Подумайте какой организм лучше приспособлен к условиям существования?

8 ответов на вопрос “Подумайте какой организм лучше приспособлен к условиям существования?”

  1. Marinius Ответить

    Вопрос 1. Приведите примеры приспособленности организмов к условиям существования.
    У животных приспособительными могут быть форма тела, окраска, поведение. Так, например, копыта лошади являются наиболее удобными для быстрого перемещения по открытым пространствам, втягивающиеся когти кошачьих обеспечивают бесшумное передвижение, у водных млекопитающих сформировалось рыбообразное тело для наиболее эффективного перемещения в воде, у птиц с разной скоростью и характером полета формируется та или иная форма крыла. Среди насекомых, не обладающих активными средствами защиты, широко распространена форма тела, имитирующая объекты фона, например богомол, палочник, гусеницы бабочек. Некоторые организмы способны принимать окраску, соответствующую фону, на котором они обитают (хамелеон, камбала).
    Вопрос 2. Почему у некоторых видов животных наблюдается яркая демаскирующая окраска?
    Яркая окраска обычно характерна для ядовитых животных и предупреждает хищников о несъедобности объекта их нападения, свойственна ядовитым, жалящим или обжигающим насекомым (пчелы, осы, жуки-нарывники и др.). Божью коровку, очень заметную, птицы никогда не склевывают из-за выделяемого насекомым ядовитого секрета. Яркую предупреждающую окраску имеют несъедобные гусеницы, многие ядовитые лягушки, змеи. Эта окраска заранее предупреждает хищника о бесполезности и опасности нападения. Путем «проб и ошибок» хищники быстро приучаются избегать нападения на жертву с предупреждающей окраской.
    Вопрос 3. В чем сущность явления мимикрии?
    Мимикрией называется сходство беззащитного и съедобного вида с одним или несколькими неродственными видами, хорошо защищенными и обладающими предостерегающей окраской. Явление мимикрии распространено у бабочек и других насекомых. Многие насекомые имитируют жалящих насекомых. Известны жуки, мухи, бабочки, копирующие ос, пчел, шмелей. Мимикрия встречается и у позвоночных животных — змей. Во всех случаях сходство чисто внешнее и направлено на формирование определенного зрительного впечатления у потенциальных врагов.
    Вопрос 4. Каким путем поддерживается низкая численность вида-подражателя?
    Подражание одних видов другим оправдано: истреблению подвергается значительно меньшая часть особей и того вида, который послужил моделью, и вида-подражателя. Необходимо, однако, чтобы численность вида-подражателя была значительно меньше численности вида-модели. Иначе у врагов не будет выработан устойчивый отрицательный рефлекс на предостерегающую окраску. Поддерживать численность вида-имитатора на нужном уровне позволяет то, что генофонд этих видов насыщен летальными мутациями. В гомозиготном состоянии эти мутации вызывают гибель организма, в результате чего высокий процент особей не достигает половозрелого состояния.
    Вопрос 5. Распространяется ли действие естественного отбора на поведение животных? Приведите примеры.
    Для выживания организмов в условиях борьбы за существование большое значение имеет приспособительное поведение. Эффективность приспособительной окраски и формы тела резко повышается в сочетании с поведением. Например, способность кошачьих длительное время сидеть в засаде и совершать молниеносные прыжки беспечивает успех охоты засадного хищника. Способность волка заходить с подветренной стороны и охотиться в стае — полезные качества для этого охотника. Несомненно, оправданно запасание некоторыми животными корма на неблагоприятный сезон года. Например, полевка-экономка запасает до 10 кг злаков, зерна, кореньев и сухой травы. Затаивание в случае опасности для организмов, не имеющих активных способов защиты, позволяет им сохранить жизнь.
    Вопрос 6. Почему у видов животных, заботящихся о потомстве, число потомков уменьшается? Приведите примеры.
    У низкоорганизованных организмов потомство чаще всего оставляется на произвол судьбы. Именно этим объясняется такая высокая плодовитость беспозвоночных и низших позвоночных. Большое число потомков в условиях высокой истребляемости молоди служит средством борьбы за существование вида. При развитой заботе о потомстве количество выживших и достигших половой зрелости потомков резко возрастает, что позволяет снизить их первоначальную численность.
    Вопрос 7. В чем заключается относительный характер приспособительных признаков у организмов? Приведите примеры, характерные для растений и животных.
    Строение живых организмов очень тонко приспособлено к условиям существования. Любой видовой признак или свойство носит приспособительный характер, целесообразный в данной среде, в данных жизненных условиях только в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды они становятся бесполезны- ми или даже вредными для организма. Благодаря мимикрии большинство птиц не трогает ос и пчел, однако среди них есть виды, которые едят и ос, и пчел, и их подражателей. Еж и птица-секретарь без вреда поедают ядовитых змей. Панцирь наземных черепах надежно защищает их от врагов, но хищные птицы поднимают их в воздух и разбивают о землю.
    Любые приспособления целесообразны только в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды они оказываются бесполезными или вредными для организма. Постоянный рост резцов грызунов — очень важная особенность, но лишь при питании твердой пищей. Если крысу держать на мягкой пище, резцы, не изнашиваясь, вырастают до таких размеров, что питание становится невозможным. Так, все особенности строения и поведения кошек целесообразны для хищника, подстерегающего добычу в засаде: мягкие подушечки на пальцах, втягивающиеся когти, способность видеть в темноте. В то же время на открытых пространствах все эти приспособления бесполезны.
    Глубоко уходящая корневая система у пустынных растений не приносит пользу в условиях влажных мест обитаний. Преобразование конечностей в ласты у водных млекопитающих полезно для обитания в воде, но на суше китообразные неподвижны, а ластоногие перемещаются весьма неуклюже.
    Таким образом, любая структура и любая функция являются приспособлением к конкретным условиям внешней среды, т.е. приспособления имеют относительный характер. Ни один из приспособительных признаков не обеспечивает абсолютной безопасности для их обладателей.

  2. Felace Ответить

    В средние века человек отразил в культуре сознательное стремление жить правильно, не нарушая не только юридические, но и нравственные нормы, которые в целом обеспечивали
    (*ответ*) устойчивое природосообразное развитие общества
    природосообразное развитие общества
    прогрессивное природосообразное развитие общества
    ускоренное природосообразное развитие общества
    текущее природосообразное развитие общества
    В течение исторического времени выделяют несколько экологических кризисов. Соотнесите наименования кризисов и их содержание
    первый кризис < кризис собирательства и примитивного промысла второй кризис < кризис консументов, проявившийся в оскудении охотничьих ресурсов, когда стали исчезать крупные позвоночные в результате хищнической деятельности человека третий кризис < кризис связан с появлением земледелия и скотоводства, проявился в засолении почв и деградации поливных земель четвёртый кризис < кризис называется кризисом продуцентов, его связывают с массовым уничтожением лесов как для освобождения земель под сельскохозяйственные поля и пастбища, так и с целью использования дерева в качестве строительного материала и топлива современный кризис < кризис можно охарактеризовать количественными показателями: беспримерный рост народонаселения Земли - ежегодный прирост составляет около 80 млн. человек; темпы использования природных ресурсов человек эксплуатирует более 55% суши и около 13% речных вод, а скорость сведения лесов достигла 18 млн. га в год; ежегодно теряется более 50 тыс. кв. км земель, пригодных для сельскохозяйственного использования В течение первобытного этапа человеческой истории человек внимательно, чутко улавливал биологические ритмы (*ответ*) подстраивался к ним (*ответ*) стремился соответствовать требованиям, которые предъявляла окружающая среда пытался изменить их пытался усовершенствовать их стремился соответствовать требованиям, которые он предъявлял окружающей среде В целом тенденции изменения здоровья населения достаточно точно отражают уровень (*ответ*) экономического развития страны (*ответ*) благосостояния страны развития науки в стране развития медицины в стране общественного сознания В человеческом обществе бурно развиваются человеческие потребности, а также и способности (*ответ*) возникают ремёсла (*ответ*) растут города (*ответ*) усложняется политическая жизнь (*ответ*) накапливаются знания общество вовремя замечает и предотвращает разрушительное воздействие на природу общество замечает, но не предотвращает разрушительное воздействие на природу В экологии человека выделяются экологии (*ответ*) человеческой личности (*ответ*) человеческих популяций, в том числе и экология этносов социумов общества В экосистеме любой живой организм эволюционно приспособлен к определённым условиям среды, т.е. к изменяющимся _ факторам (*ответ*) абиотическим (*ответ*) биотическим неорганическим гидрографическим органическим экологическим антропогенным

  3. KруТышКа Ответить

    Урок–«полёт»

    При проведении этого урока учитель
    разбивает класс на группы по 4–5 человек –
    «экипажи». Группы формируются так, чтобы в них
    входили ребята с различной успеваемостью по
    предмету. Учащимся предлагается самим
    распределить роли в группах – выбрать
    «командира экипажа» и «штурмана». Остальные 2–3
    человека – «пилоты».
    Для работы на уроке все группы
    обеспечиваются дополнительной литературой,
    содержащей необходимую информацию.
    Урок рассчитан на 2 часа и проводится
    при изучении тем: «Общие сведения о многообразии
    животных» и «Развитие животного мира на Земле».
    ХОД УРОКА

    Вступительная беседа

    – Условия, в которых обитают живые
    организмы, очень разнообразны. На что нам нужно
    обратить внимание, если мы будем описывать эти
    условия?
    Учащиеся называют, а учитель
    корректирует и записывает на доске: свет,
    влажность, температура, количество кислорода,
    загрязняющие вещества, давление…
    – Каким словом можно назвать все те
    характеристики условий жизни, которые мы
    вспомнили? (Факторы.)
    – Факторы живой или неживой природы мы записали
    на доске?
    Дети называют их факторами неживой
    природы, а учитель вводит понятие
    «абиотические». На доске запись:
    «Свет, влажность, температура, количество
    кислорода – абиотические факторы (факторы
    неживой природы)».

    – Факторы, определяющие условия жизни
    организмов, всегда действуют с одной и той же
    силой, имеют одно и то же значение или они
    изменяются? Приведите примеры, исходя из ваших
    наблюдений.
    – А как ведут себя живые организмы по отношению к
    изменяющимся условиям? (Приспосабливаются.).

    Объяснение учителя

    Способность организмов выдерживать
    изменение условий жизни, существовать в условиях
    разных значений тех или иных факторов называют толерантностью,
    от латинского слова tolerantia – терпение.
    Вывешивается плакат: «Толерантность –
    способность организмов выносить отклонения
    факторов среды от оптимальных значений».
    Толерантность – очень важное свойство
    живого. Например, химические процессы в живых
    организмах протекают с различными скоростями в
    разных условиях. Внешние условия в значительной
    мере определяют скорость таких процессов, как
    движение или фотосинтез. Скорость роста многих
    растений зависит от концентрации различных
    веществ в окружающей среде, например углекислого
    газа в воздухе или ионов водорода в почве. Кривая,
    характеризующая скорость того или иного
    процесса в зависимости от значений одного из
    факторов внешней среды (конечно, при условии, что
    этот фактор оказывает на изучаемый процесс
    заметное влияние), называется кривой
    толерантности
    (рис. 1).
    Начинается она с тех значений, которые
    организм может хоть как-то выдерживать,
    оставаясь живым. За пределами этих значений
    жизнь невозможна. По мере приближения значений к
    оптимальным, наиболее подходящим для данного
    организма, условия его существования становятся
    все лучше и лучше. Но все же до какого-то предела
    они остаются неблагоприятными, стрессирующими.
    Наконец, существует диапазон значений, в которых
    организм чувствует себя лучше всего. Это
    оптимальные условия существования.
    Вывешивается плакат: «Возможность
    обитания вида определяется как минимальными, так
    и максимальными значениями любого из значимых
    факторов среды. (Закон толерантности В.Шелфорда,
    1915 г.)»
    Кривая толерантности почти всегда
    имеет форму колокола. Но она может быть крутой
    или пологой – в зависимости от того, в каком
    диапазоне значений фактора может существовать
    организм (рис. 1).

    Если кривая оказывается пологой (рис.
    2), это означает, что диапазон достаточно широк.
    Организмы, приспособившиеся существовать в
    широком диапазоне внешних условий, называются эврибионтными
    организмами
    ,
    или эврибионтами.

    Если же изгиб кривой крутой (рис. 3), это
    означает, что диапазон значений фактора, при
    которых может существовать организм, узкий.
    Организмы, обитающие в узком диапазоне фактора,
    называются стенобионтными организмами,
    или стенобионтами. Например, окунь –
    эврибионт, его можно встретить в самых разных
    водоемах: в теплых и холодных, в стоячих и
    текущих. А вот форель – стенобионтный организм.
    Она живет только в холодных ручьях и реках, вода в
    которых богата кислородом.

    Иногда и сам диапазон значений
    фактора, к которому приспособлен какой-то
    организм, может меняться. На рис. 4 показаны
    кривые толерантности медуз одного вида, живущих
    в северных и южных морях. Медузы передвигаются за
    счет ритмических сокращений колокола.
    Оптимальная скорость пульсации – 15–20
    сокращений в минуту. Особи, живущие в морях
    северных широт, передвигаются с такой же
    скоростью, как и медузы в южных морях, хотя
    температура воды на севере может быть на 20 °С
    ниже.

    Часто бывает, что из многих факторов,
    действующих на организм, значения лишь одного
    оказываются стрессирующими или невыносимыми.
    Однако этого оказывается достаточно, чтобы
    ограничить возможность существования, – пусть
    даже значения всех остальных факторов близки к
    оптимальным. Такой фактор называют ограничивающим.
    Например, для пустынных растений ограничивающим
    фактором будет возможность получать влагу, а для
    растений тундры – температура.

    Творческая деятельность учащихся

    1. Работа экипажей по
    карточке-инструкции.
    Карточка-инструкция
    Используя имеющуюся у вас
    дополнительную литературу, приведите примеры
    организмов, способных существовать в широких
    (эврибионты) и узких (стенобионты) диапазонах
    значений названного фактора. Обоснуйте свой
    выбор, указав для каждого примера
    соответствующие значения.

  4. Line Ответить

    ?
    Вспомните!
    1. Каково происхождение названия науки биологии?

    Биология – греч. ????????; от др.-греч. ???? — жизнь + ????? — учение, наука
    2. Что вам известно о свойствах и сущности жизни?
    – Химический состав
    – Обмен веществ и энергии
    – Гомеостаз
    – Самовоспроизведение
    – Рост и развитие
    – Открытость
    – Дискретность
    – Раздражимость
    Вопросы для повторения и задания
    1. Что такое жизнь? Попытайтесь дать своё определение.

    Жизнь как явление природы — величайшая загадка, которую человечество пытается решить уже многие тысячи лет.
    Жизнь – это определенный набор химических элементов, образующих основные органические вещества – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, которые поддерживают основные свойства организмов.
    2. Назовите основные свойства живой материи.
    – Единство элементного химического состава
    – Единство биохимического состава
    – Дискретность и целостность
    – Метаболизм
    – Саморегуляция
    – Открытость
    – Размножение
    – Наследственность и изменчивость
    – Рост и развитие
    – Филогенез
    – Разражимость и движение
    – Ритмичность
    3. Объясните, в чём, по вашему мнению, заключаются принципиальные различия обмена веществами в неживой природе и у живых организмов.
    Обмен веществом и энергией с окружающей средой: живые существа питаются, на этом основан пластический и энергетический обмен, поддерживают постоянство внутренней среды — гомеостаз и выделяют продукты жизнедеятельности в окружающую среду. При небиологическом круговороте веществ они просто переносятся с одного места на другое или меняется их агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед.
    4. Каким образом связаны наследственность, изменчивость и репродукция в обеспечении жизни на Земле?
    Репродукция или размножение — это способность организмов воспроизводить себе подобных. В основе воспроизведения лежат реакции матричного синтеза, т. е. образование новых молекул и структур на основе информации, заложенной в последовательности нуклеотидов ДНК. Это свойство обеспечивает непрерывность жизни и преемственность поколений. Наследственность — способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Основой наследственности является относительное постоянство строения молекул ДНК. Изменчивость — свойство, противоположное наследственности; способность живых организмов приобретать новые признаки, отличные от качеств других особей того же или другого вида. Изменчивость, обусловленная изменениями наследственных задатков — генов, создаёт разнообразный материал для естественного отбора, т. е. отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования в природе. Это приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.
    5. Дайте определение понятия «развитие». Какие формы развития вы знаете?
    Развитие – это преобразование организмов с течением времени, переход из одного состояния в другой более качественный.
    – Индивидуальное развитие, или онтогенез, — развитие живого организма от зарождения до момента смерти. В процессе онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма. В основе этого лежит поэтапная реализация наследственных программ. Индивидуальное развитие обычно сопровождается ростом.
    – Историческое развитие, или филогенез, — необратимое направленное развитие живой природы, сопровождающееся образованием новых видов и прогрессивным усложнением жизни.
    6. Вспомните из курса биологии животных, чем отличаются прямое и непрямое развитие.
    Непрямое развитие — развитие, при котором из яйцевых оболочек появляется особь, внешне, образом жизни и питания непохожая на взрослые организмы и неспособная к размножению. Зрелости достигает в результате одного или нескольких превращений (метаморфозов). Выделяют два типа непрямого развития: с полным и неполным метаморфозом. При неполном метаморфозе в развитии отсутствует какая-либо стадия. При полном метаморфозе наблюдаются стадии: выходящая из яйцевых оболочек личинка, куколка, взрослая особь (имаго).
    Прямое развитие — развитие, при котором особь, вышедшая из яйцевых оболочек, отличается от взрослого организма только размерами и ведёт тот же образ жизни, что и взрослые особи.
    7. Что такое раздражимость? Каково значение избирательной реакции организмов для их приспособления к условиям существования?
    Раздражимость — это способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия, т. е. воспринимать раздражение и отвечать определённым образом. Ответную реакцию организма на раздражение, осуществляемую при участии нервной системы, называют рефлексом. Организмы, у которых отсутствует нервная система, отвечают на воздействие изменением характера движения или роста, например, листья растений поворачиваются к свету. Избирательность означает способность определенным образом реагировать на опреде¬ленные стимулы. Она является необходимым свойством всякого нормального поведения. В результате в одних условиях организмы ре¬ализуют пищевые рефлексы, а в других — брачное, родительское, оборонительное и мно¬гие другие типы поведения.
    8. В чём значение ритмичности процессов жизнедеятельности? Приведите примеры ритмических процессов в растительном и животном мире.
    Суточные и сезонные ритмы направлены на приспособление организмов к меняющимся условиям существования. Наиболее известным ритмическим процессом в природе является чередование периодов сна и бодрствования. Некоторые отдельные свойства, рассмотренные нами, могут встречаться и в неживой природе — сталактиты растут, вода в реке движется, чередуются приливы и отливы. Но в совокупности все перечисленные свойства характерны только для живых организмов.
    Подумайте! Вспомните!
    1. Почему существует множество определений понятия «жизнь», но нет ни одного краткого и общепризнанного?

    Так как определение понятию «жизнь» можно давать с разных точек зрения, например, с биологической, социальной, духовной, физической, химической, и т.д. общепризнанного понятия нет, так как все стороны определения важны в равной степени, и писывают процессы и явления, протекающие в жизни.
    2. Объясните, как вы понимаете фразу: «Свойства системы не являются простой совокупностью свойств частей, её составляющих». Приведите примеры, доказывающие правильность этой фразы.
    Все свойства системы тесно связаны между собой, что обеспечивает целостность живого. Любая биологическая система состоит из отдельных взаимодействующих частей (молекулы, органоиды, клетки, ткани, организмы, виды и т. д.), которые вместе образуют структурно-функциональное единство. Причём свойства целой системы не являются простой совокупностью свойств частей, её составляющих.
    3. Вспомните материал курса «Человек и его здоровье» и назовите системы человека, которые обеспечивают гомеостаз. Какие структуры образуют эти системы?
    Гомеостаз (от греч. «homoios» — подобный, одинаковый и «stasis» — состояние) — относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма человека, животных и растений. Постоянство обеспечивается нейрогуморальными, гормональными, барьерными и выделительными механизмами. Например, выравнивание артериального давления осуществляется следующим образом: изменение давления крови воспринимается барорецепторами сосудов, сигнал о нём передаётся в сосудистые центры, изменение состояния которых ведёт к изменению тонуса сосудов и сердечной деятельности; одновременно раздражаются хеморецепторы сосудов, включающие систему нейрогуморальной регуляции, и кровяное давление возвращается к норме.
    4. Приведите примеры увеличения численности объектов в неживой природе и объясните, почему эти процессы нельзя назвать размножением.
    Увеличение количества осадков, рост кристаллов. При небиологическом круговороте веществ они просто переносятся с одного места на другое или меняется их агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед. Назвать размножение нельзя, так нет специальных структур для размножения – спор, гамет, клеток, частей органов и т.д.

  5. Daibar Ответить

    ?
    Вопрос 1. Приведите примеры приспособленности организмов к условиям существования на основании собственных наблюдений.
    В ходе эволюции организмы приобретают различные свойства, позволяющие им более успешно приспосабливаться к условиям обитания. Например, мех животных севера (песцов, медведей) имеет белую окраску, делая их практически незаметными на фоне снега. Насекомые, питающиеся цветочным нектаром, имеют строение и длину хоботка, идеально подходящие для этого. Ласты тюленей, преобразованные из лап их сухопутных предков, прекрасно приспособлены к передвижению в воде. Жирафы живут в саванне и поедают листья деревьев на большой высоте, в чем им помогает длинная шея.
    Таких примеров можно привести множество, так как каждое живое существо обладает большим количеством признаков, приобретенных в процессе приспособления к конкретным условиям обитания.
    Вопрос 2. Почему у некоторых животных яркая, демаскирующая окраска, а у других, наоборот, покровительственная?
    Двум типам окраски соответствуют два варианта стратегии поведения. При одном из них животное стремится остаться незамеченным, пытаясь избежать встречи с хищником или подкрадываясь к жертве. Для этого используется покровительственная окраска, позволяющая сливаться с фоном. С другой стороны, животные, которые являются опасными или ядовитыми, часто всячески это подчеркивают. Они используют яркую демаскирующую окраску, предостерегающую: “не ешь меня”. Кроме ядовитых организмов, эту стратегию применяют мимикрирующие под них безобидные виды. Организмы могут иметь демаскирующую окраску и по совершенно иной причине – в связи со стремлением привлечь партнера для размножения (яркая окраска многих самцов птиц, рыб, рептилий, бабочек и т. д.). В этом случае задача продолжения рода приходит в противоречие с инстинктом самосохранения, но оказывается для организма более значимой.
    Вопрос 3. В чём сущность мимикрии? Сравните мимикрию и маскировку. В чём их принципиальные отличия? Чем они схожи?
    Сущность мимикрии (от греч. mimikos – подражательный) заключается в том, что безобидные животные в процессе эволюции приобретают сходство с опасными (ядовитыми) видами. Это позволяет им избегать нападения хищников. Примером служат некоторые неядовитые змеи: существует вид полоза, который расцветкой похож на смертельно опасного аспида и отличается от него лишь чередованием полос. Кроме окраски мимикрирующие животные обладают характерным поведением: мухи-журчалки ведут себя подобно осам, имитируя агрессию.
    Вопрос 4. Распространяется ли действие естественного отбора на поведение животных? Приведите примеры.
    Естественный отбор влияет не только на внешние признаки организма, но и на поведение. Это относится, прежде всего, к врожденным (инстинктивным) формам поведения. Такие формы очень разнообразны: способы добывания пищи, проявления страха и агрессии, половое поведение, родительское поведение и т. д. Паук плетет сеть, пчела строит соты, кошка в момент опасности принимает угрожающую позу, бурундуки делают запасы и впадают в спячку на зиму и т. д. Очень сложны брачные ритуалы, строгое следование которым является для животных одним из путей предотвращения межвидового скрещивания.
    Вопрос 5. Каковы биологические механизмы возникновения приспособительной (скрывающей и предупреждающей) окраски у животных?
    Биологическим механизмом, обеспечивающим возникновение приспособительной окраски, является естественный отбор. В процессе эволюции в популяции, которая в силу разнообразия генофонда отличалась очень широким спектром окраски, преимущественно выживали и оставляли потомство те особи, которые были менее заметны на фоне окружающей среды. В результате доля соответствующих генотипов постоянно росла. В дальнейшем данный фенотип, а следовательно, и генотип закреплялся в популяции с помощью стабилизирующего отбора. В случае предостерегающей окраски происходили аналогичные процессы. Например, птицы исходно легче находят и поедают ярких насекомых. Если эти насекомые оказываются ядовитыми, то птицы быстро обучаются их не трогать и предпочитают более скромно окрашенную добычу. Тем самым особи с яркой окраской, которую легко идентифицировать как ядовитую, сохраняются и оставляют потомство. Со временем данный признак закрепляется в популяции.
    Вопрос 6. Существуют ли живые организмы, не имеющие приспособительных особенностей строения? Ответ обоснуйте.
    Адаптация –совокупность особенностей строения, физиологии и поведения живых организмов к конкретным условиям, в которых они могут нормально существовать и оставлять потомство.
    Возникновение приспособленности к среде – основной результат эволюции. Поэтому эволюцию можно рассматривать как процесс возникновения приспособлений или адаптаций.
    Организмы не сумевшие приспособиться к окружающему миру вымерли.

  6. Moonfist Ответить

    Природные и искусственные системы в среде жизни человека
     
    Тема 1. Организм как живая система
     
    §8. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
     
    Основными условиями существования организмов является наличие необходимого количества воды, света, тепла, воздуха, продуктов питания. На нашей планете они чрезвычайно разнообразны. Но нет такого участка земной поверхности, где бы не обитали живые существа. Как им удается выжить и на заснеженных вершинах гор, и в пустынях, и в глубинах океана? Для этого животные и растения имеют разнообразные приспособления. Многие из них вам хорошо известны, поэтому вспомним их.
    К жизни в условиях недостаточного количества воды наземные организмы приспособились по-разному {рис. 48). Одним растениям (рис. 48, 1) помогает выживать длинный корень, который проникает на значительные глубины, добираясь даже до подпочвенных вод. Он может превышать наземную часть в 50 раз и более. Корень других растений (рис. 48, 2) разветвляется в верхних слоях почвы, чтобы впитывать побольше влаги, что появляется с кратковременными дождями. Есть растения, которые накапливают воду в мясистых листьях (рис. 48, 3) и стеблях (рис. 48, 4). Чем толще стебель и листья, тем больше влаги запасается в них, а значит, растение может дольше обходиться без воды. У некоторых растений (например, кактусов) листья превратились в колючки (рис. 48,5). Они помогают растительному организму экономно испарять воду днем и впитывать влагу с воздуха ночью.

    Рис. 48. Приспособления растений к недостаточному увлажнению: 1 – длинный корень; 2 – разветвленный корень; 3 – мясистые листья; 4 – мясистый стебель; 5 – листья в виде колючек
    Животные – обитатели засушливых местностей (насекомые, пауки, скорпионы, змеи) – удерживают влагу в организме с помощью особых покровов тела. Верблюд может не потреблять воду длительное время, потому что пьет ее сразу большое количество (за считанные минуты он способен выпить более 100 л воды). А еще он получает воду в результате химических реакций, происходящих с жиром, накопленным в буграх.
    Как организмы приспосабливаются к разного освещения
    Насколько важна роль света в жизни растений вам уже известно. Но потребность в свете у них разная. Так, береза требует света больше, чем дуб, поэтому и растет по обочинам или опушках леса. А теневынослив дуб может расти и в его гуще. Хохлатка и подснежники цветут, когда на деревьях еще нет листьев, которые бы препятствовали проникновению света. У листьев с черешками листовая пластинка изменяет свое положение относительно направления солнечных лучей (вспомните, как в 5-м классе вы наблюдали за комнатным растением). У многих растений зимой, когда световой день укорачивается, опадают листья.
    Смена дня и ночи также влияет на поведение живых существ. Так, есть растения, на ночь смыкают листья (кислица) или лепестки цветков (одуванчик). Однако есть растения, которые, наоборот, раскрывают цветки именно ночью, когда вылетают ночные бабочки (матиола).
    Большинство животных активны днем и отдыхают ночью, например домашние животные. А вот летучих мышей и сов светлой части суток не видно. Они спят в тайниках. Эти животные уверенно охотятся ночью.
    Температура как условие существования живых организмов
    В природе есть животные с постоянной температурой тела, которая не зависит от температуры среды (млекопитающие, птицы). их называют теплокровными. Приспособлением к зимним холодам у них есть густая шерсть или перья, большие запасы подкожного жира. Есть также животные, которые не имеют постоянной температуры тела (насекомые, рыбы, лягушки, ящерицы, змеи и другие). Они получили название холоднокровных животных. Температура их тела зависит от температуры окружающей среды (рис. 49).
    Жаркого лета млекопитающих защищает от перегрева способность испарять воду через кожу. Так они регулируют температуру своего тела. Выделение пота у человека – тоже приспособление к регулированию температуры тела.

    Рис. 49. Хладнокровные (1-3) и теплокровные (4-6) животные
    Вспомните, многие животные готовятся к холодам заранее: делают запасы пищи, обустраивают норы и гнезда, выстилая их сухотрав’ям или пухом. Некоторые из них с наступлением холодов впадают в спячку (приведите примеры).
    В жаркие дни большинство животных находится в убежищах (норах, зарываются в песок), а ночью, когда температура воздуха снижается, животные выходят на охоту. Как видим, такое поведение этих животных обусловлена изменением температуры.
    Жизнедеятельность холоднокровных животных в значительной мере зависит от температуры внешней среды. За низкой температуры в их организме слишком медленно происходят обмен веществ и превращение энергии. Поэтому зимой они впадают в состояние оцепенения, а с наступлением весеннего тепла восстанавливают свою активность.
    Растения защищают себя от перегрева, испаряя воду через устьица. А когда воды недостаточно в почве? На этот случай у растений также есть приспособления. Например, восковой налет и пушистые ворсинки на листьях или плодах, уменьшенные размеры листовых пластинок и тому подобное.
    Растениям и животным нужен воздух
    В атмосфере для дыхания наземных живых существ воздуха вполне достаточно. А вот в воде его значительно меньше. Поэтому там обитают организмы, которые смогли приспособиться к таким условиям. Что это за приспособление?
    Вспомните, что рыбы дышат с помощью жабр. А как дышат млекопитающие и насекомые – обитатели водоемов? Тюлени, киты перед нырянием вдыхает большое количество воздуха. Его хватает на десятки минут пребывания под водой. При этом кислород экономно расходуется клетками организма. Жук-плавунец, хотя и живет в воде, дышит атмосферным воздухом. На кончике его брюшка имеются дыхальца. Периодически жук поднимается к поверхности и держит его над водой (рис. 50, 1). Еще интереснее приспособления для дыхания атмосферным воздухом паука серебрянки. Это животное обитает в водоемах. Под водой она строит гнездо из паутины и с помощью специальных волосков на брюшке заполняет его воздухом (рис. 50, 2).

    Рис. 50. Приспособления к дыханию: 1 – жука-плавунца; 2 – паука серебрянки
    Питания — условие, без которого не существуют ни растения, ни животные
    Вы уже знаете, что растениям для создания органических веществ необходим углекислый газ. Он поступает в растение через устьица, размещенные с нижней стороны листьев. А как быть растениям, чьи листья лежат на поверхности воды, как кувшинка белая, кувшины желтые. их приспособления заключается в расположении устьиц на верхней стороне листовой пластинки. Этим они обеспечивают растение не только воздухом для дыхания, но и углекислым газом для питания. Неорганические вещества для питания растений поступают из почвы только в растворенном виде, поэтому следующим приспособлением растений разная форма и длина корня, способного впитывать вместе с водой эти вещества.
    Есть растения, которые очень удивительно приспособились к недостатку в почве или воде определенных веществ. Они стали хищниками. Например, росянка – жительница болот, научилась охотиться на насекомых, пауков. Ворсинки ее листьев выделяют прозрачную липкую вещество.

    Рис. 51. Росянка «вполювала» насекомое
    Привлеченная ею насекомое вязнет в этом веществе, листок сворачивается и выделяет другие вещества, переваривают насекомое (рис. 51).
    Многие птицы на зиму улетают в теплые края. Ученые связывают это с тем, что с наступлением холодов исчезает их основной корм (черви, насекомые, семена). Такое приспособление обеспечивает птицам должное питания в течение года.
    Достаточно распространенным в поведении животных есть засады на добычу, объединение в стаи и стада, преодоление больших расстояний в поисках пищи.
    Какие еще приспособления есть у растений и животных
    Разнообразны приспособления растений, способствующих опылению. Так, насекомых-опылителей в растениях привлекает нектар. Он является их пищей. Много растений имеют цветки с яркой окраской и приятным запахом. Но есть растения, цветки которых неприятно воняют гнилым мясом. Понятно, что их опылителями являются мухи. Всем вам известны приспособления растений к распространению плодов на большие расстояния. Это и крылышки, и летучки, и крючочки, и сочная вкусная мякоть плода, и множество других (рис. 52).

    Рис. 52. Приспособления плодов к распространению
    У животных наблюдают разнообразные виды брачного поведения и заботы о потомстве.
    а Условия существования – все то, без чего жизнь организмов невозможно.
    а Основными условиями существования живых организмов является наличие воды, света, тепла, воздуха, продуктов питания.
    в Растения и животные имеют различные приспособления к условиям существования. Это обеспечивает им выживание и расселение.
    а Поведение живых существ является их приспособлением к условиям существования и изменений, происходящих в них.
    Страница естествоиспытателя
    Выполните задания. Изучите поведение животных в уголке живой природы или аквариуме. Для этого проведите наблюдения за их обитателями (наблюдать можно также за своими домашними любимцами, домашними животными, птицами, посещающими кормушку).
    На основе наблюдений выясните: 1. Одинаково активны животные в течение суток? 2. Как влияет на поведение животных искусственно созданное освещение и затемнение? 3. Как вели себя животные в случае появления корма?
    Попробуйте дать объяснение замеченным изменениям в поведении животных.
    Страница эрудита
    В лесах Украины обитают рыжие и черные муравьи. Во многом они похожи. Однако до зимних холодов эти животные приспособились по-разному. Так, рыжие муравьи задолго до наступления зимы обустраивают под муравейником на глубине более 1 м камеру для зимовки. Зимой вся семья собирается в этой камере. Для ученых до сих пор остается тайной, как муравьям удается предвидеть наступления суровой зимы и заранее устроить камеру для зимовки глубже, чем обычно.
    Черные муравьи камер не строят, а остаются зимовать в муравейнике. Замерзание же их тела предотвращает вещество глицерин, который образуется еще до наступления холодов. Стоит отметить, что раствор, приготовленный из равных частей воды и глицерина, замерзает не при 0 °С, а около -40 °С.
    Проверьте свои знания
    1. Назовите основные условия существования живых организмов. 2. Приведите примеры различных приспособлений растений к условиям существования. 3. Какие приспособления животных к условиям существования вам известны? 4*. Некоторые птицы способны съесть за день в 20 раз больше корма, чем весят сами. Свяжите это с выражением: «Птицам не так страшен холод, как голод».

  7. Voodookazahn Ответить

    § 7- ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ,ОКРАСКИ ТЕЛА И ПОВЕДНИЯ ЖИВОТНЫХ
    1) Раскройте содержание понятия «приспособленность вида к условиям окружающей среды».
    Ответ: Растения и животные приспособлены к условиям среды своего обитания не только внешне, но и по внутреннему строению. Строение из органов и физиологические функции организма соответствуют условиям обитания. Их сложность и разнообразие.
    2) Перечислите основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.
    Ответ:
    1- Форма тела.
    2- Различные виды окраски и мимикрия.
    3- Особенности внешнего строения.
    4- Приспособительное поведение.
    3) Сравните такие виды окраски, как предостерегающая окраска, покровительственная окраска и мимикрия, обратив особое внимание на их отличительные особенности. Приведите примеры животных, обладающих такими приспособлениями. Заполните таблицу.
    Ответ:
    Покровительственная окраска
    Предостерегающая окраска
    Мимикрия
    Позволяют быть незаметными среди окружающего фона
    Пример: Хамелеон
    Выделяет из окружающей среды яркими пятнами или полосами
    Пример: Ядовитые насекомые и другие
    Это результат гомологичных мутаций у разных видов, которые помогают выжить незащищённым животным.
    Пример: Заяц
    4) Закончите приведенную схему эволюционного механизма появления мимикрии.
    Ответ:

    Естественный отбор (покажите, в каких условиях) – совместное обитание съедобных видов с несъедобными.
    Мимикрия – подражание съедобных видов животных несъедобным.
    Беззащитный вид животного становится неприкосновенным
    5) Ответьте, попадает ли поведение животного в сферу действия естественного отбора. Если да, приведите пример.
    Ответ: Поведение животного попадает в сферу действия естественного отбора. Это такие виды поведения, как демонстративное, отпугивающее и другие, обеспечивающие выживаемость вида. Пример, запас корма на зиму.
    6) Вставьте недостающее слово.
    Ответ: Главным последствием приобретения адаптаций является состояние приспособленности организмов к среде обитания.
    § 8- ЗАБОТА О ПОТОМСТВЕ
    1) У беспозвоночных и низших позвоночных животных плодовитость, как правило, значительно более высокая по сравнению с высокоорганизованными позвоночными животными. Предложите объяснение этой биологической закономерности.
    Ответ: Это объясняется тем, что более развитые животные лучше заботятся о потомстве, в то время как низшие животные откладывают большое количество яиц и оставляют их на произвол судьбы.
    2) Закончите предложение.
    Ответ: У животных, проявляющих выраженную заботу о потомстве, число детенышей относительно меньше, чем у животных, мало заботящихся о потомстве.
    Приведите примеры: большинство видов рыб, Млекопитающие – вынашивают одного или несколько детенышей в утробе и затем долго выкармливают их.
    3) Приведите примеры заботы о потомстве у рыб.
    Ответ:
    1- Азовские и каспийские бычки откладывают икру в ямки и охраняют ее.
    2- Самец колюшки строит гнездо с выходом и входом и охраняет.
    3- Американский сом вынашивает икру на брюхе.
    4) Приведите примеры заботы о потомстве у земноводных.
    Ответ: Самка сумчатой лягушки вынашивает икру в сумке на спине.
    5) Допишите предложение.
    Ответ: Наибольшая безопасность молодых животных достигается при такой форме заботы о потомстве, как развитие зародыша в теле матери.
    6) Известно, что забота о потомстве у некоторых членистоногих осуществляется в форме обеспечения их пищей. Приведите пример.
    Ответ: Насекомые откладывают яйца (личинки) в теле животных. Личинки питаются тканями животных.
    7) Укажите, благодаря каким физиологическим механизмам способы заботы о потомстве у высших позвоночных достигают высокого совершенства.
    Ответ: Физиологические механизмы: сложные инстинкты, способность к индивидуальному обучению.
    Примеры:
    У птиц – сооружение гнезд.
    У млекопитающих – кормление, защита потомства, обучение их ловить добычу и избегать опасностей.
    § 9- ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АДАПТАЦИИ
    1) Раскройте содержание понятия «физиологическая адаптация».
    Ответ: Физиологическая адаптация – сочетание всех признаков вида с приспособленностью процессов жизнедеятельности к условиям обитания, обеспечивающее успех в борьбе за существование.
    2) Попытайтесь объяснить эволюционный механизм возникновения физиологических адаптаций.
    Ответ: Все эволюционные изменения – образование новых популяций и видов, усложнение организации – обусловлены развитием многочисленных приспособлений и адаптаций к условиям обитания вида.
    3) Объясните, каким образом осуществляется приспособление к среде с недостатком воды:
    Ответ:
    А) у земноводных – они становятся активны в период после дождя и ночью.
    Б) у птиц – они накапливают жир, которые затем при расщеплении образует воду.
    В) у млекопитающих – они накапливают жир, некоторые регулируют потерю воды с поверхности дыхательных путей
    4) Закончите предложение.
    Ответ: Сущность функционального приспособления, позволяющего формировать депо кислорода в организме ныряющих животных, заключается в наличии дыхательного пигмента миоглобина в мышцах, позволяющего сохранить в 10 раз больше кислорода.
    5) Охарактеризуйте физиологические адаптации, повышающие эффективность поиска пищи:
    Ответ:
    А) у насекомых – органы химического чувства, улавливающие запахи на большом расстоянии.
    Б) у змей – способность к термолокации.
    В) у ночных хищников – способность к эхолокации.
    6) Подтвердите правильность тезиса: «Адаптации не обеспечивают абсолютной безопасности их носителей». Приведите три конкретных примера.
    Ответ: Большинство птиц не поедают ос и пчел, но некоторые поедают. Ежи поедают змей. Хищные птицы поднимают черепах в воздух и разбивают им панцирь, а затем поедают их.
    7) Закончите высказывание.
    Ответ: Показано, что если крыс перевести на мягкую диету и убрать из клетки все твердые предметы, то у них вырастают гигантские клыки, которые мешают им питаться. Это наблюдение является еще одним аргументом в пользу утверждения, что любые приспособления «срабатывают» только в привычной для вида обстановке.

  8. Nalmebor Ответить

    Вообще среди современных простейших очень мало крупных форм, заметных простым глазом: огромное большинство их — отдельно живущие клетки микроскопически малых размеров. Эта особенность одноклеточных животных имеет свои выгодные стороны, свои жизненные преимущества.
    Подобно тому как в лесу вместе с крупными деревьями уживаются мхи и лишайники, так и в водоёмах простейшие организмы благодаря своим ничтожно мелким размерам уживаются рядом с более крупными животными высших групп: те и другие не мешают друг другу. Высшие животные не могут оставить простейших без пищи, так как простейшие питаются такими мелкими частицами, какие не в состоянии использовать животные крупных размеров. Вместе с тем сами простейшие по своим микроскопическим размерам могут служить добычей только для очень мелких животных; более крупные хищники для них безопасны.
    Благодаря своим мельчайшим размерам и способности одеваться цистой, простейшие легко расселяются по таким временным водоёмам, как придорожные канавы, застоявшиеся лужи, углубления, оставленные копытами животных. Конечно, животные высших типов (например, рыбы) по таким «водоёмам» расселяться не могут.
    Наконец, многие простейшие оказались хорошо приспособленными к обитанию в теле различных животных, куда они легко проникают благодаря своей незаметности (чаще всего попадают вместе с пищей).

Добавить комментарий для Voodookazahn Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *