Почему праздник 9 мая так важен для россии?

20 ответов на вопрос “Почему праздник 9 мая так важен для россии?”

  1. Niwyn Ответить

    Социологи отмечают, что из года в год праздновать 9 мая собираются около 70 процентов российских граждан. (В нынешнем году об этом заявляли 72 процента опрошенных Левада-центром.) Этот день для россиян – на втором месте после Нового года в списке любимых праздничных дат. У 39 процентов респондентов 9-ое мая вызывает радость в связи с тем, что страна одержала победу в войне, у 26-ти процентов – скорбь по поводу миллионов людей, в этой войне погибших. Еще 34% граждан говорят, что испытывают и то, и другое чувство. В чем значение 9-го мая для современной России? Опрос на эту тему Радио Свобода провело в Екатеринбурге.
    -Я ветеран Великой Отечественной войны. Добровольцем пошел еще в первые дни войны в 41 году. Прослужил в армии 28 лет. Это праздник всего народа со слезами, как говорится, на глазах и с радостью от того, что мы победили. Это великий праздник всего народа, не только нас, ветеранов войны. Для всех святой праздник.
    -Я считаю, что праздник победы – это память будущим поколениям, чтобы мы помнили, чтобы не забывали корни. Все-таки история – это очень важно и для ветеранов, которые остались живы, и для будущих поколений.
    -Для меня 9 мая, безусловно, праздник, в этот день мы ходим поздравлять нашу бабушку, которой 86 лет. Очень хорошо, что возобновили парад – это здорово. Люди гуляют так же, как когда-то в советское время было. Я, конечно, считаю, что он не потерял своего значения.
    -Если не будем праздновать праздник, то опозоримся, только обесчестим самих себя.
    -Я надеялся еще несколько лет назад, что наконец уйдет советский официоз и День победы будет тем самым семейным праздником, каким он для меня всегда был. Но, к сожалению, в последнее время парады, это стремление как можно больше пышности – вот это меня очень смущает. Я боюсь, что у молодежи опять будет отторжение и восприятие этого праздника как сугубо официозного.
    Прозвучали голоса екатеринбуржцев. Об отношении к войне и к победе в российском обществе размышляет Алексей Левинсон, руководитель отдела социокультурных исследований Левада-центра.
    – Самым главным из того, что мы знаем об отношении к победе в Великой отечественной войне, является то, что это событие было и остается в общественном сознании россиян самым главным событием 20 столетия и в некотором смысле самым главным событием в той истории, которая актуально присутствует в сознании россиян. Это значение победы в Великой отечественной войне защищено в массовом сознании от любых ревизий, рационализаций и так далее. Все, кто ставит под сомнение его значение, они представляют только какие-то маргинальные группировки и отметаются массовым сознанием.
    – А почему такое значение имеет победа в войне для российского общества?
    – Я думаю, что причин две, по крайней мере. Одна: эта победа может играть роль такого нравственного эталона или эталона справедливости. Мы спрашивали, какие войны являются справедливыми, какие несправедливыми, и всеобщее мнение состоит в том, что эта война и эта победа – это, безусловно, справедливое дело. На нашей стороне безусловная правота. Что касается второй причины, она, мне кажется, связана с тем, что война была закончена не только разгромом врага, но и в некотором смысле приращением территории, той, которую можно считать нашей землей, я имею в виду образование стран, которые стали называться странами социализма, социалистического лагеря. Это очень важно для российского сознания, которое значение и мощь страны в большой степени связывает с ее пространственными размерами.
    – Как вы думаете, а почему власти российские так озабочены так называемыми попытками фальсификации истории? Ведь это в первую очередь имеет отношение к Великой отечественной войне.
    – Здесь причин достаточно много. Но я думаю, что одна из них – это ощущение того, что я сказал, той роли этой войны как эталона и опасения, что какие-либо обстоятельства, которые могут выясниться в ходе исторических изысканий, поставят под сомнение эту абсолютную нравственную чистоту и правоту нашей стороны, безусловность нашей победы, а тогда потеряется этот единственный по сути дела опорный столп для понимания себя в истории.
    Вероника Боде: Традиции празднования Дня Победы в России стали предметом исследования для социолога Сергея Ушакина, профессора Принстонского университета.
    – Я пытался посмотреть на то, как формируются традиции празднования Дня победы последние 50-10 лет. Есть любопытные методы, которые стали использовать власти Москвы прежде всего, когда они сращивали с одной стороны военную хронику, с другой стороны личные воспоминания. Мне показалось очень важным. Получается сейчас, что с одной стороны военная хроника, а эмоциональный настрой создается устными воспоминаниями, между ними взаимосвязи практически не получается. Истории войны не получается, есть хроника официальная, есть личностные, персональные воспоминания. Общей истории, которую могли бы разделить аудитория с людьми, которые участвовали в этих событиях, практически не возникает.
    – Как вы думаете, с чем это связано? Почему именно такое отношение к войне, таково ее восприятие?
    – Общей истории войны так и нет пока. Отрицание истории войны, которая сложилась в послесоветский период, то есть славили одного, второго третьего, теперь это делать не будем, либо наоборот, будем продолжать эту же линию, Сталин герой и так далее. Дело в том, чтобы уйти от этого, люди акцентируют вещи, которые напрямую с идеологией не связаны, поэтому личные воспоминания важны.
    – Социологи отмечают, что празднование 9 мая является одним из немногих поводов, если вообще не единственным, для серьезной консолидации российского общества. Как вы думаете, почему?
    – Это точка, мне кажется, на теле онемевшем, в которой есть какая-то реакция, народ на это реагирует. Почему – сказать сложно. Собственно говоря, молодому поколению это неочевидно. Мне кажется, для молодого поколения эту точку надо активировать. Мне кажется, это происходит в последние годы.
    – А почему эта консолидация не вокруг событий настоящего, а вокруг событий прошлого?
    – В настоящем событий значимых, наверное, нет, или события, для которых нет языка, чтобы сделать привлекательным. Книжка у меня недавно вышла, там как раз говорится, что одна из форм консолидации последние 15-20 лет это называется общество утраты. То, что сближает – это сближает ощущение утраты, ощущение потери, ощущение какого-то негативного опыта, который ссорит людей друг с другом.
    – Что вы думаете о том, что называют российские власти попытками фальсифицировать историю, в частности, историю Великой отечественной войны?
    – Лучше бы архивы открыли. Историю фальсифицируют, дают свою версию именно потому, что документов нет. Единственный способ развернуть какую-то дискуссию – это открыть архивы. У нас до сих пор военные архивы практически закрыты.
    Вероника Боде: А как празднуют День Победы бывшие россияне в эмиграции? О том, как это происходит в Израиле, рассказал Радио Свобода социолог Александр Мнацаканов, выпускник Хайфского университета.
    Александр Мнацаканов: 9 мая в Израиле – это официально признанный день победы. По-моему, единственное государство на не постсоветском пространстве, которое отмечает победу именно 9 мая. На момент окончания войны, на момент победы государства Израиль просто не существовало, оно было образовано в 48 году. И восприятие Второй мировой войны израильтянами, уроженцами страны, приехавшими ранее в страну, оно связано прежде всего с катастрофой еврейского народа, с массовым уничтожением немцами евреев во Второй мировой войне. Придать Второй мировой войне какой-либо иной контекст, контекст победы – это задача вторичная и на самом деле не очень актуальная для израильского общества. Сейчас этот праздник остается скорее русским праздником. Большая часть ветеранов Второй мировой войны, живущих в Израиле, это ветераны Красной армии, и именно для них этот праздник важен. А раз он важен для них, то он важен и для тех партий русскоговорящего сектора, прежде всего партии “Наш дом – Израиль”, которые их представляют.
    – Как именно празднуют 9 мая в Израиле? Что происходит в этот день?
    – 9 мая в крупных городах Израиля, прежде всего в Иерусалиме, в Хайфе, не каждый год в Телль-Авиве, проходят парады ветеранов. Ветераны выходят на улицы в медалях, как это принято и в Советском Союзе, и в России, и несут флаги, не только флаги советские и израильские, но и флаги держав-победительниц, хотя далеко не в каждом параде участвуют армии других стран. Несут транспаранты, которые пишут на иврите и на русском, как приветствия и поздравления по случаю этого праздника, так и лозунги, связанные с тем, по мнению ветеранов и тех, кого они представляют, победа во Второй войне все-таки опосредованно привела к созданию государства Израиль и к провозглашению независимости. День независимости государства Израиль празднуется обычно несколькими днями ранее или позже 9 мая.
    – А каково отношение к этим празднованиям со стороны местного населения и местных властей?
    – Местные власти этот праздник признали. Проводится торжественное заседание в Кнессете, израильском парламенте, проводится митинг в Иерусалиме, в лесу Красной армии, есть такое место, посвященное памяти именно воинов Красной армии. Кроме того на митингах и парадах в городах Израиля присутствуют крупные государственные чиновники в ранге министра или заместителя министра. Но этот день не является выходным днем в Израиле, и этот день не столь актуален для тех израильтян, которые не приехали из стран бывшего Советского Союза. То есть начиная с того, что многие из них просто не знали поначалу, что это за праздник, откуда он и от ветеранских организаций потребовались довольно большие усилия для легитимации этого дня в глазах общественности, кончая тем, что многим из них не особо интересна эта победа и роль Советского Союза в победе во Второй мировой войне, потому что политическая реальность Израиля определяется несколько другими событиями.
    А то, как отмечается этот день в России, какие чувства у вас вызывает?
    – На мой взгляд, то, как отмечается в России сейчас, это отражение современной политики российского руководства. Возведение победы в культ несвойственно ни одному государству мира за пределами России. И сейчас мы можем говорить о том, что российское правительство использует эту дату не столько для того, чтобы вспомнить события тех времен, сколько для того, чтобы укрепить свою легитимацию в современности.
    А вот мнения россиян по поводу того, как лучше отмечать День Победы. 28% опрошенных Левада-центром на этот вопрос отвечают: “парадами, шествиями, салютами, официальными приемами”, и ровно в два раза больше, 56% респондентов говорят: “заботой о ветеранах войны”.

  2. Солодкий Яд Ответить

    Второй ответ на вопрос о значимости 9 мая для современной России значительно более глубокий. Этот ответ заключается в том, что современная, послекоммунистическая Россия и ее элиты совершенно органично связаны с Советским Союзом. Не случайно Владимир Путин сказал после теракта в Беслане, что хотя распад Советского Союза – «величайшая геополитическая катастрофа XX в.», но «нам удалось сохранить основную часть Советского Союза», дав ему новое название – Российская Федерация. Если между старой, докоммунистической, императорской Россией и Россией советской пролегла пропасть, заваленная трупами многих миллионов людей, погибших в Гражданской войне и в годы Красного террора, и тогда произошла полная смена элиты, то в 1991 г. ничего подобного не было. Не было ни пропасти, ни гор трупов, ни смены элит. Страной до 1991 г. и после 1991 г. управляла не только одна и те же коммунистическая номенклатура, но и зачастую одни и те же люди. Второй и третий эшелон стал первым, только и всего. Таким образом, современная Россия, как абсолютно правильно заметил Владимир Путин, является продолжением Советского Союза в иной экономической, политической и геополитической реальности. СССР и нынешняя Россия – одна и та же страна. Об императорской России и СССР такого не скажешь. Мы до сих пор, через 20 лет после конца СССР, удобно говорим: «послекоммунистическая Россия». В 1937 г., через 20 лет после революции, вряд ли кто-нибудь в эмиграции или на родине сказал бы о тогдашней стране: послеимператорская Россия. Мы, нынешние, бесконечно больше советские, чем «дети Арбата» и обитатели «круга первого» – царские.

  3. Mightforge Ответить

    Эксперты «БИЗНЕС Online» объяснили, почему память о Великой Отечественной войне так важна для нашего национального самосознания
    Спустя 70 лет день Великой Победы остается самым главным и важным праздником для страны. «Почему этот праздник остается актуальным?» — такой вопрос мы задали респондентам в рамках традиционного опроса недели. Кроме того, эксперты «БИЗНЕС Online» рассказали, что значит 9 Мая лично для них, а также порассуждали о том, будет ли и спустя десятилетия этот весенний день самым важным для России.
    Максим Калашников — писатель-футуролог (Москва):
    — 9 Мая остается актуальным, потому что является народообразующим праздником, это важнейшая часть нашей исторической памяти, нашего национального единства. 9 Мая — это символ Победы над враждебной черной цивилизацией, которая пыталась нас уничтожить. Это такой же символ, как победа 1812 года, только гораздо более сильный. Такой же символ, как победа над смутой и польско-литовским нашествием, условно говоря, 1712 год. Это такое же, как для греков Троянская война или победа над персами при Марафоне и Саламине, соответственно, 490 и 480 годы до нашей эры. То есть это важнейшие символы. Грек «Илиаду» и «Одиссею» читал столетиями. Для нас это такой же важнейший элемент: убери Победу, и ты лишишься важнейшего фактора национального единства, потому что с 1991 года русских разделили. Например, у русских на Украине нет фактора чеченской войны, октября 1993 года у них там тоже не было. Вот это фактор общей истории.
    Я хочу напомнить, что Победа в Великой Отечественной войне была воодушевляющей и человечески важной, потому что до нее русские на протяжении 90 лет при столкновениях с иностранными захватчиками и Западом терпели поражение. Например, Крымская война — поражение Российской империи, не катастрофическое, но очень болезненное для нашего самолюбия, которое нас, кстати, очень сильно надломило. Была Русско-турецкая война 1877 – 1878 годов, с трудом выигранная, между прочим, в результате которой мы отступили под натиском Запада угрозой большой войны и в Болгарии свои сферы влияния потеряли. Дальше была очень неприятная Русско-японская война с поражением от молодого хищника, но не западного, а восточного. Потом была Первая мировая, которая кончилась тем, что привела к жуткой дезорганизации страны, она лопнула изнутри, она кончилась катастрофой. Дальше была Русско-польская война, когда нам поляки навешали так, что бывшая часть Российской империи в 1920 году нам нанесла поражение. В общем, дальше был Хасан и Халхин-Гол, когда русские ответили, нанесли поражение, но это были именно конфликты на окраинах. В большой войне русские с 1853 года врагу внешнему проигрывали.
    А это была первая Победа, когда мы столкнулись с очень передовым противником, со славой покорителя Европы, этого врага мы разбили. Вот почему еще 9 Мая — символ того, что русские — это не отсталая нация, а передовая, может нанести поражение самому передовому, организованному врагу. И эта часть тоже важна для нашего национального самосознания.
    Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:
    — Есть несколько праздников, олицетворяющих нашу страну. Первый полет в космос Юрия Гагарина тоже праздник. Ну а День Победы — это, конечно, святое. Это такая религия, и мы все выполняем обряд поклонения памяти тех людей, которые погибли на войне. Они ведь погибли за то, чтобы мы сейчас жили. И поколение наших детей, внуков будет жить, потому что те люди погибли. Меня когда-то поразила цифра, что из каждой сотни солдат 23-го, 24-го, 25-го годов рождения осталось в живых только 3 процента. Мой отец 1923 года рождения, он прошел всю войну, и он один из этих 3 процентов. И как же мы можем не поклоняться и памяти, и чести тех, кто жив, и памяти тех, кто погиб? Поэтому ответ на этот вопрос прост — это религия, мы все ее исповедуем, несмотря на вероисповедание. Мы можем быть христианами, мусульманами, иудеями, но у всех в нашей стране есть общая религия, которая называется Победой в священной войне.
    День Победы будут отмечать до тех пор, пока поколения будут понимать, чему они обязаны своей жизнью. Да, ветераны уходят, природу не остановить, но память вечна. У Роберта Рождественского, который 53 года назад написал «Реквием» в честь Победы, тогда ее не праздновали, есть великие строчки: «Детям своим расскажите о них, чтобы помнили. Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили… Через года, через века — помните». И я знаю, что мои дети, мои сыновья будут в этот день поминать тех, кто погиб. Мой отец не вечен, когда-нибудь не будут поминать и его. А память надо поддерживать. И не столько фильмами про войну, сколько воспитанием к этой религии. Мы живем благодаря им, благодаря этой священной Победе.
    Сергей Акульчев — совладелец кондитерской фабрики «Акульчев»:
    — 9 Мая для людей моего поколения точно будет оставаться главным праздником. Мы выросли на фильмах о войне, смотрели парады Победы… Наше поколение 40-летних воспитывалось в том духе, что День Победы — это наш главный праздник. Был героизм, было много книг про войну. В то время, когда я рос, было много живых ветеранов, были живы воспоминания о войне, мы, помнится, пионерами ходили, помогали ветеранам по хозяйству и быту. В нас это все осталось, пока это все еще живо.
    Но когда Победе будет 100 лет, там, конечно же, будет вопрос: будет ли 9 Мая для тех поколений главным праздником? Останется ли это, сможем ли мы передать это тем, кто будет жить после нас, тем, кто вживую ни одного ветерана и не видел? Сейчас остались самые молодые из ветеранов, буквально единицы. Каждый год их количество будет сокращаться в десятки раз. Через 10 лет, возможно, не останется уже никого. Тогда уже будет проблема. Я хотел бы, конечно, чтобы этот праздник оставался и для будущих наших поколений таким же важным и актуальным, как и для нас. Мы же видим, как стали относится к Победе на Украине, как стали извращать ее. Это же все происходило на наших глазах. Буквально за каких-то 10 – 20 лет все поменяли и перевернули, историю переписали. Бандеровцы стали героями, и власовцы скоро героями станут… Кто сказал, что это все не может произойти и у нас? Так что извратить и перевернуть можно все на свете, мы это видим. Это страшно.
    У меня воевал дед по отцовской линии, потерял на войне руку. Я его, к сожалению, в живых уже не застал. Война всех коснулась — либо кто-то воевал, либо кто-то в тылу ковал Победу. Думаю, что у нас нет такой семьи, которой бы война не коснулась. У меня на прошлой неделе умерла бабушка 1920 года рождения, она тоже пережила эту страшную войну.
    Захар Прилепин — писатель (Москва):
    — А почему бы ему не оставаться актуальным, если это Победа в самой страшной мировой войне за историю человечества, Победа, к которой мы имеем отношение кровное и родственное. Это единственная огромная война, свидетели и участники которой, слава богу, живы. Все люди, которые населяют Россию, имеют родственные связи с теми людьми, которые были участниками этого великого события. Для меня Победа — это семейная дата, потому что у меня оба деда воевали, воевали дядья. Так почему бы ей не быть? А чему тогда быть? Разве много таких событий в истории?
    Виктор Шендерович — писатель (Москва):
    — Не так много в нашей новейшей истории дат, которые могли бы сделать нас народом, население, которое обитает на подведомственной Путину территории, сделать народом. 9 Мая, было 12 апреля. Совсем не много таких дней, когда мы помним себя народом. К сожалению, Путин присвоил этот праздник и умудрился сделать то, чего не смогли сделать ни Хрущев, ни Брежнев, ни Андропов. Он расколол страну на дате 9 Мая. Не объединил, что было бы проще всего, а расколол страну и присвоил этот праздник. Когда мы читаем, что Дебальцево оказывается в праздничном списке побед русского оружия, мы понимаем, что сделано с этим днем, в какое мародерство это превратилось.
    Но мародерство администрации — это само собой, но наказ каждого из нас, сегодняшний Facebook дает это увидеть, что это день человеческой памяти о дедушке, бабушке, прабабушке, дяде. Это все равно человеческий день, другого такого нет.
    Роман Пивков — генеральный директор ОАО «Нэфис Косметикс»:
    — День Победы всегда будет актуальным в нашей стране. Мою семью серьезно затронула Великая Отечественная война — много моих родственников погибло. Все мои предки, кто ушел воевать, не вернулись. У меня есть семейная история, связанная с моей фамилией, которая досталась мне от бабушки. Дело в том, что на войне погибли все мужчины, носившие эту фамилию. Бабушка осталась единственной, кто мог бы ее сохранить. Выходя замуж за деда, она договорилась, чтобы он взял ее фамилию.
    В каждой российской семье есть потери на этой войне. Это и отвечает на вопрос, почему День Победы остается актуальным праздником. Сейчас в стране очень многое делается для того, чтобы мы не забыли о тех годах, о Победе. И это очень правильно.
    Марат Галеев — зампредседателя комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:
    — Таких объединительных праздников, наверное, у нас не осталось. И День Победы — это единственный действительно сплачивающий праздник. И живые участники Великой Отечественной войны уходят, остаются немногие. Им плюс/минус 90 лет, они тот живой мостик к этой Великой Победе. Этот день, конечно, дорог всему населению нашего государства.
    Конечно, эта война коснулась и моей семьи. У меня воевали родственники, кто-то погиб, кто-то жив. Я сам родился в год Победы, и те, кто также родился в это время, несмотря на то что мы родились после войны, познали немало ее последствий. Было очень много инвалидов войны перед глазами, уровень жизни был низкий, недоедающие дети погибших — все это останется в памяти на всю жизнь.
    Что касается того, будут ли День Победы праздновать спустя десятилетия, трудно прогнозировать, будет ли 9 Мая и дальше оставаться для нас значимым. Понятно, что дальше это событие будет восприниматься несколько иначе. Но меня больше беспокоит другое. Наше поколение жило с мыслью «лишь бы не было войны». Сейчас такого нет, я опасаюсь того, что еще может что-то случиться.
    Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации (Москва):
    — На самом деле чудовищные жертвы, которые понес наш народ во время войны, чудовищные усилия, которые он предпринял, и Победа — это окончательно сформировало советский народ как историческую общность. Для России, которая является преемником Советского Союза, что объективно никем не оспаривается и самой Россией воспринимается как само собой разумеющееся, это событие является структурообразующим. Наша идентичность основана на памяти о Великой Отечественной войне на сегодняшний день. При этом то, что разрушение нашей идентичности ведется при помощи подрыва этой памяти, только ее усиливает и делает память о войне более актуальной и востребованной как в политическом, так и в бытовом плане. Если посмотреть, то атаки либерального клана на нынешнюю идентичность практически все время строятся на отрицании памяти советского народа в Великой Отечественной войне. Начал Виктор Суворов в 1994 году описанием того, что Сталин был агрессором, но его западные операторы не рассчитали, что это вызвало в России всплеск патриотизма, потому что в тот момент мы были растоптаны, а его работы, наоборот, возбудили гордость за свою страну. С другой стороны, Суворов искренне любит армию и, как представляется из его биографии, искренне любит Россию. Он не смог написать помойную работу, которая занималась просто очернением, и против воли заказчика, и, возможно, против своей воли написал весьма вдохновляющее произведение.
    То, что Сталин равнозначен, — это достаточно давнее достижение людей, которые сконцентрировались на уничтожении России. На нынешнем этапе начинают исподволь внедрять мысль, что Сталин хуже Гитлера. Это осуществляется при полном забвении гитлеровских преступлений, при помощи обеления гитлеровцев. Например, в общественное сознание вброшена мысль, что все зверства совершали только эсэсовцы, а немецкие войска были едва ли не святыми, что власовцы были чуть ли не святыми и что все люди, которые выступали против СССР на оккупированных территориях, были чуть ли не святыми. Сейчас это наступление активизировалось в связи с тем, что на Украине нацисты приведены к власти. Безусловно, страшный шок — возрождение нацизма накануне 70-летия Победы, а еще больший шок от того, что Россия всячески с этими нацистами заигрывает и им потворствует, нарушая, с моей точки зрения, и международное право в лице решений Нюрнбергского трибунала, и российское законодательство. Порошенко за последний год поставляли газ, уголь, прощая какие-то долги, и так далее в нарушение имеющейся договоренности и в ситуации, когда нас никто не заставлял это делать. Это все усиливает шок и делает Победу над фашизмом более актуальной.
    Дмитрий Иванов — генеральный директор ООО «Дом занимательной науки и техники»:
    — Наверное, потому, что война действительно затронула каждую семью. У меня воевали оба деда, воевали родственники. Один дед служил в Ленинграде, второй сделал тоже очень многое. И только недавно я узнал, какими медалям и за что они награждены. Есть интересный сайт «Подвиг народа», где можно найти воевавших родственников. Рекомендую это сделать всем. Там даже есть наградные листы, показывается боевой путь, на каких фронтах побывал солдат. Можно прямо посмотреть, как командиры писали своей рукой, за что и когда награждали конкретного человека. А почему значимый? Во-первых, если бы они не одержали Победу в этой войне, нас бы не было, не было бы нашей страны в том виде, в котором она сейчас существует. Во-вторых, мы должны знать нашу историю, чтобы те страшные вещи, через которые прошли наши солдаты, никогда не повторились.
    Я думаю, что с учетом того влияния, которое эта война оказала на весь наш народ, на историю, на психологию, на наш менталитет, мы будем помнить эту дату еще очень много лет. Тем более что именно в этой войне народ понес колоссальные жертвы, причем не только те, кто воевал, но и кто оставался в тылу. Это действительно была Отечественная война, потому что речь шла о существовании нас как народа, и это сплотило людей. День Победы и день, в который Юрий Гагарин полетел в космос, — это те моменты, которые народ запомнит навсегда.
    Наиль Бикмуллин — генеральный директор волжского завода строительных материалов BIKTON:
    — Ответ, конечно, очевиден, как пелось в песне: «Нет семьи, которую бы не затронула война». Не было таких, у кого бы близкие не принимали участие в сражениях, много было и тех, у кого родные погибли на фронте. И память у нашего народа стереть невозможно. И это хорошо, потому что люди должны помнить тот подвиг, который совершили наши советские люди во имя того, чтобы остаться независимой страной и удержать то, что у нас было.
    Мой родной отец прошел практически всю войну, начал под Москвой, закончил в Кенигсберге. И каждый год 9 Мая раньше у нас было правило: мы всей семьей приезжали к отцу, нас трое братьев, с женами и с детьми навещали его с матерью, которая тоже трудилась в тылу во время войны. Сейчас же, к сожалению, на 9 Мая мы едем на кладбище, чтобы помянуть родителей. Поэтому сейчас для нас этот день — большая память о родителях, отдавших часть своей жизни за свободу нашего государства.
    Конечно, когда поколение последних ветеранов уйдет из жизни, может быть, не будет так восприниматься этот праздник. Почему? Потому что, когда ты празднуешь Победу в Великой Отечественной войне и видишь еще живых ветеранов, то испытываешь гордость и радость от того, что эти люди еще живы. К сожалению, в ближайшие 10 – 15 лет этих ветеранов уже не останется, но я считаю, что долг россиян, всех граждан нашего государства — помнить этот славный юбилей. Это важнейшая веха становления нашего государства. Французы, например, день взятия Бастилии празднуют до сих пор, хотя прошло уже огромное количество лет и при этом непонятна историческая роль этой даты. Тем не менее это великий государственный праздник французов.
    Владимир Иванов — директор ООО «Бизнес Центр» (Набережные Челны):
    — У нас по большому счету действительно настоящих праздников-то и не осталось. Социалистические праздники не в счет, они какие-то искусственные, из другой эпохи. А праздник 9 Мая у нас будут отмечать всегда. У нас ведь чуть ли не половина мужского трудоспособного населения страны во время войны с фашизмом осталась на полях сражений. Очень большие, просто огромные потери были. Это все дает о себе знать. 9 Мая — это память о 25 – 30 миллионах советских людей, которые пали в боях за нашу Родину. Может быть, их было даже и больше, мы же всего не знаем. И это только прямые потери. Если учитывать еще и косвенные — неродившиеся дети, умершие от ранений, ставшие после войны недееспособными, то, наверное, и все 50 миллионов будет. Эта боль, утрата сидит в нашем народе на генетическом уровне. Это, пожалуй, самая главная причина того, почему после 70 лет этот праздник День Победы остается у нас самым памятным.
    У меня отец — ветеран Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной Звезды, он 1904 года рождения. Был политруком. С первого дня до середины 1943 года, пока не получил ранение и не был комиссован, был на фронте. Два брата моей матери остались на полях войны. Старший брат матери в первый же день войны погиб на пограничной заставе, а второй брат даже не доехал до окопа, их эшелон разбомбили немцы на подъезде к фронту. От эшелона ничего не осталось. Получается, что со стороны матери две мужские линии из-за войны кончились. Они были молодые, у них ни жен, ни детей не было.
    Сейчас, конечно, есть много наслоений на этот праздник, неестественных, декоративных. Но думаю, что 9 Мая будет в России настоящим памятным днем всегда, потому что практически у каждого человека есть родственники, которые пали на той войне, которые стали инвалидами, кто-то счастье свое потерял, кто-то не стал отцом. С этой точки зрения для нас этот праздник должен быть вечным.
    Владимир Мазо — директор ООО «Спектр-М» («Дачный мир»):
    — У меня воевал отец, мама в то время работала и стала офицером, поэтому, конечно, в доме это всегда обсуждалось. И для нас, для России, это святое событие, не подлежащее критике, которая сейчас порой встречается. Я считаю, что это действительно святое, мы должны помнить, почему мы празднуем 9 Мая. И так как большинство населения участвовало в войне, история об этом передается из поколения в поколение. Хотя молодежь, может быть, порой и забывает об этом. Но наше поколение этого не забудет никогда. Когда мы учились, в школе все-таки было патриотическое воспитание, поэтому мы знали, какие были фронты, знали всех маршалов по фамилии. Я считаю, это должно быть и сейчас. Вообще, у каждого народа должны быть какие-то святые вещи, которые люди должны помнить.
    Сейчас трудно сказать, останется ли этот праздник в памяти будущих поколений. Конечно, это будет зависеть от того, какую политику будет вести наше государство, какое будет вести воспитание. Если из учебников все уберут и истории о Великой Отечественной войне останутся лишь на уровне рассказов в семье, то вряд ли потом кто-то будет вспоминать об это великом дне. Я сторонник того, чтобы эту дату помнили, чтобы мои дети и внуки общались на эту тему. Надеюсь, мои дети впитали уважение к ветеранам, к старикам, дай Бог, чтобы так было и у других поколений.
    Марсель Шамсутдинов — председатель татарстанского отделения Республиканской партии России — Партии народной свободы (РПР-ПАРНАС):
    — Потому что это самая тяжелая война, самое трагическое испытание для нашего народа. И даже не за эти 70 лет, а за столетия, тысячелетия нашей истории. Я в ней, конечно, не силен, но, если честно, не припомню ничего подобного, кроме татаро-монгольского нашествия. Были огромные потери, огромные испытания, нечеловеческий труд. В моей семье на войне погибли дед и его семеро братьев, а также пять братьев бабушки. А сама бабушка была первой татарской женщиной-киномехаником. Тогда открыли первый курс киномехаников, и она была единственной женщиной и единственной татаркой. Она всю войну проработала электриком, лазила по столбам и, конечно, показывала кино. Помню, она рассказывала, что чувствовала, что 9 Мая будет объявлена Победа. И всю ночь дежурила, а в шесть утра включила громкое радио, и тогда объявили о подписании капитуляции. Она также рассказывала, что выжила с двумя детьми только благодаря тому, что еще и рыбачила.
    Конечно, День Победы еще будут праздновать, но, например, Куликовская битва и победа над Наполеоном, которые, безусловно, также являются значимыми событиями в нашей истроии, постепенно были забыты. Жизнь идет, будут новые исторически события, потрясения, потому что без этого невозможно. Тем более в нашей стране, которая еще не выбралась из феодального строя.
    Николай Тятюшкин — соучредитель НП «Союз камских перевозчиков» (Набережные Челны):
    — Когда даже читаешь какие-то документы про войну, то мурашки по телу. Даже проходя службу в армии и видя, как снаряд летит и жжужит над тобой, становится очень страшно. А наши деды все это прошли… Как такое можно забыть? Такое может забыть только человек, которому и термина подобрать даже не могу. Ветераны ведь дали нам всем продолжение жизни. Что было бы, если бы мы в этой войне не победили? Такое, я считаю, никогда нельзя забывать. Нужно передавать дальше по поколениям эту память, чтить всех павших за свободу страны, чтобы и внуки, и правнуки не забывали про 9 Мая.
    На Украине этот праздник трактуют уже по-другому. Да и в мире уже говорят о том, что фашизм, оказывается, победил не СССР, а американцы. Переврать и переписать историю, конечно, можно, но думаю, что это временное явление. Когда-нибудь все равно все станет на круги своя.
    У меня дед по отцовской линии воевал, прошел все войну. Он особо про войну не вспоминал, не рассказывал, да и я особо не интересовался, когда рос. Когда он умер, мне было 17 лет. А он был награжден медалью «За отвагу». В честь 70-летия Победы и за то, что я своего деда очень любил и уважал, я поехал на Родину в Мордовию и поставил ему там красивый большой памятник. Чтобы потом мои внуки, когда поедут туда, увидели памятник и подумали: «Оказывается, дед-то наш своего деда не забывал, и нам своего не надо бы забывать». Второй дед у меня был тыловик, кормил фронтовиков. Всю жизнь проработал бригадиром тракторной бригады. Так что война всех коснулась — непосредственно или косвенно. Это была беда общая. Забывать нельзя эту страшную войну, многие положили жизни свои, чтобы мы дальше жили. Факт есть факт, мы непобедимы, и стоило бы некоторым это напомнить.
    Юрий Павлов — директор швейной фабрики Pavlotti:
    — Я думаю, что нет таких людей, чьи семьи не коснулась бы эта война. У меня воевали оба деда. До сих пор помню, когда был я маленький, видел у деда медаль «За отвагу», она, к сожалению, не сохранилась, но этой медалью я так горжусь сейчас! Мы помним все это, помним заслуги наших дедов и рассказываем об этом нашим детям. Ведь то, что пришлось пережить нашему народу, действительно, очень сложно, страшно.
    Ветеранов, к сожалению, становится меньше, но сохраним ли мы память об этом великом празднике, зависит, думаю, только от нас и от того, как мы к этому будем относиться. Должны быть парады Победы, учебники, в которых рассказывается о войне, о ее героях. Можно заново рассказать о каких-то вещах, уже без налета советской цензуры. В мое время было очень много книжек про войну. Да, конечно, современная молодежь читает другие вещи, но можно издать что-то про Великую Отечественную войну для них, чтобы им было интересно.
    Евгений Машков — директор ООО «Камский центр бизнес-технологий» (Набережные Челны):
    — Это Великая Победа, унесшая миллионы жизней. Это цена нашей свободы и независимости. И это должно быть гарантом нашей стойкости и непобедимости на будущие века. 9 Мая — это не просто День Победы, это ярчайшая веха в истории российского государства. И эту веху не смогут стереть столетия. Для меня 9 Мая — это святой праздник, самый яркий в году. Низкий поклон еще живым ветеранам. Жаль, что недостаточно внимания им уделялось. А их уже остались единицы.
    В нашей семье никто не погиб в той войне. И так бывает. А вот мама в 15 лет была угнана в Германию на подневольный труд, но, к счастью, все закончилось благополучно, она вернулась в 1945 году на Родину. Папа в 17 лет в конце войны был призван в армию, проходил военную подготовку, но на фронт попасть не успел. Память людей, конечно, очень сильна, но многое зависит еще от государства, от воспитания молодого поколения, от правильного отражения фактов в учебниках истории, от соблюдения традиций поклонения этому празднику, поклонения могилам павших солдат.

  4. Kigami Ответить

    Елена Семечкова
    Почему мы празднуем праздник День Победы?
    Для человека, живущего в России, май – это и Великий праздник – День Победы! Победы в одной из самых страшных войн за всю историю человечества.
    70 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не сотрёт из памяти народа Великую Отечественную войну – самую тяжёлую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. В сердцах людей она жива, потому что до сих пор ещё не залечены раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую победу.
    70 лет отделяют нас от того незабываемого дня – 9 мая, когда над нашей Родиной прогремело долгожданное слово «Победа Путь к Победе был очень тяжелым и продолжался почти 5 лет. Весь наш народ поднялся на защиту Родины. Низкий поклон воинам: тем, кто вернулся домой, и тем, кто не дожил до великого дня.
    Почти каждую семью коснулась война. Сколько боли, страданий и мук перенесли наши предки! Дети должны знать, как жили люди в то страшное время! В наших силах сохранить главное – высочайшую благодарность павшим героям – память о них. Нам нужно учить помнить и наших детей. Чтобы в их душах и сердцах всегда оставалось место чувство гордости, сострадания, почитания.
    Семьдесят лет минуло со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор не меркнет величие подвига нашего народа. Победа над фашизмом – великий урок всем поколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей.
    9 мая – праздник простой и в то же время сложный для понимания детей. С одной стороны простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга. Тема войны очень глубокая и серьёзная. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность. Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать.
    Трагизм и величие, скорбь и радость, боль и память… Всё это – Победа. Яркой негасимой звездой сверкает она на небосклоне отечественной истории. Ничто не может заменить её – ни годы, ни события. Не случайно День Победы – это праздник, который с годами не только не тускнеет, но занимает всё более важное место в нашей жизни.
    2015 год – год знаменательный. Человечество отмечает 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
    Для нашей страны эта дата наполнена особым смыслом. Это – священная память о погибших на полях сражений. Это – наша история, наша боль, наша надежда… Основной долг всех последующих поколений нашей страны – долг перед поколением победителей – сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, не оставить в забвении ни одного погибшего солдата, отдать дань благодарности за героический подвиг в Великой Отечественной войне живым ветеранам войны и трудового фронта.

  5. Akijora Ответить

    Эта неделя в России прошла под знаком главного праздника для подавляющего большинства граждан страны – 9 мая, Дня Победы. В нашей истории не так много событий, память о которых вызывает заслуженную гордость за величие России и одновременно объединяет разные поколения людей.
    Победа в Великой Отечественной войне, несмотря на все перемены в нашей жизни, как раз остается таким праздником – днем памяти тех, кто отдал свою жизнь за нашу с вами свободу и радостным торжеством тех, кто победил фашизм. Этот праздник стал поводом гордости за свою страну и для нескольких поколений людей молодых – символично, что в этом году, впервые после долгого перерыва, на Красной площади в День Победы состоялся парад военной техники.
    Репортаж Павла Краснова.
    Он вряд ли смог бы объяснить, что значит для него Победа. В одном слове – и звон медалей, и отзвук давно стихшей кононады, и стук каблуков в парадном строю. И что-то еще, чего нельзя выразить словами, и можно почувствовать только здесь.
    Он идет сюда каждый год. Не пропустивший ни одного парада за шесть десятков лет, контрадмирал Анатолий Шмелeв вдруг словно сбрасывает годы на Красной площади, где каждый камень хранит воспоминания о сотнях тысяч таких же солдат, и где в памяти сам собой всплывает ритм победного марша.
    Этой барабанной дробью суворовцы каждый год задают ритм Параду Победы. Так сложилось давно – их строй шагает по брусчатке первым. Но даже не это заставляет их месяцами шлифовать строевой шаг.
    Сергей Диденко, курсант московского военно-музыкального училища: “Проносишь знамя училища, боевое знамя училища по Красной площади. Где ты понимаешь – здесь когда-то проходили наши деды. Поэтому очень переполняют чувства, эмоции меня…”
    Дед Сергея Диденко по Красной площади шел после взятия Берлина. И если связаны в один клубок история победы и своей семьи, то бесконечную муштру можно терпеть, только чтобы после марша от ветерана услышать два слова: “я горжусь”.
    Перед этим стягом замирают не только парадные расчеты. Тем, кто в 45-м видел красный флаг над поверженным Рейхстагом, не нужна команда, чтобы стоя отдать честь, когда на площадь выносят знамя Победы.
    Они еще не раз поднимут руку к козырьку. Когда среди проходящих колонн будут искать своих моряков, как этот старый адмирал, или десантников… И когда глазами будут провожать грохочущие боевые машины, вновь после перерыва в 18 лет идущие перед Кремлем, вселяя надежду и гордость за армию – наследницу победы.
    Президент Дмитрий Медведев, выйдя к трибуне для обращения к гражданам России, говорил о мужестве и национальном единстве, символом которого для страны стал праздник Победы.
    Это уроки, которые усвоили наследники победителей. Те, кто шел в пешем строю, вел боевые машины или пролетал над площадью в воздушном параде. И кого история победы вдохновила на службу – “Русские витязи” и “Стрижи”. Летчикам прославленных пилотажных групп уже доводилось салютовать ветеранам в небе над Красной площадью. Но еще ни разу, пролетая 9 мая над Москвой, они не смогли унять волнение.
    Олег Ерофеев, заместитель командира пилотажной группы “Русские витязи”: “Это самый главный показ у каждого пилота в жизни. Таких показов практически по пальцам пересчитать. И если честь такая выдается, это очень приятно, и… ответственность должна быть, должна быть, конечно”.
    Здесь те же эмоции, сияющие улыбки однополчан и едва уловимая грусть ветеранов, кто придя сюда, вглядывался в лица, пытаясь отыскать знакомые черты. И надеялся, что кто-то узнает знамя полка. А ведь когда-то на этих скамейках нельзя было найти свободного места. Молчание фотографий, где те, самые близкие друзья, еще рядом, красноречивее любых фраз. И громче звучит только благодарность тех, ради кого они добывали эту победу.
    И тех, кто позже сам шел в бой, вдохновленный примером отцов. На свою войну боец 9-й роты Андрей Кузнецов уходил в 1987-м. Так совпало – в Афганистан он прибыл 9 мая. В тот день, он помнит, был концерт, а через две недели – первый бой. Где новобранец осознал, что его связывает с бойцами отгремевших сражений.
    Андрей Кузнецов, кавалер Ордена Красной Звезды, сержант 9-й роты: “Ощущение было такое, что, как и наши деды, да, вот все это, вспоминая ихние рассказы. Думал, что так, наверное, и будет все… Оказалось по-другому, но дух вот этот все равно, патриотизм, он был, мне кажется, тот же самый”.
    В этом строю солдаты без слов понимают друг друга. Даже если на груди ордена разных эпох, а за плечами у стариков и тех, кто помоложе – разные войны, у каждого из них была своя Победа, которая теперь – одна на всех.
    9 мая осталось позади, отзвучали военные марши, но на этих плитах все так же будут лежать живые цветы. В память о солдатах Великой Отечественной и других войн, гремевших на земле. Свидетельствуя, что День Победы уже не просто праздник, а символ той особой черты, что позволила России называться страной-победителей.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *