Почему сменяется день и ночь на земле?

10 ответов на вопрос “Почему сменяется день и ночь на земле?”

  1. Victoria_Snow Ответить

    Если вы находитесь в России, то есть в северном полушарии, и будете следить за движением Солнца, то вы увидите, что для вас оно движется слева направо (если вы стоите к нему лицом). Но это движение Солнца иллюзорно, на самом деле вращается Земля – в сторону, противоположную видимому движению Солнца. Если бы вы находились в южном полушарии и тоже следили за Солнцем, стоя к нему лицом, то для вас оно бы двигалось справа налево.
    А что определяет смену времен года? Сочетание двух факторов: движения Земли вокруг Солнца и наклона земной оси по отношению к нему на 23,4?. Не будь земная ось наклонена, не было бы и смены времен года. Именно наклон земной оси приводит к тому, что Солнце попеременно сильнее прогревает то южное полушарие Земли, то северное. Когда в северном полушарии наступает лето, в южном начинается зима. Но пройдет полгода, и все изменится – Солнце начнет сильнее прогревать южное полушарие, там настанет лето. В северном же воцарится зима.
    Наклон земной оси приводит и к тому, что длительность дня и ночи в разных частях мира неодинакова и меняется по мере движения Земли вокруг Солнца. Неизменна она лишь на экваторе и полюсах: на экваторе день и ночь в любое время года равны двенадцати часам, на полюсах день и ночь всегда длятся по полгода. Для остальных территорий длительность дня и ночи плавно меняется от летнего солнцестояния 21 июня, когда день максимален, а ночь наиболее коротка, до зимнего солнцестояния 21 декабря, когда день очень короток, а ночь самая продолжительная.

  2. Mightworker Ответить

    Загадка суточного цикла будоражила людей с глубокой древности. Многие народы, исчезнувшие с лица Земли, поклонялись Солнцу как высшему божеству, дарящему жизнь, свет и тепло. Согласно представлениям древних греков, бог Солнца Гелиос каждое утро выезжает на небесный свод в своей золотой колеснице и целый день едет с востока на запад.
    У славянских народов тоже была похожая легенда, в которой Солнце-Ярило поутру выезжает из золотого дворца на колеснице, весь день едет по небосводу, осматривая свои владения, а ночью спускается в темные чертоги богини смерти Морены, где садится в ладью, запряженную гусями и лебедями, и плывет по морю, возвращаясь в свой дворец.

    Во многих древних легендах встречается сюжет, согласно которому ночь – это чудовище, которое каждый вечер проглатывает Солнце, а поутру, не в силах вынести нестерпимого жара в животе, отрыгивает его, выпуская на небосвод.
    Как мы видим, уже в глубокой древности люди понимали, что смена дня и ночи напрямую зависит от Солнца.

    Научные представления

    В течение долгих веков люди считали, что Земля представляет собой плоский блин, плавающий в безбрежном Мировом океане под хрустальным небесным сводом, на котором прикреплены маленькие огоньки – звезды. Смена дня и ночи происходит благодаря движению по этому своду Солнца, представляющего собой огненный шар, который специальное божество ежедневно провозит в ладье или колеснице.
    Первой попыткой представить с научной точки зрения, почему день и ночь сменяют друг друга, были труды древнегреческого ученого и философа Аристотеля. Он сумел, наблюдая за лунными затмениями, сделать вывод о том, что Земля имеет форму шара, но считал, что Солнце, такой же шар, только состоящий из огня, вращается вокруг Земли по своей небесной сфере.

    Эта теория господствовала в мире очень долго – почти полторы тысячи лет, до тех пор, пока Николай Коперник не разработал свою знаменитую гелиоцентрическую модель Вселенной.
    Теория Коперника основывалась на математических расчетах. Это был первый ученый, который выстроил модель Солнечной системы с Солнцем в центре, вокруг которого вращаются планеты. Смену дня и ночи он объяснил вращением Земли вокруг своей оси. Как показали дальнейшие исследования, он был совершенно прав.

    Почему день и ночь сменяют друг друга?

    Для того, чтобы понять, почему на Земле происходит постоянная смена дня и ночи, достаточно воссоздать этот процесс при помощи простейшей модели. Возьмите глобус и поставьте его напротив включенной настольной лампы, которая будет изображать Солнце.
    Подтолкните глобус, чтобы он вращался на оси, и наблюдайте, как лампа периодически освещает то одну, то другую его сторону. В то время, как одна из сторон глобуса освещена, другая погружается в тень. Именно так и происходит смена дня и ночи на нашей планете.
    Вращение происходит достаточно быстро, чтобы ночная сторона не успела слишком сильно остыть, а дневная – чересчур разогреться под солнечными лучами. В этом Земля выгодно отличается, к примеру, от Венеры, сутки на которой длятся около четырех земных месяцев. Равномерность вращения позволяет сохранить на поверхности Земли достаточно стабильную температуру, что является одним из условий существования живых существ.

    Почему день и ночь имеют разную продолжительность?

    В зависимости от времени года продолжительность дня и ночи изменяется, причем в довольно существенных пределах. Самый короткий световой день (зимой) и самая короткая ночь (летом) длятся всего 6 с небольшим часов.
    Это происходит из-за того, что воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля, не перпендикулярна ее орбите, а немного наклонена по отношению к ней. Получается, что разные участки поверхности неодинаково освещаются Солнцем в ходе годового цикла вращения. Чем дальше от экватора и ближе к полюсам, тем больше эта разница.

    Летом в районах, расположенных неподалеку от Полярного круга, бывают короткие периоды, когда даже после захода Солнца не наступает полная темнота. Это явление получило название «белых ночей».
    Хотя считается, что белые ночи бывают только в Санкт-Петербурге, это не совсем так. Аналогичные периоды бывают в Архангельске, Пскове, Казани, Сыктывкаре и прочих северных регионах России.

  3. Lokerok Ответить

    Ольга Климова
    «Смена дня и ночи». Конспект занятия в средней группе
    Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
    Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
    Цели:
    Учить детей отгадывать загадки, узнавать по описанию действий людей, часть суток.
    Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи, утра от положения Земли по отношению к Солнцу.
    Закрепить понятие «Солнечная система».
    Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов. Упражнять в образовании новых слов с помощью приставок, суффиксов. Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением.
    Целевые ориентиры дошкольного образования:
    развивать познавательный интерес к смене дня и ночи;
    обогатить словарный запас детей, продолжать формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, познакомить с новой загадкой,
    Материалы и оборудование:
    глобус, на котором в определенном месте прикрепляется бумажная елочка (флажок); плакат Солнечной системы; картинка с изображением дня, вечера, ночи, утра; настольная лампа; альбомный лист, карандаши.
    Предварительная работа: Беседа по теме «Солнечная система», рассматривание иллюстраций с изображениями планет, заучивание «Астрономической считалки» А. Усачева.
    Словарная работа: Солнечная система, ось; Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
    Содержание
    организованной деятельности детей
    1. Организационный момент.
    Воспитатель: Смена дня и ночи. Днем светло, а ночью темно. Почему так происходит? Почему день сменяется ночью?
    Дети: Земля, вращаясь, отворачивается от Солнца.
    Воспитатель: Но прежде чем начать новую тему, нужно вспомнить нашу предыдущую беседу, на которой мы говорили о Солнечной системе. Рассмотрим изображение Солнечной системы. Кто знает названия этих планет?
    Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
    Воспитатель: А запомнить названия и очередность планет вам лучше поможет «астрономическая считалка»:
    На Луне жил звездочет,
    Он планетам вел подсчет.
    Меркурий – раз, Венера – два-с,
    Три – Земля, четыре – Марс.
    Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
    Семь – Уран, восьмой – Нептун,
    Девять – дальше всех – Плутон.
    Кто не видит – выйди вон.
    Воспитатель: А на какой из планет Солнечной системы живем мы? Какую из девяти мы (люди) знаем лучше всех?
    Дети: Земля.
    Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отгадать загадку:
    Ни начала, ни конца;
    Ни затылка, ни лица;
    Знают все, и млад и стар,
    Что она большущий шар.
    Дети: Земля.
    Воспитатель: А как вы думаете, влияет ли Солнце на нашу жизнь на земле?
    Дети: Влияет.
    Воспитатель: Как влияет?
    Дети: Оно греет Землю.
    Воспитатель: Солнце когда-нибудь отдыхает?
    Дети: Не отдыхает.
    Воспитатель: Что делает Солнце ночью? (ведь мы его невидим)
    Дети: Оно также греет Землю, но с другой стороны, с той которую мы не видим.
    Воспитатель: Люди часто говорят про Солнце: «Просыпается Солнышко», «Солнце под гору скатилось, за лес село. А вы как думаете, Солнце движется?
    Дети: Нет.
    Воспитатель: Когда Солнце просыпается, какая часть суток наступает?
    Дети: Утро.
    Воспитатель: Сейчас давайте с вами немного разомнемся
    Все встали и повторяем за мной.
    Физминутка
    Каждый день по утрам,
    Делаем зарядку
    Очень нравится нам,
    Делать по порядку:
    Весело шагать,
    Руки поднимать,
    Приседать и вставать,
    Прыгать и скакать.
    Воспитатель: На самом деле Солнце никогда ни движется, оно находится на одном месте, и это видно на схематических изображениях Солнечной Системы. Оно как огромный, раскаленный шар излучает тепло и свет. Солнце никогда не отдыхает, оно вечный труженик. Всегда светит и всегда греет. На самом Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, растениям, животным.
    А вот наша планета Земля не стоит на месте, а все время вертится (демонстрируется глобус).
    Наша милая планета
    (Ты, конечно, знаешь это)
    Каждый день и каждый год
    Совершаешь оборот.
    А с Земли при наблюденье
    Создается впечатленье,
    Что кружиться не она,
    А все звезды и Луна.
    Воспитатель: Земля имеет форму шара. Она постоянно вращается вокруг своей оси, как волчок, только очень медленно. А осью вокруг, которой вращается наша планета, называется воображаемая линия, проходящая от Северного полюса через центр Земли к Южному полюсу (показывает на глобусе). А вообще осью называется стержень, вокруг которого вращается тело. Вы можете увидеть ось в колесе велосипеда, в детской коляске, в игрушечном волчке и других предметах. А ось земли – это воображаемая линия. А у глобуса сделана настоящая металлическая ось.
    Воспитатель: Земля вращается, но мы этого не замечаем, потому что, она вращается очень плавно, а вместе с ней вращаемся и мы, и все земные тела – моря, океаны, горы, леса и даже воздух окружающий землю. Полный оборот Земли вокруг своей оси происходит за сутки, или за 24 часа. Когда та часть Земли, на которой мы живем, повернута от света Солнца, у нас ночь. В то же время у людей, живущих на другой стороне Земного шара, день. И так день сменяет ночь, а ночь – день, потому что Земля вертится, поворачиваясь к Солнцу то одной, то другой стороной.
    Воспитатель: Солнце восходит утром, когда твоя сторона Земли поворачивается к нему. И Солнце заходит вечером, когда твоя сторона Земли отворачивается от него.
    Друг за дружкой чередой,
    Мирно ходит брат с сестрой.
    Братец будит весь народ,
    А сестра наоборот –
    Спать немедленно зовет.
    Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отправиться в космическое путешествие на ракете.
    Физминутка
    А сейчас мы с вами дети,
    Улетаем на ракете,
    На носко поднялись.
    А потом руки вниз.
    Раз, два, три, четыре –
    Вот летит ракета ввысь!
    Воспитатель: Мы с вами побывали в космосе, и теперь я вам предлагаю нарисовать рисунок на тему: «Что мы видели из космической ракеты».
    Воспитатель: Ваши пальчики устали и давайте их немного разомнем.
    Пальчиковая гимнастика
    Наши руки как цветочки,
    Пальчики как лепесточки.
    Солнце просыпается —
    Цветочки раскрываются,
    В темноте они опять
    Будут очень крепко спать.
    1–4 строчки – раскрываем ладони обеих рук и шевелим поочередно каждым пальцем-«лепестком».
    5–6 строчки – крепко сжимаем обе руки в кулаки.

  4. Nuanrad Ответить

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
    ТЕМА: Почему на земле день сменяется ночью?
    Цель: расширять знания учащихся об особенности движения Земли вокруг своей оси.
    Задачи: создать условия для формирования представлений о смене дня и ночи посредством  демонстрации с помощью глобуса движения Земли вокруг своей оси.
    Предметные: формировать представление о том, что вращение Земли вокруг своей оси влияет на смену дня и ночи.
    Личностные: мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний
    Познавательные: работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)
    Регулятивные: следовать инструкции при выполнении задания.
    Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание, развитие навыков сотрудничества со сверстниками., договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, развитие мыслительных процессов.
    Оборудование: глобус, фонарик, лампа настольная, иллюстрации с изображением Солнца и Земли, мультимедийный проектор
    Сценарий урока
    I. Организационный момент.
    II. Актуализация опорных знаний
    -О чем мы говорили на прошлом уроке? О планете Земля
    -Что вы можете рассказать интересного о Земле? Сообщения детей
    Послушайте стихотворение и скажите, о чём оно?
    (ученик читает стихотворение)
    Земля
    Есть одна планета-сад
    В этом космосе холодном.
    Только здесь леса шумят,
    Птиц скликая перелётных.
    Лишь на ней одной цветут
    Ландыши в траве зелёной,
    И стрекозы только тут
    В речку смотрят удивлённо…
    Береги свою планету-
    Ведь другой, похожей,  нету!
    А сейчас  поработаем в группах
    – Допишите нужные слова:
    Ближайшая к Земле звезда – ________ (Солнце).
    Планета Земля имеет форму, похожую на _______ (шар). Глобус – _________ (модель Земли).
    Чего на Земле больше: суши или воды? _________ (Воды.)
    Если смотреть на глобус сверху, то можно увидеть _______ (Северный полюс и Северное полушарие).      Линия, разделяющая глобус на Северное и Южное полушарии, – _________ (экватор).   Наша Родина – _________ (Россия). Наша Родина находится в каком полушарии? _______ (Северном.)    Самопроверка-слайд
    III. Открытие нового знания. Целеполагание.
    Отгадайте, о чем мы сейчас будем говорить?
    Друг за дружкой чередой
    Мирно ходит брат с сестрой.
    Братец будит весь народ.
    А сестра – наоборот,
    Спать немедленно зовёт. (День и ночь)
    Откройте содержание учебника и найдите  сами тему нашего урока, сформулируйте цель урок
    IV. Первичное восприятие  новых знаний.
    1.Беседа
    – Как мы определяем, что наступил день? Что вы знаете о Солнце?
    Обычно мы говорим «Солнце взошло» или «Солнце село», нам кажется, будто Солнце ходит вокруг Земли. Но все обстоит как раз наоборот. Когда вы едете по гладкой дороге, что вам кажется, глядя в окно? Будто машина стоит на месте, а мимо мчатся дома и деревья. Это – иллюзия, обман зрения. Точно так же обманывает нас зрение при наблюдениях за Солнцем.
    Земля безостановочно кружится вокруг Солнца. Мы не замечаем ее движения просто потому, что она летит в пространстве без толчков и тряски: словно автомобиль по отличной дороге. Вместе с нами движутся и все предметы, окружающие нас, не меняя своего положения. Давайте рассмотрим глобус со всех сторон. Поворачивайте его вокруг своей оси. Вот так вращается Земля, подставляя каждую сторону Солнцу. Полный оборот она совершает за сутки. Сколько часов в сутках? (24 часа.) За сутки на земном шаре сменяются день и ночь.
    Ф и з к у л ь т м и н у т к а
    2.Применение теоретических знаний в условиях выполнения заданий.
    – Возьмем фонарик и представим, что это Солнце. Осветите фонариком глобус. Как освещается модель Земли? (Солнце освещает только половину поверхности земного шара, поэтому когда на обращенной к Солнцу стороне Земли день, в это же время на противоположной стороне – ночь.)
    – Давайте наведем фонарик на территорию нашей Родины. У нас светит солнце, значит, у нас…? (День.) А что сейчас в Америке? (Ночь.) А на Атлантическом океане – утро, а на Дальнем Востоке – вечер.
    – Что  бы  произошло,  если  бы  Земля  не  вращалась  вокруг  своей оси? (То на одной стороне земного шара всегда был бы день, а на другой – вечная ночь.)
    – Земля, вращаясь вокруг своей оси в течение суток, поворачивается к Солнцу то одной, то другой стороной, и от этого происходит на Земле смена дня и ночи.
    V. Закрепление изученного. Работа в парах
    – Давайте проведем опыт так, как это сделали Маша и Миша (учебник, с. 22).
    – Что происходило, когда ваш сосед поворачивался? (Прошли сутки.)
    – За сколько времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси? (За 24 часа.)
    – Как можно назвать по-другому? (Земные сутки.)
    – Сколько оборотов вокруг воображаемой оси сделает Земля за неделю? (7 раз.) За две недели? (14 раз.) За месяц? (30 или 31 раз.)
    Ф и з к у л ь т м и н у т к а
    Р а б о т а   в   т е т р а д и  (с. 7).
    – Самостоятельно заполните пропуски в  з а д а н и и  № 9. Раскрасьте рисунок в  з а д а н и и  № 10.
    Самопроверка слайд.    Проверьте и оцените себя.
    VI. Рефлексия. Выберите нужную фишку-рожицу:
    Вы считаете, что урок прошёл для вас с пользой,  вы научились и можете помочь другим.
    Вы считаете, что научились, но вам ещё нужна помощь.
    Вы считаете, что было трудно на уроке
    VI.  Д/з:  в т стр.8 №11 и №12
    VII.  Итог урока.
    – Как происходит смена дня и ночи?
    – Почему Солнце всегда освещает лишь одну половину Земли?

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *