Почему смерть все таки отстала от героя?

2 ответов на вопрос “Почему смерть все таки отстала от героя?”

  1. YDUWEBAS Ответить

    Автор работы:
    Московкина Анастасия Алексеевна
    МБОУ «Большелычакская СОШ»
    Руководитель:
    Воловатова Валентина Ивановна
    Русский чудо – человек.
    (По поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»)
    Цель работы: раскрыть народный  характер, обобщенный в образе Василия Теркина.
    Задачи:
    проникнуть в замысел автора;
    показать роль  поэмы Твардовского  в годы войны;
    осознать истоки нашей победы;
    понять, почему Твардовский постоянно подчеркивает обыкновенность своего героя Василия Теркина;
    научиться понимать чувства, переживания человека, проникнуться гордостью за русский народ-победитель.
    «Василий Теркин» – это лучшее из
    всего написанного о войне на войне.
    К.Симонов.
    Вступление
    «Василий Теркин» – это книга  «про бойца».
    Александр Трифонович военным корреспондентом прошел трудными дорогами Великой Отечественной от начала и до её конца. Он писал очерки о героизме солдат пехоты и артиллерии, об отважных лётчиках и танкистах… Бывая на передовой, поэт знал, как после страшного боя защитникам Родины на отдыхе был нужен не только горячий обед полевой кухни, но и хорошая песня, добрая шутка и весёлый смех. И решил он написать большое поэтическое произведение, где жестокости немецких захватчиков противопоставлялись сила духа и вера в Победу, доброта и жизнелюбие наших воинов-освободителей.
    Крупнейшим поэтическим произведением о Великой Отечественной войне является поэма Александра Твардовского “Василий Теркин”. Поэма Александра Твардовского “Василий Теркин” с газетного листа шагнула в ряд бессмертных произведений русской литературы. С того трагического и героического времени уже прошло много лет, но “Василия Теркина” читают все с тем же интересом, потому что в этом произведении нашел отражение великий подвиг нашего народа, победившего германский фашизм.
    Обыкновенный солдат.
    Теркин Василий Иванович – главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян:
    Просто парень сам собой
    Он обыкновенный.
    Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны,  становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни.
    Василий Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом.
    Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны, говорит, что воюет с самого начала, трижды оказывался в окружении, был ранен. Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями. Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии. По дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству. Теркин вступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом одолев, берет его в плен. Неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик. Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село. Герой  тяжело ранен.
    Теркин – балагур и весельчак, душа солдатской компании. Недаром товарищи любят слушать его то шутливые, а то и серьезные рассказы. Вот они лежат в болоте, где перемокшая пехота мечтает уже даже о том, чтобы «хоть бы смерть, да на сухом». Сыплет дождик. И даже покурить нельзя: размокли спички. Солдаты все клянут, и кажется им, «хуже нет уже беды». А Теркин усмехается и начинает длинное рассуждение. Говорит он о том, что пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там: вся Россия! Вот в прошлом году, когда немец  рвался к Москве и пел «Москва моя», тогда и нужно было кручиниться. А нынче немец совсем не тот, «этой песней прошлогодней нынче немец не певец». А мы про себя думаем, что ведь и в прошлом году, когда совсем тошно было, находил Василий слова, которые помогали товарищам. Такой уж у него талант. Такой талант, что, лежа в мокром болоте, засмеялись товарищи: легче стало на душе.
    Настоящий солдат.
    Но больше всего поражает  глава «Смерть и воин», в которой раненый герой замерзает и чудится ему, что пришла к нему смерть. Лежа раненым в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь. И стало трудно спорить ему с ней, потому что истекал он кровью и хотел покоя. И чего уж, казалось, держаться за эту жизнь, где вся радость-то в том, что или замерзнуть, или рыть окопы, или бояться, что убьют тебя… Но не таков Василий, чтобы легко сдаться Косой:
    Буду пикать, выть от боли,
    Гибнуть в поле без следа,
    Но тебе по доброй воле
    Я не сдамся никогда,-
    шепчет он. И воин побеждает смерть. В конце концов его обнаруживают бойцы, и он говорит им:
    Уберите эту бабу,
    Я солдат еще живой.
    И подумала впервые Смерть, глядя со стороны:
    До чего они, живые.
    Меж собой свои – дружны.
    Потому и с одиночкой
    Сладить надобно суметь.
    Нехотя даешь отсрочку.
    И, вздохнув, отстала смерть.
    Теркин – тертый, терпеливый.
    Фамилия Теркин созвучна слову «тереть».
    Фразеологизм «Тертый калач» – значит «побывал в переделках».
    Невольно вспоминается пословица: терпение и труд все перетрут. Василий близко к Ване, Теркин — перетертый, перемятый жизнью. Но в том-то и сила русского человека, что он стойкий ко всем жизненным невзгодам. Выстояв, сохранив в себе лучшие человеческие качества, “русский чудо-человек” смог отстоять независимость и свободу миру.
    Главная черта характера состоит в том, что он чувствует себя неотъемлемым от советского народа и не представляет свою судьбу в отрыве от него. Даже рассказывая о своем личном участии, он выражает это словами, которые не могут относиться к одному человеку, лишь к массе людей. Это человек глубокой души, с глубокими мыслями, с серьезными чувствами и переживаниями. Это тот «святой и грешный чудо – человек», который выстоял и победил в одной из величайших войн. В образе Василия Теркина поэт сумел выразить главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты. “Книга про бойца” — это произведение “без особого сюжета”, “без начала, без конца”, так как на войне, когда в любую минуту можно погибнуть. Сознавая свою большую ответственность очевидца, Твардовский размышляет о своем герое и говорит:
    В чем-то я его богаче, —
    Я ступал в тот след горячий,
    Я там был. Я жил тогда…
    Поэт вместе со своим героем пережил все тяготы и горечь войны. Правдиво описывает он драму отступления нашей армии, солдатский быт, страх смерти, горе бойца, который спешит в только что освобожденную родную деревню и узнает, что нет у него больше ни дома, ни родных. Нельзя равнодушно читать строки о том, как
    … бездомный и безродный,
    Воротившись в батальон,
    Ел солдат свой суп холодный
    После всех, и плакал он.
    На краю сухой канавы,
    С горькой, детской дрожью рта,
    Плакал, сидя с ложкой в правой,
    С хлебом в левой, — сирота.
    Путь русского труженика-солдата, советского солдата печальных дней отступления, возникает в главе “Перед боем”:
    Вслед за властью за советской,
    Вслед за фронтом шел наш брат…
    Но в этой горькой картине больше оптимизма и веры в конечную победу, чем в иных бравурных маршах. В знаменитой главе “Переправа” трагическое переходит в героическое:
    Бой идет — святой и правый,
    Смертный бой не ради славы,
    Ради жизни на земле.
    Обычное, “мирное” слово “переправа” приобретает трагическое звучание:
    Переправа, переправа!
    Берег левый, берег правый,
    Снег шершавый, кромка льда…
    Кому память, кому слава,
    Кому темная вода, —
    Ни приметы, ни следа…
    Динамичные, скупые, точные в описании событий строки поэмы потрясают читателя. Твардовский разворачивает картину трагической гибели русских солдат. Глубокая скорбь звучит в этих строчках:
    И увиделось впервые,
    Не забудется оно:
    Люди теплые, живые
    Шли на дно, на дно, на дно…
    Бывалый солдат.
    В центре поэмы — народный характер, обобщенный в образе Василия Теркина. Это не просто балагур и весельчак, каким он кажется с первого взгляда. В главе “На привале”, где он впервые рассказывает о себе — молодом бойце, мы узнаем, что ему уже порядком досталось от войны. Он был трижды в окружении:
    Был рассеян я частично,
    А частично истреблен…
    Но, однако, жив вояка.
    И вот приходит к солдатам Теркин со своей “политбеседой”, короткой и простой:
    Я одну политбеседу повторял: —
    не унывай,
    Не зарвемся, так прорвемся.
    Будем живы — не помрем.
    Срок придет, назад вернемся.
    Что отдали — все вернем.
    Тяжела война, страшны потери, но самый большой урон — это уныние, отчаяние, безверие. Солдату нужно крепиться. Вот и вся теркинская “пропаганда”, но сколько в ней спрессовано народной мудрости и уверенности в том, что зло не может быть бесконечным и безнаказанным.
    Теркин встает перед всеми как бывалый солдат, для которого жизнь — это оставшийся от отца дом, милый, обжитой и находящийся в опасности. Он — работник, хозяин и защитник этого дома. В Теркине чувствуется большая душевная сила, стойкость, умение подниматься после каждого удара. Вот он шуткой смягчает рассказ о трех “сабантуях”; вот он ест “со смаком” солдатскую пищу; вот невозмутимо укладывается на сырой земле под дождем, укрывшись “одной шинелькой”.
    Мечта Теркина о награде (“Я согласен на медаль”) — это не тщеславное желание прославиться или выделиться. На самом деле это желание увидеть родные края и родных людей свободными. В главе “О горе”, когда Теркин с любовью, с “дрожью сердечной” вспомнил смоленскую родную землю, глотнул ее воздух, услышал ее голос, восклицает от всей души:
    Мне не надо, братцы, ордена,
    Мне слава не нужна,
    А нужна, больна мне Родина,
    Родная сторона!
    Не раз смерть встает в “книге про бойца” в самых различных обстоятельствах и обличиях. О ней сказано без смягчений, в прямых словах и точных подробностях:
    Ждут, молчат, глядят ребята,
    Зубы сжав, чтоб дрожь унять…
    Ты лежишь ничком, парнишка,
    Двадцати неполных лет.
    Вот сейчас тебе и крышка.
    Вот тебя уже и нет.
    Смерть тушит все краски жизни, она подло обкрадывает человека. Инстинктивному страху смерти нужно уметь по-человечески противостоять, если не можешь ее одолеть.
    Нет, товарищ, зло и гордо,
    Как закон велит бойцу,
    Смерть встречай лицом к лицу
    И хотя бы плюнь ей в морду,
    Если все пришло к концу…
    Солдат-богатырь.
    Знаменательно то, что Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это вполне реальный солдат, стойкий боец Советской Армии. С другой стороны, это русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет.
    Богатырь не тот, что в сказке —
    Беззаботный великан,
    А в походной запояске.
    Человек простой закваски…
    В муках тверд и в горе горд
    Теркин жив и весел, черт!
    Любимый герой.
    В последней главе «От автора» Александр Трифонович размышляет о своём творчестве и о Василии Тёркине, о погибших и живых воинах, заканчивая главу такими словами:
    …Пусть читатель вероятный
    скажет с книжкою в руке:
    – Вот стихи, а всё понятно,
    Всё на русском языке…
    С мыслью, может, дерзновенной
    Посвятить любимый труд
    Павшим памяти священной –
    Всем друзьям поры военной,
    Всем сердцам, чей дорог суд.
    Благодаря замечательной книге А. Твардовского простой солдат Василий Тёркин стал всенародно любимым героем Великой Отечественной, и для каждого участника войны верным боевым другом-однополчанином. Правдивый образ неунывающего, смелого и вечно молодого бойца Василия Тёркина, – пример для подражания подросткам и юношам – будущим защитникам нашего Отечества.
    Василий Теркин стал любимейшим героем; он раньше автора, создавшего его, был воплощен в скульптуру, установленную на Смоленщине. Твардовский нигде не описал внешность Теркина, но этот боец узнаваем.
    То серьезный, то потешный,
    Нипочем, что дождь, что снег, —
    В бой, вперед, в огонь кромешный,
    Он идет, святой и грешный,
    Русский чудо-человек.
    Почему Василий Теркин стал одним из самых любимых литературных героев, я бы сказала: «Мне нравится его жизнелюбие».  Смотрите, он на фронте, где каждый день смерть, где никто «не заколдован от осколка-дурака, от любой дурацкой пули». Порой мерзнет или голодает, не имеет вести от родных. А он не унывает. Живет и радуется жизни.   Он может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. Но вот вынужденная стоянка, «а мороз ни стать, ни сесть». И Теркин заиграл на гармони:
    И от той гармошки старой,
    Что осталась сиротой,
    Как-то вдруг теплее стало
    На дороге фронтовой.
    Русский чудо-человек.
    В литературе о войне трудно отыскать образ равный Василию Теркину. Он не уклоняется от схваток, не щадит в них себя, он чувствует ответственность «за Россию, за народ и за все на свете», но знает боец и цену своей единственной жизни. Слепой стихии смерти  он противопоставляет собственную зрячесть, здравый смысл, житейский и бытовой опыт, мудрость крестьянина и солдата. Оптимизм и нравственное здоровье Теркина – от сознанья правоты, чувства реальности, долга перед людьми, перед родной землей, всеми поколениями, соотечественниками.
    Это «Русский чудо – человек,   национальный тип».
    «Книга про бойца» была очень нужной на фронте, она поднимала дух солдат, побуждала сражаться за Родину до последней капли крови.
    Связь времен.
    Есть в поэме и героизм, и человечность, и та “скрытая теплота патриотизма”, которая была у Льва Толстого при описании другой Отечественной войны — 1812 года. Эта параллель не случайна. Ведь эпический герой Твардовского — русский солдат, наследник своих героических предков:
    Тем путем идем суровым,
    Что и двести лет назад.
    Проходил с ружьем кремневым
    Русский труженик-солдат.
    В образе Теркина раскрываются глубокие национальные традиции русского народа. Он
    «не иной какой, не энский, безымянный корешок». В Теркине очень развито чувство национального самосознания. И именно поэтому он так легко находит общий язык со старым русским солдатом – участником I мировой войны (глава «Два солдата»). Теркин с любовью и уважением относится к прошлому своей родины и ее воинским традициям.  Единство поэме придает общая тематика — жизнь воюющего человека, обычного, земного, но и “чудо-человека”, не теряющего веры в себя и товарищей, в грядущую победу.
    В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду. В поле зрения А. Т. Твардовского в поэме «Василий Теркин» находится не только фронт, но и те, кто трудится в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют, они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное – мечтают о мирной жизни.
    Имя Василия Теркина стало легендарным и нарицательным.
    Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца».
    Заключение
    Поэт отобразил противостояние фашизму всех народов, населяющих Россию, тогда еще входивших в состав Советского Союза. Единство всех наций и народностей помогло одолеть сильного врага. Все понимали, что от победы зависит их дальнейшее существование на земле.  Герой Твардовского сказал об этом простыми, всем запомнившимися словами:
    Бой идет святой и правый.
    Смертный бой не ради славы,
    Ради жизни на земле…
    Выражением единства народного духа как раз и явилась поэма Твардовского. Поэт специально выбрал для поэмы самый что ни есть простой народный язык. Он это сделал для того, чтобы его слова и мысли дошли до каждого русского человека. Когда, например, Василий Теркин говорил своим товарищам-бойцам о том, что
    …Россию, мать-старуху,
    Нам терять нельзя никак.
    Наши деды, наши дети,
    Наши внуки не велят, —
    эти слова мог повторить вместе с ним и уральский сталевар, и крестьянин из Сибири, и белорусский партизан, и ученый из Москвы.
    В  «Книге про бойца»  поэт показал: в единстве народа – залог жизнестойкости и всей России, и каждого человека в отдельности, в том числе и Василия Теркина. И эта поэма – один из памятников русскому солдату.
    Так и уходит Василий Теркин сквозь все стихии мира в бой, в будущее, в духовную историю нашего общества.
    В глубоко правдивой, исполненной юмора, классически ясной по своей поэтической форме поэме «Василий Тёркин» (1941–1945) А. Т. Твардовский создал бессмертный образ советского бойца. Наделённое проникновенным лиризмом  произведение стало олицетворением патриотизма и духа нации.
    Василий Теркин стал любимейшим героем; он раньше автора, создавшего его, был воплощен в скульптуру, установленную на Смоленщине.
    Памятник литературному герою вещь вообще редкая, а в нашей стране в особенности. Но мне кажется, что герой Твардовского заслужил эту честь по праву. Ведь вместе с ним памятник получают и миллионы тех, кто так или иначе походил на Василия, кто любил свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного положения и умел шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть на гармони и послушать музыку на привале. Многие из них не обрели даже своей могилы. Пусть же памятник Василию Теркину будет памятником и им.  Поэма Твардовского была действительно народной, вернее, солдатской поэмой. По воспоминаниям Солженицына, солдаты его батареи из многих книг предпочитали больше всего ее да «Войну и мир» Толстого. «Но со времен фронта я отметил «Василия Теркина» как удивительную удачу… Твардовский сумел написать вещь вневременную, мужественную и неогрязненную…».
    А.И. Солженицын.
    Список использованной литературы.
    «Василий Тёркин» Александр Твардовский, Собрание сочинений, М.: «Художественная литература», 1966.
    «В тяжкий час земли родной» Из воспоминаний военного корреспондента Евгения Воробьёва.
    «Я в свою ходил атаку…» из дневников А. Твардовского за 1942 год / «Российская газета» — Неделя № 3763 от 6 мая 2005 г.
    История русской литературы XX века (20—90-е годы). Основные имена. А. Т. Твардовский / под редакцией Кормилова С. И.
    «Как был написан „Василий Тёркин“» Александр Твардовский.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *