Почему после бала маргарита ничего не попросила для себя?

18 ответов на вопрос “Почему после бала маргарита ничего не попросила для себя?”

  1. TheMoOmer Ответить

    Булгаков Михаил Афанасьевич – Контрольные вопросы к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Контрольные вопросы с выборочными ответами к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Как вы понимаете смысл эпиграфа к роману?
    Какой изображена Москва 30-х годов в романе Булгакова?
    Изображая Москву 30-х годов, писатель дает понять читателю, что люди опутаны здесь цепями всевозможных инструкций, постановлений и догм. Так, служащие Управления зрелищ вынуждены петь в хоре, а литературные критики «говорят совсем не то, что хотят сказать». Все они — жители «нехорошей квартиры», откуда непонятно как навечно исчезают люди, а жилища их оказываются «запечатанными». Большинство из них с опаской оглядываются: «Нас кто-то услышит…» Во всем же остальном, по словам Воланда, «они люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну легкомысленны… Ну, что же… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их».
    Почему сеанс в Варьете имел такой большой успех?
    Что символизирует МАССОЛИТ и его члены?
    Почему Мастер добровольно отправился в больницу для душевнобольных?
    В Москве 30-х годов было лишь одно заведение, где люди могли оставаться самими собою, — это клиника профессора Стравинского, дом для душевнобольных. Парадокс времени, но только здесь Мастер мог чувствовать себя свободным.
    Как характеризует Маргариту ее полет невидимой над городом?
    Как подействовало на поэта Бездомного пребывание в клинике Стравинского?
    К кому обращается с последними словами Иешуа?
    Последние слова Иешуа перед казнью — о том, что из всех человеческих пороков самым тяжким он считает трусость. Казалось бы, приговоренный имеет в виду Пон-тия Пилата. Ведь это он, прославленный отважный воин, испугался за свое положение и должность, оправдывая сам себя тем, что на этом месте он сможет сделать еще много хорошего для Ершалаима. И хотя позже Пилат исправит свой позорный поступок, он не сможет изменить того, что свершилось, и долго будет мучиться этим. Однако слова Иешуа имеют отношение и к автору «романа в романе» — к Мастеру. Не выдержав травли, он не только отступился от своего романа, но и отказался от собственного имени. Господь, который сам сознательно принял страдания, идя на казнь за все человечество, оценил этот поступок Мастера не очень высоко.
    Какой поступок Понтия Пилата вы считаете самым смелым и справедливым?
    Почему Маргарита после бала ничего не попросила для себя?
    Почему Мастер заслужил не свет, а покой?
    Как заканчивается роман и почему Булгаков выбрал именно такой конец?
    Роман Мастера и роман о Мастере заканчивается одинаково. Отправляясь в царство покоя, Мастер и Маргарита получают возможность увидеть героя своего многострадального романа. Таким образом, не только рукописи не горят, но и герои по-настоящему интересных произведений могут жить своей собственной жизнью. Около двух тысяч лет сидит Понтий Пилат со своей собакой на каменистой площадке. Когда приходит полная луна, его терзает бессонница. Это наказание кажется Маргарите слишком суровым, ибо настоящее Добро не должно считать ошибку бесповоротной. Ее мнение совпадает со взглядами Того, Кто все ошибки и грехи человечества искупил собственной кровью. Мастеру позволено закончить свой роман, закончить наказание Понтия Пилата, и мы видим, как по лунной дороге идут рядом, продолжая давнюю беседу, бродячий философ и пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
    kontrolnye-voprosy-k-romanu-m.-a.-bulgakova-master-i-margaritaконтрольные вопросы с выборочными ответами к роману м. а. булгакова «мастер и маргарита»
    Как вы понимаете смысл эпиграфа к роману?
    Какой изображена Москва 30-х годов в романе Булгакова?
    Изображая Москву 30-х годов, писатель дает понять читателю, что люди опутаны здесь цепями всевозможных инструкций, постановлений и догм. Так, служащие Управления зрелищ вынуждены петь в хоре, а литературные критики «говорят совсем не то, что хотят сказать». Все они — жители «нехорошей квартиры», откуда непонятно как навечно исчезают люди, а жилища их оказываются «запечатанными». Большинство из них с опаской оглядываются: «Нас кто-то услышит…» Во всем же остальном, по словам Воланда, «они люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну легкомысленны… Ну, что же… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их».
    Почему сеанс в Варьете имел такой большой успех?
    Что символизирует МАССОЛИТ и его члены?
    Почему Мастер добровольно отправился в больницу для душевнобольных?
    В Москве 30-х годов было лишь одно заведение, где люди могли оставаться самими собою, — это клиника профессора Стравинского, дом для душевнобольных. Парадокс времени, но только здесь Мастер мог чувствовать себя свободным.
    Как характеризует Маргариту ее полет невидимой над городом?
    Как подействовало на поэта Бездомного пребывание в клинике Стравинского?
    К кому обращается с последними словами Иешуа?
    Последние слова Иешуа перед казнью — о том, что из всех человеческих пороков самым тяжким он считает трусость. Казалось бы, приговоренный имеет в виду Пон-тия Пилата. Ведь это он, прославленный отважный воин, испугался за свое положение и должность, оправдывая сам себя тем, что на этом месте он сможет сделать еще много хорошего для Ершалаима. И хотя позже Пилат исправит свой позорный поступок, он не сможет изменить того, что свершилось, и долго будет мучиться этим. Однако слова Иешуа имеют отношение и к автору «романа в романе» — к Мастеру. Не выдержав травли, он не только отступился от своего романа, но и отказался от собственного имени. Господь, который сам сознательно принял страдания, идя на казнь за все человечество, оценил этот поступок Мастера не очень высоко.
    Какой поступок Понтия Пилата вы считаете самым смелым и справедливым?
    Почему Маргарита после бала ничего не попросила для себя?
    Почему Мастер заслужил не свет, а покой?
    Как заканчивается роман и почему Булгаков выбрал именно такой конец?
    Роман Мастера и роман о Мастере заканчивается одинаково. Отправляясь в царство покоя, Мастер и Маргарита получают возможность увидеть героя своего многострадального романа. Таким образом, не только рукописи не горят, но и герои по-настоящему интересных произведений могут жить своей собственной жизнью. Около двух тысяч лет сидит Понтий Пилат со своей собакой на каменистой площадке. Когда приходит полная луна, его терзает бессонница. Это наказание кажется Маргарите слишком суровым, ибо настоящее Добро не должно считать ошибку бесповоротной. Ее мнение совпадает со взглядами Того, Кто все ошибки и грехи человечества искупил собственной кровью. Мастеру позволено закончить свой роман, закончить наказание Понтия Пилата, и мы видим, как по лунной дороге идут рядом, продолжая давнюю беседу, бродячий философ и пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

  2. Gashura Ответить

    Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.
    — Всего хорошего, мессир, — произнесла она вслух, а сама подумала: «Только бы выбраться отсюда, а там уж я дойду до реки и утоплюсь».— Сядьте-ка, — вдруг повелительно сказал Воланд. Маргарита изменилась в лице и села. — Может быть, что-нибудь хотите сказать на прощанье?— Нет, ничего, мессир, — с гордостью ответила Маргарита, — кроме того, что если я еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все, что вам будет угодно. Я ничуть не устала и очень веселилась на балу. Так что, если бы он и продолжался еще, я охотно бы предоставила мое колено для того, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц. — Маргарита глядела на Воланда, как сквозь пелену, глаза ее наполнялись слезами.— Верно! Вы совершенно правы! — гулко и страшно прокричал Воланд. — Так и надо!— Так и надо! — как эхо, повторила свита Воланда.— Мы вас испытывали, — продолжал Воланд, — никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!Воланд сорвал тяжелый халат с Маргариты, и опять она оказалась сидящей рядом с ним на постели.— Итак, Марго, — продолжал Воланд, смягчая свой голос, — чего вы хотите за то, что сегодня вы были у меня хозяйкой? Чего желаете за то, что провели этот бал нагой? Во что цените ваше колено? Каковы убытки от моих гостей, которых вы сейчас наименовали висельниками? Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я.Сердце Маргариты застучало, она тяжело вздохнула, стала соображать что-то.— Ну, что же, смелее! — поощрял Воланд. — Будите свою фантазию, пришпоривайте ее! Уж одно присутствие при сцене убийства этого отпетого негодяя-барона стоит того, чтобы человека наградили, в особенности если этот человек — женщина. Ну-с?Дух перехватило у Маргариты, и она уж хотела выговорить заветные и приготовленные в душе слова, как вдруг побледнела, раскрыла рот и вытаращила глаза. «________!________!________! — прокричал ей в уши чей-то назойливый, молящий голос. — Меня зовут________!» — И Маргарита, спотыкаясь на словах, заговорила:— Так я, стало быть, могу попросить об одной вещи?— Потребовать, потребовать, моя донна, — отвечал Воланд, понимающе улыбаясь, — потребовать одной вещи!Ах, как ловко и отчетливо Воланд подчеркнул, повторяя слова самой Маргариты — «одной вещи»!Маргарита вздохнула еще раз и сказала:— Я хочу, чтобы ________ перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка.Кот возвел глаза к небу и шумно вздохнул, но ничего не сказал, очевидно, помня накрученное на балу ухо.— Ввиду того, — заговорил Воланд, усмехнувшись, — что возможность получения вами взятки от этой дуры ________ совершенно, конечно, исключена — ведь это было бы несовместимо с вашим королевским достоинством, — я уж не знаю, что и делать. Остается, пожалуй, одно — обзавестись тряпками и заткнуть ими все щели моей спальни!— Вы о чем говорите, мессир? — изумилась Маргарита, выслушав эти действительно непонятные слова.— Совершенно с вами согласен, мессир, — вмешался в разговор кот, — именно тряпками, — и в раздражении кот стукнул лапой по столу.— Я о милосердии говорю, — объяснил свои слова Воланд, не спуская с Маргариты огненного глаза. — Иногда совершенно неожиданно и коварно оно пролезает в самые узенькие щелки. Вот я и говорю о тряпках.
    М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

  3. Gardajora Ответить

    Женщину,которая была на балу у Воланда и умоляла Маргариту, когда прибыла на бал, чтобы ей больше не подавали этот проклятый платок с синей каемочкой ,которым она удушила своего новорожденного ребенка (засунула платок в рот ребенку и закопала в лесу), зачатого в кладовой от хозяина кафе, куда он ее заманил.
    Звали ее Фрида, что в переводе с немецкого означает: мир, покой. Ее судили, она оправдывалась, что ей нечем кормить ребенка. А как она умерла – об этом не говорится.
    Прошло уже 30 лет,а ей все кладут и кладут этот платок. Фрида раскаялась и очень страдает и просит ее избавить от этого. И Маргарита подала ей твердую надежду в том, что она поможет ей. И с разрешения Воланда милосердная Маргарита помогла ей. Хотя Воланд ее так и называет: “Эта дура Фрида”, Маргарита очень сочувствовала ей.
    Прообразом Фриды послужила похожая история с Фридой Келлер (1899 году), хотя ту осудили на 2 года, в романе Фрида прибыла на бал в толпе убийц, насильников и отравителей. Видимо, Булгаков хотел показать, что Фриду, как детоубийцу лишили жизни. Я думаю, что по тем законам, ее повесили.
    Аудиокнига, что я слушаю в исполнении Вениамина Смехова просто шикарна, там эта глава исполнена великолепно. И я горжусь Маргаритой.

  4. Богдан_Добрый Ответить

    Что символизирует МАССОЛИТ и его члены?
    Почему Мастер добровольно отправился в больницу для душевнобольных?
    В Москве 30-х годов было лишь одно заведение, где люди могли оставаться самими собою, — это клиника профессора Стравинского, дом для душевнобольных. Парадокс времени, но только здесь Мастер мог чувствовать себя свободным.
    Как характеризует Маргариту ее полет невидимой над городом?
    Как подействовало на поэта Бездомного пребывание в клинике Стравинского?
    К кому обращается с последними словами Иешуа?
    Последние слова Иешуа перед казнью — о том, что из всех человеческих пороков самым тяжким он считает трусость. Казалось бы, приговоренный имеет в виду Пон-тия Пилата. Ведь это он, прославленный отважный воин, испугался за свое положение и должность, оправдывая сам себя тем, что на этом месте он сможет сделать еще много хорошего для Ершалаима. И хотя позже Пилат исправит свой позорный поступок, он не сможет изменить того, что свершилось, и долго будет мучиться этим. Однако слова Иешуа имеют отношение и к автору «романа в романе» — к Мастеру. Не выдержав травли, он не только отступился от своего романа, но и отказался от собственного имени. Господь, который сам сознательно принял страдания, идя на казнь за все человечество, оценил этот поступок Мастера не очень высоко.
    Какой поступок Понтия Пилата вы считаете самым смелым и справедливым?
    Почему Маргарита после бала ничего не попросила для себя?
    Почему Мастер заслужил не свет, а покой?
    Как заканчивается роман и почему Булгаков выбрал именно такой конец? Материал с сайта //iEssay.ru

  5. Blackbearer Ответить

    Вопросы и ответы к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Как вы понимаете смысл эпиграфа к роману?
    Какой изображена Москва 30-х годов в романе Булгакова?
    Изображая Москву 30-х годов, писатель дает понять читателю, что люди опутаны здесь цепями всевозможных инструкций, постановлений и догм. Так, служащие Управления зрелищ вынуждены петь в хоре, а литературные критики «говорят совсем не то, что хотят сказать». Все они — жители «нехорошей квартиры», откуда непонятно как навечно исчезают люди, а жилища их оказываются «запечатанными». Большинство из них с опаской оглядываются: «Нас кто-то услышит…» Во всем же остальном, по словам Воланда, «они люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну легкомысленны… Ну, что же… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их».
    Почему сеанс в Варьете имел такой большой успех?
    Что символизирует МАССОЛИТ и его члены?
    Почему Мастер добровольно отправился в больницу для душевнобольных?
    В Москве 30-х годов было лишь одно заведение, где люди могли оставаться самими собою, — это клиника профессора Стравинского, дом для душевнобольных. Парадокс времени, но только здесь Мастер мог чувствовать себя свободным.
    Как характеризует Маргариту ее полет невидимой над городом?
    Как подействовало на поэта Бездомного пребывание в клинике Стравинского?
    К кому обращается с последними словами Иешуа?
    Последние слова Иешуа перед казнью — о том, что из всех человеческих пороков самым тяжким он считает трусость. Казалось бы, приговоренный имеет в виду Пон-тия Пилата. Ведь это он, прославленный отважный воин, испугался за свое положение и должность, оправдывая сам себя тем, что на этом месте он сможет сделать еще много хорошего для Ершалаима. И хотя позже Пилат исправит свой позорный поступок, он не сможет изменить того, что свершилось, и долго будет мучиться этим. Однако слова Иешуа имеют отношение и к автору «романа в романе» — к Мастеру. Не выдержав травли, он не только отступился от своего романа, но и отказался от собственного имени. Господь, который сам сознательно принял страдания, идя на казнь за все человечество, оценил этот поступок Мастера не очень высоко.
    Какой поступок Понтия Пилата вы считаете самым смелым и справедливым?
    Почему Маргарита после бала ничего не попросила для себя?
    Почему Мастер заслужил не свет, а покой?
    Как заканчивается роман и почему Булгаков выбрал именно такой конец?
    Роман Мастера и роман о Мастере заканчивается одинаково. Отправляясь в царство покоя, Мастер и Маргарита получают возможность увидеть героя своего многострадального романа. Таким образом, не только рукописи не горят, но и герои по-настоящему интересных произведений могут жить своей собственной жизнью. Около двух тысяч лет сидит Понтий Пилат со своей собакой на каменистой площадке. Когда приходит полная луна, его терзает бессонница. Это наказание кажется Маргарите слишком суровым, ибо настоящее Добро не должно считать ошибку бесповоротной. Ее мнение совпадает со взглядами Того, Кто все ошибки и грехи человечества искупил собственной кровью. Мастеру позволено закончить свой роман, закончить наказание Понтия Пилата, и мы видим, как по лунной дороге идут рядом, продолжая давнюю беседу, бродячий философ и пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

  6. Mooguktilar Ответить

    Именно такой Маргарита предстает и после бала, когда приходит время расплаты: «Черная тоска как-то сразу подкатила к сердцу Маргариты. Никакой награды за все ее услуги не балу никто, по-видимому, ей не собирался предлагать, как никто ее и не удерживал. Попросить, что ли самой. как искушающе советовал Азазелло .? «Нет, ни за что», – сказала она себе» (227). И далее: «Мы вас испытывали, – продолжал Воланд, – никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!» (228).
    На балу перед Маргаритой проходит вереница злодеев, убийц, отравительниц вперемешку с распутниками и сводниками. И это не случайная булгаковская героиня мучается из-за своей измены мужу и, подсознательно, этот свой поступок ставит в один ряд с величайшими преступлениями. «С одной стороны, – пишет Б. В. Соколов, – обилие отравителей – это отражение в мозгу героини мысли о возможности самоубийства вместе с возлюбленным с помощью яда. С другой стороны, тот факт, что в дальнейшем Мастер и Маргарита будут отравлены мужчиной – Азазелло, оставит возможность рассматривать их отравление (или самоубийство) в качестве мнимого, поскольку все отравители – мужчины на балу – на самом деле отравители мнимые».[47] Воланд, знакомит Маргариту со знаменитыми злодеями и распутницами, как бы испытывает ее любовь к Мастеру, усиливает муки ее совести. «В то же время Булгаков как будто оставляет и альтернативную возможность: бал у Воланда и все связанные с ним события происходят лишь в больном воображении Маргариты, которая мучается из-за отсутствия известий о Мастере и из-за своей вины перед мужем.»[48] Последнее утверждение представляется спорным, поскольку бал у Воланда и то, что за ним следует, на самом деле видится более реальным, чем вся предыдущая жизнь героини. «Ее волновали воспоминания о том, что она была на балу у сатаны, что каким-то чудом Мастер был возвращен к ней, что из пепла возник роман, что опять все оказалось на своем месте в подвале в переулке .» (267) И еще ранее: «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера, – сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой» (230).
    По мнению Б. С. Немцева, характер Маргариты, раскрывшийся на балу у Сатаны, представляется продолжением и развитием ренессансных традиций, когда в условиях крайне нормативного государства женщина, преступающая семейный долг и ради любимого отдающая в душу дьяволу, бросает вызов этому государству – гонителю ее возлюбленного. «Власти предержащим сама возможность чьей-то неподконтрольности уязвляет, поэтому Воланду ясно, что счастливыми свободные люди здесь быть не могут.»[49] Он умерщвляет и Маргариту, и Мастера. предоставив им «покой» и соединив любовников навечно в иной жизни. Обоим тем самым сохраняется высшая свобода.
    Заключение
    Значительное значение булгаковского романа восходит к нравственным заповедям древнего мира, к фольклорным формулам справедливости с их прозрачной символикой – бесы, жертвоприношение, распятье. Вклад Булгакова в вечную тему, его новаторство прослеживаются на каждой странице «Мастера и Маргариты»: прямо – в декларациях Мастера, Иешуа. Воланда, Пилата, косвенно – в сатирических эпизодах, утверждающих авторский идеал. Свобода человеческого духа и духовность нравственного выбора неизменно волнует автора. Образы персонажей романа невозможно свести к определенным типам: они собирательны. Бесспорными представляются автобиографичность образа Мастера и значительное проецирование образа Маргариты на Е. С. Булгакову. Образы романа перекликаются друг с другом. Зеркальная симметрия связывает Понтия Пилата и Воланда, Ивана Бездомного и Левия Матвея, Низу и Маргариту. Многие взгляды, поступки, проблемы аналогичны у Иешуа и Мастера, Мастера и Понтия Пилата.
    Представители духовного начала (которое, по Булгакову, бессмертно) сосуществуют, признавая положение друг друга в космической иерархии: Иешуа по отношению к Воланду, Воланд – к Иешуа и Мастеру, Мастер – к Бездомному.
    С помощью средств фантастики и гротеска автор сумел возвести свои персонажи на высшую ступень типизации, создать художественные типы – ярко индивидуализированные (Понтий Пилат), философски значимые (Воланд). Каждый значительный тип несет в себе противоречие и в то же время выражает определенную идею. Типы в произведении Булгакова имеют гипотетический характер и усиливают философскую значимость всей художественной системы романа. Центральные персонажи являются не столько характерами, сколько типами персонифицированного сознания. Бессмертие служит для писателя предметом дискуссии. На отношение к идее бессмертия строятся все основные типы сознания героев романа: эстетическое Мастера, эмоциональное Маргариты, «государственное» Пилата, массовое сознание и, наконец, сознание нравственного абсолюта Иешуа.
    Однако наличие подобной структуры не приводит к превращению персонажей в носителей авторских идей. Все действующие лица – это живые люди с яркими портретными характеристиками и другими запоминающимися качествами.
    Ни один из главных героев не вызывает отрицательного отношения. Даже Воланд. который традиционно должен внушать страх, вызывает скорее улыбку и сочувствие тому, как ловко он выводит не чистую воду людей, подобных Берлиозу, Лиходееву или Босому. Все главные герои вызывают несомненную симпатию, не являясь в то же время идеальными.
    В романе Булгакова живет глубокая вера в непреложные нравственные законы. Вслед за Кантом писатель считает, что нравственный закон заключает внутри человека не должен зависеть от религиозного страха перед грядущим возмездием. Проблемы любви и равнодушия, трусости и раскаяния, добра и зла раскрыты во всем блеске его мастерства. Они присутствуют в обрисовке каждого из центральных образов.
    Использованная литература
    1. Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков // Философские науки. – 1990 – №7
    2. Абрагам П.Р. Роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова в аспекте литературных традиций. – М., 1989
    3. Акимов В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады. – М., 1995
    4. Андреев П. Беспросветье и просвет. // Литературное обозрение. – 1991 – № 5
    5. Бабинский М.Б. Изучение романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» в XI классе. – М., 1992
    6. Барков А.Н. О Булгакове, Маргарите и мастерах социалистической литературы. – Киев, 1990
    7. Барков А. О чем говорят парадоксы // Литературное обозрение. – 1991 -№5
    8. Белый А. О «Мастере и Маргарите» // Вестник русского христианского движения. – Париж, 1974 -№ 112 ( 113 )
    9. Булгакова Е.С. Дневник Елены Булгаковой. – М., 1990
    10.Булгаков Михаил. Избранное. – М., 1980
    11.Булгаков М.А. Под пятой: Мой дневник. – М., 1990
    12.Вахитова Т.М. Проблема власти в романе «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова / АН СССР Ин-т рус. лит. (Пушк. дом). – Л., 1991, кн.2
    13.Виноградов И. Завещание Мастера // Вопросы литературы. – 1968 – №6
    14.Вулис А.В. Литературные зеркала. – М., 1991
    Страница:

  7. JoJozragore Ответить

    …Веселый ужин продолжался. Свечи оплывали в канделябрах, по комнате волнами распространялось сухое, душистое тепло от камина. Наевшуюся Маргариту охватило чувство блаженства. Она глядела, как сизые кольца от сигары Азазелло уплывали в камин и как кот ловит их на конец шпаги. Ей никуда не хотелось уходить, хотя и было, по ее расчетам, уже поздно. Судя по всему, время подходило к шести утра. Воспользовавшись паузой, Маргарита обратилась к Воланду и робко сказала:
    – Пожалуй, мне пора.. . Поздно.
    – Куда же вы спешите? – спросил Воланд вежливо, но суховато. Остальные промолчали, делая вид, что увлечены сигарными дымными кольцами.
    – Да, пора, – совсем смутившись от этого, повторила Маргарита и обернулась, как будто ища накидку или плащ. Ее нагота вдруг стала стеснять ее. Она поднялась из-за стола. Воланд молча снял с кровати свой вытертый и засаленный халат, а Коровьев набросил его Маргарите на плечи.
    – Благодарю вас, мессир, – чуть слышно сказала Маргарита и вопросительно поглядела на Воланда. Тот в ответ улыбнулся ей вежливо и равнодушно. Черная тоска как-то сразу подкатила к сердцу Маргариты. Она почувствовала себя обманутой. Никакой награды за все ее услуги на балу никто, по-видимому, ей не собирался предлагать, как никто ее и не удерживал. А между тем ей совершенно ясно было, что идти ей отсюда больше некуда. Мимолетная мысль о том, что придется вернуться в особняк, вызвала в ней внутренний взрыв отчаяния. Попросить, что ли, самой, как искушающе советовал Азазелло в Александровском саду? «Нет, ни за что» , – сказала она себе.
    – Всего хорошего, мессир, – произнесла она вслух, а сама подумала: «Только бы выбраться отсюда, а там уж я дойду до реки и утоплюсь» .
    – Сядьте-ка, – вдруг повелительно сказал Воланд. Маргарита изменилась в лице и села. – Может быть, что-нибудь хотите сказать на прощанье?
    – Нет, ничего, мессир, – с гордостью ответила Маргарита, – кроме того, что если я еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все, что вам будет угодно. Я ничуть не устала и очень веселилась на балу. Так что, если бы он и продолжался еще, я охотно предоставила бы мое колено для того, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц, – Маргарита глядела на Воланда, как сквозь пелену, глаза ее наполнялись слезами.
    – Верно! Вы совершенно правы! – гулко и страшно прокричал Воланд, – так и надо!
    – Так и надо! – как эхо, повторила свита Воланда.
    – Мы вас испытывали, – продолжал Воланд, – никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина! – Воланд сорвал тяжелый халат с Маргариты, и опять она оказалась сидящей рядом с ним на постели. – Итак, Марго, – продолжал Воланд, смягчая свой голос, – чего вы хотите за то, что сегодня вы были у меня хозяйкой? Чего желаете за то, что провели этот бал нагой? Во что цените ваше колено? Каковы убытки от моих гостей, которых вы сейчас наименовали висельниками? Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я….

  8. Tygraath Ответить

    …Так как в плаще у неё не было кармана, Маргарита уложила подаренную подкову в салфетку и затянула её узлом. Тут что-то её изумило. Она оглянулась на окно, в котором сияла луна, и сказала:
    — А вот чего я не понимаю… Что же это, всё полночь да полночь, а ведь давно уже должно быть утро?
    — Праздничную полночь приятно немного и задержать, — ответил Воланд. — Ну, желаю вам счастья.
    Маргарита молитвенно протянула к нему обе руки, но не посмела приблизиться и тихо воскликнула:
    — Прощайте! прощайте!
    — До свидания, — сказал Воланд.
    Мастер же только вздохнул, хотя в этом вздохе и без слов читалась благодарность. Едва он сделал шаг до двери, потянув за собой Маргариту, как дверь внезапно приоткрылась и из коридора осторожно выглянул Бегемот. Прямо над ним отчётливо просматривались фигуры Коровьева, Геллы и Азазелло.
    — Как, вы уже уходите? — разочарованно спросил кот, наполовину просунувшийся в дверь. — А как же мы, королева? Так приятно проводили время — и вот, пожалуйста!..
    — Им надо домой, — пояснил Воланд, — непонятно, что ли?
    — Почему же так сразу и домой, мессир? — влез Коровьев и, по-свойски отпихнув Бегемота, прошёл обратно в комнату. — Скажите, Маргарита Николаевна, — обратился он к удивлённой Маргарите, — разве вам не понравилось сидеть со всеми нами здесь, за одним столом? Неужели вы действительно так торопитесь вернуться в свой подвал?
    Та была до того обескуражена этим вопросом, что даже не сразу нашлась, что ответить. Молчал и Мастер.
    — Так вы… хотите, чтобы мы остались? — выдавила наконец Маргарита. — Но зачем?..
    — Ну как же? — изумился Коровьев. — Не зря же вы были сегодня королевой бала! Вам, Маргарита Николаевна, выпала особая честь, и я лично ничего не имею против того, чтобы вы разделили с нами не только бал, но и нашу трапезу, как, собственно, и было… до определённого момента, — он намекающе глянул в сторону Мастера. Тот опять издал тихий вздох, но не благодарный, а усталый. Маргарита же, крепче сжав его руку в своей, повернулась к Воланду:
    — А что думаете вы, мессир, на этот счёт?
    — Умоляю, мессир! — добавил Коровьев, даже не дожидаясь ответа от Воланда. — Как по мне, ещё кто-то в нашей компании не повредит праздничному застолью. Наоборот, это может даже оживить атмосферу! Вы позволите королеве Марго и Мастеру немного задержаться у нас, мессир?
    Воланд ничего не отвечал и только задумчиво оглядывал гостей. Наконец он промолвил своим глубоким голосом, обращаясь к Коровьеву:
    — Если этого пожелают они сами, я возражать не буду. — И задал вопрос уже Маргарите: — Что скажете, Маргарита Николаевна? Хотите ли вы остаться этой ночью со мной и моими приближёнными?
    Азазелло и Гелла, тоже зашедшие обратно, вытянулись от гордости и обратили в сторону Маргариты пытливые взгляды. В этих взглядах читалось, что им самим предложение Коровьева пришлось также по нраву.
    — Да… я хотела бы, — ответила Маргарита чуть охрипшим от волнения голосом, но тут же с беспокойством уточнила: — А ты, Мастер?
    — Я устал, очень устал, и вряд ли вам от меня будет какой-то толк и развлечение, — усмехнулся Мастер, остановив свой взор поочерёдно на каждом из свиты Воланда, — но если ты так хочешь, Марго… я тоже соглашусь.
    Едва он произнёс последние слова, Воланд одобрительно кивнул и уселся обратно в своё кресло перед камином, а Азазелло, подойдя к Мастеру, похлопал его по плечу:
    — Это вы правильно сделали, что согласились. Не бойтесь, плохо вам у нас не будет. Садитесь лучше за стол да постарайтесь забыть про свою усталость.
    — Вряд ли это получится… но спасибо, — ровно поблагодарил Мастер и присел на стул, который для него тут же выдвинула услужливая Гелла. Сама она, равно как Азазелло и Коровьев, села на своё прежнее место. Маргарита же опустилась рядом с Мастером. Лишь Бегемот повременил садиться, а вместо этого взял графин и щедро плеснул из него в оба стакана, поставленные перед гостями.
    Прерванный ужин возобновился. Через час почти вся компания была уже «весёлой» до предела. Неугомонный Бегемот ухитрился споить даже Мастера, только-только пришедшего в себя. Тот вообще-то никогда не злоупотреблял этим делом, но на сей раз предпочёл сделать исключение. Впрочем, надо признать в его оправдание, что пьяны были, кроме Воланда, абсолютно все! Напившись, Мастер завёл с Воландом «научную» и очень «философскую» беседу о Понтии Пилате. Маргарита, осушившая ещё две стопки спирта, которые ей подлил всё тот же Бегемот, в обнимку с Геллой и Коровьевым хором тянула какую-то застольную песню. Общее веселье и взаимопонимание было полнейшее.
    Когда песня наконец закончилась, пьяная Маргарита поднялась на ноги и, обведя всё немногочисленное общество совершенно счастливым взором, попыталась заплетающимся языком произнести тост:
    — Друз…зья мои! Мессир Воланд! Я… прям-таки… мне у вас так хорошо! Спасибо вам за всё!.. Я приглашаю вас всех… к нам с Мастером, в наш подвал! Это неважно, что мы пока туда не вернулись!.. это всё неважно! И ещё… я хочу выпить за моих новых… таких вежливых… и добрых таких… друзей! Я хочу…
    — Ну что вы… не стоит, М-Маргарита Ни-ко-лавна! — решительно запротестовал Коровьев, хотя язык заплетался и у него самого. — Я, конечно, благодарен вам за ваше предложение… но в подвал сейчас торопиться не обязательно. Не обязательно… в подвал… Да и зачем нам… тосты всякие произносить? Что толку от этих тостов? давайте лучше веселиться!.. Азазелло!
    — Чего тебе, Фагот?.. — полусонно ответил Азазелло. Он уже почти дремал за столом, уронив голову на сложенные руки, и только сигара у него во рту по-прежнему дымила кольцами.
    — Да ну тебя! — Коровьев небрежно махнул рукой, — спи, так и быть, если с нами не хочешь. Бегемот, друг мой, наливай!
    — С превеликим удовольствием, — ответил кот, немедля исполнив эту просьбу.
    …Поздно утром Маргарита проснулась с тяжёлой головой и в изумлении обнаружила, что лежит почему-то на кровати Воланда. Все вчерашние события, начиная с самого полёта, казались ей диким сном. С трудом она приподнялась на локтях и, привстав, оглянулась по сторонам. Подле неё мирно спал Мастер, закутавшийся в свой халат. Прямо на полу, раскинув руки и ноги во все стороны, дрыхли мертвецким сном Гелла, Азазелло и Коровьев. Один Бегемот уже встал, похоже, даже опохмелился и чувствовал себя молодцом.
    К Маргарите подошёл Воланд, который ночью, в отличие от своей свиты, совсем не пил, и потому опьянение его не коснулось.
    — Доброе утро, моя Алмазная донна. Ну, как вы чувствуете себя? — повторил он свой ночной вопрос, заданный после бала.
    Но Маргарита, очевидно, чувствовала себя так, что даже не расслышала этого вопроса.
    — Мессир… — тихо прохрипела она и потёрла лоб, — дайте попить чего-нибудь, пожалуйста… а то у меня голова раскалывается.
    Воланд кивнул и тут же вручил Маргарите невесть откуда взявшуюся трёхлитровую банку рассола. Пока «Алмазная донна» усердно похмелялась содержимым этой банки, Воланд на удивление живописно рассказывал о прошедшей ночи. Маргарита с ужасом слушала о том, как они с Геллой решили позабавиться, поливая Бегемота спиртом. Как в отместку кот на пару с Коровьевым внушил Гелле, что она «первый петух», и бедная вампирша пыталась прокукарекать двенадцать раз, но спьяну трижды сбивалась со счёта. Как они все трое решили помериться силой и по очереди пытались бороться со столь же пьяным Азазелло при полном его согласии. Как Маргарита на спор кидалась в Бегемота бутылкой из-под водки, причём кот ловко уворачивался, так что она всякий раз промахивалась. Как Мастер цитировал отрывки из своего романа, да так проникновенно, что Азазелло краснел от смущения и всё пытался зачем-то прикрыть ладонью свой клык. Как Коровьев по пьяни захотел сделать шапочку Мастера чистой, а в результате сделал дырявой; и как потом приводил в прежний вид. Как…
    — И всё это за одну ночь, мессир? — измученно прервала Маргарита. Теперь она не была уверена, стоило ли им вообще поддаваться на те уговоры.
    — О, если бы всё, королева! — возбуждённо подскочил Бегемот. — Мы уже лет сто так не веселились. Да теперь вы с Мастером у нас — самые желанные гости! А мессир, что бы о нём ни говорили, умеет ценить хороших людей!
    — Да, ночку провели весёлую, — призналась Маргарита, не обратив внимания на слова кота, — я это надолго запомню. Мессир, вам, наверное, стоило сдерживать меня, когда я пила.
    — Будьте спокойны, Маргарита Николаевна, — отозвался Воланд. — На наших балах — вы же сами имели случай убедиться? — обычно царят такие пьяные дебоши, в сравнении с которыми наше вчерашнее застолье — не более чем скромный ужин. Но вчера мы изрядно расслабились, я признаю. Надо держаться построже.
    — Вот именно: построже! — опять встрял кот. — Совершенно с вами согласен, мессир. Надо уметь пить, королева, или не пить вовсе.
    — А ты бы придержал язык! Забыл, сволочь, как вчера мне сам своего спирта подливал? — огрызнулась Маргарита, как на балу, и потянулась было за подушкой, чтобы запустить ею в кота. Бегемот взвыл от ужаса и поспешил на всякий случай ретироваться в дальний угол комнаты, по пути задев лежащую на полу Геллу. Та что-то пробормотала во сне, но лишь повернулась на другой бок, перекинув руку через такого же сонного Коровьева.
    Маргарита же перевела взгляд на Мастера, который, как и остальные, до сих пор не думал открывать глаза. Это встревожило её.
    — Мессир, а он скоро проснётся? — спросила она у Воланда. — Надеюсь, этот спирт не был ему вреден?
    — Скоро, скоро, Маргарита Николаевна, не беспокойтесь, — ответил Воланд всё так же невозмутимо. — Бегемот, конечно, любит подпоить кого-то за ужином, но уж точно не до полусмерти. Да вот он уже, кстати, и очухался!
    Последнее, разумеется, относилось не к Бегемоту, а к Мастеру, как раз в этот момент зашевелившемуся на постели. Маргарита с огромным облегчением наблюдала, как он шарит рукой возле себя, а нашарив её собственную ладонь, вздрагивает и открывает глаза.
    — Это ты, Марго? — сдавленно произнёс он осиплым от похмелья голосом. — Ты тут?
    — Тут, тут, — радостно выдохнула Маргарита. — Как ты? С тобой всё в порядке?
    — У меня голова раскалывается пополам, — признался Мастер, кое-как усевшись на кровати, — и не от вчерашнего ужина, а от того, что мы всё ещё не вернулись в наш подвал на Арбате. Не надо было нам оставаться здесь, Марго…
    — Подвал от вас никуда не денется, — вставил Воланд, с усмешкой слушавший его слова. — Маргарита Николаевна, дайте ему тоже выпить: глядишь, и оживёт. Нет, нет… из той банки, что дал вам я.
    Маргарита протянула Мастеру почти наполовину опустошённую банку с рассолом, к которой тот мгновенно припал потрескавшимися от сухости губами. Ему, однако, Воланд не стал рассказывать о событиях прошедшей ночи и лишь посмеивался кривым уголком своего рта.
    — Ну что, тебе уже лучше? — поинтересовалась Маргарита, как только Мастер закончил утолять похмельную жажду.
    — Да… — тот поставил банку на пол, облизнул солёные от рассола губы и поднял глаза на Воланда. Рассол подействовал самым благоприятным образом: всё похмелье и усталость Мастера мгновенно исчезли. — Спасибо вам.
    — Ещё бы! После моего спирта это — первейшее средство! — Бегемот опять приблизился к кровати, нарочно прикрывая лапами уши. — Странно, правда, что остальные ещё не проснулись, мессир. Обычно он на них так не действует…
    — Так разбуди их! — велел Воланд, — и поскорее!
    Бегемот не замедлил исполнить приказ, но осуществил его крайне странным способом: подойдя к спящему Азазелло, взял валяющийся возле него на полу револьвер и выстрелил в потолок. От этого выстрела, по счастью ничего не задевшего, сразу проснулся сам Азазелло. Коровьев и Гелла вскочили на ноги вслед за ним. Все они были пьяны даже больше, чем Мастер и Маргарита, но странное дело — выглядели точно так же, как были вчера ещё до бала.
    — Доброе утро! — независимо поздоровался Коровьев сразу со всеми. — Отличная праздничная ночь получилась, не правда ли, Маргарита Николаевна?
    — Неправда, — хмуро откликнулась Маргарита. — Я не знаю, зачем мы вообще остались, и стоило ли это всё… хотя спасибо вам за гостеприимство. Но нам, пожалуй, пора… Уже утро.
    — Утро? — Коровьев взглянул в окно и шутовски всплеснул руками. — Да, вы совершенно правы! Пора, пора прощаться. Вас проводить?
    — Да, проводить, — вместо Маргариты и Мастера ответил Воланд. — Возьми чемодан, Гелла.
    Гелла послушно подняла чемодан, куда кот ещё ночью поместил возвращённый злополучный роман, розу, фотографию и сберегательную книжку, а Маргарита поднялась с кровати и одёрнула на себе плащ, который не снимала всё это время. С ней поднялся и Мастер, поправляя рукава больничного халата, и оба они подошли к двери, уже распахнутой Азазелло.
    — Ну, до свидания, Маргарита Николаевна, — Воланд на мгновение сжал плечо Маргариты своей жилистой рукой.
    — Берегите себя, Маргарита Николаевна, — неожиданно серьёзнее обыкновенного сказал Коровьев. — И вы, Мастер, тоже.
    — Помните, что я вам сказал, королева, — для чего-то напомнил Бегемот, приложившись к её руке.
    — Не забывайте нас. Может, скоро увидимся, — Гелла явно говорила то, что думала, так что Маргарита даже удивилась последним словам. Они обменялись поцелуями.
    — Да, всё может быть, — серьёзно сказал Азазелло и посмотрел на Воланда: — Если, конечно, так пожелаете вы, мессир.
    Воланд загадочно покачал головой, но Маргарита просто понимающе кивнула. Она почему-то не находила слов, чтобы выразить, что значила для неё его помощь. Она только улыбнулась, подняла ладонь в знак прощания и, взяв Мастера за руку, первой вышагнула из «нехорошей» квартиры на лестничную площадку, а вся свита Воланда, не медля ни секунды, поспешила за ними.

  9. OlmeR Ответить

    Маргаритой принято восхищаться, видеть в ней возвышенный образ любящей, верной, милосердной женщины. С ней Мастеру предстоит провести вечность. Будем ему завидовать? Желать и себе столь доброго исхода?
    Что ж, посмотрим на ее милосердие.
    Да, Воланду заступничество Маргариты за Фриду поначалу кажется милосердием. Но Маргарита успокаивает духа зла: «Воланд, обратившись к Маргарите, спросил: – Вы, судя по всему, человек исключительной доброты? Высокоморальный человек? – Нет, – с силой ответила Маргарита, – я знаю, что с вами можно разговаривать только откровенно, и откровенно вам скажу: я легкомысленный человек. Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло. – А, – сказал Воланд, – это понятно».
    Как видим, свой внутренний комфорт Маргарита ценит выше встречи с Мастером. Воланд предупрелил, что исполнит лишь одну ее просьбу. Маргарита имеет все основания подозревать, что Мастер в тюрьме. Но просит она не за него. За себя. За свой покой. Так что Маргарита успешно прошла испытание Воланда. Вот если бы она бросилась сразу просить за Мастера, жертвуя собой – вот тогда она явила бы чуждость своего духа духу Воланда. А так – они оказались одного поля ягодами. Ради себя они могут помогать людям, но ради себя же могут и перешагивать через них. Такая Маргарита Воланду понятна. Ее можно забрать с собой из Москвы.Еще Маргарита заступается за Понтия Пилата. Но как-то очень несимпатично описывается это ее «заступничество»: «- Отпустите его, – вдруг пронзительно крикнула Маргарита так, как когда-то кричала, когда была ведьмой, и от этого крика сорвался камень в горах и полетел по уступам в бездну, оглашая горы грохотом. Но Маргарита не могла сказать, был ли это грохот падения или грохот сатанинского смеха». Вариант: «О, как мне жаль его, о, как это жестоко! – заломив руки, простонала Маргарита» . Слишком много в этом нарочитости, позы и штампа…
    Другая исповедь Маргариты: «- Я тебе сказку расскажу, – заговорила Маргарита и положила разгоряченную руку на стриженную голову, – была на свете одна тетя. И у нее не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва много плакала, а потом стала злая» (гл.21).
    Вот описание мертвой Маргариты: «ведьмино косоглазие и жестокость и буйность черт». Вот Маргарита ожившая: «Голая Маргарита скалила зубы» . Так что не стоит удивляться, видя, что животные – даже мистические – боятся Маргариту. “Коровьев галантно подлетел к Маргарите, подхватил ее и водрузил на широкую спину лошади. Та шарахнулась, но Маргарита вцепилась в гриву и, оскалив зубы, засмеялась”, – говорилось в ранних рукописях .
    Булгаков гениально владеет русским языком. И если он для описания героини подобрал именно такие слова – значит не стоит романтизировать Маргариту, отдирать от нее те черты, которые ей придал Булгаков, а насильственно отреставрированный лик ведьмы возносить на одну ступень со светлыми Мадоннами русской классики… Вы можете себе представить, чтобы у Льва Толстого Наташа Ростова улыбнулась Пьеру, «оскалив зубы»?
    В редакции 1936-37 гг. Маргарита утешается своей тотальной ненавистью: «О нет, – прошептала Маргарита, – я не мерзавка, я лишь бессильна. Поэтому буду ненавидеть исподтишка весь мир, обману всех, но кончу жизнь в наслаждении… Уже на Арбате Маргарита сообразила, что этот город, в котором она вынесла такие страдания в последние полтора года, по сути дела, в ее власти теперь, что она может отомстить ему, как сумеет. Вернее, не город приводил ее в состояние веселого бешенства, а люди. Они лезли отовсюду из всех щелей. Они высыпались из дверей поздних магази¬нов, витрины которых были украшены деревянными разрисованными окороками и кол¬басами, они хлопали дверьми, входя в кинематографы, толкались на мостовой, торчали во всех раскрытых окнах, они зажигали примусы в кухнях, играли на разбитых форте¬пиано, дрались на перекрестках, давили друг друга в трамваях… «У, саранча! – прошипела Маргарита» .
    Во всех вариантах романа Маргарита мстит совершенно незнакомым ей людям…
    Так кто же она? Во второй полной рукописной редакции романа (1938 год) поясняется, что Маргарита – это реинкарнация хозяйки Варфоломеевской ночи, французской королевы Марго. На балу Воланд представляет Маргарите демона-убийцу Абадонну, реакция которого вносит полную ясность в этот вопрос: “Я знаком с королевой, правда, при весьма прискорбных обстоятельствах. Я был в Париже в кровавую ночь 1572-го года” . Там же Коровьев говорит Маргарите: “Вы сами королевской крови… тут вопрос переселения душ… В шестнадцатом веке Вы были королевой французской… Воспользуюсь случаем принести Вам сожаления о том, что знаменитая свадьба ваша ознаменовалась столь великим кровопролитием…” .
    Так что о доброте и милосердии «черной королевы» Маргариты (так к ней обращаются на балу) говорить стоит поосторожнее.
    А верна ли Маргарита своей любви?
    Маргарита Мастера в отличие от Маргариты Фауста – далеко не девственница. С Мастером она изменяла живому мужу, от которого ничего не видела, кроме добра. Едва только Мастер исчез из ее жизни, она уж готова завести роман с другими мужчинами: “Почему, собственно, я прогнала этого мужчину? Мне скучно, а в этом ловеласе нет ничего дурного, разве только что глупое слово “определенно”? Почему я сижу, как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?” (гл. 19).
    “Дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать…”. А чем же она тогда будет любить Мастера, если душу она продает сатане? Если не душой, то тем, что она в обнаженном виде демонстрировала всей нечестной публике на балу у сатаны? Значит, лишь плоть Маргарита оставляет для Мастера?
    Но – только ли для Мастера?
    Вот какой-то мужчина попобовал познакомиться с Маргаритой, но встретил ее мрачный взгляд. Маргарита Николаевна тут же пожалела о несостоявшемся знакомстве: “Вот и пример, – мысленно говорила Маргарита тому, кто владел ею, – почему, собственно, я прогнала этого мужчину? Мне скучно, а в этом ловеласе нет ничего дурного, разве только что глупое слово “определенно”? Почему я сижу, как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?” Она совсем запечалилась и понурилась».
    В рукописи 36-37 гг. Маргарита не прочь заигрывать даже с Азазелло при первом же их знакомстве на Манежной площади: «Хорошо, пожалуйста, – уже без надменности ответила Маргарита Николаевна, растерялась, подумала о том, что садясь на скамейку, забыла подмазать губы» .
    В черновиках Маргарита «Сверкает распутными глазами” . Или: “Маргарита хохотала, целовалась, что-то обещала, пила еще шампанское и, опьянев, повалилась на диван и осмотрелась… Кто-то во фраке представился и поцеловал руку, вылетела рыженькая обольстительная девчонка лет семнадцати и повисла на шее у Маргариты и прижалась так, что у той захватило дух… Гроздья винограду появились перед Маргаритой на столике, и она расхохоталась — ножкой вазы служил золотой фаллос. Хохоча, Маргарита тронула его, и он ожил в ее руке. Заливаясь хохотом и отплевываясь, Маргарита отдернула руку. Тут подсели с двух сторон. Один мохнатый с горящими глазами прильнул к левому уху и зашептал обольстительные непристойности, другой — фрачник — привалился к правому боку и стал нежно обнимать за талию. Девчонка уселась на корточки перед Маргаритой, начала целовать ее колени. — Ах, весело! Ах, весело! — кричала Маргарита, — и все забудешь. Молчите, болван! — говорила она тому, который шептал, и зажимала ему горячий рот, но в то же время сама подставляла ухо” .
    Пожалуй, со времен Баркова такой порнографии в русской литературе не было…
    Любовь делает человека слепым: кроме любимого человека все остальные становятся бесполыми «товарищами по работе» и «гражданами». Для Маргариты Мастер не становится Единственным. Так Мастера она любит или свою новую игрушку, которая расцветила ее жизнь?
    И если Маргарита может с хохотом «отплевываться» от «ожившего фаллоса», то не не стоит удивляться ее кредо: «Не надо ни о чем думать, не надо ничего бояться и выражения тоже подбирать не надо» .
    Маргарита стала ведьмой задолго до встречи с Воландом: «Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме» (гл. 19). Она вполне сознательно продает свою душу дьяволу: «Ах, право, дьяволу бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» (гл. 19). «- Ты сейчас невольно сказал правду, – заговорила она, – черт знает, что такое, и черт, поверь мне, все устроит! – глаза ее вдруг загорелись, она вскочила, затанцевала на месте и стала вскрикивать: – Как я счастлива, как я счастлива, как я счастлива, что вступила с ним в сделку! О, дьявол, дьявол! Придется вам, мой милый, жить с ведьмой» (гл. 30).
    И еще до встречи с Воландом Маргарита потеряла свою душу. Она кокетничает, когда говорит, «заложила бы душу» – ибо, похоже, она вообще не верит в существование души. Оттого и мечтает о самоубийстве (самоубийцы слепо и наивно полагают, будто уничтожение тела тождественно уничтожению души и ее боли). “Так вот, она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста”. Странно, но даже встреча с сатаной и его призраками не убеждает Маргариту в бессмертии души: и утром после бала она по прежнему думает о самоубийстве: “Только бы выбраться отсюда, а там уж я дойду до реки и утоплюсь”.
    Поскольку же ведьмой (хоть в втайне от себя самой) Маргарита была еще до встречи с сатаной, то и «знакомство с Воландом не принесло ей никакого психического ущерба».
    Маргарита – не Муза . Она лишь слушает уже написанный роман. В жизни Мастера она появляется, когда роман уже почти закончен .
    Хуже того. Именно Маргарита подталкивает его к самоубийственному поступку – отдать рукопись в советские издательства: «Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером». Это или сознательная провокация или потрясающее безмыслие. Или просто медиумичность: и Мастер и Маргарита открыты воздействию Воланда. Во всяком случае пассивность Мастера подчеркивается вполне ясно: «И, наконец, настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь».
    Нет, эта «черная королева» не сможет вдохновить Мастера на новые творения… Призрак Мастера завещал Ивану Бездомному продолжить роман «о нем». Но призрак Маргариты поцеловал юношу – и профессор Понырев так ничего и не написал (хотя Маргарита и уверяла его, что она знает его будущее и там все будет хорошо). Ничего не напишет и зацелованный Маргаритой призрак Мастера.
    Характерно также, что Мастер и Маргарита обречены на бесплодие; и на земле они не смогли родить детей, тем более не будет детей у призраков. Они будут «лепить гомункула» . Они будет резать друг друга своей «любовью» (“Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!” (гл. 13)). Кажется, страсть к Маргарите, выскочившая «из под земли» – это второй (после выигрыша ста тысяч) спонсорский взнос Воланда в работу Мастера .
    В булгаковском романе нетрудно заметить мотив расплаты за легковесные слова: «булгаковский дьявол обладает поразительным свойством материализовываться после любого чертыханья всех героев романа, любящих всуе поминать имя нечистого» . («Берлиоз: “Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск…” И тут знойный воздух сгустился перед ним…»).
    Но свой рассказ о Маргарите Мастер как раз и начинает с упоминания черта: «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут…».
    «Любовь выскочила…». «Так поражает финский нож»… «Убийца»…Неужели великий Булгаков, великий стилист не смог найти других слов для описания «вечной любви»? Но если он нашел именно такие слова – то, может, это и не любовь? Может, это взаимное использование любовниками друг друга?
    Да, я слышу всегдашнее возражение: постойте, сам же Булгаков сказал, что он пишет роман о «настоящей, верной, вечной любви»… Сказать он и в самом деле так сказал. Но – как? С какой интонацией? Это всерьез или с иронией и издевкой? «Что дальше происходило диковинного в Москве в эту ночь, мы не знаем и доискиваться, конечно, не станем, тем более, что настает пора переходить нам ко второй части этого правдивого повествования. За мной, читатель! За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» (гл. 19).
    Скажите, где еще Булгаков высказывался от себя о серьезном и вечном с такой назойливо-восторженной интонацией первомайских призывов? Тут очевидная авторская самоирония – фантасмагорию назвать «правдивым повествованием». Тут очевидная фельетонность. Только в одном месте романа упоминается подобная восклицательно-призывная интонация – когда Ивану Бездомному «приспичило обличать Рюхина»: «Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, который он сочинил к первому числу! Хе-хе-хе… “Взвейтесь!” да “развейтесь!”».
    Таким же искусственным фальцетом отдает и от заверения Булгакова о вечной любви и верности Маргариты. Булгаков пошутил – а его шутку приняли всерьез… Столь же мало веры и громкой декларации Маргариты, принимающей баночку с зельем из рук Азазелло – «Я погибаю из-за любви! – и, стукнув себя в грудь, Маргарита глянула на солнце».
    Так что нет уверенности в том, что Маргарита не будет улетать на ежегодные балы Воланда в поисках менее скучных друзей.
    Маргарита владеет Мастером. Мастеру же не обрести свободы от Маргариты.
    Маргарита грозит Мастеру: «А прогнать меня ты уже не сумеешь».
    То, что это именно угроза, понимает даже Воланд: «мастер, притянул к себе Маргариту, обнял ее за плечи и прибавил: – Она образумится, уйдет от меня… – Не думаю, – сквозь зубы сказал Воланд» (гл. 24). А во второй полной рукописной редакции реакция Воланда выглядела еще более однозначной: “Итак, человека за то, что он сочинил историю Понтия Пилата, вы отправляете в подвал в намерении его там убаюкать?”
    Вообще Мастер становится приложением к Маргарите: «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера, – сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой». Маргарита здесь все же просит о себе (как о своем же покое она просила, вступаясь за Фриду). Она имеет Мастера, пользуется им, как она пользовалась кремом Воланда. Не случайно в кошмарах Ивана Понырева она столь властно обращается с Мастером: «Тогда в потоке складывается непомерной красоты женщина и выводит к Ивану за руку пугливо озирающегося обросшего бородой человека. Иван Николаевич сразу узнает его. Это – номер сто восемнадцатый, его ночной гость» (Эпилог).
    Так что Маргарита – отнюдь не «ангел хранитель» и не «добрый гений» Мастера. Вечность с ней – подарочек еще тот!
    В романе Мастера говорилось об одной женщине, которая предала любимого. Так Низа выдала Иуду. Не по этой ли линии в царстве Воланда пойдут пути Мастера и Маргариты? Иуду Низа уводит от пасхальной трапезы. Маргарита Мастера уводит из пасхальной Москвы. Безвольно идет Иуда («ноги сами без его воли вынесли его из подворотни вон»). Безвольно следует за Маргаритой Мастер. Иуду ведут в сад (Гефсиманский). И Мастера ведут туда же. Через поток переводит Низа Иуду. Через ручей Маргарита ведет Мастера к «вечному дому». Кстати, в Палестине «вечным домом» называли могилу…
    Впрочем, Булгаков нередко столь ярко выписывал своих персонажей, что читатели принимали характерность за положительность. «Читал труппе Сатиры пьесу. Все единодушно вцепились и влюбились в Ивана Грозного. Очевидно, я что-то совсем не то сочинил» .
    Предвидел Булгаков и то, что за «Мастера и Маргариту» его могут несправедливо и против его воли записать в оккультисты и сатанисты. «Я случайно напал на статью о фантастике Гофмана. Я берегу ее для тебя, зная, что она поразит тебя так же, как и меня. Я прав в «Мастере и Маргарите»! Ты понимаешь, чего стоит это сознание – я прав!» .
    Речь идет о статья «Социальная фантастика Гофмана». Экземпляр журнала «Литературная учеба» (1938, № 5) с пометками Булгакова сохранился. Что подчеркнул Булгаков в этой статье? Где именно он узнал себя? – Подчеркнуты строки: в произведениях Гофмана «цитируются с научной серьезностью подлинные сочинения знаменитых магов и демонолатров, которых сам Гофман знал только понаслышке. В результате к имени Гофмана прикрепляются и получают широкое хождение прозвания, вроде спирит, теософ, экстатик, визионер, и наконец, просто сумасшедший. Сам Гофман, обладавший, как известно, необыкновенно трезвым и практическим умом, предвидел кривотолки своих будущих критиков» .
    Вот и Булгаков с ясным и дневным сознанием ввел в свой роман ночных персонажей – а слишком многим читателям стало мерещиться, будто Булгаков и сам из числа «спиритов и визионеров»… Как верно сказал священник Андрей Дерягин – «Ситуация с восприятием романа аналогична завозу в Россию картошки при Петре I: продукт замечательный, но из-за того, что никто не знал, что с ним делать и какая его часть съедобна, люди травились и умирали целыми деревнями» .
    Перейти к другой главе:
    В ЗАЩИТУ ЧЕРНОВИКОВ
    БУЛГАКОВ И ВЕРА
    БУЛГАКОВ И БЕЗВЕРИЕ
    ШЕСТОЕ И СЕДЬМОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
    КТО АВТОР РОМАНА О ПИЛАТЕ?
    РОМАН ИЛИ ЕВАНГЕЛИЕ?
    ПУТЬ ПИЛАТА: ОТ РУКОПИСИ К ЛУНЕ
    «РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ»
    СВЕТ, ТЕНИ И СОФИСТИКА
    ЕСТЬ ЛИ ЗАЩИТА ОТ ВОЛАНДА?
    ЕСТЬ ЛИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ В РОМАНЕ?
    СКОРО ЛИ ПАСХА?
    ПОЧЕМУ ВОЛАНД – ИНОСТРАНЕЦ?
    ОБ ОБЕЗЬЯНЕ БОГА
    КНИГА ИОВА – «ФАУСТ» – «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
    ОБРАДУЕТ ЛИ ВЕЧНОСТЬ С МАРГАРИТОЙ?
    «ОН ЗАСЛУЖИЛ ПОКОЙ»
    ЗАСЛУЖИЛ ЛИ БУЛГАКОВ ПАМЯТНИК?
    Приложения:
    ЗА ЧТО КАНТУ ГРОЗИЛИ СОЛОВКИ?
    О встрече с Владимиром Бортко
    Игорь Серков. «Пусть знают!»

  10. Voodoonos Ответить


    Анонимный
    комментирует…
    Ну как-то этот анализ ясности не добавляет. Например, кто они – свита Воланда и что собой олицетворяют? Что это за другой мир? И почему именно эта Маргарита выбрана королевой? Какие еще требования были к хозяйке бала помимо того, что она местная уроженка и имеет имя Маргарита? Слишком много не досказано.
    1 декабря 2016 г., 14:15


    Анонимный
    комментирует…
    Воланд в романе воспринимается положительным героем (сатана, всё-таки) почему?
    21 декабря 2016 г., 03:45


    Наталья
    комментирует…
    Маргариту выбрали королевой бала,потому что она королевских кровей,вот отрывок из романа- Коровьев говорит о ней: «Я ничуть не погрешу, если. говоря об этом, упомяну о причудливо тасуемой колоде карт. Есть вещи, в которых совершенно неизвестны ни сословные перегородки, ни даже границы между государствами. Намекну: одна из французских королев, жившая в шестнадцатом веке, надо полагать, очень изумилась бы, если бы кто-нибудь сказал бы ей, что ее прелестную прапрапраправнучку я по прошествии многих лет буду вести под руку в Москве по бальным залам».Дорогие комментаторы,зачем задавать такие наивные вопросы?Все ответы в книге,читайте,наслаждайтесь!
    12 января 2017 г., 17:48


    Анонимный
    комментирует…
    Маргариту выбрали Королевой, не только потому что она была королевских кровей – Воланду нужна была грешная душа,которая из корыстных побуждений добровольно согласится стать Королевой на балу и принять всех, чьи души находились в Аду.
    Булгакову образ Воланда потребовался, для того чтобы передать одну мысль – каждый получает то, что заслуживает. Так, Маргарита и Мастер наказаны постоянством за свою любовь и за грешный поступок Маргариты.
    Каждый из свиты Воланда был его должником и отрабатывал долг таким образом.
    Гелла – ведьма-вампирша;
    Коровьев – фиолетовый рыцарь Фагот;
    Азазелло – убийца;
    кот Бегемот – кот-оборотень и “любимый шут Воланда”.
    13 января 2017 г., 02:54


    Анонимный
    комментирует…
    Почему Мастер называет свой роман о Понтие Пилате, а не о ком-то другом?
    25 января 2018 г., 02:11


    Анонимный
    комментирует…
    Настоящее имя Мастер в романе не указано.
    Нужно: Настоящее имя Мастера…
    8 февраля 2018 г., 09:47


    Анонимный
    комментирует…
    “В конце романа Мастер и Маргарита умирают. Почему? Повелитель светлых сил Иешуа просит сатану Воланда дать Мастеру и Маргарите покой – за их страдания и их настоящую любовь. Воланд исполняет просьбу Иешуа. Выпив “заколдованное вино”, Мастер и Маргарита умирают и переносятся в другой мир. В этом “другом мире” герои обретают покой.”
    Здесь нет однозначности! И Мастер, и Маргарита – грешники, а после смерти, согласно христианской вере, души всех грешников попадают в ад, обречённые на “вечные муки в кипящих котлах на целую вечность”. Разве это – “дать покой”?!
    И потом, опять цитирую: “…за их страдания и их настоящую любовь. Воланд исполняет просьбу Иешуа. Выпив “заколдованное вино”, Мастер и Маргарита умирают и переносятся в другой мир.”
    Странный способ благодарности от Иешуа – в конечном счёте через посредника (Сатану) умертвить влюблённых. И Дьявол в этом деле – его верный слуга.
    Евангелие – само по себе набор противоречий, а роман в целом – набор дичайших противоречий в сочинении на религиозной основе, и человеку, хоть капельку наблюдательному, постичь великий смысл автора эти самые противоречия преизрядно помешают.
    19 июня 2018 г., 07:30


    Анонимный
    комментирует…
    Так – так. Не вполне понятно то, почему образ Воланда в романе очень даже привлекательный. А это – очень опасно. Вообщем, весь роман Булгакова – нечто вроде гимна Тьме и её хозяину. Иешуа вообще представлен в искажённом свете и его образ очень даже отличается от Евангельского образа Иисуа Христа. Хотелось бы знать, о чём думал автор этого романа когда писал это?
    5 января 2019 г., 02:09


    Unknown
    комментирует…
    Наверное вы очень не внимательно читаьи ,и не поняли смысл. Когда она полетела на бал её тело осталось в квартире умерать ,потом тело мастера когда он к ней попал по желанию. Так ,как он был в психбольнице,но в тоже время с Маргаритой в полвале,значит с ней была его душа,значит убила их обоих Маргарита. А потом им дали покой в прекрасном саду.
    22 апреля 2019 г., 14:56


    Unknown
    комментирует…
    Потому что это виденье автора романа. Почему он быть негативным персонажем? Почему он не может быть добрым и справедливым?
    22 апреля 2019 г., 14:58


    Unknown
    комментирует…
    Почему он должен восприниматься негативным? Он показан как справедливый , умный.
    22 апреля 2019 г., 15:00

  11. Dimuro Ответить

    Преклоняюсь перед талантом и мужеством истинного Мастера – русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова, который пришел в большую литературу в очень сложное время, когда рухнул царский трон и на его обломках стала создаваться империя зла и насилия под предводительством Воланда того времени. Современники поражались смелости Михаила Булгакова, который плыл всегда против течения. Его спектакль “Дни Турбиных” имел потрясающий успех. Это произведение любил Сталин. Может, благодаря этому писатель не сгинул в Сибири или не был расстрелян. Ведь печатное слово великого писателя звучало всего семь лет. После 1927 года его уже нигде и никогда не печатали вплоть до ухода из жизни в 1940 году от тяжелой болезни. И все же писатель решился на глобальный проект – роман “Мастер и Маргарита”, который по своей сути является произведением с двойным дном, как чемодан революционера.
    Слушатели первых глав романа были испуганы явным сходством Воланда с известной личностью, который мог все, наказывая одних и поощряя других.
    Центральным событием романа является бал Сатаны, на котором Маргарите отведена роль королевы. На этом шабаше собрались все обитатели ада, заслужившие эту обитель за свои преступления. Вереницей перед Маргаритой проходят убийцы, предатели, фальшивомонетчики и прочая шваль. Но самое интересное, что многие персонажи бала имеют своих реальных прототипов. Вот например, соратник Сталина Николай Иванович Бухарин был казнен по приговору неправедного суда. Булгаков же в сцене перед началом бала только пародирует его казнь, превратив Николая Ивановича, нижнего жильца, в борова – “транспортное средство” для доставки Наташи на бал. Воланд оказывается милосерднее Сталина, не пожалевшего своего прежнего любимца Н.И. Бухарина. Возможно, писатель считал, что Бухарин слишком долго пребывал на балу у Сталина, помогая Кобе укрепить его единоличную диктатуру, а затем за ненадобностью его просто уничтожили. Многие политические персонажи калибром поменьше, чем Троцкий, Бухарин или Молотов, присутствуют на Великом балу у сатаны. Есть там и два руководителя НКВД -Г.Ягода и Н. Ежов, которые кончили очень плохо.
    В общем и целом картина бала является яркой политической сатирой на диктатуру, которая установилась в стране. И писатель понимал, что вряд ли его роман увидит свет при его жизни.

  12. alximik Ответить

    «Л.Толстой «После бала»» – История создания рассказа. Что влияет на душевное состояние человека. Бал. На балу. Антитеза. Роль контраста цвета и звука в рассказе Л. Толстого . Л. Н. Толстой “После бала”. Из дневника Л.Н.Толстого. После бала. Цель урока. Перекличка эпох в рассказе «После бала». Эксперимент. Автор подчёркивает контраст.
    «После бала» – Сюжетной основой для произведения послужили реальные события из жизни отца и брата писателя. «После бала». нехорошая музыка». Портрет императора Николая I. Основные события рассказа начинаются ранним утром, после бала. Белые одежды дам на балу сменяются черными мундирами солдат, собравшихся на улице.
    «Урок После бала» – Задание к иллюстрациям. В рассказе, как правило, одна сюжетная линия. Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел. Жанр эпоса. Полковник Наказываемый. Открытый урок. Л.Н.Толстой. Работа над рассказом « После бала». Детство. Задачи урока. Задание. Прочитайте описание пейзажа на страницах учебника-хрестоматии.
    «Лев Толстой «После бала»» – Психологическое состояние героя. Падение. Антитеза. Позор. Рассказ в рассказе. Главный герой. Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа Л. Н. После бала. Николай I. Тайна названия рассказа. Бал. Рассказ. Л.Н.Толстой Рассказ «После бала». Разберёмся в противоречиях поведения полковника.
    «Рассказ Толстого После бала» – Перекличка эпох в рассказе «После бала». Зато “А вы говорите” недурно. Вывод В чём вы видите критическую силу рассказа? Экзекуция: В системе образов. Значение рассказа «После бала». В композиции рассказа. Нынче еду в Пирогово. [..]. 9 августа .Написал в один день «Дочь и отец». Контраст как основа композиции рассказа.
    «Толстой После бала» – Характер полковника. Полковник. Совсем другое дело после бала. Сцена после бала. И самое главное – другой полковник. Человек и общество. Другие люди… Весь бал Варенькин отец держался на высоте. Л.Н.Толстой «После бала». В своем рассказе Л.Н. Толстой обвиняет в лицемерии полковника общество. Другая музыка…
    Всего в теме
    «После бала»
    10 презентаций

  13. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для Tygraath Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *