Почему в начале процесса антропогенеза происходили быстрые изменения?

10 ответов на вопрос “Почему в начале процесса антропогенеза происходили быстрые изменения?”

  1. Made in China Ответить

    Древние люди совершенствовали орудия труда, все более активно обживали новые, более суровые места, строили жилища, пользовались огнем, разводили животных, выращивали растения. Труд становился все более разнообразным, происходило разделение труда, люди вступали в новые социальные отношения. В человеческих популяциях сформировалась достаточно сложная структура социальных отношений. Если у австралопитеков, питекантропов и даже у неандертальцев естественный отбор играл решающую роль, то уже в жизни кроманьонцев стали доминировать социальные факторы.
    Для древнейших и древних людей были характерны значительные сдвиги во внешнем строении особей и одновременно относительно медленное совершенствование орудий труда. В развитии неоантропов появляется иная закономерность – физический облик человека почти не изменился за последние 40 тыс. лет, но происходили интенсивное обогащение духовного мира, рост интеллекта, гигантская скорость развития производства. Для современного человека ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения. В результате социального развития Человек разумный приобрел решающие преимущества среди всех живых существ.

  2. Oghmarin Ответить

    Внешне похожие на современного человека и владеющие речью, кроманьонцы изготавливали сложные костяные и каменные орудия, строили жилища и добывали огонь. Охота с применением совершенных орудий была очень эффективной, кроманьонцы широко использовали загонные методы. Развивалось искусство: настенная живопись в пещерах, орнаменты на костяных поделках, каменная и костяная скульптура. Возникали ритуалы захоронений и культовые объекты, что говорит о зарождении религиозных верований. Большинство специалистов считает, что с появлением кроманьонцев эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и приобрела черты социального характера.
    После завершения формирования вид Homo sapiens сохраняет свою биологическую стабильность уже на протяжении десятков тысяч лет. Это объясняется тем, что в процессе социального развития (строительство жилищ использование одежды, ведение сельского хозяйства) поддерживается относительное постоянство условий существования человечества.
    Долгое время учёные считали, что эволюция человека была более-менее линейной: одна форма сменяла другую, и каждая новая была прогрессивнее, ближе к современному человеку, чем предыдущая. Сейчас ясно, что всё было гораздо сложнее. Эволюционное древо шминид весьма разветвлённое. Временные интервалы существования многих видов сильно перекрываются. Иногда несколько разных видов шминид, находящихся на разных «уровнях» близости к современному человеку, сосуществовали в одно и то же время.
    Скорее всего, известные сегодня ископаемые шминиды – лишь малая часть их подлинного разнообразия. Палеонтологическая летопись шминид ещё крайне неполна.
    Вопросы для повторения и задания Что является источником информации для исследования антропогенеза? От какой группы млекопитающих произошёл отряд приматов? Как черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков предопределили развитие признаков вида Человек разумный. Охарактеризуйте прогрессивные черты в развитии древнейших людей. Какое значение в эволюции человека имело овладение членораздельной речью? Когда появились современные люди (неоантропы)?
    Подумайте! Выполните! Почему современных человекообразных обезьян нельзя считать предками человека? Как связано развитие мозга и совершенствование орудий труда? Какие данные могут свидетельствовать о высоком развитии высшей нервной деятельности кроманьонцев? Объясните, почему в начале антропогенеза происходили относительно быстрые изменения в строении человека, а в последние 40 тыс. лет облик человека практически не изменился. Организуйте экскурсию в местный краеведческий или исторический музей. Какие экспонаты музея посвящены древней истории вашего края? Есть ли среди них археологические находки эпохи кроманьонцев и более ранних периодов? По итогам экскурсии подготовьте отчёт (коллективный проект) на тему «Стоянки древних людей на территории района (края, области и т. д.)». Если вас заинтересовала история развития человека, прочитайте книгу Рони Старшего «Борьба за огонь». Как вы думаете, в какую эпо^ происходили описываемые в книге события? Какие из групп предшественников современного человека в них участвуют?
    Работа с компьютером
    Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

  3. eye_of_dark Ответить

    Гипермаркет знаний>>Биология>>Биология 10 класс>> Движущие силы антропогенеза
    Движущие силы антропогенеза

    1. Какие факторы биологической эволюции вам известны?
    2. Что является элементарной эволюционной единицей?
    3. Какие виды борьбы за существование вы знаете?


    Биологические факторы антропогенеза.

    Историческое развитие человека осуществлялось под влиянием тех же факторов биологической эволюции, что и для остальных видов живых организмов: мутаций, дрейфа генов, изоляции и естественного отбора. На ранних этапах эволюции человека решающее значение имел отбор на лучшую приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды. Важнейшим этапом на пути превращения обезьяноподобных существ в человека стало прямохождение.
    Освободившиеся от функции опоры и передвижения руки превратились в орган, использующий орудия труда. В связи с этим шел отбор особей, более способных изготовлять и использовать орудия для добывания пищи и защиты от врагов. Отбор способствовал закреплению таких особенностей организации предков человека, как прямохождение, направленное совершенствование кисти руки и развитие головного мозга.

    Социальные факторы антропогенеза.
    Однако для антропогенеза характерно такое уникальное для живой природы явление, как все большее усиление влияния на эволюцию социальных факторов — трудовой деятельности, общественного образа жизни, речи и мышления.
    Групповое сотрудничество обеспечивало предкам человека большую безопасность в условиях открытых ландшафтов, возможность охоты на крупных животных, освобождение времени для изготовления более совершенных орудий, воспитания детей, заботы о стариках и т. п.
    Совершенствование орудий труда было возможным лишь при условии передачи приемов их изготовления новому поколению. Это способствовало повышению роли людей старшего поколения, имевших опыт охоты, изготовления орудий, знавших съедобные и лекарственные растения, умевших ориентироваться на местности и т. д. В борьбе за существование побеждали те группы древних людей, в которых старики передавали свой опыт молодым. Популяции людей, лучше изготовлявшие и использовавшие орудия, вытесняли отстающие популяции в районы, менее благоприятные для жизни, что вело к их исчезновению.
    Коллективная охота, трудовая деятельность, необходимость передачи информации своим соплеменникам требовали использования сложной системы взаимной сигнализации, что способствовало развитию речи.
    Усложнившиеся орудия труда и трудовые процессы, использование огня, появление членораздельной речи содействовали дальнейшему развитию коры головного мозга и мышлению.
    Роль биологических и социальных факторов в антропогенезе.
    Древние люди совершенствовали орудия труда, все более активно обживали новые, более суровые места, строили жилища, пользовались огнем, разводили животных, выращивали растения. Труд становился все более разнообразным, происходило разделение труда, люди вступали в новые социальные отношения. В человеческих популяциях сформировалась достаточно сложная структура социальных отношений. Если у австралопитеков, питекантропов и даже у неандертальцев естественный отбор играл решающую роль, то уже в жизни кроманьонцев стали доминировать социальные факторы.
    Для древнейших и древних людей были характерны значительные сдвиги во внешнем строении особей и одновременно относительно медленное совершенствование орудий труда. В развитии неоантропов появляется иная закономерность — физический облик человека почти не изменился за последние 40 тыс. лет, но происходили интенсивное обогащение духовного мира, рост интеллекта, гигантская скорость развития производства. Для современного человека ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения.
    В результате социального развития Человек разумный приобрел решающие преимущества среди всех живых существ. Но это не означает, что возникновение социальной сферы отменило действие биологических факторов, она лишь изменила их проявление. Homo sapiens как вид является составной частью биосферы и продуктом ее эволюции. Закономерности биологических процессов, происходящих на клеточном уровне и имеющих универсальное значение в природе, в полной мере характерны и для человека.
    Но человек, используя достижения науки и техники, в значительной мере освободился от давления лимитирующих факторов окружающей среды. Преобразуя естественную среду, человечество создало условия для роста своей популяции.
    Современные проблемы человеческого общества.
    Рост численности человеческой популяции отнюдь не способствует повышению биологического качества людей. Стремление всемерно облегчить физический и умственный труд, техническая информатизация общества усугубляют это положение. Люди все больше пользуются имитациями и суррогатами естественной биологической активности, доходящей до «виртуализации» реальной жизни. Для человеческого общества в целом характерны явления, которые просто невозможны в популяциях животных в природе. В человеческой популяции накапливается генетический груз наследственных заболеваний, предрасположенность к болезням, злокачественные новообразования, огромное число инфекционных заболеваний, психические и аллергические расстройства, явления дезадаптации и т. д. У многих жителей больших городов наблюдаются признаки стресса перенаселения, которые иногда встречаются и в переуплотненных популяциях животных: неврозы, агрессивность, снижение физической плодовитости и др. Многие люди поддерживают свое существование и дееспособность только с помощью искусственных приспособлений (протезы, механические стимуляторы деятельности органов, слуховые аппараты, очки и т. д.) и лекарственных препаратов.
    Быстрый рост населения создает не только экономические проблемы, но и усиливает социальное неравенство среди людей. В человеческом обществе все больше наблюдается разрыв между максимальными возможностями получения благ и их реальной доступностью для большинства людей. В современной человеческой цивилизации наблюдается такая степень неравенства жизненных шансов у людей, какой никогда не бывает в природе в пределах одного стабильного вида животных.
    В настоящее время человечество начинает понимать, что природные ресурсы на нашей планете крайне ограниченны, в то же время основой современной цивилизации являются рыночная экономика и общество потребления. Сегодня стимулируются потребности и вырабатывается продукция, которые не только не являются необходимостью для жизни человека, но и направлены против нее (оружие, отравляющие вещества, наркотики, алкоголь, табак и т. д.).
    Такое положение не может продолжаться бесконечно долго, так как в конечном счете неизбежно приведет к кризису современной человеческой цивилизации и, возможно, к деградации и исчезновению Человека разумного как вида.
    Социальные факторы антропогенеза: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.
    1. Какие факторы имели решающее значение на начальных этапах антропогенеза?
    2. Какие социальные факторы антропогенеза вам известны?
    3. Почему в начале процесса антропогенеза происходили быстрые изменения в морфолого-анатомическом строении человека, а в последние 40 тыс. лет облик человека практически не изменяется?
    4. Чем объясняется быстрый рост населения нашей планеты?
    5. Можно ли считать, что эволюция человека прекратилась?



    Каменский А. А., Криксунов Е. В., Пасечник В. В. Биология 10 класс
    Отправлено читателями с интернет-сайта

    Онлайн библиотека с учениками и книгами, плани-конспекти уроков с Биологии 10 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование Биологии 10 класса
    Содержание урока
    конспект уроку и опорный каркас
    презентация урока
    акселеративные методы и интерактивные технологии
    закрытые упражнения (только для использования учителями)
    оценивание
    Практика
    задачи и упражнения,самопроверка
    практикумы, лабораторные, кейсы
    уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный
    домашнее задание
    Иллюстрации
    иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа
    рефераты
    фишки для любознательных
    шпаргалки
    юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты
    Дополнения
    внешнее независимое тестирование (ВНТ)
    учебники основные и дополнительные
    тематические праздники, слоганы
    статьи
    национальные особенности
    словарь терминов
    прочие
    Только для учителей
    идеальные уроки
    календарный план на год
    методические рекомендации
    программы
    обсуждения
    Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
    Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь – Образовательный форум.

  4. Bloodsong Ответить

    Человек является частью биосферы и искусственно созданной ноосферы. Поэтому существуют социальные и биологические факторы движущих сил антропогенеза. Люди, как остальные животные, зависят от факторов внешней среды, но одновременно с этим способны развивать сознание и общение, создавая сложное сообщество.
    Человек – биологический вид, о чём свидетельствует ряд общих черт:
    анатомия и физиология – расположение, строение, функционирование органов;
    биохимическое строение – для построения и работы организма нужны одни и те же вещества (водород, кислород, углерод, азот);
    эмбриональное сходство – раннее эмбриональное развитие человека неотличимо от эмбрионов других позвоночных животных;
    рудименты – редуцированные органы, указывающие на связь с животным миром (копчик – редуцированный хвост, волосы на теле – остатки шерсти и т.д.);
    атавизмы – утраченные в ходе эволюции органы, которые могут появляться у отдельных организмов (хвост, развитые клыки, волосы на лице).

    Рис. 3. Рудименты и атавизмы.
    К биологическим факторам относятся:
    наследственная изменчивость;
    борьба за существование;
    естественный отбор.
    В результате действия биологических факторов появилось прямохождение, исчез волосяной покров по всему телу, развилась хватательная функция кисти.
    Социальными факторами являются:
    творческая деятельность – решение сложных задач, создание произведений искусства, изобретения;
    мышление – эволюция шла в сторону увеличения мозга и расширения возможностей разума;
    речь – способность точно взаимодействовать между собой посредством слова;
    труд – совершенствование кисти, разума, коммуникации при коллективном физическом труде и изготовлении орудий;
    социальный образ – жизнь в сообществе способствовала развитию социальных навыков и культуры.

  5. Burigelv Ответить

    Процесс исторического становления человека, в зависимости от изменений физиологической структуры тела, способов трудовой деятельности и уровня сознания общины, делится на несколько этапов. В этом плане распространение получили два подхода.
    Первый выделяет три основных этапа антропогенеза:
    Антропоидные предки. Представляют собой приматов, которые перемещались на двух нижних конечностях и умели использовать в роли орудия труда простые предметы: палки, кости животных, камни и прочее.
    Архантропы и палеоантропы. Их ее называют древнейшими и древними людьми, соответственно. Они умели изготавливать оружие, активно охотились, жили в пещерах, пользовались огнем и создавали общины. Их внешний вид отдаленно, но все же был похож на современного человека. Отличие состояло в толстой дуге над бровями, выступающем затылке и низком лбе. Мозг у архантропов и палеоантропов был очень примитивным.
    Неоантропы. По физическому строению были близки к современному человеку. В отличие от палеоантропов, неоантропы имели иную форму черепа, увеличенный мозг и высокий рост. Они общались на примитивном уровне, занимались сбором овощей, охотой, строительством жилища, пошивом одежды и наскальной живописью. Согласно предположениям ученых, появление неоантропов приходилось на эпоху позднего палеолита.
    По другой версии, основных этапов антропогенеза было пять:
    Погнидно-гоминидная.
    Предгоминидная.
    Архантропная.
    Палеоантропная.
    Неоантропная.
    Так как данная теория получила большее распространение, разберем предложенные ею этапы антропогенеза более детально.

    Погнидно-гоминидная стадия

    Ее также называют этапом формирующегося человека. По разным оценкам ученых, начало этого периода датируется 18-16 миллионами лет назад. Ранний этап антропогенеза был представлен амфипитеками, олигопитеками, египтопитеками и дриопитеками. Первые гоминиды имели лишь незначительное подобие человекообразным существам и проживали стадным образом.

    Предгоминидная стадия

    Начало данного периода датируется 5-2 миллионами лет назад. Человекоподобных обезьян этого времени называют австралопитеками. Они подразделялись на афарских, африканских австралопитеков и робустусов. Рост двуногих гоминидов достигал 130 см, вес – 40 кг, а объем мозга – 700 мл. Поздние австралопитеки, которых называют презинджантропами, умели делать примитивное оружие и создали галечную культуру. Они являются первым образцом человека умелого, на смену которому пришел человек прямоходящий.

    Архантропная стадия

    Представителей этого периода (2-0,5 млн лет назад) называют древними людьми – питекантропами. Они имели рост в среднем 170 см и мозг объемом 1000 мл. Это вид можно узнать по выпирающему лбу, массивным дугам над бровями и весомой челюсти. Движение питекантропов осуществлялось на нижних конечностях, в полусогнутом состоянии. Архантропы были выявлены в Азии и Южной Африке. В Европе самой древней находкой этого периода является гейдельбергский человек. Питекантропы активно пользовались огнем и владели начальными формами речи.

    Палеоантропная стадия

    Яркими представителями периода были древние люди, которых называют неандертальцами. Они проживали на земле приблизительно 500-30 тысяч лет назад. Самые древние раскопки неандертальцев были открыты в Германии. Эти предки имели много схожего с современным человеком: их мозг был больше, чем у нынешних людей (1450 мл против 1350) и практически не отличался по строению. Неандертальцы и их близкие сородичи – неандертальские люди – использовали различное по форме и назначению оружие. Они делали его в основном из пластин, которые отделяли от каменного массива. Показательными чертами этой стадии антропогенеза стали: групповая охота на крупных животных, строительство примитивного жилища (а не просто укрытия, как прежде) и общение с целью налаживания отношений и дел внутри племени.
    Внешне европейские и переднеазиатские неандертальцы отличались массивным телосложением, развитой надбровной частью черепа, крупными носовыми отверстиями, увеличенными долями мозга (передней и средней) и усовершенствованным артикуляционным аппаратом. Их анатомическое строение имело ряд особенностей, вызванных необходимостью адаптации к суровому климату Европы.
    Хоть антропогенез палеоантропов и двигался к развитию, они слишком сильно зависели от воздействия природных факторов. В силу низкой организованности и сознательности древние люди этого периода приобрели морфологические качества, которые тормозили их развитие.
    При изучении поздних периодов антропогенеза палеоантропов ученые обнаружили первые захоронения. В одном из них, на территории Узбекистана, были обнаружены останки неандертальского мальчика, похороненного приблизительно 45 тысяч лет назад. В процессе изучения раскопок был доказан факт сознательного погребения неандертальцев с соответствующими ритуалами. Ученым известно около шестидесяти таких погребений. Жилища неандертальцев были обнаружены на территории всех стран бывшего СНГ.

    Неоантропная стадия


    Это последний этап антропогенеза, результатом которого стало появление человека разумного. Представителей этого исторического периода называют кроманьонцами. Они проживали примерно 200-50 тысяч лет назад и имели много физических сходств с нынешним человеком. Первые раскопки кроманьонцев были открыты во Франции. Позже было доказано, что эти предки человека проживали также в Америке, Австралии, Европе и регионах бывшего СССР.
    Проблемой антропогенеза этой стадии, а точнее, проблемой в его изучении, является отсутствие четких сведений о времени возникновения неоантропов. До недавних пор самой древней считалась раскопка полностью сформированного неоантропа в пещере Ниа. Ученые оценивают ее возраст в 39600 лет. Археологи считают, что отсчет времени существования человека разумного стоит вести с начала палеолита (40-35 тысяч лет назад). Однако некоторые антропологи уверены, что организация Homo sapiens произошла раньше. Так, в 1969 году в Эфиопии обнаружили останки черепов, похожих по физиологическому строению с неоантропами. Возраст этих останков оценили в 130 тысяч лет. В конце 20-го столетия при раскопках африканских пещер были обнаружены следы существования неоантропов на местных землях, которые гораздо старше тех, что находили в Европе. Поэтому не исключено, что человек разумный появился гораздо ранее признанного срока.
    На сегодняшний день популярностью в научной среде пользуются два предположения касательно антропогенеза неоантропов. Согласно первой из них, неоантропы произошли из Субсахары более чем 100 тысяч лет назад. Затем они начали распространяться по различным азиатским областям и примерно 30 тысяч лет назад полностью сменили поздние виды неандертальцев. Согласно второй версии, эволюция африканских гоминидов в разумного человека произошла естественным путем.
    По анатомическим признакам кроманьонцы во многом были похожи на современных людей. Они имели подобную форму черепа и нижней челюсти с выраженным подбородком, прямой лоб, узкий нос и рост около 180-190 см. Кроманьонцы умели делать оружие из камня и костей животных. На стенах своих пещер, кроме всего прочего, они часто рисовали животных и процесс охоты.
    Умение и желание общаться сыграло ключевую роль в антропогенезе неоантропов и их расселении по всему миру. С помощью общения они между поколениями и племенами передавали друг другу ценный опыт и умения. В результате выживали те племена, в которых уровень организованности и групповой ответственности был выше.
    Важной составляющей силы антропогенеза кроманьонцев стали навыки земледелия и скотоводства. Благодаря окультуриванию растений и приручению животных они могли пережить голод. Общение позволяло им не только поделиться умениями, но и сохранять и систематизировать знания, анализировать законы природы, а также устанавливать внутри общины правила. Все это положительно влияло на продуктивность коллектива, его выживание и развитие. Постепенно окружающая среда оказывала все меньшее влияние на кроманьонцев. В какой-то момент они и вовсе перестали зависеть от природы. Естественный отбор потерял свою значимость в антропогенезе человека разумного. Именно в этот момент, с точки зрения науки, эволюция человеческого рода прекратилась.

    Современный антропогенез

    Принято считать, что в условиях современного общества влияние на развитие человека таких факторов, как естественный отбор, изоляция и волны численности, значительно снизилось. Тому есть множество причин, главная из которых – развитие медицины. Вместе с тем, мутационный процесс по-прежнему имеет место. Так или иначе в обозримом будущем ждать заметных изменений в биологическом облике человека не приходится. По прогнозам ученых, единственное направление, в котором человек продолжит эволюционировать, – приобретение резистентности к заболеваниям, которые по сей день чреваты летальным исходом. Исследования по выяснению перспективы дальнейшей эволюции человеческого рода производятся и наверняка будут производиться еще долго. Как и теория антропогенеза, их результат носит лишь предположительный характер. Поэтому человек вряд ли когда-нибудь сможет утолить интерес касательно истинного происхождения и реальных перспектив своего рода. Мы с вами можем лишь интересоваться, что такое антропогенез и решать, впускать его в нашу картину мира или нет.

  6. Nejas Ответить

    К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу
    Распространяя на процесс происхождения человека действие биологических закономерностей, Дарвин придавал наибольшее значение половому отбору. Согласно его теории, своеобразие физической организации человека по сравнению с приматами заключается в наличии морфологических особенностей, образовавшихся вследствие того, что индивидуумы, обладавшие определенными особенностями, выбирались женщинами, получали преимущество в процессе размножения, оставляя наиболее многочисленное потомство, и таким образом оказывали решающее влияние на развитие человеческого рода в определенном направлении. Дарвин объяснял этим резкий половой диморфизм у современного человека, почти полное отсутствие волосяного покрова на теле и т. д. Однако, не говоря уже о неясности того, почему именно те, а не иные признаки подвергались действию полового отбора, с помощью теории полового отбора трудно было объяснить изменения в таких особенностях, как объем мозга, подвижность кисти руки, пропорции тела, а ведь они-то как раз и придают человеку анатомическое своеобразие. С трудом поддается объяснению с точки зрения теории Дарвина возникновение и усовершенствование членораздельной речи. Это отчасти понимал сам Дарвин, считавший свою теорию лишь первым приближением к истине, одной из вероятных гипотез.
    [adsense]
    В последующие годы не было недостатка в теориях, пытавшихся объяснить своеобразие и выявить движущие силы человеческой эволюции. Многие ученые указывали на прямохождение и как на решающий шаг при переходе от обезьяны к человеку, оказавший определенное воздействие на преобразование человеческой морфологии и непроходимой пропастью отделивший человека от животного мира. Другие приписывали, наоборот, решающую роль руке, справедливо считая, что обладание последней открывает перед человеком огромные перспективы в переделке окружающей природы. Наконец, третья группа гипотез придавала основное значение развитию мозга. Помимо выдвижения на первый план в процессе антропогенеза различных морфологических структур делались попытки распространить на человека некоторые результаты сравнительно-морфологических исследований над животными. Так возникли такие гипотезы антропогенеза, как, например, гипотеза «помолодения», согласно которой своеобразие физического типа современного человека является следствием ускорения роста, а современный взрослый человек напоминает детеныша человекообразной обезьяны. Все эти гипотезы не учитывают полностью всех фактов, страдают односторонностью в освещении проблемы антропогенеза в целом и, что самое главное, основываются только на морфологических данных и не учитывают общественную природу человека.
    Социальному фактору в происхождении человека придается решающее значение в трудовой теории антропогенеза, сформулированной Ф. Энгельсом в 1873—1876 гг. в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», написанной в качестве одной из глав его незаконченного труда «Диалектика природы». Тщательное изучение этой работы, дальнейшее развитие трудовой теории антропогенеза и конкретное выявление того значения, которое имеет эта теория для решения кардинальных проблем происхождения человека, являются значительной заслугой советской антропологии.
    Сущность трудовой теории антропогенеза можно сформулировать одной фразой самого Ф. Энгельса: труд создал самого человека. Действительно, труд, трудовая деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей, в первую очередь в пище и в защите от врагов, явились тем могущественным стимулом, который преобразовывал облик человека на протяжении четвертичного периода и создал общество. Непосредственные предки человека — антропоморфные обезьяны конца третичного периода были наподобие большинства современных приматов общественными животными. Они совместно собирали пищу и оборонялись от хищников. Но воздействие их на окружающую природу принципиально не отличалось от воздействия других млекопитающих. Весьма вероятно, что для охоты на мелких животных, выкапывания съедобных корней, сбивания с деревьев фруктов и плодов и защиты от насекомых они пользовались случайно подобранными камнями, палками и ветвями деревьев. Предлюди, по-видимому, уже даже изготовляли орудия. Но это явление еще нельзя назвать настоящей трудовой деятельностью. Последняя началась тогда, когда возникла целеполагающая деятельность по изготовлению орудий из камня, кости и дерева, вероятно, чаще всего с помощью того же камня. К. Маркс различал употребление и создание средств труда, свойственное в зародышевой форме некоторым видам животных, и сознательное, заранее намеченное, целеполагающее изменение предмета труда 1. Новейшие находки остатков предлюдей с простейшими каменными орудиями позволяют считать, что сознательной трудовой деятельности древнейших людей предшествовала условнорефлекторная, животнообразная орудийная деятельность их непосредственных предков. Но эта точка зрения не общепринятая. Часть ученых считает, что уже с первыми искусственными орудиями труда на Земле появился человек.
    Постоянное употребление орудий открыло перед первобытным человеком возможность значительно более активного использования природных ресурсов для удовлетворения своих потребностей, в частности в огромной степени расширило его пищевую базу, а также значительно увеличило силу первобытных коллективов в борьбе с хищниками. При этом постоянные совместные поиски пищи, коллективная охота и коллективная защита от врагов, совместное производство и потребление, иными словами, совместная трудовая деятельность сплачивали первобытный коллектив, вызывали образование связей отдельных его членов в процессе производства. В конце концов усложнение общественной жизни и производственных навыков привело к необходимости обмена производственным опытом и передачи его следующему поколению. Появилась, как писал Ф. Энгельс, потребность что-то сказать друг другу. Таким образом, возникновение языка произошло в процессе труда и есть следствие трудовой деятельности.
    Теория Ф. Энгельса — единственная из всех существующих теорий антропогенеза, которая подчеркивает решающую роль общественного, социального в становлении человека, показывает, что без общества не было бы человека, объясняет происхождение мышления и речи. Ее можно назвать всеобъемлющей, потому что она удачно сводит к одному фактору все многообразие эволюционных изменений на протяжении развития семейства гоминид, не ограничивается только демонстрацией революционизирующего воздействия труда на преобразование человеческой морфологии, но связывает с развитием труда и производства происхождение и историю человеческого сознания. Однако, уделяя огромное внимание социальному фактору антропогенеза, Ф. Энгельс уделяет внимание и биологической стороне явления. Он показывает значение выработки прямохождения, прогрессивного развития руки и мозга в эволюции семейства гоминид, роль мясной пищи в изменении биохимии человеческого организма и т. д. Его теория, следовательно, является синтезом социальных и биологических закономерностей в происхождении человека.
    Следует специально подчеркнуть последнее обстоятельство. Не нужно думать, что с появлением человеческого общества биологические закономерности перестали иметь какое-либо значение. Наоборот, есть основания думать, что владение орудиями труда могло даже привести к некоторому усилению действия естественного отбора на ранних этапах антропогенеза. Во всяком случае, снятие естественного отбора происходило очень медленно и постепенно и закончилось, по-видимому, лишь с появлением человека современного вида. Об этом свидетельствуют, в частности, значительное изменение физического типа человека на протяжении нижнего палеолита при малом прогрессе в технике и культуре и постоянство типа современного человека, несмотря на грандиозные изменения в производстве и технике. По-видимому, начиная с эпохи позднего палеолита, прекратилась физическая реакция человека на изменения в производстве, сменившись более сложной зависимостью, опосредствованной в процессе производства. Иными словами, только в эпоху позднего палеолита произошла замена естественного отбора социальными закономерностями, и с этой эпохи прогресс в области производства не зависит от каких-то морфологических преобразований, а определяется только развитием производительных сил.
    [adsense]
    Итак, период раннего палеолита, охватывающий первую часть истории первобытного общества, — период действия и естественного отбора, и социально-исторических закономерностей. Роль естественного отбора на протяжении этого периода постепенно уменьшалась, роль социального момента постепенно увеличивалась, пока в конце концов он не завоевал ведущее положение.
    К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу

  7. Makazahn Ответить

    Выпрямленное положение тела потребовало значительной перестройки в строении и функционировании организма: скелета, расположения органов и т.д., а также освобождало от опорной функции передние конечности, которые теперь должны были усваивать новые функции. Первое связано с физиологическими изменениями, второе – с поведенческими [3, с. 58].
    Древнейшими гоминидами были австралопитеки. Однако, как показывают сделанные недавно находки в Африке, возможно, к передвижению на двух ногах приспособились ещё более ранние ископаемые антропоиды. Это может объяснить уже довольно совершенную походку австралопитековых и способность их использовать и даже изготавливать простейшие орудия, отодвинув период становления этих качеств – несомненно весьма длительный – на более ранний и довольно продолжительный временной промежуток. Каким бы продолжительным ни был данный период, применительно к австралопитековым или подобным им формам, как свидетельствуют антропологические и археологические находки, мы можем предполагать уже наличие условий, необходимых для начала антропогенеза.
    Изучение находок этих форм свидетельствует о присутствии у них достаточно развитой двуногой походки, кисти, хотя ещё далёкой от человеческой, но уже явно не приспособленной для передвижения по земле (как у современных понгид) и уже, видимо, способной к точным хватательным движениям, а также наличие головного мозга объёмом, немного превышающим известный для современных человекообразных обезьян (от 380 до 519 куб. см для австралопитеков (у Homo habilis 642 куб. см.) [6, с. 40].
    Зубочелюстной аппарат по форме дуги и относительным размерам зубов, в т.ч. клыков, а также небольшие размеры наиболее древних (афарских) австралопитековых, свидетельствующие о незначительной физической силе этих существ, говорят о высокой уязвимости их в условиях саванны, изобилующей хищниками.
    По всей вероятности, у этих гоминид появились определённые трудности, например, проблема добычи пищи, ведь растительность даёт низкокалорийное питание, а австралопитекам требовалось много энергии – для передвижения, бега (можно предположить, что скорость при передвижении шагом и бегом у них была выше, чем у современных людей – ведь в саванне много открытых пространств, которые необходимо преодолевать в поисках пищи, воды, спасаясь от хищников). Другая трудность – защита от хищников, далее – забота о беспомощных детёнышах и самках, имеющих маленьких детёнышей.
    Важно, на наш взгляд, обратить внимание на объём головного мозга, который равен (или даже немного больше) объёму мозга современных человекообразных обезьян. Современные обезьяны, особенно гориллы, весьма массивны, а наиболее древние австралопитеки имели небольшие размеры. Учтём также, что свой объём головного мозга современные человекообразные получили в результате длительной эволюции, а австралопитеки имели такой же объём мозга уже 5-3 млн. лет назад. Это значит, что мозг австралопитековых играл гораздо более значительную роль в их жизнедеятельности, чем мозг современных человекообразных обезьян, которые живут в безопасных условиях тропического леса и питаются растительной пищей [2, с. 39].
    Отметим, что при всей внешней схожести с современными человекообразными обезьянами австралопитеки были весьма специфическими существами. Их жизнь была осложнена многообразными факторами, им требовалось решить множество проблем для своего выживания. И судя по тому, как широко они распространились по Африке, а позже и в Азии, и в Европе, по тому, какое длительное время они существовали (несколько млн. лет), можно сказать, что эти проблемы они решили успешно. Они выжили в саванне и широко по ней расселились.
    Можно предположить, что передвижение на двух ногах имело здесь немаловажное значение, поскольку бипедия одновременно означала освобождение передних конечностей (во-первых), а значит наделение их специфическими функциями, напрямую связанными с развитием головного мозга, центральной нервной системы, и (во-вторых) необходимость обучения детёнышей передвижению на двух ногах и использовать передние конечности: бипедия – это способ передвижения, требующий обязательного обучения: самостоятельно детёныш никак не мог его освоить, но без этого он не мог и выжить; данное обстоятельство должно было заметно влиять на характер жизнедеятельности этих сообществ. Освободившиеся передние конечности должны были освоить необходимые для выживания этих существ функции, причём эти функции имели прямое отношение к новому образу жизни, занимали важное место в жизнедеятельности австралопитековых (иначе природа просто не «работает»- каждое приспособление является значимым для особи) и требовали специального обучения. Возможно, к этим функциям относилось использование различных предметов (камней, палок, костей), которые становятся постоянными спутниками этих существ. Получается, что эффект от ключевого адаптационного приспособления – бипедии и связанных с ней свободных передних конечностей целиком зависел от наличия обучения беспомощных детёнышей. Обучение становится фактором, обеспечивавшим выживание этих существ. Это также влияет на развитие и функционирование мозга [4, с. 84].
    Работа головного мозга, функционирование психики, её новейших (прибипедии) приобретений, их развитие становится центральным моментом дальнейшей эволюции этих существ. Этот путь и привёл к появлению целого ряда различных «разумных» существ. Здесь отметим следующие моменты.
    – Все гоминиды (даже самые примитивные, например, массивные австралопитеки) имели уровень развития психики, значительно превышающий уровень развития психики остальных животных, обитавших на планете.
    – Эволюция гоминид, как всякая эволюция, имела множество путей, тупики (узкие специализации), элементы регресса. Это и демонстрирует разнообразие гоминид различных уровней развития: от массивных австралопитеков до классических неандертальцев, но этот же ряд демонстрирует и наличие (постоянное сохранение) основной линии, стержня эволюции гоминид: повышение развития психики как доминирующей приспособительной силы, определяющей их активность. С какой бы скоростью ни совершенствовалась «разумность» двуногих ископаемых антропоидных форм, но сам факт их «разумного» в той или иной степени поведения сомнений не вызывает: эти существа изготавливали орудия, строили жилища, использовали высокую степень кооперации в своей деятельности (оборудование стоянки, коллективная охота на крупного зверя, защита от хищников, постройка жилищ, использование огня и др.) [2, с. 93].
    Такой образ жизни имеет прямую связь с бипедией и освобождением передних конечностей для выполнения новых функций. Обязательное обучение детёнышей и активное использование передних конечностей напрямую связано с работой и развитием головного мозга, небольшие размеры которого у австралопитеков не должны нас смущать: современные человекообразные имеют весьма небольшой объём головного мозга, но, как показывают разнообразные опыты, обладают весьма существенными способностями: могут решать двухфазные задачи и даже освоить некое подобие знаковой системы (опыты с Уошо). Эти способности им совершенно не нужны в повседневной жизни. Для австралопитеков, находившихся в достаточно сложных условиях существования, подобные способности должны были быть гораздо более совершенными. Ситуации, требовавшие развития их «интеллектуальных» способностей, могли способствовать перестройке структуры и функциональности головного мозга даже без существенного увеличения его объёма [7, с. 62].
    Именно мозг (как биологический субстрат) или психика как его основное свойство концентрируют в себе сущность всех эволюционных процессов, которые происходят на протяжении эволюции гоминид – видимо, от их появления впервые на планете до появления Homo sapiens.
    На этом пути эволюции гоминид нам следует найти тот период, который будет соответствовать определению антропогенеза. Исходной точкой антропогенеза является тот момент, когда произошло изменение, приведшее к появлению всех четырёх компонентов в самом элементарном, ещё неразделённом виде (появление первичной целостности или исходного комплекса). Тот период эволюции гоминид, который предшествовал этому моменту: воображаемой «точке отсчёта» – будет периодом складывания условий для антропогенеза [1, с. 36].
    Пусть поначалу и незаметное, но очень важное изменение, происшедшее, видимо, у австралопитековых и означавшее начало становления Человечества, могло произойти в условиях наличия ряда обстоятельств, не свойственных известным нам сейчас животным (в т.ч. и антропоидам). Эти обстоятельства сложились, конечно, не сразу. Для общего хода эволюции это был традиционный путь движения: поиск новых возможностей адаптации животных в изменяющихся условиях среды. Например, появление бипедии, как вариант адаптации ископаемых приматов к наступающему на смену тропическому лесу саванному редколесью, отвечало общей направленности в эволюции животных – повышение пластичности психики. Возможно, были и другие преимущества у такого варианта адаптации – см., например, Р. Фоули. Мы же можем констатировать факт: появились прямоходящие ископаемые приматы, обладавшие высокими возможностями психической пластичности. Без данного момента антропогенез не смог бы начать своё развитие. Поэтому, если для эволюции животного мира на планете появление данных существ – лишь один из возможных путей общей эволюции, то для антропогенеза это необходимое условие его начала.
    Итак, можно сказать, что все прямоходящие приматы (и ископаемые, и человек) – это необычные животные. Прямо хождение накладывает совершенно специфический отпечаток на их жизнедеятельность. Не случайно у современных антропоидов нет способности к передвижению на двух ногах. Современные человекообразные – иное эволюционное направление. Поэтому, несмотря на значительные возможности психики современных антропоидов (демонстрируемые ими в многообразных опытах), мы должны предположить у австралопитековых ещё более высокий уровень развития психики. А это значит, что их поведение и жизнь в сообществе были значительно разнообразнее и сложнее, чем у современных человекообразных обезьян [2, с. 73].
    Мы можем полагать у них такие особенности поведения, как систематическое использование различных предметов (камней, палок, костей) в качестве орудий, специальное обучение детёнышей хождению на двух ногах и владению руками. Последнее особенно важно, т.к. осуществлялось не на интуитивной основе в отличие от животных – хотелось бы, однако, заметить, что, видимо, все перечисленные действия осуществлялись без помощи врождённых механизмов: здесь возникает серьёзная проблема относительно того, каким образом эти новые механизмы функционировали. Наиболее приемлемый вариант – это действие через сообщество, которое должно было обладать такими особенностями, которые позволяли бы осуществлять данное обучение не снижая общей адаптированности данного сообщества к имевшим место экологическим условиям [5, с. 66].
    Охарактеризованные особенности строения и поведения австралопитековых можно назвать австралопитековым комплексом (необходимо отметить, что это название условное: современные исследования приводят к открытию останков всё новых и новых ископаемых видов прямоходящих антропоидов, поэтому вполне допустимо, что к человеческой линии впоследствии будет отнесён не австралопитековый их вид, но своеобразие комплекса, сконцентрировавшего в себе необходимые условия антропогенеза, связнное именно с бипедией, австралопитековый комплекс, на наш взгляд, отражает). Он показывает внутренние предпосылки среди специфических условий начала антропогенеза. К внешним обстоятельствам можно отнести условия окружающей среды австралопитековых и тот момент своего развития, который переживало данное семейство [4, с. 80].
    Изучение экологии Восточной и Южной Африки в плиоцене свидетельствует, что большинство местонахождений австралопитековых и ранних Homo «приходится на саванновый лес или саванновое редколесье и открытую кустарниковую саванну», богатые разнообразными растительными и животными ресурсами, в т.ч. многочисленными хищниками. Найденные в различных частях Африки, ископаемые остатки гоминид обнаруживают значительный полиморфизм, что можно объяснить гипотезой о появлении прямоходящих ископаемых приматов, возможно, в каком-то одном регионе и дальнейшем их расселении по саванновым биотопам континента. Такой процесс называется адаптивной радиацией. Не исключена вероятность и того, что несколько групп ископаемых форм осуществили переход к бипедии. Но в любом случае широкое расселение по Африке австралопитековых и близких им форм означало, что им приходилось осваивать новые экологические ниши, приспосабливаться к разнообразным условиям существования в различных районах Африки. Требования окружающей среды, с одной стороны, и возможности австралопитекового комплекса, с другой, позволяли использовать различные адаптации: физиологические (например, массивные австралопитеки) и поведенческие.
    Саванновые биотопы достаточно населены и имеют высокий уровень конкуренции, да и распространение и увеличение численности ископаемых прямоходящих также могли способствовать усилению давления со стороны внешнего фактора движущих сил их развития. По мере исчерпания простых поведенческих адаптаций в одной или нескольких группах австралопитековых могло произойти изменение, открывшее возможности для начала процесса радикального обновления. Австралопитековый комплекс, как мы видели, располагал широкими возможностями в поведенческом плане, но в нём можно усмотреть и такие области – мы их назвали выше «звеньями прорыва», – которые в данных условиях давления окружающей среды, видимо, и сыграли ключевую роль [3, с. 71].
    Анализ специфических условий позволяет сформулировать следующие характеристики жизнедеятельности австралопитековых, важные для поиска «звеньев прорыва».
    – Высокая уязвимость их в саванне, изобилующей хищниками.
    – Проблема добычи пищи, имеющей высокую калорийность.
    – Забота о беспомощных детёнышах и самках, имеющих маленьких детёнышей.
    – Необходимость обучения детёнышей передвижению на двух ногах и владению руками.
    – Плиоценовые гоминиды переживали период адаптивной радиации, активно осваивая новые пространства и экологические ниши, что способствовало активной реализации имеющихся у них адаптивных возможностей физиологических и поведенческих и, по мере исчерпания этих возможностей, давление среды должно было возрастать, способствуя поиску новых адаптационных вариантов [2, с. 37].
    Все эти особенности образа жизни австралопитековых по отдельности не могли оказать решающего воздействия на характер их эволюционного развития, по отдельности они все решаемы традиционными эволюционными способами, в чём можно убедиться на примере разнообразных решений подобных проблем в животном мире. Однако все вместе, в комплексе они создают совершенно новую ситуацию, требующую одновременного решения их всех, возникает потребность в таком варианте решения этих проблем, который, во-первых, удовлетворительно решал бы их все одновременно, и, во-вторых, обеспечивал бы ещё определённый запас пластичности на будущее, «предвидя», предусматривая опять же не одно возможное осложнение обстоятельств существования, а комплекс возможных трудностей. Создалась ситуация, потребовавшая от путей эволюции, особенно в условиях существования высокоразвитых существ, принципиально иного решения, хотя и традиционных задач [5, с. 98].
    Обращает на себя внимание то, что практически все вышеперечисленные характеристики связаны с поведением австралопитековых, причём, не с индивидуальным поведением, а с жизнью в сообществе. На наш взгляд, именно в этом направлении и следует искать «звенья прорыва». адаптационный австралопитек культурный генезис
    Приемлемое решение данной проблемы даёт такой вариант сообщества, при котором заметно усиливается роль инварианта избыточных структур. В данном случае мы опираемся на исследования Ю.М. Пюснина, выделившего социальный архетип.
    Понятие социального архетипа, введённое этим автором, «отражает представление о существовании в основании любой социальной организации одной-единственной принципиальной формы взаимосвязей между элементами. Другими словами, предполагается, что всё многообразие конкретных форм социальных структур, которые мы наблюдаем в природе и в человеческом обществе, базируются на единственном, универсальном каркасе, состоящем из немногих принципиальных видов отношений между организмами». Таких видов отношений исследователь выделяет четыре и называет их инвариантами отношений: отношения по поводу ресурсов (территориальное поведение), отношения по поводу воспроизводства (брачное поведение), отношения по поводу распределения социальных ролей (система доминирования) и отношения, направленные на поддержание социального единства (так называемые избыточные структуры).
    К последним автор относит такие социальные образования, описываемые этологами для многих колониальных, особенно морских, птиц и млекопитающих, как «клубы» (ежедневные сборища взрослых птиц на специально отведённой для этого территории и «ничегонеделанье»), «детские ясли» (объединения птенцов нескольких выводков в группу под контролем одной или нескольких самок-матерей с участием помощников «тётушек» – не размножающихся молодых самок), «школы» (сборища уже летающих, но ещё не очень хорошо, птенцов под контролем нескольких взрослых птиц), «банды» молодых самцов или группировки молодых самок (устойчивые скопления молодых особей, существующие на протяжении длительного времени). Все эти структуры не предназначены непосредственно обеспечивать выполнение функций питания, воспроизводства, защиты от врагов и внешнего окружения, поэтому автор и называет их «избыточными» и видит смысл их существования в социорегулятивной функции, обеспечивающей стабильность социальных отношений в сообществе.
    Будущее изменение должно было отвечать ряду требований: во-первых, оно должно было открывать перспективу успешного решения вышеперечисленных проблем, с которыми сталкивались ископаемые гоминиды; во-вторых, оно не должно было затрагивать жизненно важные основополагающие параметры жизни этих существ, как например, систему доминирования, упорядочивавшую отношения в сообществе, или физиологические изменения, ведь давление среды возрастало, а подобные перемены временно ослабляют вид; наконец, изменение должно было отвечать возможностям австралопитекового комплекса [4, с. 45].
    Характер трудностей, анализ австралопитекового комплекса направляет взор в данном поиске к поведенческим адаптациям. А среди них наиболее вероятны те, которые имеют дополняющий характер и вполне вписываются в тот достаточно сложный тип поведения, которым отличались прямоходящие приматы.

  8. JonaH Ответить

    В 20-х гг. ХХ в. произошел синтез классического дарвинизма с новейшими достижениями генетики, который получил названии синтетической теории эволюции. Синтетическую теорию эволюции можно охарактеризовать как теорию органической эволюции путем естественного отбора признаков, детерминированных генетически. [2]
    Синтетическая теория эволюции (или обновленный дарвинизм) приобрела широкое распространение в мире среди биологов уже в 40-х гг. Однако в нашей стране нормальное развитие эволюционной теории на 10—15 лет было нарушено деятельностью небезызвестного Т.Д.Лысенко.
    В западных странах сопротивление дарвинизму и эволюционизму оказывали общественные круги, близкие к церкви. И по сей день в мире широко распространен креационизм — точка зрения, согласно которой человек является венцом божественного творения, а не частью природы и продуктом ее развития.
    Споры вокруг эволюционной теории не утихают и сегодня. В последние десятилетия синтетическая теория эволюции подвергается критике, что связано с распространением в биологии различных сальтационистских концепций, утверждающих скачкообразный характер развития жизни, в том числе и антропогенеза. К подобным концепциям относится теория самоорганизации систем. В ее основе лежит принцип самоорганизации как движущей силы развития любых открытых неравновесных систем, то есть систем, обменивающихся со средой веществом и энергией. В таких системах переход одного качественного состояния в другое происходит как скачкообразный процесс, переводящий открытую неравновесную систему, достигшую своего критического состояния, в качественно новое устойчивое состояние с более высоким уровнем сложности и упорядоченности. При этом выбор конечного состояния системы после скачка (флуктуации), согласно этой теории, носит случайный характер. К самоорганизующимся системам относятся все биологические системы, включая человека. [3]
    С теорией самоорганизации согласуется и эволюционная концепция антропогенеза Пьера Тейяра де Шардена. Свою теорию он изложил в знаменитой работе «Феномен человека». С его точки зрения, переход к «феномену человека» осуществляется не через морфологические изменения и не посредством естественного отбора, как у Дарвина, а определяется внутренними силами самого организма будущего Homo sapiens. Находка синантропа, одним из открывателей которого был сам Тейяр де Шарден, позволила заполнить важнейший пробел в ряду антропогенеза и показать, каким путем шло развитие от предчеловека к «человеку разумному»: увеличение и усложнение мозга, выпрямление лба, овладение огнем и орудиями деятельности.
    По мнению Тейяра де Шардена, появление Homo sapiens — это скачок в антропогенезе. «Человек, — пишет он, — вошел бесшумно… Он шел столь тихо, что, когда мы начинаем его замечать, по нестираемым следам каменных орудий, выдающих его присутствие, он уже покрывает весь Старый Свет — от Мыса Доброй Надежды до Пекина. Безусловно, он уже говорит и живет группами. Он уже добывает огонь».[4] При этом весьма характерный вывод, который делает автор, заключается в том, что появление человека — процесс коллективный и «первым человеком» является и может быть только множество людей».[5]
    Антропогенез не следует представлять в виде линейного процесса. «Все попытки доказать, — пишет Р. Левонтин, — что тот или иной ископаемый вид является нашим прямым прародителем, отражает устаревшее представление об эволюции как о строго линейном процессе и о том, что все испокаемые формы должны составлять некую единую последовательность, соединяющую прошлое с настоящим».[6]
    Такова общая теоретическая ситуация разработки проблемы антропогенеза на сегодняшний день. Не все в ней до конца выяснено и объяснено, не во всем ученые согласны между собой. И в этом нет ничего удивительного, так как мы имеем дело с венцом творения природы — человеком. В науке сегодня можно считать доказанным тот факт, что человек — это продукт естественного развития самой природы.

  9. Stoneworker Ответить

    Эволюция семейства гоминид на протяжении раннего и среднего плейстоцена создала благоприятные предпосылки для достижения последней ступени этой эволюции — возникновения человека современного вида. Уже древний представитель рода Homo — неандертальский человек имел все необходимые для интенсивной трудовой деятельности органы. Но наличие у него примитивных признаков суживало его возможности. Поэтому коллектив неандертальцев имел малые потенциальные возможности в развитии общественных форм жизни. теория факторов появления человека современного вида исходит из преимуществ современного человека перед неандертальским как существа социального. По мнению Я.Я. Рогинского, интенсивное развитие передних отделов мозга у современного человека в сравнении с неандертальцем как раз и проистекает вследствие того, что обусловленные им социальные качества приобрели огромную роль в эпоху резкого подъема производства и складывания начальных форм родовой организации, какой была эпоха позднего палеолита. Возможно, что перестройка черепной коробки оказала какое-то влияние и на перестройку лицевого скелета. Время появления человека современного вида падает на вторую половину позднего плейстоцена и совпадает с началом позднего палеолита. С одной стороны, предполагается, что различные расы современного человека произошли от разных рас неандертальцев, и таким образом весь Старый Свет можно назвать прародиной Homosapiens. Согласно гипотезе полицентризма и сформулированной Францем Вайденрайхом, европеоидная раса сформировалась на базе европейских неандертальцев, негроидная — на базе южных, преимущественно африканских, форм неандертальского типа, монголоидная происходит от потомков синантропа. Другая гипотеза моноцентрической и сформулированная. Я.Я. Рогинским, исходит из отсутствия ощутимых морфологических аналогий между современными расами и расами неандертальцев. Тип современного человека сложился в центре ойкумены, по-видимому, в Передней Азии и Средиземноморье, вследствие интенсивного смешения различных представителей неандертальского типа, проходившего в центре ойкумены сильнее, чем в ее окрестностях. Специфические морфологические особенности ранних позднепалеолитических форм Homosapiens получают убедительное объяснение с точки зрения обеих гипотез и не помогают сделать выбор между ними. Так, сильное выступание носа сближает верхнепалеолитических людей Западной и Восточной Европы с современными представителями европеоидной расы; широкий нос, выступание лица вперед в одинаковой степени характерны как для древних, так и для современных представителей негроидной расы; наконец, уплощенность лица, столь характерная для современных монголоидов, может быть отмечена и на позднепалеолитических черепах с территории Китая. С другой стороны, для всех верхнепалеолитических черепов характерен комплекс признаков, сближающих их между собой и позволяющих утверждать, что типологическая неоднородность позднепалеолитического человечества была меньше, чем современного,— явный аргумент в пользу моноцентрической гипотезы. К числу этих признаков относятся широкое низкое лицо, низкие орбиты, удлиненная форма черепной коробки. Все они придают позднепалеолитическим черепам своеобразный морфологический облик, отмечаемый обычно в антропологической литературе как пример «дисгармонического» соотношения между размерами лицевого скелета и черепной коробки. Возможно, оно отражает неполную завершенность процесса формирования морфологического типа современного человека на ранних этапах его истории.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *