Почему в романе герой нашего времени нарушена хронология с какой целью?

9 ответов на вопрос “Почему в романе герой нашего времени нарушена хронология с какой целью?”

  1. PeaceDeath Ответить

    Повести, из которых составлен «Герой нашего времени», расположены в определенной последовательности. Сделано это было для постепенного погружения читателя во внутренний мир главного героя, раскрытия его характера. В романе повести расположены в такой последовательности: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». В действительности же события происходили в другом порядке.
    По пути из Петербурга на Кавказ Печорин останавливается в Тамани. Здесь герой рискует жизнью, случайно связываясь с контрабандистами. После участия в военной экспедиции, которой нет в романе, он едет в Пятигорск, где он встречает княжну Мэри и убивает на дуэли Грушницкого. За это Печорина отправляют в крепость, где он служит под присмотром Максима Максимыча. В это же время происходит история с Бэлой. Из крепости он едет на две недели в казачью столицу, где происходит схватка с Вуличем. Потом он вновь возвращается в крепость N. Далее Печорин выходит в отставку и в течение пяти лет живет в Петербурге. Затем он отправляется в Персию и во Владикавказе встречается с Максимом Максимычем и издателем. Наконец, возвращаясь из Персии, Печорин умирает.
    Следовательно, реальная хронология событий должна быть такой: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина». Таким образом, композиция способствует более полному раскрытию характера героя.
    Если присмотреться к поступкам Печорина, то очевидно, что самый безнравственный из них описан в «Бэле» (фактически это преступление, жертвами которого стали Бэла, Азамат и их отец, совершенное чужими руками), а самый благородный, даже героический – в «Фаталисте» (Печорин помогает связать пьяного казака, спасая жизни многих офицеров). К концу романа сильнее подчеркнуто благородное начало в герое: он вступается за честь Мери, готов помириться с Грушницким. А если выстроить события по хронологии, т.е. если «Бэла» и «Фаталист» окажутся рядом, видно, что герою наскучила жизнь и он пытается разнообразить ее любым способом. Ему неважно, какой поступок он при этом совершает.

  2. Dagar Ответить

    Произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1841) — социально-психологический роман.
    Главный герой произведения Григорий Александрович Печорин, с одной стороны, конкретный человек с яркими по­ступками, сильными чувствами. С другой — Печорин воплощает в себе обобщённые черты молодого поколения 1830-1840-х годов, трагедия которого состояла в недостаточной социальной активности и малой востребованности в обществе.
    Печорин — офицер, аристократ, он один из тех, кого принято считать баловнем судьбы. Жизнь его крайне беспокойная. Она исполнена отчаянных поисков чего-то необычного, особенного, выходящего за рамки привычных впечатлений. Сильные чув­ства его сродни страстям, но в том-то и дело, что его холодная рассудочность, склонность к анализу происходящего вокруг уравновешивают пылкость его натуры.
    Почему же в романе «Герой нашего времени» события изо­бражены не в хронологической последовательности?
    Прежде всего потому, что этот метод создаёт ощущение не­кой тайны, недосказанности в характеристике самого героя, что по духу сближает роман с байроническим направлением в литературе. Кроме того, читатель безразличен к хронологии описываемых событий. Ему интересна сама жизнь Печорина, интрига и замысловатость коллизий и тех ситуаций, которые возникают то здесь, то там на его жизненном пути.
    А с точки зрения главной художественной идеи именно так, с нарушением хронологии событий, роман выстроен по одной важной причине. Читатель прослеживает жизнь Печорина по­следовательно, от простого к сложному, узнавая личность этого человека, постигая незаурядность его натуры.
    В главе «Бэла» читатель знакомится с образом Печорина через рассказ о нём Максима Максимыча и убеждается в том, насколько этот молодой человек решителен, дерзок и непред­сказуем в поступках. Но это лишь косвенные представления о герое, которым суждено пополниться в дальнейшем содер­жании романа. В главе «Максим Максимыч» читатель видит Печорина вживую и составляет своё мнение о нём. Внешность главного героя свидетельствует и о романтических наклон­ностях его характера, и о его волевых качествах. Но при этом холодность и равнодушие «странствующего офицера», про­явленные им к человечному и мудрому Максиму Максимычу, неприятно удивляют читателя.
    В главах «Тамань» и «Княжна Мэри» Печорин изображён через записи в собственном дневнике очень полно, подробно и многосторонне. Его дневник — это рассказ героя о самом себе, исповедь, в которой объясняются мотивы его поступков и даётся им оценка.
    Мы узнаём о том, что в центре жизненных интересов ге­роя — его собственная личность, его «эго». Остальные герои романа — это «другие», которые по воле случая оказываются на его жизненном пути.
    Печорин признаётся себе, что в нём два человека: один совер­шает поступки, другой беспристрастно оценивает их. Он при­носит много страданий другим людям; по его вине гибнут Бэла и Грушницкий. Однако Печорин склонен думать, что объективно в несчастиях этих «других» он не виноват. Но в его подсознании таится мысль о том, что нет — виноват!
    По этой причине он «засмеялся» после похорон Бэлы, и у Максима Максимыча «мороз пробежал по телу». У Печорина хватает ума и сострадания, чтобы сказать искренние слова оби­женному им Максиму Максимычу при расставании. Понимая, насколько виноват, он готов броситься к ногам княжны Мэри, чьё сердце разбито, и плачет на дороге в Пятигорск около пав­шего коня.
    Сердце главного героя жаждет небывалого отклика на его чувства. Сам он безуспешно стремится соответствовать «предна­значению высокому» и плодотворно тратить «силы необъятные», которые, он уверен, даны ему от природы. Но цели его остаются неисполненными; великое поприще, на котором он мог бы со­стояться как выдающаяся личность, им не найдено. Поэтому критик Белинский назвал его «страдающим эгоистом».
    И, наконец, завершает характеристику Печорина глава «Фаталист», где на серьёзном философском уровне решается вопрос о неизбежных, предопределённых свыше поворотах в судьбе человека. Так, глубоко продуманной автором с идейно­художественных позиций предстаёт перед нами история жизни Печорина, «героя» русской действительности 1830-1840-х гг.
    Таким образом, «странная» композиция не разрушила худо­жественный замысел автора романа, и главный герой предстает перед читателем как характер целостный и самобытный.

  3. Mutius Ответить

    Автор ведет повествование с середины сюжета к концу произведения. Затем снова возвращается к началу романа и дает полное представление о герое. После того, как читатель узнает о смерти Печорина, автор заставляет вернуться на исходные позиции и узнать начало пути героя, что и как повлияло на его мировоззрение.
    Создавая великое произведение, автор не раз редактировал сам роман и расположение глав. И вот в третий и последний раз Лермонтов окончательно убедился, что такая последовательность лучшего всего передаст его замысел. Автор не случайно расположил главы в таком порядке. Именно такая своеобразная подача романа делает его великим и уникальным. Именно такая последовательность дала возможность автору воплотить свой философский смысл.
    В чем противоречивость изображения Н.А. Некрасовым крестьянской Руси?(по лирике поэта или по поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    В центре внимания величественной поэмы Некрасова находится образ, который впитал в себя все оттенки из палитры красок, в центре событий находится народ. Это собирательный образ, который отражает всю суровую действительность, которую пришлось переживать русской душе, но при этом он показывается глупым и склонным к рабскому мышлению, к добровольному подчинению. Поэма, которую создал Некрасов, была направленная на народ и описание его тернистой жизни. И наряду с этим, автор высмеивает некоторые повадки русского народа. Именно в этом я вижу противоречивость изображения крестьянской Руси.Талантливый писатель всегда преподносил только правдивые картины из жизни, он всегда был на стороне многострадального народа. Автор разделял все мечты и стремления народа к свободе и счастливой жизни. В своей великой поэме «Кому на Руси жить хорошо» он особенно ярко выражает радость народа от избавления. Крестьянская Русь так долго ходила в неволе, и вот сейчас пришел день освобождения и реализации всех мечт. Но народ не спешит менять свою жизнь, он не торопится уйти от многолетних и жестоких хозяев, избавиться от которых он мечтал всю жизнь.

  4. light of life Ответить

    “Герой нашего времени” М.Ю.Лермонтова является первым социально-психологическим романом в русской литературе. Изображая Печорина, автор показывает типичного представителя молодого поколения начала девятнадцатого века. М.Ю.Лермонтов отказывается от хронологического принципа в расположении повестей и вводит в повествование нескольких рассказчиков. Такая композиция позволяет автору раскрыть характер Григория Александровича Печорина – героя своего времени.
    Впервые читатель знакомится с главным героем в главе “Бэла”. Повествование ведётся от лица Максима Максимыча, рассказывающего попутчику историю любви Печорина и Бэлы. Используя желание Азамата получить коня Казбича, главный герой похищает девушку. Сначала Григорий Александрович испытывает к ней страсть, но когда Бэла поддаётся его чарам, он теряет к красавице всякий интерес. Печорин осознаёт, что любовь дикарки ничем не лучше любви барыни, ведь невежество одной и кокетство другой надоедают одинаково. Главный герой так и не смог понять, чего он по-настоящему хочет, погубив искренне любящего его человека. Штабс-капитан видит противоречия в характере товарища, но понять их истоки не может. Максима Максимыча удивляет реакция Григория Александровича на смерть Бэлы (в ответ на утешения штабс-капитана Печорин смеется). Так, в начале романа читатель начинает презирать главного героя.
    Во второй главе произведения Печорин сталкивается с автором-рассказчиком, глазами которого рисуется психологический портрет Григория Александровича.

  5. Tautaxe Ответить




    Анализ романа «Герой нашего времени»
    В «Герое нашего времени» композиция организует,
    выстраивает сюжет, не фабулу. Здесь нужно уточнить
    понятия фабулы и сюжета.
    Фабулой называют совокупность событий и происшествий в их взаимной внутренней связи, развивающихся в хронологической последовательности.
    Сюжет — та же совокупность событий, происшествий, а также мотивов и стимулов поведения в их композиционной последовательности.
    Если иметь в виду хронологию событий в «Герое нашего времени», т. е. фабулу, то она должна выглядеть
    так: приключение Печорина с «ундиной» в Тамани («Тамань»); история Мери с Грушницким, дуэль («Княжна
    Мери»); эпизод с Вуличем («Фаталист»); похищение Бэлы и путешествие странствующего офицера-рассказчика
    с Максимом Максимычем («Бэла») ; встреча с Максимом
    Максимычем во Владикавказе («Максим Максимыч»);
    известие о смерти Печорина («Предисловие к «Журналу
    Печорина»). Расположение частей согласно хронологии
    (фабуле) романа, следовательно, таково:
    «Тамань». «Княжна Мери». «Фаталист». «Бэла». «Максим Максимыч». «Предисловие к «Журналу Печорина».
    Однако в романе хронология нарушена. Там иное расположение повестей:
    «Бэла». «Максим Максимыч». «Предисловие к
    «Журналу Печорина». «Тамань». «Княжна Мери». «Фаталист».
    Из сравнения хронологической последовательности
    с последовательностью повестей в романе можно заключить, что их несовпадение означает несовпадение между
    фабулой и сюжетом. Фабула отражает порядок событий
    в художественном произведении в их хронологической
    последовательности, сюжет — распределение событий
    в художественном произведении, выстроенное автором
    в нужных ему целях.

    «Герой нашего времени». Художник М. Врубель
    Допустим, что писатель задумал художественное произведение. Он вымышляет события и эпизоды, в которых участвует его герой. Затем выстраивает эти события
    и эпизоды в цепь происшествий, но подчиняет порядок
    не хронологии, а каким-то другим важным для него целям. Получается, что события сначала следуют хронологически, как в жизни, потом выстраиваются по воле автора, т. е. в соответствии с особым художественным заданием.
    Какую же цель преследовал Лермонтов композицией
    романа (порядок расположения частей, событий, эпизодов в избранной автором последовательности)?
    Одна из таких целей состояла в том, чтобы снять напряжение с происшествий и приключений, т. е. с внешних событий, и переключить его на внутреннюю жизнь
    героя, усилив внимание читателя к ней. Например, дуэль Печорина с Грушницким, если следовать хронологии, происходит раньше того как читатель получает известие о смерти Печорина. Интерес читателя будет направлен тогда к самой дуэли, и напряжение будет
    поддерживаться вопросом: что станется с Печориным,
    убьет его Грушницкий или герой останется жив? Внимание читателя в этом случае сосредоточено на самом событии. В романе Лермонтов снимает напряжение тем,
    что до дуэли уже сообщает (в «Предисловии к «Журналу Печорина») о смерти Печорина, возвращавшегося из
    Персии. Читатель заранее оповещен, что Печорин останется жить, и напряжение к этому важному в жизни героя эпизоду снижено. Но зато повышено напряжение
    к событиям внутренней жизни Печорина, к его размышлениям, к анализу собственных переживаний.
    В «Предисловии к «Журналу Печорина» автор прямо
    пишет о своей цели: «История души человеческой, хотя
    бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она…
    следствие наблюдений ума зрелого над самим собою
    и когда она писана без тщеславного желания возбудить
    участие или удивление».
    Прочитав это признание, читатель вправе предположить, что интерес автора сосредоточен на герое, обладающем зрелым умом, на его душе, а не на событиях
    и приключениях, случившихся с ним. События и происшествия жизни Печорина привлекаются в той степени,
    в какой они помогают постичь его душу.
    Сюжет и композиция служат выявлению, раскрытию
    души Печорина. Сначала читатель узнает о последствиях случившихся событий, затем об их причинах, причем
    каждое событие подвергается анализу со стороны героя
    и самоанализу, т. е. размышлению Печорина о мотивах
    своего поведения. Читатель в продолжении романа движется от одного происшествия к другому, и каждый раз
    раскрывается новая грань печоринской души. Такое построение сюжета, такая композиция больше напоминают
    сюжет и композицию романтической поэмы.
    Печорин — это демон, сошедший с надзвездных миров и спустившийся на землю. Душевные миры Печорина и демона очень сходны.
    Романтическая поэма, как известно, отличалась «вершинностью» композиции. Это означало, что в ней не было связного и последовательного повествования от начала до конца. Например, история романтического героя
    не описывалась со дня его рождения до зрелости или
    старости. Поэт выделял отдельные, самые яркие эпизоды из жизни романтического героя, художественно
    эффектные моменты наивысшего драматического напряжения, оставляя без внимания промежутки между событиями. Такие эпизоды назвали «вершинами» повествования, само построение получило название «вершинной
    композиции». В «Герое нашего времени» сохранена
    «вершинная композиция» романтической поэмы. Читатель видит Печорина в напряженно-драматические моменты его жизни, промежутки между ними ничем не заполнены. Яркие, запоминающиеся эпизоды и происшествия свидетельствуют о даровитой личности героя,
    с которым как в романе, так и в поэме непременно происходит что-то необыкновенное.
    Сходство с романтической поэмой сказывается
    и в том, что герой — статичная фигура. Характер Печорина не меняется от эпизода к эпизоду. Он сложился раз
    и навсегда. Внутренний мир Печорина одинаков от первой до последней повести. Он не развивается. Но зато он
    раскрывается в эпизодах, как в романтической поэме.
    Не развиваясь, характер обладает глубиной, и эта глубина беспредельна. Печорин получает возможность самоуглубляться, изучать и анализировать себя. Так как душа героя бездонна вследствие ее большой одаренности
    и так как Печорин рано духовно созрел и наделен значительной способностью к критическому и мудрому анализу, то он всегда устремлен в глубь своей души. Того
    же самого автор романа ждет от читателей: взамен отсутствующего развития характера героя автор предлагает читателю путь погружения в глубины печоринской
    души. Внутренняя жизнь Печорина не может быть раскрыта до конца, и не нужно ждать исчерпанности от ее
    описания в романе.
    Однако «вершинная композиция» в романе по сравнению с романтической поэмой выполняет и другую, тоже очень важную, но противоположную роль. «Вершинная композиция» в романтической поэме служит тому,
    чтобы герой всегда представал одним и тем же лицом,
    одним и тем же характером. Он дается в одном — авторском— освещении и в совокупности разных эпизодов,
    которые раскрывают один характер.
    «Вершинная композиция» в романе «Герой нашего
    времени» имеет другую цель, несет иное художественное
    задание. О Печорине рассказывают разные персонажи.
    Лермонтову необходимо подключить для изображения
    героя исторический, социальный и культурный опыт
    всех вовлеченных в сюжет лиц. Характер Печорина читатель видит с разных точек зрения, в том числе и с точки зрения героя, которому дано слово. Смена углов зрения нужна не для того, чтобы наблюдать за развитием
    характера, а с целью погружения во внутренний мир
    героя.
    Сначала читатель смотрит на Печорина глазами Максима Максимыча, человека совсем другого сознания, чем
    Печорин. При этом точка зрения штабс-капитана передана другим лицом, странствующим офицером. Иначе
    говоря, о герое становится известно издалека и через посредство чужих оценок. Затем повествователь встречается с ним и непосредственно передает свои наблюдения.
    Наконец, читатель знакомится с «Журналом Печорина»,
    где герой описывает свои приключения и анализирует
    их. Читатель смотрит на Печорина его глазами и узнает о нем из его слов. Внутренний мир Печорина приближается к читателю, который получает возможность войти и погрузиться в него.
    Интерес к внутреннему миру предполагает особое
    внимание к нравственным стимулам поведения. Событие, происшествие и в этом случае отодвигаются на второй план. На передний план выступают нравственные
    и философские вопросы: принимать или не принимать
    мир, если человек не может достичь в нем счастья? Какой выбор следует сделать: в пользу ли слепой веры
    в предопределение или в пользу разумного, свободного
    отношения к бытию?
    Вследствие того что нравственные и философские
    проблемы стали в романе главными, события необычайно возвысились в своем значении: их смысловая нагрузка возросла и из разрозненных эпизодов они превратились в очень важные этапы жизненного пути Печорина.
    С романтической поэмой роман «Герой нашего времени» связан и композиционным кольцом. Как в поэме
    «Мцыри» юноша уходит из монастыря и возвращается
    в монастырь, так и в романе действие начинается и заканчивается в крепости. Подобно тому как Мцыри замкнут в кругу, из которого нет выхода, так и Печорин пребывает в полной безысходности. Кольцевая композиция
    символична — она закрепляет бесполезность исканий героя, каждый случай в жизни которого проходит одни
    и те же этапы: очарованность — разочарованность.

    «Герой нашего времени». Дуэль Печорина с Грушницким. Художник М. Врубель
    Однако кольцевая композиция играет и прямо противоположную роль. Поиски счастья кончаются неудачами. Лермонтов не завершает роман гибелью героя, сообщение о которой отнесено к середине повествования. Кольцевая композиция (крепость — крепость) позволяет
    Печорину «перешагнуть» границу смерти и жизни
    и «ожить», «воскреснуть». Не в том смысле, что автор
    отрицает смерть как реальность, а в художественном
    смысле: Печорин изображен вне хронологических пределов от рождения к смерти.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *