которая, по мнению автора, «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
    В первой главе романа читатель видит Печорина глазами Максима Максимыча, то есть в несколько упрощенном виде. Сам Максим Максимыч – человек удивительно добрый и открытый, являющийся, по мнению В.Г. Белинского, типичным представителем русского народа. Однако он не в состоянии до конца понять сложный характер Печорина, которого, несмотря на это, он очень любит и считает своим другом. Роль Максима Максимыча значительна, ведь он концентрирует в себе те качества, которые полностью отсутствуют у Печорина.
    В «Бэле» проявляется основополагающая деталь личности Печорина- его противоречивость. Мне кажется, что это свидетельствует о необыкновенной широте натуры героя. Здесь же впервые заметен и его эгоизм, однако, на мой взгляд, он не похож на эгоизм маленьких детей. Печорин заставляет окружающих его людей поступать так, как он хочет, подавляя их своим превосходством. Именно этого превосходства часто не могут простить Печорину, именно поэтому он одинок.
    В следующих частях романа сложность образа Печорина возрастает, но я позволю себе анализировать подробно каждую из них, перейдя к более детальному рассмотрению характера главного героя в целом. Хотелось бы привести некоторые положительные черты Печорина, раскрывающие, на мой взгляд, в нем человека исключительного, обладающего острым и критическим умом. Сразу оговорюсь, выделение в характере героя как положительных, так и отрицательных сторон весьма условно, однако это может помочь более полному его выяснению.
    Итак, во-первых, Печорин – человек умный и образованный. Осуждая окружающих, он критически относится и к себе самому. В своих записках он признается в таких свойствах своей души, о которых не знает никто. Во-вторых, в пользу героя располагает и то, что он натура поэтическая, тонко чувствующая природу. Об этом свидетельствует замечательное описание пейзажа в начале новеллы «Княжна Мери»: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожаления?..» Не правда ли, на такое сравнение способен только человек, обладающий душой поэта?
    К положительным качествам Печорина можно отнести и замечательную его способность чувствовать людей. Он моментально отгадывает то, что происходит в душе каждого человека. Доказательство тому – его знакомство с Вернером, человеком также необыкновенно проницательным, во многом схожим с Печориным.
    Не вызывает сомнения и то, что Печорин – человек смелый, что проявилось во время дуэли. Может быть, его смелость отчасти объясняется отсутствием цели в жизни, но это уже другой разговор.
    То, что привлекло меня более всего, это честность и порядочность главного героя. Несмотря на малоприятную историю с княжной Мери, Печорин в самый решающий момент сказал правду, хотя это было и нелегко. Кстати, в этом же эпизоде необычайно проявилась и его сила воли.
    Для более рельефного изображения положительных качеств Печорина в роман введен такой персонаж, как Г’рушницкий. Своими явно непорядочными действиями он оттеняет наиболее привлекательные черты главного героя.
    Что касается отрицательных сторон в образе Печорина, то это прежде всего его индивидуализм, перерастающий в эгоцентризм. Конечно, можно обвинить в нем самого Печорина, но, если вдуматься, где кроются его истоки?
    На мой взгляд, причинами эгоизма Печорина являются и бесплодность образования, не направленного на полезные цели, и отсутствие реальных возможностей приложить к чему-нибудь огромные душевные силы. Однако мне кажется, самая главная причина состоит в том сомнении, которое было отличительной чертой поколения 30-х годов.
    Сомневаться приходилось во всем, и единственным мерилом происходящих событий оставалось только собственное «я». Именно поэтому абсолютно ко всему в жизни Печорин подходил только через свое эго.
    На мой взгляд, Печорина нельзя упрекать в том, что он стал таким, каким мы видим его в романе. Я считаю, что он скорее достоин жалости и сострадания. Печорину недостает понимания и любви, а с его представлением о счастье, которое, кстати, сформировалось под влиянием света, он никогда не был бы счастлив. «Угасшая» половина его души проявляется лишь однажды в романе, когда Печорин, утратив Веру, понял, что последний луч света в его жизни погас. Но даже после этого Печорин не сломился. Он продолжал считать себя хозяином своей судьбы, он хотел взять ее в руки, и это заметно в заключительной новелле романа – «Фаталисте».
    В заключение хотел бы сказать, что В.Г. Белинский сравнивал душу Печорина с высушенной зноем землей, которая после «благодатных дождей» могла бы родить прекрасные цветы. Осмелюсь не согласиться с мнением великого критика. На мой взгляд, душа Печорина деформировалась окончательно и заставить его полюбить невозможно.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *