Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей?

8 ответов на вопрос “Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей?”

  1. Artur_Volk Ответить

    Предметная неделя — это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, представляющая многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчиненная решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, викторин и т. п. Мероприятия Предметной Недели позволяют создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей учеников, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку интеллектуальному развитию.
    – является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.
    – позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка.
    – рассматривает проблему обучения и развития школьников посредством использования внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности развитие осознанных мотивов учения.
    – связана с основным программным курсом обучения, углубляет, дополняет его и тем самым повышает уровень образования обучающихся, способствует их развитию, расширяет их кругозор.
    – даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов как часть общечеловеческой культуры.
    – показывает не только возможности учащихся, она еще показывает возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма.
    Специфика Предметной Недели как одной из форм учебной деятельности заключает в себе обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую ссоответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов.
    Главной особенностью Предметной Недели является то, что предметная неделя выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески всем ее участникам.
    Цели и задачи проекта
    Цель
    Поиск путей и способов выполнения социального заказа: создание оптимальных условий
    – для развития индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в образовательном учреждении;
    – для стимулирования творческой деятельности и удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении.
    Задачи проекта
    1) Обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности;
    2) Формирование ключевых компетенций у обучающихся: предметной, социальной, информационной, коммуникативной;
    3) Совершенствование методического обеспечения образовательного и воспитательного процесса по предметам точного и естественнонаучного цикла;
    4) Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности;
    5) Формирование команды педагогов, решающих проектные задачи;
    6) Поддержание социального имиджа школы.
    Основная часть
    Механизм проекта и этапы его реализации
    Механизм реализации проекта включает
    – концептуальную составляющую: принципы реализации проекта;
    – организацию и порядок проведения Предметной Недели (план-график подготовки, этапы и сроки реализации абстрактного проекта);
    – методические рекомендации по разработке, организации и проведению мероприятий Предметной Недели;
    – определение роли учителя при организации и проведении Предметной Недели;
    – формы поощрения участников Предметной Недели;
    – анализ рисков;
    – план реализации проекта Предметной Недели по определенной тематике (план-график с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).
    Принципы организации проекта
    1. Принцип развития:
    1) личности учащегося и учителя через взаимодействие;
    2) индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в образовательном учреждении;
    3) стимулирование творческой деятельности и удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении
    2. Принцип личной причастности: Каждый учащийся является активным участником всех событий Недели. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.
    3. Принцип массовости: Работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся.
    4. Принцип доступности: Подбираются разноуровневые задания.
    5. Принцип заинтересованности: Задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию.
    6. Принцип междисциплинарного подхода: Формирует у школьника интегративное мышление и общую картину мира.
    7. Принцип выбора и ответственности: Учащиеся самостоятельно выбирают свою роль, место, мероприятие, секцию в которой будут участвовать, и несут ответственность за сделанный выбор.
    8. Принцип соревновательности: Ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов
    9. Принцип открытости: Участвовать в мероприятиях Недели, в активной группе по подготовке и проектированию могут все желающие, согласно своему выбору.
    10. Принцип сотрудничества: Предметная неделя должна объединить учащихся и педагогов в единый коллектив. Сотрудничество в группах Учащийся — Учитель, Старшие — Младшие, Учащийся — Родитель.
    11. Принцип неповторимости, особости: Каждая следующая предметная неделя не должна повторять предыдущую, она заново должна претерпеть муки рождения, и, наверное, в этом тоже кроется один из секретов ее успеха.
    Организация и порядок проведения Предметной Недели
    – Организатором предметной недели является методическое объединение.
    – Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы методического объединения. Тематика предметной недели определяется на заседании методического объединения и является единой.
    – Мероприятия Предметной Недели соответствуют целям и тематике недели.
    – Проект осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.
    – Проект предполагает разработку положения, регулирующего все тонкости оценивания мероприятий. В течение всего срока ведется экран, демонстрирующий коллективные результаты участников Предметной Недели.
    Анализ рисков
    Участники
    Риски
    Пути преодоления
    Руководитель проекта
    Трудности во взаимодействии с участниками проекта
    Консультирование участников проекта, мотивация
    Учащиеся
    Перегрузка
    ? Проект осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.
    ? Реализация проекта осуществляется в совместной деятельности и индивидуальной работе с учетом интересов детей
    Родители
    Низкая компетентность родителей в данном вопросе
    Педагогическое консультирование
    Педагоги
    Высокая загруженность. Нежелание сотрудничать
    Нематериальное стимулирование
    Ресурсное обеспечение проекта
    Ресурсы, необходимые для реализации Проекта:
    1. Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта, разработка нового содержания, методов, подходов и приемов работы с новым содержанием)
    2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, инструктирование кадров по реализации проекта)
    3. Обеспечение кадровых условий (подбор, расстановка и подготовка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта)
    4. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, изменении существующих позиций учителей-предметников, внесение позиций в положение о стимулировании учителей, занимающихся реализацией проекта).
    5. Обеспечение нормативно-правовых условий (подготовка документов регламентирующего характера).
    6. Обеспечение научно-методических условий. Создание научно-методического обеспечения реализации проекта:
    – различных методических памяток и рекомендаций;
    – сценариев мероприятий по тематике Предметной Недели;
    – дидактических ресурсов с готовыми мероприятиями по тематике Предметной Недели, выполненные в PowerPoint и Flash;
    7. Обеспечение рефлексивного пространства для участников проекта.
    8. Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинетов с современным рабочим местом учителя).
    9. Наличие у преподавателей педагогических компетенций (владение учителем технологиями личностно-ориентированного обучения, ИКТ, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся).
    Ожидаемые результаты
    На уровне социума:
    повышение имиджа учреждения в социуме; расширение сетевого взаимодействия
    На уровне учреждения
    Школа: сформирует и подготовит творческую команду учеников и педагогов; получит эффективную образовательную среду; пополнит методическую базу по предметам; сформирует банк педагогических технологий для развития учащихся
    На уровне администрации:
    мониторинг уровня профессионализма учителя; представление материалов об опыте учителя на аттестацию, награждение, конкурсы; подготовка материалов к публикации.
    На уровне обучающегося
    Ученики продемонстрируют сформированность:
    – информационной, социальной, коммуникативной компетенции:
    · умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы;
    · умение планировать конечный результат работы и представить ее в вербальной форме;
    · умение вносить коррективы в ранее принятые решения;
    · умение оценивать результаты;
    · умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;
    · умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа деятельности.
    – предметной, познавательной компетенции:
    · подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой Предметной Недели;
    · расширение историко-научного кругозора учащихся в предметной области.
    На уровне педагога
    – создадут условия для формирования информационной, коммуникативной, социальной, познавательной и предметной компетентностей своих учеников;
    – помогут ученикам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им;
    – овладеют творческими подходами к преподаванию своего предмета;
    – усовершенствуют профессиональное мастерство через подготовку, организацию и проведение мероприятий Предметной Недели.
    На уровне родителей
    1. Сформированность мотивации к сотрудничеству со школой;
    2. Высокая степень включенности родителей в деятельность школы;
    3. Повышение коммуникативной культуры.
    Критерии, показатели и методы оценки эффективности
    Разработанные критерии эффективности проекта «Предметная неделя как средство развития интеллектуальности личности», позволяют выявить
    – успешность проекта и его значимость для ОУ
    · Массовость проекта.
    · Удовлетворенность участников проекта своей деятельностью.
    – развитие индивидуальности личности ученика
    – Владение предметными компетентностями:
    · Индивидуальные достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
    · Достижения классных коллективов в образовательных областях.
    – Владение школьниками социальной и коммуникативной компетентностями.
    · формирование имиджа образовательного учреждения
    · развитие индивидуальности личности учителя
    – Рейтинговая оценка проведения ПД методическими объединениями на конкурсной основе в рамках творческого отчета предметно-методической кафедры.
    Система информирования о проекте
    ? сайт школы,? стенд,? школьная радиотрансляционная сеть,? ученический совет школы, ? родительские собрания,? классные часы.
    Дальнейшее развитие проекта
    Особенностью проекта может быть его масштабируемость, дополняемость. На основе этого проекта предполагается: участие в различных методических конкурсах; публикации, распространение опыта; развитие виртуальной составляющей проекта с целью привлечения большего числа участников.
    Значимость проекта для других образовательных учреждений
    Практическая значимость проекта заключается в том, что его методические и дидактические разработки могут использоваться при организации и проведении предметной недели по любому предмету и в любом образовательном учреждении.
    Заключение
    Аналоговый анализ
    Критерий
    МОУ гимназия № 1
    Другие ОУ
    Обоснование необходимости проекта
    Новизна проектной идеи
    Системность проекта
    Эффективность проекта
    Масштабность проекта
    Целеполагание
    Инструментальность (управляемость проекта)
    Полнота проектной идеи
    Согласованность структурных частей проекта
    Адекватность показателей оценки эффективности проекта
    Реалистичность проекта
    Значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег
    Литература:
    1. Закон об образовании 2013 — федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
    2. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты второго поколения
    3. Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.
    4. Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/;
    5. Макарова Т. Н., Макаров В. А. Организация деятельности методического объединения в школе. Учебно-методическое пособие

  2. Andrew Juice Ответить

    Mетоды и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе
    B начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.
    B учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с одарёнными детьми, должна  состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности
    4. Урочная деятельность
    К ней  относятся следующие виды деятельности:
    – проблемно-развивающее обучение,
    – проектно-исследовательская деятельность,
    – игровые технологии (деловые игры и путешествия),
    – информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации
    развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
    – творческие и нестандартные задания.
    Проблемно-развивающее обучение
    Большинство учителей, работающие с одарёнными детьми, успешно реализуют технологию проблемного обучения. Учителя создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
    Проектно-исследовательская деятельность
    Oдной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт
    5. Внеурочная деятельность.
    К ней  относятся следующие виды деятельности:
    – факультативы,
    – предметные недели,
    – театрализованные праздники,
    – олимпиады и конкурсы по предметам.
    Факультативы.
    Oдна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей.
    Предметные недели.
    Oдной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении недели начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.
    Театрализованные праздники.
    Театрализованные праздники – особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.
    Oлимпиады и конкурсы по предметам.
    Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям.
    6. Cистема работы.
    Pаботу с одарённым ребёнком нужно начинать с выявления этого ребёнка в детском коллективе. Основной формой диагностики в начальных классах является наблюдение. После того как заметили яркие способности ученика, необходимо выявить уровень одарённости. Для этого можно  использовать различные формы: анкеты для родителей, опросники, методику «Карта одарённости», методику оценки общей одарённости и др.
    После выявления  обязательно согласуйте свои дальнейшие действия с родителями ученика, администрацией. После этого составляется план работы с одарённым ребёнком. Он включает в себя не только темы, которые необходимо изучить в ходе работы, но и предусматривает сотрудничество с педагогическим коллективом.  Психолог проводит диагностику, тестирование, выявление, помогает составить план работы с учётом психологических особенностей ученика. Учителя начальных классов оказывают помощь друг другу в организации совместных мероприятий, предметных олимпиад, выборе наиболее результативных форм и методов работы, делятся опытом, который принёс результат. Администрация руководит, согласует, анализирует деятельность учителей и учеников. Детский коллектив может и должен в некоторой степени влиять на развитие высокомотивированных учеников через дружеское соперничество на уроках, при проведении игр клуба знатоков, на внеклассных мероприятиях.
    Ежегодно подводятся итоги работы, и в план работы  вносятся соответствующие коррективы.
    При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:
    – видом одарённости;
    – возрастом ребёнка;
    – социальным статусом семьи ребёнка;
    – уровнем одарённости;
    – активностью самого ребёнка;
    – профессиональной подготовкой педагога;
    B работе с одарёнными учащимися обращаем внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаём у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.
    Таким образом, одарённый ребёнок с самого детства может отличаться своеобразными способами деятельности. Уровень его способностей значительно выше среднего. Оценка одарённости не должна основываться только на тестировании: её степень и своеобразие обнаруживаются в ходе обучения и воспитания при выполнении содержательной деятельности. Одарённость на ранних возрастных этапах следует рассматривать и развивать как некую общую, универсальную способность, которая с возрастом приобретает специфические черты и определённую предметную направленность.
    Поэтому главная педагогическая задача должна смещаться с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Если взрослые смогли разглядеть талант, то их главная задача – формировать у ребёнка высокую мотивацию.
    Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются  найти его сильную сторону и дать ему возможность  проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу  выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы.

  3. Твоя любовь Ответить

    Работа с одарёнными детьми в школе
    2012 г.
    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
    «Средняя общеобразовательная школа № 5» с. Сергиевское
    Актуальность: В свете концепции модернизации остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем носителями ведущих идей общественного процесса. Образовательные учреждения предоставляют учащимся  возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, секции, кружки, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.)
    Из материалов ФГОС
    Цель работы : Создание условий для выявления, сопровождения и поддержки интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей.
    Задачи:
    – Изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления одарённых детей;
    – провести диагностику и создать банк данных одарённых детей;
    – обеспечить возможность участия одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах  как внутри школы, так и за её пределами .
    Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
    –   принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
    –    принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
    –    принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
    –    принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
    –    принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
    Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
    В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.
    Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы  школы. В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности.
    Очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
    Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование спецкурсов. Здесь, работая в малых группах, можно  максимально реализовать  дифференциацию обучения,                                1
    индивидуальный подход, применяя разные методы работы: – наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой.
    Согласно учебного плана школы на 2011 – 2012 учебный год в начальных классах ведется несколько спецкурсов и занятий внеурочной деятельностью. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей. Во 2 классе я провожу занятия по спецкурсу «Я и мир». Его основной целью является познавательно-личностное развитие школьников; на нём формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать своё мнение, доказывать свою точку зрения. Большое внимание на занятиях я уделяю обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
    В 1 классе я провожу  внеурочную деятельность «Искусство сцены» , где уделяется большое внимание развитию творческих способностей детей. На данных занятиях  дети могут  самовыражаться, часто применяю ролевое проигрывание ситуаций, большое внимание уделяю развитию пластики и координации движений.
    Не новой, но востребованной формой работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.
    Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе     2
    является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.
    Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.
    Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе создан и постоянно пополняется банк заданий олимпиад по различным образовательным областям. В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей предметных олимпиад.
    В течение нескольких лет одарённость наших учащихся выявляется и оценивается на олимпиадах, турнирах, конференциях, выставках. В этом году впервые ученики моего 2 класса приняли участие в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», где показывали  достаточно высокие достижения. Хочется отметить, что участие в конкурсе приняли многие  желающие, независимо от уровня развития. Поверить в свои силы, создать среду, облегчающую  школьникам возможность раскрытия собственного потенциала в этом и заключается , как я считаю работа с одарёнными детьми. Помимо этого конкурса дети приняли участие в конкурсе «Кенгурёнок»( на внеконкурсной основе, так как  в программе  не предусмотрено участие детей 2 класса, но тем не менее ребята рискнули проверить свои знания на уровне третьеклассников).
    Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового                              3
    материала, закреплении, повторении, контроле. Эти технологии получили распространение в начальных классах на информатике, успешно используются на других предметах.
    Задатки и способности детей могут тихо дремать до поры до времени, могут не раскрыться вовсе без поддержки и поощрения со стороны учителя. Именно его взгляду доступны некоторые внешние поведенческие признаки интеллектуальных и творческих способностей. Понять такого ребёнка, по достоинству оценить его индивидуальность, положительно воспринять его и развивать лучшее в нём – задача педагога, работающего с одарённым ребёнком.
    Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
    -исследовательский;
    -частично-поисковый;
    -проблемный;
    -проективный;
    Формы работы:
    – классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
    – консультирование по возникшей проблеме;
    – дискуссия;
    – игры.
    Очень важны:
    -предметные олимпиады;
    -интеллектуальные марафоны;                                                                                                            4
    -различные конкурсы и викторины;
    -словесные игры и забавы;
    -проекты по различной тематике;
    -ролевые игры;
    -индивидуальные творческие задания.
    Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.
    Как правило, у одаренных детей проявляются:
    -высокая продуктивность мышления;
    -легкость ассоциирования;
    -способность к прогнозированию;
    -высокая концентрация внимания.
    Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств. На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является подготовка педагогических кадров.
    Учитель должен быть:
    -непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
    -профессионально грамотным;
    -интеллигентным, нравственным и эрудированным;
    -владеть современными педагогическими технологиями;
    -психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
    -иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.
    При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
    -обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
    -стимулировать познавательные способности учащихся;
    -работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
    -принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
    -анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
    -отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
    Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников                    5
    Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества. Желательно, чтобы усилия школы, направленные на повышение творческого уровня учебного процесса, были поддержаны учреждениями дополнительного образования и родительским корпусом. Все будущее страны связывают с интеллектуальным и физическим развитием подрастающего поколения. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души.  Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому  ребенку от рождения
    Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.
    6
    Приложение
    План работы с одарёнными детьми на 2011 -2012 учебный год.
    № п/п
    Мероприятия
    Дата
    1.
    Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.
    в течение года
    2.
    Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности.
    в течение года
    3.
    Пополнение  банка данных по одарённым детям
    Сентябрь,  январь
    4.
    Проведение работы с родителями одарённых детей.
    в течение года
    5.
    Проведение учёбы по изучению опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми.
    в течение года
    6.
    Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся .
    Ноябрь, декабрь
    7.
    Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок» «Интеллект»
    в течение года
    8.
    Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций.
    январь-апрель
    9.
    Организация  занятий по интересам.
    в течение года
    10.
    Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.
    в течение года
    11
    Вовлечение в работу кружков, секций
    в течение года
    12
    Привлечение детей к проектной деятельности
    в течение года
    13
    Создание портфолио ученика
    в течение года
    Направления деятельности по работе с одарёнными детьми:
    – организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
    – подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
    – проведение массовых мероприятий внутри объединения;
    – обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
    Методическая работа :
    заниматься самообразованием;
    повышать профессиональное мастерство;
    посещать занятия других педагогов;
    участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
    проводить открытые занятия;
    подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
    проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
    8
    Работа с родителями.
    – Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий-
    -Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
    – Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

           

     Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
    – Факультатив
    -Предметная неделя
    – ученическая конференция
    -Кружки, объединения
    – Организация исследовательской работы
    – Организация проектной деятельности
    9
    Месяц
    Содержание деятельности
    август
    1. Изучение федеральной, краевой и муниципальной нормативно-правовой базы работы с одарёнными детьми, начало формирования базы данных одарённых детей
    3. Разработка программ спецкурсов, факультативов и объединений дополнительного образования
    4. Разработка психолого-педагогического инструментария сопровождения одарённых детей
    5. Принятие:
    – плана работы с одарёнными детьми
    – локальных актов, регламентирующих работу с одарёнными детьми
    сентябрь-октябрь
    1. Формирование банка данных одарённых детей
    4. Организация дополнительного образования детей: формирование групп, составление расписания
    5. Заседание  методического совета школы с повесткой дня:
    «Утверждение тем учебно-исследовательских работ школьников»
    6. Контроль:
    ·   Организация системы дополнительного образования детей
    ·   Тематическое и календарное планирование
    7.Методический семинар на тему «Психолого-педагогические основы работы с одарёнными детьми»
    1. Составление заявок на участие в  предметных олимпиадах
    2.  Проведение диагностических процедур мониторинга одарённых детей
    Ноябрь -декабрь
    3. Подготовка к участию  в   предметных  олимпиаде
    4. Участие в   предметных олимпиадах
    5. Психолого-педагогический консилиум «Работа с банком данных об одарённых детях в начальной школе»
    январь
    1. Подготовка учащихся к краевой предметной олимпиаде
    2. Участие в краевых предметных олимпиадах
    3. Доклад на ШМО о работе с одарёнными детьми
    фвраль- март
    1.  Подготовка и участие в ученической научно-практической конференции
    2. Проведение диагностических процедур мониторинга одарённых детей
    апрель -май
    1.  Анализ результатов работы с одарёнными детьми
    2. Участие в районных и краевых творческих конкурсах и спортивных соревнованиях
    3. Проведение анализа диагностических процедур мониторинга одарённых детей
    10

Добавить комментарий для Artur_Volk Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *