Почему византийские императоры считали себя преемниками власти римских правителей?

6 ответов на вопрос “Почему византийские императоры считали себя преемниками власти римских правителей?”

  1. R E P A Ответить

    Византийские императоры считали себя преемниками властителей Римской империи. Западные королевства рассматривались ими как варварские.
    Наиболее серьезная попытка восстановить Древнеримскую им­перию была предпринята при Юстиниане I (правил в 527—565). Ви­зантии удалось захватить большую часть Италии и Северную Афри­ку, однако эти усилия подорвали ее мощь. Под натиском германских, болгарских племен в Европе, арабов в Азии Византия вынуждена была перейти к обороне.
    Большое значение в войнах, которые вела Византия, имело секретное оружие, которым она обладала, — «греческий огонь». Тайна его состава так и осталась нераскрытой. Предпо­лагается, что это был липкий, горючий состав из смеси нефти и смол, серы и селитры, сочетающий качества пороха и напал­ма. С помощью «греческого огня» византийцы сжигали кораб­ли противника на море, осадные орудия.
    Другим «тайным оружием» Византии была ее дипломатия, умение разобщать противостоящие ей государства и племен­ные союзы, подкупать их вождей.
    Унаследовав традиции и общественно-политическое устройство Древнеримской империи, Византия заимствовала и многие ее слабо­сти, в первую очередь связанные с характером осуществления власти.
    В Византии существовал сенат, включавший представителей знатных родов. Большим влиянием пользовались епископы. В то же время воля императора, власть которого считалась священной, име­ла силу закона при решении вопросов как светской, так и духовной жизни. В результате реформ VII века была построена жесткая верти­каль власти: империя разделилась на провинции (фемы), вся власть в которых передавалась наместникам-военачальникам (стратегам). Они назначались и смещались императором и, обладая огромными полномочиями, сами были абсолютно бесправны перед ним. При им­ператоре Льве VI (правил в 886—912) ликвидировались остатки го­родского самоуправления. В частности, ранее свободно работавшие ремесленники и торговцы были приписаны к корпорациям. Их чле­ны пользовались льготами при получении заказов и продаже изделий, но при этом чиновники диктовали им объемы производства, ме­сто и время торговли, количество наемных работников, определяли норму прибыли.
    Жесткая централизация власти вела к умножению числа прави­тельственных ведомств (их насчитывалось несколько десятков), рос­ту армии чиновников. Они делились на классы и разряды, получая титулы, чины и оплату согласно своей должности. Неуклюжий и громоздкий аппарат управления был не только малоэффективным и дорогостоящим, он превратился в источник коррупции, интриг и за­говоров.
    Будучи всевластными, императоры стали беззащитны перед уг­розой переворота. В Византии, как и в Древнеримской империи, не было четкого порядка престолонаследия. Наиболее сильным импе­раторам удавалось передать власть по наследству, однако ни одна ди­настия не смогла долго ее удерживать.
    По подсчетам историков, за время существования Византии, с 395 по 1453 г., из 109 императоров лишь 34 умерли своей смер­тью, остальные были свергнуты или пали жертвой покушения.

  2. я катя Ответить

    Разногласия между восточной и западной ветвями христианской церкви нарастали постепенно, охватывая все более широкий круг вопросов.
    Папа римский претендовал на верховную власть над церковью, а патриархи Востока ее не признавали. Утверждающиеся в римской церкви порядки постепенно увеличивали различия в религиозных догматах и осуществлении обрядов. Римская церковь вела богослу­жения только на латыни, византийская — на местных языках. На За­паде считалось, что Святой Дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына. На Востоке признавалось, что его источником может быть только Бог-Отец. На Западе причащались простым пресным хлебом, на Востоке — квасным. В VIII—IX вв. Рим не поддержал начавшееся в восточной церкви иконоборчество. Византийское же духовенство не поддержало клюнийские реформы римской церкви X—XI вв. Они были так названы, поскольку именно в монастыре Клюни в Бургун­дии возникло движение за строгое соблюдение монахами и священно­служителями норм святости в повседневной жизни, в частности за введение обета безбрачия для духовных лиц.
    Разногласия между папами и патриархами углублялись по мере обострения борьбы за разграничение сфер влияния восточной и за­падной ветвей христианства. Постепенное ослабление Византии со­провождалось расширением сферы влияния папской власти. В XI ве­ке Рим поставил под свой контроль Южную Италию и потребовал признать его права на церковное главенство в Иллирии и Болгарии. Получив отказ, папа римский в 1054 г. отлучил патриарха Константи­нополя от церкви. Тот, в свою очередь, наложил анафему (проклятие) на папство. Лишь в 2001 г. папа римский Иоанн-Павел II выразил со­жаление по поводу разрыва 1054 г., принеся извинения за действия, предпринимавшиеся католиками против православной церкви.
    Закреплением церковного раскола стал Латеранский собор 1059 г., на котором было принято решение, что папу римского изби­рают высшие должностные лица римско-католической церкви — кардиналы (до этого четкого порядка выборов папы не было; счита­лось, что он избирается духовенством, но фактически папы выдвига­лись на этот пост группировками знати, императорами Священной Римской империи). Одновременно запрещалась «симония» — про­дажа церковных должностей за плату.
    Эти решения знаменовали организационное оформление римско-католической церкви, принявшей принцип независимости духовной власти от светских владык. Практика, сохранившаяся в Византии, была другой. Там император считался высшим авторите­том в вопросах как светской, так и духовной жизни.
    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
    1. Почему византийские императоры считали себя преемниками власти римских правителей? Чем закончились попытки Юсти­ниана I восстановить Римскую империю? Почему это оказа­лось невозможным?
    2. Охарактеризуйте внутреннее устройство Византийской импе­рии. Отметьте особенности императорской власти.
    3. Расскажите о социально-экономическом развитии Византии. В чем состояла специфика поземельных отношений?
    4. В чем истоки конфликта между двумя центрами христианской церкви? Как происходило разделение церквей?
    5. Почему вопрос о соотношении светской и церковной властей по-разному решался в католической и православной церквах?

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *