Почему самолет летит быстрее с запада на восток?

9 ответов на вопрос “Почему самолет летит быстрее с запада на восток?”

  1. Keradora Ответить

    У людей было всегда много раздумий относительно авиаперелетов. Пожалуй, самым интересным и нестандартным является вопрос: «почему самолет летит быстрее с запада на восток?», ответить на которой попробуем в этой статье.
    Давайте представим, что лодка плывет против течения. Это очень сложно, особенно в холодное время года, когда ледяной воздух дует навстречу. На небе все с точностью наоборот. Взлетная полоса и направление посадки либо взлета выбирается таким образом, дабы избежать попутного ветра. В случае с самолетом даже подойдет вариант бокового ветра.
    И тут возникает вопрос: откуда появилось это правило. А происходит это потому, что воздух, который дует «со спины», наоборот, уменьшает подъёмную силу. Соответственно, при сильном попутном ветре самолет с трудом взлетит, что, в свою очередь, может вызвать появление внештатных ситуаций. Что-то аналогичное происходит и при посадке. Только в этом случае тормозной путь будет намного больше. В этом случае есть вероятность того, что авиалайнер выкатится за пределы взлетной полосы.
    Отметим, что в России есть аэродром, где можно садиться либо взлетать только с одной стороны, так как он находится между гор. Расположено это место в Сочи. Так как попутный ветер в этом месте – довольно частое явление, взлетная полоса в несколько раз длиннее обычной. Помимо этого, в целях безопасности рядом построен запасной аэродром.

    В любом аэропорту имеется своя, заранее подготовленная схема взлета-посадки. Зачастую нужная взлетная полоса и погода объявляются пилотам прямо перед вылетом, чтобы они сумели сразу же построить маршрут и подойти для захода с правильной стороны. Стоит отметить, что в крупных аэропортах может образовываться что-то наподобие очереди. Именно поэтому и существуют комфортабельные «зоны ожидания», в которые отправляются прибывающие самолеты в тех случаях, когда возникает «пробка» в очереди на посадку.

    Каким образом определяется маршрут лайнера?

  2. .:AISON:. Ответить

    Уважаемый Denif, полагаю в данном вопросе истина для Вас важнее личных амбиций, поэтому, Вы уж извините меня, но Ваши рассуждения, на мой взгляд, ошибочны. В этом нет ничего удивительного и тем более постыдного, поскольку, хотя теория вопроса, сама по себе, не слишком сложна, но некоторые тонкости и нюансы в ней не очевидны. Данное обстоятельство, зачастую и вызывает ошибки в рассуждениях. Так что давайте попробуем разобраться в этом вопросе вместе с Вами. Чтобы суть вопроса стала лучше ясна, вначале проведем небольшой «разбор полетов». Пусть из некоторого пункта строго в плоскости меридиана, но в разных направлениях летят самолеты. Один из них, понятно, летит строго на север, другой – строго на юг. В этом случае на каждый из самолетов будет действовать сила Кориолиса. Поскольку угол между векторами скоростей самолетов и вектором угловой скорости вращения Земли максимально возможный и равен 90 градусам, то можно утверждать, что силы Кориолиса так же будут максимальными для данного положения самолетов относительно экватора. Но направление действия этих сил на разные самолеты будет различным. На один самолет сила будет действовать в направление к центру Земли, увеличивая вес самолета, на другой самолет эта сила будет действовать в обратном направлении, уменьшая его вес. Вот без полного и четкого понимания этого, дальнейшие рассуждения бессмысленны.
    Теперь рассмотрим конкретный пример: Пусть пункты А и Б, пункты старта и финиша полета, находятся на одной параллели (не на экваторе) и удалены друг от друга на максимальное для данной параллели расстояние. Т.е. пункты А и Б расположены на поверхности Земли диаметрально. Понятно, что кратчайшим путем между этими пунктами будет полет по меридиану через полюс. И так, самолет летит из пункта А по меридиану в сторону ближайшего полюса. Сила Кориолиса, действующая на самолет, будет максимально возможной для данной широты, поскольку угол между вектором скорости самолета и вектором угловой скорости равен 90 градусам. Предположим, что эта сила увеличивает вес самолета. Но эта сила не будет постоянной. По мере подлета к полюсу эта сила будет уменьшаться и на полюсе станет равной нулю, поскольку угол между векторами скоростей станет равен 0. После пролета полюса сила Кориолиса, действующая на самолет, станет возрастать по величине. Но направление ее действия изменится на противоположное, поскольку после полюса самолет, не изменив направления полета, тем не менее, стал лететь к другому полюсу, дальнему. Таким образом, за счет действия силы Кориолиса, вес самолета уменьшится. Получается, что при полете даже в одну сторону из А в Б, суммарное действие сил Кориолиса равно нулю. И полет в обратном направлении ни чего не меняет. Теперь посмотрим, что будет, если пункты А и Б расположены так, что полет можно проводить максимально близко к параллели. Ну, если самолет будет лететь строго в плоскости параллели, то силы Кориолиса не будет вовсе, поскольку угол между вектором скорости самолета и вектором угловой скорости равен нулю и, следовательно, их векторное произведение, так же будет равно 0. Собственно, так самолеты и не летают. Они летают кратчайшим путем, который лежит в плоскости проходящей через пункты А и Б и центр Земли. На карте траектория полета будет иметь вид некоторой кривой выпуклой в сторону ближайшего полюса, и симметричной относительно меридиана, проходящего через её середину. В этом случае угол между вектором скорости самолета, и вектором угловой скорости будет иметь некоторую величину больше 0 но меньше 90 градусов. По мере подлета самолета к середине пути этот угол будет уменьшаться и в середине станет равным нулю. Затем угол начнет возрастать. Но все дело в том, что знак угла на разных участках пути различен. Если, например, на первой половине пути угол между вектором скорости самолета и вектором угловой скорости положителен, то на второй половине пути угол – отрицателен. Значит и направления действия сил Кориолиса на разных участках пути различны. Таким образом, и в этом случае суммарное действие сил Кориолиса во время полета даже в одном направлении равно нулю. И полет в обратном направлении, опять же, ни чего не меняет. Короче действие сил Кориолиса не влияет на продолжительность полетов с запада на восток и обратно, если пункты А и Б лежат на одной параллели.
    На разницу в продолжительности полетов в разных направлениях не влияет, так же и факт вращения Земли, поскольку система самолет + воздух + Земля является замкнутой. И нет внешних сил, которые бы действовали на самолет, изменяя его скорость, а, значит, и время полета. Короче получается, что если факт разницы времен полетов туда и обратно объективно существует, то это однозначно указывает на то, что в верхних слоях атмосферы присутствуют постоянные воздушные течения в направлении с Запада на Восток, которые и изменяют продолжительность полетов.

  3. Shalirana Ответить

    Никогда не задумывался над этим вопросом. Действительно, если посмотреть время в пути на разных маршрутах, то в одну сторону самолет летит быстрее, а в другую дольше. Например самолет из Москвы в Новосибирск летит 4 часа, а из Новосибирск в Москву — 4 часа 15 минут. Почему так?

    Разобравшись, что к чему, оказалось, что все не так просто. Ехать на автомобиле и ходить пешком, вроде без разницы, что в одну сторону, что в другую. У самолетов же есть график, маршрут, четкое расписание. Так в чем же дело? Почему получается так, что время полета в одну сторону, занимает больше, чем в другую. Давайте рассмотрим.
    Направление ветра

    Дело в том, что на самолет, действуют разные силы. Одна из них — это ветер. Хоть пешком, хоть на автомобиле, хоть на самолете, двигаться по ветру — проще и легче. Чаще всего, ветер дует с запада на восток поэтому, если самолет летит на восток, он встречает меньше сопротивления, а значит, летит быстрее.
    Есть, конечно, правило для самолетов, что взлетать и приземляться самолет должен против ветра. Встречный поток воздуха, создает подъемную силу для взлета, а при приземлении, большее сопротивление — тормозит самолет. Но если говорить о полете, то лучше, если ветер будет попутным.

    Воздушные коридоры и время ожидания

    Плюсом к ветру, разные маршруты. Да, самолет летит из точки А в точку Б. Но есть, так называемые, воздушные коридоры, такие же как автомобильные дороги, только в воздухе. Туда и обратно, они не совпадают.
    Если самолет подлетает к аэропорту, а там уже образовалась «очередь», то диспетчер сообщает что нужно сделать еще один круг, чтобы зайти на посадку позже, либо снизить скорость перед посадкой. Все это, тоже влияет на время полета.

    Вращение Земли и сила Кориолиса

    Земля вращается и на все тела, кроме неподвижных, влияют особые силы, например, сила Кориолиса. Эта сила, отклоняет поток воздуха в сторону: в северном полушарии на восток, в южном — на запад. Из-за неинерциальной (вращающейся) силы, вес самолета изменяется. Если он летит на восток, вес становится легче, если на запад — тяжелее.
    Рассмотрим, на примере, уже названного выше рейса Москва — Новосибирск. Вылетая из Москвы, дует попутный ветер, по закону Кориолиса в этом направлении действуют неинерциальные силы, самолет становится легче и летит быстрее. Как вариант, воздушный коридор, в этом направлении может быть меньше. Так что и посадка тоже будет быстрее.
    Итак, на время полета влияет ветер, вращение земли, воздушные коридоры и время ожидания.
    Обращайте внимание на маршрут и время полета, чтобы быть в нужном месте, в нужное время.
    Автор: Николай Кабанов

  4. KaTrek Ответить

    группа: участники+
    сообщений: 20 928
    cтрана: Россия

    Ребята, помогите понять.
    В принципе, наверно, ответ прост, но я его со 100% уверенностью, так и не вычислил.
    Вопрос такой: Почему у самолета, летящего с востока на запад, время в пути больше, чем у самолета, летящего с запада на восток?
    Я, сначала, сразу подумал, что мол земля же вращается, вот и догоняет. Но при полете восток-запад, земля «летит» навстречу, а время больше — не годится.
    Потом решил, что, поскольку вместе с землей вращается и слой атмосферы, то самолету приходится преодолевать встречное течение, по аналогии с течением реки. Но река имеет скорость относительно земли, поэтому на реке — плыть по течению и против — играет роль для времени в пути, а в атмосфере нет. Тоже не годится.
    Потом решил, что по аналогии с течением реки, атмосфера должна двигаться быстрее, чем вращается земля. И погуглив, действительно нашел, что есть течения воздушных масс, достигающие 100-200км\час. И текут они, словно Гольфстрим в океане, причем именно с запада на восток, и тормозят самолеты на пути с востока. Объяснить для себя эти потоки я не могу, их природу.
    И наконец, изрядно поломав голову, этим простеньким вопросом, нагуглил и такой ответ: Имеют место силы Кориолиса, возникающие при вращении Земли. Т.е. самолет летящий с востока на запад, тяжелее, чем самолет летящий с запада на восток. И пример был, на ТУ154 вроде, что разница в весе, около полутоны. И поэтому та же мощность на двигателях тянет самолет с меньшей скоростью. Но с этим весом я, честно говоря, вообще не догоняю, в чем суть явления.
    Так вот, дайте ответ, в чем же собственно дело? Какова реальная причина разного времени?
    Речь об обычных пассажирских самолетах, точки маршрута одинаковые, например Москва — Владивосток, или Нью-Йорк — Париж, без разницы. Часовые пояса тоже не при чем. Имеется ввиду чистое время в пути, измеряемое секундомером на борту.
    Что происходит с самолетом?

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *