Почему роман герой нашего времени заканчивается главой фаталист?

12 ответов на вопрос “Почему роман герой нашего времени заканчивается главой фаталист?”

  1. Blazeer1980 Ответить

    Автор: Лермонтов М.Ю.
    Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – это произведение социально – психологической направленности, состоящее из пяти глав. Они являются отдельными повестями и расположены не сюжетно, а по фабуле. Этот прием позволяет автору наиболее полно изобразить психологический портрет главного героя – Григория Александровича Печорина, а читателю максимально объективно представить его характер.
    О Печорине читатели получают представление из разных источников. В первой главе «Бэла» Печорин показан глазами – отставного штабс – капитана Максима Максимовича, его сослуживца. Далее автор – повествователь описывает внешность Печорина и дает её социальное и психологическое истолкование в повести «Максим Максимыч». В дневнике Печорина, куда входят «Тамань», «Княжна Мэри» и «Фаталист», герой проводит внутренний самоанализ. Но о некоторых особенностях его неординарной личности можно узнать только от других персонажей. Немалую роль играют и пейзажные образы.
    На мой взгляд, есть несколько причин того, почему глава «Фаталист» является завершающей в произведении.
    Во – первых, это обусловлено своеобразным «композиционным кольцом». Действие романа завершается в той же крепости на Кавказе, где и происходит действие повести «Бэла».
    Во – вторых, Печорин на протяжении всего романа ищет сущность бытия и размышляет, с какой целью он существует в этом мире. В «Фаталисте» офицер Вулич утверждает, что все в жизни подчинено закону предопределения и в тот же день это подтверждается его гибелью. Она происходит не от намеренной попытки застрелиться, а от руки пьяного казака, случайно встретившегося ему, на пути домой. Под влиянием этого события Печорин приходит к выводу, что, возможно, существует предопределение, но вопреки божественной воле человек сам определяет, следовать ли этому закону или нет. По признанию Печорина, «вся жизнь его была цепью сплошных противоречий уму и сердцу», поэтому и в этой ситуации он самостоятельно назначает себе печальную участь – разрушать судьбы и счастье других людей.
    Таким образом, Лермонтов «подобно врачу ставит диагноз больному веку», но «не указывает на способ излечения этой болезни». Он заставляет читателей задуматься над глубоким философским смыслом главы и оставляет их в этом состоянии…

  2. Vano033 Ответить

    Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – это произведение социально – психологической направленности, состоящее из пяти глав. Они являются отдельными повестями и расположены не сюжетно, а по фабуле. Этот прием позволяет автору наиболее полно изобразить психологический портрет главного героя – Григория Александровича Печорина, а читателю максимально объективно представить его характер.
    Глава «Фаталист» является завершающей в произведении.
    Во–первых, это обусловлено своеобразным «композиционным кольцом». Действие романа завершается в той же крепости на Кавказе, где и происходит действие повести «Бэла».
    Во–вторых, Печорин на протяжении всего романа ищет сущность бытия и размышляет, с какой целью он существует в этом мире. В «Фаталисте» офицер Вулич утверждает, что все в жизни подчинено закону предопределения и в тот же день это подтверждается его гибелью. Она происходит не от намеренной попытки застрелиться, а от руки пьяного казака, случайно встретившегося ему, на пути домой. Под влиянием этого события Печорин приходит к выводу, что, возможно, существует предопределение, но вопреки божественной воле человек сам определяет, следовать ли этому закону или нет. По признанию Печорина, «вся жизнь его была цепью сплошных противоречий уму и сердцу», поэтому и в этой ситуации он самостоятельно назначает себе печальную участь – разрушать судьбы и счастье других людей.
    Таким образом, Лермонтов «подобно врачу ставит диагноз больному веку», но «не указывает на способ излечения этой болезни». Он заставляет читателей задуматься над глубоким философским смыслом главы и оставляет их в этом состоянии…

  3. NikDum57 Ответить

    На протяжении всего романа автор рассуждает о предназначении человека, его месте в обществе, о цели его жизни. Случайны ли наши поступки, предопределены ли они свыше или все зависит только от самого человека?
    Печорин словно борется с роком, пытаясь доказать, что он сам — хозяин своей судьбы.
    И в то же время не отрицает неких высших сил. Он видит печать смерти на лице Вулича и предрекает ему близкую кончину, хотя Вулич, испытывая судьбу, стреляет в себя, но остается жив благодаря осечке. И вот предсказание Печорина сбывается той же ночью: Вулич погибает от руки казака. Тогда Печорин обезвреживает убийцу, рискуя собственной жизнью. Это проверка своих сил, проверка — может ли он победить судьбу? Вот один из главных вопросов. Мы уже знаем с середины романа, что погибает главный герой позже, где-то в Персии. А повесть “Фаталист” заканчивается позитивно, в ней Печорин будто выходит из состояния обреченности и бездействия, наконец-то совершая настоящий поступок.
    Кроме того, действие последней повести происходит там же, где и первой — в той же крепости.
    Круг замыкается, мы возвращаемся на место, откуда началось повествование.
    Так создается впечатление завершенности всего романа.

  4. Alangt Ответить

    Катюша, кольцевая композиция – это такое построение текста, при котором последний эпизод обращается к первому или просто повторяет его. Таким образом, текст как бы “закольцовывается”.
    Композиция самого “Журнала Печорина” весьма своеобразна. Первая его часть “Тамань” – единый рассказ о приключении героя. В ней намечены основные мотивы всего “Журнала”: стремление Печорина к активным действиям, холодное “любопытство”, толкающее его к экспериментам над собой и другими. И если его интерес к “четырем контрабандистам” продиктован лишь скукой, то именно в свете этой истории становится понятнее его поведение с Бэлой.
    “Княжна Мери” имеет форму почти ежедневных дневниковых записей, зафиксировавших небольшой, но насыщенный разнообразными событиями период частной жизни Печорина, в которой почти нет места красотам Пятигорска, событиям в стране, ходу военных действий на Кавказе. Печорин пишет о том, что важно и близко ему: о своих мыслях, чувствах, поступках и их последствиях.
    В людях ему интересны необычность, нестандартность мысли и поступков. Ему претят примитивизм и неестественность. Вот почему так негативно его отношение к своему старому знакомому Грушницкому и его приятелям. Вот почему при виде Мери он начинает рассуждать лишь о “ножках” и “зубках”, хотя появление Веры заставляет его страдать.
    Но Печорину мало просто наблюдать характеры. Он активно вмешивается в жизнь по сути чуждых ему людей, внося в нее злую насмешку, собственную неприкаянность и одиночество и тем самым создавая кризисную, чреватую гибельными последствиями ситуацию. Сталкивая людей, равнодушно перетасовывая их, Печорин в определенной степени заставляет их раскрыться, проявить истинную сущность – в любви или ненависти, подлости или благородстве, что дано не всякому. Таким катализатором общества обычно выступают очень незаурядные и яркие люди, на фоне которых во всем блеске проявляются пошлость и бездарность окружающих. Тем более интересным представляется герою эксперимент над самим собой, выявление в себе свойств и качеств души.
    Он старается судить о себе как бы отстраненно, беспристрастно, хотя, я полагаю, в разговоре с Вернером, которого он признает равным себе, Печорин лукавит, говоря: “Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия”. Этим словам противоречат, к примеру, нежелание простить заурядного Грушницкого и смириться с потерей Веры.
    Я думаю, что главная философская проблема романа – проблема рокового предназначения. Печорин задает себе вопрос: “И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? “. Вот эта рефлексия фатума и человеческой воли и заставляет героя превращать жизнь в цепь экспериментов над собой и окружающими.
    Полнее всего эта проблема поставлена в “Фаталисте”. Принимая пари Вулича, Печорин вновь стремится испытать себя, вообще жизнь, ощутить хотя бы маленькую победу над равнодушием. Но никакие эксперименты не дают окончательного ответа на вопрос о смысле бытия, так как уверенность может дать лишь вера, которая утеряна в век Печорина, когда люди скитаются “по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… “.
    Так подводится итог сложной, мучительной и трагической истории души Григория Александровича Печорина. Кроме того, “Фаталист” вновь возвращает повествование в “крепость за Тереком”. Иными словами, роман обретает “кольцевую” композицию. Это “возвращение на круги своя” как бы подчеркивает бесконечность философских исканий главного героя, наделенного умом, талантом, но оказавшегося совершенно одиноким, принявшего смерть “где-то на пути в Персию”.
    “Кольцевая” композиция подчёркивает обречённость героя. Печорин пытается решить самый сложный вопрос: насколько человек волен распоряжаться своей судьбой. “И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? ” Таким образом, в романе рассматриваются социальные, нравственные и философские проблемы. Психологически точно даётся картина взаимоотношений общества и личности.

  5. VladislaV.Rus Ответить

    Основная проблема романа Лермонтова «Герой нашего времени» чётко определена автором в предисловии: он рисует «современного человека, каким он его понимает». Его герой – «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения».
    Внутренний мир персонажа раскрывается в его непосредтвенном развитии, во всей последовательности происходящих в жизни героя событий. «История души человеческой…» – способ раскрытия внутреннего мира героя.
    Произведение интересно в композиционном плане. Структура «Героя нашего времени» – тонкий художественный приём, который, наряду с системой образов героев, особенностями языка, подчинён раскрытию образа Григория Александровича Печорина – героя своего времени.. Роман составляют пять самостоятельных глав, объединённых фигурой Печорина, авторской идеей. Лермонтов не случайно нарушает хронологическую последовательность повествования. Подчёркнутая «разорванность» повествования и смена рассказчика (автор – Максим Максимыч – Печорин) постепенно открывают героя читателю, постепенно переходя от внешнего к внутреннему.
    По какой же причине автор завершает произведение новеллой «Фаталист»?
    Название определяет главную мысль заключительной части: речь пойдёт о вере в судьбу. Фатализм (в словаре Даля) – судьба, рок в смысле предопределенья, неизбежной, предназначенной провиденьем будущности.Фатали?сты отрицают свободу воли человека и ответ его за дела.
    Повествование в этой главе ведётся от лица главного героя. Печорин, размышляя о предопределении, вспоминая юношеские мечты или принимая решение в момент опасности, обнажает перед читателем свою душу, раскрывает свой сложный и противоречивый внутренний мир. Кто может точнее описать сокровенные мысли человека, кроме него самого? Оставаясь наедине с собой, нет необходимости лгать, маскировать чувства, играть роль.
    Новеллу условно можно разделить на две основные части. Первая посвящена игре в русскую рулетку. «Может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута» – вот главный вопрос спора. Основное внимание здесь уделено поручику Вуличу.
    В поступках и высказываниях Печорина, как и в предыдущих главах, есть то, что кажется жестоким и эгоистичным. Так, он предлагает пари, ставкой которого становится жизнь поручика Вулича. Ощущая печать смерти на лице Вулича, Печорин с хладнокровной уверенностью делится своей мыслью: «Вы ненче умрёте!»
    Во второй части главным героем выступает Печорин. Он с тем же присущим его характеру хладнокровием, смелостью сам решает бросить вызов судьбе и, рискуя жизнью, обезвреживает разъярившегося казака. Смерть Вулича предначертана. То есть рок отрицать нельзя Но как бы ни была сильна вера в судьбу, нужно всегда пытаться действовать. Человек способен вмешаться в ход задуманного свыше. Иначе не будет развития. То же касается всего общества.
    Именно в этой главе мы отчётливо слышим голос автора, отражающийся в мыслях героя. Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой целого поколения: «мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению». Печорин, как нигде более, предстаёт здесь глубоко мыслящим человеком, ищущим в своей душе ответы на вопросы.
    Не случайно повесть «Фаталист» завершает роман. Она более остальных наполнена глубочайшими философским смыслом.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *