Почему в комедии недоросль так актуальна тема воспитания?

11 ответов на вопрос “Почему в комедии недоросль так актуальна тема воспитания?”

  1. MixFix Ответить

    Собственно само название комедии говорит о том, что тема воспитания является основной, ведь недоросль, это фактически официальное название необразованных молодых дворян, т.е. не имевших свидетельств об образовании, которым, в соответствии Указом Петра Великого от 1714 года, запрещено было служить и жениться.
    Собственно, в этой комедии, в тему воспитания вовлечены все персонажи, как положительные, так и отрицательные. Как раз по уровню воспитания и происходит деление персонажей. Положительные герои, это образованные и наоборот, все отрицательные персонажи относятся к невоспитанным и необразованным людям.
    Алчным неучам в лице Простаковой, Скотинина, Митрофанушки в противовес поставлены справедливость Правдина, краткость Софьи, мудрость Стародума, благородство и честность Милонова.
    Конечно, Фонфизин, как сторонник образования и воспитания, остро реагировал на существовавшие в его время настроения молодежи, которая не хотела учиться, плюс к этому в России существовала достаточно устаревшая форма обучения, которая требовала реформирования и как результат – его взгляд и мнение на существовавшие проблемы в воспитании и образовании, выразившиеся в этой комедии.

  2. Cмит в Трусах Ответить

    Пьесу Фонвизина «Недоросль» считают и в наше время актуальной и поучительной. Она стоит в одном ряду с другими шедеврами мировой литературы. Пьеса, которая по форме является комедией, по своей сути выявляет трагические моменты действительности автора – проблемы самодержавия, крепостного права и воспитания. Последняя проблема является центральной в произведении, потому что всю пьесу можно назвать комедией воспитания.
    Вопрос воспитания волнует практически всех героев в произведении. Но вот понимают его они не одинаково.
    Почему воспитание так волновало умы? От него зависело то, будет ли человек вхож в высшее общество или нет. Поэтому даже необразованная госпожа Простакова старается дать своему сыну образование и воспитание. Но делает это неумело, поэтому и результат выходит обратным.
    Фонвизин написал «Недоросля» в 1782 году – во времена правления Екатерины II, которая поощряла всевластие помещиков-самодуров. Крепостное право тогда расцвело «в полной красе» и развратило молодые умы недорослей. Они ведь видели, как обирают крестьян и что за это не наказывают. Поэтому, о каком благородном воспитании могла идти речь?
    Проблема воспитания очень заботила автора. Он пытался подтолкнуть общество к возвращению просвещения в государстве. Фонвизин верил, что только воспитанные в духе просвещения могут стать достойными правителями страны. Но пока что писатель видел лишь злонравное воспитание молодого поколения и ярко это показал на примере героя Митрофана. Кажется, что его история преувеличена – и от этого выглядит смешной. Однако таких Митрофанушек тогда было много, да и сейчас они есть. А вот такие, как Софья и Милон, умные и благородные, скорее были исключением. Но именно их всячески поддерживает автор, наделяя лучшими качествами и делая для них хороший финал.
    Фонвизин в пьесе сталкивает два взгляда на воспитание: патриархальное, сторонниками которого являются Простакова и Скотинин и передовое, сторонниками которого являются Стародум и Правдин. Результатом воспитания первых стал недоучка Митрофан, а вторых – благородные и умные Софья и ее возлюбленный Милон. Так, показывая взращенные разным воспитанием плоды, автор убедительно отвечает на вопрос, какое воспитание лучше. Конечно же – это передовое просветительское воспитание.
    Госпожа Простакова имеет консервативные взгляды. Она считает, что женщине не обязательно уметь читать и писать и гордится тем, что иначе воспитана. Для чего же она нанимает учителей для своего сына? Во-первых, чтобы его не забрали на службу, во-вторых, чтобы он мог войти в высшее общество. Ведь чего-чего, а тщеславия хватало этой госпоже. Она старается во всем демонстрировать свою власть, стремится подчинить себе своих родных. Поэтому Софье она не считает нужным говорить заранее о ее помолвке с господином Скотининым. Героиня считает, что девушка должна безоговорочно ее слушать. Узнав о том, что Софья станет наследницей Стародума, она плетет интриги, пытаясь ее выдать замуж за сына Митрофана.
    Фонвизин показывает в комедии, что систему воспитания и образования надо менять в корне.

  3. Adoradwyn Ответить

    Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней
    затрагиваются важнейшие вопросы вос­питания гражданина,
    образования, нравственности, произвола помещиков.
    Тема воспитания и образования в дворянских семьях была од­ной из актуальных
    в России в начале XIX века. «В России до­машнее воспитание есть самое
    недостаточное, самое безнравст­венное; ребенок окружен одними холопями,
    видит одни гнус­ные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изу­чением двух или трех иностранных языков и начальным осно­ванием всех наук, преподаваемых каким-либо нанятым учите­лем» – писал Пушкин.
    Система воспитания и образования, принятая в русских дворянских семьях была
    во многом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и сердца, губящей судьбы.
    В молодых людях развивались такие качества, как лень, пассивность, инфантилизм, неумение реализовать свои собственные мечты и одновременно – высокомерие, чувство превосходства по отношению к окружающим. Эти качества во многом способствовали жизненной несостоятельности людей, фатальной неизбежности несчастливой судьбы.

  4. {*_*} + xtc = {^_^} Ответить

    Тема воспитания в комедии «Недоросль» является основной. Об этом свидетельствует уже само название произведения. «Недорослями» называли необразованных молодых дворян, которые, по указу в 1714 году Петра I, без свидетельства об образовании не имели права поступать на службу и жениться (сама комедия была написана в 1781 году). Сам Фонвизин, человек, поддерживающий идеалы просвещения, остро реагировал на нежелание дворянской молодежи учиться и устаревшую, нуждающуюся в реформах систему образования в России.
    В «Недоросле» тема воспитания затрагивает практически каждого героя пьесы. В связи с тем, что произведение относится к классицизму, персонажи самим автором четко делятся на положительных и отрицательных – «воспитанных» и «невоспитанных». К первому «лагерю» относятся Стародум, Правдин, Софья и Милон. Ко второму – супруги Простаковы, Митрофан и Скотинин.
    Анализируя героев более подробно, можно заметить, что «невоспитанными» являются только представители семейства Скотининых – то есть, сам Скотинин, его сестра госпожа Простакова и Митрофан.
    Еще в начале пьесы становится понятно их отношение к образованию и воспитанию – по словам Простаковой, когда нужно прочитать письмо от Стародума: «Вот до чего дожили. К деушкам письма пишут! Деушки грамоте умеют!» и «Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана», и Скотинина: «Я? Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки». Простаков же выступает человеком нейтральным, он боится свой жены, поэтому во всем ей потакает. Не удивительно, что в такой невежественной семье и Митрофан вырос глупым, безвольным «маменькиным сынком», которому женится интересней, чем выучиться.
    «Невоспитанность»и «необразованность» персонажей отражается не только в их незнании каких-либо известных вещей (например, у Митрофана дверь прилагательное, «потому что она приложена к своему месту»), а ином, устаревшем взгляде на мир. Простакова не видит ничего плохого в том, что бьет своих слуг или решает задачи сына, воспринимая их буквально, а потому мешает Митрофану учиться сразу же отговаривая от науки. При этом корни такого «злонравия» лежат не сколько в плохом характере женщины, (чего нельзя сказать о Скотинине, который гордится своими пороками и глупостью) сколько в дурном воспитании, которое она сама получила.
    Если для человека 18 века, когда была написана данная пьеса, персонажи имеют характеристики только одного плана – положительные либо отрицательные и пьеса раскрывает острые бытовые проблемы, то для читателя 21 века раскрывается еще и психологизм произведения. Несколько поколений дворян традиционно были неучами, тогда как основными ценностями были не праведность, честь и образованность, а личный достаток и личные интересы. То же самое прослеживается и в семье Простаковых. Оба очень сильно любят своего сына, готовы отдать ему все, даже приглашают учителей, но по причине недостатка образования и хорошего воспитания, не понимают, что перед ними не лучшие преподаватели, а сын просто пользуется их добротой и растет баловнем.
    Трагизм их положения показан в финале пьесы, когда Митрофан просто бросает родителей, после того как узнает, что они больше ему не смогут ничего дать.
    Противоположный лагерь «воспитанных» персонажей сразу вызывает у читателя симпатию. Правдин со своей справедливостью, Софья с кротостью и почитанием воли дяди (сравним с Митрофаном, который в конце пьесы говорит матери, что она «навязалась»), честный и благородный Милон, мудрый Стародум. Все они люди образованные, добродетельные, просвещенные и идейные люди, которые борются за лучшую жизнь и лучшее общество.
    В комедии Фонвизина «Недоросль» воспитание – это основа праведного, правильного уклада жизни. Это, как мы узнаем из разговора Стародума с Софьей, и дружба между мужем и женой, взаимное уважение, и необходимость делится с нуждающимся, и достижение каких-либо высот только собственным трудом.
    Фонвизин кризис воспитания в России видит именно в старой, изжившей себя традиции, которую на тот момент все еще продолжают поддерживать «Простаковы» и «Скотинины», а потом и повзрослевшие «Митрофаны». Несмотря на то, что «недоросль» – это комедия, автор поднимает достаточно трагичные «вечные» темы – вопросы неравного по воспитанию супругов брака (если бы Софья все же вышла замуж за Митрофана или Скотинина), проблему отцов и детей, когда родители сами растят чудовище, остросоциальные темы издевательства над слугами. Особое место занимает и вопрос образования. Автор, описывая учителей, подчеркивает, что образование не может быть хорошим, пока детей учат бывшие конюхи Вральманы и не окончившие семинарию Кутейкины с псалтырем в руках.
    Таким образом, в «Недоросле» воспитание и образование – центральные проблемы, вокруг которых развивается сюжетная линия. Для Фонвизина было важно, чтобы на момент создания пьесы читатели обратили внимание на открытые вопросы. Однако произведение не теряет своей актуальности и сегодня, напоминая читателям о том, как смешна и трагична человеческая глупость.
    Тема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина | источник

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для {*_*} + xtc = {^_^} Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *