Почему процесс опустынивания особенно активно идет в развивающихся странах?

9 ответов на вопрос “Почему процесс опустынивания особенно активно идет в развивающихся странах?”

  1. милашка с карими гласками Ответить

    Приведенные цифры требуют разъяснения, ведь в течение многих веков производственные системы пастбищного скотоводства и земледелия не нарушали экологического равновесия засушливых районов.
    Наиболее распространена точка зрения, утверждающая, что причиной опустынивания является изменение традиционной формы землепользования. Большинство специалистов связывают необратимые изменения в природной среде с чрезмерной нагрузкой демографического фактора на экосистемы (население Сахеля возросло с 274 млн человек до 628 млн человек с 1968 по 1998 г.). Их мнение таково: традиционная система землепользования и хозяйственной деятельности соответствовала природным ограничителям засушливых и полузасушливых зон до тех пор, пока не была превышена пороговая величина численности населения, живущего за счет сельского хозяйства.
    С точки зрения других исследователей, рост населения далеко не всегда провоцирует деградационные процессы в природе, к тому же традиционная система хозяйственной деятельности могла бы выдержать демографическую нагрузку, не будь нарушена сложившаяся веками система землепользования. Поэтому и причину экологической деградации следует искать в другом направлении — в проведении стратегии форсированной модернизации.
    Проблема опустынивания не может быть сведена к воздействию лишь одного фактора. Это природное явление представляет собой сложный процесс взаимосвязи различных систем: экономической, социальной, политической, демографической, природной. Соответственно, при оценке влияния демографического фактора на процесс опустынивания следует учитывать и характер происходящих в африканских странах социально-экономических и политических изменений, проявившихся в ходе осуществления программ экономической модернизации.
    Традиционная система землепользования в Сахеле основывается на миграционном выпасе скота. Считается, что кочевое скотоводство, обеспечивающее регулярную смену пастбищ, менее всех других форм эксплуатации земли ответственно за происходящее опустынивание. Имеющиеся кормовые ресурсы определяют допустимую плотность поголовья домашнего скота. К тому же для скотоводческих общин характерна низкая плотность населения. Однако традиционная практика регулярной смены пастбищ оказалась подорванной в ходе осуществления программ экономической модернизации.
    Решение задачи удовлетворения внутренних потребностей в продовольствии и увеличения производства сельскохозяйственной продукции на экспорт обеспечивалось за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, признанных «главными районами недоиспользуемых ресурсов». Под обработку занимались все большие площади естественных пастбищ, что вынуждало скотоводов-кочев- ников либо оседать, переходя к смешанному типу хозяйства, либо, что было чаще, менять традиционные пути миграции и усиливать нагрузку на менее продуктивные пастбища. Результатом такой практики использования земель стало распространение процесса эрозии почв. Скотоводы, вытесненные с привычных мест, но ограниченные в возможности передвижения, вынуждены были осваивать хрупкие территории, на которых выросла плотность как населения, так и животных.
    Усилилась нагрузка на природу и со стороны традиционных земледельческих общин и новых хозяйственных структур. При поддержке правительств африканских стран стали активно реализовываться проекты создания плантаций товарных культур, идущих на экспорт. Вхождение африканских государств в мировое хозяйство обеспечивалось за счет экспорта сырья. Этим целям соответствовала и проводимая политика, направленная на развитие крупномасштабного коммерческого сельскохозяйственного производства.
    Переориентация аграрной политики на производство непродовольственных культур, возделываемых преимущественно крупными земледельцами, играет не последнюю роль в увеличении опасности опустынивания во многих странах Тропической Африки по той простой причине, что большая часть африканского крестьянства была лишена сначала колонизаторами, а затем и местной властью доступа к плодородным землям в долинах и по берегам рек и оказалась вынуждена кое-как перебиваться на маргинальных землях.
    Земледелие, по мнению специалистов, в большинстве аридных и семиаридных районов обладает весьма ограниченным потенциалом. Устойчивые урожаи сельскохозяйственных культур можно получать лишь на пойменных землях и там, где возможно самотечное орошение. Попытки же использования для нужд земледелия пограничных с пустыней территорий в периоды их повышенного увлажнения (как это и произошло в 60-е годы) приводят к тяжелым экологическим последствиям. При наступлении очередного засушливого периода обрабатываемые земли подвергаются интенсивной ветровой эрозии. Экологические затраты распространения земледелия в аридных зонах Африки возрастают и по другой причине: плотность земледельческого населения всегда значительно выше плотности скотоводческого населения.
    Например, в Нигерии рост численности населения с 33 млн человек в 1950 г. до 143 млн человек в 2006 г. привел к масштабной распашке маргинальных земель в целях удовлетворения потребностей в еде, следствием чего становится постепенное превращение страны в пустыню76.
    Однако наиболее опасным с точки зрения экологических последствий оказался смешанный тип хозяйства (сочетание земледелия с животноводством), который долгое время считался образцом высокоэффективного и рационального использования земельных ресурсов. Только после экологической катастрофы в Сахеле в 70-80-х годах постулат о преимуществе смешанного типа хозяйства был подвергнут коренному пересмотру.
    Вынужденное оседание кочевников и переход их к занятию земледелием при сохранении остатков своего скота имело следствием нарушение существовавшей ранее системы смены пастбиш. Попытки заставить скотоводов осесть привели к перевыпасу скота и деградации пастбиш и ускорению процесса опустынивания, особенно в районах водоразделов. Смешанный тип хозяйства в условиях аридного и семиаридного климата ведет к катастрофе, если получает широкое распространение.
    Изменение традиционной формы землепользования в африканских странах, расположенных южнее Сахары, происходило на фоне пауперизации (массового обнищания) крестьянства. Большая его часть является мелкими собственниками, владеющими от 0,5 до 1 га земли и зарабатывающими менее 1 долл, в день77. Согласно Докладу о сельской бедности 2011 г. Международного фонда сельскохозяйственного развития, в странах, расположенных южнее Сахары, проживает одна треть беднейшего населения мира (270 млн человек). Столь высокий показатель бедности во многом является результатом государственной политики. Сельское хозяйство облагалось большими прямыми и косвенными налогами, что оказывало отрицательное воздействие на социально-экономическое положение крестьян. Цены на сельскохозяйственную продукцию были занижены в интересах города, поощрялось производство коммерческой продукции в ущерб продовольственной. Мелкие земледельцы, имеющие весьма скудные ресурсы, сосредоточивают свои усилия на производственной, а не защитной деятельности, стремясь к получению быстрой реальной отдачи, а не к сохранению почв. Использование мелкими земледельцами истощенных почв ведет к ухудшению их состояния и в дальнейшем к опустыниванию. Международный банк реконструкции и развития установил, что деградация почв стала причиной стагнации или снижения урожайности в целых районах многих стран, особенно на малоплодородных землях, обработкой которых беднейшие фермеры пытаются хоть как-то обеспечить себя. Воздействие фактора бедности на распространение процесса опустынивания нельзя игнорировать, поскольку местные общины не обладают необходимыми ресурсами для осуществления мер по борьбе с ним.
    Опустынивание является как причиной, так и следствием бедности. Бедняки часто используют уже подверженную деградации землю, которая не способна их прокормить. Бедность крестьян не оставляет им выбора, кроме как еще больше эксплуатировать землю, подвергая ее еще большей угрозе истощения, или побуждает их к миграции. Как заявил бывший Генсек ООН Кофи Аннан, нигде в мире, как в странах, расположенных южнее Сахары, проблема опустынивания не носит такого острого характера. Число экологических беженцев в течение ближайших 20 лет возрастет до 25 млн человек.
    Прямым следствием пауперизации крестьянства и в то же время причиной ее дальнейшего усиления, а также результатом ухудшения экологических условий его существования становится отток сельского населения в город, проявившийся в миграционном буме в 80-90-х годах. В течение последних 20 лет примерно половина мужского населения Мали вынуждена была хотя бы раз переехать в соседние африканские страны (96%) или в Европу (2,7%). В Буркина-Фасо опустынивание стало причиной оттока из сельской местности в города 60% мужского населения78. В Найроби, столице Кении, в результате притока сельских жителей население возросло на 800% — с 350 тыс. человек в 1963 г. до 2818 тыс. в 2005 г. Хотя большинство населения региона по-прежнему проживает в сельской местности, тем не менее по темпам роста городского населения Африка лидирует в мире с показателем 4% в год. В настоящий момент более 40% африканцев проживает в городах. К 2020 г. городское население Африки достигнет 500 млн человек, по сравнению с 138 млн человек в 1990 г.
    Массовая миграция сельских жителей в города в ситуации экономической стагнации и отсутствия необходимых инвестиций в городскую инфраструктуру повышает риск распространения экологических последствий урбанизации и ухудшения условий существования городского населения, лишенного доступа к санитарным услугам и водоснабжению.
    Казалось бы, с массовым оттоком сельского населения в города степень негативного воздействия демографического фактора на природные ресурсы должна снижаться, например риск распространения процесса эрозии почв, связанный с физической перегрузкой земельных ресурсов и распашкой маргинальных земель. Однако ситуация складывается иная. В связи с отходничеством мужского населения основной рабочей силой в сельском хозяйстве становится женщина, на долю которой выпадают не только сбор и хранение урожая, но и все тяжелые полевые работы, связанные с обработкой земли и уходом за урожаем. Такое положение приводит к падению производительности сельскохозяйственного труда в результате растягивания сроков посевных работ и к экспансии на маргинальные земли, наиболее доступные для освоения в сухой сезон, что и ведет в конечном счете к процессу опустынивания.
    Последствием ухудшения экологической ситуации становится:
    — падение плодородия почв из-за процесса эрозии почв и перехода на монокультурное производство;
    — потеря плодородной обрабатываемой земли из-за распространения процесса опустынивания;
    — сокращение пастбищных угодий из-за перевыпаса скота.
    Падает и продуктивность земель. Деградация почвенного покрова сказывается на понижении урожайности и ухудшении продовольственной ситуации в африканских странах. Социально-экономическим последствием экологической деградации стало сокращение производства товарной продукции и продовольственных культур мелкими производителями.
    Степень воздействия процесса деградации земельных ресурсов на социально-экономическое развитие стран Африки определяется преобладанием сельского населения в структуре занятости (68%), влиянием сельскохозяйственного производства на темпы экономического роста79, высокими показателями прироста численности населения. Последнее особенно важно, учитывая тенденцию к сокращению количества земли на душу населения и распространению процесса эрозии почв, что в условиях сохранения традиционных форм земледелия становится угрозой ухудшения продовольственной ситуации80. При сохранении нынешних тенденций деградации почв и роста численности населения африканский континент сможет прокормить только 25% своего населения к 2025 г.81
    Эрозия почв наносит африканским странам экономический ущерб, оцениваемый в 9% ВНГ1.
    Социальные последствия деградации земельных ресурсов для Африки особенно пагубны. Следует говорить не просто о деградации почв, а о деградации самой жизни. Как заявлял президент США Франклин Рузвельт, «нация, которая разрушает свою землю, разрушает саму себя».
    Ухудшение экологической ситуации усиливает процесс социальной дифференциации: бедные крестьяне не способны справиться с возникающими экологическими проблемами, которые особенно усиливаются в момент стихийных бедствий. Еще с большими трудностями сталкиваются кочевники-скотоводы, которые стали первыми жертвами военных конфликтов, стихийных бедствий, опустынивания и сокращения пастбищ. Многие из них лишились возможности вести традиционный образ жизни и вынуждены были заняться земледелием или превратились в наемных рабочих.
    В условиях обострения социальных и экологических проблем соперничество за скудные природные ресурсы становится источником социальных конфликтов (и даже вооруженных действий) между кочевниками-скотоводами; скотоводами и земледельцами; традиционными земледельческими общинами и современными аграриями. Опустынивание угрожает продовольственной безопасности, ведет к обострению водных проблем, к экономическим трудностям, социальной и политической напряженности. Ллойд Тимберлейк, автор книги «Африка в кризисе», считает, что Африка слишком много взяла из своей земли. Она превысила кредит дозволенного. И в результате этого континент превратился в экологического банкрота82.
    Готовы ли африканские страны отразить социально-экономические и политические угрозы, связанные с процессом опустынивания? Формально определенные шаги по борьбе с опустыниванием предпринимаются. Большинство (42) африканских стран сформулировало и одобрило национальные планы действий, но только в некоторых из них началась работа по их осуществлению при поддержке международных организаций и финансовых институтов. В то же время интеграция национальных планов действий по борьбе с опустыниванием в национальные планы социально-экономического развития идет медленно и неэффективно, что связано со слабостью институциональной базы и нехваткой ресурсов, но главное — с отсутствием политической воли, препятствующей приданию приоритетного значения данной проблеме. А бедность на местном уровне ограничивает возможности общин осуществлять меры по борьбе с опустыниванием.
    В политической сфере складываются также крайне неблагоприятные условия для решения экологических проблем. Ныне трайбализм оказывает более сильное влияние на развитие Африки, чем в колониальную эпоху. Преобладание этнических интересов над общественными привело к тому, что государственные ресурсы в африканских странах рассматривались не как общественное достояние, а как материальная база соперничающих этнических группировок. Пока не проведена четкая граница между личными и государственными интересами, климат для экономического развития, а соответственно, и решения экологических проблем будет крайне неблагоприятным.
    Распределение национального богатства в условиях существования авторитарных коррумпированных режимов не отвечало интересам большинства населения; значительная часть национального богатства оседала в руках продажных чиновников. С другой стороны, авторитарная модель власти блокировала участие широких слоев населения в принятии решений и обеспечивала его монополизацию в руках крайне ограниченного круга политической элиты. Соответственно, повышался риск принятия ошибочных решений, что и имело место в реальной действительности.
    Межэтнические и вооруженные конфликты (около 30 африканских стран были вовлечены в военные конфликты в течение последних пяти лет, а еще большее их число имело локальные ресурсные конфликты) изменяют миграционные потоки как внутри страны, так и за ее пределами, создавая армию беженцев (число беженцев возросло с 3 млн человек в 1990 г. до 7,3 млн человек к 2002 г.), которые нередко превращаются в экологических беженцев. Все эти люди лишены средств к существованию и из-за своего бедственного положения вынуждены жить за счет природы, вызывая дополнительную нагрузку на окружающую среду.
    Политическая нестабильность, частые перевороты, межгосударственные конфликты — все это отодвигает экологические интересы на задний план, не создает благоприятных условий для формирования в обществе осознания важности экологических проблем, препятствует проведению государственной экологической политики, затрудняет международное сотрудничество.
    Вопрос, однако, в том, зависит ли преодоление бедности и решение экологических проблем от сохранения традиций, в частности, в сфере управления природными ресурсами?
    Видеть путь достижения социально-экономического и экологического прогресса исключительно в упрочении традиционных форм хозяйственной деятельности, социальной организации и управления природными ресурсами, как представляется, неправомерно. Один пример. Женщины в рамках традиционного права не имеют законных оснований на владение землей и другими природными ресурсами, хотя именно они выполняют основную хозяйственную роль в сельской местности. Точно так же и сохранение за общиной права перераспределения земли между ее членами не мотивирует последних к рациональному использованию земельных ресурсов и консервации почв.
    Если оценивать перспективы развития экологической ситуации в Африке, то ее неминуемое ухудшение можно прогнозировать с большой долей вероятности. Во-первых, для преодоления бедности — главной причины экологической деградации — необходимо как достижение высоких темпов экономического роста (7% годовых), так и равноправное распределение национальных благ, в том числе и в сфере доступа к природным ресурсам. Это ставит перед африканскими странами задачу не только осуществления земельной реформы и изменения арендных отношений, но прежде всего проведения экономической и политической модернизации, реформы государственного управления.
    Провал многих государственных проектов развития в значительной мере объясняется игнорированием социальных и экологических факторов развития. В то же время никакие меры по консервации природных ресурсов, их регенерации не принесут ожидаемых результатов, если параллельно не будут применяться меры по улучшению условий жизни беднейших слоев населения и привлечению их к управлению природными ресурсами. В настоящее время перспективы борьбы с опустыниванием рассматриваются в рамках широкого участия общин, местного населения в реализации локальных программ развития при предоставлении им права контроля над природными ресурсами.
    Во-вторых, существует связь между достижением определенного уровня экономического развития и созданием предпосылок для проведения эффективной экологической политики. Сейчас Тропическая Африка находится на чрезвычайно опасном этапе своего экономического и политического развития, когда угроза деградации окружающей среды представляется необратимой. При переходе от низкого уровня развития к среднему происходит неминуемое ухудшение экологической ситуации.
    Эту тенденцию возможно перебороть, только создав условия для будущей экологической модернизации, что предполагает формирование правовой и институциональной основы экологического регулирования, осуществление ресурсе- и энергосберегающей модели развития на базе использования современных технологий и распространения экологического образования.
    Последнее при массовом вовлечении неправительственных организаций в этот процесс сдерживается крайне низкой экологической культурой местного населения, непониманием важности стоящих перед обществом экологических проблем, культурными и религиозными традициями. Например, попытки ряда неправительственных организаций вовлечь крестьян в осуществление лесовосстановительных проектов с целью предотвращения процесса опустынивания не находили у них адекватного понимания. В их восприятии процесс опустынивания — проявление «воли Аллаха».
    Что касается формирования правовой и институциональной основы экологической деятельности, то Африка может похвастаться большими успехами в этой сфере. Но, во-первых, во многом это заслуга международной общественности и международных организаций, а во-вторых, создаваемые экологические структуры малоэффективны в условиях, когда большинство решений не выполняется. Одна из главных причин этого явления — распространение коррупции. Многие средства, выделяемые на экологические цели, тратятся явно не по назначению. А обеспечение экономической основы экологической модернизации возможно только при участии в этом процессе развитого мира — в виде предоставления прямой финансовой помощи, притока инвестиций, технического содействия и т.д. Одним словом, речь идет о формировании нового типа партнерских отношений, к чему, кстати, и призывают сами африканские страны.
    Для большинства стран развитого мира переход к экологически ориентированному экономическому развитию связан с осознанием угрозы экологической деградации для жизни людей. У развивающихся стран рост интереса к экологии мотивирован, прежде всего, экономическими соображениями. У стран Тропической Африки мотивировка другая — их побуждает к этому участие в различных международных экологических организациях и соглашениях.
    Вне глобального контекста экологическая политика стран Тропической Африки вряд ли бы вообще состоялась.
    И их экологическое выживание зависит не столько от сохранения традиций, сколько от содействия международного сообщества — от использования know how западного общества, в том числе и культурного (экологическая культура — результат развития западного образования и науки). Как это ни звучит парадоксально, но именно процесс глобализации, в рамках которого развивается международная и национальная экологическая деятельность, может сыграть позитивную роль в сохранении африканскими народами своей идентичности, связанной с окружающей их природной средой.
    Необходимость тесного взаимодействия с Западом становится особенно актуальной в свете появления новых угроз, связанных с изменением климата.

  2. VideoAnswer Ответить

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *