Почему пушкин вспоминает о зимней вьюге в стихотворении зимнее утро?

9 ответов на вопрос “Почему пушкин вспоминает о зимней вьюге в стихотворении зимнее утро?”

  1. Фоточеловек2014 Ответить

    История создания стихотворения

    Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение «Зимнее утро» всего за один день 3 ноября 1829 года.
    В это время он находился в очень живописном месте в имении Вульфов в Павловском селе Тверской губернии. Считается, что именно красота этих мест вдохновила поэта на создание этого произведения.
    Подробнее здесь

    Кому посвящено

    В произведении автор обращается к «красавице». Кто она — остается загадкой по сей день.
    Литературоведы сходятся во мнении, что речь идет о Наталье Гончаровой, с которой поэт познакомился за год до написания стихотворения, и даже успел сделать ей предложение.
    Подробнее здесь

    Тема

    Главной темой стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» является красота русской зимней природы. Именно ей уделено наибольшее внимание.

    Тематика

    Тематикой произведения является тема жизни, а в данном случае жизни радостной и счастливой.

    Жанр

    Жанр произведения — пейзажная лирика.
    Большую часть произведения Пушкин посвятил описанию природы и своих чувств.

    Композиция

    В стихотворении используется линейная композиция (художественное построение), то есть события разворачиваются перед нами друг за другом.
    Композиция состоит из следующих последовательных частей:
    в начале стихотворения автор восхищается красотой зимы и спешит разбудить свою возлюбленную, чтобы она присоединилась к созерцанию;
    далее поэт противопоставляет жестокую зимнюю природу, которая бушевала прошлым вечером, и солнечное зимнее утро;
    в третьей строфе поэт углубляется в описание прекрасной зимней природы;
    далее он описывает теплый уютный дом, в котором очень здорово проводить время в такие морозные дни;
    и в завершении автор предлагает покинуть теплый дом и совершить прогулку в этот прекрасный зимний день.

    Лирический герой

    Лирическим героем является сам автор.
    Его настроение можно охарактеризовать как радостное и восторженное. На протяжении всего стихотворения он восхищается красотой зимнего пейзажа.
    В конце произведения в его настроении появляется легкая грусть, которая связана с посещением родных для него мест.
    Подробнее здесь

    Настроение произведения

    В стихотворении преобладают настроения радости и восторга.
    Только дважды они меняются:
    во второй строфе, когда автор вспоминает о вчерашней суровой буре, настроение становится более мрачным,
    и в последней строфе, когда поэт предлагает прокатиться по знакомым местам, в строчках появляется легкая грусть.

    Лексика

    Лексику произведения можно охарактеризовать как богатую и разнообразную.
    Ключевыми словами являются: солнце, снег, блестит, веселый — чтобы передать яркую картину дня и радостное настроение.
    Большинство слов в этом произведении просты для понимания. Исключение составляют устаревшие и редко употребляемые слова:
    нега — нежиться, наслаждаться;
    нынче — сегодня, сейчас.
    Подробнее здесь

    Средства художественной выразительности

    В стихотворении «Зимнее утро» для усиления визуального образа используется множество средств выразительности.
    Все средства выразительности здесь

    Метафоры

    В произведении используются сложные метафоры: навстречу северной Авроры — навстречу зимнему утру, звездою севера — так автор называет свою подругу самой прекрасной девушкой.
    Все метафоры

    Олицетворения

    Текст богат олицетворениями. Вьюга может «злиться», а мгла «носиться» — так автор описывает снежную бурю, которая была прошлым вечером.

    Эпитеты

    Для более глубокого образа автор активно использует различные эпитеты:
    чудесный день
    прелестный друг
    на мутном небе
    тучи мрачные
    голубыми небесами
    Все эпитеты здесь

    Сравнения

    В произведении приводятся сравнения:
    звездою севера — автор сравнивает свою возлюбленную со звездой, то есть самой яркой и красивой из всех.
    луна, как бледное пятно.

    Звуковые приемы

    В стихотворении очень активно используются звуковые приемы.
    Аллитерация, повторение согласной буквы «т»:
    «…Вся комната янтарным блеском
    Озарена. Веселым треском
    Трещит затопленная печь…»
    Это помогает передать треск горящих в печи дров.
    Ассонанс, повторение буквы «о«:
    «…Открой сомкнуты негой взоры…»
    Все приемы звукописи здесь

    Рифма

    В стихотворении рифма приходится на четные слоги.
    «Мороз и солнце; день чудесный!
    Еще ты дремлешь, друг прелестный…»
    Используются мужская рифма (ударение на последний слог) и женская рифмы (ударение на предпоследний слог).
    Подробнее здесь

    Стихотворный размер

    Стихотворение выполнено четырехстопным ямбом.
    Подробности

    Рифмовка

    В стихотворении используется смешанная рифмовка по схеме: ААВССВ.
    Подробности здесь

    Место в творчестве

    Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» — это одно из самых значимых произведений его жизни, написанных в жанре пейзажной лирики.
    Гениальность стихотворения заключена в простоте лексики, с помощью которой автор создает яркие и убедительные образы.
    Оно отображает трепетное отношение поэта к русской зимней природе. Кроме того, оно передает его настроение на тот момент. Пушкин молод, свободен от ссылок, ведет яркую и насыщенную жизнь. Неудивительно, что стихотворение пронизано настроениями радости и свободы.
    Поэт написал это произведение всего за 1 день. Вероятно, он и не подозревал, что оно станет одним из самых известных и любимых его стихотворений.

    Личное мнение

    Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» произвело на меня сильное впечатление.
    Читая его, я сразу погружаюсь в события, описываемые автором. Будто вокруг меня прекрасные снежные равнины, которые блестят на солнце, темнеющий вдалеке лес, покрытые инеем ели и замерзшая река.
    Я не просто представляю эту красоту, а ощущаю ее. Кажется, что щеки начинает щипать от мороза, а глаза щурятся от снежного блеска.
    В стихотворении присутствует описание суровой зимы. Я думаю, так автор хочет показать, что после ненастья всегда бывает ясный день.
    В произведении преобладают радостные настроения, которые невольно передаются каждому, кто прочтет эти строки.
    Прогулка в санях, которую описывает Пушкин в самом конце стихотворения, является символом свободы, радости и раздолья. Эти ощущения очень заразительны, и они передаются каждому читателю.
    Может быть, именно поэтому стихотворение «Зимнее утро» так нравится читателям.

  2. Ваше имя.COM Ответить

    Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском.

    «Зимнее утро» Пушкин анализ

    Жанр: пейзажная лирика.
    Основная тема: Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой.
    Идея: А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя.
    Лирический сюжет стиха «Зимнее утро»
    Сюжет лирического произведения ослабленный. В основе стихотворения лежит созерцание природы, ставшее импульсом к лирическому переживанию.
    Композиция стиха «Зимнее утро»
    На протяжении всей сюжетной линии преобладает линейная композиция. Стихотворение состоит из пяти шестистиший (секстин). В первой строфе автор явно восхищается морозной русской зимой, предлагает спутнице прогуляться в столь прекрасный, солнечный день:
    «Мороз и солнце; день чудесный!
    Еще ты дремлешь, друг прелестный —
    Пора, красавица, проснись:
    Открой сомкнуты негой взоры
    Навстречу северной Авроры,
    Звездою севера явись!»
    Настроение второй строфы противоположно предшествующему настроению. Это часть стихотворение построена при помощи приема антитезы, то есть противопоставления. А.С. Пушкин обращается к прошлому, вспоминает, что ещё вчера природа буйствовала и негодовала:
    «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
    На мутном небе мгла носилась;
    Луна, как бледное пятно,
    Сквозь тучи мрачные желтела,
    И ты печальная сидела…»
    А сейчас? Всё совсем иначе. Это совершенно точно подтверждают следующие строки стихотворения:
    «Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит…»;
    «Вся комната янтарным блеском
    Озарена…».
    Несомненно, здесь присутствуют нотки контраста, которые придают произведению некую изысканность:
    «Приятно думать у лежанки.
    Но знаешь: не велеть ли в санки
    Кобылку бурую запречь?»
    Размер стиха «Зимнее утро»:  четырехстопный ямб.
    Рифмовка стиха «Зимнее утро»:  Рифмовка смешанная; характер рифмы: точная; первые две строки – женская, третья – мужская, четвертая и пятая – женская, шестая – мужская.
    Средства выразительности стиха «Зимнее утро»
    Положительно окрашенные эпитеты: «друг прелестный», «день чудесный», «великолепными коврами», «прозрачный лес», «веселым треском», «янтарным блеском», «милый друг», «милый берег».
    Отрицательно окрашенные эпитеты: «мутном небе», «тучи мрачные», «ты печальная сидела», «поля пустые».
    Таким образом, положительно окрашенные эпитеты призваны формировать в душе читателя радостное настроение.
    Метафора: «луна желтела».
    Олицетворение: «вьюга злилась», «мгла носилась».
    Сравнение: «Луна, как бледное пятно».
    Анафора:
    «И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит».
    Риторическое восклицание: «Мороз и солнце; день чудесный!»
    Риторическое обращение: «друг милый», «друг прелестный», «красавица».
    Аллитерация: в первой строфе неоднократно повторяется согласный звук «с» (звуки зимнего утра); во второй строфе повторяется согласный звук «л» (это придает ощущение холода, мороза).
    Стихотворение «Зимнее утро» является одним из самых известных из всех произведений писателя. Начинается это стихотворение с очень восторженного и эмоционального восклицания: «Мороз и солнце; день чудесный!». После этого герой сразу обращается к своей возлюбленной, называя её теплыми и нежными словами «красавица», «друг прелестный», показывая этим своё уважение и трепетное уважение к ней. После этого, с определенной последовательностью, идет описание двух пейзажей. Сначала «вьюга злилась», «мгла носилась», а затем « снег лежит», «речка подо льдом блестит».
    С помощью контраста А.С.Пушкин еще более ярко подчеркивает необычайную красоту зимнего утра. Это также передает настроение героя, поэтому это стихотворение можно назвать лирическим. Яркие и восторженные образы утра, о котором пишет автор, очень тесно перекликаются с темой любви. Картину «морозного зимнего утра» можно сравнить с чувствами влюбленного героя.
    Это стихотворение интересно и тем, что его можно представить. Это возможно потому, что в стихотворении присутствует много прилагательных, которые очень подробно описывают прелести природы. Пожалуй, это делает стихотворение «Зимнее утро» еще более контрастным. Такой вывод можно сделать также на основе интересного слога стихотворения. А.С.Пушкин также использует немало изобразительных средств языка (метафору, эпитеты, гиперболу, сравнение).
    Таким образом, я могу с уверенностью сказать, что от стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» веет какой-то свежестью, прохладой и бодростью. Стихотворение читается на одном дыхании, поскольку все слова здесь достаточно просты и понятны. Правда, последняя, четвертая строфа читается не так легко. Это связано с тем, что А.С.Пушкин завершил данное стихотворение при помощи сложного эпитета.

  3. FanDopTV Ответить

    Также интерес представляет и другое слово – «сомкнуты». Оно является усеченным причастием – его использование представляет собой одну из самых любимых вольностей многих поэтов того времени.
    Строчкой ниже также читателя поджидают интересные факты, которые требуют дополнительного объяснения. Во-первых, поэт упоминает слово «Аврора». Оно написано с большой буквы, однако здесь является не именем собственным, а нарицательным. А. С. Пушкин использует имя богини зари, чтобы обозначить сам рассвет. С другой стороны, по правилам русского языка оно должно быть в дательном падеже: «Навстречу северной Авроре». Однако здесь нет опечатки или ошибки – это устаревшая форма. Когда-то предлог навстречу по правилам грамматики требовал родительного падежа, и для Александра Сергеевича и его современников это была норма.
    Также стоит упомянуть и о том, что словосочетание «звезда севера» здесь употребляется не в прямом своем значении – «небесное светило», а значит «самая красивая и достойная дама Петербурга». Во второй строфе упомянуты слова «вечор» и «мгла». Первое обозначает «вчера вечером». Слово «мгла» в своем обычном значении обозначает тьму или мрак. А. С. Пушкин использует это слово для обозначения снега, который скрывает в своем тумане все вокруг, словно пелена.

    Третья и четвертая строфы

    Здесь описывается зимний пейзаж. И та картина, которую описывает поэт, во многом создается при помощи описания цветов: «под голубыми небесами», «лес один чернеет». В третьей строфе стихотворения нет никаких устаревших форм, она не нуждается в дополнительных пояснениях. В последней строфе встречается необычная словоформа «запречь» вместо привычного «запрячь». Это – поэтическая вольность, которая допускается поэтом для рифмовки, что также можно упомянуть, проводя анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро». Кратко описать все устаревшие грамматические средства усердный школьник вряд ли сможет, поэтому, если нужно предоставить сжатый анализ, можно упомянуть одно или два.
    Последние две строфы связаны словом «блеск», с помощью которого читатель еще более ясно представляет себе как природный пейзаж, так и уют теплой комнаты. Если в третьей строфе блеск зимний, то в последней – теплый, янтарный. Пушкин использует и тавтологию, однако в данном случае она вполне оправдана. Слыша выражение «треском трещит», читатель будто бы слышит звук затопленной печи.
    Итак, мы рассмотрели краткий анализ стихотворения «Зимнее утро». Ощущение радости поэта возрастает к концу произведения. Ему все больше хочется навестить «поля», «леса» и «берег». Под последним не стоит понимать буквально речной берег – скорее, поэт хотел рассказать о тех местах, что являются для него близкими и родными.

  4. Nightflame Ответить

    Стихотворение было написано 3 ноября 1829 года в селе Пав­ловском Тверской губернии, куда А.С. Пушкина пригласила П.А. Осипова-Вульф. Поэт очень любил эти места, был дружен с детьми Осиповой — Алексеем, Анной и Евпраксией.
    Стихотворение мы можем отнести к пейзажной лирике, стиль его — романтический. Основная тема — соотношение настрое­ний человека и природы, смена контрастных состояний в при­роде и человеческой душе.
    В основе композиции стихотворения лежит антитеза. Откры­вается оно прелестным зимним пейзажем и обращением к лю­бимой:
    Мороз и солнце; день чудесный!
    Еще ты дремлешь, друг прелестный —
    Пора, красавица, проснись:
    Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,
    Звездою севера явись!
    Антитезу мы имеем уже в первой строчке стихотворения — «мороз» (скованность, нечто мертвенное, застывшее) и «солн­це» (тепло, жизнь, любовь). В этой же строфе представлен образ героини — это красавица, «звезда севера», холодная, гордая и неприступная. Она погружена в негу, спокойствие, сон, ей труд­но «пробудиться к жизни». Образ героини здесь сближается с образом долгой, холодной зимы. Лирический герой же, напро­тив, жив, весел, полон жизненных сил, устремлен к теплу и свету. И уже в этом мы видим определенное противопоставление.
    Во второй строфе, вспоминая о вчерашнем вечере, поэт со­здает контрастный по отношению к сегодняшнему утру пейзаж:
    Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
    На мутном небе мгла носилась;
    Луна, как бледное пятно,
    Сквозь тучи мрачные желтела,
    И ты печальная сидела, —
    А нынче… погляди в окно…
    Состояние природы здесь созвучно состоянию человеческой души. Мрачная, унылая атмосфера вечерней природы придает особую остроту утренним впечатлениям героя. Нельзя оценить по достоинству радостное, солнечное утро, если в жизни не было ненастного вечера. И эта мысль поэта символична. Речь здесь идет не только о перемене погоды, но и о чередовании жизнен­ных бурь и безоблачного счастья в жизни человека.
    В третьей строфе мы вновь видим чудную картину, полную красок, жизни:
    Под голубыми небесами Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит,
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.
    В этой строфе также присутствует антитеза: великолепные ковры снега противопоставлены лесу, чернеющему вдали, про­зрачному и обнаженному, речке, скованной льдом.
    В четвертой строфе мы видим описание комнаты, перено­симся в атмосферу тепла, уюта, света. Душа героя распахнута на­встречу будущему — новому прекрасному дню:
    Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь.
    Приятно думать у лежанки.
    Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
    Здесь также присутствует антитеза. Веселому треску печки противопоставлена лежанка, ассоциирующаяся со сном, поко­ем, неподвижностью. «Энергия огня здесь противопоставлена инертности быта».
    В последней строфе возникает мотив движения, бега в проти­вовес покою и неподвижности в застывшей зимней природе:
    Скользя по утреннему снегу,
    Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,
    Леса, недавно столь густые,
    И берег, милый для меня.
    Здесь герой говорит о местах, близких его сердцу. Он словно приглашает свою возлюбленную разделить с ним его привязан­ность.
    Стихотворение написано четырехстопным ямбом, секстина­ми. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («друг прелестный», «тучи мрачные», «нетерпеливому коня»), олицетворение («вьюга злилась»), срав­нение («луна, как бледное пятно»), намеренную тавтологию и аллитерацию («Веселым треском трещит затопленная печь»).
    Таким образом, природа в этом произведении созвучна на­строению человека, испытывающего удивительное чувство ра­дости и полноты жизни.

  5. Makaroon Ответить

    В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» используются различные художественные средства и литературные приемы выразительности.

    Тропы

    1. Метафоры

    навстречу северной Авроры — навстречу зимнему утру
    звездою севера — так автор называет свою подругу самой прекрасной девушкой
    снег лежит коврами — снег все покрыл
    берег милый для меня — любимое место

    2. Метонимия

    звездою севера — самой прекрасной девушкой (звездой) этих мест
    лес чернеет — темнеют деревья леса вдалеке
    речка блестит — блестит лед на реке, а не сама река
    трещит затопленная печь — трещат дрова в печи, а не сама печь
    скользя по снегу — скользя не буквально, а в санях по заснеженной дороге

    3. Эпитеты

    чудесный день
    прелестный друг
    северной Авроры
    на мутном небе
    тучи мрачные
    ты печальная
    голубыми небесами
    великолепными коврами
    прозрачный лес
    янтарным блеском
    веселым треском
    утреннему снегу
    нетерпеливого коня
    поля пустые
    леса густые
    берег милый

    4. Гипербола

    звездою севера — он называет «красавицу», своего «друга» звездой, превозносит ее красоту относительно всего остального пейзажа.

    5. Олицетворения

    вьюга злилась,
    мгла носилась.

    6. Сравнения

    звездою севера — автор сравнивает свою возлюбленную со звездой, то есть самой яркой и красивой из всех.
    луна, как бледное пятно

    Фигуры

    1. Риторическое обращение

    друг прелестный
    красавица
    друг милый

    2. Анафора

    «…И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит…»

    3. Лексический повтор

    повторяются однокоренные слова: «блестя на солнце», «речка подо льдом блестит», «янтарным блеском».

    4. Антитеза

    «Мороз и солнце» — противопоставление холодного и горячего
    «Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись«
    «Открой сомкнуты» — открыть закрытые
    «мутное небо» и «голубые небеса» — противопоставление мрачного и ясного пейзажа
    Кроме того, в стихотворении используется противопоставление ясного зимнего утра и мрачной вечерней зимней бури — это тоже антитеза.

    5. Инверсия

    день чудесный — обычный порядок слов «чудесный день»
    друг прелестный — обычный порядок слов «прелестный друг»
    сквозь тучи мрачные желтела — обычный порядок слов «желтела сквозь мрачные тучи»
    вся комната янтарным блеском озарена — обычный порядок слов «вся комната озарена янтарным блеском»
    не велеть ли в санки кобылку бурую запречь — обычный порядок слов «не велеть ли запречь бурую кобылку в санки»

    Звукопись

    1. Повтор фонетически близких звуков «з», «с» и «ц» чтобы создать ощущение снежной и морозной зимы:
    «Мороз и солнце; день чудесный!..»
    2. Такой же прием с повторением близких по звучанию звуков «с» и «ц» используется в строке:
    «…Блестя на солнце, снег лежит;..»
    3. Аллитерация, повторение согласной буквы «т»:
    «…Вся комната янтарным блеском
    Озарена. Веселым треском
    Трещит затопленная печь…»
    Это помогает передать треск горящих в печи дров.
    4. Ассонанс, повторение гласной буквы «е» и «ё«, чтобы усилить настроение растянутости, расслабленности, неторопливости:
    «…Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»
    5. Ассонанс: повторение буквы «о«, чтобы усилить настроение:
    «…Открой сомкнуты негой взоры…»
    6. Ассонанс, частое повторение гласной буквы «е», чтобы передать настроение расслабленности и спокойствия:
    «…Блестя на солнце, снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит…»
    7. Ассонанс, заключающийся в повторении гласной «е» при описании комнаты:
    «…Озарена. Веселым треском
    Трещит затопленная печь…»

  6. ДоБрО ПоЖаЛоВаТь Ответить

    1. Сравни два стихотворения Пушкина “Зимнее утро” и “Зимний вечер”. Одинаковы ли они по настроению? Докажи.

    Произведения совсем разные.
    В первом мы наблюдаем радость поэта, его восхищение, поднесенный настрой.
    Он счастлив прекрасному зимнему утру, описывает красивые картины.
    Во втором стихотворении его чувства противоположны – это тоска, уныние, скука.
    Здесь нет восторга зимнему вечеру, радости от него.
    Поэт дает понять, что на сердце не весело.
    И только выпивка с горя может исправить ситуацию.

    2. Прислушайся к звучанию стихотворения “Зимний вечер”. Какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури?

    [у], [о], [з], [в].

    3. К кому обращается поэт? Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью?

    Обращение Пушкина направлено к няне.
    Она сделала огромнейший вклад в воспитание поэта.
    И это далеко не единственное произведение, в котором присутствует ее образ.
    В письмах поэт называет няню «мамушка» – настолько их отношения был трепетными.
    Известно, что родилась няня в крепостной семье.
    На самом деле звали ее Ирина, но в истории сохранилась разговорная версия – Арина.
    Замуж она вышла в 23 года и было у нее четыре ребенка.
    Когда ее муж ушел из жизни, она попала в семью бабушки Пушкина – воспитывала ее племянника.
    Благодаря хорошим рекомендациям, Арина Родионовна попала к Пушкиным, чтоб воспитывать Олю, которая являлась старшей сестрой А.С.
    А затем ее воспитанником стал он сам.
    Нянечка жила с Пушкиным в одном доме вплоть до его вступления в ряды студентов.
    Когда он был в ссылке, няня, можно сказать, разделила ее вместе с ним.
    Она и поддерживала, и вдохновляла.
    Если бы не эта женщина, многих произведений Пушкина могло бы и не появиться на свет.
    Арину Родионовну любили даже друзья поэта, гостившие в Михайловском.
    Последний раз няня и ее любимый воспитанник встретились, когда старушке было 69 лет.
    Когда сестра Пушкина вышла замуж, в число крепостных, которые должны вести хозяйство вошла и Арина Родионовна.
    Дорога в Петербург отняла много сил, она начала болеть.
    Из-за этого вскоре скончалась.
    К сожалению, могила преданной няни Пушкина была утрачена.
    Обращение поэта к столь дорогому человеку всегда пронизано теплыми чувствами, такими как нежность и любовь.
    И это не удивительно.
    Ведь няня была одной из самых близких людей для Александра Сергеевича.
    Она – его поддержка и вдохновение, забота и ласка.

  7. Kaziktilar Ответить

    Александр Сергеевич Пушкин – мастер пейзажной лирики, картины природы занимают в его творчестве весьма значительное место. Одним из наиболее светлых и радостных произведений поэта по праву считается стихотворение «Зимнее утро», написанное в 1829 году в Павловском.
    С первых слов (“Мороз и солнце! День чудесный”) Пушкин создает у читателя романтическое ощущение праздника, несколькими простыми, изящными фразами рисует красоту необыкновенного и, в то же время, такого знакомого и родного зимнего пейзажа – яркое, светлое морозное утро.
    Впечатление от зимней сказки усиливается благодаря контрасту – описанию вечера накануне, когда «вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась». Наверное, всем нам хорошо знакомы подобные преобразования в природе, когда на смену ночной снежной буре приходит солнечное и искрящееся утро, когда все вокруг замирает в неизъяснимом великолепии:

    Пейзажные зарисовки по традициям русской классики созвучны душевным переживаниям человека. Во время снежной бури дисгармонию чувств испытывала и героиня стихотворения, и, можно догадаться, сам поэт:

    Метаморфозы в душе случаются именно благодаря изменениям в мире природы. Поэт обращается к своей красавице, пытаясь пробудить в ней ответную радость на приветствие Авроры.
    В такие дни просто грех оставаться дома, как бы уютно и весело ни потрескивал в камине огонь.
    Поэтому естественно звучит предложение отправиться на прогулку за новыми впечатлениями, которые сулят удивительные пейзажи – блестящая подо льдом речка, укрытые снежным ковром луга, на фоне которых отчетливо выделяется чернеющий вдалеке лес и зеленеющая сквозь иней ель.
    Даже в контрастном описании непогоды нет нагнетания красок: метель представлена мимолетно, поэтому она не в состоянии омрачить красоты нового дня.
    Мысль о зимней прогулке настолько увлекает героя, торопит его наружу, что идея “в санки кобылку бурую запречь” превращается в призыв:
    предадимся бегу
    Нетерпеливого коня…”
    Образ быстро скользящей по снегу конской упряжки максимально расширяет художественное пространство сюжета. Описание пейзажа за окном превращается в гимн родной природе, ее необъятным просторам: “полям пустым”, “лугам, еще недавно столь густым”. И все же “берег милый” остается самым родным, к нему и возвращается поэт, подводя своеобразный итог художественному описанию зимнего утра.
    Стихотворение «Зимнее утро» по праву считается одним из наиболее красивых и возвышенных произведений Пушкина. В тексте отсутствует так свойственная автору язвительность, нет и привычного иносказания, которое заставляет искать в каждой строчке потаенный смысл. Воплощенные в произведении образы отличаются нежностью, обилием света и красоты. Поэтому закономерно, что стихотворение написано легким и мелодичным четырехстопным ямбом, к которому Пушкин прибегал довольно часто, когда хотел придать своим стихам изысканность и воздушность.

  8. Sawyn Ответить

    Цель:

    Образовательная
    – продолжить знакомство с лирикой
    А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать
    навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа
    поэтического текста;

    Развивающая
    – развить у учащихся навыки грамотного и
    свободного владения литературной речью, умение выделять главное,
    анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать
    навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;

    Воспитательная
    – привить любовь к литературе и поэтическому
    слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение
    художественных ценностей.
    Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова замечательного поэта Николая
    Рыленкова.
    Горят, как жар, слова
    Иль стынут, словно камни, –
    Зависит от того,
    Чем наделил их ты,
    Какими к ним в свой час
    Притронулся руками
    И сколько отдал им
    Душевной теплоты.
    Презентация.
    Ход урока
    1. Слово учителя.
    Закройте глаза, представьте себе, что сегодня выходной день, не надо идти в
    школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не
    надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то
    разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный
    солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете,
    подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за
    окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь,
    сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу.
    Запишите слова, передающие ваши впечатления при виде морозного зимнего утра.
    Как часто мы видим все, что нас окружает, но не умеем вслушиваться,
    всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым:
    писателям, художникам, поэтам.
    Ваш одноклассник приготовил выставку зимних пейзажей.
    Экскурсия по выставке репродукций зимних пейзажей Шишкина , Васильева,
    Степанова, Юона.
    Вот так художники видели красоту природы, а хотите узнать, каким увидел
    зимнее утро замечательный поэт А. С. Пушкин?
    Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Пушкина “Зимнее утро”.
    Прослушайте сообщение (ученик)

    Стихотворение “Зимнее утро” написано 3 ноября 1829
    г. В селе Павловском
    Тверской губернии, куда Пушкина пригласила жившая неподалеку от Михайловского
    Прасковья Александровна Осипова-Вульф.
    А. С. Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой– студентом
    Дерптского университета Алексеем Николаевичем, Анной Николаевной , Евпраксией
    Николаевной – Пушкин подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в
    Михайловское в 1824-1826 г.
    2. Выразительное чтение стихотворения (прослушивание аудиозаписи)
    Внимательно прослушайте аудиозапись. Прислушайтесь, как звучит начало и конец
    стихотворения. Проследите интонацию строф. Меняется ли настроение?
    – Стихотворение начинается восторженно. Мысленному взору открывается чудесная
    картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко– голубое небо,
    морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью.
    – Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения?
    – Какова интонация этих строк?

    И навестим поля пустые,
    Леса, недавно столь густые,
    И берег, милый для меня.

    Некогда цветущие поля и густые леса теперь безжизненны. “Милый берег” далек.
    Появляются грустные нотки, охватывает печаль о былом, ушедшем безвозвратно.
    – Как называется такой прием в литературе, основанный на противопоставлении?
    На подобных контрастах построено все произведение. В чем смысл этих
    противопоставлений? На этот вопрос мы ответим в ходе анализа стихотворения.
    – Давайте еще раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли
    и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра. Чтение вслух.

    – А теперь, ребята, проведем лексическую работу.
    3. Лексическая работа. (Подготовленный ученик)
    Нега – наслаждение (устар.)
    Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)
    Вечор – вчера (диал.)
    Нынче – сейчас (устар.)
    Озарена – освещена (устар.)
    Велеть – приказать (устар.)
    Запречь – запрячь, запрягать (диал.)
    Предадимся – отдадимся (устар.)
    – А теперь непосредственно анализ стихотворения.
    Для начала проследим смену эмоционального состояния лирического героя.
    Проследим смену эмоциональных состояний. Для начала определимся с количеством
    строф в стихотворении. Заполним таблицу.
    Эмоциональные состояния
    1 строфа
    Радость, воодушевление
    2 строфа
    Воспоминания о ненастном вечере
    3 строфа
    Спокойная картина безбрежных снегов
    4 строфа
    Уют комнаты
    5 строфа
    Порыв к движению, полноте бытия.
    Как меняется время изображения событий?
    Контраст времени
    1 строфа
    настоящее
    2 строфа
    “Вечор”
    3 -4 строфа
    “Нынче”
    5 строфа
    Будущее и прошлое
    – Для чего поэт использует контрасты?
    Великолепие зимнего утра ощущается еще острее по сравнению со вчерашней
    бурей.

    Вернемся к 1 строфе.
    Назовите контрастные образы?
    Мороз и солнце
    Северная Аврора(богиня утренней зари) – северная звезда
    Дремлешь– проснись
    – В чем смысл этих противопоставлений?
    Солнце и мороз – столкновение скованности, сурового величия зимы и
    безудержного света, энергии человеческого чувства. Северная пылающая заря
    противопоставлена холодной далекой звезде.
    Чувствуется восторг поэта дремоте “друга прелестного”.
    Таблица.
    – К кому обращается лирический герой? (красавица) . Какие знаки препинания
    помогают нам увидеть обращение?
    Присмотримся к строчке

    Открой сомкнуты негой взоры.

    – Как вы понимаете?

    Навстречу северной Авроры,
    Звездою севера явись!

    Составьте ассоциативный ряд к слову звезда. Звезда – яркая, холодная,
    далекая, недостижимая, загадочная, прекрасная…
    Почему поэт называет красавицу “звездою севера”?
    Такова красавица. Она по-другому воспринимает окружающий мир, дремота, нега–
    ее состояние, даже теперь, когда жизнь наполнена красками и радостью. Холодность
    красавицы печалит поэта, возвращает к воспоминаниям о ненастном вечере.
    Прочитайте выразительно вторую строфу, найдите контрастные образы.

    Вьюга злилась, мгла носилась, луна желтела – ты сидела.

    Внутри строфы возникает контраст между кружением вьюги и печальным
    оцепенением героини.
    Еще контрастные образы
    Вчера вьюга злилась, мгла носила, луна желтела, а нынче…
    – Как вам кажется для чего нужен такой контраст?
    Последней строкой автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу
    счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного
    вечера.
    – Прочитайте выразительно третью строфу. Назовите контрастные образы?
    В чем смысл противопоставлений? Великолепными коврами снег лежит, лес чернеет,
    речка подо льдом блестит.
    – Мы видим великолепие зимнего пейзажа. А рядом скованность зимней жизни.
    (лес чернеет, потому что нет листочков, речка блестит, но подо льдом).
    Лес “чернеет”, ель “зеленеет”, и “речка подо льдом блестит”. Жизнь природы не
    остановилась, она лишь затаилась на время, чтобы с первым теплом обнаружить себя
    с новой силой..
    Зима и холодная красавица, которая не может пробудиться к жизни сродни. А
    поэт стремится к теплу огня, к радости жизни.

    Прочитаем выразительно 4 строфу.

    Назовите слова, противоположные по эмоциональному звучанию? Веселому
    треску печки противопоставлена неподвижность лежанки.

    Энергия огня противопоставлена инертности быта.
    Каким словом связаны 3 и 4 строфы? Найдите однокоренные слова? (блеск)
    Блестя, блестит.
    “Вся комната янтарным блеском озарена”. Только блеск уже не зимний, а теплый,
    янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию
    обстановки комнаты, в которой находится.

    Прочитаем выразительно пятую строфу.
    Назовите контрастные образы. Они
    обозначены в действиях лирического героя. Давайте разберемся, в чем смысл этих
    противопоставлений?
    Чувство радости поэта растет и требует движения, ему хочется навестить “поля
    пустые”, “леса, недавно столь густые”. Но самое главное…. “берег, милый для
    меня”.
    – Как вы понимаете эпитет?
    Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места.
    По-моему, в последней строке лежит главный смысл произведения. Ведь все
    стихотворение это монолог человека, уговаривающего “друга милого” проснуться,
    чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.
    Стремительность желаний противопоставлена грусти воспоминаний о прошлом.
    – А теперь все сказанное мы обобщим виде таблицы “Контрасты эмоционального
    состояния во внутреннем строении строф”.
    – В чем смысл подобных композиционных противопоставлений? С какой целью
    используется контраст?
    Поэт хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней
    бурей. В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь,
    читая стихотворение “Зимнее утро”. День чудесен благодаря гармоничному
    существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться
    радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.
    Конкурс чтецов.
    – Переходим к выразительному чтению стихотворения “Зимнее утро”
    – С каким настроением будем читать 1 строфу? (Бодро, весело, с чувством
    радости)
    – Как и почему меняется настроение во 2 строфе? (Создается мрачное
    настроение, печально)
    Пояснение учителя: стихи здесь будут звучать немного монотонно, глуховато,
    картины как бы нанизываются одна на другую с помощью перечислительной интонации:
    вьюга, мгла, луна… А после слов “и ты печальная сидела наступает перелом. Его
    надо подчеркнуть паузами:
    И ты печальная сидела (пауза) –
    А нынче (пауза) погляди в окно …
    (От печальных воспоминаний мы переходим к светлой радости)
    – С каким чувством мы прочитаем 3, 4 5 строфы? (светло и радостно,
    волшебство, блеск, все сверкает…)
    Пояснение учителя: Далее чувство радости растет и требует движения, хочется
    навестить милые сердцу места.
    Вернемся к эпиграфу. Как слова Николая Рыленкова можно связать с нашим
    уроком?

    Домашнее задание:

    Выучить это стихотворение наизусть.
    Нарисовать иллюстрацию к произведению.
    Охарактеризовать пушкинское стихотворение по плану? Стр . 156–157 (учебник
    Меркина Г.С.)

Добавить комментарий для Ваше имя.COM Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *